Что такое shareware по информатике
Shareware
Исторически, слово обозначало программы, свободно распространявшиеся третьими лицами (например, через FidoNet, в сборниках программ на компакт-дисках) и содержавшие в себе просьбу заплатить деньги автору программы. Однако с течением времени значение изменилось и говоря о shareware все чаще стали иметь в виду не свободное распространение (которого в наше время может и не быть — программа может быть доступна только с сайта производителя) а приемы, используемые авторами shareware-программ с целью побудить пользователя заплатить за бесплатно полученную (но не бесплатную) им программу.
Сейчас shareware чаще всего понимают также тип, способ или метод распространения проприетарного ПО на рынке (то есть на пути к конечному пользователю), при котором испытателю предлагается ограниченная по возможностям (неполнофункциональная или демонстрационная версия), сроку действия (триал версия, от англ. trial /ˈtraɪəl/ — пробный) или версия с встроенным блокиратором-напоминанием (NAG) о необходимости оплаты использования программы. В лицензии также может быть оговорен запрет на коммерческое или профессиональное (не тестовое) её использование. Иногда незарегистрированная программа спустя некоторое время (например, 30 дней) прекращает запускаться. Иногда становится недоступной часть функций. Иногда функциональность остаётся в полном объёме, но пользователю время от времени показывается напоминание о том, что он пользуется незарегистрированной версией.
Статья на сайте проекта GNU описывает shareware, как собственническое программное обеспечение. [1] [2] Это не мешает некоторым программам с ограничивающей функцией распространяться под GNU GPL вместе с исходным кодом, но мнения об их свободности расходятся.
Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или реклама в поисковых системах.
Содержание
Российская специфика
Россия занимает второе место в мире по объёмам доходов от продаж условно-бесплатных программ от независимых производителей. Многие такие программы созданы в России и продаются в США, Германии и других странах. Это небольшая, но активно развивающаяся статья экспорта высокотехнологичных продуктов.
Многие из продуктов, созданных в России, не имеют русскоязычного интерфейса. Причиной считается обширный объём нарушений авторских прав обладателей прав на продажу ПО, использование кряков и бедность населения, делающая невозможным для российских пользователей платить за программное обеспечение. Это заставляет разработчиков отказываться от распространения таких программ в России и заниматься продажами в других странах. Некоторые российские производители shareware допускают свободное некоммерческое использование своих приложений пользователями из России или стран СНГ (см. FAR Manager, Flash&Backup, Light alloy). Однако в последнее время ситуация меняется и многие приложения начинают продаваться и на территории России. Это происходит по причине повышения уровня благосостояния граждан, появления удобной системы оплаты посредством SMS-платежей, а также проведения периодических проверок юридических лиц на предмет использования контрафактного ПО.
История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения
До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.
И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.
Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.
Вы, наверно, привыкли покупать дорогие рекламируемые программы, и их приносить домой в надежде, что они сделают то, что от них требуется. И часто вы обнаруживали, что они не оправдывают ожиданий. Модель shareware позволяет вам выбирать из множества высококачественных программ и опробовать их, пока вы не найдёте ту, что нравится вам больше всех. И только тогда вы выплачиваете невысокую стоимость регистрации автору программы.
Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.
Пять shareware программ, поменявших мир вычислений
2. McAfee Antivirus. До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в интересных заголовках, он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.
3. Wolfenstein 3D. Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.
4. ZZT. Первая игра, выпущенная компанией Epic Megagames, представляет собой нечто противоположное тому, что выпускает эта компания, ныне известная, как Epic Games, сегодня (например, Unreal Engine). Но логика развития видна. Игра, построенная на ANSI-графике, стала для фанатов особенной благодаря встроенным инструментам редактирования – что определило будущий подход компании к играм. Как и в случае с Wolfenstein 3D, успех этой игры подготовил сцену для выхода одной из компаний, определивших игровой рынок в XXI-м веке.
5. Trumpet Winsock. Годами Microsoft не замечала интернет, но shareware заполнило эту нишу для Windows 3.0 и 3.1. В частности, shareware версия Windows Sockets API стала необходимой для множества пользователей, желавших попробовать ранние версии графических браузеров типа Mosaic и Netscape. В Microsoft решили, что им нужна своя версия для всего этого, и непрямым образом заработали много денег. Увы, создатель Trumpet Winsock Питер Тэттэм [Peter Tattam] практически ничего не получил за свой широко распространившийся софт.
ZZT
Три человека, три приложения, одна замечательная идея: история создания shareware
Концепцию shareware можно отнести на счёт трёх разных людей, каждый из которых предлагал чуть изменённую версию того, что впоследствии превратилось в shareware.
«Изобретательная коммуникационная программа, созданная редактором Эндрю Флюгельманом, элегантно написана, работает без проблем, и свободна для всех»,- писал колумнист Ларри Магид.
Примерно тогда же работник IBM Джим Нопф [Jim Knopf] (также известный, как Джим Баттон [Jim Button]), разработал программу для работы с базой данных, и продавал её по сходной модели, названной Easy-File. Вскоре Нопф и Флюгельман встретились лично, и, видимо из солидарности к их общей модели, Нопф переименовал своё приложение в PC-File и запустил собственную компанию Buttonware.
В эссе о происхождении shareware Нопф отметил, что инновационная стратегия продаж вызвала повышенный интерес к его фирме. «Это была радикально новая рекламная идея, и компьютерным журналам было очень интересно писать про такие штуки,- писал он. – В результате вышло много бесплатной рекламы PC-File».
В следующем году работник Microsoft по имени Боб Уоллэс [Bob Wallace] покинул компанию и создал свою, QuickSoft, первой программой которой стала PC-Write. Именно Уоллэс, помогавший другим начинающим авторам программ с рекламой, и стал тем, кто придумал запоминающееся название этой маркетинговой стратегии: Shareware. (Это было гораздо лучше идеи Нопфа: «программное обеспечение, поддерживаемое пользователями» [user-supported software]).
Стратегия быстро распространилась, и ей последовали другие независимые разработчики. Компьютерные клубы по всей стране воспользовались её преимуществами, предлагая своим членам новое ПО по этой схеме, что также способствовало её распространению.
В результате shareware стало организованным. В апреле 1987 года возникла Ассоциация профессионалов shareware, с целью обеспечения безопасности распространения программ по этой схеме, а также сохранения прав изготовителей программ. Организация проверяла источники распространения подобного ПО, и создавала стандарты, которым независимые продавцы могли следовать для их же блага. Если вы когда-нибудь натыкались в ZIP-архиве на файлик FILE_ID.DIZ, ответственность за его появление там возлагайте на Ассоциацию. Это текстовый файл, описывающий функции ПО.
Концепция shareware, очевидно, стала жизнеспособной идеей, обогнавшей и пережившей своих создателей. Уоллэс умер в 2002, Нопф в 2013, Флюгельман, с наиболее трагичной из них судьбой, в 1985. Но их наследие живёт.
Никогда я ещё не имел столько социальных связей и не общался с таким количеством таких разных людей, как после того, как я начал заниматься компьютерами.
Цитата из материала, посвящённого Эндрю Флюгельману, вышедшему в Infoworld, за авторством Кевина Стрехло [Kevin Strehlo]. Материал вышел в честь исчезновения этого разработчика и редактора журнала в 1985 году. Наследие Флюгельмана оказало сильное влияние на компьютерный мир. Он не только изобрёл shareware, но и был основателем и редактором PC World и MacWorld. Но у него были проблемы со здоровьем, у него появился рак, и он страдал от колита. Он исчез, тело его так и не нашли, и он считается погибшим.
Как сказано в статье 1985 года на Newsbytes, Стрехло уволился из своего журнала из-за этой статьи, поскольку редактор решил не публиковать её последние несколько параграфов, в которых описывались обстоятельства исчезновения Флюгельмана, и указывалось на возможность его самоубийства. Возможно, вам также будет интересно почитать интервью с Флюгельманом для журнала MicroTimes, перепечатанное на Medium.
Как adware испортило доброе имя shareware
Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy.
Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.
В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема сохраняется до сих пор.
Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.
Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.
В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать ‘shareware’ как ‘дилетантство’».
Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).
Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.
В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО [Software Publishers Association] выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.
Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.
Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.
Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.
Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.
Что такое Shareware?
В шансы на бесплатное программное обеспечение, которое предназначено, чтобы быть навсегда бесплатным и часто разрешается использовать во многих различных сценариях без комиссии, условно бесплатное, но часто строго ограниченное одним или несколькими способами, и только полностью функциональное с использованием платная условно-бесплатная лицензия.
Несмотря на то, что условно-бесплатное программное обеспечение можно загрузить бесплатно и зачастую именно так компании предоставляют пользователям бесплатную ограниченную версию своего приложения, программа может вынудить пользователя купить полную версию или запретить все функции по истечении определенного периода времени.
Зачем использовать Shareware?
Многие компании предлагают свои платные программы бесплатно с ограничениями. Это считается условно-бесплатным программным обеспечением, как вы увидите ниже. Этот тип распространения программного обеспечения отлично подходит для тех, кто хочет попробовать программу, прежде чем совершать ее покупку.
Некоторые разработчики позволяют обновлять свое условно-бесплатное программное обеспечение до платной версии на месте с использованием лицензии, такой как ключ продукта или файл лицензии. Другие могут использовать экран входа в программу, который используется для доступа к учетной записи пользователя, которая содержит действительную регистрационную информацию.
Использование программы keygen не является ни безопасным, ни легальным способом регистрации программы. Всегда лучше приобрести полное программное обеспечение у разработчика или действующего дистрибьютора.
Типы Shareware
Существует несколько типов условно-бесплатных программ, и программу можно рассматривать более чем одну, в зависимости от того, как она работает.
Freemium
Freemium, иногда называемый liteware, — это широкий термин, который может применяться ко многим различным программам.
Freemium чаще всего относится к условно-бесплатному, но только для не премиум-функций. Если вам нужны профессиональные, более обширные, платные функции, предлагаемые по цене, вы можете заплатить за включение их в свою версию программы.
Freemium — это также название, данное любой программе, которая ограничивает время использования или накладывает ограничения на то, кто может использовать программное обеспечение, например, продукты для студентов, личные или корпоративные продукты.
CCleaner — один из примеров программы freemium, поскольку она на 100% бесплатна для стандартных функций, но вы должны заплатить за расширенную поддержку, плановую очистку, автоматические обновления и т. Д.
Adware
Рекламное программное обеспечение — это «программное обеспечение, поддерживаемое рекламой», и относится к любой программе, которая содержит рекламные объявления, чтобы приносить доход разработчику.
Программа может считаться рекламным ПО, если в файле установщика есть реклама еще до ее установки, а также любое приложение, которое содержит внутрипрограммную рекламу или всплывающую рекламу, которая запускается во время, до или после запуска программы.
Поскольку некоторые программы установки рекламного ПО включают возможность установки других, часто не связанных между собой программ, во время установки, они часто являются носителями вредоносного ПО (программы, которые были установлены часто случайно и которые пользователь никогда не использует).
Некоторые программы по очистке вредоносных программ часто считают рекламное ПО потенциально нежелательной программой (PuP), которую пользователь должен удалить, но обычно это всего лишь предположение, и это не обязательно означает, что в программное обеспечение входит что-то вредоносное.
Nagware
Некоторое условно-бесплатное программное обеспечение является надстройкой, поскольку термин определяется программным обеспечением, которое пытается вас раздражать, платя за что-то, будь то новые функции или просто удалить диалоговое окно оплаты.
Программа, которая считается nagware, может иногда напоминать вам, что они хотят, чтобы вы платили за ее использование, даже если все функции бесплатны, или они могут навязчиво предлагать перейти на платную версию, чтобы разблокировать новые функции или некоторые другие ограничения.
Экран Nagware может появиться в виде всплывающего окна, когда вы открываете или закрываете программу, или какой-то постоянно включенной рекламы, даже когда вы используете программное обеспечение.
Nagware также называется нищенством, раздражением и nagscreen.
Некоторые примеры nagware включают WinZip, AVG, WinRAR, Spotify, Avira Free Edition и mIRC.
Demoware
Demoware означает «демонстрационное программное обеспечение» и относится к любому условно-бесплатному программному обеспечению, которое позволяет использовать программное обеспечение бесплатно, но с существенными ограничениями. Есть два типа …
Пробная версия — это демоверсия, которая предоставляется бесплатно только в течение определенного периода времени. Программа может быть полностью функциональной или ограниченной в некоторых отношениях, но срок действия пробной версии всегда истекает через заранее определенный промежуток времени, после которого необходима покупка.
Это означает, что программа перестает работать после установленного времени, которое обычно составляет одну неделю или один месяц после установки, а некоторые предоставляют больше или меньше времени для использования программы бесплатно.
Crippleware относится к другому типу и относится к любой программе, которая может свободно использоваться, но ограничивает так много основных функций, что программное обеспечение считается поврежденным до тех пор, пока вы за него не заплатите. Некоторые ограничивают печать или сохранение или размещают водяной знак на результате (как в случае с некоторыми конвертерами файлов изображений и документов ).
Donationware
Трудно описать условно-бесплатное ПО как ПО для пожертвований по причинам, описанным ниже, но оба они одинаковы в одном важном смысле: пожертвование необходимо или необязательно, чтобы программа была полностью функциональной.
Например, программа может постоянно требовать от пользователя пожертвовать, чтобы разблокировать все функции. Или, может быть, программа уже полностью пригодна для использования, но программа будет постоянно предоставлять пользователю возможности пожертвовать, чтобы избавиться от экрана пожертвований и поддержать проект.
Некоторое ПО для пожертвований не является программным обеспечением и просто позволит вам пожертвовать любую сумму денег, чтобы разблокировать некоторые премиальные функции.
Другое программное обеспечение для пожертвований можно считать бесплатным, так как оно на 100 процентов бесплатное для использования, но может быть ограничено лишь незначительным образом или вообще не может быть ограничено, но все же есть предложение пожертвовать.
Эта лекция носит академический характер, здесь мы не будем рассматривать новые компоненты или изучать код. Речь пойдет о направлении shareware – способе для программиста зарабатывать довольно серьезные суммы на рынке программного обеспечения.
Что такое shareware?
Shareware – это тип программного обеспечения, обусловленный способом распространения. Сейчас существует множество разнообразных программ, платных и бесплатных. Бесплатное программное обеспечение носит название freeware, такие программы можно просто скачать из Интернета или переписать у друга, автору за такую программу платить не нужно. Среди freeware попадается немало очень даже хороших программ, предназначенных для чего угодно – редакторы текстов, утилиты закачивания файлов или целых сайтов, менеджеры операционных систем, программы для просмотра видео-файлов и так далее, и так далее.
Какую программу делать?
Самое главное в программах, которые вы собираетесь продавать – это их реализация. Во-первых, интерфейс программы. Интерфейс – это то, как программа выглядит, как реализованы меню и панели инструментов, как программа обеспечивает пользователю удобство работы. Интерфейс должен быть дружественным для пользователя, пользователь должен сосредотачиваться не на вашей программе, а на документе, с которым он работает. Подумайте – если одна из наиболее часто используемых команд находится в меню второго – третьего уровня, и пользователю постоянно приходится тратить время на вызов этой команды, то вряд ли интерфейс можно назвать дружественным. И как бы ваша программа ни была хороша и необходима пользователю, если ему будет неудобно работать с ней – он ее не купит.
Большинство начинающих программистов пытаются свои программы делать необычными, неповторимыми. Для фона они подбирают какие то дикие цвета, выбирают экзотические шрифты, которых, скорее всего, не окажется на компьютере конечного пользователя. А интерфейс программы делают таким образом, что разобраться с ней не сможет и Шерлок Холмс.
Понятно, что я имею в виду? Не стоит делать такую справку, если это «прикольно», не стоит называть клавиатуру клавой, а потом еще намекать пользователю на его тупость. Если вы хотите продавать программу, делайте солидную справку.
То он понимает, что сайт принадлежит не компании, а частному человеку. Гораздо авторитетней выглядит такой адрес :
Далее, вы создали программу, разместили ее на сайте, а дальше то что? Как вы будете собирать деньги с покупателей? Вам придется найти подходящего посредника. Посредниками выступают фирмы, где вы регистрируетесь и регистрируете программу. Посредник собирает деньги, отправляет регистрационные коды, если вы дали ему такие полномочия, и отправляет вам заработанное при накоплении определенной суммы. Каким образом вы будете получать от него перевод – чеком, на электронный кошелек или как-то иначе, опять же, договариваетесь с посредником. Конечно, посредник оказывает эти услуги не бесплатно, но тут жадничать не стоит, самостоятельно собирать деньги сложно, тем более, что один пользователь пришлет чек, другой скажет код кредитной карты, третий найдет еще какой-нибудь способ оплаты. Здесь можно посоветовать сайт посредника
Далее вам осталось только раскрутить вашу программу. Делается это регистрацией на каталогах программного обеспечения. Среди зарубежных можно посоветовать