Что такое panorama pub
Об издании
ИА «Панорама» — старейшее советское и российское информационное агентство.
Основано в 1822 году как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича. После революции было национализировано большевиками и долгое время конкурировало с ТАСС.
В 1953-1954 году было единственным советским информагентством, осветившим восстание в ГУЛАГе. С 1955 года работало на нелегальном положении, вещая из служебных помещений газеты «Огонёк» при личном покровительстве маршала Семёна Будённого. В 1988 году агентство вновь официально зарегистрировано, как средство массовой информации.
В 1991 году главный редактор ИА «Панорама» Борис Гонтермахер, находясь на отдыхе во Флориде, героически отказал главе ГКЧП Геннадию Янаеву в поддержке во время телефонного разговора. Таким образом, издание встало на сторону народа, восставшего против большевиков.
В 1990-е годы ИА «Панорама» основало банк «Панорама», агентство недвижимости «Панорама» и сеть секонд-хендов «Панорама-boutique» таким образом обеспечив себе надёжный выход на финансовый рынок России и мира.
В 2001 году Борис Гонтермахер и его соратник Виталий Манн объявили о создании на площадке агентства партии «Панорама». Политики успешно боролись с реваншизмом авторитарных сил до 2009 года, после чего переехали в Монте-Карло и продолжили вещание агентства оттуда, параллельно открыв шиномонтаж «Панорама».
Наши цели — сохранять верность традициям, заложенным в 200-летней истории агентства, максимально объективно и достоверно доносить информацию о происходящем в России и мире. Для постоянных клиентов шиномонтажа — скидки при сезонной смене резины!
РЕДАКЦИЯ
Борис Гонтермахер — главный редактор
Виталий Манн — журналист, спецкорреспондент
Бражек Зголчич — кладовщик
Что такое panorama pub
Виталий Манн ,
редактор сатирического издания ИА «Панорама»
« Панораму » мы придумали летом 2017 года, но сильно не торопились с реализацией. Идею, пожалуй, можно сформулировать в двух словах: «Больше ада!», а вдохновляли на это самые настоящие новости, которые уже давно без смеха (или слёз, кто как воспринимает) читать нельзя. Мы хотели подчеркнуть, что делаем пародию на типичное классическое информагентство, поэтому потребовалось банальное название: ИА «Панорама» — звучит, как кафе «Кафе».
Разработка сайта длилась несколько месяцев, точно никто это не замерял. Контент у нас создаётся быстро, как и новости в ведущих информагентствах, то есть минут 15-20 на написание новости.
Честно говоря, с трудом припоминаю, о чём были первые новости, — за эти почти три года опубликовали несколько тысяч новостей. Помню, что в 2017 популярной была новость об отмене празднования католического Рождества в Париже.
Работа выстроена как в большинстве информагентств. В среднем в день выходит 5 новостей, иногда больше. Пытаемся выпускать их в разное время суток с расчетом на аудиторию в сети. Новости делаются по-разному. Некоторые на злобу дня, их заранее запланировать невозможно, некоторые ждут своего часа. Например, новогодние новости всегда пишутся заранее.
Как и обычная работа, она отнимает 8-9 часов в день.
В момент создания «Панорамы» над всеми материалами работали два человека, известных как Борис Гонтермахер и Виталий Манн. С весны 2018 года мы работаем с энтузиастами — постоянно нам пишут 7-10 человек. Все работают по наитию (когда придёт в голову идея, и мы её одобрим) и новости из Общественной приёмной, оттуда процентов 90 новостей бракуются. Многие из них не смешные, иногда очень пошлые или просто не под новостной формат. Конечно, если идея очень понравится, то переписать её не лень.
Иллюстрации для новостей берем из свободного доступа, иногда сами фотошопим и коллажи делаем. Только один раз возникла проблема из-за авторских прав на фотографию, но мы с автором договорились и просто заменили другим изображением.
Федеральные каналы всегда называют нас «фабрикой фейков», а не сатиры, увы. Поначалу такое сравнение нас задевало, но сейчас уже привыкли к этому, хотя считаю некорректным такое определение. Если сатиру приравнивать к фейкам, то фейком можно называть каждую шутку из КВН или Comedy Club.
В нашем случае людям не хватает обычного внимания, чтобы увидеть логотип на сайте или предупреждение. Также, думаю, в данной ситуации играет роль, что наши новости написаны достаточно информационным языком. Людей ещё сбивает с толку то, что сегодняшние реальные новости похожи на фальшивые и наоборот.
Сайт «Панорама» стал источником фейковых новостей
В начале июля в российских СМИ появились фейковые новости об иностранцах, которых завлекали в фальшивый мавзолей и сотруднице аптеки, которая прокалывала презервативы. Их источником стал российский аналог The Onion (известного англоязычного сайта сатирических новостей) — сайт «Панорама», позиционирующий себя как информационное агентство — сообщает «Meduza».
«Панорама» появилась в 2017 году. Однако в информации о проекте говорится, что издание было запущено «в 1822 году как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича». Борис Гонтермахер и Виталий Манн — основатели сайта. Они же и создатели фейковых новостей.
27 июня на телеканале RT появилась новость о попытке самоубийства Григория Родченкова — информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA). Telegram-канал, на который ссылается RT, цитировал вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александра Ионова. А он получил данную информацию от коллег из США.
О попытке самоубийства Родченкова стали писать различные СМИ, появились сюжеты на государственных каналах — на «Первом канале» и «России 1». Однако через несколько часов Джим Уолден — адвокат информатора WADA — опроверг эту информацию
Позже пользователи социальных сетей обнаружили, что цитата Ионова схожа с заметкой «Родченков госпитализирован с нервным срывом», опубликованной на «Панораме» 19 июня.
2 июня на сайте «Панорама» под авторством Гонтермахера появилась новость, что в Нижнем Новгороде продавщица прокалывала презервативы и продавала их болельщикам, за что вскоре была уволена. Позже об этом написали «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Лайф» и небольшие региональные СМИ. Хотя сайт «Панорамы» предупреждает читателей о том, что «все материалы ресурса создаются как сатирические фельетоны».
Виталий Манн — другой автор сатирического СМИ — 4 июня опубликовал заметку про мошенников, которые водили иностранцев в фальшивый мавзолей, оборудованный в съемной квартире в Чертаново. Заметка быстро разошлась в основном по юмористическим сайтам и социальным сетям.
По словам одного из основателей сайта, сейчас в редакции «Панорамы» работает семь человек. Все они «трудятся в сфере журналистики». А сайт «Панорама» — это хобби, которым каждый занимается в свободное время.
Фейковые новости стали попадать в СМИ практически с первых дней основания сайта. Многие из этих новостей приходилось опровергать. По словам Гонтермахера, это «заставляет задуматься о подходе к работе с информацией».
Целью сайта «Панорама» не является высмеивание медиа. Данный проект — это всего лишь ирония над сложившейся действительностью. «Если мы сможем научить СМИ и читателей — это, пожалуй, даже важнее — быть внимательнее и проверять информацию, это будет здорово», — говорит Борис Гонтермахер.
«Наша идея в двух словах — „Больше ада“»: интервью с авторами сатирического сайта «Панорама», которому порой верят СМИ Статьи редакции
О личной безопасности, законе по борьбе с фейковыми новостями в интернете и важности юмора.
В феврале российский журналист и лауреат премии ТЭФИ Андрей Караулов рассказал в Фейсбуке новость о том, как китайский министр отказался пожимать руку Анатолию Чубайсу на форуме «Евразийские технологии» в Петербурге. Припомнив, как дарил чиновнику экземпляр своей книги «Русский ад» о России после развала СССР. Пост собрал одобрительную реакцию соратников журналиста, которые, как и сам Караулов, не учли одного — новость о китайском министре выдумало сатирическое издание «Панорама».
Этот проект, который называют российской версией американского сайта пародийных новостей The Onion, появился в конце 2017 года. За это время там вышли сотни вымышленных новостей, высмеивающих российскую и иностранную действительность, но неоднократно эту информацию принимали за правду. Как российские чиновники, так и крупные информагенства.
TJ связался с авторами «Панорамы», чтобы пообщаться о целях проекта, ответственности за пародийные новости и принятии Госдумой законопроекта о борьбе с фейковой информацией в интернете. По просьбе собеседников, которые скрываются за вымышленными именами, интервью проходило в текстовом формате. Для удобства чтения реплики героев незначительно сокращены.
Авторы «Панорамы» скрываются за вымышленными именами, а из ваших страниц соцсетей сложно понять, где правда, а где вымысел. Чем объясняется такая анонимность? И почему вы отказались от голосового интервью?
Мы не слишком публичные люди. Вопрос лежит даже не в плоскости вреда и перестраховок, это из разряда комфорта. Текстовое интервью даёт возможность дольше подумать и сконцентрироваться, а голосовое несколько выбило бы нас из колеи.
Нам приходят разные угрозы. Пока наше общество, вернее, его отдельные представители, не совсем готовы адекватно оценивать сатиру. Есть положительные тенденции в реакции на наши новости, но они ещё недостаточны для того, чтобы можно было себя спокойно чувствовать.
Сервера «Панорамы» находятся в России или за границей? Существует ли вероятность того, что авторов сайта вычислят силовые структуры и обвинят в оскорблениях или распространении фейковой информации?
Сервера «Панорамы» в разное время находились и в России, и за границей, но это всегда вопрос только финансов и комфорта (не все хостеры одинаковы адекватны). У нас нет сомнений в том, что если мы понадобимся силовым структурам, то нас вычислят вне зависимости от расположения серверов. Поэтому вероятность всегда есть. Необходимо ли это им – другой вопрос.
Мы также используем проксирующий сервис Cloudflare для снижения нагрузки на сервер и ускорения сайта. Он американский, но по соотношению «цена-качество» аналогов ему пока что нет ни в России, ни за рубежом. Для неграмотных в сетевых вопросах, но политически активных людей это часто становится поводом для обвинений: «Да у них сервера в США! Сидят на госдеповских грантах!». Это весело.
В декабре 2017 года «Новые Известия» сослались на «Панораму», рассказав, что россиян могут лишить медалей школьной олимпиады по физике.
Вы живёте за границей? На сайте «Панорамы» упоминается о переезде сотрудников в Монте-Карло.
Про Монте-Карло это часть легенды, на наш взгляд – дополнительная капля абсурда. Никто из нас там не живёт и скорее всего даже и не бывал. Большинство авторов «Панорамы» живут в России. Поскольку офиса у нас не было, нет и не предвидится, то и вопросы, связанные с потенциальным переездом, мы в редакции не обсуждали, это личное дело каждого сотрудника.
Насколько имена авторов «Панорамы» известны в кругах медиа и СМИ? Сколько людей знают ваши настоящие имена?
Главный редактор «Панорамы» Борис Гонтермахер: Мне бы не хотелось излишнего внимания к личным страницам в соцсетях, потому что личное — это личное, «Панорама» — это «Панорама». Но я не особенно скрываю свою личность, когда считаю, что собеседнику можно доверять, и есть уверенность, что он не будет везде об этом рассказывать. Несколько известных (или ограниченно известных) журналистов знают, кто я. Мои друзья и знакомые преимущественно тоже в курсе моего увлечения.
Редактор «Панорамы» Виталий Манн: В настоящий момент я бы не хотел идентификации своей личности в медиапространстве. Мои друзья, родственники и коллеги по работе знают, чем я занимаюсь, и знают, что именно под этим псевдонимом. В остальном меня полностью устраивает анонимность в этом вопросе.
Сколько людей трудится над «Панорамой»?
В момент создания над всеми материалами работали два человека, известных вам как Борис Гонтермахер и Виталий Манн. Кажется, и сейчас большинство публикаций принадлежит нашему перу, но мы не считали. С весны 2018 года Виталий плотно работает с энтузиастами, и в результате нам постоянно пишут 7-10 человек. Часть авторов приходит, часть уходит, кто-то берёт творческую паузу. Также у нас функционирует общественная приёмная, куда может прислать материал любой желающий.
Как устроен процесс отбора тем для новостей и статей? Насколько сильно вы ориентируетесь на повестку?
Иногда мы пишем просто «для себя». Это тонкие, чуть ли не локальные шутки – то, что оценит, может быть, 5% аудитории, но зато это будут близкие нам по духу люди. Но, конечно, стараемся найти темы, интересные большинству. Для этого приходится мониторить информационное поле, изучать статистику переходов на новости определённой тематики, нередко удачные темы предлагают наши авторы.
В марте 2018 года латвийское издание Delfi обзванивало местные органы безопасности, интересуясь, действительно ли они выгнали из страны российских балалаечников, как сообщала «Панорама».
Какие издания вы чаще всего читаете, чтобы формировать повестку?
Борис Гонтермахер: Чем полярнее – тем лучше. Сначала «Дождь», а затем «Царьград». Иначе в процессе формирования повестки можно умереть от скуки.
Виталий Манн: У меня нет определённых предпочтений в этом плане.
«Медуза» сравнила «Панораму» с американским The Onion. Вам приятно?
Безусловно, нам приятно сравнение с таким известным проектом, хоть мы и не дублируем их тематику и отличаемся подачей информации. Заходим туда редко, возможно, всего пару раз за всё время посетили этот сайт.
У вас есть журналистские принципы? Про что можно и нельзя писать?
Тем не менее, «Панорама» – во многом про чёрный юмор. Мы не считаем, что нельзя шутить про детей, Гитлера или церковь. Поэтому нам регулярно пишут всякие чувствительные персоны: «Да как вы можете», «Это вот вообще не повод для смеха» и так далее. Редакционная политика от этого, разумеется, меняться не будет.
Обращались ли когда-либо к вам чиновники или полиция с просьбой снять тот или иной материал?
В июне 2018 года издание RT выдало за информацию своего источника новость «Панорамы» о госпитализации бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова.
Обращались ли к вам когда-либо люди с просьбой написать новость на определённую тему за оплату? Например, про какого-нибудь политика или оппозиционера.
Таких предложений не было. Если бы и были, то мы бы отказались.
У вас на сайте есть раздел «Общественная приёмная», через которую любой человек может предложить свою выдуманную новость. Сколько в среднем «новостей» вам присылают в неделю?
По-разному. Возможно, активность людей зависит от новостной повестки. Некоторые авторы обижаются, что их новости «не идут», и со временем перестают проявлять активность. Публикация новостей от сторонних авторов происходит тогда, когда новость или тема актуальная или смешна. Приблизительно публикуется одна новость из 10 предложенных. Часть материалов не подходит по формату, в части – слишком плоский юмор. Порой мы берём тему и полностью переписываем текст, но сохраняем имя автора.
Правильно ли я понимаю, что «Панораму» основали в конце 2017 года? Вы можете рассказать о том, как пришла идея такого проекта? Чем вы вдохновлялись?
Мы придумали её ещё летом 2017 года, но сильно не торопились с реализацией. А идея витала в воздухе, наверное, уже года два — по мере того, как повестка дня становилась всё более и более лихой. Идею, пожалуй, можно сформулировать в двух словах: «Больше ада!», а вдохновляли на это самые настоящие новости, которые уже давно без смеха (или слёз, кто как воспринимает) читать нельзя.
Почему издание называется «Панорама»? К чему это отсылка?
Мы хотели подчеркнуть, что делаем пародию на типичное классическое информагентство, поэтому потребовалось банальное название, с душком нафталина. ИА «Панорама» – это звучит, как кафе «Кафе».
В разделе «Об издании» говорится, что «Панораму» основали в 1822 году, и долгие годы она конкурировала с ТАСС. В советские годы издание освещало восстания в ГУЛАГе при покровительстве маршала Семёна Будённого. Как придумывалась эта легенда? На первый взгляд она звучит убедительно, если не гуглить.
Борис Гонтермахер: Серьёзно, убедительно? Кажется, там ещё на графе Шеремете фон Рабиновиче должны возникать вопросы. Эта легенда была придумана летом 2017 года на одном дыхании — задача стояла написать достаточно абсурдную историю, в духе официальных текстов подобного рода, но так, чтобы сразу было понятно: «Да ну, стёб какой-то». Показал её коллеге, Виталию, он говорит: отлично. Мы покивали, утвердили, да и отложили в долгий ящик. Сделать сам сайт руки дошли только через полгода.
У вас есть идеологический коллега — сайт «Интерсакс». Как вы к нему относитесь? Чем вы отличаетесь друг от друга?
Мы могли бы это обсудить, если бы были старыми приятелями и пошли бы, скажем, в бар. А для интервью вопрос не слишком корректный. Мы нормально к ним относимся, но и видим много минусов в их подаче – некая идеологическая однобокость, совершенно любительский слог, порой плосковатые шутки. Но они в любом случае молодцы, по сути, они одними из первых в России открыли этот жанр.
В июле 2018 года «Панорама» написала о продавщице из Нижнего Новгорода, которая якобы продавала проколотые презервативы. Новость разошлась по федеральным изданиям, включая «Комсомольскую правду» и «Московского комсомольца».
Какая у вас постоянная аудитория? Стремитесь ли вы в какому-то конкретному числу постоянных читателей в соцсетях или на сайте?
Посещаемость у нас характеризуется очень большим разбросом. Если какая-то новость хорошо «взлетит», то и до 100 тысяч посетителей в день случается. Но в среднем на порядок меньше. Если говорить о возрастных категориях, то там распределение очень равномерное: 25,4% — это люди старше 25-34 лет. 25,2% — старше 35-44 года. 55 лет и старше — 14,3%.
В плане идеологических взглядов к нам хорошо или нейтрально относятся все, кто обладает чувством юмора. Планов относительно числа постоянных читателей мы не строим, но хотелось бы, чтобы их было как можно больше.
Приносит ли сайт доход? За счёт чего?
Авторы «Панорамы» рассматривают проект скорее как хобби. Мы получаем некоторый доход за счёт рекламных блоков на сайте, этого обычно хватает на покрытие технических издержек. В особо удачные месяцы основателям остаётся «на пиво», но не более. Поступали предложения по рекламным проектам, но их привлекательность оставляла желать лучшего.
Есть ли шанс построить прибыльное сатирическое издание по типу «Панорамы» или The Onion в эпоху мировой борьбы с фейковыми новостями?
Ответ на этот вопрос даст время. Пока что каких-то космических прибылей не предвидится, да и таких, чтобы перевести «Панораму» из хобби в категорию постоянной работы — тоже нет. Но это, вероятно, не столько из-за противодействия, сколько из-за нежелания переводить проект в категорию коммерческих.
Что касается борьбы: то, что мы делаем — это пародия, сатира, гротеск, но никак не фейки. Об этом гласит предупреждение прямо в логотипе сайта. В соцсетях оно тоже продублировано в описаниях аккаунтов. Поэтому борьба с нами равносильна требованию изгнать [Ивана] Урганта с телевидения.
«Панорама» — это про что? Многие воспринимают сайт как провокационный троллинговый проект с целью высмеять российскую действительность. Насколько это приближено к реальной цели проекта? И в чём эта цель заключается?
Мы иронизируем не только над российской действительностью, но и над западным миром и его противоречивыми явлениями. Мы часто поднимаем на смех определённые социальные группы с повышенным градусом неадекватности: антипрививочников, неокоммунистов, религиозных фанатиков. Реальная цель проекта – это дарить настроение людям с чувством юмора. А вот методику вы верно назвали: высмеивание действительности, её гиперболизация, насыщение абсурдом.
«Панорама» появилась в 2017 году, но СМИ, которые уверенно ссылаются на вас, есть до сих пор. Как вы себе это объясняете?
Каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Мы видим две причины. Во-первых, абсолютный, вопиющий непрофессионализм. Он присутствует в той или иной мере во всех сферах, а в журналистике особенно. Во-вторых, попытки поднять трафик, намеренные провокации.
В сентябре 2018 года телеканал Минобороны «Звезда» перепечатал материал «Панорамы» об учителе истории в самарской школе, который заставлял детей учить биографии криминальных авторитетов региона.
Через новости вы часто высмеиваете как Россию, так и стереотипы про западные страны. Про «пиндосов», геев, засилье мусульман и так далее. Последнее приводит к тому, что порой люди всерьёз воспринимают ваши материалы как дополнение к тем, что намеренно порождают на федеральных каналах. Вы не считаете, что таким образом увеличиваете уровень невежества в обществе?
Неправильно перекладывать уровень невежества в обществе на сатирическое издание. С такими претензиями можно обратиться к [Михаилу] Задорнову или [Михаилу] Жванецкому — мало ли они баек рассказали? В отличие от федеральных телеканалов, мы не скрываем сути издания, открыто об этом пишем, и любому, кто не заметил очевидных предупреждений и «повёлся», можно смело на это указать. А попробуйте-ка поспорить с жертвами ТВ? «По телевизору сказали» – это уже аргумент с их точки зрения.
Как часто авторам «Панорамы» пишут люди, знающие их лично, и критикуют за работу сайта? Жалуясь на то, что он усугубляет проблему фейковых новостей?
Наши близкие относятся к проекту или положительно, или нейтрально. Некоторые даже предлагают разные забавные темы. Бывает, конечно, критика в адрес отдельных материалов – кому-то может показаться, что очередная новость выглядит пошлой или просто не слишком-то смешной. И это нормально. Но про фейки речи не идёт.
В начале марта Госдума приняла законопроект о блокировке фейковых новостей в интернете. Сайты, не зарегистрированные как СМИ, заблокируют за фейковую новость без предупреждения. Как вы к этому относитесь?
Едва ли мы можем компетентно ответить на этот вопрос. Когда Дума запретит шутить в интернете и пародировать там реальность – вот тогда мы сделаем определённые выводы и дадим комментарий по этому поводу.
Сенатор Игорь Морозов в эфире радио «Вести ФМ» пересказывает материал «Панорамы».
«К чему ведет стеб над сталинистами?» Загадочный выдумщик Гонтермахер дурачит россиян. Ведутся все
Фото: Иван Секретарев / AP
Информационное агентство «Панорама» — сайт юмористических новостей-фельетонов. На первый взгляд он выглядит как самый обычный информационный ресурс, если не учитывать, что в шапке написано «с 1822 года», а в рубрике «об издании» рассказывается совершенно безумная история «информационного агентства».
В последние месяцы «новости» ИА «Панорама» принимали за чистую монету многие российские федеральные СМИ — возможно, потому, что они мало чем отличаются от общего информационного фона в России. ЛГБТ-активисты срывают демонстрацию в защиту прав индейцев в Хьюстоне. Правительство Великобритании объявило об отмене Brexit на основании интернет-опроса. Почему бы и нет?
Апофеозом всего этого стало сообщение RT (бывшего Russia Today) о попытке самоубийства информатора WADA Григория Родченкова, полученная от вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александра Ионова со ссылкой на «коллег из США по линии комитета». Практически идентичную информацию опубликовала и «Панорама» за несколько дней до RT. Видимо, Ионов вдохновился фейком или услышал о нем от тех самых «коллег».
На Twitter-аккаунт ИА «Панорама» сразу после его создания подписались пользователи «ЦЭЕВРОПА» и «ЦЭАМЕРИКА». Их читают несколько тысяч человек, их авторы охотно публикуют ссылки на «новости» юмористического сайта, разбавляя фейки обычными новостями российских новостных агентств, а также фотографиями, иллюстрирующими «загнивание Запада». На первый взгляд это кажется забавным. Но зачем это нужно людям, которые делают ИА «Панорама»? Об этом «Лента.ру» расспросила главного редактора сайта, скрывающегося под псевдонимом Борис Гонтермахер.
«Лента.ру»: Если взглянуть на «Панораму» бегло, то может показаться, что это действительно обычное российское информационное агентство. Например, «Австрийская неправительственная организация наградила сборную Хорватии орденом Геринга». Могли о таком рассказать в «Вестях» с Киселевым? Могли. Уверен, что большинство посетителей сайта не смеется над прочитанным, а скорее принимает вашу информацию как дополнение к повестке федеральных СМИ, которая иногда не только не менее, а даже более безумна. Какая у вас вообще цель? Троллинг?
Борис Гонтермахер: Новости «Панорамы» — это прежде всего гротеск. Чрезвычайное преувеличение, которое, как нам казалось изначально, большинство людей сразу же уверенно воспримут как стеб.
Потом, конечно, стало понятно, что так их воспринимает меньшинство, но мы все же решили не изменять стилю. Та же новость про орден Геринга, как мне кажется, достаточно «толстая» — подобное в европейской стране сейчас немыслимо. Ну разве что в Латвии еще всякое может быть.
Понятно, что немыслимо. Но наши соотечественники живут в пространстве, где вокруг нас — сплошные фашисты, пиндосы и прочие «враги России». Значимость всевозможных маргинальных групп на Западе преувеличивается, мигранты «убивают Европу и устанавливают в ней свои порядки»… Так что неудивительно, что все это воспринимается как еще одно дополнение к создаваемой СМИ реальности. Вам не кажется, что вы ее скорее не высмеиваете, а добавляете ей легитимности, учитывая, как охотно принимают за чистую монету ваши новости многие работники средств массовой информации?
Если раньше в том же Twitter значительная часть подписчиков всерьез верили в наши новости и возмущались, когда выясняли, что это неправда, то теперь все наоборот: судя по отзывам, подавляющее большинство постоянных читателей воспринимают «Панораму» именно как шуточное издание. И мы хотели бы продолжать в том же духе. Ваши коллеги из «Медузы» сравнили нас с The Onion (популярное американское издание шуточных новостей — прим. «Ленты.ру»). Мне кажется, это слишком лестно для «Панорамы», но идея у нас и правда та же — высмеивание окружающей действительности через пародирование новостей.
Кроме того, когда выясняется, что информация взята с пародийного сайта (а это всегда выясняется, если материал «прогремел»), — едва ли это добавляет ей легитимности, скорее наоборот. Возможно, некоторые наши соотечественники после этого задумаются, верить ли в следующий раз подобным новостям с повышенной концентрацией жира — будь он ура-патриотический или пораженческий.
Но большинство изданий не дают опровержения, опубликовав фейковую новость, написанную по материалам вашего сайта, а большинство читателей крупных СМИ, прочитав один раз, скажем, на «Лайфе» о проколотых презервативах, просто принимают эту информацию к сведению и идут дальше. Я хочу сказать, что после того, как информация, взятая с вашего сайта, попадает в публичное поле, потом лишь очень небольшое количество людей узнает о том, что это юмор, принятый за реальную новость. Да и вообще — оказывается, у нас давно висит новость об исландском болельщике с непроизносимым именем, который пожаловался на нечитаемые русские слова, и только сейчас в отделе «Спорт» от меня узнали, что на самом деле это фельетон с «Панорамы».
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Когда это случается, опровержения за них дают другие: например, когда Russia Today выдала информацию о попытке самоубийства Родченкова, СМИ практически сразу же раскопали, откуда у этой темы ноги растут. С новостью про Сигурдфлордбрадсена этого не произошло, потому что она не имеет общественного или политического значения.
Что же касается изданий, распространивших новость про продавщицу из Новгорода, то для них это своего рода тест на профпригодность. Некоторые — например, в «Комсомольской правде» я точно видел — дали опровержение.
Так или иначе, перепечатка фельетонов с издания, у которого в логотипе написано «с 1822 года», в первую очередь остается на совести СМИ, которые это делают и затем не опровергают информацию. Со своей стороны мы стараемся, чтобы наши тексты даже через недобросовестных журналистов не навредили реальным людям — было несколько случаев, когда уже готовые материалы не публиковались или заворачивались на старте, поскольку могли спровоцировать нездоровые реакции. На сайте также появилась страница-предупреждение о его сатирическом характере.
Если не секрет, что это за материалы? Ну, хотя бы один пример.
В конкретику вдаваться не буду, но это были «новости» про реальных людей, на которых затем мог бы ополчиться какой-нибудь НОД или, не приведи господи, отряды Путина.
Сравнения с пропагандистскими новостями о «распятом мальчике» как минимум некорректны. Федеральное телевидение, вещающее с абсолютно серьезными лицами, и сайт с множеством намеков на его пародийность — совершенно разные вещи.
Проблема в том, что намеки на пародийность неочевидны. И по поводу дисклеймера — что же не вешаете? Это несложно. Да и чем новость про орден Геринга хорватам менее пропагандистская? Намерения у вас, возможно, разные, но результат-то один. А результат важнее намерений.
Дисклеймер такого рода — это что-то в духе «смеяться после слова лопата». У человека либо есть чувство юмора, либо нет. Во втором случае он и предупреждение не заметит, и намеки будет считать неочевидными. Хотя не исключено, что после недавнего распространения новости о продавщице дисклеймер все же появится — всему есть предел.
Новость про орден Геринга вообще не пропагандистская, потому что большинству здравомыслящих людей очевидно, что в Европе, тем более в Австрии, подобные ордена не раздают. Тем не менее фельетон такого плана вполне уместен на фоне дурной славы отдельных хорватов, в том числе из сборной, с их репликами в духе «Белград, гори».
Вообще, у меня такое впечатление, что я сейчас вам объясняю, где смеяться, и весь этот процесс идет нелепо и для вас, и для меня, потому что вы считаете нас пропагандистами, а я считаю вас человеком без чувства юмора. У нас новости в целом разноплановые — есть стеб и над хорватами, и над европейцами, и над россиянами, и над американцами, и над сталинистами, и над либертарианцами. К какому результату, например, ведет стеб над сталинистами? А над повышением пенсионного возраста? А над Куклачевым, в конце концов? Мы не задаемся целью получить конкретный результат или эффект.
Я вас не обвиняю в пропаганде. Я пытаюсь понять, что именно стебного в ваших новостях. Откройте подобный вашему сайт «Интерсакс» — там как раз все ясно: они стебут общую новостную повестку. Вы же, наоборот, добавляете к ней.
«Интерсаксу» тоже в свое время верили и распространяли его новости. И да, у них тоже тогда были вполне реалистичные материалы. Волна прошла, и теперь уже редко кто их воспринимает всерьез. Так же будет и с «Панорамой», и, вероятно, мы этот процесс даже ускорим, потому что перепечатки от «Лайфа» и МК — вещь нездоровая.
Ну хорошо. Интересно, у вас есть постоянная аудитория? Какого размера? Или люди в основном приходят по ссылкам, с соцсетей? Насколько велика случайная аудитория? Ведь люди, которые приходят, например, с поиска, не знают, кто вы, и не видят никаких явных объяснений, что это неправда.
Более-менее постоянная аудитория у нас появилась благодаря Twitter. За полгода мы там набрали около 1500 подписчиков, включая отдельных известных личностей. Это совсем немного, но все они появились без накруток, поэтому даже такое ядро ведет себя достаточно активно, а отдельные твиты набирают сотни тысяч просмотров.
В периоды, когда на нас ссылаются другие издания, доля случайной аудитории непосредственно на сайте резко возрастает, но потом так же быстро исчезает, поэтому мы на нее не ориентируемся и в расчет не берем.
А как устроена ваша редакция и процесс работы? Вы обсуждаете темы, планируете что-то, или каждый независимо пишет, что придется? Есть какая-то редакционная политика? Вы это делаете из дома, или у вас есть некое подобие офиса?
Сайтом непосредственно управляют два его сооснователя — мы пишем и сами выпускаем основную часть материалов. Спустя несколько месяцев после запуска к нам пришли новые авторы-энтузиасты, и с тех пор мы вычитываем и выпускаем их новости, если считаем их подходящими. Все они плотно влились в команду — к примеру, наш автор Григорий Касаткин регулярно публикует свои и чужие материалы из «Панорамы» в крупном паблике в ВК «Уютненькое Луркоморье» с охватом почти в полмиллиона человек. Другой автор сделал нам графику для оформления страницы в ВК, и так далее.
Вся работа ведется из дома, в свободное время. Редакционных принципов, в общем-то, два: новость не должна быть слишком злой (черный юмор мы любим, но не хотим никому навредить), и она должна затрагивать какую-то злободневную тему. Горожане жалуются на старый водопровод? На месте прорыва устроят фонтан. Ходят слухи о сдаче российской земли Китаю? Пусть сдают сразу 3,5 миллиарда гектаров, это в разы больше, чем вся площадь страны. Был момент, когда две выпущенные подряд «новости» одновременно высмеивали клерикализацию общества и воинствующих атеистов.
А вы задумывались, почему ваши сюжеты так охотно принимают на веру? Не работники СМИ, а обыватели.
Думаю, люди просто хотят в это верить, хотят, чтобы их убеждения чем-то подтверждались, пусть даже это полная чушь и нелепость. Например, год назад или около того в сети появилась информация (не у нас, конечно), что депутат Мизулина требует запретить брить гениталии. Казалось бы, очевиднейший бред. Но журналисты «Открытой России», которые явно к Мизулиной теплых чувств не питают, охотно это перепостили — а это ведь даже не обыватели. Из читателей тоже многие поверили.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Вот я почему и спрашивал о вашей цели в начале: если большинство настолько не понимает, что это шутка, можно ли считать издание юмористическим? Или вы просто об этом не задумывались изначально и просто по фану решили писать юмористические новости?
Да, изначально мы вообще не задумывались об этом — считали, что раздела «Об издании» будет достаточно, чтобы большинство людей поняли суть нашего сайта. Когда выяснилось, что люди туда редко ходят, мы выделили соответствующий пункт меню жирным шрифтом. Затем добавили ссылку на страницу-предупреждение о сатирическом характере сайта. Потом добавили ее и на все страницы сайта в нижнее меню. Затем уже прямым текстом написали в Twitter в описании аккаунта, что это сатира. Наконец сделали короткий 30-секундный проморолик в лучших традициях «Реутов-ТВ», который просто кричит «Это сатира, чуваки!»
Ну, а дальше вы знаете — все равно наши материалы попадают на Lifenews, в МК и так далее. И я, кстати, не думаю, что журналисты этих изданий вообще не проверяли информацию — больше похоже, что проверили, но решили: и так сойдет.
Очень не хочется делать очевидные предупреждения по типу «смеяться здесь», обесценивая этим всю иронию. Представьте, что Мезенцев и Маркони в начале каждого выпуска вышеупомянутой передачи говорили бы: «Сейчас будем шутить, не воспринимать всерьез. Мы не настоящие провинциальные тележурналисты». Но делать что-то придется.
Вспомнилось, кстати: на dirty.ru когда-то давно, лет 15 назад, в шутку был введен специальный тег «Ирония». Создатели сайта посчитали, что это забавно — ведь никто не будет на самом деле выделять иронию, это же лишает ее смысла и вообще выглядит нелепо. Но публика юмор не оценила и уже к концу 2000-х этим тегом большинство пользовалось всерьез.
Ну да, это понятно. Но все же конкретно вами что движет? Проект регулярно обновляется — обычно подобные начинания бросают через пару месяцев. Все же, насколько я понимаю, у вас есть основная работа.
У нас растет аудитория, появляются постоянные читатели, люди в соцсетях часто пишут, что им нравится то, что мы делаем, в шутку предлагают объявить нас «СМИ года». Этой мотивации достаточно, тем более что сайт отнимает не более нескольких часов в день.
А вот, кстати, представляете, что когда-нибудь так и будет? Штат из ста человек, федеральный статус. Ведь в век постправды не так уж и важно, основаны ли новости на реальных фактах или вымышленных.
И строить огромный симулякр? Не могу говорить от имени всех коллег, но лично я не хотел бы посвятить жизнь настоящей журналистике, тем более в России.
А она сейчас, по-вашему, в России есть?
Корректнее было бы так сказать: не хотел бы посвятить жизнь журналистике с федеральным статусом. Мне хватает игрушечной «Панорамы».