Что такое smart notebook
Софт от мала до велика
Русифицировано и одобрено
— Андрей Сергеевич, расскажи те, кто является разработчиком SMART Notebook.
— Разработчиком является канадская компания SMART Technologies. ПО создавалось группой программистов при непосредственном участии практикующих преподавателей. Это целая сеть образовательных консультантов по всему миру, в том числе и в России, которые постоянно помогают техническим специалистам своими методическими рекомендациями по усовершенствованию программы.
— Насколько этот софт адаптирован для российского пользователя?
— Он полностью русифицирован, в том числе поддерживает и распознавание русского рукописного текста. А благодаря большому количеству готовых уроков на русском языке работа в этой программе не вызывает затруднений у российских преподавателей.
— Какие возможности по освоению SMART Notebook предлагает компания Polymedia?
— Учебный центр компании Polymedia регулярно проводит тренинги, в ходе которых преподаватели получают необходимые знания на своих уроках. Безусловно, все обучение проходит в программной среде SMART Notebook, и по окончании такого семинара обычно все слушатели уже готовы практиковаться в создании своих интерактивных уроков и импровизировать с помощью инструментов программы. Существует также специализированное издание «Умные уроки SMART», где приведены методические рекомендации и примеры интерактивных уроков, действует сайт www.smartboard.ru, где можно найти методики работы, готовые уроки и скачать демонстрационные версии программы.
— Можно ли использовать это ПО на несмартовских изделиях?
— Нет, это запрещено лицензионным соглашением.
— Какова цена SMART Notebook? Каковы условия льготного приобретения этого софта для отдельных категорий пользователей?
— Цены на SMART Notebook нет. Эта программа бесплатно поставляется с интерактивными досками и некоторыми другими продуктами SMART. А вот приобрести доски по льготным ценам вполне реально. Мы постоянно проводим акции и составляем комплекты оборудования по сниженным ценам для образовательных учреждений.
— На сколько, грубо говоря, «хватает» SMART Notebook – как по времени использования, так и по задачам, которые пользова тель может для себя поставить?
— Можно ли использовать SMART Notebook на других устройствах помимо доски?
— Где можно найти подробное описание и методические рекомендации по работе со SMART Notebook?
— Все это есть в брошюре «Умные уроки», которую пользователи могут получить с интерактивной доской либо обратившись к нам. Так же на сайт www.smartboard.ru выложено большое количество готовых уроков с методическими рекомендациями.
— Существуют ли какие-то интернет-сообщества, где преподаватели могли бы совершать обмен опытом по созданию уроков с SMART Notebook?
— Нам очень важно предоставить преподавателям возможность обмениваться своими наработками и опытом. Для этого созданы специализированные порталы (международный портал www.exchange.smarttech.com с огромной коллекцией материалов и наш портал www.smartboard.ru), а также сообщества на специализированных сайтах (www.metodisty.ru, www.proshkolu.ru и т. д.). А членство в открывшемся этим летом Клубе творческих партнеров Polymedia позволит общаться не только в сети, но и на встречах и мероприятиях, организованных клубом.
— Существуют ли нелицензионные, контрафактные версии этого ПО?
— Валерия Евгеньевна, вы уже несколько лет активно используете в своей работе SMART Board и даже являетесь почетным членом Клуба творческих партнеров Polymedia. Скажите, насколько быстро вам удалось освоить работу с доской и с программным обеспечением?
— Мое знакомство с интерактивной доской SMART Board произошло в сентябре 2008 года. У этого изделия такое легкое управление, что я й мои второклассники опробовали его в действии сразу же после того, как установщики вышли из класса. А уже на следующий день я приготовила и провела урок с помощью программы SMART Notebook 10. Конечно, потом потребовались время и желание, чтобы изучить
Но, я думаю, у меня это получилось, так как в первый же год активного использования ИКТ на уроках и доски SMART Board я стала призером трех профессиональных педагогических конкурсов, моими интерактивными ресурсами охотно пользуются коллеги и присылают мне положительные отзывы. Мои методические материалы опубликованы и находятся в свободном доступе на сайтах www.smartboard.ru, www.it-n.ru, www.exchange.smarttech.com, www.metodisty.ru.
Они прошли открытую общественную профессиональную экспертизу, рекомендованы для использования в учебно-воспитательном процессе.
— Вы тесно сотрудничаете с учителем начальных классов из Подмосковья Еленой Чулихиной, вместе создаете уроки, находясь друг от друга на большом расстоянии. Что вам дает такое партнерство?
— Познакомились мы с Еленой Александровной благодаря проекту «Интернет-государство учителей ИнтерГУ.ру» примерно полтора года назад. За это время общение из сферы профессиональной деятельности расширилось до теплых дружеских отношений. Но до сих пор огромную роль играет и совместная профессиональная деятельность. Это методическая работа, подготовка к участию в профессиональных конкурсах и фестивалях, проведение дистанционных сетевых консультаций и многое другое. Постоянное плодотворное профессиональное общение подтолкнуло нас к тому, чтобы организовать в педагогическом интернет-сообществе «Методисты.ру» виртуальную методическую площадку «Умные уроки SMART» для популяризации доски SMART Board в работе учителя, воспитателя и руководителя.
— Валерия Евгеньевна вам никогда не приходило в голову, что лучше было бы преподавать и без этих инноваций, по старинке?
— Что дает применение SMART Notebook на уроках?
— Приходилось ли вам работать с досками других производителей? Есть ли качественные различия между ними и SMART Board?
— Хотели бы вы что-то изменить в учебном процессе вашего класса, школы?
— Очень хочется внедрить систему мониторинга учебных достижений младших школьников посредством использования интерактивной системы опросов SMART Response. Я даже уже разработала проект, но пока, к сожалению, нет необходимого оборудования.
— Как вы считаете, у детей нет проблем с освоением программы SMART Notebook?
— Как-то раз моя коллега привела на работу своего пятилетнего сына. Я, чтобы немного занять ребенка, предложила ему порисовать на доске. Включила систему, одна минута краткого объяснения и. ребенок увлеченно занимался пока не пришло время идти домой. Он сам переключал все инструменты, маркеры и ластик и не задал ни одного вопроса от том как все это работает.
Путеводитель по программе Smart Notebook
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Путеводитель по программе Smart Notebook
Автор: Храмцова Е. А.
[Методические рекомендации по использованию интерактивных средств программого обеспечения Smart Notebook ]
Пояснительная записка ……………………………. 5
Smart Notebook – инструмент визуального представления данных…………………………. 5
ИС Category « I mage match » (Соответствие изображениям) ………………………………….14
ИС Category «Keyword match» (Выбор соответствия)……………………………………16
ИС Category «Timeline reveal» ( Временная линия ) ……………………………………………17
ИС Category « Multiple choice » (Несколько вариантов ответа)……………………………….22
Раздел «Pages» ( Готовые страницы)……………..23
Инструмент « Shapes » ……………………………. 25
Создание форм и линий………………………. 25
Установка параметров фигуры ………………. 26
Создание фигур с помощью инструмента «Правильные многоугольники»………………..29
Создание фигур с помощью инструмента «Перо распознавания фигур»…………………. 29
Сохранение, созданной в Notebook презентации………………………………………….30
1.1 Smart Notebook – инструмент визуального представления данных
Урок успешен тогда, когда учителю удаётся заинтересовать и удерживать внимание всех учеников в течении всего урока В этом плане интерактивная доска (далее ИД) — большая помощница. Она не перестаёт удивлять своими возможностями. Активное использование ИД позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая её дидактические, информационные, методические и технологические возможности. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении материал будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействовано больше видов памяти. Использование традиционных форм работы позволит периодически переключать внимание учеников. ИД, независимо от того, для каких целей, на каком этапе она применяется, является инструментом визуального представления данных, т.е. реализует один из главных принципов — наглядность.
К сожалению эффективность использования интерактивной доски на уроках зачастую сводится к нулю. Не зная, как разобраться с программой Smart Notebook некоторые учителя используют интерактивную доску как экран для проектора.
Другие используют её вместо обычной учебной доски с мелом, нанося надписи и рисунки на поверхности интерактивной доски специальным маркером или просто пальцем.
Однако, самые интересные возможности программы Smart Notebook обычно остаются недоступными для большинства учителей, поскольку все интерактивные элементы библиотеки программы представлены на английском языке. В то же время именно эти самые интерактивные элементы несут в себе огромные возможности по построению интерактивных учебных материалов для использования на интерактивной доске во время урока.
1.2 Назначение Notebook
Путеводитель по Smart Notebook 11 составлен для педагогов, начинающих работать с этой программой.
Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Пожалуй, наиболее удобный инструмент такого рода – Smart Notebook из программного обеспечения Smart Board.
Каково же назначение Notebook?
Причём, в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя её содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и палец, хотя с гигиенической точки зрения это как-то….
Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски, стоят последовательно следующие задачи:
Научиться (технически) работать в среде Smart Notebook;
Освоить практические приёмы работы непосредственно с доской;
Методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.
Доводы в пользу Smart Notebook:
1. Программа очень удобна для предварительной подготовки материалов ( информационного ряда ), который будет использован учителем на ИД ;
Обучающие возможности программы Notebook позволяют моделировать процессы, дают возможность тестирования аудитории с моментальным выводом полученных результатов на доску, обеспечивают интерактивность образовательного процесса.
Коллекция «Lesson Activity Toolkit 2.0» (комплект инструментов для организации деятельности на уроке) содержит интерактивные элементы, позволяющие организовать любой фрагмент урока. Данные элементы можно использовать преподавателем любой дисциплины, наполняя их соответствующим содержанием при редактировании.
Рассмотрим возможность применения интерактивной коллекции « Lesson Activity Toolkit 2.0» на уроках в начальной школе.
Эта замечательная коллекция интерактивных объектов, созданная с использованием Flash-технологий, не входит в стандартный пакет ПО, сопровождающий интерактивную доску Smart. Коллекцию можно скачать на сайте производителя и установить на компьютере. Или использовать возможность автоматического обновления коллекций, если Ваша доска официально зарегистрирована на все том же сайте производителя.
Сейчас же – попробуем разобраться, какие объекты входят в коллекцию, для чего они предназначены, как их редактировать и использовать на уроке.
В принципе все элементы коллекции (а их целых 714!) разбиты по назначению на 6 групп-разделов:
Lesson Activity Toolkit
(Комплект инструментов для организации деятельности на уроке)
Однако деление это весьма условно, поскольку одно и то же средство может дублироваться в разных разделах. Нужно ещё иметь в виду, что авторы коллекции позаботились о дизайне и предоставили учителю выбор цветовой гаммы. Каждое интерактивное средство коллекции представлено в 6 цветовых вариантах (синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый и два оттенка зелёного).
Сразу же необходимо отметить, что коллекция предназначалась для англоязычных учителей, поэтому название всех интерактивных средств, описание работы с ними и указания для редактирования – даны на английском языке.
Итак, приступим к обзору основных элементов коллекции, на уровне Название – Назначение – Редактирование . Перевод названия того или иного средства – довольно условен.
Запустить интерактивное средство:
Предположим, что при редактировании мы определили 2 категории изображений – дикие животные и домашние животные, выбрав для них названия Дикие животные и Домашние животные.
Количество картинок установили – 8. Затем нашли в коллекции и перетащили мышкой в соответствующие квадратики изображения тигра, медведя, жирафа, лисы, коровы, лошади, собаки и кошки (или другие картинки), выбрав для них соответствующие категории (медведь – дикий, а лошадь – домашняя. )
Переходим к работе с ИС. Картинки находятся внизу в произвольном порядке. Задание – правильно переместить картинки в левую или правую колонки. Клавиша Check (проверка) позволяет проверить правильность выполнения задания, клавиша Solve – «подсмотреть» ответ, клавиша Reset – вернуться к началу.
ИС Category «Sort – text»
Рассмотрим «Сортировщик текста». Для начала поместим его на страницу, перетащив мышкой или щёлкнув по нему 2 раза левой кнопкой мыши. Откроем режим редактирования, нажав « Edit », установим количество категорий, например три, подпишем их названия. Введём текст и название соответствующей категории, активизируем галочкой « Solve » (решение), затем нажмём « Ok ».
На экране появляется таблица, с названиями созданных нами категорий, а под ней в произвольном порядке заданные нами слова, которые необходимо разместить в соответствующих колонках таблицы. Надписи переносятся в соответствующую область доски движением руки по её поверхности. Мы можем проверить правильность выполнения задания, нажав кнопку « Check », « Reset » позволяет вернуться к началу.
2.3 ИС Category « I mage match » (Соответствие изображениям)
В последние годы в вариантах ЕГЭ, ГИА, ВПР появились задания на установление соответствий, где к каждой позиции первого столбца надо подобрать соответствующую позицию второго столбца. Коллекция интерактивной доски позволяет решать и такие задачи. Для этого можно воспользоваться « I mage match » (Соответствие изображениям) и « Keyword match » (Выбор соответствия).
В « I mage match » вы задаёте количество картинок (от 2 до 5) и соответствующие подписи к ним. Подписи располагаются под картинками в произвольном порядке.
2.4 ИС Category «Keyword match»
С этим интерактивным средством не всё так хорошо, как хотелось бы. К сожалению, при редактировании мы не можем использовать буквы русского алфавита, т.к. русская кодировка символов в данном случае не используется.
Создатели этого ИС использовали несложную идею – при редактировании ввести несколько слов и текстовых определений к ним. А во время работы нужно было установить соответствие между определениями слов и самими словами. Преподаватели английского могут эту идею в «чистом виде» и использовать. А что делать остальным? Оказывается, если призадуматься, то можно найти применение этому ИС и без английского языка. Ведь в некоторых случаях можно обойтись вообще без букв.
Давайте попробуем приспособить это средство, например, для проверки знаний счёта в пределах сотни. При редактировании в колонку Description (Определения) впечатаем числовые примеры, а в соответствующие строки колонки Word (Слова) – ответы к ним:
Примеры могут содержать и скобки, так что, в принципе, можно напечатать довольно сложное арифметическое выражение. Можно заполнить все предусмотренные строки или ограничиться несколькими.
Это ИС прекрасно подходит для организации самых различных моментов урока.
Мы видим ниже ту самую «временнУю» прямую, на которой можно поместить до 10 «узловых» точек. К каждой такой точке можно «привязать» некую информационную метку. Хотя название средства подразумевает, что каждая метка – это определенная дата, к которой «привязывается» какое-то событие, на самом деле средство можно использовать гораздо шире, например, так как показано ниже.
К каждой метке цепляем информацию – формулировку соответствующего правила, которое будет выводиться на экран при щелчке по соответствующему узелку:
Представьте, как много различной информации можно «спрятать» на одной страничке, чтобы в процессе урока её поочередно «порциями» открывать!
Процесс редактирования средства несложен, задаём количество меток (до 10), задаём сами метки в колонке Date (но не обязательно именно даты, как Вы уже видели), «привязываем» к каждой метке информацию в колонке Description :
Рассмотрим пример. Перед началом редактирования желательно приготовить коллекцию картинок для вставки в «Водоворот». Впрочём, это необходимо делать не только в данном случае, а всегда, когда возникает идея использования любого ИС с графикой.
(Водоворот для сортировки текста)
Не будем подробно на этом ИС останавливаться, поскольку все вышесказанное справедливо и в данном случае. Разница лишь в том, что при помощи водоворотов делятся на две категории объекты не графические, а текстовые.
Например, процесс деления слов на существительные и прилагательные, чётные и нечётные начнется с такой «картинки»:
(Несколько вариантов ответа)
Создайте собственный тест. Для начала нажмите «Правка». Используя выпадающее меню, расположенное в верхней части страницы, задайте количество вопросов для теста. Нажмите вкладку с выбранным номером вопроса.
Укажите параметры вопроса и ответа. Текст можно ввести из клавиатуры или перетащить из других источников. Укажите правильный ответ. Добавьте Пароль и установите флажок «Пароль», чтобы защитить меню.
Раздел «Pages» ( Готовые страницы)
Начинаем «подгонку». Двойной щелчок по тексту в заголовке позволяет изменить его. В свойствах текстового объекта Label (метка) включено клонирование, т.е., мы можем «размножить» эту метку в необходимом количестве и каждую отредактировать. Наконец, заменим каждое слово Column (колонка) на конкретное название. В результате мы получили на страничке средство для проверки знаний учащихся. Дети должны переместить таблички с названиями стран в соответствующие колонки.
Две кнопки в правом верхнем углу имеют особенное назначение. Первая (с домиком) позволяет перейти к первой странице, сколько бы их ни было. Вторая кнопка – информационная, при щелчке по ней открывается поле, в которое можно заранее внести некоторый текст, содержащий, например, само задание и подсказку. Действуя аналогичным образом, можно использовать многие представленные страницы учителям самых разных предметов.
Инструмент «Shapes» в Smart Notebook
Инструмент Shapes (формы) в программе Smart Notebook позволяет быстро построить правильные примитивные фигуры, такие как прямоугольник, овал, треугольник, параллелограмм и т.д. Несмотря на то, что в реальном времени при ведении урока с интерактивной доской пользоваться данным инструментом несколько затруднительно, он просто незаменим при заблаговременной подготовке презентации к уроку.
3.1 Создание форм и линий
Формы и линии способны придать уроку большую привлекательность и визуально очерчивают области страницы. Кроме того, формы и линии используются для рисования схем и создания упражнений.
При нажатии кнопки « Shapes » (формы) на панели инструментов появится соответствующая контекстная панель. Выберите необходимую форму, её цвет, тип прозрачности и линии, после чего установите курсор на той странице, где необходимо создать форму. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетаскивайте курсор до достижения необходимого размера формы.
Теперь, когда вы нарисовали фигуру на странице Notebook, вы можете изменять её так же, как вы изменяете другие объекты, используя ручку поворота и изменения размера и выпадающее меню.
3.2 Установка параметров фигуры
3. Нажмите «Тип линии» . Выберите цвет, толщину и тип линии для контура фигуры.
Рассмотрим четыре способа заливки фигур. Это простая однородная заливка цветом, заливка градиентом, когда один цвет постепенно «перетекает» в другой. При удачном подборе цветов форма становится очень красивой.
Есть вариант заливки узором, когда внутреннюю часть формы можно заполнить точечками, сеточкой и т.д. Цвет узора тоже можно менять. Наконец, есть очень эффектный вариант заливки формы изображением. Если подобрать подходящее изображение (облака, трава, листья, огонь и т.д.), форма станет настоящим украшением слайда в презентации Smart Notebook .
Вы можете создавать круги, квадраты, треугольники и другие фигуры, удерживая нажатой клавишу SHIFT во время рисования.
3.3 Создание фигур с помощью инструмента «Правильные многоугольники»
Помимо создания фигур с помощью инструмента «Фигуры», можно также создавать правильные многоугольники с количеством сторон от 3 до 15 с помощью инструмента «Правильные многоугольники».
1. Нажмите «Правильные многоугольники» и выберите количество сторон (число в многоугольнике представляет собой количество сторон). Создайте фигуру, нажав на то место, куда вы хотите ее поместить, и тащите её границу, пока фигура не приобретет нужный размер.
Если инструмент «Правильные многоугольники» не отображается на панели инструментов, его можно добавить на панель.
3. Нажмите «Тип линии». Выберите цвет, толщину и тип линии для контура фигуры.
4. Нажмите «Эффекты заливки». Укажите прозрачность и эффекты заливки для фигуры.
3.4 Создание фигур с помощью инструмента «Перо распознавания фигур»
Вы можете использовать инструмент «Перо распознавания фигур» для рисования таких фигур, как круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники и дуги.
1. Нажмите «Перо распознавания фигур «.
2. Нарисуйте фигуру на интерактивном экране.
Если Программное обеспечение SMART Notebook распознает ваш рисунок как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник или дугу, эта фигура будет добавлена на страницу.
Сохранение, созданной в Notebook презентации
А можно воспользоваться возможностью экспорта в другие форматы и сохранить работу, как, например, обычную презентацию Power Point: