Что такое threshold в музыке
Часто задаваемые вопросы по динамической обработке аудио сигнала
Что такое динамический диапазон?
Для чего нам компрессия?
Допустим, вы работаете над сведением роковой записи, средний динамический диапазон у нее 20 дБ. И вы хотите добавить в микс необработанный компрессором вокал. Средний динамический диапазон у вокала равен примерно 40 дБ. Чем это чревато для микса? Слишком тихие вокальные куски будут просто не слышны, а слишком громкие будут выпирать из общей картины. В данной ситуации компрессор необходим для уменьшения (компрессии) динамического диапазона вокала в пределах 10 дБ.
Тот же самый принцип работает для любого инструмента в миксе. У каждого инструмента есть свое место в миксе, а хороший компрессор помогает звукорежиссеру правильно их смешать.
Разве компрессор нужен для всего?
Зачем нам нойз-гейты?
Если вы когда-либо пробовали сводить живую запись, вы знаете сколько проблем возникает с ударной установкой, а именно с железом, которое проникает в микрофоны, установленные на томах. Как только вы добавляете верхов на эквалайзере, чтобы сделать томы более яркими, начинают лезть наверх тарелки. И это особенно хорошо слышно через ВЧ громкоговорители в мониторах. Если же мы используем гейты на микрофонах, записывающих томы, так что железо больше не будет звучать через них в паузах, мы очень сильно прочистим общий микс и сделаем его в разы разборчивее.
Типы динамической обработки
Компрессор и лимитер
В сущности, компрессия – это процесс ослабления входного сигнала в заданной пропорции. Используется для сужения динамического диапазона голоса или музыкального инструмента, позволяет производить запись без искажений. Также применяется при создании микса, уменьшая разницу частот каждой дорожки.
Вокалист, допустим, постоянно перемещается перед микрофоном и сигнал на выходе колеблется вверх-вниз, что звучит странно. В данном случае компрессор решит проблему, ослабив громкость отдельных фраз так, что в результате будет ровный вокал.
Степень ослабления сигнала зависит от соотношения компрессии и порогового уровня. Соотношение 2:1 или меньше считается слабой компрессией, при которой сигнал на выходе, превышающий пороговый уровень, уменьшается в два раза. Соотношения выше 10:1 можно называть сильным лимитированием.
Чем ниже пороговый уровень, тем большая часть сигнала подвергается компрессии (при определённом уровне входного сигнала). Важно знать меру, так как слишком сильная компрессия убивает динамику записи (при этом некоторые звукорежиссёры убивают её специально в качестве эффекта)!
Лимитирование – вид обработки сигнала, при котором подавляются всплески громкости (скачки амплитуды).
Компрессор/лимитер используется при выполнении многих задач при обработке звука, например:
Звук бочки ударной установки может затеряться среди электрогитар. И не важно, как громко звучит дорожка, бочка звучит “грязно”. Компрессия выправит звук бочки на фоне гитар.
Диапазон голоса на записи достаточно широк. Пики громкости могут сильно выпирать из общего звучания. Таких пиков может быть много, и они все разные, так что почти невозможно их выровнять через микшер. Компрессор/лимитер автоматически контролирует громкость, не искажая тонкостей вокала.
Соло гитара глушится ритмом. Не выкручивайте фейдер до предела, компрессия поставит ведущую гитару на своё место в миксе.
Экспандер
Существует два основных вида экспансии: динамическая и нисходящая. Экспансия расширяет динамический диапазон сигнала, когда он выше порогового значения. Динамическая экспансия – это, по сути, компрессия наоборот.Динамическая экспансия применяется на ТВ и радио, чтобы отменить компрессию непосредственно до передачи аудио сигнала. Компрессию с последующей экспансией называют компандированием.На данный момент чаще всего применяют нисходящую экспансию. В отличие от компрессии, которая понижает сигнал выше порогового значения, экспансия понижает сигнал ниже порога экспансии. Степень понижения определяется соотношением экспансии. Например, соотношение 2:1 понижает сигнал вдвое (это значит, что если сигнал ниже порогового значения на 5дБ, экспандер понизит его до 10дБ).Экспансию часто используют для уменьшения шумов, это очень мощный и простой нойз-гейт. Главное различие между экспандером и нойз-гейтом в том, что экспансия зависит от того, насколько сильно сигнал ушёл “под порог”, тогда как при работе нойз-гейта это не имеет значения.
Шумоподавление
Шумоподавление – процесс устранения нежелательного шума из записи посредством ограничения сигнала ниже заданного порогового значения. Как было написано выше, работа нойз-гейта не зависит от уровня сигнала ниже порога. Выход устройства открыт, пока сигнал находится выше порога.
Длительность открытия выхода определяется скоростью атаки. Длительность работы устройства, когда сигнал ниже порогового называется временем удержания. Скорость закрывания выхода определяется временем возврата. Уровень подавления нежелательного сигнала в закрытом положении определяется диапазоном.
Краткий словарь терминов
Научно доказано, что если вы хотите быстро изучить какой-то предмет, вы должны для начала разобраться с основными понятиями. Тот же принцип действует и в звукозаписи и в дальнейшей работе со звуком. Большинство инструкций и учебников предполагают наличие базовых знаний, без которых читать их затруднительно. Надеюсь, что следующий раздел поможет вам навести порядок в голове и окончательно разобраться с основами.
Компрессоры
Атака (Attack).
Атака определяет скорость действия компрессора на входной сигнал. Долгая атака (регулятор по часовой стрелке до упора) вначале позволяет сигналу (т.н. начальный переходный процесс) проходить необработанным через компрессор, тогда как короткая атака (против часовой стрелки до упора) сразу же обрабатывает сигнал согласно соотношению компрессии и установленному пороговому уровню.
Авто (Auto).
Компрессор работает в режиме автоматической атаки и возврата. Регуляторы в этом случае не влияют на процесс, а используются запрограммированные значения параметров.
Боковой канал компрессора (Compressor Sidechain).
Жёсткая и мягкая компрессия (Hard/Soft Knee)
При жёсткой компрессии ослабление сигнала происходит максимально быстро в момент превышения пороговой величины. При мягкой, сигнал ослабляется более плавно, после того, как он превысил заданный порог, что обеспечивает более естественное для музыки звучание.
Лимитеры.
Лимитер – это компрессор, не допускающий увеличения сигнала выше уровня порога. Например, если порог установить на 0 дБ, параметр “Ratio” выкрутить полностью по часовой стрелке, то компрессор начнёт работу в режиме лимитера при 0 дБ, и выходной сигнал никогда не превысит этого значения.
Компенсирующее усиление (Makeup Gain).
При компрессии, сжатие сигнала обычно влияет на общий уровень громкости. Регулятор усиления позволяет восстановить утерянный при компрессии уровень.
Соотношение (Ratio).
Соотношение – это зависимость между выходным и входным сигналами, этот параметр устанавливает крутизну компрессии. Например, установив соотношение 2:1, любой сигнал выше порогового подвергнется компрессии в соотношении 2:1. На каждый децибел на входе компрессора приходится 0.5 дБ на выходе, таким образом образуется компрессия, сжимающая сигнал в два раза. При увеличении соотношения, компрессор постепенно переходит в режим работы лимитера.
Время возврата (Release).
Threshold.
Пороговый уровень компрессии (порог компрессии) определяет значение, выше которого начинается ослабление сигнала. Обычно поворот регулятора порога влево увеличивает сигнал, который подвергается компрессии (при соотношении выше, чем 1:1).
Экспандеры
Нисходящая экспансия (Downward Expansion).
Нисходящая экспансия чаще всего применяется в профессиональной звукозаписи. Сигнал ослабляется ниже порогового значения. Это стандартный способ подавления шумов.
Соотношение (Ratio).
Соотношение экспансии определяет уровень ослабления сигнала, когда он опустился ниже порога. К примеру, при соотношении экспансии 2:1 каждый децибел ниже порогового значения ослабляется в два раза. При соотношении 4:1 и выше экспандер работает почти как нойз-гейт, только без возможности регулирования времени атаки, задержки и возврата.
Нойз гейты (Noise Gate)
Атака (Attack).
Параметр «время атаки» устанавливает величину, при которой открывается гейт. Быстрая атака подходит для перкуссивных инструментов, в то время как вокал и бас-гитара требуют плавного открытия. Применение к ним слишком быстрой атаки приведёт к появлению ощутимого “шёлкания” при сведении. Щелчок при открытии присущ любому гейту, но при правильной настройке его не слышно.
Время удержания (Hold).
Время удержания – фиксированный период времени, при котором гейт находится в открытом состоянии при уровне сигнала ниже порогового. Значение этого параметра играет роль при гейтировании, например, малого барабана – после удара по нему проходит определённое время, после которого гейт резко закрывается.
Диапазон (Range).
Время возврата (Release).
Время возврата гейта определяет скорость, с которой гейт переходит из открытого в полностью закрытое состояние. Время возврата обычно настраивают так, чтобы сохранить естественное затухание звука инструмента или вокала. Высокая скорость возврата убирает шумы, но может вызвать “заикание” ударных инструментов, которое устраняется низкой скоростью возврата. Внимательно настраивайте этот параметр для наиболее естественного эффекта.
Пороговый уровень (Threshold).
Общие рекомендации по компрессии аудио сигнала
Ниже приведены пресеты компрессии, используемые в PreSonus BlueMax. Данные пресеты – стандартные установки, своего рода отправные точки для работы со звуком.
Вокал
Тёплый вокал. Это параметры для лёгкой компрессии с низким соотношением и расширенным диапазоном, в основном для лирических песен в живом исполнении. Вокал “на своём месте”.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-8.2 дБ | 1.8:1 | 0.002 ms | 38 ms |
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-3.3 dB | 2.8:1 | 0.002 мс | 38 мс |
Кричащий. Параметры для громкого вокала. Довольно жёсткая компрессия для вокалистов, которые не следят за расстоянием до микрофона. Голос сильно выступает из микса, создавая эффект присутствия.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-1.1 дБ | 3.8:1 | 0.002 мс | 38 мс |
Перкуссия
Малый барабан/бас-барабан. Данный пресет пропускает пики и сжимает остальную часть сигнала, при этом слышим чёткий звук с затуханием.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-2.1 дБ | 3.5:1 | 78 мс | 300 мс |
Левый/правый (стерео) оверхэды. Параметры «соотношение» и «порог» здесь низкие, что даёт широкий диапазон, в который помещаются даже тарелки. Глубокие низы, общее звучание живое с невысокой реверберацией. Более пробивной звук, меньше эффекта комнаты.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-13.7 дБ | 1.3:1 | 27 мс | 128 мс |
Струнные инструменты
Бас-гитара. Быстрая атака и медленный возврат пресета “сожмут” бас так, чтобы он хорошо сидел в миксе.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-4.4 dB | 2.6:1 | 45.7 мс | 189 мс |
Акустическая гитара. Пресет подчёркивает атаку акустической гитары и обеспечивает ровность звучания, что позволят гитаре оставаться слышимой.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-6.3 дБ | 3.4:1 | 188 мс | 400 мс |
Электрогитара. Настройки для плотного ритма. Небольшое время атаки придаёт ритм-партии напор и живость
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-0.1 дБ | 2.4:1 | 26 мс | 193 мс |
Клавишные инструменты
Фортепиано. Особый пресет для выравнивания всего диапазона фортепиано – от нижнего звука до пятой октавы. Чётко слышны партии обеих рук.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-10.8 дБ | 1.9:1 | 108 мс | 112 мс |
Синтезатор. Быстрая атака и возврат подходят как для духовых, так и басовых партий на синтезаторе.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
-11.9 дБ | 1.8:1 | 0.002 мс | 85 мс |
Оркестр. Настройки подходят как для струнных, так и других оркестровых “наборов” синтезатора. Общий динамический диапазон снижен для удобного добавления в микс.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
3.3 дБ | 2.5:1 | 1.8 мс | 50 мс |
Стерео микс
Стерео лимитер. Исходя из названия, у этого пресета жёсткое лимитирование, что делает его идеальным для сведения двух дорожек или двух моно-каналов в один стерео.
