Что такое talis в образовании
ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОЭСР Международное исследование учительского корпуса TALIS
Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших учителей, привлечении их к работе на длительное время, профессиональном развитии и мотивации труда преподавателей. Установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью учителя [1]. Недавние исследования показали, что профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся [2].
Описание и цели исследования
Задачи исследования – предоставить полезные для принятия политических решений данные и провести анализ по следующим ключевым аспектам школьной деятельности:
В качестве базовых принципов исследования TALIS выделены:
TALIS – это результат совместных усилий стран – членов ОЭСР и партнерских стран, разрабатывавших концепцию исследования. Первый раунд исследования состоялся в 2007–2008 годах. Второй рассчитан на в 2013–2015 годы.
Дизайн исследования
В анкетном опросе 2008 года участвовали учителя, преподающие на средней ступени как государственных, так и частных школ. Анкетирование, проводившееся в 23 странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Дании, Венгрии, Исландии, Испании, Ирландии, Италии, Корее, Латвии, Малайзии, Мальте, Мексике, Норвегии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Турции, Эстонии) на репрезентативной выборке, обеспечило богатую базу данных. Данные охватывали разные аспекты деятельности учителей, но анализ был сфокусирован на следующих основных сферах:
[3] Creating Effective Teaching and Learning Environments First Results from TALIS, OECD, 2009.
Марина ПИНСКАЯ, Елена САБЕЛЬНИКОВА
TALIS-2018
Вторая часть национального отчета
Данные второго, заключительного отчета TALIS-2018 дают возможность подробнее взглянуть на школьный климат и управленческую культуру, складывающиеся в образовательных организациях России и других стран, и не только проанализировать их с позиции традиционных ценностей образовательной системы, но и проследить взаимосвязь с мерами, принимаемыми в рамках образовательной политики, что придает результатам исследования особую актуальность в связи с реализацией национального проекта «Образование».
Об исследовании TALIS-2018
Количество и структура участников
В 2018 году Российская Федерация участвовала в исследовании наряду с 47 другими странами. В выборку исследования вошли более 4 000 учителей из 230 общеобразовательных организаций 14 субъектов Российской Федерации. От одной общеобразовательной организации анкету заполняли не более 20 учителей-предметников, преподающих в 5–9-х классах. Участие директора было обязательным для каждой общеобразовательной организации, вошедшей в выборку. На заполнение анкеты в среднем требовалось около часа непрерывной работы.
Результаты исследования позволяют проводить сопоставительный анализ данных между странами, что, в свою очередь, помогает выявлять схожие проблемы и узнавать о наиболее результативных практиках их решения.
Сведения о выборке и циклах исследования
Исследование TALIS 2018 года – это третий цикл исследования (первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году). Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри образовательных организаций.
Школьные учителя и директора школ рассказывают о своем профессиональном развитии, педагогической практике, профессиональных вызовах, оценке своей работы и обратной связи, которую они получают и предоставляют. Исследование затрагивает вопросы школьной жизни, такие как руководство школой, профессиональное взаимодействие с коллегами и школьный климат.
Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества, а результаты анализа получаемых данных можно использовать для принятия решений по вопросам разработки образовательных политик. В международной неформальной практике исследование получило название «голос учителя», так как является инструментом общения рядовых педагогов с управленцами, принимающими решения в области образовательной политики.
Половозрастные характеристики учителей
В сравнении с результатами предыдущего цикла исследования TALIS-2013, профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской как в большинстве стран – участниц исследования, так и в России, где доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии, где их 89%. Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%). Среди директоров школ женщины также преобладают, однако по сравнению с 2013 годом (78%) их количество уменьшилось и составило в 2018 году 69%.
Средний возраст директора школы составляет 50 лет, большинство директоров находятся в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему показателю во всех странах – участницах исследования.
Условия работы в школе
С одной стороны, подобная особенность является благом российской образовательной системы, так как карьера учителя является надежным выбором молодого специалиста; однако, с другой стороны, это может несколько снизить мотивацию к развитию молодого педагога, обесценить первые достижения, определяющие дальнейшую практику работы учителя. Например, почти половина молодых педагогов в ОЭСР имеют срочные контракты, в Шанхае только треть всех педагогов имеют бессрочный договор.
Международное исследование PISA отмечает, что ведущие образовательные системы эффективно справляются с притоком учащихся-иммигрантов в школы, чего пока нельзя сказать об отечественной образовательной системе. При сохранении темпов увеличения количества учащихся, не являющихся носителями языка преподавания в школе, в отсутствие разработанных и внедренных в отечественную школьную практику программ адаптации учащихся-иммигрантов в образовательных организациях, последние могут испытать ощутимые трудности по решению задачи повышения качества образования.
Школьный менеджмент
Наличие управленческих команд в каждой школе является характерной чертой образовательных систем Сингапура и Шанхая, цель управленческой команды – принятие ответственности за происходящее в школе всеми участниками образовательного процесса, формирование взвешенных решений касательно фундаментальных аспектов жизни школы. Формирование и дальнейшее развитие управленческих команд может способствовать повышению качества образования за счет включения большего количества специалистов в процессы управления школой и повышения тем самым качества принимаемых решений.
Оценка работы учителя
Наличие оценки учителей не является определяющим фактором успеха образовательной организации. Среди стран – лидеров PISA есть такие, где внешняя оценка практически не проводится, как, например, в Финляндии, или, напротив, проводится всеми доступными способами, как в Шанхае. Таким образом, не сам факт оценки, а ее последствия могут иметь положительный эффект. В этой связи особое значение приобретают компетентность отдельных учителей и школьных управленческих команд в области интерпретации данных контрольно-оценочных процедур и способность обращать эти данные в конкретные меры и действия.
«Доучивание» на рабочем месте является характерной чертой отечественной системы образования. В то время как некоторые страны – лидеры PISA готовы избавиться от учителя, показывающего низкие результаты, в отечественной практике больше распространен «индивидуальный план» работы по улучшению результатов отдельных педагогов. И так как большинство педагогов подчеркивают положительную сторону обратной связи, можно предположить, что российские учителя в целом готовы учиться на практике и друг у друга.
Внедрение окладно-премиальной системы оплаты труда дает школе значительный административный ресурс влияния на работу учителей, и, как свидетельствуют результаты опроса, применение материальных стимулов как в положительную, так и в отрицательную сторону является достаточно востребованным приемом. В России частота использования этого механизма выросла значительнее всего со времени предыдущего цикла. Однако очевидно, что одних материальных стимулов для повышения качества преподавания недостаточно. Если назначение наставника и разработка индивидуального плана развития педагога при не «формальном» подходе могут оказать существенную поддержку учителю за счет вовлеченности в профессиональное взаимодействие с опытными коллегами и являться формой повышения квалификации и педагогической практикой одновременно, то финансовые штрафы могут скорее снизить стремление учителя делать работу над ошибками.
Школьный климат
В ряде стран – лидеров PISA совместное преподавание встречается в 3–5 раз чаще, чем в России. Действительно, такой учебный прием обладает рядом положительных эффектов: двум педагогам легче справляться с управлением классом, появляется дополнительный ресурс для индивидуализации урока, процесс взаимного обучения учителей облегчается – появляется возможность научиться действенному методическому приему на практике, в отличие от более традиционного посещения урока, когда рекомендации учителю даются по его завершении на основе наблюдений. Однако недостаточно просто проводить занятия вдвоем с коллегой. Для реализации дополнительного положительного воздействия такого урока необходимы особые подготовка и планирование, которым нужно обучаться дополнительно.
Курсы повышения квалификации по-прежнему в основной массе представляют собой передачу содержания, не требующую совместной работы с коллегами. Хотя именно такие курсы могли бы оказаться отправной точкой формирования культуры профессионального сотрудничества. Если учителя будут взаимодействовать во время профессионального развития, повышается вероятность того, что они продолжат это делать после обучения, во время трудовых будней. Поэтому важен не только практико-ориентированный подход в подготовке педагогов, но и совместная практическая работа школьной команды в течение повышения квалификации. Культура сотрудничества и взаимной поддержки, о которой заявляют учителя, является ценным ресурсом и может оказаться благоприятным контекстом для внедрения инноваций в практики преподавания.
Стресс в школе
Согласно данным исследования, большинство учителей ощущают неопределенность требований со стороны государственных органов власти, что подчеркивает не только повсеместное осознание важности развития образования, но и отсутствие универсального решения вопроса предоставления высококачественного школьного образования. В свою очередь, решение проблемы стресса на работе заключается в устранении противоречий между ожиданиями педагогов от работы и имеющимися в наличии ресурсами. Наиболее действенным при этом видится повышение эффективности использования имеющихся ресурсов за счет развития навыков профессионального взаимодействия и индивидуальных предметных и методических компетенций педагогов.
Развитие представлений учителей об образовательной политике совместно с повышением методических и предметных компетенций может способствовать осознанию границ ответственности учителя и повышению учительской автономии, которая, в свою очередь, является важной предпосылкой высоких результатов и удовлетворенности педагога своей работой, профилактикой профессионального выгорания.
Директора сельских школ нуждаются в дополнительной поддержке в силу обстоятельств своей деятельности. Важно принимать во внимание особые запросы директоров сельских школ при разработке программ повышения квалификации, учитывая те дефициты, с которыми им приходится сталкиваться.
Планирование карьеры
Данные исследования дают возможность предположить, что учительство в России готово к внедрению системы учительского роста. Учителя ориентированы на карьеру, они готовы делиться опытом (после 45 лет) или планируют удовлетворить свои карьерные амбиции (до 35 лет), и это идет вразрез со сформированным общественным мнением, что профессию учителя выбирают раз и навсегда.
Анонсы
Все анонсы
Новости
Все новости
III областной интернет-фотоконкурс «Мои первые шаги в профессии»
В Вологодской области стартовал III областной интернет-фотоконкурс «Мои первые шаги в профессии». Конкурс проводится в рамках реализации проекта «Научно-методическое сопровождение педагогических работников в возрасте до 35 лет, в том числе профессиональная…
Роль юридических компетенций в работе общеобразовательных организаций
Координационный совет развития сети центров непрерывного повышения квалификации при Национальной ассоциации содействия внедрению системы профессионального роста педагогических работников предлагает педагогическим работникам получить юридическое образование, профессиональные компетенции юриспруденции без отрыва от…
VII Всероссийский образовательно-кадровый форум «Траектория развития»
В целях содействия успешной реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях Фонд поддержки образовательных проектов «Стратегия будущего» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ…
Единый методический день в очном формате пройдет для педагогов Бабаевского муниципального района
10 сентября 2021 года Вологодский институт развития образования совместно с Управлением образования Бабаевского муниципального района проводит Единый методический день по теме «Актуальные вопросы реализации современной образовательной практики в системе общего…
Академия Минпросвещения России приглашает на курсы ПК «Школа управленцев: особенности управления образовательной организацией»
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» с 22 сентября по 24 ноября 2021 года открывает курсы ПК «Школа управленцев: особенности управления образовательной организацией». Проект «Школа управленцев» призван совершенствовать профессиональные компетенции слушателей в…
Участие в конкурсе социально-значимых проектов «Мой проект – моей стране!»
Общественная палата Российской Федерации приглашает принять участие в ежегодном конкурсе социально-значимых проектов «Мой проект – моей стране!». Цель конкурса – выявление и распространение лучших социально значимых практик, поддержка и вовлечение…
Вебинар по теме «Изменения во ФГОС НОО 2021: на что обратить внимание в методической работе?»
6 сентября Вологодский институт развития образования проведет вебинар по теме «Изменения во ФГОС НОО 2021: на что обратить внимание в методической работе?». К участию приглашаются заместители руководителей, курирующих начальную школу…
Материалы областного педсовета доступны на сайте мероприятия
Уважаемые коллеги! Благодарим вас за активное участие в мероприятиях Областного педагогического совета Вологодской области «Региональное образование – пространство новых возможностей». По многочисленным просьбам материалы и записи всех площадок в течение…
26 августа в мероприятиях областного педсовета приняли участие более четырех тысяч педагогов
Сегодня на площадках Вологодского института развития образования, центра непрерывного повышения профмастерства, регионального центра дополнительного образования детей и областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в очно-заочном формате прошло 28 стратегических…
Подача заявки на курсы повышения квалификации
Заявка подается лично претендентом на обучение с указанием личного или рабочего Email (использование общего Email организации нежелательно)
Прохождение курсов повышения квалификации
Портал дистанционного обучения предназначен для прохождения курсов повышения квалификации, а также курсов профессиональной переподготовки.
Что такое talis в образовании
Методический отдел комитета
Марксовского муниципального района
Россия накопила уже достаточно большой опыт участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA ( International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Эти исследования позволяют выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования в разных странах, оценить эффективность стратегических решений в этой области. Наша страна участвует в них с 1995 года. Это позволяет нам понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня.
Основные международные сопоставительные исследования качества образования, в которых участвует Россия:
PISA – международная программ по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в области математической и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения.
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста для учащихся 4 классов.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования для учащихся 4, 8 и 11 классов.
ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников.
TALIS – международное сравнительное исследование педагогического корпуса.
PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения.
ICILS – международное исследование компьютерной и информационной грамотности для учащихся 14-летнего возраста.
PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России
Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.
Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.
Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.
В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.
Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».
2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Пример задания на математическую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».
Пример задания на читательскую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».
3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.
Задание для 4-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».
Задание для 4-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».
Задание для 8-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».
Задание для 8-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».
4. TALIS — как преподают учителя
Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.
Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.
В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.
К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.
В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей: