Что такое readln в информатике

3 занятие

Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике
Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатикеЧто такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике

Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.

Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.

Program Proizv2;
Uses
Crt;<Подключаем модуль Crt>
Var
number1, <переменная, в которой будет содержаться первое число>
number2, <переменная, в которой будет содержаться второе число>
rezult <переменная, в которой будет содержаться результат>
: integer;
Begin
ClrScr;<Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt>
Write (‘Введите первое число ‘);
<Выводим на экран символы, записанные между апострофами>
Readln (number1);
<Введенное пользователем число считываем в переменную number1>
Write (‘Введите второе число ‘);
<Выводим на экран символы, записанные между апострофами>
Readln (number2);
<Введенное пользователем число считываем в переменную number2>
rezult := number1 * number2;
<Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной rezult>
Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, rezult);
<Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи>
Readln;<Процедура задержки экрана>
End.

Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:

Задание. Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.

Операторы Write и WriteLn

Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.

Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)

Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.

Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.

Операторы Read и ReadLn

Общий вид:
Read(переменная, переменная. )
ReadLn(переменная, переменная. )

При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.

Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.

Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.

Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.

Задача. Найти среднее значение трех чисел.

Примечание. Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.

Program Srednee;
Uses
Crt;
Var
First, Second, Third : integer;
Sum : real;
Begin
ClrScr;
Write (‘Введите первое число ‘);
ReadLn(First);
Write (‘Введите второе и третье числа через пробел ‘);
ReadLn(Second, Third);
Sum := First + Second + Third;
Sum := Sum/3;
Write (‘Среднее значение ‘, First, ‘, ‘,Second, ‘ и ‘, Third, ‘ равно ‘, Sum:5:2);
ReadLn;
End.

Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.

Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.

Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00

Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.

Выберите с учителем задачи для решения из следующего перечня:

Источник

Pascal | Лекция №3

Операторы присваивания, операторы ввода-вывода

Содержание:

Поскольку язык Pascal алгоритмический, то для записи шагов алгоритмов, для наглядного однозначного представления алгоритмов в стиле структурного программирования существует набор операторов. Основные операторы считаются простыми, остальные – структурными, т.е. в их состав могут входить другие операторы, причем глубина «вложенности» операторов не ограничена.

Операторы присваивания

Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – вычисляемое выражение. Выражение может составлять число, знаки арифметических действий, круглые скобки, переменные и константы, процедуры и функции, допускаемое вложение друг в друга. Обязательное условие — совместность типов данных. Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной. Исключение составляет случай, когда выражение имеет целый тип, а переменная – вещественный. Допускается использование этого оператора с переменными любого типа, кроме файлового. Синтаксис:

Если в левой части оператора присваивания указана переменная типа Boolean, то в правой части оператора должно быть задано логическое выражение, задающее правило вычисления логического значения (true или false). Синтаксис:

Логическое выражение есть логическая формула, записанная на языке программирования. Логическое выражение состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (true или false). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Один логический операнд является простейшей формой логического выражения.

Примеры использования оператора присваивания:

с переменными целого типа: x := 200;

вещественного: y := Sin(Pi/3);

символьного: с := ‘6’;

булевского: test := false;

R – радиус окружности (тип – integer или real)

Pi – константа, равная значению p.

Операторы ввода-вывода

Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.

Вывод данных – обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.

Основными устройствами ввода-вывода у ПК являются клавиатура и экран монитора. Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.

Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране) существуют операторы ввода и вывода.

Существует две формы оператора ввода: Read и ReadLn. Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:

Read ( ),

где – это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.

Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:

ReadLn ( )

Оператор ReadLn аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что при выполнении одного оператора ReadLn курсор на экране монитора переходит на новую строку.

Аналогично существует две формы оператора вывода. Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:

Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов. В результате выполнения данного оператора значения списка будут выведены на экран монитора.

Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write этот текст записывается в апострофах.

Второй вариант процедуры вывода на экран:

Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора курсор перемещается на одну позицию вниз.

В операторах вывода Write и WriteLn имеется возможность установить ширину поля вывода. Если X и I – целочисленные выражения, а Y — вещественное выражение, то вызов

Write ( X : I, Y : I ) — печатает значения X и Y каждое в крайние правые позиции полей шириной I;

Write ( Y : I : X) – вызовом в крайние правые позиции поля шириной I символов выводится десятичное представление значения Y в формате с фиксированной точкой, причем после десятичной точки выводится X цифр, представляющих дробную часть числа.

Составной оператор

Для того чтобы задать последовательное выполнение (по порядку, один за другим) нескольких операторов, в языке Pascal существует составной оператор. Операторы, входящие в составной, разделяются символом «;», в начале ставится служебное слово Begin, в конце – End.

Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка допускает использование только одного оператора, а смысл требует выполнения нескольких действий.

Обратите внимание: перед служебным словом End разделитель (символ «;») не ставится.

Условный оператор

Очень часто так же, как и в жизни, при решении задач некоторые действия выполняются в зависимости от истинности каких-либо условий. Например, мы берем с собой зонт, если идет дождь или на небе тучи. Или часто встречающиеся в математике определения функций:

Здесь значение функции f вычисляется в зависимости от величины x по разным формулам.

Для задания выбора того или иного действия в зависимости от условия в языке Pascal предназначен условный оператор, который имеет две формы: полную и сокращенную.

В качестве условия используется значение логического выражения, в качестве операторов – любой простой или составной оператор, в том числе и сам условный оператор.

И по ветке then, и по ветке else должен выполняться единственный оператор. Если по смыслу задачи необходимо выполнить несколько операторов, тогда следует использовать составной оператор.

Часть условного оператора, начинающаяся со слова else, может отсутствовать, такая форма оператора называется сокращенной и выглядит следующим образом:

Оператор в этом случае выполняется, если условие истинно, иначе программа переходит к следующему оператору.

Пример полной формы: рассмотрим определение функции f(x):

Если в нашем примере описать логическую переменную В, значение которой будет равно true, если x

Пример краткой формы:

При использовании вложенных условных операторов может возникнуть неоднозначность, например:

В данном случае необходимо помнить, что служебное слово else всегда ассоциируется с ближайшим по тексту программы словом if, которое еще не связано с else. А чтобы такая двусмысленность не возникала, лучше всего пользоваться составным оператором:

Теперь дадим строгое описание условного оператора в форме синтаксической диаграммы:

Что такое readln в информатике. Смотреть фото Что такое readln в информатике. Смотреть картинку Что такое readln в информатике. Картинка про Что такое readln в информатике. Фото Что такое readln в информатике

Пример: По длинам трех сторон треугольника a, b, c вычислить его площадь.

Условный оператор Case (оператор варианта)

Более обобщенной формой условного оператора, учитывающей произвольное число альтернатив, является оператор варианта. Использование этого оператора позволяет задавать выполнение некоторых действий для нескольких различных значений одного выражения:

Присвоить строке S значение дня недели для заданного числа D при условии, что в месяце 31 день и 1-ое число – понедельник.

Для построения алгоритма воспользуемся операцией mod, позволяющий вычислить остаток от деления двух целых чисел, и с условием, что 1-ое число – понедельник. Тогда можно записать следующий оператор Case:

Чтобы завершить построение алгоритма решения поставленной задачи, необходимо ограничить область возможных значений переменной D (тип — integer):

В качестве можно также задать список и (или) диапазон значений.

Контрольные вопросы

Источник

Ввод-вывод, оператор присваивания, арифметические операции

Теоретический материал (Паскаль)

Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

Основные файлы Турбо Паскаля:

Запуск интегрированной среды программирования

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Почти все, что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль, происходит в окнах.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно – это окно, с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.

Как войти в меню? Всего есть три возможности:

С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу «Enter». Что вы видите?

Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

Общая структура программы на языке Паскаль следующая:

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.

Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.

Program Summa2;
<Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран.
Решение. Иванов Петр, 10 А класс.>
Var
number1, <переменная для хранения первого числа>
number2, <переменная для хранения второго числа>
result <переменная для хранения результата вычисления>
: integer;
Begin <признак начала программы>
number1 := 3; <присваиваем переменной number1 значение 3>
number2 := 4; <присваиваем переменной number2 значение 4>
<складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной result >
result := number1 + number2;
Write (number1, ‘+’, number2,’=’,result); <вывод примера на экран>
End.

А теперь подведем итог вашим размышлениям.

Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов.

Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда.

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.

Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.

Источник

Что такое readln в информатике

Приветствую. Сегодня я хотел бы затронуть тему операторов ввода данных.

Ничего не напоминает? Те, кто внимательно читали предыдущую статью, скажут что эти операторы похожи на операторы вывода. И будут правы! Оператор readln отличается от оператора read только лишь тем, что после ввода данных переводит курсор на следующую строку

Возьмем для примера задачу №1 из первого урока. В ней, если вы помните, длину и ширину прямоугольника мы непосредственно вбивали в код программы. Сейчас мы немного поколдуем над кодом и сделаем так, чтобы эти данные можно было вводить с клавиатуры каждый раз при запуске программы.

Для этого вместо куска кода пишем

Попробуйте теперь запустить программу с измененным кодом. На всякий случай напишу весь код:

Заметили, как теперь при запуске программа ждет ввода данных? И пока ввод не будет осуществлен, она не продолжит выполнение. Но согласитесь, это мы с вами знаем, что при запуске программы нужно ввести значения длины и ширины, а кто-то другой, запустив ее, не догадается до этого. Поэтому нам нужно вывести на экран просьбу, что-то вроде «Введите длину». Для этого используем оператор вывода write. О нем я уже писал в предыдущем уроке.

Ход ваших рассуждений при составлении программы должен быть примерно следующим:
1) Мне нужно попросить пользователя ввести значения ширины прямоугольника. Для этого использую оператор вывода: writeln(‘Введите ширину прямоугольника’);
2) Теперь нужно чтобы программа прочитала это значение. Для этого использую оператор ввода: readln(A);

Здесь немного остановимся. Возможно у вас возник вопрос: «А что значит буква А в скобках?» Так вот, в скобках вы указываете ту переменную, которой будет присвоено значение, введенное с клавиатуры. В нашем случае ширину мы записываем в переменную А, следовательно и в скобках пишем ее.
3) Далее мне нужно попросить пользователя ввести длину. По аналогии с первым пунктом:
writeln(‘Введите длину прямоугольника’);
4) Считываем введенное значение по аналогии со 2-ым пунктом: readln(B);

Вот и все, соберем весь код в кучу:

1) Дописать перед строчкой write(P); строку: write(‘Периметр =’);

Запустите программу, протестируйте ее при разных значениях длины и ширины. Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их, контакты для связи со мной находятся здесь. Ну, а если вопросов нет, можете приступать к следующему уроку

Источник

Процедуры Read и ReadLn

Подпишись на новости, чтобы ничего не пропустить

В Турбо Паскале я не помню такого (может просто забыл), но в FreePascal ввод с клавиатуры можно выполнять только процедурой ReadLn, а процедура Read почему-то не работает.

Синтаксис для вывода на консоль:

procedure Read(Args: Arguments);

Синтаксис для вывода в файл:

procedure Read(var F: Text; Args: Arguments);

Аргументами (Arguments) могут быть переменные разных типов. Если используется несколько переменных, то они перечисляются через запятую. Например:

Как уже было сказано, при вводе с консоли эти переменные могут быть разных типов. Но, в отличие от процедур Write/WriteLn использовать константы не допускается (и это логично))).

ВАЖНО!
При вводе данных следует учитывать, что в случае, если введённое пользователем значение имеет тип, отличный от типа переменной, в которую вводится это значение, то возникнет ошибка времени выполнения. Если, например, в указанном выше примере пользователь в качестве первого числа введёт вещественное значение (такое как 3.14), то программа завершится аварийно, так как переменная х имеет целый тип.

При чтении из файла можно работать как с типизированными файлами, так и с текстовыми файлами.

Если файл F имеет тип Text, то переменные должны иметь тип Char, Integer, Real или String.

Маркер конца строки не является частью прочитанной строки и игнорируется.

В разных отладочных и учебных программах процедуру ReadLn часто используют для того, чтобы консольное приложение не закрылось автоматически после выполнения. Для этого в конце программы просто записывают (как в примере выше):

То есть просто имя процедуры без параметров. В этом случае программа будет ожидать нажатия клавиши ENTER. Следовательно, программа не завершится, пока не будет нажата клавиша ENTER, и это позволит увидеть результат работы программы. Разумеется, в операционной системе DOS (и подобных) такой проблемы нет. Это актуально только для Windows.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *