Что такое non sdn list
Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое non sdn list
Для ИХТЦ как инжиниринговой компании вопрос санкций имеет непосредственное отношение к работе. Наши партнеры хотят знать, какие материалы и технологии запрещены к импорту в Россию, что им могут дать русские ученые и инженеры в плане импортозамещения.
Мы пытались собрать информацию для собственного понимания и ощутили, что ничего толкового и по сути на русском языке нет. Новостные порталы и информационные ресурсы пишут про эмоции, хамон и пармезан, переливая из пустого в порожнее.
В итоге нам пришлось разбираться в теме самостоятельно, работая с первоисточниками – с документами Конгресса США, Министерства финансов и юстиции (в общей сложности прочитав и проанализировав более тысячи страниц). Результатами этого титанического труда мы рады поделиться с нашими читателями. Разложили по полочкам: какие пакеты санкций были введены, в отношении кого, как понять, на какие материалы, товары, технологии действуют ограничения.
Мы не разбирались в том, насколько за выполнением санкций строго следят. Хотя мы видим, что товарооборот между США и Россией в 2017 году в денежном отношении вырос на 14,4% к 2016 году, почти сравнявшись с показателями 2014 года (одного только бурбона в 2017 году из США ввезли более 2 млн. литров на сумму почти миллиард рублей).
Напоминаем о том, что мы плодотворно и активно трудимся над тем, чтобы никакие санкции были не страшны российским компаниям, пользующимся нашими услугами.
Мы собрали в одном месте все санкционные пакеты, актуальные на данный момент для понимания того, что, кому запрещено, и по какой причине.
В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической (авиа- и ракетостроение) и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием для них стали исполнительные указы президента США Барака Обамы, принятые в том же году на волне массовой истерии:
Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций. Персональные санкции (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, далее – SDN) предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.
Секторальные санкции (или Sectoral Sanctions Identifications List, далее – SSI) затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).
Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам «секторального» списка принадлежит 50 и более процентов. Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданам США.
Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».
Директива №1 касается, в первую очередь банковского сектора. По ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года кредитным организациям РФ запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 3 также подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней. Директива № 3 относится к предприятиям военно-промышленного комплекса и ряду других стратегических предприятий РФ.
Директива № 4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Данная директива распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.
Санкции, изложенные в Директиве №4, не повлияют непосредственно на банки. Они затрагивают инвестиционные проекты в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании, участвуют или, что касается проектов, начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
В США не могут простить избрание президентом республиканца Дональда Трампа ни себе и никому другому, кто, якобы, в этом был заинтересован. Шок от результатов голосования привел к принятию ряда следующих ограничений в адрес государственного и корпоративного сектора РФ.
29 декабря 2016 года в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы США объявили о введении очередного пакета санкций: дополнение к Исполнительному указу № 13694 от 1 апреля 2015 года «О блокировке собственности определенных лиц, проявляющих существенную вредоносную активность в киберпространстве» (далее EO 13694 или CYBER).
Поводом стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов. Основанием для санкций послужил Исполнительный указ № 13757 от 28 декабря 2016 года – Принятие дополнительных мер касаемо национального чрезвычайного положения в отношении существенной вредоносной активности в киберпространстве (далее EO 13757 или CYBER2).
Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Главным управлением Генерального штаба ВС РФ (ранее Главное разведывательное управление, ГРУ). 27 марта 2018 года президент США Дональд Трамп продлил действие вышеупомянутых исполнительных приказов о введении санкций за кибератаки против США на год.
Летом 2017 года президент США Дональд Трамп подписал Публичный закон № 155-44 от 2 августа 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, далее CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.
Закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые будут оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
Всего получается более дюжины санкционных пакетов, ограничивающих сотрудничество американского бизнеса с предприятиями из России. Судя по свежим сообщениям из-за океана, это еще далеко не предел.
Санкции США в отношении Республики Беларусь: в чём отличие от санкций Европейского союза
В понедельник, 09.08.2021 Президент США в рамках санкционной программы в отношении Республики Беларусь издал новый Указ (Executive order on Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Belarus).
Кроме того, в санкционный список внесено 23 физических лица, включая бизнесменов и государственных чиновников, а также 21 юридическое лицо, в том числе Белнефтегаз, Беларуськалий, Dana Holdings, Абсолютбанк. В тот же день Департамент по контролю за иностранными активами казначейства США (OFAC) опубликовал генеральную лицензию No. 4, а также дополнительные разъяснения по порядку исполнения и толкования санкций.
Санкции США существенно отличаются от санкций Великобритании и ограничительных мер Европейского союза, о которых мы писали ранее.
В связи с этим, мы подготовили краткий обзор основных изменений в санкционном режиме США в отношении Республики Беларусь.
Кратко о санкциях США в отношении Республики Беларусь
Базовыми актами для введения санкций США в отношении Беларуси являются:
Санкционное регулирование США в отношении Беларуси сгруппировано в части 548 Свода федеральных нормативных актов (Belarus Sanctions Regulations).
Экономические санкции США в отношении Беларуси действуют с 2006 года на основании:
Основными органами, участвующими в разработке, введении и контроле исполнения санкций являются Президент США, OFAC и Бюро промышленности и безопасности (BIS). Ключевым органом по формированию санкционных списков является OFAC.
В настоящее время санкции США носят преимущественно блокирующий характер, то есть применяются к конкретным лицам, а также компаниям им подконтрольным. В отличие от Великобритании и Европейского союза, которые ввели секторальные санкции в отношении Беларуси, санкции США не предусматривают секторального характера. Вместе с тем, исходя из нового Указа, принадлежность компании к определенному сектору экономики, является критерием для введения блокирующих санкций.
Блокирующие санкции
Блокирующие санкции (blocking sanctions) в отношении подсанкционных лиц (designated persons) предусматривают следующие ограничения:
Санкции США обязаны исполнять US persons: граждане США; лица, обладающих правом на постоянное проживание в США; юридические лица, созданные по праву США, включая иностранные филиалы; любое лицо, находящееся на территории США.
Подсанкционные лица (designated persons) определяются по решению Казначейства, а сам санкционный список (specially designated nationals list – SDN List) ведется OFAC. Кроме SDN List существует также понятие Non-SDN List, в который включаются компании, в отношении которых применяются только отдельные ограничения санкционной программы. В отношении Республики Беларусь такой механизм не применяется, однако 3 белорусских банка попали в Non-SDN список в рамках российских санкций.
Актуальное состояние санкционных списков можно проверить на официальном сайте OFAC или в специальном ресурсе Sanctions Search.
Санкции США носят «зонтичный» характер, то есть распространяются на подконтрольные подсанкционному лицу компании, даже, если они прямо не предусмотрены в санкционном списке. Однако механизм определения контроля существенно отличается от британского и европейского подхода.
Ключевой критерий контроля – владение подсанкционным лицом прямо или косвенно 50% и более долей (акций) в компании. К таким подконтрольным компаниям применяются те же ограничения, что для самого подсанкционного лица.
Примеры:
Основные отличия с британским и европейским подходом стоят в том, что:
Формально, на компанию, в которой подсанкционное лицо владеет 49% акций, санкции США не распространяются, но не всё так просто. Как отмечает OFAC, такая компания может быть:
В случае нарушения санкций США предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа на сумму до 1 000 000 долларов США и (или) лишение свободы на срок до 20 лет. Такие размеры ответственности часто мотивируют иностранные компании, не только американские, заниматься оверкомплаенсом (overcompliance), то есть отказываться от участия в сделках, даже при отсутствии санкционных рисков, вплоть до полного отказа работать в регионе.
Первичные и вторичные санкции США
Первичные санкции (primary) носят достаточно классический характер и требуют соблюдения только резидентами США (US persons). Именно такие санкции действуют в отношении Беларуси.
Вторичные (secondary) санкции США
Вторичные санкции носят экстерриториальный характер. Суть вторичных санкций состоит в том, что Президент США вводит санкции в отношении резидентов третьих стран (не США и не подсанкционной страны), которые активно сотрудничают с подсанкционными лицами. Наиболее известный пример, ст. 226 Акта о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), которая предусматривает изменения в украинскую программу санкций против России, и устанавливает обязанность Президента США вводить санкции против иностранных финансовых институтов, которые, совершают существенные операции в интересах подсанкционных лиц.
На момент публикации материала в отношении Беларуси вторичные санкции не применяются.
Дополнительные основания для введения санкций США
Основная задача Указа состоит в расширении категории лиц, к которым могут быть применены санкционные ограничения.
В том числе, Указ предусматривает, что санкции могут быть введены в отношении лиц, осуществляющих деятельность в следующих секторах:
Указ не вводит секторальные санкции в отношении Республики Беларусь, в отличие от недавних санкций Великобритании и ЕС. Перечисление секторов экономики означает исключительно то, что компании этих секторов могут попасть под блокирующие санкции. Аналогичный механизм применяется в отношении России.
Соответственно, санкции не распространяются автоматически на всех лиц, осуществляющих деятельность в указанных секторах экономики, однако осуществление деятельности в указанных секторах, влечет повышенный риск попасть под следующее расширение санкций.
Лицензия от 09.08.2021 № 4
В связи с включением в санкционный список ОАО «Беларуськалий» OFAC выдал генеральную лицензию на право завершения резидентами США текущих операций с указанной компаний и подконтрольными ей компаниями до 08.12.2021
По общему правилу ограничения для подсанкционных лиц и подконтрольных им компаний вступают немедленно, и любые операции с ними требуют получения лицензии OFAC. В определенных случаях, OFAC может выдать генеральную лицензию, то есть распространяющуюся на всех лиц, для завершения текущих операций.
Аналогичная лицензия от 19.04.2021 №2H выдавалась для завершения операций до 03.06.2021 с отдельными белорусскими компаниями в области нефтепереработки и химической отрасли.
Обзор санкционного режима США, ЕС и России
Международные санкции против Российской Федерации были впервые введены в 2014 году Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом, следом за которыми ряд других стран также ввели ограничения. Ниже мы предлагаем Вашему вниманию краткий обзор регулирования санкций США и ЕС, а также контрсанкций Российской Федерации, которые имеют место к настоящему моменту.
Компания Данилов и Партнеры обладает большим опытом в сфере международных сделок, в том числе подготовки соглашений с учетом международных санкций. В случае, если Вас заинтересовала информация о международных санкциях или Вы бы хотели получить более подробную консультацию, пожалуйста, свяжитесь с нашим офисом.
• В течение 2014 года были введены блокирующие санкции против российских граждан и компаний, секторальные санкции против нефтегазового, финансового и оборонного секторов, санкции в отношении экспорта и импорта товаров с территории Крыма.
• В 2015 – 2016 году был расширен список лиц, включенных в список блокирующих и секторальных санкций.
• В 2017 году расширены блокирующие санкции, ужесточены секторальные санкции, принят Закон о противостоянии противникам Америки посредством санкций (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, сокращенно CAATSA), Пояснения к CAATSA (Guidance) и часто задаваемые вопросы (FAQ) 540-547, 579, 589.
• В августе 2018 года в Сенат внесен проект Закона о защите американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act). DASKA Act вносил изменения в CAATSA, расширяя возможности его применения.
• 27 января 2019 года Русал, En+ и Евросибэнерго исключены из списка блокирующих санкций.
• В конце февраля на сайте Конгресса США опубликован обновленный проект DASKA Act, который предполагает, усиление экономического, политического и дипломатического давления на Россию, усиление мер в отношении кибербезопасности, действий в отношении внешней политики и обороны, а также санкции в отношении российских банков, нефтегазового сектора, государственного долга, энергетических проектов, судостроительного сектора, государственных служащих и частных лиц Российской Федерации.
• 11 марта 2019 года введены блокирующие санкции против Еврофинанс Моснарбанка в связи с его поддержкой венесуэльской нефтяной компании Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA), которая также находится под санкциями США.
• 15 марта 2019 года расширены блокирующие санкции – в список включены 6 физических и 8 юридических лиц.
1.1. Блокирующие санкции
Список лиц, включенных в список блокирующих санкций, доступен на сайте Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List (“The SDN list”)) по ссылке https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/default.aspx. Последние изменения были внесены от 15 марта 2019 г.
Блокирующие санкции распространяются на любые действия (включая сделки, связанные с передачей, оплатой, экспортом, получением) в отношении имущества и долей в имуществе компаний или физических лиц, включенных в санкционный список. Санкции также распространяются на сделки с имуществом и долями в имуществе компаний, которые на 50% или более, индивидуально или совместно с другими лицами, прямо или косвенно принадлежат одному или несколькими лицами, которые включены в санкционный список блокирующих санкций.
1.2. Секторальные санкции
Список лиц, включенных в список секторальных санкций, доступен на сайте OFAC (Consolidated Non-SDN List) по ссылке https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/consolidated.aspx.
Секторальные санкции распространяются на некоторые сделки в отношении лиц, включенных в санкционный список секторальных санкций. Собственность лиц, включенных в список, не заблокирована, ограничены только конкретные сделки, при этом производные финансовые инструменты (деривативы) разрешены согласно Лицензии 1В. Объем ограничений зависит от применимой директивы. Применимая директива указана в списке лиц, включенных в список секторальных санкций.
Директива 1. Распространяется на Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Сбербанк, ВЭБ (Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»), ВТБ, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 1 (последние изменения от 29 сентября 2017 г.) запрещены любые действия, связанные с новыми займами (new debt) на срок более 14 дней или выпуск акционерных ценных бумаг (equity finance) лицам, включенным в санкционный список, и их дочерним компаниям, в которых таким лицам принадлежит более 50% долей/акций.
В отношении займов, выданных после 12 сентября 2014 и до 28 ноября 2017 установлен срок не более 30 дней. В отношении займов, выданных до 12 сентября 2014 года – срок не более 90 дней.
Директива 2. Распространяется на Газпром нефть, Новатек, Роснефть, Транснефть, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 2 (последние изменения от 29 сентября 2017 г.) запрещены любые действия в отношении долга, выпущенного после 28 ноября 2017 г. на срок более 60 дней.
В отношении займов, выданных после 16 июля 2014 г. и до 28 ноября 2017 г. установлен срок не более 90 дней.
Директива 3. Распространяется на Ростех, Рособоронэкспорт, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 3 от 12 сентября 2014 г. запрещены любые действия в отношении долга на срок более 30 дней.
Директива 4. Распространяется на Газпром, Газпром нефть, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз.
Согласно Директиве 4 (последние изменения от 31 октября 2017 г.) запрещены предоставление, экспорт и реэкспорт, прямо либо косвенно, товаров, услуг (кроме финансовых услуг) или технологии в поддержку разведки или добычи для глубоководных, арктических морских или сланцевых проектов, которые:
1. потенциально могут быть использованы для добычи нефти в Российской Федерации или в морской зоне, заявленной Российской Федерацией и простираются от его территории, участником которого является любое лицо, включенное в санкционный список согласно Директиве 4, или в которых задействовано (involve) их имущество (property) или доли в имуществе.
2. инициированы после 29 января 2018 г. и потенциально могут использоваться для производства нефти в любой юрисдикции, и в которых лицо, включенное в санкционный список согласно Директиве 4, (а) обладает 33 и более процента владения или (б) обладает большинством голосов. Те же правила распространяются и на проекты, в которых задействовано имущество или доли в имуществе таких лиц.
В продолжение санкций OFAC регулирование ограничения на экспорт и реэкспорт товаров также установлено Бюро промышленности и безопасности США (Bureau of Industry and Security или сокращенно BIS). Правила BIS должны рассматриваться в совокупности с санкциями OFAC.
1.3. Санкции в отношении экспорта и импорта товаров, технологий и услуг из Крыма
Санкции в отношении экспорта и импорта товаров, технологий и услуг из Крыма распространяются на: (1) новые инвестиции на территории Крыма со стороны граждан и компаний США, вне зависимости от местонахождения таких граждан и компаний (2) ввоз в США, прямо либо косвенно, любых товаров, услуг или технологий из Крыма, (3) экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо либо косвенно, из США или гражданами или компаниями США, вне зависимости от местонахождения таких лиц, любых товаров, услуг или технологий на территорию Крыма, (4) любое одобрение, финансирование, способствование или гарантии граждан или компаний США, вне зависимости от местонахождения таких лиц, в отношении сделок иностранного лица в случае, если бы такая сделка попала под запрет в случае её совершении гражданином или компаний США или на территории США.
Общая лицензия №4 предусматривает список исключений из общего запрета в виде перечня сельскохозяйственных товаров, лекарств, медицинских принадлежностей и запасных частей, которые разрешены к ввозу и реэкспорту с территории и на территорию Крыма.
1.4. Закон о противостоянии противникам Америки посредством санкций от 2 августа 2017 (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act или сокращенно CAATSA)
Секции 215 — 238 Части 1 CAATSA посвящены санкциям против России.
CAATSA является продолжением Приказов (Executive Orders), изданных ранее, и Закона о поддержке свободы на Украине (Ukraine Freedom Support Act, 2014). Закрепляет предыдущие санкции в форме закона. Расширяет действующие санкции и вводит возможность вторичных санкции. Ограничивает полномочия Президента по отмене и изменению санкций — вводит необходимость одобрения конгрессом действий Президента США, которые (а) отменяют санкции или отменяют их действие в отношении конкретных лиц, (б) существенно изменяют внешнюю политику США. Вводит перечень полномочий Президента по введению санкций. Расширяет возможность санкций в отношении компаний с государственным участием в железнодорожном секторе, металлургическом и добывающем сектора Российской экономики.
Разъяснения по применению норм CAATSA даны в Руководстве (Guidance) от 31 октября 2017 и Часто задаваемых вопросах (FAQ) 540-547, 579, 589.
Приказ (Executive Order) 13849 от 20 сентября 2018 г., изданный в продолжение CAATSA, уполномочивает министра финансов, Государственного Секретаря, а также Президента США вводить дополнительные санкции, включая среди прочего, (1) запретить любому финансовому учреждению США выдавать кредиты или предоставление кредитов лицу под санкциями; (2) запретить любые операции в иностранной валюте, которые подпадают под юрисдикцию США; (3) запретить любые переводы кредитов или платежей между финансовыми учреждениями или любым финансовым учреждением, подпадающие под юрисдикцию США; (4) запретить любому лицу Соединенных Штатов инвестировать или покупать значительные суммы акций или долговых инструментов лиц под санкциями.
1.5. Проект Закона о защита американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act)
Проект Закона о защита американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act) был внесен в Сенат в августе 2018. Он предлагал изменения в CAATSA, расширяя возможности его применения. DASKA Act не был принят в форме закона до конца 2018 года. 13 января 2019 года пять сенаторов внесли новый проект DASKA Act. В конце февраля 2019 года обновленный проект DASKA Act опубликован на сайте Конгресса США. Согласно опубликованному проекту DASKA Act содержит следующие положения:
Санкции в ответ на предполагаемое вмешательство России в демократические институты за рубежом.
• Санкции против российских банков, которые поддерживают усилия России по подрыву демократических институтов в других странах;
• Санкции в отношении инвестиций в российские проекты СПГ за пределами России: санкции против лиц, инвестирующих в такие проекты более 1 млн долларов США или в совокупности более 5 млн долларов США за период 12 месяцев;
• Санкции в российском кибер-секторе: санкции против лиц, включая финансовые институты, которые участвуют в значительных сделках с любым лицом на территории Российской Федерации, которые способствуют преступной кибердеятельности;
• Санкции в отношении государственного долга России;
• Санкции в отношении поддержки разработки запасов сырой нефти в России: против лиц, которые продают, передают в аренду или поставляют в Российскую Федерацию товары, услуги, технологии или предоставляют финансирование или поддержку стоимостью более 1 млн долларов США или совокупной рыночной стоимостью более 5 млн долларов США за период 12 месяцев, если они могут использоваться или существенно способствовать (1) разработке сырой нефти в Российской Федерации, (2) добыче сырой нефти в Российской Федерации, включая поддержку строительства, модернизации и ремонта инфраструктуры, которые будут способствовать добыче сырой нефти на территории Российской Федерации;
• Санкции против заявленных российских энергетических проектов за пределами России: против лиц, инвестирующих в энергетические проекты, поддерживаемые компаниями с государственным участием или государственными компаниями Российской Федерации, стоимостью более 250 млн долларов США;
• Санкции против политических деятелей, олигархов, членов их семей и других лиц.
Санкции в ответ на политику России в отношении Украины.
Среди других положений законопроекта.
• действия в отношении внешней политики и обороны, такие как запрет на выход США из НАТО без одобрения двумя третями голосов в Сенате; поставка военного оборудования в страны НАТО для снижения зависимости некоторых стран НАТО от российского военного оборудования; требование о подготовке Государственным Секретарем доклада о том, соответствуют ли действия России критериям, которые позволили бы признать ее государством – спонсором терроризма; положения, направленные на оказание давления на российское правительство в связи с применением химического оружия; подготовка отчета о собственном капитале и активах Владимира Путина; отчета об убийстве лидера российской оппозиции Бориса Немцова и еще нескольких отчетов в отношении лиц, определенных Президентом США; создание Фонда противодействия России, который будет оказывать помощь европейским странам.
• действия в отношении внешней кибербезопасности, такие как создание Национального центра обмена информацией (Fusion Centre) для реагирования на гибридные угрозы, для реагирование на российскую дезинформацию и другие возникающие угрозы, исходящие от Российской Федерации; создание Управления киберпространства и цифровой экономики в рамках Государственного департамента для управления дипломатическими усилиями, связанными с международной кибербезопасностью, доступом в Интернет, свободой в Интернете, цифровой экономикой, киберпреступностью, сдерживанием и реагированием на киберугрозы.
• принятие двух законов: (1) Международный закон о предупреждении киберпреступности, который даст прокуратуре возможность отключать бот-сети и другую цифровую инфраструктуру, которая может использоваться для широкого спектра незаконных действий; возбудить уголовное дело в отношении лиц, которые сознательно атакуют критически важную инфраструктуру, включая плотины, электростанции, больницы и избирательную инфраструктуру; запретить киберпреступникам продавать доступ к бот-сетям для проведения кибератак; (2) Закон о защите честности избирательных систем, который позволил бы Министерству юстиции налагать взыскания за взлом любой системы голосования, которая используется на федеральных выборах.
• требование к американским страховым компаниям предоставлять информацию в сделках с высокой стоимостью о бенефициарных владельцах организаций, которые приобретают жилую недвижимость.
1.6. Ответственность за нарушение американских санкций:
• административный штраф до 250,000$ или двойной размер стоимости сделки, в зависимости от того, что больше;
• уголовная ответственность – штраф до 1,000,000$, или тюремное заключение до 20 лет, или оба вида наказания.
В 2018 Cobham Holdings, Inc. оплатила 87,507$ в качестве отступного в связи с потенциальной ответственностью за нарушение блокирующих санкций в отношении Алмаз-Антей. В 2017 ExxonMobil Corp. был начислен штраф в размере 2,000,000$ за нарушение блокирующих санкций.
В отношении некоторых категорий сделок или конкретной сделки может быть выдана общая лицензия или специальная лицензия, соответственно, которая допускает их совершение. К настоящему времени выдано 16 общих лицензий, список таких лицензий доступен на сайте OFAC https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/ukraine.aspx.
Разъяснения по применению санкций ЕС были выпущены 25 сентября 2015 года и опубликованы на сайте Европейского Совета https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ukraine-crisis/.
2.1. Блокирующие санкции.
Регулируются Постановлением Совета (ЕС) № 269/2014 от 17 марта 2014 года, Имплементационным постановлением Совета (ЕС) № 810/2014 от 25 июля 2014 года, Имплементационным постановлением Совета (ЕС) № 826/2014 от 30 июля 2014 года, Постановлением Совета (ЕС) № 959/2014 от 8 сентября 2014 года и Имплементационным Постановлением Совета (ЕС) № 961/2014 от 8 сентября 2014 года.
По аналогии с американскими блокирующими санкциями запрещены любые действия с собственностью лиц, включенных в “черный список”. В “черный список” включены на настоящий момент 170 человек и 44 компаний. Последние изменения были внесены в список в марте 2019 в связи с добавлением 8 лиц, причастных к «обострению ситуации в Керченском проливе и Азовском море».
Изменения в список вносятся Решениями Совета Европейского Союза, которые доступны по ссылке https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2014/145(1)/. Последний раз блокирующие санкции продлевались в марте 2019 года, в настоящий момент действуют до 15 сентября 2019.
2.2. Секторальные экономические санкции.
Регулируются Решением Совета 2014/512 / CFSP от 31 июля 2014 года, Постановлением Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014, Постановлением Совета (ЕС) № 960/2014 от 8 сентября 2014 и Постановлением Совета (ЕС) № 1290/2014 от 4 декабря 2014.
Последний раз секторальные экономические санкции были продлены до 31 июля 2019.
Список лиц, на которые распространяются санкции: Сбербанк, ВТБ Банк, Газпромбанк, ВЭБ (Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»), Россельхозбанк, ОПК Оборонпром, Объединенная авиастроительная корпорация, Уралвагонзавод, Роснефть, Транснефть, Газпром нефть, а также их дочерние компании.
Запрещено прямо либо косвенно покупать, продавать, предоставлять брокерские услуги или содействовать в выпуске или иным образом иметь дело с ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашении более 90 дней, если выпущены между 1 августа 2014 и 12 сентября 2014 г., и более 30 дней, если выпущены после 12 сентября 2014 г.; запрещено предоставлять или быть стороной любого соглашения в отношении займа или кредита на срок более 30 дней.
2.2.1. Запрет на импорт военных товаров и технологий в РФ
Запрещено предоставлять прямо либо косвенно техническую помощь и финансовую помощь, в отношении товаров и технологий, перечисленных в списке военного оборудования и технологий Европейского Союза (Common Military List of the European Union) (последняя версия от 9 февраля 2015 г.) или связанную с предоставлением, производством, техническим обслуживанием или использованием товаров, включенных в этот список для любого физического или юридического лица в Российской Федерации.
2.2.2. Запрет на импорт товаров и технологий двойного назначения.
Распространяется на АО Сириус, ОАО Станкоинструмент, ОАО Химкомпозит, АО Калашников, АО Тульский оружейный завод, НПК Технологии Машиностроения, АО Высокоточные комплексы, ОАО Алмаз Антей, ОАО НПО Базальт.
Запрещено предоставлять прямо либо косвенно техническую и финансовую помощь, в отношении товаров и технологий двойного назначения (товаров, которые полностью или в части, могут использоваться для военных целей) или связанную с предоставлением, производством, техническим обслуживанием или использованием таких товаров для предприятий, включённых в список.
2.2.3. Запрет на импорт оборудования для добычи нефти в РФ
Запрещено без предварительного одобрения продавать, поставлять, перевозить или экспортировать, прямо либо косвенно, технологии, перечисленные в Списке, любому физическому или юридическому лицу в России или другом государстве, если такое оборудование или технология будет использоваться в России. Оборудование включается в список, если оно подлежит использованию для добычи и разведки глубоководной нефти, арктической нефти или сланцевых проектов в Российской Федерации.
2.3. Запрет на импорт и экспорт товаров, деятельности на территории Крыма
Регулируется Постановлением Совета (EU) No 692/2014 с изменениями.
Запрещены продажа, ввоз, экспорт некоторых товаров и технологий, связанных с транспортом, телекоммуникациями, энергетикой, разведкой и добычей нефти, газа и полезных ископаемых любому юридическому или физическому лицу на территории Крыма либо для использования на территории Крыма, а также предоставлять, прямо или косвенно, финансирование или финансовую помощь, а также страхование и перестрахование, техническую помощь или брокерские услуги, связанные с импортом таких товаров. Запрещены также услуги, связанные с туристической деятельностью в Крыму или Севастополе, приобретение недвижимости, долей/акций, предоставление займов и финансирования, создание совместного предприятия, инвестиционные услуги.
2.4. Ответственность за нарушение европейских санкций
Ответственность за санкции ЕС установлена законодательством каждого конкретного государства — члена ЕС. Например, в Великобритании ответственность в настоящий момент составляет до 1 млн GBP или до 50% стоимости сделки.
III. Контрсанкции Российской Федерации
3.1. Экономические меры
Установлены Федеральным законом от 04.06.2018 N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Специальные экономические меры вводятся Правительством РФ по решению Президента РФ против недружественных государств, в частности против США, а также организаций, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ним.
Могут применяться следующие меры воздействия:
• прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации;
• запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства;
• запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств;
• запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц;
• запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества; а также
• иные меры в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
3.2. Блокирующие санкции
Аналогично блокирующим санкциям США и ЕС, Постановлением Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592» установлен перечень физических и юридических лиц, в отношении которых введены специальные экономические меры.
В отношении лиц, включенных в список, а также в отношении контролируемых такими лицами организаций блокируются (замораживаются) безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и имущество на территории Российской Федерации, установлен запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории Российской Федерации.
3.3. Запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 N 774 установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. Запрет действует до 31 декабря 2019 г.
Настоящий обзор международных санкций подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.