Что такое pisa в образовании для учеников
Экзамен PISA
Обучение детей требует систематического оценивания результатов. Для этого используются тесты, мониторинги, исследования. Одним из видов подобной проверки является экзамен PISA (Programme for International Student Assessment). Этот тест оценивает грамотность школьников и умение использовать полученные знания на практике.
Впервые тест был разработан в 1997 г., а проведен в 2000 г. Россия принимала участие в исследования PISA с самого первого цикла. Исследование проходит один раз в три года, при этом выбирается ведущая отрасль, которой уделяется больше внимания. В 2021 г. такой отраслью будет математика.
Объектом изучения являются знания и компетенции школьников. Возраст детей, участвующих в тестировании, – от 15-ти лет. Это возраст окончания обязательного обучения в школе.
Исследование проходит в странах – участницах Международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и сотрудничающих с ними странах.
Теперь подробней о сути и назначении мониторинга.
Цели исследования PISA
PISA – мониторинговое исследование, изучающее эффективность системы образования той или иной страны. Оно позволяет определить тенденции в результатах систем образования и факторы, от которых зависит успешность школьников. В ходе исследования формируется ответ на вопрос: обладают ли 15-летние школьники конкретной страны набором знаний, умений и навыков для полноценной жизни в современном обществе. В этот набор входят практические навыки и социальные, например, умение выстраивать отношения и общаться.
Задача исследования заключается не в изучении уровня усвоения школьной программы. Этим занимается Единый государственный экзамен ЭГЕ. Исследование стремится определить, насколько школьники способны применять усвоенные знания в реальной жизни.
Иными словами, цель мониторинга PISA – определить степень готовности школьников к вступлению во «взрослую» жизнь. То есть знания не являются самоцелью, а важно то, насколько ученик способен их использовать в реальной жизни.
Результаты исследования показывают эффективность школьного образования, то есть конкурентоспособность страны за счет развитого потенциала своих детей. На основании данных тестирования идет сравнение и анализ изменений в образовании. Оценивается эффективность стратегических решений в данной сфере. Формируется рейтинг стран и принимаются меры по его повышению.
Содержание экзамена PISA
Предметом изучения является грамотность в следующих видах учебной деятельности:
Умение решать жизненные проблемы и работать с информацией называется функциональной грамотностью. Именно она в целом становится объектом мониторинга и доказывает успешность образования. А с 2012 г. ОЭСР внедрила в мониторинг оценку социально-эмоциональных навыков, например, командное решение проблем. Немаловажно и оценивание глобальных компетенций: насколько школьники понимают местные, глобальные и межкультурные проблемы и способны их анализировать.
Остановимся немного подробней на каждой компетенции.
Естественнонаучная грамотность состоит в способности к пониманию окружающего мира, его проблем и возможностей. Школьник делает выводы из собственных наблюдений и поставленных им же экспериментов. Видит последствия для окружающей среды решений и действий, совершенных человеком. Учится самостоятельно принимать решения на основании сделанных им же выводов.
Математическая грамотность заключается в том, насколько ребенок понимает ценность математики в мире, использует ее для решения своих жизненных задач.
Грамотность чтения – способность реагировать на тексты, использовать их содержание для своего развития и достижения целей.
Экзамен включает задания различных типов. Это могут быть вопросы со свободными ответами или со списком, из которого необходимо выбрать правильный. Практически третья часть заданий предлагают перечень ответов на выбор.
Главным навыком, который должен выявить экзамен, является способность ученика руководствоваться логикой в решении нестандартные задачи. Также важна межпредметная компетентность учеников: умение использовать знания из различных дисциплин для решения задачи.
Что касается ведущей отрасли, в исследовании это отражается следующим образом. Две трети общего времени на исследование уделяется одному из перечисленных видов учебной деятельности: естественнонаучной, математической или читательской. То есть детально изучается одно направление, тогда как о знаниях по двум другим формируется общее впечатление на основании проверки некоторых умений.
Результаты исследования PISA
В ходе проведенного мониторинга определяются следующие результаты, выраженные в количественных показателях:
Подготовка школьника к экзамену PISA в One! International School
Современный рынок труда существенно изменился и требует новых компетенций и навыков. Умение найти свой путь в новых профессиях и адаптироваться в реальной жизни с учетом ее постоянных изменений – это остановится главным для нынешнего школьника. Именно эту функциональную компетенцию, как мы помним, исследует PISA. И именно такое обучение стремятся дать современные школы России, государственные и частные.
Одной из частных школ, нацеленных на формирование функциональной компетенции в учениках, является One! International School. Здесь школьников готовят к настоящей жизни, вырабатывая столь необходимые навыки применения предметных знаний. Качественно пройти экзамен PISA – это значит сделать первый шаг к эффективной и успешной жизни во взрослом мире. Школа One! подготовит вашего ребенка к этой увлекательной дороге.
Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники
С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — PISA. Разбираемся, в чем особенность этого раунда и как его будут проводить.
Что такое международные исследования качества образования
С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
В каких международных исследованиях участвует Россия
Разные программы исследований посвящены разным предметам и проверяют различные навыки у учеников разных возрастов, учителей и взрослых. TIMSS («Тренды в математике»), например, исследует уровень знаний детей 4-х и 8-х классов по математике и естественно-научным предметам, а еще одиннадцатиклассников — по углубленным курсам математики и физики. Проводят его раз в четыре года — следующий этап будет в 2023-м.
А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.
В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.
Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.
Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
А что же Россия
Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.
С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.
На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.
«PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года.
PISA-2022
Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.
Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.
Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.
Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.
Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.
Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.
Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.
Когда будем исследоваться
Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.
В апреле 2021-го в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования PISA-2022. В нем участвовали три тысячи школьников из 58 образовательных организаций пяти регионов страны — Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. В рамках «PISA для школ» инструментарий PISA используется вне цикла международного исследования для получения данных о состоянии системы образования России.
В 2021 году исследование «PISA для школ» пройдет масштабно — на общероссийском уровне — и затронет Амурскую, Кировскую, Мурманскую, Новосибирскую, Свердловскую, Калужскую, Орловскую области, Пермский и Красноярский край, Республики Марий Эл, Дагестан, Алтай, Адыгею и Удмуртию.
Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.
В общем, есть о чем подумать — о том, как у нас преподают физику, химию, биологию и географию, какие результаты покажут наши школьники по креативности и по уровню критического мышления, какими будут результаты по математике и что именно укажут школьники в графе «Удовлетворенность образовательным процессом».
PISA — тест на компетентность
Международные тесты
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.
А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
PISA и функциональная грамотность
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Примеры заданий PISA разных лет:
Позиции России и мнения экспертов
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.
Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.
А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Читайте другие материалы по теме:
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.
PISA-2021
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования Новосибирской области ведут изучение качества образования школьников.
Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем исследовании приняли участие школьники из 79 стран.
Задания PISA не похожи на стандартные школьные. Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придется разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.
Это все, конечно, потребует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.
Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с примерами прошлых лет и попробовать выполнить их. Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе ребенком.
В октябре-ноябре текущего года в 14 субъектах Российской Федерации будет проведено исследование «Региональная оценка по модели PISA» и в 43 субъектах – «Общероссийская оценка по модели PISA». Исследование проводится в компьютерной форме. На выполнение заданий отводится 2 часа. После исследования ученикам будет предложена анкета, ответы на вопросы которой могут занять примерно 30 минут. Вопросы анкеты касаются отношения учащихся к школе, их понимания будущего (образование и карьера), осведомленности о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.
Обращаем ваше внимание, что по результатам исследования не принимаются решения, влияющие на судьбу ребенка (например, о переводе в следующий класс или получении аттестата)!
Что оценивают международные исследования PISA?
Всем нам не раз случалось слышать о том, что «советская система общего образования была лучшей в мире». А российскую систему, наоборот, больше ругают, чем хвалят. Однако во всех подобных заявлениях больше политики, чем реальных оценок. Да и как измерить качество образования в стране, как сравнить с другими?
Эти проблемы решают различные программы, в рамках которых проводится исследование качества образования — PISA и другие.
Что такое PISA?
PISA (в буквальном переводе с английского) — это Международная программа оценки образовательных достижений учащихся.
Она разработана ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), но в исследованиях принимают участие не только страны, входящие в Организацию, но и государства, сотрудничающие с ней (в том числе Россия).
Число стран-участников мониторинга постоянно растет. В первый раз их было чуть более 30, сейчас – почти 80.
Оценка проводится по результатам тестирования 15-летних школьников. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Разработчики программы объясняют это просто: многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.
Впервые испытания PISA проводились в 2000 г. С этого времени периодически, 1 раз в 3 года, проводится мониторинг по 4 направлениям:
PISA — не единственная программа, тестирующая образование в разных странах, но она считается самой универсальной. Другие исследования, по оценкам специалистов, имеют более узконаправленный характер (PIRLS, ICCS, TALIS и т. п.)
Источник фото lookstudio/freepik
На оценку чего направлено международное исследование PISA
Тесты PISA существенно отличаются от систем проверки знаний школьников, принятых в России — ЕГЭ, ОГЭ и др.
Главным образом тем, что в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.
На деле это означает, что от испытуемого требуется продемонстрировать не заученный набор фактов по отдельным предметам, а способность ими оперировать, решать нестандартные задачи, быстро находить нужную информацию и анализировать ее, работать в команде.
Высоко ценится также способность ученика представить вариант решения задания, не имея необходимой информации и только опираясь на логику и здравый смысл.
При тестировании используются различные формы заданий: от выбора правильного ответа из предложенных вариантов – до решения интерактивных задач, предполагающих аналитическую работу.
В 2015 году появились и задания, в которых изучается способность учеников к коллективной работе. Для этого им предоставляется возможность «общения» с виртуальным помощником.
Эксперты часто высказываются о том, что PISA оценивает не знания отдельных школьников и даже не качество образования в стране, а потенциал подрастающего поколения. А по большому счету — конкурентоспособность государства в будущем.
Участие России в мониторинговых исследованиях PISA
Российская Федерация участвует во всех исследованиях, начиная с 2000 года – тогда наша страна была представлена 6701 подростком из 46 регионов, а всего исследования прошли в 32 странах мира.
В 2018 году тестировались 10 153 российских школьника из 43 регионов
К сожалению, можно констатировать, что наша страна последовательно ухудшает свои позиции в общем рейтинге PISA.
Чем это объяснить?
Не последнюю роль в снижении показателей, естественно, играет увеличение количества соперников, стран-участниц. Но не только это.
Совершенно очевидно, что система российского образования ориентирована на передачу большого массива знаний (что востребовано на ЕГЭ), а PISA проверяет в первую очередь способность к самостоятельному мышлению вне рамок отдельных предметов и алгоритмов.
«Если тестовое задание похоже на то, что есть в учебнике – с ним справляются хорошо, но если оно отличается — тут же «плывут», — сетуют российские педагоги. Отмечая при этом, что задания, с которыми не справились наши школьники, зачастую много проще тех, которые им удалось решить.
Однако не все так плохо.
На фоне падения РФ в общем рейтинге стран, балльные показатели российских школьников улучшаются.
К примеру, показатели по читательской грамотности улучшились на 17 пунктов с 2000 года, а баллы по математической грамотности стали выше на 20. Результаты тестирования по естественнонаучной грамотности сохраняются на одном уровне.
Исходя из этого, эксперты PISA посчитали, что в образовании России происходят позитивные изменения, и отнести страну к группе успешных стран.
Задача повышения рейтинга PISA крайне актуальна. Даже нацпроект «Образование» одной из своих целей ставит вхождение России в 10-ку лучших стран мира к 2024 году.
Пока же в рейтингах PISA самые высокие позиции из года в год занимают страны Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония, Южная Корея); из Европейских стран хорошие результаты показывают Эстония, Ирландия, Польша, Финляндия. Можно отметить также успехи Канады и Новой Зеландии.
Источник фото mindandi/freepik
Рейтинг PISA 2019 года
Следующее исследование пройдет в 2021 году. В 2019 международное исследование PISA не проводились.
Однако существуют методические разработки «PISA-for-Schools» (PISA для школ), которые дают возможность использовать инструментарий PISA для проведения испытаний в трехлетний период между циклами мирового тестирования. Такой мониторинг не только помогает подготовиться к следующему тестированию, но и дает важную информацию для анализа.
Такие исследования в России планируют проводить ежегодно.
В конце 2019 года тестирование прошли почти 60 тыс. школьников из 14 регионов:
Также было проведено общероссийское исследование – в нем приняли участие 9070 учащихся из 200 образовательных организаций 42 регионов
Планируется, что до 2024 года в подобных исследованиях будут задействованы все регионы страны.
Результаты исследования по модели PISA 2019 пока не известны. Они будут обнародованы не ранее апреля 2020 года.
Но уже сейчас специалисты отмечают, что исследование дает им в руки огромный массив информации, из которого можно получить данные о школах, реализуемых в них образовательных и управленческих новациях, зависимости результатов тестов от региона, инфраструктуры других факторов.
А то, что эта зависимость есть – уже очевидно. К примеру, московские школьники традиционно показывают лучшие результаты, чем ребята из других регионов. По итогам PISA 2018 они заняли третье место в мировом рейтингу по уровню читательской грамотности и пятое — по математической.
Возможно, результаты проведенной аналитической работы помогут оценить или даже (кто знает?) изменить систему ценностей и критериев оценки знаний в российском образовании. Ведь получить необходимую информацию в эпоху Интернета несложно, а вот грамотно воспользоваться ею может не каждый.