Что такое nft art
NFT и криптоискусство – новый громкий (и странный) тренд, на котором зарабатывают миллионы и пиарятся
NFT и криптоискусство стали громким трендом последних недель, и чаще всего их обсуждают в связи со стоимостью лотов – которая иногда шокирует. В самом деле, сколько вы готовы заплатить за цифровую картину или небольшое видео, которые формально будут вашими, но останутся в общем доступе? Многие готовы отдать десятки тысяч долларов. А самый дорогой лот был недавно куплен на аукционе Christie’s за 70 млн долларов.
Разбираемся, что такое NFT и криптоискусство, сколько на этом можно заработать, и как новый тренд будет полезен пиарщикам, дизайнерам и художникам.
Что такое NFT и криптоискусство?
NFT – это невзаимозаменяемый токен. Если очень упрощенно, он представляет собой запись с информацией, которая вносится в цепочку блокчейна. Эту запись видят все участники блокчейна, ее нельзя подменить или удалить. Данные о содержимом записи находятся в общем доступе – что делает NFT идеальной технологией для фиксирования права владения каким-либо объектом.
В случае цифрового искусства NFT представляет собой запись о создателе цифровой картины или файла и информацию о всех последующих ее продажах, владельцах и стоимости.
В Рунете цифровое искусство, продаваемое с помощью технологии NFT, также называют криптоискусством.
NFT как технология существует уже несколько лет, но настоящий бум ее случился, когда с ее помощью стали продавать цифровые предметы, включая цифровое искусство.
Где продают и покупают криптоискусство?
Для покупки и продажи предметов NFT-искусства существуют специализированные маркетплейсы. Поскольку NFT возникли на основе смарт-контрактов Ethereum, большинство этих маркетплейсов проводит сделки в блокчейне Ethereum, хотя есть и исключения.
С некоторыми из популярных площадок для продажи криптоискусства можно познакомиться в этом видеообзоре:
Площадки для продажи NFT-искусства:
Конечно, есть NFT-маркетплейсы и с другой тематикой. Например, на NBA TopShot продают цифровые карточки и объекты, связанные с баскетболом – по сути, гифки за несколько тысяч долларов. А на AtomicHub можно купить цифровые игровые карты.
Порядок работы с маркетплейсами достаточно простой. Художник регистрируется и загружает работу. В случае, если маркетплейс работает на блокчейне Ethereum (а таких большинство), платит за включение в блокчейн первоначальной информации о картине/файле (от 15-20 долларов в долларовом эквиваленте). Затем картина продается, часто в формате аукциона.
Пример лота, размещенного на маркетплейсе SuperRare. На странице отображается информация о создателе файла, его текущем владельце и вся история его продаж. Этот файл стоит более 37 тыс. долларов
Некоторые файлы уникальны, что повышает их стоимость – но это, как правило, работы уже известных художников. Другие можно купить ограниченное количество раз – количество тоже разное, есть файлы, которые сам автор продает только в 10 экземплярах, есть те, которые автор продает несколько сотен раз. Часто такие работы покупают, чтобы затем выставить для перепродажи, многократно завышая цену. Количество перепродаж не ограничено.
На многих площадках, кроме стоимости, по которой первоначально продаются картины, есть система royalty (чаще всего 10 %) – художник получает дополнительное вознаграждение при каждой последующей перепродаже.
Сколько можно заработать: самые громкие продажи
Сейчас вы увидите NFT-произведения, которые стоят миллионы.
Начнем с самого известного: цифровой коллаж Beeple «Everydays: The First 5000 Days» 11 марта был продан на аукционе Christie’s за 69,3 млн долларов. Как ясно из названия, картина состоит из 5000 изображений – художник рисовал по одному изображению в день на протяжении 13 лет, начиная с 1 мая 2007 года.
Знаменитый коллаж Beeple за 70 млн долларов. Рассмотреть детали можно на сайте Christie’s
Конечно, никто бы не купил за такие деньги коллаж ноунейма: на момент продажи Beeple уже имел 1,8 млн подписчиков в Instagram, сотрудничал с брендами Louis Vuitton и Nike, а также создавал декорации для выступлений Кэти Пэрри и Childish Gambino.
Пример попроще. Создатель «Рика и Морти» Джастин Ройланд продал свои цифровые рисунки «The Best I Could Do» на общую сумму более чем в 1 млн долларов.
Создатель мема Nyan Cat продал его на Foundation более чем за 530 тыс. долларов.
Мем за 500 тысяч долларов
Мем Deal with it, также проданный на Foundation, почему-то стоил гораздо дешевле: в районе 26 тысяч долларов по текущему курсу.
В этой истории забавны две вещи. Во-первых, сожженная картина была одной из 500 копий, созданных Бэнкси в 2007 году, и мы сейчас посчитали только неподписанные копии. Приплюсуем еще 450 подписанных экземпляров. Получается, что в мире остается еще около тысячи аналогичных картин на бумажном носителе. Во-вторых, занятно само содержание картины, точнее, надпись на ней: «Я не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо».
Как бы то ни было, процесс сожжения все равно немного гипнотизирует:
Из российских художников одним из первых криптоискусство освоил Покрас Лампас: его работу «Transition» 11 марта купили за «скромные» 28 тыс. в долларовом эквиваленте.
За что платят, покупая NFT?
Это очень хороший вопрос. Объясняя стоимость и ценность NFT-искусства, часто проводят аналогию с «Моной Лизой»: это тоже очень растиражированный предмет искусства, но тем ценнее становится оригинал. Чем больше шума вокруг – тем выше стоимость картины.
Но кажется, у такой логики есть изъян: во-первых, «Мона Лиза» как картина уникальна и существует в единственном экземпляре. Криптоискусство могут продавать десятки и сотни раз – в этом плане оно скорее напоминает лимитированную коллекцию каких-нибудь кроссовок, только их нельзя надеть и потрогать – зато можно перепродать.
Во-вторых, сколько бы копий ни было создано с «Моны Лизы», ценностью обладает физический оригинал. На нем есть оригинальные мазки Да Винчи, своеобразное «присутствие» художника, пронесенное сквозь века. В случае с цифровой картиной этого присутствия нет или оно не чувствуется. Или есть люди, для кого оно ощутимо?
Как объяснить такие покупки с точки зрения психологии? И есть ли какой-то особый тип личности, расположенный к таким тратам? Решили спросить у психологов.
Понятно, что за успехом какого-либо проекта всегда стоит определенная человеческая потребность. Иногда эта потребность явная, иногда более глубинная. С одной стороны, люди, приобретающие за тысячи долларов цифровую картину, имеют такую же мотивацию, как и люди, купившие дорогие часы – желание чувствовать свою уникальность и некоторое превосходство над другими, свою особенность. Эти черты в психологии называются нарциссическими. К сожалению, мы живем в эпоху доминирования нарциссизма. Психика так устроена, что внутри человек как бы идентифицируется с купленным предметом, и уже уникальная картинка своей особенностью показывает не просто себя, а еще и личность владельца. Обычно эти черты личности формируются по разным причинам, таким как чрезмерная критика в детском возрасте, либо чрезмерное и неадекватное восхищение родителей (воспитание по типу «кумир семьи»), то есть там, где человеку не дали четкого адекватного восприятия себя, а также там, где есть убеждение, что любовь от людей можно получить только за что-то, за достижение или за некоторую уникальность.
Другая психологическая картина может быть у людей, имеющих накопительные черты, яркий пример – собирательство марок. Дело в том, что наша психика также выдает нам эмоциональное поощрение за достижение цели, и накопление чего-либо может стать неким наркотиком. Получение уникальной цифровой записи о владении чем-то может приносить удовлетворение, ведь по сути это мало чем отличается от собирания марок.
Любой бум на криптовалюту, так же, как и бум на криптоискусство, обусловлен жаждой наживы. В ситуации, когда социальное расслоение только нарастает и уже достигло беспрецедентных в историческом плане значений, любой, даже призрачный, шанс разбогатеть становится ниточкой, за которую пытаются уцепиться все, кто ставит себе такую цель. В этом отношении NFT ничем не отличается от феноменологии тюльпановой лихорадки в Голландии 17-го века или доткмов 20-го века.
Вряд ли можно утверждать, что к таким покупкам склонен определенный тип личности. Капиталистическая идеология, конечной целью которой является концентрация богатств в руках капиталиста, может довлеть над сознанием, независимо от типа личности.
Мы все интуитивно чувствуем наличие перспективы в этой технологии, сложно ведь спорить с тем, что за криптовалютами есть какое-то будущее, поэтому люди несут туда свои свободные деньги, это нормально, и в этом нет патологии. Проблема в том, что на данный момент этот инструмент явно не соответствует своей заявленной ценности и явно обладает признаками пирамиды.
Отечественные искусствоведы и аукционные дома с новым видом искусства пока предпочитают не связываться. Мы не смогли получить у них комментарий по поводу NFT-сделок с искусством. При этом о причинах популярности такого искусства уже рассуждают участники криптоиндустрии.
Внимание! Комментарии ниже могут носить субъективный характер и не являются призывами к покупке NFT-искусства.
В искусстве ценится новаторство и нестандартный подход. Обывателю может быть непонятно, почему красивые пейзажи, повторяющие реальность, или портреты, неотличимые от фотографий, стоят копейки, а коллаж, инсталляция из предметов быта или нарезка странных видеоотрывков стоит миллионы. Но это очень примитивный подход, который просто показывает, что человек не понимает, что искусство – это не исключительно подражание окружающему миру. Это поиск себя, новые пути самовыражения. И так было всегда. Кубизм, примитивизм, сюрреализм, поп-арт – каждый раз это нечто новое, чего раньше не было. Ценность предмета искусства – в его новизне, неповторимости в контексте предыдущих течений искусства.
NFT наиболее органично вписываются в концепцию искусства: неделимые, неповторимые, каждый токен уникален. Это такой симбиоз традиционных форм изобразительного искусства (даже коллаж – это уже давно не какое-то небывалое новаторство) и цифровых технологий, причем самый передовых из них, связанных с децентрализацией. Опять же, важен контекст – уже давно предметы искусства не оцениваются исключительно per se, сами по себе, в абсолюте. Нужен контекст, в котором появляется такой отчеканенный в цифре коллаж. А сейчас контекст просто обязывает как-то вносить элементы цифры в свое творчество.
Ценность цифровых предметов искусства складывается по такому же принципу, по какому складывается ценность обычных предметов искусства. Это уникальность, ограничение в количестве, трудозатраты на их производство, известность и опыт создателя. Тренд на NFT-токены только набирает обороты. Неопытные пользователи криптокошельков приобретают всё подряд, не разобравшись в теме. И зачастую вся покупка сводится к тому, чтобы купить что-то подешевле, чтобы тут же продать другому пользователю подороже. Который, в свою очередь, думает, что цена на токенизированный предмет искусства (который, я напомню, уникален, и второго такого нет, либо количество сильно ограничено) будет со временем только расти.
Почему люди готовы отдавать такие суммы? Я предполагаю, что богатым людям тоже хочется испытывать восторг от приобретения чего-то уникального. Приобретение цифровых предметов искусства – это сделки умных с богатыми.
Если человек верит в то, что токенизированный предмет ценен, либо есть другие желающие приобрести дороже этот предмет всё так же по принципу желания обладания чем-то уникальным, то предмет будет продаваться за любые суммы. Февраль и март 2021 года нам это показали.
Зачем вам знать про NFT-искусство
Если вы пиарщик или маркетолог
Новая технология пока не успела надоесть и выступает как отличный повод для PR-кампаний.
Так, ресторан быстрого питания Taco Bell 7 марта выставил на платформу Rarible больше 20 файлов, «вдохновленных тако». Кампания была приурочена к возвращению в меню ресторана картофельных блюд. Файлы были распроданы за полчаса, некоторые сейчас перепродаются.
Бренд могли бы обвинить в жадности, но в описании к каждому файлу указано, что 100 % прибыли от сделок будут переданы в собственный благотворительный фонд Taco Bell Foundation, Inc. Кампания спровоцировала появление огромного количества положительных упоминаний, в том числе на крупных порталах, вроде Business Insider.
В России новый тренд еще не взлетел на такой уровень, поэтому у кого-то из брендов есть все шансы выйти с российским аналогом кейса Taco Bell.
Первый твит от создателя «Твиттера» люди готовы купить за 2,5 млн долларов
Кроме Джека Дорси, на аукцион выставили свои твиты Илон Маск, Барак Обама, Марк Кьюбан, Элен Дедженерс и даже BBC News (у последних, правда, дела идут не очень: за твиты знаменитостей люди торгуются куда охотнее).
Кроме знаменитостей, выгоды в виде «пиар-баллов» и количества упоминаний при этом набирает и сам «Твиттер».
Если вы дизайнер или художник
Маркетплейсы с криптоискусством могут стать неплохим источником прибыли. На YouTube уже полно видео, вроде «Как превратить ваше искусство в NFT» (спойлер: залить на маркетплейс и заплатить за включение информации о вашем произведении в блокчейн). Но видео, на самом деле, довольно полезное, по крайней мере, для новичков.
Начать можно с биржи, где нет отбора работ (см. список в начале статьи). Конечно, если у вас еще нет громкого имени, вероятность того, что кто-то купит вашу работу за несколько тысяч долларов, довольно мала. Но несколько десятков или сотен долларов – вполне реальная сумма, особенно с возможностью продавать произведение несколько раз и с роялти за последующие сделки.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Год трех букв: почему NFT стал главным арт-трендом 2021-го
Миллионы за цифры
NFT (non-fungible token, то есть невзаимозаменяемый токен) — это цифровой сертификат, основанный на блокчейне и гарантирующий уникальность объекта, к которому он привязан. Объект же может быть как физическим, так и виртуальным. Если прежде доказать свое владение какой-то картинкой или видеороликом, свободно доступным в интернете, было почти невозможно (потому, например, большинство произведений видео-арта тщательно оберегают от попадания в Сеть), теперь для этого появился понятный и надежный механизм, функционирующий по тому же принципу, что и криптовалюты.
Собственно, NFT и продаются за криптовалюту — чаще всего Etherium (Ξ), поскольку сертификат базируется именно на блокчейне «эфира». Но если еще год назад подобные сделки были всё-таки чем-то нишевым, узкопрофильным, а крупнейшие аукционные дома, художники и музеи просто игнорировали нарождающийся тренд, то в 2021-м мода на NFT захлестнула всё.
— В последние две-три минуты общее количество людей, которые следили за торгами либо на сайте Christie’s, либо с помощью других платформ, составляло 22 млн, — рассказал «Известиям» президент Christie’s в регионе EMERI Дерк Болл.
Криптопанки и скучающие обезьяны
Если рекордные продажи цифрового искусства, тем более через знаменитый аукционный дом, еще могут быть понятны с точки зрения традиционной логики коллекционеров, феномен так называемых collectibles, то есть цифровых артефактов нехудожественного плана, объяснить сложнее. Забавные, но примитивные NFT-картинки, выпускаемые большими тематическими сериями и продающиеся как по отдельности, так и наборами — «панками», вполне могут сегодня конкурировать по цене с шедеврами живописи.
Что можно делать с такими картинками? Например, поставить себе на циферблат «умных» часов и щеголять ими на тематических тусовках: коллеги-криптоинвесторы будут впечатлены. Хотя вряд ли кто-то станет покупать такие аватарки с прицелом на долгосрочное хранение. Полагаем, обладатель с радостью избавится от иллюзорного актива, как только получит выгодное предложение. Следовательно, на сегодняшний день это инструмент спекуляции в первую очередь и демонстрации своего статуса — во вторую.
Но не исключено, что NFT-картинки становятся новой валютой, чем-то вроде золота, то есть ресурса, ценность которого в том, что количество его ограничено, а подделка невозможна. И здесь наличие блокчейн-сертификата определяющее.
Твиты, коды, арт-проекты
Правда, российские компании и разработчики пока не вступили в гонку по продаже collectibles — по крайней мере если иметь в виду крупных игроков. Вероятно, нам только предстоит увидеть на аукционе строки кода «Яндекса», первые варианты дизайна VK и какие-нибудь наборы NFT-аватарок с Масяней. Но пока из отечественных деятелей активность в этой сфере проявляют прежде всего художники. Среди них как мэтры, типа AES+F, так и молодые, хотя уже достаточно известные стрит-артисты Покрас Лампас и Миша Most.
Выставка AES+F «Предсказания и откровения», Санкт-Петербург
— Мы отреагировали на такую возможность продвижения и планируем не только выпускать клипы из существующих видеоработ, но и создавать специальные проекты на платформе NFT — куда более сложные, чем то, что уже существует. Здесь много перспектив для дальнейшего развития. Сейчас же у нас пока только разминка, — поделился с «Известиями» Евгений Святский (AES+F).
Речь идет о составной части проекта «Турандот-2070» на базе NFT, пояснил его коллега по арт-группе Лев Евзович.
— Мы создадим специальные медиаалтари, демонстрация которых будет синхронизирована с лунным календарем, то есть в течение 28 дней общая картина будет наполняться фрагментами, и только раз в месяц удастся увидеть изображение целиком. Также предполагается, что это будет привязано к разным местам земного шара. Человек, который смотрит инсталляцию, скажем, где-то в Австралии, увидит иное, нежели зритель в России. Все эти алгоритмы будут заложены в NFT, — подчеркнул художник в беседе с «Известиями».
Крупнейшие западные художники тоже включились в продюсирование NFT-проектов. Так, Дэмиен Херст создал 10 тыс. физических рисунков (серия Currency) и предложил коллекционерам выбор: купить подлинник или получить его цифровую копию с NFT. В первом случае токен будет деактивирован, во втором — уничтожен бумажный оригинал. Херст предлагает задуматься, что дороже в современном мире — физический или виртуальный объект, и принять непростое решение. Технология в данном случае стала не просто коммерческим инструментом, но основой концепции масштабной арт-акции.
Продать нельзя купить
Перспективы NFT оценили и музеи, включая российские. Представители многих арт-институций признавались «Известиям», что хотели бы иметь в собрании NFT-работы ведущих художников. Но препятствием здесь оказалось несовершенство законодательства: правовой статус токенов, равно как и криптовалют, у нас не определен.
— Мне неизвестны музеи, которые уже покупают на аукционах NFT. Тем более это относится к российским музеям. Вопрос хранения NFT открыт. Для его решения требуется изменение законодательной базы — не только российской, но и мировой — легализация обращения разных типов криптовалют, — объясняла «Известиям» директор-основатель Мультимедиа Арт Музея Москвы (МАММ) Ольга Свиблова. Отчасти, для того чтобы создать площадку для обсуждения этой темы, Свиблова инициировала проведение первой международной биеннале «Искусство будущего». Экспозиция, включающая и NFT-работы, сейчас демонстрируется в МАММ.
Ну а главной музейной сенсацией года стал выпуск Эрмитажем собственной коллекции NFT — в нее вошли цифровые копии великих шедевров, в диапазоне от Леонардо да Винчи до Василия Кандинского. Чтобы избежать возможных юридических претензий со стороны государства, Эрмитаж проводил сделку через западных посредников — крупную криптобиржу. Суммарный доход музея составил, по словам директора Михаила Пиотровского, 24 млн рублей, из них 5 млн отправилось в казну Санкт-Петербурга в качестве налогов.
Конечно, вся эта спецоперация не столько про искусство, сколько про деньги. Строго говоря, NFT-репродукции в данном случае оказываются чем-то вроде сувенирных объектов. Но сам факт, что великий классический музей, не испытывающий дефицита в финансировании, пошел на такой шаг, означает, что NFT— уже не маргинальное явление, а глобальный тренд.
Впрочем, и среди музеев пока нет единства в отношении NFT. Например, директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак сообщила, что Пушкинский пока не собирается приобретать NFT-арт.
— Не хочется делать поспешный шаг, не имея возможности толком спрогнозировать следующий. Нам же не нужен хайп на NFT — нужны взвешенные решения, — подчеркнула Марина Лошак. — Мы с вами говорим про музей. А музей должен в таких ситуациях немного замедлиться и посмотреть, как всё развивается, на какой уровень выходит.
По словам директора, в перспективе музей, возможно, может выпустить токены цифровых версий некоторых работ из собрания ГМИИ, подобно тому, как это сделал Эрмитаж, но владение произведениями современных художников с NFT сейчас даже не рассматривается.
Что ж, возможность посмотреть, как всё развивается, у всех нас наверняка еще будет. Ведь одно понятно без сомнений: NFT — это надолго.
Мем, твит и разноцветная колбаса: самые громкие NFT‑продажи
Рассказываем, что такое токены и почему продавать то, чего нет, особенно выгодно.
Криптоискусство стало трендом этого года и новым способом заработка для художников и коллекционеров. Арт-объекты продают и покупают в формате NFT. Аббревиатура расшифровывается как non-fungible token или «невзаимозаменяемый токен» — это виртуальный сертификат, который гарантирует подлинность произведения и даёт на него эксклюзивные права. Самые дорогие токены стоят десятки миллионов долларов.
Однако критерии успеха на этом рынке непредсказуемые. Продавать в NFT можно не только собственные картины — на ура идут старые мемы, сканы классических полотен, виртуальная одежда и недвижимость. А многие бренды уже используют NFT-маркетплейсы как новую PR-площадку. Рассказываем о неочевидных идеях криптобизнеса.
Из этой статьи вы узнаете:
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Как продаётся классика
В начале сентября на рынок NFT-искусства вышел Эрмитаж. На криптобирже Binance музей выставил на аукцион пять цифровых копий картин из своей коллекции — работы Кандинского, Ван Гога, Моне, да Винчи и Джорджоне. Стартовая цена одного NFT составляла десять тысяч долларов. Скан «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи ушёл дороже всего — за 150 тысяч долларов.
Это не первый случай, когда копии музейных экспонатов покупают на крипторынке: в качестве инвестиции — чтобы позднее продать токен дороже — или в знак поддержки музею. Ранее Галерея Уффици выставила на торги цифровую копию «Мадонны Дони» Микеланджело — её купили за 170 тысяч долларов. В своём интервью Art Insider директор музея Айк Шмидт отметил, что рынок NFT позволяет компенсировать музею финансовые потери, возникшие из-за пандемии.
Создание токенов с музейными экспонатами становится тенденцией. В конце сентября Британский музей по случаю открытия выставки Кацусики Хокусая выпустил токены с открытками на основе его работ.
Готовится более 200 цифровых версий разных произведений Хокусая — от самых популярных до малоизвестных. Некоторые выставят на аукцион, а другие планируют продавать по фиксированной цене. Токены будут представлены на новой NFT-площадке LaCollection, созданной чтобы помочь музеям и галереям приобщиться к крипторынку.
Как монетизируют мемы
Одно из самых известных произведений в формате NFT — мем с летающим котом. Гифка, которую называют Nyan Cat, впервые покорила интернет в 2011 году. Это она:
В феврале её автор, Кристофер Торрес, в честь десятилетнего юбилея своего триумфа продал произведение как арт-объект в NFT-формате. Токен купили за 590 тысяч долларов.
Вопреки всеобъемлющей моде на «котиков», более коммерчески успешным оказался мем с собакой Doge.
Мем появился в 2010 году: японская учительница Ацуко Сато выложила в интернет снимок своей собаки, и он быстро разошёлся по социальным сетям. Пик популярности Doge пришёлся на 2013 год, а спустя пять лет в честь мема была названа криптовалюта Dogecoin.
NFT-токен Сато выставила на аукцион этим летом. Его купили за четыре миллиона долларов, часть вырученных средств отдана на благотворительность. А новый владелец перепродаёт произведение криптоискусства по частям — технология позволяет делить токены между покупателями. Doge поделён на 17 миллиардов единиц, из которых пятую часть продают по цене меньше доллара.
Спрос на мемы в формате токенов пока не падает: в сентябре эту известную фотографию девочки её семья продала на криптобирже за 74 тысячи долларов.
Всё для жизни: цифровая одежда, обувь и недвижимость
DIgital-одежда появилась ещё в 2019-м — это были 3D-костюмы, которые можно было «надеть» на фотографии. Эту услугу вручную выполняли дизайнеры-производители нарядов. Так выглядит результат этой работы:
Предполагалось, что технология станет популярной среди блогеров, которым нужно регулярно появляться в новом образе. Но широкого распространения такие цифровые костюмы не получили: в частности из-за того, что «надеть» костюм на модель можно было только вручную.
Тем не менее сейчас на цифровую одежду и обувь есть спрос на NFT-платформах. Известные модные дома и отдельные дизайнеры продают вещи, которые можно надеть на персонажа компьютерной игры или на себя.
При этом одеть в цифровую одежду непосредственно себя можно только на своём фото и с помощью дизайнера. Он делает так, чтобы ткань повторяла фигуру, а все складки при выбранном ракурсе были правдоподобными. С обувью дело обстоит технически проще: «примерка» доступна в приложениях дополненной реальности. Одно из самых популярных — Wanna Kicks для iOS или Android.
Существуют целые компании, специализирующиеся на цифровой одежде. Большую популярность весной приобрёл бренд виртуальных кроссовок RTFKT Studios за счёт успешных продаж на крипторынке. На аукцион было выставлено три NFT-пары, которые по частям раскупили 600 человек (конечно, все они получали кроссовки целиком, могли их «надевать» в приложении, просто владели частью токена). Ещё до начала торгов велась рекламная кампания и люди заранее могли «примерить» виртуальную обувь. Раскупили лоты быстро, за семь минут, а выручка компании составила больше трёх миллионов долларов.
За 2021 год несколько брендов сделали коллаборации с производителями игр при запуске виртуальных вещей в NFT. В августе Burberry совместно с Mythical Games выпустила в ограниченной серии целого персонажа. На него можно надевать разные аксессуары, разработанные модным брендом специально для игры.
Помимо отдельных предметов гардероба или экипированных персонажей, на NFT-платформах можно купить или продать целый дом. Цифровой, конечно. Весной за 500 тысяч долларов был приобретён Mars House, спроектированный художницей из Канады Кристой Ким. Покупатель получил файл, который может просматривать в виртуальной реальности.
Когда идея важнее красивой картинки
Что считать произведением искусства — философский вопрос: необязательно это картина, фотография или 3D-модель. Например, создатель Twitter Джек Дорси продал в формате NFT свой первый твит. Его приобрёл генеральный директор одной из блокчейн-компаний за 2,9 миллиона долларов.
Маркетинг на рынке NFT
Бренды активно используют NFT-платформы как ещё один канал коммуникации с аудиторией. Токены предлагают покупать в благотворительных целях или выигрывать во время различных акций. К продвижению через криптоискусство уже прибегли Audi, Lay’s, DKNY, Pizza Hut и другие.
Летом курьерская служба «Самокат» совместно с креативным бюро «Золотые тигры России» выпустила изображения с творчески переосмысленными продуктами питания. Пельмени, колбасу, выпечку и крупы раскрасили в яркие цвета и снабдили логотипом службы доставки. Эти токены разыгрывали среди покупателей: для участия нужно было оформить заказ на определённую сумму.
Burger King этой осенью начал разыгрывать свои токены. Проверить удачу клиентам предложили по QR-кодам, размещённым на коробках с заказами. Сеть фастфуда предлагает победителям не только виртуальные 3D-объекты, но вместе с ними реальные сувениры, подписанные музыкальными исполнителями, и возможность поговорить с кумирами по телефону.
We teamed up with @BurgerKing for a gamified #NFT experience. Get your #KeepItRealMeals box & scan the QR code. 🔥
(No pur. nec. 50 US/DC 18+. https://t.co/3OXSrY8Zsm acct reg req. Ends 10/10/21 or when Game Pieces exhausted. Rules, entry, odds & details https://t.co/vIdNx0HQzT) pic.twitter.com/ZRwkYMGKs4
Будут ли NFT стабильным источником дохода для художников, средством для геймификации в маркетинге или станут никому не нужны через год-другой — трудно судить. Продажи на рынке криптоискусства бывают действительно неожиданно впечатляющими, но речь идёт о единичных случаях. 18 сентября Bloomberg опубликовал анализ рынка, согласно которому лишь малая часть токенов пользуется спросом: 3% выставленных NFT занимают 97% объёма торгов. Большинство успешных продаж осуществляют медийные личности и крупные компании. И учитывая, что продаётся почти что угодно — от мемов до твитов, можно предполагать, что большие деньги платят не столько за художественную ценность, сколько за бренд.
Цифровая валюта, которая существует только виртуально, внутри автоматической платёжной системы. Самая известная криптовалюта — Bitcoin, но их существует несколько тысяч. В этот список входит и Dogecoin.
Эдвард Сноуден — бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США. Он известен тем, что в 2013 году обнародовал секретную информацию, подтверждающую слежку спецслужб за гражданами не только Америки, но и других государств.
В 2020 году суд Калифорнии признал действия спецслужб США незаконными: этому событию и посвящён цифровой портрет.
Олимпийское движение для людей с особенностями интеллектуального развития.