Что такое sap hana
Как платформа SAP HANA работает с большими данными
Привет, Хабр! В прошлой статье мы рассказали про решение для малого бизнеса SAP Business One и кратко упомянули про возможности SAP HANA в области вычислений и аналитики. Сегодня мы подробнее остановимся на том, как платформа SAP HANA может работать с большими данными и на сценариях применения этих технологий в бизнесе.
SAP HANA: как это работает
Основным ядром в SAP HANA является компонент СУБД, позволяющий обрабатывать большие объёмы данных с помощью технологии In-Memory и на базе языкового инструмента SQL. В основе СУБД SAP HANA используется реляционная модель данных, но также существует возможность обращения к данным с помощью «графового» языка запросов WIPE. Гибкость в выборе языка запросов обусловлена архитектурными возможностями SAP HANA и заключается в использовании единого представления данных в In-Memory хранилище. Таким образом, у пользователя есть возможность обращения к данным с помощью различных семантических конструкций, используя при этом единую копию данных в памяти СУБД. Классический подход, принятый в ряде других OpenSource СУБД, отличается от вышеуказанного, потому что подразумевает использование как минимум двух хранилищ данных и разделение способа хранения графовых структур и реляционных таблиц.
Рисунок 1. Концепция управления данными
На рисунке выше отражена общая схема управления данными в SAP HANA и суть концепции управления с помощью различных языков – в частности, SQL и WIPE. Используя движок Data Processing, можно сформировать на уровне Data Manipulation новый семантический уровень для работы с данными, но при этом будет применена единая копия исходных данных, что существенно повышает возможности платформы SAP HANA для решения задач, где требуется представление информации в виде графовых структур.
Технология In-Memory в СУБД SAP HANA позволяет хранить и обрабатывать данные в памяти, используя уникальные алгоритмы[1], разработанные в компании SAP и на базе платформы Intel x86. Недавно SAP также анонсировала поддержку платформы IBM Power для SAP Hana. Уникальность и высокая скорость обработки запросов к данным заключается в возможности их хранить и выполнять. Они находятся в сжатом виде в памяти RAM. Благодаря разработанному алгоритму обработки данных в SAP HANA удалось реализовать подход Unified Tables, который обеспечивает высокую скорость чтения и записи данных в таблицу поколоночного хранения. Поэтому одним из главных преимуществ SAP HANA является возможность выполнять аналитические запросы сразу на транзакционных данных, которые добавляются в реальном времени. При этом система автоматически берёт на себя обеспечение прозрачного доступа к данным. Таким образом, новые данные в таблице сразу доступны для анализа без предварительной обработки.
Рисунок 2. Архитектура концепции Unified Table
Архитектурно SAP HANA поддерживает конфигурацию, в рамках которой в составе единой инстанции СУБД используются один и более вычислительных узлов (Scale-out см. Рис.3 и www.hanatutorials.com/p/scale-up-or-scale-out-hana-configuration.html). Такая конфигурация особенно актуальна для задач по обработке больших массивов данных в режиме реального времени. Обработка запроса SQL в SAP HANA происходит одновременно на всём объёме данных вне зависимости от месторасположения данных.
Рисунок 3. Конфигурация Scale-out HANA
В отличие от Hadoop Spark и Hadoop Hive, платформа SAP HANA позволяет реализовать более быстрый и простой механизм загрузки данных и выполнения запросов для большого объёма структурированных данных с помощью языка SQL.
При обработке больших массивов неструктурированных данных (например, видео или фотоматериалы) рекомендуется использовать возможность интеграции SAP HANA и Hadoop Spark с помощью инструмента HANA Vora, который представляет собой компактный вариант In-Memory СУБД, интегрированной в Hadoop Spark.
Платформа SAP HANA предлагает также использовать разные опции при выборе языка программирования для создания приложений в рамках новой концепции Bring your own language. Встроенный сервер приложений SAP HANA XS advanced позволяет создавать независимые контейнеры приложений на базе языков JavaScript (движок Google V8 и Node.JS), Java (Tomcat Java), Python, Ruby, C++.
Рассмотрим один из примеров из области машинного обучения для задач распознавания и классификации образов на основе базы изображений с помощью Hadoop, а также потоковых данных с помощью компонента SAP HANA Smart Data Streaming (см. Рис.4).
Рисунок 4. Архитектура системы контроля движущихся объектов на базе SAP HANA
При реализации видео алгоритмов в SAP HANA возможно также использовать популярные пакеты Caffe, Theano, Torch, Tensorflow и переносить уже разработанные приложения без изменений в контейнеры на базе HANA XS Advanced или среду Hadoop Spark.
В следующих статьях мы покажем реальные примеры реализации кода для задач машинного обучения на платформе SAP HANA.
Примеры сценариев по использованию SAP HANA для работы с большими данными в системах контроля движущихся объектов:
«Цифровой склад» на базе SAP HANA
Важная задача для крупных дистрибьюторских компаний – это управление погрузкой и разгрузкой товаров, а также их маршрутизацией для формирования заказов и подготовке к отправлению. Своевременное отслеживание товаров и погрузчиков, мониторинг и управление процессом погрузки и разгрузки позволяет оперативно планировать и корректировать планы по подготовке товаров к отправке, а также избежать проблем с простоем товара на складе.
Модель «цифрового склада», построенная на базе SAP HANA и компонента для Smart Data Streaming, помогает собирать информацию о доступности средств погрузки и разгрузки товара, информацию о местонахождении, управлять персоналом с помощью своевременной корректировки плана. Использование специализированных датчиков позволяет собирать информацию о состоянии транспортировочной ленты, рабочих мест персонала и отслеживать статус мест для погрузки и разгрузки товара.
На обычных складах в процессе комплектации заказа возможны ошибки из-за человеческого фактора. Чтобы минимизировать это, в «цифровом складе» используются встроенные возможности SAP HANA по распознаванию специализированных меток в виде QR кодов. Метки позволяют автоматически определять комплектацию заказов и позиции товаров на основе кода заказа и информации о нем из SAP ERP.
Используя SAP HANA и её возможности по анализу информации в режиме реального времени, компании могут построить систему для управления складом в режиме реального времени, которая будет учитывать изменения планов при обработке товаров и формировании заказов, позволит снизить время простоя товара и обеспечить адекватную загрузку персонала.
Дополнительно в рамках SAP HANA с помощью средств прогнозной аналитики можно строить анализ данных на основе статистики о выполненных работах с целью оптимизации процесса работы склада.
«Цифровая парковка» для автомобилей
Одна из важных задач при управлении городским движением – это отслеживание доступных парковочных мест для контроля загрузки городских парковок. Специализированные датчики, которые устанавливаются на парковках, могут отслеживать количество свободных и занятых мест. Cистема контроля на базе SAP HANA Smart Data Streaming позволяет в реальном времени отслеживать состояние датчиков и управлять картой парковочных мест.
Дополнительно, при использовании видеорегистраторов, для соблюдения условий платной парковки возможно собирать информацию о номерах автомобилей и отслеживать статус парковки.
Цифровая система контроля качества доставки товаров
Управление и отслеживание процессом доставки товара является важной задачей для крупных городских сетей доставки. В больших городах, в условиях ограниченного времени доставки и большого количества заказов необходимо своевременно реагировать на изменения в заказах и планировать доставку товаров с учётом меняющихся требований со стороны клиентов.
Интеграция системы SAP HANA Smart Data Streaming помогает обработать несколько миллионов заявок на доставку товаров в минуту и в дальнейшем с помощью специализированных инструментов своевременно корректировать планы по доставке товаров в режиме реального времени.
Технологии и «не-IT»: как и зачем S/4HANA применяется в оптовой торговле
Мы уже говорили о том, что современные магазины обладают сложной инфраструктурой. Но то же самое можно сказать и про компании, которые занимаются оптовой торговлей — здесь также используются сложные и продвинутые ИТ-решения.
Разработчики SAP S/4HANA на Хабре уже рассказывали о том, как система работает с большими данными. Сегодня мы поговорим о том, как этот продукт внедряют в сфере оптовой торговли, какие ошибки при этом совершаются и каких результатов удается добиться бизнесу.
Зачем нужна S/4HANA
S/4HANA — это программно-аппаратный комплекс, включающий оборудование, оптимизированное под решения на платформе SAP, и предустановленное программное обеспечение SAP. Система нужна для быстрого получения аналитической информации для принятия бизнес-решений. Ниже мы простым языком поговорим о том, как ее используют.
Зачастую в оптовой торговли ситуация с анализом данных обстоит так — когда руководство интересуется определенным вопросом, оно просит у подчиненных отчет. Они, в свою очередь, начинают в ручном режиме искать нужную информацию, связываясь с коллегами, иногда даже в филиалах из разных городов.
Информация выгружается из различных систем, дополняется вручную и сводится в общий документ, как правило, это Excel. Потом руководители компании анализируют этот отчет и принимают какие-то важные для бизнеса решения. Весь процесс может занимать от дня до недель.
Гораздо более эффективный подход здесь — использование систем наподобие S/4HANA, которая позволяет руководителям задавать важные метрики и в режиме реального времени видеть их изменение на экране компьютера, мобильного устройства, а также на лету формировать различные отчеты.
Как внедряют систему
С ростом бизнеса может возникать ситуация, при которой его дальнейшее развитие требует изменения бизнес-процессов и большей автоматизации, в противном случае для принятия важных решений будет не хватать данных, либо выполнить намеченные планы не удастся из-за неэффективности работы.
Разобраться с этим бизнес может самостоятельно, но решить задачу по выбору систем автоматизации и их внедрению компании, которая занимается оптовыми продажами, довольно сложно. Поэтому обычно к таким проектам привлекаются экспертные компании, такие как «Пилот», у которых есть целый департамент, специализирующийся на внедрении решений ПО SAP.
Внешние аналитики изучают бизнес и формулируют рекомендации о том, какие бизнес-процессы и как можно автоматизировать, а также определяют, с помощью каких инструментов это следует делать. Для этого детально описываются существующие процессы в том формате, как они работают сейчас. Затем нужно понять, как именно процесс должен выглядеть в конечном итоге. Именно здесь чаще всего и возникают проблемы.
Ошибки и решения
Далеко не всегда внедрение сложных систем вроде S/4HANA приводит к желаемым результатам. Часто виной тому — ошибки, которые совершаются руководителями и рядовыми сотрудниками компаний. Ниже мы перечислим некоторые из них и поговорим о том, как их можно избежать.
Ошибка #1: использование системы не по назначению
Иногда руководители хотят внедрить S/4HANA не для того, чтобы повысить качество бизнес-решений, а для выполнения задач, которые, как им кажется, важны для компании. Причем, в реальности это может быть совсем не так. В результате может возникнуть ситуация наподобие той, что сложилась на одном из проектов внедрения, который вели специалисты «Пилота».
Руководство компании-заказчика приняло решение о разработке около 50 отчетов, которые использовались в каждодневной работе пользователей в текущих процессах. При этом пришлось практически в два раза увеличить бюджет проекта, отведенный на разработки и доработки. Мнение консультантов по использованию стандартных отчетов не было учтено.
Через год эксплуатации выяснилось, что большинство отчетов не использовались — это было видно по статистике запуска программ. Её анализ показал, что после того, как пользователи привыкали к системе, для работы им хватало стандартных отчетов. А значит деньги на разработку и внедрение новых были потрачены впустую.
Ошибка #2: ожидание чуда
Другая крайность при внедрении — рассчитывать на то, что новая система сама по себе решит все проблемы бизнеса. Это не серебряная пуля, S/4HANA позволяет получить важную информацию, с помощью которой уже можно принимать важные решения. Но система сама не сгенерирует это решение за руководителя.
В итоге может получиться так, что компания внедряет S/4HANA, руководство ждет улучшения результатов работы, выпускается красивый пресс-релиз по этому поводу, но ключевые пользователи не понимают, в чем смысл использования системы. Иногда мы слышим фразы такого содержания: «В нашем пресс-релизе указано, что мы очень успешно внедрили новую систему в плановый срок и бюджет, но у меня нет понимания, что именно изменилось в самом бизнесе».
Важно внедрять не новомодный софт, а системы управления, подходящие под задачи конкретной компании — выбрать такую без привлечения профессиональных консультантов нелегко.
Ошибка #3: недостаточное информирование пользователей
В большинстве своем люди не очень любят перемены. Особенно, если нужно переучиваться и переходить с одного бизнес-процесса и используемой программы к чему-то новому и незнакомому. Это касается как рядовых сотрудников, так и руководителей. Причем в последнем случае это даже опаснее, поскольку у таких людей есть реальные полномочия, и они могут пытаться не изменить бизнес-процессы под новое решение, а переформатировать ту же S/4HANA под старые, не оптимальные, но привычные процессы или заставить программу создавать отчеты в старом формате.
Продукты от крупных вендоров типа SAP при внедрении могут буквально ломать привычные бизнес-процессы, это всегда сложный этап. Однако в итоге компания получает решение на основе лучших практик и мирового опыта — ведь такие ERP-системы используют десятки тысяч компаний во всем мире, а ее разработчики обладают большим опытом.
Переживания линейного персонала могут быть и вполне обоснованными — как минимум, потому что повышенная степень автоматизации зачастую приводит к сокращениям. Но это неизбежный процесс, связанный с развитием бизнеса, поэтому говорить о «восстании машин» тоже не приходится.
Основная задача нашей команды на этапе подготовки к проекту внедрения — объяснить пользователям новые бизнес-процессы компании, точно прояснить роль и выполняемые шаги каждого игрока команды в этих процесса. Если вовлекать сотрудников в процесс обучения еще на стадии тестировании системы, то можно быстрее передать им знания о том, как будет работать новый бизнес-процесс. Также, если пользователь увидит, как внедрение нового инструмента может помочь ему в работе и дальнейшем продвижении по службе, то это станет дополнительной мотивации к обучению.
На какие результаты можно рассчитывать: немного цифр
В завершение поговорим о том, каких результатов позволяет добиваться внедрение системы ERP-систем от SAP на примере реальных компаний из сферы ритейла.
Увеличение скорости открытия новых точек
Наш опыт говорит о том, что внедрение ERP-системы SAP позволяет растущим торговым сетям значительно повысить скорость открытия новых точек. Так один из крупнейших онлайн-гипермаркетов смог за один год (2013) увеличить количество собственных кибермаркетов до 29 и торговых точек до 130, став самым быстрорастущим интернет-магазином России.
А ритейл-сеть офлайн-магазинов «у дома» из Северо-Западного региона страны смогла увеличить количество открываемых торговых точек почти на 50%. Аналогичная компания из Удмуртии, в свою очередь, сумела добиться сокращения сроков открытия новых торговых точек на 80%.
Повышение скорости бизнес-процессов
Та же ритейл-сеть из Удмуртии с помощью внедрения новой системы сократила время обработки товаров на складе на 20%. Результатов добилась и столичная сеть магазинов электроники, увеличив оперативность обмена данными между головной организацией и офисами продаж. А крупный ритейлер алкогольной продукции ускорил основные рабочие операции на 20%.
Оптимизация отчетности
Упомянутая выше сеть магазинов электроники с помощью использования ERP-системы повысила достоверность коммерческой, финансовой и учетной информации на 30%. На такую же цифру сократились сроки подготовки управленческой отчетности у другого нашего заказчика, занимающегося оптовыми продажами алкогольной продукции, и на 20% снизить это время удалось сети магазинов «у дома». Другая аналогичная сеть сократила срок закрытия отчетных периодов до 20 регламентных дней.
Заключение: кому это нужно
На самом деле практический опыт нашей компании говорит о том, что S/4HANA стоит внедрять далеко не всем компаниям. Прежде всего, нет нужды так сильно напрягаться небольшому бизнесу — иногда действительно может быть достаточно Excel. В случае же крупных компаний необходима определенная степень готовности к внедрению такого продукта.
Поэтому перед стартом проекта внедрения наши аналитики подробно изучают бизнес заказчика и то, как все в компании работает в данный момент. Возможна ситуация, при которой заказчик получит рекомендации о том, что ему нужно сделать, чтобы внедрение S/4HANA могло принести наибольший эффект — тогда ему нужно будет сначала провести подготовительные работы.
Все, что вы когда-либо хотели узнать о SAP HANA
Продукт HANA, разработанный и выпущенный в 2011 г. компанией SAP по инициативе ее основателя Хассо Платнера (поговаривают, что HANA — это акроним Hasso’s New Architecture), был представлен тогда как высокопроизводительная СУБД, способная размещать всю БД в оперативной памяти и обрабатывать ее там, не обращаясь к медленной дисковой подсистеме (in-memory). Сегодня она превратилась в полноценную платформу для разработки и исполнения приложений, запускаемых и в облаке, и на площадке заказчика. Более того, она стала базовой платформой для бизнес-приложений SAP, включая ее флагманский пакет SAP Business Suite.
Хотя в самых общих чертах о HANA сейчас знают практически все, кто следит за ИТ-рынком, есть важные детали, о которых люди, несомненно задумываются, но не удосуживаются либо стесняются спросить. Вот один из таких вопросов: «А что случится с БД в оперативной памяти, если сервер неожиданно будет обесточен?». По-видимому, специалисту из британской консалтинговой фирмы Bluefin Solutions Джону Эпплби, имеющему статус SAP Mentor и являющемуся одним из наиболее влиятельных членов комьюнити SAP HANA, с подобными вопросами приходится сталкиваться особенно часто. Это побудило его завести в своем блоге постоянно обновляемый раздел FAQ с ответами на самые животрепещущие из них. Мы оставили за скобками те, что представляют интерес для узких специалистов, и приводим в сокращенном изложении наиболее общие. Кроме того, мы дополнили этот FAQ ответами специалистов представительства SAP в странах СНГ.
Зачем SAP создала собственную СУБД?
Один из основателей SAP и председатель ее совета директоров Хассо Платнер задумался о том, что если бы была доступна СУБД с практически нулевым временем отклика, то бизнес-приложения можно было бы писать совсем по-другому и ИТ-ландшафт при этом был бы существенно упрощен. Как производителю таких приложений SAP было понятно, что ни один из традиционных софтверных вендоров создавать подобную платформу не собирается, а потому ее нужно разрабатывать самим. Кроме того, в компании были убеждены, что такая платформа послужит мощным трамплином для инновационного обновления и упрощения продуктов SAP на протяжении следующих 20 лет.
Каково происхождение HANA?
Продукт был разработан с нуля группой Института Хассо Платнера в Потсдаме, но при этом использовалась интеллектуальная собственность, реализованная в СУБД p*Time и MaxDB, поисковой машине TREX и in-memory-сервере BWA, а также полученная в результате покупки компаний Business Objects и Sybase (продукты Sybase IQ и Business Objects Data Federator).
HANA — это только СУБД?
Нет, она изначально включает в себя ряд важных дополнительных компонентов, необходимых для развертывания корпоративных приложений и поставляемых другими вендорами за отдельную плату (транзакционная и аналитическая БД, средства интеграции, поиска, прогнозирования и связи с Web).
Каковы основные отличия HANA от других подобных продуктов?
В этой БД все данные хранятся в оперативной памяти поколоночно и в сжатом виде. Поскольку все операции не требуют обращения к диску и выполняются очень быстро, отпадает нужда в индексах, материализованных представлениях, предварительно вычисляемых суммах и иных агрегатах, что позволяет уменьшить объем БД на 95% по сравнению с традиционными системами. Транзакционные и аналитические приложения могут функционировать одновременно на одном и том же экземпляре БД. SAP удалось решить основные проблемы БД с поколоночным хранением, такие как поддержка параллелизма (с помощью механизмов Multiversion Concurrency Control) и производительность операций вставки и обновления. HANA предоставляет ряд дополнительных сервисов БД, таких как обработка геоинформационных и текстовых данных, OLAP, анализ графов и др.
Кроме возможности хранения всех данных в оперативной памяти, какие еще преимущества есть у платформы?
Во-первых, благодаря совмещению свойств аналитической и транзакционной базы в одном продукте SAP HANA может без дополнительных усилий использоваться как аналитическая СУБД, что позволит сэкономить средства, требующиеся на создание специального аналитического хранилища. Во-вторых, она обладает линейной масштабируемостью: насколько позволяет память «железа», настолько эффективно будет работать SAP HANA. В-третьих, в ней изначально реализована сквозная интеграция с большинством бизнес-приложений SAP.
Каковы возможные сценарии использования HANA?
Сначала HANA применялась в основном для оперативного анализа данных, поскольку в этом случае высокая производительность сразу же достигалась штатными средствами. В типичных транзакционных приложениях (Finance, Supply Chain) рутинный переход с дисковой СУБД на HANA тоже обеспечивает повышение производительности, но не столь значительное (в финансовом модуле SAP на 50%). По-настоящему заметные преимущества возникают, когда приложение оптимизируется для HANA и часть прикладной логики передается на исполнение ядру СУБД. При этом приложение существенно упрощается (SAP сейчас работает над созданием такого упрощенного варианта пакета SAP Business Suite), в нем легко реализуются аналитические и иные сопутствующие операции реального времени. Важно то, что все корпоративные приложения работают с одним экземпляром БД, не требуя создания витрин, хранилищ и иных копий данных, синхронизируемых с основной БД.
Чем HANA может быть полезна в бизнесе?
Все зависит от того решения, в котором в качестве платформы используется SAP HANA. К примеру, в банковском секторе HANA помогает снизить нормы резервирования и риски. В связке с системой защиты от мошенничества HANA позволяет снизить уровень потерь от неправомерных действий, например, в страховом или банковском бизнесе. В финансовых блоках HANA дает возможность сократить время закрытия периода и быстрее получать консолидированную отчетность компании. Чем быстрее такая отчетность появляется у генерального директора, тем оперативнее он сможет принимать оптимальное управленческое решение. На этапе подготовки к проекту внедрения SAP HANA, консультанты SAP проводят экспертизу и делают конкретные расчеты ожидаемого эффекта для каждой компании или предприятия.
В каких отраслях и при решении каких бизнес-задач SAP HANA способна обеспечить новое качество?
Поскольку SAP HANA позиционируется, в частности, в качестве производительной СУБД для приложений любого класса, следует выделить следующие целевые отрасли:
Вот бизнес-процессы предприятия, производительность которых может быть существенно повышена с помощью SAP HANA:
HANA это все-таки что — СУБД, платформа, программно-аппаратный комплекс или облако?
Все вышеперечисленное. Современная СУБД обязана быть и сервером БД, и платформой, допуская как онпремисное, так и облачное развертывание. Бизнес стремительно движется в облака, и HANA сегодня доступна через HANA Cloud Platform в виде платформы как cервис (PaaS) и инфраструктуры как сервис (IaaS) в дата-центрах SAP, а через HANA Enterprise Cloud по модели управляемого облака как сервис Managed Cloud as a Service (McaaS) еще и в дата-центрах других облачных провайдеров. Допускается также гибридная модель, сочетающая онпремисное и облачное развертывание.
На каких системах доступна HANA?
На серверах стандартной архитектуры (стоечных и блейд), а также на их кластерных конфигурациях. Все они сертифицируются SAP и выпускаются многими вендорами [Cisco, Dell, Fujitsu, Hitachi, HP, Huawei, IBM (Lenovo), NEC и SGI]. Сегодня доступны единичные серверы с объемом ОЗУ до 6 Тб и кластеры с суммарным объемом 112 Тб. До конца года планируется завершить тестирование единичного сервера с ОЗУ 24 Тб. В качестве ОС используется Linux (SUSE или Red Hat). В будущем планируется поддержка серверов IBM POWER, но под управлением SUSE Linux, а не AIX.
Есть ли какие-то технические требования для потенциальных заказчиков?
Нет, большинство вендоров поставляют под SAP HANA сертифицированную технику. Есть несколько десятков моделей, из которых заказчик может выбрать то, что ему больше нравится.
Что случится с БД в оперативной памяти, если сервер неожиданно будет обесточен?
SAP HANA — полностью ACID-совместимая СУБД, которая с определенной периодичностью записывает на диск точки сохранения, содержащие мгновенные снимки содержимого оперативной памяти. В промежутках между ними на скоростном флэш-диске сохраняются логи всех изменений, вносимых в БД. Если произойдет сбой электропитания, то для восстановления БД в память сначала будет загружена последняя точка сохранения, а затем последовательно воспроизведены изменения, записанные в логах.
Что произойдет, если размер БД станет больше доступной оперативной памяти?
HANA всегда хранит БД на диске и по требованию загружает ее в ОЗУ сервера. Если объем ОЗУ будет исчерпан, HANA удалит оттуда те части таблиц, которые используются реже всего (на диске они останутся). В следующем релизе (сейчас известно, что в вышедшем в ноябре Service Pack 9) будет обеспечено прозрачное использование дисковой подсистемы, куда в динамическом режиме будут отправляться «холодные» данные (dynamic tiering).
Является ли HANA платформой Big Data?
В целом, да, хотя лучше она подходит для работы с данными имеющими высокую ценность. В тех случаях, когда Big Data имеют низкую ценность (скажем, записи Web-логов), HANA целесообразно использовать в роли хранилища более ценных агрегированных показателей, полученных из сырых массивов Big Data. Возможен также совместный анализ данных, одна часть которых хранится в HANA, а другая (неструктурированная) в Hadoop.
Присутствуют ли в России интеграторы, которые имеют достаточную экспертизу для осуществления проектов на базе SAP HANA? Есть ли уже опыт выполнения подобных проектов в российских компаниях?
Местная партнерская сеть активно развивается в этом направлении, и в России уже работают десятки сертифицированных партнеров по HANA, готовых к ведению крупных проектов в различных отраслях. В большинстве проектов по внедрению SAP HANA и смежных технологий также участвует подразделение SAP Consulting. У SAP есть опыт по работе с SAP HANA в «Сургутнефтегазе», «Северстали», «Эльдорадо», «МВидео», РЖД и ряде других компаний.