Что такое star alliance
Альянс авиакомпаний Star Alliance (Стар Альянс)
Русскоязычное название: Стар Альянс
Год образования: 1997
Первый и крупнейший глобальный альянс авиакомпаний Star Alliance (Стар Альянс) был основан 14 мая 1997 года пятью ведущими мировыми перевозчиками: Air Canada (Канада), Lufthansa (Германия), SAS Scandinavian Airlines (Швеция), Thai Airways International (Таиланд) и United Airlines (США). Альянс стал первым глобальным объединением авиакомпаний в истории, предлагающим клиентам перелеты по всему миру по единым стандартам обслуживания.
В настоящий момент Star Alliance включает почти три десятка авиакомпаний со всех континентов и имеет самую широкую маршрутную сеть в мире. Доля альянса в мировых авиаперевозках составляет около 25%. Штаб-квартира объединения располагается во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Официальный cайт альянса: www.staralliance.com
Star Alliance
Рейтинг:
(на основе оценок всех авиакомпаний альянса)
Зачем нужны альянсы авиакомпаний?
Star Alliance, SkyTeam и Oneworld – тройка этих гигантов наверняка на слуху у тех, кто часто путешествует на самолетах. Многие авиакомпании мечтают войти в один из этих альянсов и подолгу ожидают того, что их примут в заветное объединение. Почему во времена повсеместной конкуренции авиакомпаниям выгодно вступать в объединения, как это влияет на национальные интересы разных стран, и какая польза от всего этого пассажирам – разбираемся, для чего нужны альянсы авиакомпаний.
Что такое авиационный альянс, и почему это выгодно авиакомпаниям?
Авиационный альянс – это партнерское соглашение между несколькими авиаперевозчиками. Авиакомпании, которые входят в альянс, полностью сохраняют свою юридическую самостоятельность, но соблюдают определенный пул общих правил, которые касаются расписания рейсов, продаж билетов, программ лояльности и некоторых других аспектов.
Компании объединяются в альянсы из-за взаимной выгоды и, в первую очередь, ради снижения издержек при авиаперевозках. Так, компания, входящая в альянс, может предлагать пассажирам сложные маршруты, разные сегменты которых будет выполнять не сам перевозчик, а его партнеры по альянсу. Таким образом авиакомпании не нужно покупать дополнительные самолеты и держать огромный штат сотрудников для того, чтобы расширять свою маршрутную сеть. Можно вот так «виртуально» присутствовать на огромном количестве направлений.
Также члены авиационных альянсов используют единые операционные возможности, пользуются одинаковыми системами бронирования, имеют общий персонал (к примеру, в аэропортах на стойках регистрации), совместно закупают оборудование, что, само собой, позволяет авиакомпаниям существенно сокращать свои расходы.
Кроме того, членство в таком объединении помогает авиакомпаниям обходить некоторые правила национальных законодательств разных стран. Например, право на определенные маршруты может иметь только национальный перевозчик, то есть тот, большинство владельцев которого являются физическими или юридическими лицами именно этой страны. К примеру, между США и Францией могут летать только американские и французские перевозчики. Но по факту билеты на рейс Париж – Нью-Йорк предлагают и другие авиакомпании, которые участвуют в альянсе, к примеру LOT или Lufthansa. Все благодаря тому, что на определенном сегменте маршрута перелет выполняет другая авиакомпания из альянса.
Когда появился первый альянс?
Первым авиационным альянсом стал Star Alliance, который был основан 14 мая 1997 года пятью крупными авиакомпаниями: Air Canada, Lufthansa, Scandinavian Airlines, Thai Airways International и United Airlines. Это был первый прецедент соглашения о таком глубоком сотрудничестве между авиакомпаниями (раньше перевозчики тоже взаимодействовали, но не так глобально).
Евросоюз сразу заподозрил Star Alliance в нечестной конкуренции и устроил проверку деятельности альянса. В Европарламенте были обеспокоены тем, что создание альянсов отрицательно скажется на национальных интересах стран и приведет к монополизации рынка. Именно поэтому был постановлен запрет на полное слияние авиакомпаний в рамках таких альянсов. А право выполнять внутренние рейсы в определенной стране закреплено за национальными перевозчиками. В целом же после проверки Евросоюз положительно оценил стремление авиакомпании взаимодействовать, так как благодаря созданию альянсов, появилось множество новых маршрутов, а работа авиакомпаний по многим направлениям была оптимизирована. Кроме того, в разы увеличилось количество трансатлантических перелетов.
Создание Star Alliance побудило к объединению и другие авиакомпании. Так, в 1998 году авиакомпаниями American Airlines, British Airways, Canadian Airlines, Cathay Pacific и Qantas Airways был создан альянс Oneworld. Он стал первым подобным объединением, где использовалась единая система управления с выборным председателем правления. А в 2000 году появился альянс SkyTeam, который сегодня является вторым по величине после Star Alliance. Он был создан по инициативе авиакомпаний Aeroméxico, Air France, Delta Air Lines и Korean Air. В этот же период появился альянс Qualiflyer Group во главе с авиакомпанией Swissair, который просуществовал до 2001 года, а с 2006 по 2010 годы свою деятельность осуществлял неофициальный альянс арабских перевозчиков Arabesk Airline Alliance.
Какие альянсы существуют сегодня?
Сейчас миром пассажирских авиаперевозок правит «большая тройка» альянсов: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld.
Adria Airways
Aegean Airlines
Air Canada
Air China
Air India
Air New Zealand
All Nippon Airways
Asiana Airlines
Austrian Airlines
Avianca
Brussels Airlines
Copa Airlines
Croatia Airlines
EgyptAir
Ethiopian Airlines
EVA Air
LOT
Lufthansa
Scandinavian Airlines System
Shenzhen Airlines
Singapore Airlines
South African Airways
Swiss International Air Lines
TAP Portugal
Thai Airways International
Turkish Airlines
United Airlines
Все перечисленные авиакомпании являются полноправными членами альянса. Однако кроме них рейсы альянса обслуживают и аффилированные (или региональные) авиакомпании. Это компании, которые входят в объединение косвенно, потому что принадлежат или имеют соглашение с перевозчиком-полноправным членом альянса. К примеру, аффилированной компанией LOT является Nordica, поэтому Nordica косвенно входит в альянс и на определенных отрезках обслуживает рейсы альянса. Но при этом не каждая аффилированная авиакомпания автоматически становится членом альянса. Так, у авиакомпании Scandinavian Airlines System есть аффилированная авиакомпания Blue1, которая входит в альянс, но есть еще и две аффилированные компании Wideroe и Air Greenland, которые в альянс не входят.
«Аэрофлот»
Aerolíneas Argentinas
Aeroméxico
Air Europa
Air France
Alitalia
China Airlines
China Eastern Airlines
China Southern Airlines
Czech Airlines
Delta Air Lines
Garuda Indonesia
Kenya Airways
KLM
Korean Air
Middle East Airlines
Saudia
TAROM
Vietnam Airlines
Xiamen Airlines
Так же, как и в Star Alliance, в SkyTeam входят и аффилированные авиакомпании, но их здесь в разы меньше.
American Airlines
British Airways
Cathay Pacific
Finnair
Iberia
Japan Airlines
LATAM Chile
Malaysia Airlines
Qantas Airways
Qatar Airways
Royal Jordanian
S7 Airlines
SriLankan Airlines
Помимо этих трех гигантов, существуют различные объединения гораздо меньшего масштаба на региональном и национальном уровнях. Они создаются для поддержки совместных проектов, взаимодействия с властями и защиты общих интересов. Одна из таких ассоциаций, к примеру, – «Организация Арабских Авиаперевозчиков» (Arab Air Carriers Organization). В нее входят такие авиакомпании, как Emirates, Etihad Airways, Kuwait Airways, Oman Air, Palestinian Airlines, Qatar Airways, RotanaJet, Royal Air Maroc, Royal Jordanian и Saudia.
А пассажирам удобнее летать авиакомпаниями, которые входят в альянс?
Да, такие объединения выгодны не только самим авиакомпаниям, но и приносят определенные бонусы пассажирам. И вот основные из них:
Большее количество стыковочных рейсов. Именно благодаря сотрудничеству авиакомпаний, в один клик мы можем купить билеты на рейсы с пересадками по всему миру. Объединение маршрутных сетей авиакомпаний дает гораздо больше возможностей для путешествий. При этом с пассажира снимается головная боль о том, как во время короткой стыковки побыстрее получить и успеть сдать обратно багаж, пройти еще раз процедуру регистрации, и все в этом духе. Благодаря этому оптимизируется трансфер, а соответсвенно, сохраняется немало нервов.
Больше рейсов по определенному направлению. Авиакомпании, которые состоят в альянсах, имеют возможность предлагать больше рейсов по какому-то определенному направлению. Все потому, что один и тот же рейс в разные дни могут выполнять разные перевозчики-компаньоны. К примеру, в один день по маршруту Москва – Париж может летать «Аэрофлот», а в другой – Air France.
Интеграция бонусных программ. Еще одно удобство касается пассажиров, которые часто летают и, используя бонусные программы авиакомпаний, накапливают мили. Эти бонусные мили можно тратить на услуги других авиакомпаний, которые также входят в альянс. Так, к примеру, можно получить приоритетную посадку на рейс, повысить класс обслуживания или увеличить норму провоза багажа. Кроме того, пассажиры с премиальными бонусными картами имеют доступ к залам отдыха всех партнеров альянса по всему миру.
Специальные условия для кругосветных путешествий. У альянсов авиакомпаний существуют специальные тарифы Round the World, которые удешевляют кругосветку по сравнению с тем, как если бы все билеты пришлось покупать по отдельности. Также объединения авиакомпаний предлагают довольно выгодные тарифы для путешествий по определенному региону, к примеру, Circle Asia, Africa Airpass и другие.
Интересно, бывают ли еще какие-то формы сотрудничества между авиакомпаниями?
Да, бывают, и авиакомпании, не входящие в альянсы, активно пользуются различными соглашениями. Одним из популярных видов взаимодействия между перевозчиками является код-шеринг – договор между двумя авиакомпаниями, который позволяет выполнять совместные рейсы. Механизм здесь такой же, как и в пересадочных рейсах альянсов: один сегмент полета выполняет один партнер договора, а на другой части пути после пересадки работает второй перевозчик. Таким образом, при помощи код-шеринговых соглашений авиакомпания расширяет свою маршрутную сеть за счет таких «виртуальных сегментов», которые за нее выполняет перевозчик-партнер. К примеру, беларусская авиакомпания Belavia имеет ряд код-шеринговых соглашений с разными перевозчиками со всего мира: airBaltic, Air France, Etihad, KLM, Finnair, LOT, Austrian и другими. Это позволяет авиакомпании предлагать беларусским путешественниками маршруты, которые Belavia не имеет возможности выполнять самостоятельно.
Код-шеринг является самым мощным инструментом, который используют авиационные альянсы, но им активно пользуются и все другие авиакомпании. Отличие здесь в том, что обычный перевозчик вне альянса каждый раз самостоятельно заключает такие соглашения с другими компаниями, которые никак между собой не связаны. В то время как все компании, входящие в определенный альянс, могут выполнять друг с другом совместные рейсы по принципу код-шеринга без каких-либо дополнительных двусторонних соглашений.
Еще один вид сотрудничества меду авиаперевозчиками – интерлайн-соглашения. Это такой вид договора, при котором одна авиакомпания признает документы другой авиакомпании: билеты, багажные квитанции, грузовые накладные и так далее. Это, пожалуй, самый распространенный вид взаимодействия между компаниями, который облегчает жизнь пассажирам. Соглашение позволяет оформить единый билет на все сегменты полета, даже если те выполняются разными авиакомпаниями, не связанными код-шеринговым соглашением. Так же существует электронное интерлайн-соглашение – о взаимном признании электронного билета. У Belavia такое соглашение есть с Air China, Alitalia, Lufthansa, Turkish Airlines, «Аэрофлотом» и многими другими авиакомпаниями.
Альянс авиакомпаний Star Alliance
История знает примеры объединений авиакомпаний в союзы. Например, партнерство нидерландского перевозчика KLM и американской авиакомпании Northwest Airlines. Но все они сотрудничали в тесном кругу и вскоре прекращали свою деятельность. Ситуация изменилась коренным образом в мае 1994 года, когда несколько авиакомпаний решили объединиться и создать первый в мире авиационный альянс. Тогда, 14 мая состоялось подписание соглашения, согласно которому Air Canada, United Airlines, Scandinavian Airlines, Lufthansa и Thai Airways International объединили свои усилия и создали Star Alliance. Как результат, сегодня этот союз является крупнейшим в мире и наиболее весомым, объединяющим более 50 авиаперевозчиков – полноправных партнеров и аффилированных.
История создания Star Alliance
Такое тесное партнерство не могло остаться незамеченным и союз заподозрили в проведении неконкурентной политики. Европейский Союз инициировал проведение проверки. Итогом расследования стали развитие конкуренции и строгий механизм вхождения новых авиакомпаний в союз, что не позволило гигантам на рынке авиаперевозок создать единую корпорацию. Образование Star Alliance является значимой вехой в истории развития авиации и послужило толчком для становления аналогичных партнерств, которые появились немногим позже – Oneworld и SkyTeam.
Спустя семь лет после образования, в 2004 году, Star Alliance сделал акцент на развитие региональной концепции. Благодаря этому шагу, союз смог выйти на местные рынки с участием локальных авиаперевозчиков. При этом обязательным условием является поддержка локальных компаний полноправными участниками союза. Таким образом Star Alliance стал самым крупным и значимым авиационным альянсом в мире. Сегодня он занимает третью часть глобального рынка пассажирских перевозок. В штате альянса состоят почти полмиллиона пилотов, бортпроводников и других сотрудников данной сферы.
Star Alliance отвечает своему статусу не только благодаря тому, что стал успешным пионером в этой области. Например, влиятельная британская консалтинговая компания Skytrax, которая специализируется на оценке качества предоставляемых услуг, в 2007 году признала альянс лучшим в мире.
Этапы становления альянса
Если в 1997 году в альянс входило всего пять авиакомпаний, то уже спустя два года к ним присоединились японские авиалинии All Nippon Airways и авиакомпании южного полушария – Ansett Australia и Air New Zealand. Через год – еще семь авиаперевозчиков Европы, Азии и Южной Америки и далее, каждый год, количество участников альянса только продолжает расти. При этом некоторые становились участниками альянса в составе уже имеющихся коалиций, как, например, группа австрийских авиалиний Austrian Airlines, в составе которой было три перевозчика. Или входили в союз при поддержке уже действующих участников, как Adria Airways и Croatia Airlines, протекцию которым составила знаменитая Lufthansa. Таким образом постепенно авиационный альянс охватил весь земной шар. Сегодня карту маршрутов составляют 193 страны, в которые выполняются регулярные пассажирские перевозки.
Для удобства своих пассажиров и в целях охвата максимального количества крупных международных аэропортов, Star Alliance имеет свои представительства в значимых транспортных узлах мира. Первый в Европе по загруженности и второй в мире – терминал 1 аэропорта Хитроу (Лондон, Великобритания), третий терминал пекинского аэропорта, самого крупного в Китае. Кроме того, альянс присутствует в таких крупных международных аэропортах, как Нарита (Токио), в Сан-Франциско, Каире и Майами.
Символика альянса
Отличить участников глобального альянса очень легко. Во-первых, логотип содружества всегда должен быть на входной двери каждого самолета с обеих сторон. Во-вторых, фирменные цвета. Участник союза должен использовать белый и черный цвета на нескольких свои самолетах: фюзеляж белого цвета с крупной надписью названием Star Alliance и хвост, выкрашенный в черный цвет с размещенным на нем логотипом. Не весь транспортный парк, но часть из него обязаны соответствовать этим требованиям. Первым участником, который выполнил данные требования, стали азиатские авиалинии Asiana Airlines.
Помимо внешних признаков, участники Star Alliance используют фирменные цвета и логотип альянса в своей печатной и рекламной продукции.
Преимущества, предоставляемые пассажирам Star Alliance
Партнеры авиационного содружества ежедневно выполняют более 21 тысячи пассажирских рейсов. И это только регулярные перевозки. Совокупный пассажирооборот превышает несколько сотен миллионов человек в год.
Для удобства своих пассажиров и в целях улучшения качества обслуживания, альянс разработал следующие принципы работы:
Star Alliance
0 (в настоящее время все авиакомпании являются полноправными членами)
Альянс был образован 14 мая 1997 года пятью крупными авиакомпаниями: Air Canada, Lufthansa, Scandinavian Airlines, Thai Airways International и United Airlines. На начало июня 2012 года в состав объединения входят 25 авиакомпаний.
Ежедневно самолётами авиакомпаний альянса выполняется более 21,1 тысяч регулярных рейсов по 1290 аэропортам в 189 стран мира. В 2011 году общий пассажирооборот авиакомпаний Star Alliance составил 607,5 миллионов человек.
Содержание
Направления сотрудничества
Существуют следующие направления сотрудничества участников альянса:
Альянс начал развивать «региональную» концепцию в 2004 году, и это помогло Star Alliance выйти на региональные рынки с участием местных перевозчиков. Региональные члены Star Alliance должны пользоваться поддержкой полноправного члена Star Alliance.
История
Совместная работа в альянсе
Фирменная раскраска самолётов альянса
Небольшой логотип Star Alliance (около 10 см в диаметре) можно найти с обеих сторон входной двери на любом самолёте авиакомпаний-членов Star Alliance.
Кроме того, по условиям договора члены Star Alliance обязаны окрасить несколько принадлежащих им самолётов в цвета Star Alliance — белый фюзеляж с надписью «STAR ALLIANCE» и чёрный хвост с эмблемой Star Alliance. Однако Singapore Airlines, Air New Zealand и Lufthansa несут на хвосте собственный логотип вместо эмблемы Star Alliance. Asiana Airlines была первой авиакомпанией в альянсе, перекрасившей свои самолёты в цвета Star Alliance.
Членство в альянсе
Начиная с 2004 Star Alliance разделил всех своих членов на «полноправных членов» и «региональных членов». Прежде чем стать региональным членом, авиакомпания должна была получить поддержку полноправного члена. Первоначально, региональными членами стали Adria Airways и Croatia Airlines (при поддержке Lufthansa), а также Blue1 (при поддержке SAS). Впоследствии, эти три авиакомпании стали полноправными членами, а региональными членами стали именовать аффилированные авиакомпании (которые принадлежат или находятся в договорных отношениях с полноправным членом Star Alliance), использующие для своих рейсов коды своей «родительской» авиакомпании или партнёра-полноправного члена Star Alliance.
Все аффилированные авиакомпании предоставляют Star Alliance самолёты, обычно изображают логотип Star Alliance на своих самолётах, печатных материалах и рекламе. В некоторых случаях (например, Air New Zealand) брендирование «родительского» полноправного члена бывает настолько сильным, что пассажиры не осознают, что аффилированные авиакомпании являются самостоятельными.
В то же время, полноправным членам альянса могут полностью или частично принадлежать аффилированные авиакомпании, не являющиеся региональными членами альянса. Например, несмотря на вхождение в альянс колумбийской авиакомпании Avianca, членами альянса не стали аффилиированные Avianca Brazil и Avianca Ecuador. В ту же категорию попадают аффилиированные компании, занимающиеся грузовыми и чартерными перевозками.
Члены альянса и их подразделения
Член альянса | Страна | Год вступления | Подразделения и аффилированные компании | Аффилированные компании, не являющиеся членами альянса |
---|---|---|---|---|
Adria Airways | 2004 | |||
Aegean Airlines 6 | 2010 | |||
Air Canada 1 | 1997 | → → → → → | ||
Air China | 2007 | |||
Air New Zealand | 1999 | → → → | ||
All Nippon Airways | 1999 | |||
Asiana Airlines | 2003 | |||
Austrian Airlines | 2000 | → | ||
Avianca | 2012 | |||
Blue1 | 2004 | |||
Brussels Airlines | 2009 | |||
Copa Airlines | 2012 | |||
Croatia Airlines | 2004 | |||
EgyptAir | 2008 | |||
Ethiopian Airlines | 2011 | |||
LOT | 2003 | |||
Lufthansa 1 | 1997 | → → → → → | ||
Scandinavian Airlines System 1 | 1997 | — | ||
Shenzhen Airlines | 2012 | |||
Singapore Airlines | 2000 | |||
South African Airways | 2006 | |||
Swiss International Air Lines | 2006 | |||
TACA Airlines | 2012 | → → → → → → | ||
TAM Airlines | 2010 | |||
TAP Portugal | 2005 | — | ||
Thai Airways International 1 | 1997 | |||
Turkish Airlines | 2008 | |||
United Airlines 1 | 1997 | → → → → → → → → → → → | ||
US Airways | 2004 | → → → → → → → → |
1 Основатели альянса
² Региональные авиакомпании, работающие под торговыми марками Air Canada Express, Air New Zealand Link, Austrian Arrows, Lufthansa Regional, United Express и US Airways Express в большинстве случаев не входят в Star Alliance, однако выполняемые ими рейсы под данными брендами находятся в маршрутной сети альянса.
³ Члены программы Lufthansa Regional полностью принадлежат холдингу Deutsche Lufthansa AG
4 Принадлежит совместно Lufthansa и Turkish Airlines
5 Принадлежит US Airways Group