Что такое spacer namer juice cozek captek
Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek: познакомьтесь с творческим объединением A.D.E.D.
Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek. Эти имена видел любой, кто хоть раз оказывался в центре Москвы, — черно-белые квадратные стикеры вездесущи. Мы поговорили с ребятами об их творчестве и последней работе с «КМ20» и Off-White.
Что произошло?
Главный концепт-стор России представил вторую «русскую» коллекцию в сотрудничестве с Off-White. Первая ее часть вышла в ноябре прошлого года и была сделана специально для размещения в синем «храме» Off-White, расписанном теми же A.D.E.D.
Вторая часть во многом повторяет айдентику первой (надписи кириллицей), но получилась более прямолинейной (взгляд сразу цепляется за знакомые строчки Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek) и больше соответствует «храму» визуально. Футболки, худи, сумка, пояс и другие предметы уже доступны в «КМ20» в Столешниковом и онлайн.
Ребята из A.D.E.D. явно ценят неприкосновенность личной жизни и отказались отвечать на ряд наших вопросов. Их мы приведем в конце интервью — додумать ответ предлагаем вам самостоятельно.
— В интернете не найти ни одного интервью с вами. Сам я узнал о вашем A.D.E.D., наверное, как и большинство людей, несколько лет назад, через стикеры на улицах города. Расскажите, как все начиналось?
Наше творческое объединение зародилось три года назад. На самом деле друг друга мы знаем полжизни. A.D.E.D. объединяет разные поколения граффити-сцены Москвы. Нашей задачей никогда не было создавать граффити-крю. Мы просто хотели делать что‑то свое и понимали, что будем двигаться по другому вектору — на улице и за ее пределами.
Одна из тем, вышедших для нас на первый план в постоянном взаимодействии с городом, — тема присутствия и отсутствия. В Москве, особенно в центре, от граффити настойчиво стремятся избавиться ради иллюзии чистоты и порядка. И только ежедневная активность позволяет нам держаться на поверхности. Именно поэтому мы находимся в постоянном поиске новых форм продолжения диалога с городом. Наше творчество переходит на другие поверхности.
— Опишите в одном предложении: в чем ваша суть и в чем миссия A.D.E.D.?
All day every day (именно так расшифровывается сокращение A.D.E.D. — Прим. ред.). Этот базовый для субкультуры принцип постоянного тиражирования имени логично кристаллизован в сухой типографике, выбранной нами для печатной работы. Задуманные как способ продолжить диалог с городом за пределами граффити-сообщества, идентичные стикеры и постеры не только не изменяют его канонам, но и стали базовой моделью коллективного вирусного стиля, адаптируемого к различным контекстам.
В новом «КМ20» Верджил Абло замахнулся на трехметровый пантеон из синей сетки с неоновыми указателями и настоящими барельефами внутри
Корнер Off-White занял центральное пространство второго этажа, но девственно-синим простоял недолго
Инсталляцию «Modern Architecture» (так на самом деле назывался храм Off-White) A.D.E.D. расписали буквально за одну ночь
«Акт вандализма» коснулся и роскошных барельефов внутри храма
— Достаточно ли творческой свободы у вас было при работе над коллаборацией? Насколько итоговый результат похож на то, что вы планировали?
На самом деле наше сотрудничество с «КМ20» и Off-White началось с «акта вандализма» еще в прошлом году — тогда мы расписали инсталляцию «Modern Architecture» — shop-in-shop Off-White внутри концепт-стора. Поэтому Верджил и «Кузнецкий» позвали нас принять участие в работе над второй коллекцией из линии Temporary, созданной специально для России под крышей «КМ20». И в этот раз нам была предоставлена полная творческая свобода: «You can do whatever you want. There is no mistakes».
— Вы, как и Верджил Абло, придерживаетесь одного визуального стиля и набора приемов во всех своих работах. Не боитесь стать заложниками этих рамок?
Рамок нет. Мы не заложники одного стиля. Стикеры и постеры — это фирменный знак, за которым стоит творчество во всех проявлениях. Это могут быть и видео, и одежда, и скульптуры, и инсталляции — мы экспериментируем со всеми техниками и стилями. Условно, сегодня мы рисуем на улице, завтра мы делаем выставку в Манеже, а послезавтра выходит коллаборация с «КМ20» и Верджилом. Мы мыслим глобально. Нам интересно делать все, что мы захотим. Именно поэтому и сложилась наша коллаборация.
— Ваши стикеры часто попадаются и за пределами России — например, в Берлине их можно найти в туалете любого клуба. Вы бомбите их сами или это уже инициатива ваших друзей?
Все, что мы делаем, мы делаем сами. И не только в Москве и Берлине. Добавьте к этому Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио — итого более 100 000 наклеек.
— Будут ли в ближайшем будущем новые коллаборации уровня Off-White и «КМ20»?
Коллаборацией с «КМ20» и Off-White мы уже задали высокую планку. Новые коллабы будут. Самый свежий — с Crosby Studios, и его можно увидеть на крупнейшей ярмарке искусства Cosmoscow прямо сейчас. Там предметы интерьера, над которыми мы работали вместе с Гарри Нуриевым. Обо всем, что будет потом, рассказать пока не можем. Но вы обязательно о нас услышите.
Вопросы, оставшиеся без ответа
— Для непосвященного глаза последние несколько лет вы доминируете на теггинг-сцене Москвы. На какие менее заметные молодые команды вы бы советовали обратить внимание?
— Как вы относитесь к российской стрит-арт-сцене в целом. Кто нравится, кто не очень?
— Вы не особо стремитесь сохранять анонимность, а ваши стикеры теоретически попадают под статью о вандализме. Бывали ли у вас столкновения с властями из‑за вашего стрит-арта?
Массовый стрит-арт в Москве: где искать и что значат эти надписи и наклейки
Наклейки на мусорках, дырки в сетке вокруг особняка на реставрации и разноцветные разводы на асфальте перед стадионом. Верьте или нет, но все это – современное искусство, с которым вы соприкасаетесь ежедневно.
«Зачем»
Что это? Гигантские буквы «Зачем» на заборах и стенах зданий – в центре и в промзонах.
Кто автор? Первопроходец московского уличного искусства Дмитрий Позе и его команда придумали «Зачем» еще в 90-е прошлого века.
Смысл? Смысла искать не стоит. К «Зачем» нужно относиться как к арт-манифесту, не более того.
Где посмотреть? Много где. «Зачем» – наверное, самый долгоиграющий уличный арт-проект Москвы: буквы то и дело закрашивают, но они «возрождаются» уже по новым адресам и в новой стилистике.
Наклейки с пятью непонятными словами
Что это? Черно-белые стикеры со словами «SPACER, NAMER, JUICE, COZEK, CAPTEK» на фонарных столбах и водосточных трубах в центре Москвы. Анонимные авторы (то есть, собственно, Spacer, Namer и так далее) утверждают, что расклеили собственноручно два миллиона таких наклеек.
Кто автор? Творческая группа A.D.E.D., в которую входят московские граффитчики разных поколений.
Смысл? Удивительно, но даже за таким примитивом кроется смысл. Это классический тег, один из неубиваемых базовых жанров стрит-арта. Те, кто только начинают свой путь, часто просто ходят по городу и пишут везде с помощью баллончика имя или никнейм. Группировка A.D.E.D. превращает свои прозвища в часть визуального кода города, сами становятся неотъемлемой частью Москвы.
Где посмотреть? Их в принципе сложно не увидеть. В центре города – например, на каком-нибудь мусорном баке.
Глаза в баннерах
Что это? Вырезанные глаза на баннерной сетке, «украшающей» здания на реконструкции.
Кто автор? Кирилл Кто, известный российский художник, чьи работы находятся в ММОМА и даже в Третьяковской галерее.
Смысл? Кирилла очень раздражают баннеры, поэтому он и придумал глаза, чтобы все знали, что происходит за уродливыми строительными ограждениями.
Где посмотреть? Там, где проводится реконструкция старинных зданий. Например, в Вознесенском переулке.
Птицы со стикерами вместо глаз
Что это? Бесконечно позитивные птицы и летучие мыши с большими глазами.
Кто автор? Художник и дизайнер @pigeon_frolk, он это или она – мы не смогли выяснить.
Смысл? Предполагаем, что пернатые и рукокрылые выглядят интереснее с большими глазами, чем без них.
Где посмотреть? Например, в рамках фестиваля современного искусства «КОТ!», который пройдет на Artplay 31 января.
Буквы и брызги
Что это? Гигантские граффити. Общая площадь конкретно этой работы, что на картинке, – 11 000 квадратных метров.
Кто автор? 27-летний Покрас Лампас – пионер каллиграфутуризма (сочетание каллиграфии и граффити), один из самых успешных создателей стрит-арта 2010-х.
Смысл? В этом красно-бело-зеленое граффити зашифрован новый слоган «Локомотива» на разных языках мира: «У нас свой путь».
Где посмотреть? Перед стадионом «РЖД-Арена». Улица Большая Черкизовская, дом 125, строение 1. Добавим, что с творчеством Лампаса можно соприкоснуться и в других районах города – на крыше «Красного Октября» (Берсеневская набережная, дом 6, строение 1) и в пешеходном надземном переходе, соединяющим «Атриум» и Курский вокзал (Земляной Вал, дом 33).
Благодарим Николая Стекольникова за помощь в подготовке этого материала
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Как устроена индустрия граффити в России: за кем следить, в кого инвестировать
Граффитчики (или райтеры) — именно так называют уличных художников, любые городские поверхности для которых становятся полотнами для выражения себя и своих позиций. Уличное искусство как в мире, так и в России постепенно перестало ассоциироваться исключительно с вандализмом и выросло в мощное комьюнити, влияющее на тренды массовой культуры и даже бизнес.
После того как в 80-х граффити-художники начали выставляться в галереях, а в 2009 году более сотни уличных художников представили свои произведения в парижском Гран-Пале, граффити уже не могли не признать полноценным видом искусства с иерархией жанров и стилей. Два самых крупных и актуальных — теггинг (быстрое нанесение подписи автора на какую-либо поверхность) и авторские граффити.
Жан-Мишель Баския начинал реализовывать себя именно с теггинга: оставлял на улицах Нью-Йорка слово SAMO, добавляя саркастичные или поэтичные подписи. Оказавшись под покровительством Энди Уорхола, он продолжал развивать свой художественный почерк, но не забывал про элементы граффити. Уже тогда своим примером Баския показал обществу, что граффитчик может стать полноценной и уважаемой частью элиты арт-общества, оказывать влияние на современное искусство и массовую культуру. И при этом зарабатывать деньги.
Один из главных и массово известных представителей авторских граффити сегодня — легендарный Бэнкси. Он работает в трафаретной технике (для большей скорости), и все его произведения представляют собой сообщения политического и социального характера. Также большинство райтеров творит не только на поверхностях городских пространств, но и на холстах, которые попадают в галереи и частные коллекции.
«За всем этим стоят эго и свобода. Человек занимается творчеством, когда чувствует себя свободным. Неважно, в процессе теггинга или рисования «куска» (большого полотна граффити. — Прим. ред.)», — объясняет граффитчик Cozek причины, почему люди с разным социальным статусом занимаются граффити. Cozek — один из участников московской команды ADED, которая состоит из пяти локальных художников. Кроме него туда входят граффитчики, работающие под псевдонимами Spacer, Namer, Juice и Сарtек.
С развитием интернета и соцсетей граффити стали активно выходить из андеграунда и становиться элементом массовой культуры. В какой-то момент художников уже не могли игнорировать крупные компании, в том числе и люксовый сегмент, включая Louis Vuitton, Moschino, TAG Heuer.
Главные игроки в России
В России тоже есть граффитчики, сотрудничающие с локальными и международными брендами. Один из них — Покрас Лампас. Он начинал свой путь именно с граффити, но, разработав собственный стиль, ушел в современное искусство. Покрас Лампас называет свое творчество «каллиграффити» (симбиоз каллиграфии и граффити). В его портфеле — сотрудничество с маркой Fendi, уникальные принты для футболок аdidas в рамках ЧМ-2018, коллаборации с ТЦ «Атриум», «Альфа-Банком», IKEA, Lamborghini и множеством других брендов. Благодаря выпуску «Новая Россия» о молодых талантах на канале «вДудь» (более 4 млн просмотров), грамотной коммуникации с аудиторией в социальных сетях и использованию PR-возможностей крупных заказчиков ему удалось за последний год значительно нарастить свой медиавес.
Не менее яркие игроки, интересные для брендов различного масштаба, но с диаметрально противоположной философией, — участники объединения ADED. Наклейками с надписью их псевдонимов — Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek —заклеены улицы не только главных городов России, но также Парижа, Берлина, Токио. Принципиальность и преданность «улице» — главное их отличие.
ADED отвечали за брендинг крупнейшей российской выставки уличной культуры Faces&Laces и пространства Nike в рамках ЧМ-2018, сотрудничают с Музеем современного искусства «Гараж», для которого делали большие постеры в рамках выставки Рашида Джонсона, Виктора Пивоварова и Тарин Саймон.
В ближайшее время ADED представят уникальный для локального и глобального рынка граффити-проект — коллаборацию с одним из самых популярных сегодня модных брендов Off-White. «В «КМ20» (московский концепт-стор. — Прим. ред.) открывался корнер бренда в виде «храма» — ему решили придать индивидуальности с помощью локальных художников. Нас пригласили принять участие, но особого интереса мы не проявили. Работать с Off-White хотелось напрямую. В итоге согласились на проект на условиях того, что нам дадут прямой контакт Вирджила, — рассказывает Cozek историю сотрудничества ADED с креативным директором мужской линии Louis Vuitton и основателем Off-White Вирджилом Абло. — Контакт нам предоставили, мы тут же отправили презентацию о себе и уже через короткое время общались с Вирджилом в чате. Он сообщил, что хочет делать с нами не только корнер в Москве, но и отдельную линию».
Знаковое место в истории российских граффити занимает и команда «Зачем», которая начала рисовать еще в 90-х годах. Участники этой граффити-банды на протяжении долгого времени занимались популяризацией жанра: выпустили несколько фильмов, один из которых — «Девиантное поведение» — имеет такое же значение для локальной индустрии, как «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси для глобальной.
Кирилл Кто — один участников проекта «Зачем» — значится в топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника», а также входит в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет. Кирилл Кто активно занимается развитием локальной граффити-индустрии. Например, он организовывал проект «Стена» на территории «Винзавода». «Стена» — это в буквальном смысле кирпичная стена, которую с определенной периодичностью покрывают своими работами граффитчики. Проект позволяет, с одной стороны, вести дискуссию внутри индустрии и открывать для аудитории новых художников, а с другой — открыто наблюдать за процессом их творчества.
«Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Эй ты, люби меня» — эти граффити стали по-настоящему вирусными во многих городах-миллионниках. Их автор — художник из Екатеринбурга Тимофей Радя. Его стиль характеризуют как остросоциальный и злободневный, творчество художника — идеальное совпадение контекстов, то есть городских поверхностей с настроением и смыслом граффити.
Павел Пухов, известный под псевдонимом Паша 183 (P183), — знаковый художник для отечественной граффити-индустрии на этапах ее зарождения. Он отвечал за оформление декораций в уличном стиле для рок-оперы TODD панк-группы «Король и шут». Всемирная известность к Пухову пришла после статьи в издании The Guardian, в которой его назвали «русским Бэнкси». Кстати, в 2013 году всемирно известный британский художник сделал работу в память о Паше 183. Изображение баллончика с краской, над которым горит пламя свечи, появилось на официальном сайте Бэнкси через несколько дней после смерти российского райтера.
Заказы у современных граффитчиков делятся на три основных типа. Первый — оформление. С точки зрения имиджа, такие заказы в индустрии не считаются значимыми для художника. «Клиент делает заказ — и вам нужно что-то расписать, нарисовать какое-то изображение в определенной стилистике. Тут правила всегда диктует заказчик. О сильном портфолио речь не идет, — объясняет Покрас Лампас. — Лично мне никогда не хотелось этим заниматься».
Более престижным считается сотрудничество с галереями (создание холстов и арт-объектов) — это взаимодействие с арт-миром и высокие гонорары. «Речь идет про долгосрочную инвестицию и долгосрочное планирование. Холсты — более серьезный подход, их не должно быть слишком много, потому что покупатели хотят, чтобы картины, которые они покупают, только дорожали, — отмечает Покрас Лампас, у которого большой контракт с группой галерей по всему миру. — В России, к сожалению, культура арт-менеджмента развита слабо. Когда я начинал, все незнакомые нюансы я уточнял у своего галериста, наблюдал за ним и за тем, как работают галереи по всему миру. Сейчас я не занимаюсь продажей своих работ, это регулирует мой арт-менеджер».
Покупка работ раскрученных художников, грамотно выстраивающих стратегию, считается в арт-индустрии эффективным вложением. В июле этого года прошла закрытая выставка работ Бэнкси в лондонской галерее Lazinc. Три полотна стоимостью от 500 тыс. до 1,5 млн фунтов были проданы в первые же сутки в рамках VIP-доступа до начала открытого старта продаж. По подсчетам The Art Newspaper, стоимость произведений Бэнкси выросла на 120% за последние пару лет.
Российский же рынок граффити пока пребывает в стадии формирования. «Есть очень хорошая поддержка. Есть музей «Гараж», Роман Абрамович, семья Церетели и другие, кто покупает определенные работы и инвестирует. Есть серьезные фонды и галереи (RuArts, «Триумф»), ярмарки (Cosmoscow), есть частные коллекции. В России много коллекционеров, которые не афишируют покупки. Думаю, что в этом плане рынок у нас довольно тихий», — отмечает Покрас Лампас.
Третий вид заработков — коммерческое сотрудничество с глобальными и локальными брендами. Здесь стоимость работы и степень вовлеченности художника зависит от личных предпочтений и договоренностей с заказчиком, а также от правовых аспектов.
«Сумма всегда зависит от многих факторов. Например, от того, имиджевая ли это работа или та, что нужна для продажи нового товара. Имиджевый проект может стоить до полумиллиона рублей, а «продуктовый», большого объема и тиража, — от 1-1,5 млн и выше, — говорит Покрас Лампас. — Учитываются и правовые аспекты. У меня есть свой юрист, с которым мы вместе составляем контракт и смотрим, где и на каких условиях мы передаем права. Все это в том числе влияет на стоимость проекта. Это помогает регулировать рынок».
Команда ADED подходит к выбору коммерческого сотрудничества крайне избирательно, поэтому стоимость их работы зависит в первую очередь от масштаба заказа и портрета клиента. Участники ADED признаются, что, отказывая одним, они создавали себе базу для того, чтобы работать с более близкими по духу заказчиками. «Нам приходилось отказывать 90% потенциальных клиентов, поскольку работаем мы исключительно с теми, кто готов создавать продукт в нашей стилистике. Мы ни под кого не подстраиваемся и этим сильно отличаемся от других, — отмечает Cozek. — Нам прекрасно известно, какие бюджеты осваивают те или иные компании. При обсуждении стоимости проекта отталкиваемся от того, во сколько оцениваем себя и свое время в рамках конкретной задачи».
Где смотреть уличное искусство в России
Для того чтобы отслеживать тренды и перспективных художников, важно следить и за социальными сетями признанных райтеров, и за ключевыми мероприятиями и арт-площадками. Помимо уже упомянутого проекта «Стена» на «Винзаводе» в России существует еще несколько организованных пространств для знакомства со стрит-артом.
Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге. Здесь есть постоянная экспозиция с работами признанных отечественных граффитчиков, среди них — Паша 183, Тимофей Радя, Кирилл Кто, Андрей Оленев, Никита Nomerz. В музее также проводятся временные тематические выставки.
Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Пройдет с 31 августа по 14 октября в московском Центре современного искусства «Винзавод». Свои работы представят 40 ведущих российских и зарубежных художников стрит-арта.
Стоит следить за проектами музеев «Гараж» (Москва) и «Манеж» (Санкт-Петербург). Эти площадки активно интересуются стрит-артом, работают с главными локальными представителями и в целом поддерживают граффити-индустрию.