Что такое oos в мерчандайзинге

Фиксация Out-of-stock (Аутофсток)

Из этой статьи вы узнаете:

Аутофсток (Out-of-stock) — отсутствие заявленного в наличии товара на прилавке и на складе. Такая ситуация является крайне неприятной для покупателей и фактически оборачивается потерей лояльности к торговой точке и производителю. А это, в свою очередь, негативно сказывается на объемах продаж.

Денежные потери из-за OOS (Out-of-stock) могут достигать трети от общего объема продаж торгового представителя. Самое неприятное, что их легко можно было бы избежать просто путем обеспечения наличия продукции на полке.

С этой проблемой сталкиваются все торговые точки, но в разной степени. Показатель OOS может колебаться в зависимости от различных факторов. В Европе при его достижении 8% маркетологи говорят о полной финансовой неудаче компании.

Основные причины out-of-stock

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Причины, по которым возникает ситуация аут оф сток, могут быть вызваны ошибками в прогнозировании, недочетами в работе распространителей и ошибками поставщиков. Каждая из групп причин имеет свои особенности, которые учитываются при планировании методов нейтрализации аут оф сток.

Наличие товара: ошибки в прогнозировании

Прогнозирование закупок основывается на отработанных методах. Если они выбраны неверно, то это приводит к росту показателя аутофсток. Сезонное ориентирование не позволяет отразить фактическую потребность в товаре, необходимо учитывать текущие остатки продукции, регулярность поставок, наличие страхового запаса.

Проблемы с доставкой товара могут возникнуть по непредвиденным причинам. Машины задерживаются, и в результате ожидаемый продукт не приходит. Бороться с этим позволяет ночная выкладка продукции, но в таком режиме готовы работать не все торговые точки.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Хищение и повреждение товара, уже попавшего на склад, предотвратить достаточно сложно. Некоторый процент изделий неизменно уходит по данной причине в крупных пунктах реализации. В небольших магазинах бороться с этим проще.

OOS из-за недочетов в работе распространителей

В этом случае товар есть на складе магазина, но из-за указанных выше недочетов не попадает в торговый зал. Все ошибки в работе распространителей решаются на месте с учетом специфики организации продаж. Полностью исключить воздействие человеческого фактора вряд ли удастся. Но минимизировать его влияние на OOS можно путем отлаженной работы всех отделов, оперативной выкладки продукции, составления специальных графиков выкладки с учетом спроса, грамотного управления запасами розничных точек.

Аутофсток из-за ошибок поставщиков

Данная группа причин out-of-stock включает:

Низкий уровень логистики приводит к тому, что производители фактически сами у себя крадут прибыль. По большому счету, основной объем всех причин возникновения аутофсток может быть сведен к недобросовестной работе поставщиков. Часто они не могут выполнить поставку из-за сбоев в производстве и недостаточных производственных мощностях. Жесткое планирование работы и работа над логистикой помогают частично устранить данные проблемы и позволяют производителям продавать больше продукции.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ OOS

Первое и самое очевидное следствие out-of-stock – снижение объема продаж и недополучение прибыли магазином, поставщиком, распределительными службами.

По данным исследований, обнаружив отсутствие конкретного товара, примерно каждый шестой покупатель приобретет в этом магазине товар-аналог того же производителя. Около трети клиентов готовы тут же купить товар другого производителя, а 15% покупателей – отложить покупку. Однако почти треть покупателей приобретут товар уже в другом магазине, а 9-10% – откажутся от покупки вообще. То есть деньги по меньшей мере 40% покупателей, столкнувшихся с аутофстоком товара, не попадут в кассу магазина.

Среди негативных последствий OOS можно выделить следующее:

Читайте также:

Конечно, готовность покупателя заменить покупку одного товара на приобретение другого сильно отличается для разных товарных групп, и зависит от его привязанности к бренду. При высокой лояльности потребителей к бренду потери магазина из-за его отсутствия в продаже максимальны, но вред, наносимый его сбыту, ограничен. Out-of-stock нового товара может привести к разочарованию потребителя в нем и отказу от попыток найти его в другой раз, хотя потери магазина будут заметно меньше. Особенно большой вред отсутствие товара на полках наносит продвижению брендов средней силы – они, как правило, довольно быстро заменяются конкурентами.

Если товара нет в наличии во второй и в третий визит покупателя, то можно говорить о повторном OOS. Каждый такой случай снижает лояльность клиента к магазину и торговой марке примерно на 20%. Шансы на подобное развитие событий, увы, довольно велики – по статистике лишь 20% OOS в торговой точке ликвидируются в течение 8 часов.

Как бороться с возникновением out-of-stock?

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Решить проблему OOS можно и нужно. Такое позитивное на первый взгляд событие, как досрочное выполнение плана продаж, может обернуться кошмаром для торговой точки, если стеллажи останутся пустыми из-за нехватки товаров. Сколько выручки потеряет большой магазин из-за отсутствия основных брендов, например, в предновогоднюю декаду? А каждое увеличение показателя наличия товаров на полках на 2% (например, рост с 85% до 87%) означает рост объема продаж магазина на 1%.

Методы борьбы с отсутствием в запасе товаров выбираются в зависимости от причин. К наиболее эффективным приемам можно отнести:

Добиться нулевого показателя аутофсток на любом предприятии практически невозможно. Все мероприятия, направленные на его снижение, так или иначе, будут связаны с дополнительными расходами времени и ресурсов (если причины внутри торговой точки, а не на стороне поставщиков). Поэтому важно соотнести предполагаемые расходы с прибылью, которую принесет снижение параметра out-of-stock.

Аутсорсинговая компания LeaderTeam предлагает нанять выделенную команду профессиональных мерчандайзеров, которые смогут отслеживать количество товара на полках. Таким образом можно значительно сократить риск появления такого явления как аут оф сток.

Источник

Что такое oos в мерчандайзинге

Отсутствие товара на полке – явление под названием Out Of Stock

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Основные причины возникновения OOS можно разделить на три основные группы:

1. Ошибки или неправильные прогнозы:
– Ошибки процедуры прогнозирования.
– Неверные данные об остатках.
– Ошибки в графике поставок.
– Неверные мастер-данные* о товаре.
– Кражи товара.
– Повреждения товара в процессе движения внутри торгового предприятия.

* информация о коммерческих партнерах и их товарах, которая хранится в автоматизированных системах и ссылки на которую (глобальные номера) используют при электронном обмене данными.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзингеВиды потерь от OOS
Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзингеПотери Производителя
Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзингеПотери Ритейлера

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Средства для мытья посудыЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Зубная пастаЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Средства для волосЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Очищающие средстваЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
ПодгузникиЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Стиральные порошкиЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Крепкий алкогольЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Кондитерские изделияЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Подсолнечное маслоЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Корма для животныхЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
ЧайЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
КофеЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге
Молочные продуктыЧто такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

* По данным MEMRB Россия

-% показатели отсутствия товара на полке в странах ЕС
-% показатели отсутствия товара на полке в России

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Ритейл аналитики компании IGD Retail Analysis определили лучшие Food-to Go концепции магазинов первой половины 2018 года в мире.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Эксперты PlanetRetail RNG подготовили актуальные данные по количеству магазинов в мире, которые автоматизированы и не используют персонал при расчетах с покупателями.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

В Барселоне идет трансформация реальных магазинов, сочетающих онлайн с офлайн. Она возникла как необходимость для сетей выстраивать свои возможности в соответствие с новым набором розничных характеристик

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Японский автопроизводитель Toyota в партнерстве с сетью магазинов 7-Eleven разработал мобильный магазин с использованием автоматизированной платформы вождения.

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Голландская сеть Albert Heijn в 2018 году названа самой стабильно развивающей сетью в Голландии на основе опроса более 5000 потребителей

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Компания TAP Creactions реализовала новую концепцию Moo’d Ice Cream в виде прилавка под мороженного, стилизованного под вафельный рожок

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Sprouts Farmers Market в марте 2018 открыл двери своего первого среднеатлантического магазина в Элликотт-Сити.

Источник

Упущенная прибыль розничной точки. Формула расчета

Упущенные продажи можно разделить на несколько типов:

Первый, когда покупатель не находит на полке товар, который присутствует в ассортименте магазина. Это может произойти как в розничном магазине, так и в оптовой фирме, если клиенту принципиально наличие товара здесь и сейчас и он не готов ждать.

Сюда же можно отнести работу по заявкам в оптовых фирмах, когда товар под заявку собирается со склада из наличия.

Для обозначения таких ситуаций служат термины:

— доступность на полке, представленность товаров, on-shelf availability (OSA)

— товар не в наличии, упущенные продажи, out-if-stoocks (OOS)

— уровень сервиса, уровень удовлетворённости клиета, Service Level

При отсутствии товара, поведение покупателей распределяется примерно так:

— 45% купят другой товар-заменитель (если он есть),

— 15% отложат покупку,

— 40% покупателей купят в другом месте или откажутся от покупки.

Отсутствие товара на полке это не только недополученная прибыль, но и значительный урон лояльности покупателей, вынужденных тратить время на дополнительные поиски.

Стоит различать два вида отсутствия товаров OSA и OOS (отсутствие на полке и отсутствие на складе)

В первом случае товар есть в наличии на складе и в учётной системе, но не выставлен на полку. Соответственно, продажи по нему падают до нуля. Заметив это, нужно немедленно разобраться и восстановить продажи. Для OSA важна оперативная реакция.

Для автоматического выявления таких ситуаций текущие продажи сравниваются с обычными и при проседании выдаётся сигнал о проблеме. Например такую систему используется в магазинах О’КЕЙ с 2015 года. Менеджеры онлайн отслеживают показатели представленности товаров на полках, используя их для снижения снижения упущенных продаж и управления магазинами.

Ручная проверка наличие товаров на полках, тоже имеет право на жизнь и применяется на практике.

В случае, если товар отсутствует на складе (OOS), немедленные действия уже не такие простые и быстро не помогут. Товар нужно заказать у основного поставщика, либо перекупить у близлежайшего по повышенной цене. В любом случае пройдёт некоторое время до того, как товар поступит на полки. Заниматься этим нужно заранее и большое количество таких ситуаций говорит о неэффективной работе менеджера по закупкам. Нужно обучение, изменение бизнес-процессов или дополнительная мотивация на более качественную работу. OOS — сигнал о некачественной работе сотрудников.

Самый простой способ оценить потери из второго случая — посчитать количество дней, в которых товар отсутствовал на полках магазина, опираясь на данные в учётной системе. Об этом и пойдёт речь ниже.

К сожалению, такой метод не помогает если товар присутствует на складе, но не выставлен на полку, либо если система содержит неправильные данные об остатках (товара нет, а в программе он числится).

Второй тип упущенных продаж характерен для случаев, когда товар по заявке клиента перезаказывается поставщику, а не находится в наличии на складе. Если фирма не смогла поставить товар, заказанный клиентом, возникает упущенная прибыль.

Оценить такие недопоставки можно, сравнив количество товаров в заявке с фактически отгруженными товарами.

Третий тип — это просьбы клиентов о расширении ассортимента магазина, когда они хотят приобрести товар, изначально не выставленный на полке и не включенный в ассортимент.

В этой статье мы сосредоточимся на первом типе упущенного спроса — отсутствие товара на полках магазина, которое можно отследить по остаткам в программе.

Причиной отсутствия может быть плохие бизнес-процессы (читай неумение сотрудников вовремя заказать заканчивающийся товар), недостаток оборотных средств (обеспечить наличие некоторого товара с длинным сроком поставки и нерегулярным спросом можно только за счёт больших вложений в страховые запасы, либо закупая его у близлижайших поставщиков по невыгодной цене), задержки со стороны поставщиков (задержал или не поставил заказ), неоперативная работа склада (не успели разгрузить и оприходовать товар).

Проконтролировать и обеспечить наличие товара прямая обязанность менеджера по закупкам. Отсутствие или наличие проблем с запасами во многом зависят от его умений и расторопности.

Естественно, руководитель хочет быть уверен, что его подчинённые справляются со своей работой и обеспечивают оптимальный размер запасов — без излишков и дефицита. Ему необходим объективный числовой показатель для контроля эффективности работы сотрудников, отражающий уровень обеспеченности фирмы важными для торговли товарами.

Особенно необходим такой контроль в крупных торговых компаниях с большим количеством сотрудников, вовлечённых в закупки.

При широкой ассортиментной матрице в любой момент времени можно обнаружить отсутствующий товар. Согласно исследованиям, в России уровень доступности товаров составляет примерно 80% (20% наименований отсутствуют на полках в любой произвольный момент времени). При этом увеличение уровня доступности на 2% ведёт к увеличению продаж на 1%. То есть в среднем торговые предприятия России недополучают 10% валовой прибыли.

Если отсутствует товар с низким оборотом, его влияние на прибыль несущественно, а потери небольшие.

Отсутствие же ходового товара, который продается в большом количестве влияет на прибыль гораздо сильнее. Это серьезное упущение менеджеров, отвечающих за закупки.

Для стабильного функционирования предприятия ходовой товар всегда должен быть в наличии и не заканчиваться.

Отсутствие товаров группы A в течение нескольких дней — ощутимая упущенная прибыль.

Не забываем, что дефицит ходовых товаров приводит не только к потере текущей выручки, но и негативно влияет на будущие продажи, снижая лояльность покупателей к предприятию.

Именно поэтому многие компании рассчитывают показатель упущенного спроса, включая его в систему мотивации. Чем он ниже, тем ситуация лучше.

Большинство федеральных сетевых магазинов давно внедрили систему отслеживания упущенного спроса. Небольшие сети и магазины тоже стараются не отставать:

Для меня критично, чтобы позиции, которые по ABC-анализу выходят в топ, всегда были в наличии и никогда не заканчивались. За этим следят менеджеры, от этого показателя зависят их бонусы. Если проглядели и товара один день не было на полке, могу и уволить. Потому что это ходовой товар, клиентов, которым он будет нужен только за день наберется сотни, и они уйдут ни с чем

Наличие такого показателя позволяет перейти от предположений и ощущений по уровню запасов в плоскость конкретных цифр. Помогает выстроить эффективное взаимодействие с менеджерами. Когда товарные категории не проседают, товар в наличии, есть аналоги — компания не теряет прибыль, а менеджер получает свои бонусы.

Мы делаем это так: товары, которые должны быть всегда в наличии, выделяются в отдельный сегмент, отдельно по нему формируется отчет, где мы видим количество дней отсутствия товара и вычисляем упущенную выручку в рублях. Эти данные подставляются в KPI матрицу, где рассчитывается премия для сотрудников.

Отслеживать упущенную прибыль можно по всему товару, включенному в ассортимент. Показатель будет выше для оборачиваемых и прибыльных товаров и ниже для редкопродающихся, поэтому простая сортировка покажет ТОП проблемных товаров.

Тем не менее, чтобы ускорить и упростить работу, отслеживать можно только избранные товары. Тогда в отдельный сегмент выделяют:

— маржинальные товары, приносящие основную прибыль (А-класс по сумме продаж)

— дешёвые, но хорошо продаваемые товары (А-класс по количеству сделок)

— отдельные позиции, наличия которых требует вендор или маркетинговые соображения

Не всегда остаток товара должен опуститься до нуля, чтобы считать продажи по нему упущенными.

В качестве такого уровня правильней выбрать среднюю скорость продаж в день и размер среднего чека.

В некоторых случаях минимальный уровень может быть назначен вручную. Например, для весовых товаров, по которым возможна усушка-утряска или погрешности при отгрузке.

При расчёте итогового показателя, в первую очередь нужно определить количество дней, когда остаток по товару опустился ниже минимальной нормы.

Обычно почасовые остатки внутри дня не используются (не всегда эти данные есть в программе, плюс это технически сложно, хотя и возможно). Вместо этого доступны к анализу только четыре цифры за каждый день: начальный остаток, приход, расход и конечный остаток.

Использовать для анализа конечный остаток на каждый день не совсем правильно.

Например, такой товар как свежее молоко, поступает каждый день и часто полностью распродаётся. Нулевой остаток на конец дня не говорит о том, что товар в течении дня был в дефиците. А вот нулевые начальный остаток и приход за день однозначно говорят о том, что продажи могли быть упущены.

Аналогичный пример (но не такой наглядный) для редкопродающимхся товаров: при скорости продаж 1 штука в месяц проблемными считаются дни с нулевыми остатками. Если товар был продан вчера, а сегодня уже поступил от поставщика, то при анализе конечного остатка, вчерашний день будет считаться проблемным. Сравнивая с нормой сумму начального остатка и поступления за день, проблемных дней не будет найдено. Второй способ даёт более адекватный результат.

При определении минимальной нормы также учитывается сезонные коэффициенты. Если незамерзайка отсутствует в автомагазине летом, это приносит гораздо меньше денежных потерь, чем её же дефицит зимой.

На одном дне отсутствия ходового товара компания может потерять десятки тысяч рублей, для других товаров цифра будет меньше.

Поэтому важно от дней отсутствия товара перейти к сумме потерь в денежном эквиваленте. Для этого достаточно количество дней отсутствия умножить на среднюю скорость продаж и прибыль (или выручку) на единицу продукции. Будет получена упущенная прибыль или выручка.

Упущенная прибыль = Количество дней отсутствия * Скорость продаж в день (штук) * Прибыль с продажи 1 штуки * Сезонный коэффициент

Формула имеет вероятностный характер, т.е. в частных случаях может иметь погрешность, которая исправляется на длинных промежутках анализа. Она достаточно точно передаёт порядок потерь и её можно использовать для регулярного расчёта общего показателя потерь по всей фирме или по каждому сотруднику.

Динамику показателя используют для управления магазинами и в системе мотивации — еженедельно формируется отчёт, потери по каждому товару суммируются и итоговая цифра выводится в график.

Если график устремился вверх — значит что-то пошло не так и нужно разбираться.

Обязательно нужно иметь возможность расшифровать список товаров, из которого была получена итоговая цифра. Зачастую, особенно в первое время, в отчёт попадают товары, ошибочно посчитанные как упущеный спрос. Например, крупные единичные продажи по тендерам могут попасть в А-класс, но при этом не быть включенными в основной ассортимент.

Поэтому результаты отчёта должны проверяться попозиционно, чтобы у менеджеров была уверенность в его правильной работе. Проверенные результаты включаются в дашборд руководителя или систему мотивации.

Отлично, если отчёт по упущенным продажи сможет расшифровать, как подсчитаны дни отсутствия товаров (чтобы не приходилось дополнительно открывать подневную ведомость движения остатков). Там также могут закрасться ошибки, например с неправильно проставленной датой поступления.

Важный показатель, который нужно учитывать дополнительно к сумме упущенной прибыли — это количество наименований товаров, которые отсутствовали на полках в отчётный период. Отсутствие одного ходового товара, совсем не то же самое, как отсутствие десяти менее ходовых товаров, даже если сумма потерь одинакова. Увеличение количества проблемных наименований, также как и рост суммы потерь, указывает на ухудшение качества работы менеджера.

Источник

Что такое “ситуация товара” или out-of-stock и чем она страшна?

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзингеВспомните себя, когда вы долго-долго выбираете товар в интерне-магазине, перемещаете его в корзину, начинаете заполнять платежные данные и вдруг видите сообщение, что товар у поставщика отсутствует, или, когда вы приходите в магазин для того, чтобы купить привычный для себя набор продуктов, и не видите на обычном месте вашего любимого чая или кофе.

Эта ситуация, которая называется «out-of-stock» или «ситуация отсутствия ттовара», является, пожалуй, самой неприятной для производителя и продавца, поскольку они упускают прибыль. Кроме того, ситуация отсутствия товара наносит значительный урон потребительской лояльности.

Ситуация отсутствия товара (Out-of-stock, stockout, OOS, СОТ) может быть описана как невозможность приобретения продукта потребителем в момент покупки.

Это явление (out-of-stock) — то, с чем долгое время борются поставщики и магазины. Это явление, которое у хорошего торгового представителя сведено к минимуму.

По данным исследования, которое было проведено в 2007 году, средний уровень out-of-stock в мире составляет 8%, а это значит, что если вы пришли в магазин с перечнем из 13 наименований, то как минимум одно из них в продаже будет отсутствовать в связи с возникновением ситуации отсутствия товара.

В России, насколько мне известно, этот показатель около 12%.

Ситуация отсутствия товара это, когда:

Чем страшен out-of-stock?

Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть фото Что такое oos в мерчандайзинге. Смотреть картинку Что такое oos в мерчандайзинге. Картинка про Что такое oos в мерчандайзинге. Фото Что такое oos в мерчандайзинге

Как и все явления, out-of-stock обладает рядом характеристик:

Причинами возникновения out-of-stock являются:

Как преодолевать ситуацию отсутствия товара?

Выясните причины:

Предпринимайте меры:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *