Что такое pull off на гитаре
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
Доброго времени суток, уважаемые посетители и посетелочки. Следуя принципу «от простого к сложному», U-rock.com.ua продолжает серию публикаций о приемах игры на гитаре. Скажу без преувеличения, если гитара для вас представляет нечто большее, чем просто бренчание от нечего делать, вам просто необходимо развивать технику игры на гитаре, а именно, учить и применять на практике известные человечеству приемы игры на этом великолепном инструменте. А это значит, что вам не стоит ограничиваться одними лишь простыми аккордами для начинающих, ведь, сколько великолепных гитарных риффов и соло можно сыграть, владея разными способами игры на гитаре. Сегодня поговорим о таких приемах игры на гитаре, как хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф).
Словарь гитарной терминологии такие приемы игры на гитаре, как хаммер-он (hammer-on) и pull off (пул офф) объединяет в один термин – легато. Прием легато на гитаре означает исполнение (извлечение) нот левой рукой без участия правой, ну, почти без участия. Итак, перейдем от теории к практике.
Как играть хаммер-он (hammer-on) на гитаре?
Суть приема хаммер-он (hammer-on), он же восходящее легато, довольно проста. Извлекаем одну ноту с помощью медиатора, затем играем следующую ноту выше по грифу гитары на той же струне, но без участия правой руки. Слово «hammer» в переводе с английского означает «молоток». Этим «молотком» будет один из пальцев левой руки.
Взгляните на следующий рисунок.
На стандартной аккордовой сетке изображены две ноты на третьей струне гитары (в данном случае не имеет значения, какие именно ноты, но, допустим, что это ноты C (на 5 ладу) и D (на 7 ладу)). Красная точка – это нота C. Зажмите ее указательным пальцем левой руки. Приготовьте безымянный палец к активным действиям, расположив его напротив 7-лада, той же третьей струны и ударьте медиатором по струне. Затем, не убирая указательный палец, твердо и быстро, как молоточек, поставьте кончик безымянного пальца на 7 лад (синяя точка, нота D). При этом правая рука с медиатором отдыхает. Если вы сделаете это достаточно сильно, нота D прозвучит громко и ясно.
Если вы же применили недостаточное усилие или же не попали по струне, все, чего вы добьетесь, заглушите первую звучавшую ноту. Потренируйтесь, повторяя это упражнение, до тех пор, пока вторая нота, извлеченная с помощью приема хаммер-он (hammer-on) не будет звучать чисто.
Если вторая нота не звучит, убедитесь, что кончик пальца попадает точно по струне. В противном случае вы лишь заглушите сыгранную ранее ноту.
Попробуйте повторить хаммер-он (hammer-on) на разных струнах и разных ладах гифа вашей гитары.
Сыграйте хаммер-он (hammer-on) на гитаре разными пальцами. Например, сыграйте ноту на 5 ладу третьей струны, затем средним пальцем хаммер-он (hammer-on) на 6 ладу, затем на 7-ом.
Ни в коем случае не паникуйте, если с первого раза что-то не получается. Всего лишь несколько часов тренировок сделают вас настоящим мастером хаммер-он (hammer-on) на гитаре.
Перейдем к pull-off (пул-офф).
Как играть pull-off (пул-офф) на гитаре?
Способ игры на гитаре pull-off (пул-офф) или нисходящее легато является полной, зеркальной противоположностью хаммер-он (hammer-on) и переводится с английского как «снимать, сдергивать». Обратите внимание на рисунок.
Если вы все сделали правильно, услышите ноту C. Первые несколько попыток могут быть неудачными, и струна прекратит звучать, когда вы уберете палец. Продолжайте практиковаться в игре pull-off (пул-офф) и добьетесь своего.
Как играть трели на гитаре?
Теперь, когда вы знаете, что такое хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф) и, как играть эти приемы на гитаре, попробуйте объединить их в одно целое. Аппликатуру (расположение пальцев на грифе гитары – авт.) можете оставить без изменений или же придумать свою. Сыграйте медиатором первую ноту, затем хаммер-он (hammer-on), после pull-off, снова хаммер-он (hammer-on), pull-off и так далее. Также, после первой ноты можно начать с pull-off. Комбинация хаммер-он (hammer-on) и pull-off (пул-офф) на гитаре называется трелью или смешанным легато.
Одним из лучших способов освоения игры хаммер-он (hammer-on) и pull-off является игра гамм, например блюзовой гаммы – пентатоники. Нисходящую гамму следует играть, применяя хаммер-он (hammer-on). Для восходящей же хорошо подойдет pull-off (пул-офф).
Поработайте над трелями. Кроме практики в игре хаммер-он (hammer-on) и pull-off это, также, хорошая разминка пальцев левой руки перед игрой на гитаре.
Стремитесь к чистоте, извлекаемых с помощью хаммер-он (hammer-on) и pull-off, нот. Используйте для этого кончики пальцев.
Сыграйте на гитаре уже знакомую вам мелодию, применив хаммер-он (hammer-on) и pull-off.
Урок 14. Хаммер и пулл (Hammer-On и Pull-Off)
Хаммер (Нammer-On)
Hammer переводится с английского «молоток». Исполняется следующим образом:
Делать Hammer-On нужно научиться всеми пальцами (указательным, средним, безымянным, мизинцем).
Поставьте руку так, чтобы указательный палец был над пятым ладом первой струны, средний над шестым ладом, безымянный над седьмым, мизинец над восьмым.
Дерните открытую струну, затем ударьте указательным пальцем по пятому ладу.
Вновь дерните открытую струну, затем исполните Хаммер средним пальцем по шестому ладу.
Аналогично с двумя другими пальцами на седьмом и восьмом ладах соответственно.
Для дальнейшей отработки Hammer-On сделайте вышеуказанное упражнение по очереди на всех струнах.
Пулл (Pull-Off)
Hammer-On и Pull-Off по очереди
Научившись играть хаммер и пулл по отдельности, сыграем их вместе, по очереди.
Поставьте указательный палец на первую струну пятый лад и сделайте средним пальцем по шестому ладу сначала хаммер, а затем пулл с шестого лада.
То же самое сделайте безымянным пальцем по седьмому ладу и мизинцем по восьмому.
Далее поиграйте хаммер и пулл по всем струнам.
Хаммер и пулл на аккорде D
Возьмите аккорд D и, не отпуская его, сделайте мизинцем Hammer-On по третьему ладу, а затем Pull-Off
Хаммеры и пуллы делают игру интереснее, разнообразнее, красивее и быстрее.
Так что выучите их хорошенько.
Как играть hammer on и pull off
Hammer on и pull off – это специальные приёмы игры на гитаре, где звукоизвлечение происходит левой, а не правой рукой.
Для чего же были придуманы эти приёмы? Так вот объясняю. В погоне за скоростью игры на гитаре, люди доходили до грани возможного правой руки. Чем быстрее они старались играть тем больше косяков получалось. Но вдруг один умный мужичок додумался до того, что можно извлекать звуки и без помощи правой руки, ведь при сильном ударе пальцем по струне, струна начинает звучать и так же при срыве.
Так вот, теперь подробнее о каждом:
Данная запись говорит о том, что Вам необходимо ударить пальцем по первой струне на первом ладу. При этом вы не должны отпускать струну.
Pull off – это тоже определённый приём игры на гитаре, только вместо удара по струнам идёт срыв, т.е. вы должны пальцем левой руки дёрнуть струны. В основном срыв струн идёт пальцем под углом 45 градусов по отношению к струнам.
Запись на табах выглядит следующим образом:
Зачастую эти два приёма играются вместе, сначала hammer on потом pull off и выглядит это так:
Исходя из данной табулатуры вы должны видеть, что вам сначала необходимо ударить по струне и сразу же сделать срыв этим же пальцем.
Pull of и Hammer on лежат в основе теппинга и поэтому те, кто хочет играть на электрогитаре тем, необходимо знать эти два приёма.
electruha.com
Приемы игры на гитаре. Hammer on. Pull off.
Ударные легато hammer on
Извлеките правой рукой звук третьей открытой струны. Теперь резко ударьте средним пальцем левой руки, скажем, по пятому ладу звучащей третьей струны. Оцените получившийся звук. Не убирайте палец раньше времени — дайте ноте прозвучать. Чем ярче и звонче получился звук — тем качественнее вы сыграли hammer on.
Еще раз отмечу, что качество техники легато заключается не в силе удара, а в резкости и точности.
В табулатуре этот прием обозначается дугой, над которой пишется буква Н (hammer).
Pull off
Другая разновидность легато — срывы левой рукой pull off. Если звукоизвлечение hammer on происходит за счет ударов по струнам пальцами левой руки, то pull off — это результат срывов струны пальцами. При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересные вещи (например, звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи. По сути, практически любое соло не обходится без легато.
Сделайте следующее: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад на первой струне. Извлеките ноту медиатором, а затем (пока она звучит) сдерните средним пальцем струну с лада так, чтобы прозвучала открытая струна. Это самый простой пример pull off, который дает представление о механизме приема.
В табулатуре срывы легато также обозначаются дугой, но сверху ставится буква Р (pull).
Что такое pull off на гитаре
Другая разновидность легато — срывы левой рукой pull off. С элементами этой техники вы уже знакомы (см. третью часть «Цыганочки»). Если звукоизвлечение hammer on происходит за счет ударов по струнам пальцами левой руки, то pull off — это результат срывов струны пальцами. При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересные вещи (например, описанное в начале главы звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи. По сути, практически любое соло не обходится без легато. Сделайте следующее: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад на первой струне. Извлеките ноту медиатором, а затем (пока она звучит) одерните средним пальцем струну с лада так, чтобы прозвучала открытая струна (нечто похожее вы делали в «Цыганочке»). Это самый простой пример pull off, который дает представление о механизме приема. В табулатуре срывы легато также обозначаются дугой, но сверху ставится буква Р (pull).
Упражнение №61. Срывы pull off на первой струне (тип 1) (см. урок на DVD).
Средним пальцем левой руки прижмите третий лад, а указательным — второй лад на первой струне. При игре срывов довольно часто прижимаются одновременно два лада на одной струне. Ударом медиатора вниз извлеките звук первой струны. Средним пальцем сделайте срыв с третьего лада (в это время указательный палец продолжает держать второй лад на первой струне). Затем сделайте pull off указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Из трех прозвучавших нот только первая была извлечена с помощью медиатора (рис. 7.6).
Во втором такте действия такие же, только теперь первую ноту нужно извлечь ударом медиатора вверх. Исполняйте упражнение по кругу, чередуя удары медиатором вниз-вверх.
Упражнение № 62. Срывы pull off на первой струне (тип 2) (см. урок на DVD).
Это упражнение является развитием предыдущего, но теперь будет задействована и вторая струна, а количество срывов увеличится (рис. 7.7).
Начинается упражнение, как и упражнение № 61, но после второго срыва добавляются две ноты: третий лад на второй струне средним пальцем и первая открытая струна. Их нужно извлечь медиатором вниз-вверх. Получается, что в этом такте медиатор применяется трижды, а всего звучит пять нот. Второй такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите пятый лад на первой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте срыв с пятого лада к открытой струне. Указательным пальцем прижмите третий лад на первой струне и извлеките ноту медиатором вверх, а потом сделайте еще один pull off указательным пальцем к открытой струне. Третий такт повторяет первый, а четвертый отличается от второго только сменой позиции. Исполняйте упражнение по кругу, контролируя качество звукоизвлечения: каждая нота должна прозвучать максимально четко.
Упражнение №63. Срывы всеми пальцами (см. урок на DVD).
В предыдущих упражнениях срывы pull off делались в основном к открытой струне (нулевому ладу), однако в практике намного чаще пулы совершаются к соседним ладам, причем всеми пальцами левой руки. Данное упражнение направлено на развитие самых непослушных пальцев левой руки — мизинца и безымянного (рис. 7.8).
Первый такт. Мизинцем левой руки прижмите восьмой лад, а указательным — пятый лад на третьей струне (как и в упражнении №61, прижимаются одновременно два лада на одной струне). Ударом медиатора вниз извлеките звук на третьей струне. После этого мизинцем сделайте pull off с восьмого лада (указательный палец продолжает прижимать пятый лад на третьей струне). Повторите четыре раза, чередуя звукоизвлечение медиатором вниз-вверх. Во втором и последующих тактах меняются только пальцы левой руки на соответствующих ладах (придерживайтесь принципа: один лад — один палец, соседний лад — соседний палец).
Отрабатывайте упражнение не только на третьей, но и на остальных струнах.
Упражнение № 64. Срывы pull off на соседних струнах (тип 1) (см. урок на DVD).
Специфика упражнения заключается в том, что оно играется на двух соседних струнах по очереди, то есть отрабатывается переход со струны на струну во время исполнения pull off. Ваша задача — научиться играть срывы и переходить на соседние струны без пауз. Кроме того, упражнение хорошо развивает мизинец левой руки (рис. 7.9).
Первый такт. Мизинцем левой руки прижмите седьмой лад, а указательным — четвертый лад на пятой струне. Ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой струне. Мизинцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать четвертый лад на пятой струне). Теперь ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой струне (указательный остается на месте). Проделайте это четыре раза. Во втором такте действия повторяются на шестой струне. Отрабатывайте упражнение по кругу и будьте особенно внимательны в момент перехода со струны на струну: он должен звучать чисто.
Упражнение №65. Срывы pull off на соседних струнах (тип 2)
Это упражнение является характерным примером использования срывов в современной музыке и направлено на развитие указательного и безымянного пальцев левой руки (рис. 7.10).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. После этого указательным пальцем выполните срыв с третьего лада к открытой струне. Затем ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой открытой струне. Таков принцип. Теперь нужно проделать то же, но на пятом ладу и безымянным пальцем. Повторите описанные действия. Второй такт затруднений не вызовет, а в третьем и четвертом все повторяется на шестой струне. Отрабатывайте упражнение по кругу, уделяя особое внимание переходу со струны на струну.
Упражнение № 66. Пулы и хаммеры (тип 1) (см. урок на DVD).
Объединим два приема легато. В этом упражнении каждый такт будет начинаться с удара медиатора по струне, а все остальные ноты будут извлекаться исключительно за счет пулов и хаммеров левой рукой (рис. 7.11).
В первом такте извлеките медиатором звук на третьей открытой струне, а затем с помощью ударного легато hammer on резко прижмите средним пальцем второй лад. Тем же пальцем сделайте pull off со второго лада к открытой струне. Продолжайте чередовать пулы и хаммеры, добиваясь непрерывной трели легато.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на третьей струне и извлеките ноту медиатором. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем четвертый лад на этой струне. Тем же пальцем сделайте срыв с четвертого лада, продолжая указательным пальцем прижимать второй лад. Затем чередуйте пулы и хаммеры. В третьем такте меняются номера ладов, а пулы и хаммеры исполняются средним пальцем.
Упражнение № 67. Пулы и хаммеры (тип 2) (см. урок на DVD).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и извлеките ноту медиатором вниз. С помощью приема hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. Сделайте срыв с третьего лада тем же пальцем (указательный палец продолжает прижимать второй лад на четвертой струне). Теперь сделайте второй срыв указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Второй такт. Средним пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Дерните четвертую открытую струну ударом медиатора вверх, после чего указательным пальцем прижмите второй лад на пятой струне (медиатор вниз). Ударным легато hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. В конце такта указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и ударом медиатора вверх извлеките одновременно звук на четвертой и пятой струнах. В третьем и четвертом тактах все указанные действия повторяются на пятой и шестой струнах (рис. 7.12).
Упражнение № 68. Пулы и хаммеры (тип 3) (см. урок на DVD).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего ударом медиатора вниз извлеките звук шестой открытой струны. Повторите вышеописанное три раза. Второй такт начинается похоже: указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью hammer on прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего тем же пальцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать пятый лад на пятой струне). Теперь необходимо выполнить еще один hammer on — на этот раз на седьмом ладу шестой струны.
Третий такт затруднений у вас не вызовет. Все следует повторить сначала (рис. 7.13).