Threshold (порог) | Ratio (соотношение) | Attack (атака) | Release (возврат) |
---|---|---|---|
5.5 дБ | 7.1:1 | 0.001 мс | 98 мс |
Контур. Настройки расширяют диапазон основного микса.
Принцип работы компрессора (Fl Studio)
Данная статья является частью цикла статей «Fl Studio»
Содержание
Введение [ править ]
Перед началом чтения статьи скачайте этот проект => проект.
Принцип работы [ править ]
В данной статье работа компрессора будет рассматриваться на применении плагина Fruity Compressor. Т.к. он является очень простым не столько со стороны понимания, сколько со стороны его внутреннего устройства. ВНИМАНИЕ! на других компрессорах установки которые здесь будут приводится могут работать не так как на Fruity Compressor именно из-за их внутренних особенностей, отличающихся от классического устройства работы компрессора. К примеру плагин Waves C1 comp будет показывать отличающиеся результаты от Fruity Compressor с точно такими же настройками!
В каждом компрессоре есть 5 параметров Threshold, Ratio, Attack, Release, Gain
Звук не постоянен и имеет разные значения громкости (амплитуды) в разный промежуток времени, к примеру как на картинке ниже. В самом начале сэмпла звук громкий и далее всё тише:
Но вам к примеру необходимо сделать эти тихие звуки также отчётливо слышимыми как и в начале. Вы конечно можете применить автоматизацию на громкость, делая тихие звуки громкими в ручную, но представьте если вам нужно сделать «ровным» по громкости не одно место в треке, а к примеру 100, сколько это у вас тогда займет времени? Или же можно 1 раз настроить компрессор и он сам сделает за вас всю работу.
Threshold, Ratio [ править ]
Четыре параметра Threshold, Ratio, Attack и Release взаимосвязаны между собой. Этими четырьмя параметрами вы даёте указание компрессору как себя вести.
Откройте 1й паттерн и послушайте звук его громкость ровно 0db, на этом звуке мы будем изучать работу компрессора.
Теперь перейдите на 3й паттерн, отключите на канале компрессор, затем прослушайте и посмотрите громкость звуков:
Attack [ править ]
С помощью атаки компрессора вы можете добавить острую атаку тускло-звучащему барабану (см. паттерн 5). Или же плотности вяло звучащему басу (см. паттерн 6).
Проще говоря параметр Attack это то время за которое компрессор начнёт действовать в полную силу. Иными словами, Attack это то время за которое параметр Ratio перейдет от значения 1 к установленному вами.
Release [ править ]
Release время по истечению которого компрессор перестанет сжимать звук см. картинку ниже (пример на паттерне 7).
Параметр Release работает следующим образом. После снижения громкости звука ниже порогового значения (Threshold), звук всё ровно сжимается на тоже количество дБ, что и при прохождении пороговой точки. К примеру в нашем случае звук компрессировался в соотношении Ratio = 5:1, после громкость звука опять стала ниже порога но сжатие прекратилось не сразу, теперь компрессор начинает действовать в обратную сторону в соответствии с параметром Release = 4000мс постепенно уменьшая силу сжатия. То есть если порог в нашем примере превышался на 10дБ (сигнал сжимался на 8 дБ), а после резко стал ниже, то сжатие всё ещё продолжается на всё те же 8 дБ (-10-8=-18) (синяя стрелка на картинке), и компрессор начинает постепенно (в течении 4000мс) уменьшать сжатие.
То есть если взять более сложный пример, где громкость звука не одной и той же громкости, то поочерёдно будут срабатывать то атака, то восстановление (даже если динамические изменения будут происходить выше порога). См. рис. ниже, как видно из рисунка, Attack вступает в действие когда громкость увеличивается, а Release когда громкость уменьшается.
Пример применения параметра Release можно посмотреть на паттерне 8.
Послушайте и посмотрите звук находящийся на этом паттерне, вы услышите что звуки примерно одной громкости, для сравнения отключите компрессор и вы услышите что разница между ними очень заметна. После этого у компрессора сделайте параметр Release = 1 и вы услышите, что эти звуки будут сильно разнится по громкости.
Первый рисунок (жёлтая линия) это график уменьшения сжатия со временем. Здесь отмена сжатия происходит практически мгновенно и следующий звук начинает компрессироваться по новой. Второй рисунок со значением Release = 673. Компрессор очень долго отменяет сжатие, и второй звук начинает звучать не с новой силой, а с остатками компрессии предыдущего звука. Если расстояние между звуками будет больше 673ms (пример на паттерне 9), то компрессия применится по новой.
Почему параметрам Attack и Release нельзя выставлять очень малые значения [ править ]
Если параметрам Attack и Release выставлять очень малые значения, то они начинают очень заметно работать с полу волнами.
Откройте паттерн 13, послушайте звук и посмотрите на их громкость. Громкость одинакова = 0дб. Затем включите компрессор и вы увидите что компрессируются они по разному. Это происходит потому что у них разная частота, попробуйте увеличить значение параметра Release и громкость станет примерно одинаковой.
Данные случаи происходят потому что компрессор работает с полу волнами звука см. рис ниже:
Первые жёлтые полосы это то как ведут себя параметры атаки и восстановления при очень малых значениях, последняя жёлтая линия это то как вело себя восстановление в первом случае (паттерн 12). Именно поэтому сигнал почти не сжимался, если увеличить частоту сигнала, то соответственно и полуволны станут короче, а это значит что компрессор не успеет так быстро восстановится (второй пример паттерн 13).
Замечание: рисунок очень сильно утрирован для улучшения понимания.
Как правило очень малые значения атаки и восстановления нежелательны так как могут заметно исказить звук.
Gain [ править ]
Limiter [ править ]
У Fruity Compressor есть особенность, он в любом случае работает как лимитер (даже если не задействован Ratio = 1:1 (Ratio = 1:1 компрессор бездействует)). Но лимитирует он только те звуки которые громче 0дб (см. пример на паттерне 11).
Компрессоры с графическим отображением [ править ]
Также существуют компрессоры с графическим отображением своей работы, рассмотрим для примера компрессор Waves C1 comp:
Хочется еще раз заметить, что тема компрессии довольно трудна для понимания, особенно если вы только начинаете изучать создание музыки на компьютере. Запомните эту статью и вернитесь к ней позже, когда у вас будет больше опыта. Если вы поняли не всё описанное в этой статье, то понимание придёт со временем (если конечно вы будете пользоваться компрессором). В компрессии главное практика.
Пред тем как применять компрессию подумайте, нужна ли она вообще в вашем случае. Компрессор это тонкий инструмент его не следует применять «просто так», им можно легко испортить звук. В этой статье в некоторых местах приводились экстремальные настройки компрессора, для более заметной работы, не стоит расценивать их как руководство к действию.
Динамическая обработка: просто о сложном
Сегодня мы поговорим о динамической обработке – неотъемлемой части процесса сведения практически во всех областях работы со звуком, любой композиции, микса, или даже звука к кинофильму.
Очень часто нам необходимо выровнять по громкости прыгающий туда-сюда сигнал, или же жестко ограничить выходной уровень сигнала до определенного порога, или же попросту сделать тихое громким, а громкое тише одновременно. Можно, конечно же, сделать все это руками, лихорадочно дергая фейдером или прописывая сверхсложные многоточечные линии автоматизации для регулировки громкости. Однако, это займет массу вашего драгоценного времени, которое куда как лучше было бы потратить на творчество. И поэтому для данных целей был придуман специальный класс приборов, а такой вид обработки сигнала был назван динамической обработкой.
Динамикой в данном случае называют изменение уровня громкости, то есть динамический диапазон сигнала есть ничто иное, как разница между самым тихим и самым громким его уровнями. Целью приборов динамической обработки является уменьшение или увеличение динамического диапазона сигнала, что, собственно, ведёт к ограничению уровня громкости в пределах этого диапазона.
Что же такое динамическая обработка на практике и с чем ее едят? Какие виды динамической обработки существуют, и какие приборы для этого были созданы? Как ими пользоваться применимо к сведению и мастерингу музыкальных композиций? Именно об этом мы с Вами и поговорим и постараемся выяснить.
Итак, приборы динамической обработки бывают четырех основных видов:
Все эти приборы (или же программные плагины, но мы в дальнейшем все-таки будем называть их приборами) действуют непосредственно на динамический диапазон (амплитуду, уровень громкости) поступающего сигнала и изменяют его в зависимости от вида обработки.
Оттуда и название такого вида обработки – динамическая.
Все приборы динамической обработки имеют ряд параметров, одинаковых для всех ее видов. Это:
Это была теория в общих словах. Но давайте же перейдем к более конкретным и практическим примерам. И начнем мы со всеми любимого «агрегата», называемого компрессор.
Компрессия (Compressor)
Компрессор – это вообще отдельная песня. Про него кричат все кому не лень, мол, это такая штуковина, благодаря которой все начинает качать. А вот как качать и почему – большинство и не знает.
На самом деле, компрессор – нечто вроде автоматического регулятора уровня, который делает звуки, превышающие порог тише на определенный уровень, определяемый степенью компрессии. А поднятие выходного уровня уже сжатого сигнала (Makeup Gain) и создает то самое ощущение плотности звука.
Приведу простой, но очень наглядный пример. Однокомнатная квартира в какой-нибудь хрущевке, вечер. В квартире живет мама, которая любит посмотреть вечером телевизор и маленькие дети, которые рано засыпают. Мама смотрит по телевизору фильм и делает звук достаточно тихо, чтобы детишкам спать не мешать. Представим себе, что комфортный уровень звука, на котором мама смотрит телевизор – порог (Threshold), выше которого звук не должен подниматься.
Но все мы знаем, что когда фильм прерывается на рекламу, громкость увеличивается. Мама тянется к пульту и делает звук тише, так чтобы детишки не проснулись. Так вот, время, за которое мама возьмет пульт и сделает звук тише – время атаки. Мама делает тише, реклама проходит, начинается фильм, маме нужно опять взять пульт и вернуть исходную громкость. Время, за которое она это сделает – время восстановления (Release).
Таким вот образом мама у нас работает в роли компрессора с большим временем атаки и восстановления (релиза).
Однако остается еще один момент – уровень громкости, на который мама понижает звук при включении рекламы. Мама это делает на слух, а вот в компрессоре для этого есть специальный параметр – Ratio (коэффициент сжатия) и обозначается он как дробь – X:1. Например, коэффициент 5:1 обозначает, что при превышении порога на 5 дБ на входе мы получим всего лишь 1 дБ превышение на выходе, при превышении порога на 6 дБ и коэффициенте 2:1 от входных 6 дБ на выходе останутся только 3 и.тд.
И последний важный параметр, который используется при компрессии – это выходной уровень, обозначаемый Makeup Gain или Out Gain. Он используется для поднятия уровня сигнала, обработанного компрессором, т.к. сигнал после компрессии будет иметь в любом случае намного меньший уровень, чем до попадания в компрессор.
Подводя итог сказанному:
Теперь от теории перейдем к практике. Для начала рассмотрим интерфейс компрессор C1, входящего в пакет Waves.Лично я пользуюсь именно этим компрессором, так как он дает очень мягкий и приятный звук:
Самый первый индикатор под надписью Comp/Exp, на скриншоте он красный – это Gain Reduction, он показывает то, насколько глубоко срабатывает компрессор. Второй индикатор показывает уровень входного сигнала, а ползунок справа от него – наш порог срабатывания. Непосредственно параметры компрессора задаются левее от этих двух индикаторов. Далее следует графический индикатор срабатывания компрессора, после чего следует фейдер выходного уровня и непосредственно индикация выходного уровня.
Все очень просто и удобно.
В музыке компрессоры используются повсеместно, начиная от компрессии бочки с басом и заканчивая финальной компрессией всего микса.
Можно выделить две основные области применения компрессоров:
выравнивание «прыгающей» по уровню записи, например вокала, дабы он звучал ровно и разборчиво во всех частях песни. Такой вид компрессии помимо голоса также повсеместно применяются при записи и сведении живых инструментов, которые по своей сути не могут иметь ровный и неколеблющийся уровень;
изменение огибающей (envelope) звука, что позволяет, например, заострить ударные и придать им большей злобности (послушайте, как например, звучит бочка в Psy Trance); или же напротив, смягчить слишком жестокую атаку баса, дабы он зазвучал приятнее и мягче.
Давайте разберемся, как и зачем компрессировать различные элементы композиции инструменты:
Лимитер (Limiter) и Максимайзер (Maximizer)
Лимитер является по сути тем же самым компрессором, степень сжатия которого – бесконечность к единице, он представляет собой нечто вроде непробиваемой железной стены, за которую ничего не проходит. Лимитер имеет по сути один основной параметр – порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал на выходе не поднимется. Лимитер не имеет такого параметра, как время атаки (Attack) и срабатывает моментально.
Максимайзер представляет собой прибор состоящий из того же самого лимитера, только оборудованного усилителем выходного сигнала (аналогично Makeup компрессора).
Лимитер наиболее часто используется при мастеринге, где ставится в линию мастер-обработки самым последним звеном, дабы срезать непрогнозируемые выбросы, например, более 0 децибел.
Казалось бы, как хорошо, повесил лимитер на клипующий по полной программе микс, и, вуаля: ровная запись на выходе.
Но на самом деле работать с лимитером нужно очень аккуратно и самое главное без фанатизма, так как очень сильные степени срабатывания лимитера (когда он прижимает сигнал, превышающий порог более чем на 3-4 дБ) порядочно искажают сигнал, и если неопытный слушатель таких искажений может и не заметить, то любой профессионал, услышав такую запись, начнет сразу же плеваться, и отправит Вас куда подальше (пересводить).
Из программных лимитеров лично я пользуюсь плагином L2 из пакета Waves, но на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, равно как на слух и звук.
Экспандер (Expander)
Обычный экспандер является чем-то противоположным компрессору. Обычным экспандером называют ослабляющий экспандер, уменьшающий уровень сигнала, не превышающего заданный порог. Такой вид экспандера может применяться, например, для мягкого шумоподавления.
Настраиваемые параметры экспандера аналогичны параметрам компрессора, это:
Усиливающий экспандер (Upward Expander)
Усиливающий экспандер, в отличие от своего обыкновенного коллеги, не понижает, а напротив, увеличивает уровень сигнала, превышающего заданный порог. Данный вид обработки применяется, как правило, для увеличения (расширения) динамического диапазона.
Параметры усиливающего экспандера аналогичны параметрам компрессора и обычного экспандера, это:
Экспандер точно так же как и компрессор может иметь встроенные индикаторы степени ослабления (Reduction), входного и выходных уровней. Зачастую компрессор и экспандер совмещают в одном и том же приборе.
В случае применения усиливающего экспандера, степень экспандирования (Ratio) ставят минимальной, а атаку и релиз так же очень короткими.
Гейт (Gate)
Гейт (от англ. Gate – ворот) – прибор, пропускающий исключительно сигнал, превышающий заданный порог и подавляющий все, что находится ниже заданного порога.
Как пример можно привести ворота с охранником, который проверят у входящих людей пропуска. На пропуске написана цифра и если она ниже положенной (порога Threshold), то охранник попросту не пропустит.
Используется гейт, как правило, для жесткого шумоподавления, скажем в паузах между словами, или отрезания ненужных частей в готовых лупах. Параметры гейта аналогичны параметрам экспандеров с той лишь разницей, что гейты не имеют коэффициента подавления, но имеют такой параметр как Hold – это время, также в миллисекундах, в течение которого гейт остается открытым, в не зависимости от уровня подаваемого сигнала. Итак, основные параметры гейта:
Подводя итог всему сказанному
В данном материале мы разобрали все основные приборы динамической обработки, основополагающим из которых является, конечно же, компрессор. Именно на нем мы и заострили особое внимание, потому как правильное понимание того, каким образом работает компрессор, что он делает, и его параметров, позволит Вам не только существенно повысить плотность ваших композиций, но и без труда разобраться со всеми остальными приборами динамической обработки.
Но главное, не забывайте об одном из самых главных правил сведения и звукорежиссуры: используйте обработку только там и тогда, где это действительно нужно и улучшает качество звучания. Во многих случаях инструменты звучат хорошо сами по себе и обработкой их можно легко испортить.
Оригинал взят с сайта Звукпрофи.рф