Что такое pagerank сайта

Google PageRank: исчерпывающее руководство

В 2020 году Google PageRank обсуждался редко. Но это не потому, что это он больше не важен. Просто о нем мало открытой информации.

Когда SEO-оптимизаторы не могут что-то измерить, они в конечном счете перестают об этом говорить.

В этой статье подробно рассмотрим все, что нам известно о Google PageRank и узнаем его роль в 2020 году.

Что такое Google PageRank

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Google PageRank (пейдж ранк) — это алгоритм ссылочного ранжирования, определяющий ценность конкретной страницы. Он используется для присвоения странице относительного значения ее важности и авторитета путем подсчета множества факторов.

История Google PR

1997 год

Алгоритм расчета PageRank был придуман в 1997 году. За основу идеи взяли концепцию научного цитирования, т.е. когда авторитетность публикации определяется количеством ссылающихся на нее изданий. Чем больше цитат (ссылок), тем выше ценность.

2000 год

Google выпускает свою панель инструментов PageRank со шкалой от 1 до 10. Причем значения могут быть дробными. С помощью тулбара можно было проверить PR любой ссылки.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Так выглядел тулбарный PageRank

2005 год

Google объединяется с Yahoo и MSN и вводит атрибут «nofollow» для борьбы со спамными ссылками. Его использование позволяло перенаправлять PR на определенные страницы, а не на все подряд (подробнее об этом в главе «Распределение веса ссылок»).

2009 год

Google удаляет функцию распределения PageRank из своих инструментов для веб-мастеров.

2013 год

В ноябре было выпущено последнее общеизвестное обновление PageRank.

2014 год

Мэтт Каттс из Гугл говорит, что другого обновления PageRank не будет.

2016 год

Гугл удаляет тулбар PageRank из общего доступа. После этого определять авторитетность страниц с достоверной точностью стало невозможным.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Тулбарный PageRank перестал показывать рейтинг

Как работает алгоритм

Согласно первоначальному патенту алгоритма, ссылка с одного сайта на другой выступает в качестве голоса доверия и авторитета. Грубо говоря, чем больше ссылок (голосов) указывают на страницу, тем больше ей следует доверять, и тем выше ее пейдж ранк. Однако не все ссылающиеся страницы одинаково влияют на PR.

Допустим, на нашу страницу C ведут две ссылки: одна со страницы A и одна со страницы B. PageRank страницы А выше, чем у B. У страницы А две исходящие ссылки, а у страницы B — четыре. При прочих равных польза от ссылки со страницы А будет больше, чем со страницы B.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

PageRank для страницы А рассчитывался по формуле:

PR (A) = (1 ‑ d) + d (PR (T1) / C (T1) +… + PR (Tn) / C (Tn))

Из формулы вытекают 3 главных фактора, влияющих на повышение PR:

Коэффициент затухания

PR (A) = (1 ‑ d ) + d (PR (T1) / C (T1) +… + PR (Tn) / C (Tn))

Т.е. вероятность того, что вы нажмете на ссылку на первой странице, которую посещаете, достаточно высока. Однако, вероятность того, что вы нажмете на ссылку на следующей странице уже ниже.

Предполагается, что с вероятностью 85% пользователь нажмет на какую-либо ссылку на странице. По умолчанию «голос» умножается на «коэффициент затухания» равный 0.85.

Например, если «Forbes» ссылается на вашу страницу условно через 3 ссылочных прокладки, то значение этой ссылки будет будет минимальным. Но если они будут ссылаться на эту же страницу только через 1 прокладку, то польза от такой ссылки будет больше.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Как работает коэффициент затухания наглядно

Распределение веса ссылок

PR (A) = (1 ‑ d) + d ( PR (T1) / C (T1) +… + PR (Tn) / C (Tn) )

Из формулы PageRank видно, что вес ссылки разделяется поровну между исходящими ссылками на странице.

Поэтому, если страница A имеет десять исходящих ссылок, количество веса PageRank, переданное по каждой ссылке, равно PR(А)/10.

SEO-специалисты применяли атрибут «nofollow» к ссылкам, которые они считают менее важными. Это позволяло перераспределить вес PageRank между определенными страницами.

Допустим, 1 из 3 ссылок содержит атрибут «nofollow». Тогда PR на 2 страницы передастся в размере PR(А)/2, а оставшейся не достанется ничего.

P.S. по умолчанию все ссылки считаются «dofollow».

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Вес распределяется только между dofollow ссылками и не передается для nofollow ссылки

Google исправил это в 2009 году. Мэтт Катс высказался в своем блоге:

Итак, у вас есть страница с PageRank равном 10. На странице десять исходящих ссылок, из которых пять с тегом „nofollow“.

Изначально пять ссылок без «nofollow» принесли бы по два балла PageRank каждая, потому что ссылки с «nofollow» не учитываются в знаменателе при делении PageRank на остальные страницы.

Но больше года назад Google изменил алгоритм работы PageRank, поэтому теперь пять ссылок без тега «nofollow» принесут по одному баллу.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Вес одинаково распределяется между всеми ссылками и не передается для nofollow ссылки

Факты о PR

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Ссылка с PR=2 сопоставима с 5 ссылками PR=1, ссылка PR=6 сопоставима с 5 ссылками PR=5 и т.д. Получается, что одна хорошая ссылка может дать такую же пользу, как несколько менее качественных.

Что влияет на PR

Якорный текст

. текст ссылок обрабатывается особым образом в нашей поисковой системе.

. привязки часто предоставляют более точное описание веб-страниц, чем сами страницы.

В первые дни существования Google анкоры ссылок оказывали ключевое влияние.

Если вы хотели ранжироваться по запросу «купить плитку в Самаре», для этого достаточно было получить ссылки с точным вхождением фразы в анкор.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Анкор влияет на передаваемый PR (Источник: blog.gogetlinks.net)

Сейчас важен естественный вид анкоров, а также обрамляющий ссылку текст (контекст). Google учитывает только те бэклинки, которые связаны со словами в запросе. Источник.

Внутренние ссылки

PageRank перетекает через весь сайт с помощью внутренней перелинковки.

. поддержание рейтинга PageRank за счет эффективных внутренних ссылок — хорошая стратегия, так как они полностью в ваших руках.
Источник.

В том числе поэтому важно составлять грамотную структуру сайта с уровнем вложенности меньше трех, без висячих страниц и так далее. Тема внутренней перелинковки заслуживает отдельной статьи.

Вероятность нажатия на ссылку

Вероятность нажатия на ссылку является одним из факторов, влияющих на рейтинг PageRank.

В патенте Гула «Reasonable Surfer» (разумный серфер) говорится, что не все ссылки на странице будут нажаты с одинаковой вероятностью. Поэтому ценность ссылок зависит от их потенциальной кликабельности.

Примеры ссылок, на которые с меньшей вероятностью будут кликать:

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Чего стоит избегать

Ссылки на битые страницы

Такие ссылки это пустая трата передаваемого рейтинга. Также они негативно влияют на пользовательский опыт. Битые ссылки нужно находить и заменять.

Ссылки с атрибутом «nofollow»

Этот атрибут рекомендуется использовать, когда вы не уверены в качестве ссылки. Лучшим вариантом будет не использовать такую ссылку совсем или найти аналогичную, но уже с авторитетного ресурса.

Большое количество ссылок

Так как передаваемый вес PR делится между всеми ссылками поровну, то при их большом количестве, каждая получит незначительную пользу. Поэтому не стоит на каждой странице делать перелинковку, как на Википедии.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Слишком агрессивная перелинковка

Ссылки на малополезные страницы

Допустим у вас страница «Лучшие кофеварки 2020 года», где вы ссылаетесь на товар, которого нет в продаже на данный момент. В таком случае часть PR будет израсходована не оптимальным образом. Распределяйте рейтинг только между актуальными страницами.

Токсичные ссылки

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Сначала считалось, что PR может только расти (при условии, что ссылки, полученные ранее, не отваливаются). Сейчас же все больше разговоров, что бэклинки с некачественных сайтов могут нести негативный эффект. Данная тема заслуживает отдельного разбора, который мы сделаем в ближайшее время. Поэтому добавляйте нас в закладки и следите за обновлениями блога!

Нередакционные ссылки

В справке Гугла сказано:

Признаком схемы обмена ссылками могут считаться любые ссылки, используемые с целью повлиять на алгоритм PageRank.

Ссылки которые попадают хотя бы под один из пунктов «Схемы обмена ссылками», в лучшем случае будут проигнорированы. Ссылочный профиль должен быть естественным.

Google PR в 2020 году

Тот факт, что больше нет тулбара PageRank, не означает, что сам алгоритм расчета не используется. В 2017 году Гэри Иллис из Google подтвердил, что они все еще используют PageRank.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Также некоторым доказательством того, что Google все еще использует PageRank внутри компании, может быть обновленный патент от 2018 года. Ознакомиться с ним можно здесь.

SEO PowerSuite в 2019 году проводили эксперимент в котором выясняли, использует ли Google по-прежнему PageRank и какая из существующих альтернатив лучше всего соответствует его метрике. Поскольку оценки PageRank обычно связаны с поисковыми позициями (ранжированием), они исследовали корреляцию между альтернативной PR метрикой и результатами поиска. По итогу выяснили:

Ознакомиться с полным отчетом по результатам исследования можно здесь.

В подкасте от 4 ноября 2020 года Гэри Иллис из Гугл, отвечая на вопрос «как выбирается каноническая страница» упомянул Page Rank:

. большинство из вас, вероятно, может догадаться, какими будут эти сигналы. Один из них, очевидно, содержание. Но это также могут быть такие вещи, как Page Rank, например, какая страница имеет более высокий рейтинг страницы, потому что мы все еще используем PR спустя много лет.

Почему так мало новостей? На это есть свои причины. Гугл обжигались каждый раз, когда публично объявляли об изменениях в своих алгоритмах. Открытыми данными легко манипулировать, чем охотно и занимаются.

Мы же считаем, что PR по-прежнему имеет значение для ранжирования, поскольку помогает поисковой системе определять наиболее релевантный результат для конкретного запроса.

Источник

Что такое PageRank

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Еще не зарегистрированы?

PageRank (PR, пейдж ранк) — это один из алгоритмов ссылочного ранжирования, который определяет ценность страницы веб-ресурса.

Для оценки эффективности интернет-продвижения необходимо постоянно анализировать важные факторы ранжирования поисковых систем Яндекс, Гугл и других. В этой статье мы поговорим об одной из значимых метрик Google, которая показывает ценность отдельной страницы сайта, интернет-магазина, информационного портала или другого онлайн-ресурса. Понимая, как этот показатель рассчитывается и влияет на раскрутку, можно оптимизировать расходы на рекламные кампании в интернете.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Что такое PageRank веб-страницы онлайн-ресурса

Вес (ценность) веб-страниц формируется под влиянием многих факторов. Первой этот показатель начала применять поисковая система Google, а затем и другие ПС. Google Pagerank рассчитывается по логарифмической шкале и обозначается цифрами от 0 до 10. Самым значимым фактором формирования этого показателя является объем ссылочной массы (внутренние и внешние ссылки, проставленные на определенной странице ресурса либо ведущие на ресурс с сайтов-доноров).

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Качество ссылочной массы определяется тематичностью (сайт-донор и сайт-реципиент, на который ведет ссылка, должны быть схожими по тематике). Кроме того, донорский онлайн-ресурс должен иметь высокую посещаемость, определенный срок существования, не использовать запрещенные методы раскрутки. Сайты, которые создаются исключительно для размещения ссылок, идентифицируются поисковыми роботами как нарушители и на них накладываются санкции. Соответственно, ссылки из таких «черных» ресурсов только вредят сайту-реципиенту.

Как формируется показатель PageRank

Для каждой страницы рассчитывается показатель веса pagerank. Ценность веб-страницы формируется по количеству внутренних ссылок, которые ведут на главную страницу или на другую страницу. А также по числу обратных ссылок.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

При расчете пейдж ранк учитывается:

Максимально возможный показатель PR равен 10, минимальный равен нулю.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Влияние пейдж ранк на интернет-продвижение сайта

Расчет таких алгоритмов, как Google Pagerank, необходим для понимания веса каждой страницы сайта, интернет-магазина или другого онлайн-ресурса. Эта аналитика позволяет корректировать качество и размер ссылочной массы, повышая результативность раскрутки онлайн-ресурса.

Страницы с высоким пейдж ранк могут быстрее подниматься в ТОП поисковой выдачи (но это напрямую не связано с ростом результатов выдачи).

Если страница находится в ТОПе, на нее будут переходить потенциальные покупатели предлагаемых товаров или услуг. Владельцы ресурса заинтересованы в том, чтобы страницы имели высокий рейтинг в поисковых системах, потому что это помогает оптимизировать расходы на рекламные SEO-кампании в интернете.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Преимущества высоких позиций сайта сведены в Таблице 1.

Табл. 1. Преимущества системного анализа показателя PR и улучшения рейтинга веб-страниц

Плюсы повышения рейтингаПоложительные моменты для продвижения
Естественный рост в ТОП органического поискаВеб-страницы с высоким весом повышают общий рейтинг сайта, поднимаются на лидерские позиции по популярным ключевым запросам
Увеличение трафикаЗа счет расположения в ТОП-5, ТОП-10 увеличивается посещаемость страничек. Пользователи больше доверяют компаниям, которые находятся вверху списка выдачи и очень редко идут дальше первой страницы поиска
Рост продажУвеличение посещаемости ресурса позволяет повысить прибыль за счет роста выручки от продажи товаров или услуг
Уменьшение расходов на интернет-рекламуЧем больше покупателей приходит на онлайн-ресурс, тем меньше расходы на каждого нового клиента. Затраты на СЕО окупаются доходом от продажи продукта новым покупателям

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Как работает Google Pagerank

В поисковой системе Google для определения релевантности и важности веб-страниц, в числе множества различных метрик, применяется показатель Pagerank.

Как работает и определяется это значение:

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Как влиять на рост пейдж ранк

Повышение значения Pagerank — одна из задач специалиста по SEO, который подбирает эффективный комплекс поискового продвижения. Влияя на каждый важный показатель, можно повысить общий рейтинг сайта-визитки, корпоративного сайта, интернет-магазина, лендинга и других онлайн-ресурсов. В Табл. 2 приведены рекомендации по увеличению показателя пейдж ранк.

Табл. 2. Мероприятия по увеличению PR

Действия, которые напрямую влияют на Google PagerankДействия, которые косвенно влияют на Google Pagerank
Равномерно распределенные внутренние ссылки на разные разделы сайта и главную страницуЧастое обновление текстов и другого контента
Внешние ссылки с надежных авторитетных сайтов со схожей тематикойРазмещение в товарных каталогах поисковых систем
Релевантный анкор, включающий высокочастотные или среднечастотные ключевые запросыПубликация в Википедии и других подобных ресурсах
Число ссылок со ссылающейся страницы (например, 5 ссылок с одной страницы с высоким PR будут значимее, чем сто ссылок со страницы с более высоким ссылочным весом)Увеличение количества исходящих линков с одной и той же страницы

Чем отличается PageRank и тИЦ (ИКС)

Пейдж ранк — это показатель ПС Google. Поисковая система Яндекс применяла похожий алгоритм — тИЦ — тематический индекс цитирования. тИЦ рассчитывался для страниц с учетом количества и качества исходящей ссылочной массы. Повысить тИЦ могли только те онлайн-ресурсы, которые проиндексированы Yandex. Но на показатель тИЦ не оказывала влияние внутренняя перелинковка, ссылки с ресурсов, работающие на бесплатных хостингах. тИЦ действовал до 2018 года, после чего Яндекс ввел вместо него новый показатель — ИКС (индекс качества сайта).

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Влияние на ИКС оказывают:

Для улучшения показателей онлайн-ресурса нужно регулярно анализировать различные значимые параметры. Одной из таких характеристик является Pagerank, который показывает вес конкретной веб-страницы. Зная значение пейдж ранк и влияя на него, можно оптимизировать затраты и время на продвижение сайта в поисковой системе Google.

Источник

Алгоритм PageRank: актуален ли он и как влияет на ранжирование

Механика поиска постоянно изменяется и то, что является привычным сейчас, не работало в первые годы существования интернета. Сегодня обратные ссылки — основа для определения авторитетности веб-страниц, но в 1998 году это было революционным предложением. Именно тогда в Google разработали алгоритм PageRank, который делал количество входящих ссылок фактором ранжирования.

Оригинальный патент на алгоритм истек после 20 лет существования. Играет ли какую-то роль в ранжировании PageRank сегодня и какую именно? В этой статье мы анализируем историю алгоритма и его формулу, а также разбираемся, насколько важна оценка ссылочного профиля, начало которой положил PageRank.

Что такое PageRank?

PageRank — алгоритм ранжирования, который оценивает количество и качество ссылок, ведущих на веб-страницы. Инженеры Google Ларри Пейдж и Сергей Брин разработали этот алгоритм в 1998 году — и это был прорыв для функционирования поиска, ведь впервые поисковая система оценивала авторитетность страниц.

Сами инженеры объясняли, что PageRank нацелен «упорядочить веб-пространство» благодаря расстановке сил между страницами. Алгоритм строился с учетом условного «рандомного интернет-пользователя», который переходит с одной страницы на другую, кликая на ссылки. PageRank страницы — вероятность, с которой этот интернет-пользователь перейдет на нее. Оценка рассчитывалась в пределах от 0 до 10: чем она выше, тем выше авторитет страницы.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

PageRank — это попытка объективно оценивать страницы в соответствии с субъективным поведением пользователей: это естественно, что чем чаще на страницу ссылаются, тем более она полезна для людей, ищущих информацию.

Алгоритм также учитывает авторитет ссылающихся источников: чем выше оценка PageRank у определенной страницы, тем больше веса она передаст другой странице, на которую ссылается.

Давайте рассмотрим, как рассчитывается оценка PageRank.

Формула PageRank

Так выглядит оригинальная формула PageRank:

PR(A) = (1-d) + d (PR(T1)/C(T1) + … + PR(Tn)/C(Tn))

Что означают эти переменные:

Исходя из этой формулы, страницы «раздают» свою оценку PageRank другим страницам, на которые ссылаются. Например, источник A с оценкой 5 цитирует B и C. Не беря во внимания другие ссылки, которые могут иметь B и C, эти страницы получают 85% от оценки A (оценка, умноженная на демпинг-фактор), то есть 4.25 вместе и по 2.125 каждая. Если при этом B цитирует D, оценка D будет составлять 85% от 2.125, и так далее.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Давайте рассмотрим еще один пример, составленный с помощью симулятора PageRank:

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

У страницы 3 самый высокий показатель PageRank, потому что на нее ссылаются больше всего. Соответственно, вес, который она передает 4 и 5 страницам, тоже более высокий.

Это очень упрощенная и далекая от реальности схема, которая анализирует 5 страниц отдельно от всех остальных, но она показывает, как распределяется оценка PageRank и насколько авторитет ссылающейся страницы важен для передачи ссылочного веса.

То есть PageRank имеет иерархический характер: ссылка с источника с оценкой 8 принесет больше, чем ссылка с источника с оценкой 2. При этом важно и количество: чем больше исходящих ссылок на странице, тем сильнее размывается их вес. Ваша страница может получить более высокий показатель PageRank с менее авторитетной страницы, если на ней в принципе немного ссылок.

Например, у страницы есть бэклинк с источника с оценкой 7, на котором 10 исходящих ссылок, и бэклинк с источника с оценкой 3, на котором размещено только 3 исходящих ссылки. Первый бэклинк принесет PageRank в размере 0.105 (оценка страницы, разделенная на количество ссылок и умноженная на демпинг-фактор), тогда как второй бэклинк принесет 0.15. Но, как правило, как раз самые авторитетные ресурсы ставят меньше внешних ссылок.

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Панель PageRank в браузере и ссылочные манипуляции

В 2000 году Google добавил в браузеры специальную панель с PageRank и можно было узнать оценку любого сайта. Публичный доступ к оценке привел к манипуляциям и искусственному моделированию PageRank. Сайты старались заполучить побольше ссылок со страниц с высокой оценкой и спрос на покупку ссылок вырос вплоть до создания ссылочных ферм.

Такое понимание алгоритма PageRank не представляло собой дальновидный SEO-подход, ведь в получении бэклинков важно не только их количество и условное качество ссылающегося ресурса, но и контекст, релевантность и естественность.

Google пытался выявлять и останавливать манипуляции с PageRank и закрыл публично доступную панель в 2016 году. До сих пор существуют сервисы, высчитывающие оценку PageRank и предлагающие сайтам установить бейдж с этой оценкой — но это уже не актуально. Алгоритм до сих пор участвует при ранжировании страниц, но узнать реальную оценку своей или внешней страницы невозможно.

Значение nofollow

Манипулятивные практики получения ссылок были связаны не только с доступностью оценок PageRank. Спамные ссылки в комментариях работали на продвижение сайта — и поисковые системы понимали, что нужно как-то это пресечь. В 2005 году Google и другие поисковики ввели значение nofollow для атрибута rel. Он говорит поисковым ботам не следовать по ссылке, а значит и не передавать ссылочный вес.

На этом манипулятивные техники себя не исчерпали. Сайты начали использовать nofollow, чтобы на фоне ссылок с этим значением остальные ссылки получали больше веса.

Рассмотрим на примере. Источник с оценкой PageRank 5 цитирует 10 страниц, 8 из них — с nofollow. До внедрения этого значения каждая из страниц получила бы 1/10 оценки (0.425 с учетом демпинг-фактора). А с nofollow только 2 страницы (не обозначенные этим значением в атрибуте rel) получат по половине оценки (2.125 с учетом демпинг-фактора).

Эта схема перестала работать в 2009 году, когда Google исправил механизм PageRank, чтобы ссылки с nofollow не передавали свою часть оценки. Если взять описанный выше пример, то сегодня те же 2 страницы получат не 2.125, а 0.425, то есть PageRank распределяется равномерно на все 10 ссылок, но ссылки с nofollow не передают этот вес.

Даже с nofollow ссылки, оставляемые в комментариях, представляли проблему. В 2019 году Google добавил новое значение атрибута специально для таких ссылок — UGC (user-generated content), буквально означающий «контент, созданный пользователями». Сейчас многие блоги и форумы автоматически маркируют любые ссылки в комментариях как UGC, а nofollow используется для сознательно проставленных внешних ссылок, об авторитетности которых не хочется сигнализировать поисковикам.

Обновленный алгоритм PageRank

В 2004 году Google опубликовал обновленный патент PageRank, в основе которого лежала модель «рационального интернет-пользователя» и идея о том, что потенциал перехода по ссылке влияет на качество этой ссылки. Например, ссылки, размещенные в первой части контента страницы, или ссылки с понятными и информативными анкорными текстами обычно более заметны для пользователей. Поэтому вероятность перехода по ссылки тоже учитывается при оценке авторитетности страниц.

Кроме того, в 2006 году Google разработал новую систему оценивания авторитетности: определяется несколько ресурсов с самым высоким уровнем доверия (seed pages, буквально «страницы-зерна») и с их учетом оцениваются все остальные страницы в сети.

Новая формула выглядит так:

∀si ≠ p ∈ P, Ri⁡(p) = d⁢ ∑ q→p⁢ Ri⁡(q) / qout ⁢* w(q→p)

Что означают эти переменные:

Пример авторитетной страницы — The New York Times: этот сайт размещает материалы на разные темы, которые интересуют пользователей, и включает полезные исходящие ссылки. Поэтому страницы, на которые такой ресурс ссылается, тоже считаются качественными.

В соответствии с обновленным алгоритмом, распределение позиций в поиске на основе ссылок происходит в несколько этапов:

Новая формула работает быстрее, потому что не оценивает все взаимосвязи ссылок в совокупности. Хоть оригинальный патент PageRank и утратил свою силу в 2018 году, алгоритм до сих пор используется Google при ранжировании сайтов. В Twitter аналитик Google Джон Мюллер указал на то, что они используют PageRank «среди множества других сигналов».

Что влияет на PageRank?

На оценку PageRank влияют разные факторы:

Теперь давайте разберемся, как грамотно выстраивать свой ссылочный профиль, чтобы сигнализировать поисковым системам о высоком качестве и полезности страниц сайта.

Принципы получения обратных ссылок

Хоть алгоритм PageRank видоизменялся, его суть осталась неизменной с 1998 года: бэклинки работают как голоса в пользу страниц и помогают поисковикам определять авторитетность. Но внешние ссылки, ведущие на определенную страницу, добавляют ей веса при некоторых условиях:

PageRank оценивает авторитетность отдельных страниц, а не целых сайтов, поэтому внутренние ссылки так же важны для оценки, как и бэклинки. С помощью перелинковки вы можете направлять ссылочный вес на страницы сайта:

В отличие от внутренних, внешние ссылки не влияют на страницы, на которых они размещены. Они помогают поисковикам устанавливать связи между тематически близкими ресурсами, но напрямую не влияют на ссылочный вес и позиции в поиске.

Альтернативные метрики авторитетности

PageRank — первая метрика авторитетности, которая во многом изменила подход к SEO. Эта оценка до сих пор актуальна для Google, хоть мы и не знаем, как именно она влияет на позиции. Что можно сказать с точностью — то, что релевантные ссылки с качественных источников точно полезны и для наращивания авторитета, и для продвижения в органическом поиске.

Другие SEO-метрики, созданные для оценки авторитетности, точно так же опираются на количество и качество обратных ссылок. Только оценка Alexa Rank, разработанная Amazon, выделяется на фоне остальных — она берет во внимание трафик сайта и вовлеченность пользователей.

Метрики авторитетности, созданные SEO-платформами, основаны на ссылочном профиле. У SE Ranking есть свои оценки — Domain Trust и Page Trust, которые оценивают качество домена или страницы, исходя из количества и качества бэклинков и ссылочных доменов. В инструменте «Анализ конкурентов» вы можете просмотреть оценку Domain Trust и Page Trust для любого сайта:

Что такое pagerank сайта. Смотреть фото Что такое pagerank сайта. Смотреть картинку Что такое pagerank сайта. Картинка про Что такое pagerank сайта. Фото Что такое pagerank сайта

Эти данные также доступны в инструментах «Анализ бэклинков» и «Мониторинг бэклинков», и Domain Trust отдельно отображается в обзорной части «Анализа сайта» наряду с другими доменными метриками.

Актуален ли PageRank?

Роль ссылок стала основополагающей для механизма ранжирования в Google. Хоть алгоритм PageRank менялся и, казалось бы, терял свою значимость, ссылки всегда были и скорее всего останутся одним из главных факторов ранжирования. В 2016 году аналитики Google указали, что два определяющих фактора — это контент и ссылки, а в 2020-м Джон Мюллер подтвердил, что PageRank до сих пор используется при распределении позиций.

Можно быть уверенными: работа над ссылочным профилем и грамотная внутренняя перелинковка остаются приоритетными SEO-задачами. Регулярно проверяйте, чтобы структура вашего сайта позволяла легко переходить между страницами, и занимайтесь линкбилдингом, фокусируясь на авторитетных и релевантных вашему сайту ресурсах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *