Что такое mooc курсы

Почему МООК — тупиковая ветвь онлайн-образования?

Почему студенты регистрируются на онлайн-программы и не заканчивают их? Почему не возвращаются после одного пройденного курса? Есть ли альтернативы массовым открытым онлайн-курсам? Делимся опытом команды Zavtra.Online, подразделением SkillFactory по работе с вузами.

МООК, они же MOOC, Massive Open Online Courses — это интерактивные образовательные курсы, доступные широкой аудитории онлайн. Каждый студент получает комплект видеолекций, текстовых конспектов, домашних заданий и тестов. И работает с ними самостоятельно. Прослушав курс и изучив информацию, участники таких программ, как правило, сдают итоговый экзамен. Именно по этой схеме работает большинство онлайн-курсов — хотя исследования раз за разом показывают, что такое обучение неэффективно.

В этом тексте мы, команда Zavtra.Online, расскажем, опираясь на научные исследования, о том, почему МООК не работают. И о новой системе, которая придет им на смену — исходя из собственного опыта по организации онлайн-программ. Важной частью этой системы мы считаем запуск отдела сопровождения студентов. И расскажем, как сами его выстроили в онлайн-магистратуре «Наука о данных» Zavtra.Online и НИТУ МИСиС, и как обойти подводные камни, которые возникают в процессе.

Набирать популярность МООК начали еще в 2012 году. Проанализировать эффективность этого подхода решили Джастин Райх и Хосе Руиперез-Вальенте, исследователи MIT, изучив статистику крупнейших образовательных платформ Coursera и edX и других образовательных программ и проанализировав данные с 2012 по 2018 год.

И вот какие проблемы МООК они обозначили:

● Эти курсы не удерживают внимание студентов

Среди студентов, начавших проходить бесплатные курсы, в среднем доводят их до конца только 4%. Даже платные программы завершают не все: в 2017-2018 годах сделали это только 46 % учащихся.

● Пройдя один курс такого формата, студенты не приходят на новый

Возвращаются к формату, по оценкам на 2016-2017 годы, всего семь процентов опробовавших его.

● Они не делают образование более демократичным или доступным

Онлайн-программы должны были дать доступ к престижному образованию тем, кто по разным причинам, в том числе финансовым или географическим, не мог себе его позволить. Но среди студентов онлайн-программ престижных школ 70 процентов по-прежнему составляют жители «богатых» стран. Из развивающихся же — всего 1,43 процента студентов.

● И в целом не меняют и не развивают систему образования

Они поддерживают уже существующие системы и образовательные организации. Но не дают того нового взгляда и нового подхода, которого от них ждали.

Последние два пункта — тема для отдельной беседы о путях развития EdTech как индустрии. Пока сосредоточимся на первых двух. Почему же студенты программ МООК не заканчивают обучение, даже оплатив его? Почему не возвращаются после прохождения одного курса?

МООК удобны для самих образовательных институций и для преподавателей — достаточно один раз записать курс, информацию не нужно повторять, не требуется личное присутствие. Но на удобство для студентов этот формат не ориентирован. Теоретически МООК должны облегчить им жизнь: можно заниматься из любой точки мира, самому строить стратегию обучения. Но на практике студенты просто оказываются брошены со всем объемом информации один на один. Такие курсы требуют очень высокого уровня самоорганизации, развитых soft skills — без этого пройти программу просто невозможно. А организаторам, в свою очередь, сложно следить за реальным прогрессом студентов, оценить их вовлеченность и мотивацию, вовремя поддержать.

Чтобы учеба в онлайн-формате была эффективна, показывает наш опыт, не обойтись без отдела сопровождения для студентов.

Мы постоянно проводим опросы среди студентов онлайн-магистратуры по Data Science. И делаем выводы из их ответов. Один из ключевых вопросов — что делает образовательный опыт более комфортным для вас? Часто студенты говорят, что очень важна возможность быстро получать ответы на возникающие в ходе работы вопросы. Все их можно разделить на три основных группы. Первая — вопросы обо всем, что касается самого образовательного процесса: расписаний, сроков, учебных планов и так далее. Вторая — о сложностях с недостатком времени или дисциплины. И, наконец, третья — затруднения с решением задач.

Когда студенты не получают быстрой обратной связи и помощи, они теряют запал и мотивацию учиться. Отдел сопровождения мы создавали, чтобы обеспечить системную оперативную поддержку студентам. Главные роли в нем играют эксперты курсов и кураторы студенческих групп.

Эксперты курсов — это специалисты, которые разбираются в темах учебных дисциплин. Они помогают студентам, если у тех возникают трудности в академических вопросах. Эксперты не выдают готовых верных ответов, а подталкивают учеников к пониманию темы. Их задача — дать комментарии по представленному решению, указать на недочеты, подсказать, на что обратить внимание. Также эксперты следят и за исправлением технических ошибок с нашей стороны, связываясь с авторами заданий и верстальщиками.

Кураторы студенческих групп решают вопросы из первых двух блоков. Они знают всё о своей группе студентов, информируют их о новых задачах и других изменениях, поддерживают в учебном процессе, если видят падение мотивации. Чтобы понимать, насколько успешно куратор взаимодействует с группой, мы опять же проводим опросы — каждую неделю. Респонденты могут не только оценить работу куратора по шкале классического NPS, но и оставить комментарий-характеристику. Часто достаточно и одного слова, чтобы уловить настроение студента.

Источник

Массовый открытый онлайн-курс

Массовый открытый онлайн-курс (massive open online course, MOOC) — вид дистанционных образовательных программ, предполагающий неограниченное число участников и открытый доступ через интернет.

М — massive (массовый). Большее (по крайней мере, на порядок) по сравнению с обычными дистанционными программами число участников; фактически численность участников курса в МООС никак не ограничивается.

О — open (открытый). Происходит в пространстве, доступном для любого участника; без ограничений чтения, просмотра, рефлексии и комментариев; процедура регистрации также доступна без ограничений для любого желающего; в базовых элементах курсы бесплатны для участников, но может взиматься плата за выдачу сертификатов об окончании, отбор и трудоустройство выпускников и т. п.

O — online (онлайн). Курс полностью проводится в дистанционном формате в сети интернет; используются как асинхронные (например, самостоятельное изучение материалов), так и синхронные (например, вебинары) методы электронного обучения (e-learning).

С — course (курс). Обладает всеми характеристиками курса: преподаватели и участники, учебные материалы, даты начала и окончания, в том числе отдельных модулей и иных событий внутри курса; предполагает наличие обязательных элементов контроля (текущего и итогового) результатов обучения; ряд университетов перезачитывают прохождение МООСs в своих образовательных программах; трудоемкость может выражаться в зачетных единицах.

Xарактеристики качественного MOOC

1. Мультимедийность и курирование контента — содержание курса передано в различных медийных форматах и видах цифрового контента; контент проходит тщательный отбор, для того чтобы соответствовать конкретным задачам.

2. Социальная коллаборация и вклад участников во взаимное обучение. Взаимодействие не ограничено учебной платформой, но может осуществляться в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т. п.

3. Географическая распределенность участников, притом что контент курса содержится в одном месте, доступном из любой точки мира.

4. Интерактивность во взаимодействии учащихся с преподавателем и контентом.

5. Единые требования «на выходе», жесткое расписание программы, полное прохождение курса как необходимое условие получения сертификата об окончании.

6. Непрерывный, многомодульный (состоящий из многих частей, сессий) опыт обучения.

7. Смесь асинхронного (в собственном ритме обучающегося), синхронного (в ритме всего потока) и основанного на когортах (в ритме отдельных групп внутри потока) электронного обучения.

8. Мотивация участников обучения с использованием всех доступных преимуществ современных технологий и подходов обучения (геймификация, микрообучение и т. д.).

Виды MOOCs

Экспертные MOOCs (expert MOOCs или xMOOCs) — наиболее распространенный тип MOOC, в котором курс ведет преподаватель (или группа преподавателей) по определенному учебному плану. Преподаватель выступает как экспертный провайдер знаний, а взаимодействие слушателей друг с другом ограничивается помощью в каких-то сложных вопросах, выполнением небольших совместных заданий, перекрестной оценкой работ друг друга. Цель курса — приобретение знаний и умений, определенных программой.

Коннективистские MOOCs (connectivist MOOCs или — cMOOCs) — строятся на взаимодействии обучающихся друг с другом для поиска ответов на учебные вопросы и/или коллаборации по совместным проектам. Цель курса — развитие совместных практик, приобретение нового знания и разделяемого участниками обучения понимания.

Наиболее известные MOOC-платформы

Coursera — крупнейшая коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году профессорами Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер.

edX — некоммерческая образовательная платформа, создана в 2012 году Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.

Udacity — коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году Себастьяном Труном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски.

Открытое образование — образовательная платформа, созданная Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими российскими университетами: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.

Модификации и альтернативы MOOCs

В зависимости от целевой аудитории

BOOC (big open online course) — большой открытый онлайн-курс. То же, что и МООС, но с меньшим количеством участников (обычно 50–60).

SOOC (selectively open online course) — выборочно открытый онлайн-курс. Это МООС, имеющий вступительные требования (барьеры) неконкурсного характера, чтобы уменьшить «немотивированное разнообразие» участников. В качестве такого требования может быть подтверждение какой-либо компетенции (прохождение вступительного теста) или наличие какой-либо квалификации (к примеру, наличие диплома по какой-либо специальности) и т. п. Логика таких ограничений в том, что более однородная целевая аудитория курса будет лучше способствовать коллаборации участников и улучшит результаты обучения.

СООС (corporate open online course) — корпоративный открытый онлайн-курс. Это MOOC, ограниченный целевой аудиторией компании.

SPOC (small private online course) — малый закрытый онлайн-курс; MCOC (massive closed online course) — массовый закрытый онлайн-курс. Курсы, предлагаемые конкретной целевой аудитории с четкой процедурой зачисления на программу и формирования групп, изучающих этот курс.

TORQUE (tiny, open-with-restrictions courses, focused on quality and efectiveness) — маленький, открытый c ограничениями онлайн-курс, сфокусированный на качестве и эффективности. Онлайн-курс, первоначально созданный для ограниченной аудитории отдельной образовательной организации, но впоследствии открытый для большей аудитории. В образовательной организации освоение такого курса рассматривается как пререквизит для изучения какой-либо дисциплины, либо как инструмент распространения знаний вовне.

В зависимости от дизайна и способа реализации

DOCC (distributed collaborative online course) — распределенный коллаборативный онлайн-курс. Обучающее решение, ограниченное группами студентов разных вузов. Организуется и проводится каждым вузом для своих студентов самостоятельно, содержание курса для всех одинаковое, а студенты разных вузов взаимодействуют друг с другом онлайн.

POOC (personalized open online course) — индивидуализированный открытый онлайн-курс. Виды избирательных открытых онлайн-курсов (SOOC) с гибкими технологиями управления содержанием и темпом изучения материала, «подстраивающихся» под когнитивную восприимчивость слушателей и их конкретное поведение.

S-POC (self-paced online course) — онлайн-курс самообучения. Онлайн-курс, предполагающий высокую степень гибкости, при которой обучающийся сам выбирает темп изучения и раздел курса, с которого он хочет начать обучение.

Примеры использования MOOC 1

«Банковское дело и финансы» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera

Курс разработан Школой финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка. Его цель — дать широкой аудитории представление о том, как функционирует банковская система.

Целевая аудитория — внешние пользователи, прежде всего студенты партнерских магистерских программ. Курс включает:

135 теоретических лекций, подготовленных преподавателями Школы финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка.

5 гостевых лекций-интервью лидеров банка, которые комментируют наиболее интересные события банковской сферы за последние несколько лет. Задача этого блока — дать практическую информацию по системе работы банка и по актуальным вопросам банковских финансов.

Более 50 тестовых вопросов.

Практические кейсы, которые являются единицей итогового контроля.

«Машинное обучение» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera

Курс разработан Школой риск-менеджмента Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка в 2019 г. Его цель — рассказать слушателям о том, как различные инструменты машинного обучения используют в банковском секторе.

Источник

МООС (МООК) и их ценность

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы

Наш сайт незаслуженно долго обходил вниманием такое явление в современном образовании как массовые открытые онлайн курсы. А они, между прочим, настолько быстро ворвались в нашу жизнь и стали такими популярными, что даже скептики поверили в начало революции в сфере дистанционного обучения. Поэтому, спеша исправить свой недочёт, мы начинаем публикацию серии статей, посвящённых МООК и всему, что с ними связано.

Что такое МООС?

МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). Это лишь недавно появившаяся, но уже завоевавшая признание по всему миру форма организации дистанционного обучения посредством Интернета. Сам термин появился в 2008 году, его авторство приписывают Д. Кормье и Б. Александеру.

Для пущего эффекта разберём аббревиатуру по составляющим её элементам. Это полезно не только для лучшего понимания явления, но и оценки его «революционности». Итак, «массовый». Это одна из особенностей МООК, поскольку на курс может записаться любое количество участников, другими словами, все заинтересовавшиеся. Никаких аудиторий, а, следовательно, и ограниченности мест. Суть характеристики «открытый» – в бесплатности всех материалов. Со временем появилось много МООК-платформ предлагающих платные курсы, в основном по программированию, но до уровня «бесплатных» лидеров отрасли им очень далеко. Ну а с «онлайн курсом» всё более-менее понятно. Это то же самое, что и университетский курс по какому-то предмету, но перенесённый в Интернет.

Зачем кому-то понадобилось это делать, да ещё и бесплатно? С распространением новейших коммуникационных технологий идея онлайн образования стала заботить умы всё большего количества людей (учёных, предпринимателей, студентов). МООК в этом отношении не стали пионерами области в прямом смысле. Ещё до их появления существовали многочисленные ресурсы, на которых размещались текстовые материалы лекций ведущих профессоров, а также аудио и видеофайлы. Причем не пиратские, как можно подумать. Многие свои учебные материалы Массачусетский технологический институт выложил в открытый доступ ещё до того, как появились первые МООК, в далёком 2001 году. А уже дальше, с развитием концепции, менялась и форма. Поэтому тот факт, что сегодня ведущие университеты мира тесно взаимодействуют с образовательными онлайн платформами, очень похож на формулу: «Если не можешь остановить это – возглавь это».

К тому же «бесплатность» лишь относительна. Нет-нет, для всех пользователей прохождение курса является полностью бесплатным. А вот за сертификат об окончании придётся уже заплатить. Правда, оно того стоит – в США многими учебными заведениями и работодателями они признаны официальными документами. В будущем мы, скорее всего, увидим это и в других странах. Зарабатывают собственники МООК-платформ и на продаже информации о лучших учениках, которых компании из соответствующих отраслей зачастую не прочь взять на работу. А для вузов и преподавателей это ещё и отличный способ прорекламировать себя и свои идеи. Поэтому здесь в выигрыше остаются все.

Но вернёмся к истокам развития МООК. Благотворительная инициатива МТИ была подхвачена другими университетами и в результате трансформировалась в идею массовых открытых онлайн курсов. Это в общих чертах была уже завершённая концепция – участники получали доступ не только к учебным материалам. Теперь у них была возможность бесплатно учиться почти как в университете: слушать лекции, сдавать промежуточные и итоговые тесты, общаться с однокурсниками и преподавателями на форумах, причём не только в «отложенном» варианте, но и в режиме реального времени, благодаря вебинарам и Google Hangouts. Но главное – это всё можно делать, не покидая дом, в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. Стоит ли говорить о том, как была встречена подобная инициатива общественностью? Нет, достаточно будет сослаться на авторитетную «The New York Times», которая назвала 2012 «годом МООК».

Польза МООК

Резюмируя очевидное: с появлением МООК стало не важно, сколько у вас денег и где вы находитесь физически. Теперь любой человек, имеющий хоть немного свободного времени и компьютер с доступом в Интернет, может начать учиться у лучших преподавателей Гарварда, МТИ, Стэнфорда и других ведущих образовательных центров мира. К тому же, для этого далеко не всегда нужно знать английский – есть курсы на других языках, которые оснащены ещё и субтитрами, иногда – российскими. Правда, их не так много, как хотелось бы, но это, скорее всего, дело времени.

Но главной ценностью МООК, на наш взгляд, является даже не это. А то, что с их появлением возможность обучаться тому, что вам всегда нравилось и чему всегда хотелось научиться, стала реальностью. Не далёкой и отчасти доступной, а близкой и ощутимой. Достаточно регистрации и желания. Кроме того, это ещё и отличный способ преодолеть разницу в подходах к образованию, узнать о последних тенденциях в науке от ведущих преподавателей. Для развивающихся стран это однозначно шаг вперёд.

Также разнообразие курсов даёт возможность пополнить свои знания практически в любой области: от искусствоведения до введения в робототехнику, от античной истории до основ программирования на Ruby, от писательского мастерства до квантовой физики. Перечислять можно долго, но суть сводится к тому, что подходящий курс для себя может выбрать каждый. И неважно, просто ли вы интересуетесь темой или хотите получить дополнительную подготовку в области, в которой и так неплохо разбираетесь, – курсы делятся и по сложности.

Из позитивного стоит отметить и технологичность. Массовым открытым онлайн курсам всего несколько лет, но благодаря им уже начали широко применяться нетрадиционные учебники – так называемые образовательные графические романы. Более того, как уверены некоторые исследователи – МООК сами по себе можно считать новыми учебниками.

Надеемся, что к этому моменту статьи, вы окончательно убедились в необходимости если не пройти пару курсов на популярных ресурсах, то, по меньшей мере, узнать о них детальнее. Получить соответствующую информацию и список популярных МООК-платформ можно в этой статье (СКОРО!).

Отзывы и комментарии

Может быть, завтра уже стало реальностью? И хотя пока только брезжит его рассвет, МООК – неплохой повод для оптимизма относительно наступления революции в традиционном подходе к обучению. А также способ, как для романтиков, так и для прагматиков, получить доступ к мировой сокровищнице знаний. Уже неплохо, правда?

Источник

Хождение по MOOCам: опыт обучения на онлайн-курсах

Тема онлайн-курсов (MOOC, Massive Open Online Course) за последние пару лет набрала такую популярность, что наверное только ленивый не слышал об этой форме обучения, а очень многие уже успели и распробовать. Я сам пришёл к теме онлайн-обучения в прошлом году, когда осознал, что для текущих рабочих задач мне требуется срочно подтянуть некоторые технические знания, местами подзабытые и частично разрозненные, а что-то и вовсе изучить с нуля. С тех пор я успел освоить две крупнейших MOOC-платформы — Coursera и edX (в «большой тройке» есть ещё Udacity, а также множество мелких образовательных проектов различного формата). Там я успешно закончил несколько курсов (в частности, R programming от John Hopkins University, Machine Learning от Stanford University, Statistical Learning от Stanford Online) и останавливаться на этом не намерен. В своей статье я хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями от процесса дистанционного обучения, рассказать о плюсах и минусах, да и просто вдохновить тех, кто слышал и хочет, но пока не знает, как подступиться к онлайн-обучению. Это не обзор конкретных курсов и платформ, а именно личные впечатления от занятий. Речь пойдёт в основном о Coursera и edX, как основных провайдерах дистанционного обучения.

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы

Слушай пластинку, смотри картинку

Практически все онлайн-курсы представлены в формате видеолекций с набором слайдов, по которым и проходит процесс обучения. Видолекции чаще всего можно скачать для локального просмотра, как и слайды презентаций, и субтитры (при их наличии). Например, мобильное приложение Coursera даёт возможность скачивать видеолекции прямо на телефон или планшет. Русскими субтитрами, увы, укомлектовано довольно малое количество курсов (перевод курсов на другие языки и выпуск субтитров, как правило, осуществляется добровольцами-энтузиастами), так что тем, у кого с восприятием технического английского на слух не очень, могут помочь английские субтитры — их можно включить практически везде.

Учиться, учиться и учиться

Форумами курсов пренебрегать не нужно, даже если вы по натуре интроверт и одиночка! Многие авторы курсов сразу, в самом начале обучения настойчиво рекомендуют самостоятельно формировать на форуме учебные группы для обсуждения любых вопросов и задач в течение курса. По своему опыту могу сказать, что неоднократно вдумчивое чтение форума и участие в обсуждениях реально помогало мне в решении неоднозначных вопросов на зачётах.

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы
Паника-паника!

Плюсы и минусы

Один из основных недостатков онлайн-курсов (а скорее, просто особенность, продиктованная форматом) — отсутствие живого общения с преподавателем. Безусловно, авторов многих курсов можно найти в соцсетях или написать им email, но учитывая количество слушателей на многих популярных курсах, рассчитывать на конструктивное общение с автором один на один на тему курса скорее всего не стоит. Поэтому лучше полагаться только на форумы и помощь коллег-студентов.

Прежде чем записаться на курс, желательно изучить раздел предварительных требований (prerequisites) в его описании. Разные курсы предполагают у студентов наличие навыков разного уровня: от нулевых требований («нужен только мозг, глаза и желание учиться») до достаточного продвинутых, например: «Базовые навыки программирования на С++/Java, понимание принципов работы баз данных, основы статистики, линейной алгебры, искусственного интеллекта». При этом «базовость» знаний по версии авторов курса может варьироваться достаточно широко. В любом случае, всегда оставляйте для себя какой-то «запас прочности» с тем, чтобы вовремя понять, каких именно «базовых» навыков вам вдруг не хватает на очередном практическом занятии.

Записаться на курс, проводящийся по расписанию, можно и даты его начала, и после (правда, у некоторых курсов возможность записи через какое-то время после их начала может закрываться). Если не успели к самому началу курса — ничего страшного, в класс вас, конечно, пустят, но будьте готовы к тому, что придётся нагонять материал в ускоренном темпе.

С острожностью нужно относиться к цифрам предполагаемой учебной нагрузки в описании курса. Заявленная нагрузка может варьироваться на разных курсах от 2 до 20 часов в неделю, но реально это можно проверить только на практике. Если это ваш первый онлайн-курс (а последний семестр в университете у вас закончился лет 10 назад и больше), то смело умножайте эти цифры на 2, а то и на 3, даже для самого простого предмета: будет сначала тяжело с непривычки, даже на простые вещи будет уходить больше времени, пока не привыкнете и не нащупаете свой собственный темп обучения.

Многие технические курсы посвящены изучению конкретного языка программирования, поэтому (особенно если вы новичок) помимо основ самого языка вам придётся разобраться и со средой разработки (если она вам в новинку или сильно отличается от привычной), и с сопутствующими инструментами вроде Git. Но в курсах начального уровня для этого как правило отведены отдельные занятия. А вот некоторые продвинутые курсы дают бОльшую свободу в выборе инструментов для решения практических задач — там важен в первую очередь результат.

Материалы курсов после их окончания чаще всего остаются в открытом доступе, так что при желании вы можете записаться на уже закончившийся курс «задним числом» и пройти его самостоятельно (но разумеется без сертификата об окочании курса, о котором подробнее чуть ниже).

Что доставать из широких штанин (и прикреплять к резюме)

Почти все курсы, кроме некоторых бесплатных курсов со свободным посещением (on demand), предлагают своим выпускникам сертификаты об окончании. Ведь так приятно бывает похвастаться перед коллегами красивым свидетельством с печатью и подписями авторов курса, или прикрепить оное к резюме. Осталось понять, есть ли у этого документа реальная практическая ценность.

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы
Предъявите документики

Не буду говорить банальности на тему того, что надо учиться ради знаний, а не для галочки или ради бумажки — надеюсь, что для аудитории этого ресурса такие мысли озвучивать не нужно 🙂 Этический вопрос на тему читерства при прохождении курсов я тоже оставлю в стороне. Тем не менее, студенты онлайн-курсов весьма часто поднимают на форумах вполне справедливый вопрос — а имеет ли значение такой сертификат (неважно, платный или нет) для потенциального работодателя? И нужно ли делать его частью резюме?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. У западных компаний отношение к онлайн-курсам в силу исторических причин на мой взгляд уже более чётко сформировавшееся, чем в России, а такая штука, как верифицированный сертификат, вероятно имеет какое-то значение для них, но пока не совсем понятна для нас. В России, я уверен, продвинутый HR или руководитель из прогрессивной компании безусловно обратит внимание на то, что вы прошли пару профильных курсов и были отмечены свидетельством об их окончании. Но разумеется брать на работу вас будут не за свидетельства и дипломы, а за реальные достижения и умение решать практические задачи. А вот о чём скорее всего действительно скажет факт успешного окончания онлайн-курса — так это о вашей самоорганизованности, умении обучаться и достигать самостоятельно поставленых целей. А уж если работодатель знает про конкретный курс не понаслышке, то тут вам действительно будет о чём поговорить. Но коль скоро вы внесли ваши достижения на онлайн-курсах в резюме, то очень важно быть готовым в случае чего ответить за базар на вопросы по их тематике.

Профиль компании и степень её продвинутости тоже кстати влияет на отношение кадровиков и руководителей к онлайн-обучению. Большие и консервативные компании могут и вовсе не обратить на это внимания, а вот например для стартапов или маленьких креативных компаний это может действительно оказаться «плюсом в карму».

Что же касается моего личного мнения о платных верифицированных сертификатах, то, на мой взгляд, единственный смысл в них — это те самые специализации, о которых я говорил выше. Все курсы специализации по отдельности вы, разумеется, можете пройти бесплатно, но вот для участия в курсовом проекте чаще всего вам необходимо предварительно получить именно верифицированные сертификаты по каждому из курсов. То есть, бесплатно пройти всю специализацию вместе с курсовым проектом и получить финальный диплом о её окончании увы, нельзя.

Одним словом, не пытайтесь покорить своего потенциального работодателя верифицированным сертификатом о прохождении курса на Coursera. Лучше учите матчасть просто учитесь — для себя.

Закрыли учебники, достали листочки

Какая же учёба без зачётов и контрольных! На онлайн-курсах пройденные темы закрепляются практическими заданиями (assignments), а понимание предмета проверяется с помощью тестов (quiz). За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые суммируются в конце теста. Если у тестовых заданий есть дедлайн, то иногда можно его нарушить, но при этом из финального балла будет вычтен штраф (например, финальная оценка за тест уменьшается на 20%).

You can submit answers to the review questions and programming exercises as many times as you like, and only the highest score will be taken for each assignment. We strongly encourage you to keep repeating each exercise until you get a perfect score.

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы
Чекбоксы вместо радиобаттонов при одном правильном варианте ответа — любимый прикол преподавателей

Без отрыва от производства

Дистанционное обучение безусловно хорошо тем, что расписание занятий в конечном счёте вы устанавливаете себе сами — главное, вовремя сдавать тесты и задания. Но разумеется, никогда не стоит откладывать занятия до вечера последнего дня. Относитесь к онлайн-курсам примерно как к посещению тренажёрного зала — наибольший эффект дадут несколько тренировок в неделю по полтора часа, а не одно занятие в неделю до изнеможения. Как ни банально это звучит, но очень помогает заранее составить себе примерный план занятий и неукоснительно его соблюдать (например, выделить в неделю три или четыре вечера, которые и отводить на занятия). Разумеется, занятия не должны быть в ущерб основной работе — вряд ли ваш работодатель будет рад тому факту, что вы тратите на занятия половину своего рабочего времени, пусть даже и по профильной тематике. А в идеале, конечно, если онлайн-обучение напрямую связано с направлением и тематикой вашей основной деятельности на работе, то лучше расскажите об этом своему начальнику — он вас наверняка поддержит.

Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота

Что такое mooc курсы. Смотреть фото Что такое mooc курсы. Смотреть картинку Что такое mooc курсы. Картинка про Что такое mooc курсы. Фото Что такое mooc курсы
Расписание уроков

В первое время обучения онлайн вам вдруг может показаться, что нагрузка не такая уж и большая, а когда вы изучите весь каталог курсов, то обязательно захотите попробовать «это», «вот это» и «вот ещё то», и желательно всё сразу. Предостерегаю: лучше так делать не стоит! Одновременно не нужно посещать больше двух онлайн-курсов, и то если они не слишком сложные. Иначе перегрузите голову и не будете успевать выполнять задания. Это же касается и отставания от графика курса: по своему опыту могу сказать, что наверстать даже пару пропущенных недель занятий потом бывает очень сложно.

Буду рад, если вы поделитесь в комментариях своими впечатлениями от вашего обучения на онлайн-курсах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *