Что такое saas платформа
Что такое SaaS: руководство
Узнайте об особенностях, преимуществах и этапах разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервис (с англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — это облачный сервис, который можно использовать онлайн без предварительной установки на свой компьютер или мобильное устройство.
Разделы
Особенности модели SaaS
Основное отличие SaaS как бизнес-модели заключается в том, что владелец сервиса полностью отвечает за его апгрейд, техобслуживание и управление. Для использования функционала платформы пользователям не нужно скачивать программное обеспечение, устанавливать его и обновлять. Для владельцев бизнеса модель SaaS стала настоящим спасением от головной боли, связанной с нелицензионными программами, на которые могут натолкнуться клиенты.
Принцип работы SaaS-сервисов часто сравнивают с арендой жилья. Мебель, технику и все удобства предоставляет владелец, а жилец платит за пользование. Однако, такое сравнение нельзя назвать корректным, поскольку оно является довольно поверхностным. Чтобы лучше понять, что отличает SaaS-сервис от других, ознакомьтесь с особенностями его работы:
Чтобы ознакомить клиентов со своим функционалом, SaaS-платформы предоставляют демо-версии, бесплатные тарифные пакеты с ограниченным функционалом или полный доступ к инструментам на ограниченный промежуток времени. После того, как пользователь опробует возможности сервиса, он может «арендовать» необходимые услуги, что обходится значительно дешевле, чем покупка лицензионного программного обеспечения. Благодаря относительно невысокой стоимости и простоте использования популярность SaaS-платформ стремительно растет.
В следующем разделе вы подробнее ознакомитесь с плюсами и минусами SaaS-сервисов.
Преимущества и недостатки SaaS-платформ
Использование SaaS-платформ имеет ряд преимуществ как для владельцев, так и для пользователей. Сначала, давайте посмотрим, какие выгоды удаленные сервисы предоставляют своим клиентам:
Теперь давайте рассмотрим преимущества создания SaaS-сервиса для владельцев:
Несмотря на явный ряд плюсов SaaS-платформ как для владельцев, так и для пользователей, у таких сервисов есть и определенные недостатки. Ниже мы подробнее рассмотрим основные из них.
Еще один недостаток, который нельзя не упомянуть, — это зависимость сервиса от скорости интернета. Однако, этот минус ежедневно становится менее значимым, поскольку стабильность работы интернета регулярно растет.
Чтобы разработать качественный и востребованный на рынке продукт, необходимо обязательно учесть интересы целевой аудитории и найти хороших разработчиков. В следующем разделе вы ознакомитесь с процессом разработки SaaS-платформ.
Этапы разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервисы используют как в В2В, так и в В2С сегментах. Такие платформы значительно упростили жизнь отдельным пользователям и бизнесу. С их помощью стало удобнее управлять продажами, вести работу с клиентами, хранить файлы, создавать сайты, управлять социальными сетями и выполнять множество других задач.
Процесс разработки сервиса и его длительность зависят во многом от предназначения и функционала. Ниже вы ознакомитесь с основными этапами, из которых состоит весь путь создания SaaS-платформы, начиная от идеи и заканчивая работающей программой.
Запустить SaaS-сервис — это только половина дела. Далее предстоит непрерывное развитие и повышение конкурентоспособности. В следующем разделе вы узнаете, с помощью каких метрик отслеживают рост и успешность SaaS-бизнеса.
Ключевые метрики для SaaS-платформ
Ознакомьтесь с основными метриками, на которые стоит полагаться, чтобы анализировать прибыль, удержание клиентов и успешность маркетинговой стратегии.
Мы рассмотрели основные, но далеко не все метрики, которые отслеживают для анализа развития SaaS-сервисов. Еще рассчитывают вовлеченность, количество новых пользователей за период, среднюю стоимость заказа (CPO) и другие показатели. Далее вы ознакомитесь с примерами SaaS-платформ и сможете лучше понять, что они собой представляют.
Примеры SaaS-сервисов
Еще один популярный SaaS-сервис это Canva. Платформа представляет собой визуальный редактор, в котором создают рекламную продукцию, посты для социальных сетей, обложки, визитки и многое другое. Сервис можно использовать абсолютно бесплатно, но с ограниченным облачным хранилищем и функционалом.
Для получения доступа ко всем возможностям платформы необходимо оплатить тарифный пакет на месяц или год. Стоимость зависит от количества человек в команде, которые будут иметь доступ к аккаунту.
SaaS-сервисы прочно вошли в нашу жизнь и позволили решать разные задачи онлайн без покупки, скачивания и установки программного обеспечения. Отдельные пользователи, а также малый, средний и даже крупный бизнес получили полезные рабочие инструменты. Качественный SaaS-сервис требует немало времени и ресурсов на разработку, однако при условии тщательно продуманной стратегии развития результат окупит потраченные силы.
Что такое SaaS?
Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга (SaaS) позволяет пользователям подключаться к облачным приложениям и использовать их через Интернет. Стандартными примерами могут быть электронная почта, ведение календаря и офисные средства (например, Microsoft Office 365).
SaaS предоставляет полноценный набор программного обеспечения, который вы оплачиваете поставщику облачных служб по мере использования. Вы арендуете использование приложения для вашей организации, и ваши пользователи подключаются к нему через Интернет, обычно с помощью веб-браузера. Вся базовая инфраструктура, ПО промежуточного слоя, программное обеспечение приложений и данные приложений находятся в центре обработки данных поставщика. Поставщик служб управляет оборудованием и программным обеспечением на основе соответствующего соглашения об обслуживании и обеспечивает доступность и безопасность приложений и данных. SaaS позволяет вашей организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами.
Размещенные приложения | Средства разработки, управление базами данных, бизнес-аналитика | Операционные системы | Серверы и хранилище | Сетевые брандмауэры / защита | Материальная база / здание центра обработки данных |
Распространенные сценарии SaaS
Если вы пользовались интернет-службой электронной почты, такой как Outlook, Hotmail или Yahoo! Mail, то вы уже использовали SaaS. Используя эти службы, вы входите в вашу учетную запись через Интернет, часто через веб-браузер. Программное обеспечение электронной почты находится в сети поставщика служб, и ваши сообщения хранятся там же. Вы получаете доступ к электронной почте и хранимым сообщениям из веб-браузера с любого компьютера или устройства, подключенных к Интернету.
Предыдущие примеры — это бесплатные службы для личного пользования. Организации могут арендовать более производительные приложения, в том числе электронную почту, средства совместной работы и календарь, а также продвинутые бизнес-приложения, такие как системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и управления документами. Оплата использования таких приложений осуществляется по подписке или в соответствии с уровнем использования.
Преимущества SaaS
Получите доступ к продвинутым приложениям. Чтобы предоставить приложения SaaS пользователям, вам не нужно приобретать, устанавливать, обновлять или обслуживать оборудование, ПО промежуточного слоя или программное обеспечение. Если у организаций нет ресурсов для приобретения, развертывания необходимой инфраструктуры и программного обеспечения таких сложных промышленных приложений, как ERP или CRM, а также для управления ими, то можно сделать их доступными через SaaS.
Вы платите только за те ресурсы, которые используете. Вы экономите средства, так как SaaS автоматически изменяет масштабирование в соответствии с уровнем использования.
Используйте бесплатное клиентское программное обеспечение. Пользователи могут запускать большинство приложений SaaS напрямую через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение, хотя для некоторых приложений требуются подключаемые модули. Это означает, что вам не нужно приобретать и устанавливать специальное программное обеспечение для ваших пользователей.
Повышайте мобильность ваших сотрудников. SaaS повышает мобильность ваших сотрудников, так как пользователи имеют доступ к приложениям и данным SaaS с любого компьютера или мобильного устройства, которые подключены к Интернету. Не нужно заботиться о разработке приложений для работы на разных типах компьютеров и устройств, потому что поставщик служб уже сделал это за вас. Кроме того, нет необходимости нанимать квалифицированных специалистов для решения проблем с безопасностью, которые могут возникнуть при использовании мобильных устройств. Правильно выбранный поставщик служб обеспечивает безопасность ваших данных, независимо от типа устройства, которое использует эти данные.
Получайте доступ к данным приложений из любого места. Когда данные хранятся в облаке, пользователи получают доступ к нужной информации с любого компьютера или мобильного устройства, подключенных к Интернету. Если вы храните данные приложения в облаке, данные не могут быть потеряны в результате сбоя компьютера или устройства.
Разница между IaaS, PaaS и SaaS: самая понятная статья об облаках в интернете
В описании облачных решений и сервисов часто встречаются аббревиатуры: IaaS, PaaS и SaaS. Расскажем, чем отличаются все эти aaS, как работают и какие возможности дают пользователям облаков.
Что такое IaaS: облачная инфраструктура как услуга
Практически ни одна компания не обходится без IT-инфраструктуры — даже небольшой фирме нужны серверы для хранения баз данных или инструменты, объединяющие компьютеры сотрудников в общую сеть. Компания может закупить серверы и настроить эту инфраструктуру у себя, но это достаточно долго и дорого. А может ничего не покупать, если взять в аренду облачные сервисы IaaS.
IaaS — это Infrastructure as a Service, то есть инфраструктура как услуга. К инфраструктуре относят вычислительные ресурсы: виртуальные серверы, хранилища, сети. Это что-то вроде виртуальных «компьютеров», на которые можно установить что угодно: операционную систему, программное обеспечение, приложения.
Поставщик IaaS (инфраструктуры как сервиса), или облачный провайдер, уже все купил и собрал, обеспечил серверы электричеством и интернетом. Вам остается только подключиться к этим вычислительным мощностям через интернет и использовать их для своих целей.
IaaS включает в себя:
Когда вы арендуете инфраструктуру IaaS, то получаете виртуальные серверы, сетевые настройки и облачные хранилища, за которые отвечает провайдер. При этом у вас есть доступ к операционной системе виртуальных серверов и большая свобода в настройке и установке приложений.
Примеры IaaS — как можно использовать облачную инфраструктуру:
Для построения в облаке сложной инфраструктуры IaaS для крупных проектов может потребоваться помощь провайдера в миграции и администрировании. Но для большинства проектов управление облачной инфраструктурой не требует непосредственного участия провайдера. А если возникнут сложности, всегда можно обратиться в техподдержку.
Что такое PaaS: облачная платформа как услуга
Провайдеры облачных услуг могут предоставлять уже настроенные инструменты (платформы) под разные задачи. Такие инструменты называют PaaS — это Platform as a Service, платформа как услуга.
Ключевое отличие PaaS от IaaS в том, что здесь у вас есть определенные инструменты, например: система управления базами данных, среда машинного обучения или обработки big data, промышленный IoT. Их нужно настроить под потребности компании, но не надо строить с нуля. Это позволяет экономить время разработчиков — например, им не нужно возиться с разработкой базы данных, можно просто загрузить в нее информацию и работать.
При этом у вас нет доступа к операционной системе, настройкам виртуальных серверов, которые лежат в основе PaaS, а также к низкоуровневым настройкам самой платформы. Провайдер берет на себя их оптимальную конфигурацию и снимает с вас необходимость следить за настройками, обновлениями, масштабированием и безопасностью. Вы получаете доступ только к интерфейсам самой платформы.
Вот несколько примеров PaaS:
PaaS-сервисы экономят время на конфигурацию инфраструктуры, нужной компании. Вы можете подключить нужный набор сервисов, главное, убедиться, что у облачного провайдера есть нужные сейчас и в перспективе решения.
SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет
Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.
SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.
Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?
В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.
Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.
Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.
Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.
Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.
Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».
Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.
Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.
Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.
Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.
Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.
Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.
Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.
Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.
А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?
Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.
Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.
Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.
Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.
Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.
У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.
PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.
Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.
Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud
SaaS (software as a service)
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
SaaS — облачная технология, которая позволяет использовать программное обеспечение онлайн без установки на компьютер. Аббревиатура SaaS расшифровывается как software as a service — программное обеспечение как услуга.
SaaS напоминает аренду жилья. Вы снимаете квартиру с мебелью, техникой и даже посудой на любой срок. Живёте там, а обслуживанием и ремонтом занимается ее владелец.
Большинство SaaS-платформ вместе с доступом к софту предоставляют услуги по хранению данных (проектов, информации, писем). Но есть сервисы, где проекты не сохраняются. В них работа организована по принципу: поработал — скачал — ушел.
Программное обеспечение по подписке
SaaS-сервисы предоставляют услуги по подписке. Обычно такие компании предлагают разные тарифы, стоимость которых возрастает вместе с количеством доступных инструментов и размером облачного хранилища.
На многих платформах свой тариф можно собрать как в конструкторе и платить только за те услуги, которыми пользуешься. Другие сервисы предлагают несколько сформированных тарифов под разные задачи и запросы.
Удобно, что можно не платить сразу за все возможности сервиса. Изменились потребности — меняй тариф.
Кроме того, почти у всех сервисов есть пробный период или демо-тариф с урезанными функциями для ознакомления с продуктом.
Пример тарифов в SaaS-сервисе. CRM-система Битрикс24
Примеры SaaS
SaaS-продукты известны уже давно. Первыми представителями этой модели считаются почтовые сервисы.
Сегодня по модели SaaS работают:
Сервис для рассылок Unisender — это тоже SaaS-сервис, который предоставляет инструменты для email-маркетологов по подписке.
Существуют целые комплексы SaaS-услуг. Например, у сервисов Google и Яндекс есть почтовики, редакторы документов, видеоприложения, инструменты интернет-маркетинга, диски для хранения информации.
Преимущества и недостатки SaaS
Облачные технологии удобно использовать, и это не единственный плюс подобных сервисов.
Но даже у такой популярной модели есть некоторые недостатки:
Ключевой фактор развития SaaS
Вспомните, как мы устанавливали софт до появления SaaS, — искали у знакомых взломанные программы или скачивали в интернете keygen. Те, кто мог себе это позволить, оплачивали лицензию.
Сегодня мы уже вовсю пользуемся возможностями облачных сервисов, даже не задумываясь, насколько они облегчили нашу жизнь. Теперь мы можем закрыть ноутбук, прийти на работу, ввести логин и пароль для входа в аккаунт на компьютере и продолжить работать с того же места.
Поскольку в основе SaaS лежит принцип оказания услуг через интернет, развитие облачных технологий напрямую связано с историей мировой паутины.
Аббревиатура SaaS появилась в 2001 году. С этого времени популярность облачных технологий растет вместе со скоростью интернета.
Появление скоростных сетей, wi-fi и постоянное улучшение стандартов мобильной связи неизменно влечёт за собой новые апгрейды в сфере SaaS. Увеличиваются пропускные способности сервисов, скорость обработки информации, объем хранилищ, усложняется и расширяется инструментарий.
Что такое облачный сервис и почему он так называется
SaaS — это облачный сервис, высшая форма облачных технологий, в которых есть своя иерархия:
Всё вместе называется XaaS — «всё как сервис», где Х рассматривается как неизвестная переменная, вместо которой можно подставить нужную букву.
Облачными называют вычисления, которые производятся одновременно на нескольких серверах, объединённых сетью. При таком раскладе обработка и хранение данных происходит в месте, которое сложно представить как нечто конкретное — оно эфемерно и неуловимо, как облако. Пользователь не может его потрогать или увидеть, что скрывается внутри.
Менее популярное название облачных технологий — кластерные. Cluster переводится как рой (пчёл), скопление, кисть (винограда). Это слово используют в интернет-технологиях для обозначения группы компьютеров, связанных воедино через сеть.
Так можно представить себе облачную технологию — объединённые серверы и устройства пользователей взаимодействуют в облаке
Безопасность данных в облачных сервисах
Мы активно пользуемся услугами SaaS для рабочих и личных задач. В почтовиках и мессенджерах хранятся фотографии и переписка, в хранилищах приложений лежат проекты, в системе управления предприятием — информация о затратах и себестоимости. Все это — наши данные, которые уникальны и высоко ценятся.
Важный принцип облачной работы — информация пользователя принадлежит только ему. Уважающие себя SaaS-сервисы обеспечивают клиентов возможностью экспортировать данные и уйти с платформы в любой момент. Но так поступают не все. Поэтому перед тем, как обосноваться на облачном сервисе, нужно обязательно изучить этот вопрос.
SaaS-сервисы постоянно работают над безопасностью данных клиентов, внедряя новые средства защиты. Но профессиональное сообщество еще не пришло к единому мнению по поводу надежности SaaS. Несмотря на все усилия провайдеров, риски остаются. Причем не застрахованы от них даже крупные компании.
Угрозы, которым подвергается информация клиентов в облаке, можно разделить на три категории.
Физическая утрата данных
Пользователи из 2000-х не раз попадали в ситуации, когда сломанный винчестер или постиранная флешка влекли за собой массу проблем, связанных с потерей информации.
В облачном хранилище подобные ситуации практически исключены. Для вычислений задействованы сразу несколько серверов, данные хранятся в разных местах, существуют резервные копии. Поэтому техническая неисправность одного или нескольких серверов не приводит к потере данных.
В случае повреждения сервера техническая команда сервиса будет работать в экстренном режиме, пока не устранит проблему.
Хакерские атаки
Хакеры взламывают облачные сервера по разным причинам: чтобы собрать информацию о поведении пользователей, нанести ущерб крупному бизнесу, похитить уникальные данные, активы, деньги. Атаку на облако иногда организуют конкуренты, которые хотят подорвать репутацию сервиса.
В 2014 году случился крупнейший скандал, связанный с утечкой данных пользователей Apple. Взломали специализированное хранилище iCloud, и персональная информация оказалась доступна всем желающим. После этого происшествия Apple серьезно занялись вопросом безопасности и установили несколько дополнительных щитов: проверку надежности пароля, двухфакторную аутентификацию, шифрование данных.
В истории SaaS существует немало таких примеров, и каждый инцидент влечет за собой появление новых способов защиты. Сегодня аккаунт пользователя — это неприступная крепость, но чёрные программисты продолжают искать способы попасть внутрь.
Незаконные действия владельцев или работников SaaS-сервиса
Один из страхов пользователей SaaS — а что если мои данные будут проданы самим сервисом?
Начнем с того, что информация в сети защищена на законодательном уровне. Об этом говорится в соответствующих законах: «О персональных данных» (Россия) и «Закон про персональні дані» (Украина). Также в Украине анонсирован закон о предоставлении облачных услуг.
Второй уровень правовой защиты — это соглашение между поставщиком услуг и клиентом. Чтобы пользоваться сервисом, мы подписываем договор публичной оферты (ставим галочку, не читая). Именно здесь говорится, в каких случаях компания-поставщик услуги имеет право использовать ваши данные. Обычно это стандартный документ. Однако владельцы могут оставлять для себя лазейки, чтобы изучать поведение пользователей.
Но даже такая серьезная защита не исключает неприятных ситуаций. В 2018 году данные 87 миллионов пользователей Facebook были без их ведома переданы аналитической фирме, которая использовала информацию для продвижения предвыборной кампании Трампа и пиар-кампании референдума по выходу Великобритании из Евросоюза. Считается, что все это происходило с молчаливого согласия руководства Facebook. Компания за несколько дней потеряла около 60 млрд долларов из-за падения акций, по Twitter прокатилась акция «Удали Facebook», соцсеть пережила серьезный репутационный кризис. В 2019 году Федеральный суд США обязал Facebook оплатить 5 млрд штрафа и пересмотреть условия защиты конфиденциальности своих пользователей.
Подобные происшествия наносят серьезный ущерб поставщикам услуг облачного сервиса, поэтому они всеми силами стараются защитить данные пользователей. Но, как говорится, береженого бог бережет.
Как обезопасить свои данные:
Сможет ли SaaS полностью заменить локальный софт
SaaS-сервисы сделали нашу жизнь проще. На рынке даже появились устройства, где установлены только браузеры, а весь остальной софт доступен из облака (например, лептоп Chromebook).
Неудивительно, что последние годы облачные технологии переживают небывалый бум. В 2019 году прибыль от продажи услуг по данной модели во всем мире увеличилась на 26% по сравнению с 2018.
В 2020 году на развитие SaaS повлияла пандемия коронавируса и переход многих компаний на удаленную работу. Ключевые облачные гиганты удвоили свои доходы в течение года, а к 2025 году прогнозируется двукратное увеличение стоимости всего рынка облачных технологий.
SaaS-сервисы серьезно переформатировали нашу жизнь. Создание виртуальных офисов позволило внедрить дистанционный режим работы. Глобальный опрос State of Remote Work в 2018 году показал, что до карантина сотрудники 16% компаний во всем мире работали полностью на удаленном режиме, 40% работодателей предлагали выбор. Для сравнения — в 1995 году количество организацией с опцией удаленной работы составляло всего 9%.
После начала карантина в облако переехали целые отрасли — ИТ, дизайн, журналистика, маркетинг и другие сферы, для которых постоянное присутствие работника в офисе не обязательно. Тенденция 2021 года — отказ от офисов, анонсированный рядом ИТ-компаний.
Но не все могут позволить себе полностью перейти на SaaS-технологии. К примеру, профессиональная работа со звуком и видео до сих пор ведется на локальном софте — достаточно мощного облачного сервиса для этой цели еще не создали. Добавляет ложку дёгтя и страх потери данных при взломе аккаунта.
Поэтому специалисты прогнозируют, что в обозримом будущем SaaS-платформы и физические носители будут работать в тандеме, и мы сможем выбирать, когда удобнее использовать локальный софт, а когда программы по подписке.