Что такое spo акций на бирже

Что такое SPO (вторичное размещение акций)

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

В отличие от IPO (первичного размещения акций), SPO предполагает реализацию уже выпущенных акций, что называется на вторичном рынке (отсюда и название: secondary public offering – вторичное публичное предложение акций). Обычно через SPO реализуются крупные пакеты акций, принадлежащие собственникам компании или венчурным фондам. Собственники, таким образом, могут реализовывать излишек акций, оставляя у себя лишь контрольный пакет. Венчурные фонды продают акции компании, в которую они инвестировали ещё на ранних этапах развития и таким образом закрывают свои позиции, получая прибыль.

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Зачастую владельцем крупных пакетов акций тех или иных компаний, владеет государство (обычно это актуально для предприятий имеющих стратегическое значение в экономической, политической или военной сфере). В данном случае при смене приоритетов или направления вектора развития, государство также может реализовать эти акции посредством процедуры SPO.

Например, после проведения IPO, собственник компании оставил у себя 60% всех акций компании. Как инсайдеру, ему лучше других был известен истинный потенциал его компании, а потому он решил дополнительно заработать на росте своих акций. Через некоторое время курс этих акций ожидаемо вырос, и он решил продать 10%, оставив при этом у себя лишь контрольный пакет (50%+1 акция).

Или, допустим, на самой ранней стадии существования компании в неё инвестировал свои средства некий венчурный фонд. Инвестиции были направлены на покупку акций этой самой компании в расчёте на то, что через некоторое время она (компания), что называется, выстрелит. Ну а по прошествии определённого времени, расчёты аналитиков венчурного фонда оправдались и компания, долю в которой они приобрели посредством покупки крупного пакета её акций, вышла на передовые позиции в своей отрасли. Одновременно с этим вырос и курс её акций (причём, в случае венчурного инвестирования, этот рост мог составить тысячи или даже десятки тысяч процентов). Фонд достиг своей цели и теперь фиксирует прибыль, продавая акции и высвобождая, таким образом, деньги для новых своих инвестиций.

Не следует путать понятие «вторичное размещение» с понятием «повторное размещение». При повторном размещении (FPO — Follow-on Public Offering) происходит дополнительная эмиссия акций, что отрицательно сказывается на долях акционеров компании. Часто к FPO прибегают непорядочные эмитенты. Вторичное же размещение, рассматриваемое в этой статье, никакой допэмисии акций не предусматривает.

Так как никаких новых акций фактически не выпускается, на рынок выбрасываются лишь уже существующие бумаги, то ни на размере уставного капитала компании, ни на доле каждого отдельного акционера, это никак не сказывается.

На что влияет SPO

На что SPO действительно оказывает влияние, так это на число акций находящихся в свободном обращении. Выброс на рынок крупных пакетов акций лежавших доселе «мёртвым грузом» в карманах мажоритарных акционеров, повышает коэффициент Free-float, а это в свою очередь весьма положительным образом сказывается на ликвидности и на устойчивости акций к ценовым спекуляциям.

Ликвидность повышается благодаря тому, что на рынке в свободном доступе появляется большее количество акций, а потому их становится легче купить и легче продать. А устойчивость к спекуляциям, также прямо пропорциональна количеству акций находящихся в свободном обращении, поскольку, чем таковых больше, тем меньше вероятность спекулятивного сдвига цены посредством покупки или продажи относительно небольшого их пакета.

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Кроме этого, изменение коэффициента Free-float, может повлиять на включение акций в тот или иной фондовый индекс (если одним из условий этого включения является достаточное количество акций в свободном обращении). А это, в свою очередь, может сильно повлиять на курс акций.

В качестве примера можно привести, например такой фондовый индекс как MSCI Russia (Morgan Stanley Capital International Russia). Осенью 2016 года в него была включена компания ИнтерРАО и одновременно с этим из него была исключена компания Мегафон. Буквально за неделю после этого, акции ИнтерРАО поднялись в цене на 7.5%, а акции Мегафон снизились на 6.5%.

Как проводится SPO

Вот так взять и продать достаточно крупный пакет акций весьма затруднительно. В случае массового выброса акций в свободную продажу, начинает снижаться их цена (баланс спроса и предложения смещается в сторону последнего). Таким образом, начав продавать по 1000$ за акцию, чисто теоретически, можно закончить продажи по 100$, понеся, таким образом, существенные убытки. Поэтому проведение SPO обычно доверяют профессионалам.

Процедура SPO проводится, в основном, через крупные инвестиционные банки. Как и при IPO, банк в этом случае выступает в роли андеррайтера оценивающего потенциальные риски сделки и договаривается с продавцом о цене акций. Разумеется, цена эта оптовая, а потому ниже рыночной. Собственно, за счёт это самой разницы, андеррайтер и получает свою прибыль, сначала выкупая акции у продавца, а затем аккуратно реализуя их на бирже.

Источник

Как влияет на котировки допэмиссия акций

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Тема IPO регулярно освещается на блоге, но я не перестаю получать вопросы от читателей. Несмотря на кризис, интерес к заработку на первичном размещении только растёт. Но многие российские компании вместо этого выходят на биржу с помощью других процедур. Это вторичное публичное размещение (SPO) и допэмиссия акций (FPO). Сегодня поговорим о них подробнее.

Что такое SPO

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

SPO – это аббревиатура от Secondary Public Offering. На русский язык это переводится как вторичное публичное размещение. Этим термином обозначают ситуацию, когда владельцы большого пакета акций компаний продают собственность. Обратите внимание, чтобы такую сделку можно было назвать SPO, должно выполняться два условия:

К такому шагу прибегают при необходимости получить свободные средства или просто при желании выйти из этого актива. Сама компания выгодоприобретателем при продаже не является. За счет роста free-float достигаются следующие результаты:

Негативное влияние на котировки SPO может оказать, если рынок заподозрит, что инсайдер спешит избавиться от токсичного актива, который скоро обесценится. Но такое случается редко, на зарубежных рынках это стандартная процедура. Например, ее несколько раз проходил Microsoft (MSFT).

В России к SPO часто прибегает государство, чтобы снизить долю своего участия в той или иной компании. В качестве примера из жизни частных фирм можно привести продажу Виктором Рашниковым 3% акций компании ММК в 2017 г. Ниже приведен график котировок, показывающий реакцию рынка на эту новость:

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Учимся определять, когда покупать акции

Когда покупать акции: самый важный вопрос для инвестора

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

В качестве подведения промежуточных итогов выделим три ключевые характеристики SPO:

При проведении этой процедуры не задействованы регуляторы. Но, как и в случае с IPO, привлекаются банки-андеррайтеры. Это обусловлено тем, что одномоментный выброс на биржу большого количества бумаг способен обрушить их цену.

Что такое FPO или допэмиссия акций

FPO – это допэмиссия акций (Follow-on Public Offering). В мировом сообществе инвесторов термины SPO и FPO строго разграничены. В России же вполне можно столкнуться с тем, что даже журналисты федеральных газет не видят разницы между этими понятиями.

Допэмиссия – это процедура, в результате которой увеличивается общее число акций компании. Это приводит к результатам, описанным ниже:

Допэмиссия всегда воспринимается как вынужденный шаг, необходимый для сохранения компании. Яркий пример – появившаяся в июне 2020 г. информация о том, что Аэрофлот собирается прибегнуть к такой процедуре, чтобы справиться с кризисом. И хотя на тот момент эти сведения ещё не подтвердили официальные лица компании, котировки ее акций упали почти на 10% за два дня с момента выхода новости. Это легко отследить на графике, приведенном ниже:

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Среди других эмитентов, прибегавших к допэмиссии, можно назвать:

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Дивидендная доходность и ее роль в выборе акций

Сравниваем дивидендные доходности

Кризис 2020 г. спровоцировал бум FPO на американском рынке. За несколько месяцев количество своих акций увеличили Southwest Airlines, Brinker International, Carnival Corp. и т. д. На российском рынке такого всплеска не было. Важно, что дополнительная эмиссия не всегда увеличивает free-float. В России она чаще всего проводится в пользу государства или крупных институциональных инвесторов.

Для увеличения уставного капитала может потребоваться согласие акционеров компании. Собрание нужно проводить, если количество выпускаемых бумаг превышает четверть от уже имеющегося числа. При меньших объемах решение утверждает совет директоров. В любом случае требуется государственная регистрация дополнительного выпуска и отчета об итогах его размещения. Эта процедура аналогична проводимой при IPO.

Значение SPO и FPO для частного инвестора

Итак, мы должны различать вторичное размещение и допэмиссию акций. Эти две процедуры по-разному влияют на портфель частного инвестора. Первая из них, SPO, почти всегда дает толчок к росту котировок. Чем выше рыночная капитализация компании и ее free-float, тем она интереснее крупным игрокам и различным фондам. Поэтому выход на биржу большого количества бумаг без изменения их общего числа – положительный сигнал. Эта ситуация может использоваться для быстрого заработка за счет скачка цены. Влияние будет тем заметнее, чем сильнее увеличится доля свободно обращающихся акций.

В случае с допэмиссией ситуация противоположная. Этот процесс обычно негативно влияет на котировки. Многие инвесторы хотят избавиться от бумаг испытывающего трудности эмитента, опасаясь еще большего снижения цены. Такие акции становятся менее привлекательны для тех, чья стратегия основана на стабильном дивидендном доходе. Кроме того, увеличение суммарного числа акций приводит к росту рыночной капитализации. А это, в свою очередь, повышает такие важные мультипликаторы, как P/E, P/BV и др. Выйти из позиции, вероятно, захотят и те крупные акционеры, для кого было важно влиять на политику компании.

Что такое spo акций на бирже. Смотреть фото Что такое spo акций на бирже. Смотреть картинку Что такое spo акций на бирже. Картинка про Что такое spo акций на бирже. Фото Что такое spo акций на бирже

Для чего инвестору знать свободный денежный поток компании

Что инвестору нужно знать о свободном денежном потоке

Здесь также действует закономерность: чем выше объем допэмиссии, тем сильнее ее эффект. Большое значение имеет и цена, по которой реализуются вновь выпущенные бумаги. Она может быть:

В последнем случае обвал котировок будет наиболее заметным. Это связано с тем, что такой вариант уменьшает справедливую стоимость акций. Тем не менее к нему часто прибегают и при закрытой допэмиссии, т. е. при выпуске в пользу какого-либо крупного инвестора.

Выводы

И вторичное размещение, и допэмиссия – это важные для компании события. Даже долгосрочный инвестор должен быть в курсе подобных новостей. Это даст ему возможность своевременно принять решение о наращивании или сокращении позиции. Важно понимать различие между двумя процедурами с точки зрения влияния на котировки.

Расскажите в комментариях, считаете ли вы допэмиссию хорошим моментом для приобретения акций «со скидкой» или, наоборот, стремитесь избавляться от бумаг объявившего ее эмитента?

Источник

IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия

Что такое IPO?

На заметку! Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев. Частью таких бумаг могут владеть венчурные фонды.

Первичное размещение, как правило, имеет несколько целей:

Выход на IPO включает ряд обязательных мероприятий:

Как правило, подготовительные мероприятия длятся около года.

Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для «новых» акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда даже акции известных компаний серьезно проседали или длительное время торговались по ценам размещений после старта продаж. Среди наиболее показательных случаев обвал цен ниже цены размещения более чем на 25% на IPO Facebook в 2012 году.

SPO и его основные отличия

Вторичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в значительной степени отличается от первичного:

Причинами для SPO могут стать:

Как правило, SPO также расценивается инвесторами как событие с потенциалом получения прибыли. Это обусловлено:

Однако и в том случае покупка активов в момент размещения не является гарантией получения прибыли. Так:

FPO и его особенности

Как правило, эмитент проводит FPO с целью:

Фактически допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение, попадает под действие регуляторов и требует определенных (порой значительных) затрат.

FPO с точки зрения держателя акций практически всегда явление нежелательное, поскольку размываются доли акционеров за счет выпуска дополнительных ценных бумаг.

В любом случае размещение компанией ценных бумаг на торговых площадках привлекает внимание инвесторов. Принятие решения о входе в актив в такие моменты требует проведения тщательного анализа эмитента, перспектив проектов, состояния рынка в целом.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

SPO (secondary public offering)

SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании или венчурным фондам.

SPO, в отличие от IPO, не влияет на размер уставного капитала компании. Но в то же время такое размещение все равно делает компанию публичной, то есть такой, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Кроме того, возрастет число акционеров, что делает акции ликвидными.

SPO следует отличать от публичного размещения дополнительных выпусков акций, которое называется follow-on (доразмещение), или просто PO (публичное предложение). В нашей стране достаточно часто встречается ошибка, когда повторное публичное размещение акций компании называют SPO. Причина в неправильном понимании значения английского слова secondary. Имеется в виду не «повторное» размещение, а «вторичное». Иначе говоря, когда акции выпускаются акционерным обществом, происходит первичное размещение. А когда они уже обращаются на рынке – это вторичный рынок акций.

SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Как правило, через SPO продают свои ценные бумаги либо создатели компании, то есть изначальные акционеры, либо венчурные фонды, которые таким способом фиксируют свою прибыль.

Через процедуру SPO в те или иные времена прошли практически все компании из сферы высоких технологий в США, например «Майкрософт», основатели которой неоднократно продавали публично свои акции.

В России классический пример SPO – продажа госпакетов акций компаний. Действительно, государство является на сегодняшний день создателем многих компаний и их крупным акционером. Выведение акций этих предприятий на рынок и есть secondary public offering. Например, правительством РФ принята программа приватизации, согласно которой государство планирует до 2013 года продать 35% акций ВТБ из своей 85-процентной доли. При этом стоимость пакета в идеале должна быть выплачена государству, а не ВТБ, то есть на его акционерном капитале сделка не должна отразиться: изменится состав акционеров, но не количество денег в балансе.

Ознакомиться с актуальными котировками акций вы можете здесь.

Источник

Зачем компании проводят IPO/SPO в России, и как это сделать

В сети можно часто встретить истории о том, как основатели компании вывели ее на биржу, провели IPO и стали миллиардерами. Почти это про зарубежные биржи, в основном из США, но провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже? Об этом дальше.

Если компании нужно привлечь капитал, она размещает акции на бирже. Теперь купить ее акции может любой. Это и называется IPO (initial public offering).

Помимо “живых” денег, которые компания получает и может вкладывать в новые проекты, у процедуры IPO есть и другие плюсы. Например, возможность предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Кроме того, IPO обычно хорошо влияет на имидж компании: потенциальным инвесторам и партнерам становится очевидно, что она вышла на новый, весьма высокий уровень развития.

Если на бирже проводят размещение не только что выпущенных акций, а бумаг, которые уже принадлежат акционерам, это называется SPO (Secondary Public Offering). Повторное предложение рынку ценных бумаг. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким способом компании повышают ликвидность акций и стимулируют интерес инвесторов.

Если компании необходимо развиваться за границей и важно найти иностранных инвесторов или руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся, IPO проводят на зарубежных биржах.

Но если компания считает, что и в России сможет получить достаточный объем инвестиций и интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине вполне подойдет. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.

На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO, компании предлагают инвесторам свои акции и облигации. Вот несколько успешных примеров таких размещений:

Статус публичной компании дает не только преимущества, но и предполагает некоторые ограничения. Пожалуй, руководству компаний стоит помнить о них.

Один из главных «минусов» — необходимость разглашать информацию о компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций на бирже.

Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.

Публичность накладывает определенный отпечаток и на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, цены акций. Это может приводить к тому, что менеджмент начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.

Несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечь капитал, а значит и возможность для развития бизнеса.

Напишите нам, и мы поможем организовать IPO/SPO на российском фондовом рынке.

Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *