Что такое saas проект
Что такое SaaS?
Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга (SaaS) позволяет пользователям подключаться к облачным приложениям и использовать их через Интернет. Стандартными примерами могут быть электронная почта, ведение календаря и офисные средства (например, Microsoft Office 365).
SaaS предоставляет полноценный набор программного обеспечения, который вы оплачиваете поставщику облачных служб по мере использования. Вы арендуете использование приложения для вашей организации, и ваши пользователи подключаются к нему через Интернет, обычно с помощью веб-браузера. Вся базовая инфраструктура, ПО промежуточного слоя, программное обеспечение приложений и данные приложений находятся в центре обработки данных поставщика. Поставщик служб управляет оборудованием и программным обеспечением на основе соответствующего соглашения об обслуживании и обеспечивает доступность и безопасность приложений и данных. SaaS позволяет вашей организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами.
Размещенные приложения | Средства разработки, управление базами данных, бизнес-аналитика | Операционные системы | Серверы и хранилище | Сетевые брандмауэры / защита | Материальная база / здание центра обработки данных |
Распространенные сценарии SaaS
Если вы пользовались интернет-службой электронной почты, такой как Outlook, Hotmail или Yahoo! Mail, то вы уже использовали SaaS. Используя эти службы, вы входите в вашу учетную запись через Интернет, часто через веб-браузер. Программное обеспечение электронной почты находится в сети поставщика служб, и ваши сообщения хранятся там же. Вы получаете доступ к электронной почте и хранимым сообщениям из веб-браузера с любого компьютера или устройства, подключенных к Интернету.
Предыдущие примеры — это бесплатные службы для личного пользования. Организации могут арендовать более производительные приложения, в том числе электронную почту, средства совместной работы и календарь, а также продвинутые бизнес-приложения, такие как системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и управления документами. Оплата использования таких приложений осуществляется по подписке или в соответствии с уровнем использования.
Преимущества SaaS
Получите доступ к продвинутым приложениям. Чтобы предоставить приложения SaaS пользователям, вам не нужно приобретать, устанавливать, обновлять или обслуживать оборудование, ПО промежуточного слоя или программное обеспечение. Если у организаций нет ресурсов для приобретения, развертывания необходимой инфраструктуры и программного обеспечения таких сложных промышленных приложений, как ERP или CRM, а также для управления ими, то можно сделать их доступными через SaaS.
Вы платите только за те ресурсы, которые используете. Вы экономите средства, так как SaaS автоматически изменяет масштабирование в соответствии с уровнем использования.
Используйте бесплатное клиентское программное обеспечение. Пользователи могут запускать большинство приложений SaaS напрямую через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение, хотя для некоторых приложений требуются подключаемые модули. Это означает, что вам не нужно приобретать и устанавливать специальное программное обеспечение для ваших пользователей.
Повышайте мобильность ваших сотрудников. SaaS повышает мобильность ваших сотрудников, так как пользователи имеют доступ к приложениям и данным SaaS с любого компьютера или мобильного устройства, которые подключены к Интернету. Не нужно заботиться о разработке приложений для работы на разных типах компьютеров и устройств, потому что поставщик служб уже сделал это за вас. Кроме того, нет необходимости нанимать квалифицированных специалистов для решения проблем с безопасностью, которые могут возникнуть при использовании мобильных устройств. Правильно выбранный поставщик служб обеспечивает безопасность ваших данных, независимо от типа устройства, которое использует эти данные.
Получайте доступ к данным приложений из любого места. Когда данные хранятся в облаке, пользователи получают доступ к нужной информации с любого компьютера или мобильного устройства, подключенных к Интернету. Если вы храните данные приложения в облаке, данные не могут быть потеряны в результате сбоя компьютера или устройства.
SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет
Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.
SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.
Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?
В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.
Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.
Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.
Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.
Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.
Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».
Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.
Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.
Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.
Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.
Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.
Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.
Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.
Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.
А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?
Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.
Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.
Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.
Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.
Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.
У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.
PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.
Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.
Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud
Модель SaaS простыми словами
Так сложилось, что я много раз рассказывал о том, что такое SaaS и что в нем хорошего, как на различных it-конференциях, так и в кулуарных беседах, но до сего момента писать по теме не приходилось. При этом модель SaaS во-первых для меня по сути родная, учитывая сферу деятельности, а во-вторых является одним из основных трендов в современных веб-технологиях. В связи с этим, хочу поговорить о SaaS, как о таковом, а в перспектике, если окажется интересным, о частных аспектах. По сути материал о базисных вещах, но именно такого понимания многим не хватает. А о сложном надо хотя бы пытаться говорить просто. Помогает.
Сразу хочу сказать одну вещь, SaaS — это специализированный термин и, если начинать в нем копаться, сложный. Он может навести не только тоску, но и определенный благоговейный ужас. Но на самом деле штука это простая. Чтобы пользоваться каким-то SaaS-продуктом, в том числе нашим, понимать глубинный, да даже и поверхностный смысл данного термина совершенно не обязательно. Более того, когда uCoz создавался, никто из самих разработчиков даже не слышал подобного слова. Просто появлялись продукты, имеющие по своей сути общую модель, и потом ее стали как-то классифицировать, выделять особенности, плюсы, минусы.
Если своим призванием или увлечением вы сделали веб-технологии, или же задумываетесь о том, какой тип продуктов лично для вас подходит более всего, какие наиболее перспективны и т.п., все это может быть интересно и полезно.
О SaaS написано много, и начать изучение можно, например, со статьи в Википедии. Но, как правило, вся эта информация оттуда достаточно тяжело воспринимается. В итоге вроде бы о чем речь и понятно, но зачем надо человеку остается неясно. А если попросишь рассказать человека, о чем он только что прочел, то, опять же, далеко не каждый сможет. Выходит классическая ситуация: “Все понимаю, но объяснить не могу”.
Поэтому попробую упростить максимально и рассмотреть модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги, на простейших примерах.
Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты.
Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — тот же gmail.
Чтобы организовать работу электронной почты самостоятельно с нуля, необходимо:
Почта, по большому счету, это самый простой пример, и самый массовый. Хотя бы в силу того, что абсолютное большинство пользователей сети электронной почтой пользуются, а вот какие-нибудь CRM, ERP системы, или те же самые сайтбилдеры нужны далеко не всем. У них более узкий круг потребителей. Но уже очень многие программные продукты можно найти в виде сервисов. В некоторых случаях они, конечно, еще отстают от своих десктопных аналогов, но зачастую дают своему потребителю преимущества. Почти всегда это выражается именно в простоте эксплуатации, в отпадении потребностей по обслуживанию, в экономической целесообразности, попросту говоря, в дешевизне такого решения и подхода. Другие плюсы зависят в основном уже от конкретной сферы, в некоторых случаях это более высокая степень безопасности, в других беспрецедентно удобная синхронизация и доступность комфортной многопользовательской работы, за счет облачного хранения данных.
Что бы не распылятся на общие слова и характеристики, предлагаю посмотреть на примерах. Самых таких обыденных.
Чаще других, в качестве примеров использования SaaS решений, можно встретить системы управления проектами, и совместной работы над ними, онлайновые органайзеры, системы документооборота. Они все уже под рукой и многие ими уже пользуются, не задумываясь над идеологией таких сервисов и страшными умными аббревиатурами.
Как я и говорил, за примерами далеко ходить не надо. Работа с документами? Пожалуйста — это популярный google docs, который позволяет вам отказаться от ворда, экселя, и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами. Причем такие решения есть у целого ряда компаний — есть и у майкрософт, и у компании Zoho и прочих.
Онлайн органайзеров в принципе более чем достаточно, как и вообще систем для организации работы, ведения todo. Взять хотя бы наш календарь и систему по управлению проектам в вебтопе, или аналогичные решения от google, либо прославленные продукты компнаии 37сигналов: basecamp, backpack.
