Что такое slack и как пользоваться
Начало работы
Все, что необходимо знать для начала работы в Slack.
Что такое Slack?
Slack — это мессенджер для бизнеса, предоставляющий пользователям доступ к необходимой информации. Slack предлагает принципиально новый подход к общению в организациях, объединяя пользователей в сплоченную команду.
Работа в Slack
Slack позволяет работать более гибко и открыто, в тесном сотрудничестве с командой.
Прочные связи
Slack упрощает общение с коллегами — отправьте сообщение любому пользователю в вашей организации или вне ее и работайте с ним так, как вы бы делали это лично. Специальные пространства для работы, называемые каналами, объединяют нужных людей и информацию.
Гибкость
Slack поддерживает разные графики работы. Если работа выполняется в каналах, ваше местоположение, часовой пояс и должность не имеют значения, можно обращаться к необходимой информации в любое удобное время. Задавайте вопросы, будьте в курсе происходящего и делитесь новостями без необходимости координировать графики.
Инклюзивность
В Slack у всех пользователей есть доступ к общей информации с возможностью поиска. Если команды вместе работают в каналах, информацию можно предоставить всем участникам одновременно, что способствует сотрудничеству и быстрому принятию решений.
Начало работы в Slack
Ваша компания уже пользуется Slack?
Если вы новый пользователь Slack, узнайте, как выполнить настройку и приступить к работе в Slack.
Хотите настроить Slack для своей компании?
Узнайте больше о тарифных планах Slack, ознакомьтесь с нашим руководством по созданию рабочих пространств и дополнительными ресурсами для администраторов.
Готовы продолжить обучение?
Ознакомьтесь с подробными практическими статьями и руководствами в нашем справочном центре (именно здесь вы сейчас и находитесь!).
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Ой! У нас сложности. Повторите попытку позже.
Начало работы
Все, что необходимо знать для начала работы в Slack.
Как использовать Slack: ваше краткое руководство по началу работы
Добро пожаловать в Slack, приложение для бизнеса, которое позволяет обмениваться сообщениями. Slack предлагает принципиально новый подход к общению в организациях, объединяя пользователей в сплоченную команду. Просмотрите видео с кратким обзором, а затем прочтите руководство для получения дополнительной информации. Это поможет вам приступить к работе.
Совет. Чтобы узнать больше, изучите Slack от А до Я и наши видеоруководства.
Боковая панель
С боковой панели можно получить доступ к беседам в Slack. Вы увидите список личных сообщений, каналов, к которым вы присоединились, и уведомлений по конкретным беседам, а также возможность создать новое сообщение.
В Slack пользователи взаимодействуют в специальных пространствах, называемых каналами. Каналы объединяют пользователей и информацию по проектам, темам или командам. В отличие от переписки по электронной почте, обсуждения в каналах посвящены конкретной теме, поэтому вы можете присоединяться к ним и покидать их по мере необходимости.
Личные сообщения (ЛС) подходят для узконаправленных бесед один на один, где участие всего канала не требуется. Личные сообщения удобны для срочных бесед и особых задач, например чтобы задать вопрос менеджеру или скоординировать звонок с коллегой.
Уведомления в Slack отличаются от электронных писем и других привычных инструментов. Они четко показывают, где требуется ваше внимание: когда коллега упоминает вас, появляется соответствующий индикатор. При наличии новых действий в беседе ее имя выделяется на боковой панели полужирным.
Кнопка «Написать» позволяет написать сообщение и отправить его в любую беседу. Сообщения автоматически сохраняются как черновики в разделе Черновики на боковой панели до тех пор, пока вы их не отправите.
Каналы
Каналы — это основа работы в Slack. Они группируют в одном месте пользователей и информацию, позволяя организовать работу над общей задачей.
Сведения о канале, в котором вы находитесь, доступны в его шапке. Нажмите имя канала, чтобы получить информацию о теме и описании канала, а также о добавленных файлах. На других вкладках можно увидеть пользователей в канале и посмотреть другие настройки беседы.
Каналы образуют специальное пространство для обмена сообщениями и файлами. В каналах группируется все, что относится к конкретной теме, проекту или команде. Открыв беседу или присоединившись к ней, вы можете просмотреть ее историю, прокручивая экран вверх.
Эмодзи-реакции позволяют быстро ответить на любое сообщение в Slack. Это не только веселый, но и удобный способ работы. Простая эмодзи-реакция может зачастую заменить целое сообщение.
Поле для ввода сообщения
При работе в Slack в поле для ввода сообщения доступно множество возможностей, позволяющих эффективно общаться с командой.
Форматируйте свои сообщения, чтобы сделать их более понятными или оригинальными: выделяйте полужирным наиболее важные моменты, создавайте списки и пользуйтесь многими другими возможностями.
Упоминания позволяют привлечь внимание конкретных пользователей в беседе. Это удобно, когда нужно узнать их мнение или проверить выполнение задач.
Добавляйте файлы в сообщения, чтобы делиться важной информацией в беседах с членами команды.
В отличие от электронных писем, после отправки сообщения вы можете исправить опечатки или ошибки в нем. Можно также удалить сообщение, которое вы уже отправили, и начать заново.
Панель навигации
Используйте значки на панели навигации, чтобы перемещаться вперед и назад по истории просмотра (прямо как в веб-браузере), просматривать недавние беседы, искать нужную информацию или справку по работе со Slack.
Значки истории просмотра — это удобный способ быстро перейти к недавно просмотренным элементам. Перемещайтесь вперед и назад по истории просмотра с помощью стрелок вправо и влево или нажмите значок часов, чтобы просмотреть список недавних каналов, личных сообщений, результатов поиска, обсуждений и т. д. Поиск по истории переписки вашей команды в Slack позволяет находить сообщения, файлы, каналы и людей, которые нужны для выполнения работы. Нажмите значок вопроса справа от панели поиска для доступа к справочным и обучающим материалам или загляните в наш справочный центр в браузере.
Совет. Нажмите Cmd K (Mac) или Ctrl K (Windows/Linux) и введите название канала или имя пользователя, чтобы быстро перейти к беседе.
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Если вы хотите пообщаться со специалистом службы поддержки, напишите по адресу feedback@slack.com.
Ой! У нас сложности. Повторите попытку позже.
Как пользоваться Slack: советы и полезные настройки
Показываем на примере Нетологии, как работать в корпоративном мессенджере Slack: настроить оповещения, красиво оформлять сообщения и эффективно решать вопросы.
Главное преимущество Slack перед другими мессенджерами — структурирование информации. Это не просто набор чатов и каналов, это полноценное рабочее пространство. Slack помогает решать рабочие вопросы, структурировать и хранить важную информацию и быстро адаптироваться новым сотрудникам в больших командах.
В Нетологии мы ценим прозрачность, открытость и быстрый обмен идеями, и Slack нам в этом помогает. Если вы новый сотрудник Нетологии — почитайте эти советы, чтобы в первый же день работы чувствовать себя комфортно. А если вы не сотрудник Нетологии, то эти советы помогут понять, как работать в Slack и организовать в нем работу.
Присоединитесь к рабочему пространству вашей компании
Первым делом нужно присоединиться к вашей команде в Slack. Есть два варианта: вы либо получите личную ссылку для подключения, либо вас присоединят и нужно будет просто войти в аккаунт с одобренным адресом электронной почты.
Вы также можете перейти по «Найти ваше рабочее пространство», ввести адрес почты и узнать, к каким командам вы можете присоединиться.
Установите приложение Slack
Работать в приложении Slack удобнее, чем через браузер. К тому же в браузере доступны не все функции мессенджера. Поэтому установите Slack на MacOS, Windows, Linux и смартфон — iOS или Android.
Заполните профиль
Когда войдете в рабочее пространство, первым делом заполните свой профиль. Так вам будет проще освоиться, а коллеги будут понимать, по каким вопросам к вам обращаться.
В меню нажмите на название рабочего пространства → Profile & account → Edit Profile.
Теперь заполните все необходимые поля: имя, должность, контактные данные, добавьте фото.
Коллеги смогут вас найти в поиске, будут знать вас в лицо и решать задачи станет проще.
Общение в каналах
Есть два типа каналов: Public Channels — открытые для всех; и Private Channels — доступные только по приглашению. У каждого канала своя тематика: в канале #netology-feedback мы видим и реагируем на отзывы о Нетологии, а в канале #дайджесты_в_блог обсуждаем и готовим дайджесты, такие как «Data Science-дайджест №8: главные статьи месяца».
И даже для совершенно разнообразных вопросов у нас есть специальный канал — #flame
Чтобы создать новый канал или вступить в существующий открытый канал, нажмите плюсик напротив Channels — затем выберите канал из списка. В Нетологии менеджер сразу добавит вас в важные каналы, чтобы вы могли освоиться.
Личные сообщения и групповое общение
Личные сообщения (Direct Messages) нужны для общения с конкретными участниками команды. Чтобы написать личное сообщение коллеге, нажмите на его имени в любой переписке или найдите коллегу в поиске. Во всплывающей карточке нажмите Direct Messages — откроется переписка.
Когда требуется обсудить что-то важное небольшой группой людей до 9 человек, используйте групповые сообщения. Каждый участник обязательно получит уведомление о новом сообщении.
Чтобы создать групповую переписку, нажмите плюсик напротив заголовка Direct Messages, затем укажите нужных людей.
Отправка сообщений
В целом всё просто: можно писать текст, добавлять эмодзи, прикреплять файлы. При упоминании публичного канала — #random, участники смогут перейти в него, кликнув по ссылке. Когда упоминается член команды @user, он получает уведомление.
Отвечать на сообщения, которые требуют детального обсуждения, стоит с помощью функции Reply. Так появляется Thread — ветка переписки, в которой обсуждается конкретный вопрос. Ветка переписки откроется в правой колонке Slack.
А все ваши ветки переписок отображаются в разделе Threads.
Оформление текста: жирный, курсив и другие стили
Для форматирования используйте такие символы:
Аудио- и видеозвонки
Чтобы пообщаться с удаленными коллегами лицом к лицу — позвоните. В видеоконференции могут принять участие до 15 человек. Таким же образом можно общаться с заказчиками и контрагентами.
На созвонах можно транслировать собственный экран.
Включите уведомления в важных каналах
По умолчанию в Slack включены все уведомления в личных сообщениях, но выключены в группах. Если группа важная — включите уведомления обо всех сообщениях.
Для этого войдите в нужную группу → нажмите на иконку шестеренки → выберите Notification preferences.
В открывшимся окне выберите, какие уведомления получать.
Повторное оповещение
Если боитесь пропустить важное сообщение, можно настроить повторное оповещение на смартфон. Поставить такое уведомление можно в настройках профиля, в разделе Notifications.
Персональный список важных сообщений ⭐
Если в чате появилось важное сообщение, к которому нужно вернуться позже — добавьте его в избранное. Нажмите на звёздочку рядом с сообщением. Все задачи собираются в меню Starred Items в верхнем меню Slack.
Закрепленные сообщения
В группах важные сообщения и файлы удобно фиксировать пином. Запинить можно правила канала или файлы, к которым важен быстрый доступ.
Напоминания с помощью чатбота
Если проводите регулярные совещания, попросите чатбота напоминать о совещании в группе. Так, руководитель команды маркетинга может поставить уведомление, чтобы члены команды поделились успехами проекта за неделю: /remind #marketing-team to share weekly project updates at 10AM every Monday.
КУРСЫ НЕТОЛОГИИ
Бизнес и управление
Как работает поиск в Slack
Поиск по каналам, чатам, участникам, сообщениям, файлам работает из одного окна:
Поиск по ключевому слову с точным совпадением: “слово”
Поиск по части слова: сло*
Выделение ключевых слов в переписках
В настройках аккаунта откройте раздел Notifications, выберите My keywords и введите ключевые фразы, при упоминании которых вы получите оповещения и которые будут выделяться в тексте.
Режим «не беспокоить»
Если вы на созвоне или важной встрече, на время отключите уведомления с помощью функции Do Not Disturb. Другой вариант — отключить уведомления в отдельных каналах с помощью кнопки Mute.
Работа с приложениями
Одно из преимуществ Slack — наличие интеграций с популярными сервисами наподобие Gmail, Jira, Dropbox. Чтобы синхронизировать работу, посмотрите в каталоге приложений, какие приложения уже использует Нетология и настройте их под себя.
Правила хорошего тона в Slack
Несколько правил хорошего тона в Slack:
В Нетологии мы стараемся отвечать на сообщения коллег в течение двух часов. Даже если не знаете ответа на заданный вопрос или о задаче нужно подумать, так и напишите. Но не игнорируйте собеседника.
И да, если ввести /shrug, то отобразится вот так ↓
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии
Мессенджер Slack — причины выбора, косяки при внедрении и особенности сервиса, облегчающие жизнь
После моей статьи на VC про инструменты для командной работы, о которых я бы хотел узнать намного раньше, на меня обрушился шквал уточняющих вопросов. Вопросы были по делу, причём не только в комментариях: мне писали в личку и даже звонили (знакомые).
Дошло до того, что мне стали предлагать по 15 тысяч рублей в час за консультацию по Skype или вообще приехать и провести корпоративный тренинг-воркшоп. Я, конечно, в глубине души предполагал, что наш опыт может кому-то пригодиться, но всё же не ожидал, что тема окажется такой горячей.
А больше всего вопросов было про Slack. Многие из тех, кто ко мне обращался, до сих пор ведут всю переписку в почте и удивляются, насколько оперативной может быть коммуникация внутри команды и насколько полезна бывает её избыточность (в хорошем смысле слова). Чего уж там: я и сам до поры до времени воспринимал почту как нормальное явление, несмотря на её бесконечные «Fw:Re:Re:Re: Планирование ноябрь 2015».
Сразу оговорка: Slack не идеален. У него есть и плюсы и минусы — просто плюсов, на мой взгляд, значительно больше. Поэтому сейчас для нас это самый оптимальный софт не только для общения, но и для создания полноценной коммуникационной платформы для команды. Про него расскажу подробнее.
С чего всё началось
Сперва мы, как все нормальные люди, пользовались почтой, Skype и WhatsApp. Но через некоторое время стали возникать разные вопросы. К примеру, почему в WhatsApp чатик вроде как неформальный, но коллеги туда пишут какие-то вещи по работе: про выставки, отгрузки и так далее? Зачем нам Skype, почему мы обсуждаем некоторые вопросы в нём? Почему нас так бесят круговые переписки на 30 адресатов в почте?
Ответ был на поверхности: мессенджеры — это быстро, а почта — это балласт, подходящий разве что для связи с внешним миром.
Единица смысла в почте — это одно письмо. Единица смысла в мессенджере — короткий диалог. Пока отправляешь письмо и ждёшь ответа, уже можно целиком обсудить вопрос в мессенджере. И на мой взгляд, уже сейчас почта должна стать специализированным инструментом, но никак не универсальным. Использовать её повсеместно — всё равно что забивать гвозди и разогревать еду с помощью утюга: можно, но тупо неудобно.
Использование почты в качестве инструмента внутренней переписки
«А WhatsApp вам чем не нравится?»
Несмотря на все преимущества «бытовых» мессенджеров, всю переписку по работе (здесь и далее — с оговоркой «в нашем случае») невозможно было перевести в тот же чат WhatsApp или Telegram: слишком велико было разнообразие тем и количество обсуждаемых вопросов.
Даже если бы мы создали там несколько под-чатов вроде «Продажи на сайте», ничего хорошего бы не вышло. Ведь если бы в одно и то же время в этом подчате возникло два разных вопроса, у нас бы не было шанса конструктивно их обсудить — все сообщения, касающиеся первого и второго вопросов сыпались бы в одну ленту, превращая её в бессмысленное месиво.
Пример из другой оперы, зато наглядно
А ещё я всю жизнь я использовал почту как таск-менеджер, помечая «письма-дела», чтобы вернуться к ним позже. Далеко не в каждом мессенджере есть на первый взгляд простая возможность добавить входящее сообщение в избранное.
Проблема была и в том, что потребность в быстрой коммуникации развивалась куда быстрее, чем средства её удовлетворения. И если для «бытовой» переписки уже были вполне годные WhatsApp, Viber, Telegram и ещё масса всего, то для рабочей было не так много вариантов: Slack, Google Hangouts, Microsoft Teams, Rocketchat, HipChat — и всё.
Не буду заострять внимание на конкретных аргументах выбора того или иного решения, я просмотрел их все два года назад, и Slack для меня показался наиболее адекватным. При этом я считаю, что дело не в Slack как таковом, а речь про формат — структурированный мессенджер как платформа — это ключевой фактор. А ребята из Slack лучше всех, на мой взгляд, поняли этот формат. Что, кстати, подтверждает их недавняя оценка на рынке.