Третий (не очевидный) пример — онлайн игры. Их, конечно, не принято относить к SaaS-решениям, но и они на сегодня стали доступны как сервисы, со все той же идеологией. Чаще всего это MMORPG. На всякий случай напомню что игры — это такие же программы, а, к примеру, Xbox Live Microsoft очень четко себя классифицирует как SaaS-продукт.
К чему были все эти примеры? К тому, что программное обеспечение, представленное как сервис, давно вокруг нас. И рынок, и мы сами используем SaaS намного чаще, чем задумываемся. А удобство, простота, экономичность и прочие плюсы SaaS завоевывают сердца потребителей, не объясняя им свое сложное устройство и философию модели.
Надеюсь, это публикация для кого-то сделала термин SaaS не столь загадочным и страшным, каким он казался прежде, а его торжество в будущем окончательно очевидным.
Введение в SaaS — системы управления проектами. Часть 1
Для того, чтобы управлять проектами по-настоящему эффективно, необходимо обращение к специальному программному обеспечению. Набор систем для управления проектами на сегодняшний день очень обширный: от громоздких, мегафункциональных до самых «лёгких» и простых. Для внедрения первых и их эффективной отдачи, конечно, потребуется много усилий (если, конечно, Вы не пригласите пару другую сертифицированных специалистов для контроля project-цикла внутри организации). Но всегда ли это оправдано? И будет ли использоваться весь функционал системы?
SaaS – системы разрабатываются, поддерживаются и находятся на сервере поставщика ПО. Для данных систем не нужно проводить долгоиграющие процедуры внедрения, обучения и дальнейшей поддержки. Как правило, всё уже за Вас сделали.
Headliners — звучит гордо, но это и список ПО класса «премиум». Системы известные, и все плюсы и минусы их давно знакомы. Лично мне хочется узнать о SaaS-системах, которые уже давно в моде. К вашему удивлению, я с ними никогда не сталкивался. Пиар, реклама, представители — всё у headliners. Да и полной конкуренции настольным системам SaaS пока не даёт. Функциональность ниже, затраты ниже. Но парадоксально, что «скупой платит дважды» тут не действует.
Итак, приступим к разбору полётов обзору.
Условные обозначения: + (хорошо); – (плохо)
I. Обзор qTrack
+ Регистрация в системе занимает менее минуты.
+ Рабочий стол приятен и состоит из четырёх отображений:
В « Неразобранные тикеты» попадают все задачи, в которых Вы ответственное лицо, список ToDo отображает текущие задачи. Стоит отметить, что рабочий стол не совсем статичен. DragAndDrop возможен для задач. Любую задачу можно перенести в выполненные.
— К сожалению, «кастомизация» рабочего пространства не предусмотрена
Создание проектов
+Процесс создания проекта стандартный
+возможность определения дефолтной группы в свойствах личного аккаунта
+есть возможность ограничения видимости внутригрупповых сообщений
+участник необязательно должен быть в системе (достаточно лишь знать его e-mail)
— скудная групповая политика, но достаточная для данных функций
— ввод подпроектов по имени ( без автоподстановки)
Проектные задачи
Проект представляет собой совокупность тикетов(задач). Процесс создания также очень прост, как и проекта.
+ возможность импорта текста из Word
+ возможность прикрепления файлов
+ определение тегов задачи
+ процесс обсуждения схож с общением на форуме
Для того, чтобы закрыть тикет необходимо отчитаться о задаче и пометить сообщение статусом «закрытие». В такое случае тикет закрывается и пропадает из проекта, но в любой момент можно открыть тикет.
Процесс отслеживания
+- Каждому тикеты присваивается граф. индикатор. Закрытый тикет маркируется серым цветом.
+ богатый набор фильтров для упорядочивания и группировки
— Абсолютно отсутствует статус проект (в наличии открытый и закрытый статусы)
— статус подпроектов не влияет на главный проект
Интересные опции можно обнаружить в управлении аккаунтом:
+ возможность определения url адреса компании в виде www.имя_компании.qtrack.ru
+ возможность добавления дополнительных E-mail под каждый проект http:// имя_проекта.имя_компании.qtrack.ru
После создания доп. ящика его можно настроить таким образом, чтобы все входящие сообщения перемещались в определённый проект. Такая функция пригодится службе тех. поддержки или администратору сайта и др.
Итог: qTrack мне очень понравился. Порадовали возможности, вытекающие из полной интеграции с e-mail. Здорово, когда заказчикам ничего не надо знать.
Но всё-таки сказать, что перед нами серьёзное EPM решение, нельзя. Главный минус – излишняя простота и малая функциональность. Здесь нет ни красивых отчётов, ни автоматизированных расчётов, ни грамотной системы отслеживания проектов и… даже календаря нет. Вобщем, для продвинутых пользователей он покажется слишком простым и скучным. А вот непрофессионалам, тем, кто только начинает освоение проект-менеджеров и кому нужна система без «заморочек», — для них это только в плюс. Этот сервис идеален для новичков. Но за 350 руб/мес есть ли конкуренты подобной системе?
II. EasyProject.Net
Данное SaaS-приложение построено на технологии Ajax 2.0. Используется в компаниях с мировыми именами. Например, Symantec, General Electric. Если сравнивать с qTrack… Oops. Не буду я сравнивать. Приравняем qTrack к 10% от EasyProject.Net. Больше дать не могу.
+ Стартовая страница показывает перечень текущих и будущих задач на текущее число. Тут же можно создать новую задачу к любому проекту или оповестить о состоянии дел по висящим на вас задачам.
+ дополнительно к стартовой странице присутствует dashboard с возможностью добавления виджетов
Создание проектов
Проект может быть создан двумя путями – используя «быстрый старт» или стандартную форму ввода данных проекта.
При создании проекта нам доступно большое количество возможностей:
+определение корпоративных нестандартных полей, статуса проекта в %
+ импорта проекта и экспорта из(в) MS Project, CSV
+ формирование примерных расчётных часов проекта
+ прикрепление файлов к проекту
Подобно MS Project в EasyNetworks есть возможность определения пользователей и их роли для каждого проекта
Для каждой роли определены свои права. При необходимости можно добавить новые роли. Хочется заметить, что перечень прав и опций для их редактирования очень широк вплоть до задания часовой ставки «по умолчанию». Повторю, что процесс схож с MS Project.
Интересной функцией является автоматическое назначение ответственного для новых задач:
Для любого проекта можно параметры расчёта затрат и платежей, используя одну из схем, показанных на рисунке:
Создание задач проекта
Возможности при создании задачи схоже опять же с Project:
+Определение связей между задачами
+формирование структуры задач в проекте, их вложенность
Статус проекта отображается в процентах и полностью зависит от статуса задачи и подпроектов. Дополнительно к статусу отображаются граф.индикаторы свободного резерва времени, которые показывают опережение или отставание от намеченных сроков.
Созданный проект можно открыть в стандартном, либо в интерактивном виде на основе технологии Silverlight. Как в полноэкранном режиме, так и в режиме браузера. Интерактивный режим очень хорош! Также просмотр проектов может быть дополнен отображением «Диаграммы Ганта»
Каждому пользователю в системе присваивается рабочий график по умолчанию:
В случае необходимости предоставления отчёта данную процедуру можно сделать в два клика, выбрав соответствующее направление отчётности и сформировав его. Присутствует экспорт в excel и pdf отчёта-результата
На данный момент это самая удобная система на базе SaaS, которую я видел. Главный минус для разработчиков – похожесть функций с MS Project, что не делает им хорошей репутации. Но стоит отдать должное, — реализовано всё на высоком уровне, работать в систем приятно. Приятно, что триал после 15 дней превращается в бесплатную версию для одного активного пользователя.
Для русского потребителя отмечу отсутствие должной русской локализации и справки. Несмотря на минусы – это достойный ответ настольным системам.