Поэтому я стал искать какой-то софт для внутренней коммуникации, в которой бы сочетались три самых важных для нас параметра:
Slack меня покорил именно простотой использования: после быстрого обзора уже стало понятно, что даже новичок сможет начать полноценно работать в нём в день знакомства с программой. В отличие от «бытовых» мессенджеров, в нём сразу было три уровня иерархии: не только чаты и сообщения, но и возможность создания треда к каждому сообщению внутри канала (чата) — отличный способ избежать бардака.
Кроме этого, в большинстве отзывов люди писали о том, что Slack чутко реагирует на запросы в саппорт и быстро исправляет возникающие косяки. Позже я и сам убедился в этом — не успеешь написать о проблеме в поддержку, и уже видишь, что она исправлена после очередного обновления. Даже обидно. Хотя надо признать: их десктопное приложение и мобильное, прям скажем, не отличаются производительностью.
А если очень упрощённо сравнивать все имеющиеся на тот момент инструменты по важным для нас критериям, получилась следующая картинка:
Вполне возможно, что нет. На мой взгляд, Slack подходит только для определённых видов бизнеса. Навскидку я бы описал их так: это компании с командой от пяти до 100 человек, с горизонтальной (или относительно горизонтальной) структурой и проектным подходом к работе.
Вот три признака того, что Slack вам не нужен:
Давать подробную инструкцию, как начать использовать Slack, не вижу большого смысла — там всё предельно понятно. Зато расскажу, где мы накосячили, ведь факапы любят все. У нас в команде мы даже выбираем каждый месяц лучший факап.
1. Не обозначили границу между почтой и Slack.
Иными словами, не сразу поняли, что нужно чётко договориться с командой, когда мы используем мессенджер, а когда — почту. В результате ребята зачастую по инерции писали короткие рабочие вопросы в почту или, наоборот, присылали в Slack большие письма, которые предстояло потом пересылать внешним подрядчикам.
Порой доходило до того, что человек задавал вопрос в почту, а ответ получал уже в Slack. Лёгкая шизофрения, да? Очевидно, что в этом случае гораздо проще запутаться. А если спустя месяц нужно будет найти какое-то сообщение, то на это может уйти много времени.
Чуть позже мы сделали то, что нужно было сделать сразу: договорились, что вся внутренняя переписка через Slack, а вся внешняя (или с участием внешних контрагентов) — через почту. Были и исключения: например, мы несколько раз подключали к Slack внешних подрядчиков или фрилансеров, когда предстояла продолжительная и плотная коммуникация: в основном это были дизайнеры или программисты.
2. Не сразу уловили структуру.
Тут всё предельно просто: не все ребята сразу начали использовать многоуровневую структуру «канал — тред — комментарии» и общались «плоско»: один человек писал исходное сообщение (с постановкой проблемы) в канал, а следующий писал ещё одно сообщение в тот же канал, вместо того чтобы написать комментарий к исходному сообщению (продолжить ветку, иными словами). Это всё равно, что я бы написал всю эту статью исключительно заголовками.
Сейчас такие ситуации тоже возникают раз в несколько месяцев (чаще с приходом новичков). А раньше — несколько раз в день. Это требовало от меня немногословного, но настойчивого вмешательства. Сейчас оно выглядит точно так же, как два года назад:
3. Начали ставить задачи в личку Slack, минуя Trello.
А это уже скверные последствия хорошего сервиса: со временем стало настолько удобно общаться через Slack, что некоторые задачи у ребят пролетали мимо Trello и оставались только в переписке. Ну как, «у ребят». Я, в общем-то, тоже этим грешил.
В результате команда порой была не в курсе происходящего, а это уже противоречило общему принципу прозрачности всех проектов. Раньше уже писал, зачем это надо: двое «в кулуарах» договорились что-то сделать, а у третьего эта задача уже готова на 80%, либо у него есть веские аргументы в пользу того, что делать надо по-другому или вообще не надо делать. Такие ситуации частенько создают лишнюю работу.
Чуть позже мы пришли к следующей схеме: ребята ставят задачи в Trello, после чего пишут об этом в соответствующем канале в Slack. Это вот как раз один из элементов «избыточной коммуникации», которая минимизирует шансы упустить важную информацию из виду.
Кстати, есть возможность интеграции Trello и Slack, и её можно настроить так, чтобы получать уведомления автоматически. Но я рекомендую это делать аккуратно и для особых случаев, иначе Slack задолбает вас уведомлениями.
Разумеется, мы не фиксируем совсем мелкие и быстрые задачи (которые быстрее сделать, чем где-то отмечать) — это уже было бы маразмом и вряд ли принесло кому-то пользу. Хотя дальше расскажу пару хинтов, что можно с такими быстрыми штуками делать и с помощью того же Slack.
4. Не сразу уловили преимущества открытых обсуждений.
Похоже на предыдущий пункт, но тут скорее не про постановку задач, а в целом про открытые обсуждения любых вопросов.
Игорь и Фёдор сидят и «трут» в личке, как бы улучшить конверсию в разделе с корпоративными подарками. Игорь и Фёдор, конечно, молодцы, но в такой схеме команда теряет три крутых бонуса.
Ребята не подозревают о том, что вопрос обсуждается. А если бы они увидели переписку Игоря и Фёдора, то предложили бы десять светлых идей, две из которых Игорь и Фёдор взяли бы в работу и получили бы профит. Но они общаются в личке, поэтому шансов на светлые идеи со стороны у них нет — они могут рассчитывать только на себя.
Новички не получают хорошей практики и не так быстро адаптируются в команде. Представьте, что новичок задаёт какие-то вопросы опытному сотруднику в открытую — сразу просто автоматом возникает эффект дополнительного обучения, потому что другие ребята видят этот диалог.
Если канал хорошо «локализован» по теме, то когда в команду вводится новый коллега — можно просто сказать: «Вася, вот канал, отмотай в начало и прочитай всё там». Такие истории дают просто сумасшедший эффект — новичок видит не просто конечный результат, а процесс: ошибки, преодоления и так далее, он содержательно понимает, почему всё именно так, как есть. Это просто космически ускоряет адаптацию в команде.
Как это происходит сейчас
Игорь пишет в канал #internet_marketing: «Команда, пёс-вопрос: есть идеи, как нам повысить конверсию в разделе с корпоративными подарками? Вот отчёт за ноябрь, там все показатели». К концу дня тред ломится от комментариев, а у Игоря почва для размышлений плодородная, как берега Нила.
Марина за сутки собрала 200 идей для названия новой игры
Внимание: такая схема категорически неприемлема, если у вас в команде работают специалисты с большой буквы «П», которым всегда «виднее, чем этим вот всем, пусть не лезут со всеми своими этими». В этом случае открытая коммуникация не будет помогать, а будет лишь ранить их чувство собственной важности.
Не стоит думать, что Slack — это какой-то особенный софт, превращающий любую рабочую коммуникацию в волшебную страну с феями, единорогами и абсолютным взаимопониманием в команде. Сам по себе он не делает переписку простой, структурной или понятной. Пример: с помощью хорошего перфоратора можно просверлить отверстие в полу или в ноге — всё зависит от того, как использовать этот инструмент.
Вообще, я категорически рекомендую завести или Slack-мастера или команду из ребят, которая особенно в начале поможет всё внедрить и настроить.
Ниже отмечу основные моменты и особенности, которые помогают нам максимально удобно и эффективно работать в Slack.
Основное правило: пиши в канал. Про подготовку постов во «ВКонтакте» — в internet_smm, про отгрузки корпоративным клиентам — в sales_corporate. Это как готовить еду на кухне и мыться в ванной — было бы очень неудобно и странно делать всё это в коридоре.
Когда мы только начинали использовать Slack, у нас было всего восемь-десять каналов. Но со временем их число органически увеличивалось. Например, если сперва был канал sales_world (международные рынки), то теперь это около семи каналов: sales_world_uk, sales_world_ua, sales_world_germany и так далее.
Если бы сейчас все вопросы по отгрузкам за границу падали в один канал, то в нём бы царил полнейший хаос. Поэтому как только возникает потребность «развести» общий поток информации или создать пространство для информации нового типа, мы создаём новый канал.
Фраза «Нужен ещё один канал в слаке» стала локальным мемом, которым меня периодически подкалывают коллеги 🙂
Пока писал этот материал, насчитал 59 каналов, которые мы используем прямо сейчас. Чтобы новичкам было проще вникнуть, как всё устроено, у нас есть ментальная карта со структурой всех каналов. Вот её кусок:
Структура каналов в Slack (фрагмент)
Много это или мало? Не могу так сказать, у нас около 45 человек, три офиса, 11 каналов продаж, четыре линейки продуктов, около 100 SKU. Можете сами прикинуть, какой трафик это рождает: у нас получается примерно 40 тысяч сообщений в месяц. Страшно представить, сколько было бы писем, если бы мы пользовались почтой.
Есть ещё важный момент: не обязательно быть подписанным на все каналы и читать вообще всё, что происходит. К примеру, дизайнерам справедливо пофиг на каналы про CRM или логистику. Зато они подписаны на все каналы, связанные с разработкой продукта и материалами на сайте. Это неплохо экономит время.
2. Контроль происходящего
В Slack есть две очень полезных кнопки: All Unreads и All Threads.
All Unreads — это место, где собираются все непрочитанные сообщения из всех каналов, на которые подписан человек. Даже если на какое-то время он вырубает все уведомления чтобы сосредоточиться, у него есть возможность позже открыть раздел All Unreads и прочитать всё в одной ленте.
All Threads — то же самое, но речь про все сообщения из тредов, в которых сотрудник участвует (оставлял комментарий или создал сам тред).
Через два этих пункта можно отсматривать вообще всю свою переписку и ничего не упустить: все сообщения отображаются в виде ленты.
3. Звёзды и напоминания
Star — один из ключевых инструментов для кратного повышения эффективности. С её помощью можно отметить сообщение или публикацию в любом месте с любого устройства — они помещаются в хронологическом порядке в раздел Starred Items. Так можно отмечать задачи к выполнению или просто важную информацию.
Пример: сотрудник на обеде, но видит в мобильном Slack важное сообщение, отмечает его звездой, приходит с обеда, открывает приложение на компе и уже погружается в полный контекст. С учётом, что мы очень ценим способность ничего не забывать — штука очень полезная.
Remind me — ещё один вариант функции Star. Суть такая же — эта опция также не даёт забыть что-то важное, но она ещё более конкретна, и я лично пользуюсь в основном ей, а не звездой. Она задаёт промежуток времени, через который она сама напомнит о задаче или сообщении. Нужно только выбрать время.
Пример: вечером дома я увидел важную историю в переписке, которой нужно уделить внимание с утра. Отмечаю её Remind me — Tomorrow, и завтра в 9 утра мне в сообщения от Slackbot придёт напоминалка. Там можно нажать на Mark as Complete или Snooze, то есть отложить ещё. Получается такой таск-менеджер для небольших задач. Все большие — только в Trello.
Slack — не чатик, а платформа
Один из плюсов Slack для нас заключается в том, что это не просто инструмент переписки, а скорее платформа для организации командной работы. Это означает, что кроме коммуникации как таковой, есть масса полезных приложений и ботов, с помощью которых можно существенно расширить функциональность Slack.
Важно понимать, что это не какие-то декоративно-развлекательные приколюхи, а вполне прикладные инструменты. Если использовать их в комплексе, то они помогают экономить рабочее время и вообще облегчают жизнь. Некоторые из них мы уже используем, другие пока что только изучаем и планируем внедрять. Здесь перечислю и те и другие.
«Где Игорь? Как на больничном? До какого числа отпуск у руководителя отдела снабжения? Где и во сколько провести собрание? Иван Викторович не может? А когда сможет?» Все эти вопросы возникают постоянно, по несколько раз в день. А TimeBot помогает тратить на них в разы меньше времени.
Эта штука позволяет легко и быстро фиксировать все исключения из стандартного графика сотрудника и уведомлять о них коллег: отпуска, отгулы, командировки и так далее. С его помощью можно формировать запросы на свободное время коллег, чтобы было удобнее планировать работу и встречи.
Пока что мы по-старинке пользуемся «Google Календарём», но всё-таки планируем мигрировать на какое-то решение внутри Slack. TimeBot кажется мне хорошим вариантом, потому что сейчас приходится интегрировать гугловский календарь в Slack: каждое утро в канал #general_vacation в Slack выгружаются все мероприятия на день и изменения в графике сотрудников. Выглядит так:
В своё время мы периодически спотыкались на одной и той же проблеме: к примеру, подходит ко мне Сергей и говорит: «Кхм, тут как бы сегодня у Ильи день рождения». А мы об этом просто забыли в запаре, и приходится что-то срочно придумывать.
Чтобы не учить наизусть все 45 дней рождения коллег, мы поставили BirthdayBot для Slack. Это удобная альтернатива распространённым во многих офисах листочкам с днями рождения сотрудников (на которые, давайте уж начистоту, редко кто-то смотрит).
Преимущество в том, что с ним не нужно ничего отслеживать и держать в голове — бот сам напомнит, когда у кого-то из коллег грядёт день рождения: за неделю, за день и в сам день рождения.
Закончился кофе, сломан принтер, нужно два дополнительных рабочих места, перегорела лампа, нужна канцелярия — такие ситуации возникают постоянно. Признаюсь честно: мы сейчас их решаем «первобытным» способом. А именно: делаем записи-заявки в «Google Таблицах», связываемся с сисадмином, пишем офис-менеджеру в личку — одним словом, тут у нас хаос и рандом.
Поэтому мы планируем внедрить единый инструмент для сбора и обработки всех таких многочисленных запросов. Из всего, что я видел, мне больше всего нравится приложение Hivy для Slack. С его помощью сотрудники могут делать заявки и вносить предложения, чтобы улучшить жизнь в офисе: будь то замена расходников, устранение неполадок оборудования и так далее, вплоть до нехватки ложек на офисной кухне.
Админы, в свою очередь, рассматривают эти запросы и могут создавать собственные проекты внутри Hivy, чтобы можно было быстро и удобно всё разгрести. Сейчас я как раз активно изучаю это приложение, и скорее всего, мы его скоро внедрим.
Наверняка сталкивались с ситуацией, когда надо было опросить большое количество людей в команде за очень короткий промежуток времени — например, чтобы быстро что-то решить или оценить ситуацию. Ну или вас опрашивали в числе многих. Как это происходило? Через почту? Беда. «Google Формы»? Уже лучше. Но мы нашли кое-что ещё удобнее.
Мы работаем по SCRUM, с еженедельным «ретро» — обзором проделанной работы. Чтобы этот обзор сделать, нужно собрать всю обратную связь от команды. Для этого мы используем встроенное в Slack приложение Polly, которое помогает нам быстро собирать информацию. В нём есть опросы, голосовалки — всё что нужно, когда надо быстро собрать обратную связь, задействуя большое количество людей.
«Вот тот парень в очках вроде бы знает, как настроить кампанию в «Директе». Как же его? Коля? Паша?», — вполне нормальная ситуация, когда вы приходите в новый коллектив. Говорят, что дельфины могут запоминать сотни «имён» своих сородичей — а вот у людей с этим делом обычно проблемы. И тут на помощь приходит штука под названием Plop.
Это весёлая и полезная игровая приложуха, которая помогает запомнить имена сотрудников. Особенно ценна для новичков. Наверняка ведь приходили в новый коллектив и ломали голову «как же зовут того парня»? Так вот, Plop действительно помогает быстро всех запомнить — проверили на наших ребятах 🙂
Очень простая и полезная вещь: трубит в нужный канал, если упал один из ваших сайтов, фиксирует, кто взялся решать проблему и сообщает, когда сайт снова работает. Для программистов и администраторов — золото. Выглядят такие сообщения вот так:
***
Каким бы подробным ни был этот обзор, личный опыт — лучшая основа для принятия решений. Я лично стараюсь тестировать всё, что вызывает интерес, — за счёт этого мы и «обросли» тем набором инструментов, который у нас есть сейчас.
Вы никогда до конца не поймёте, нужен ли вам Slack, пока не обкатаете его в своих рабочих условиях. Благо, есть вполне жизнеспособная бесплатная версия. Регистрируйтесь и тестируйте, бесплатно и без SMS.
Да, и ещё кое-что. Коли уж я занялся этой беллетристикой, мне очень важно получать обратную связь и узнавать, как всё устроено в других компаниях. Комментарии — это хорошо, но опыт подсказывает мне, люди не всегда готовы высказываться публично. Поэтому на коленке собрал короткую анкету в Google. Буду признателен, если заполните.