Что такое mobile first
Руководство по Mobile First: как адаптировать SEO-процессы. Часть 1
Разбираемся с Mobile First и разными конфигурациями мобильных сайтов.
Один из заметных трендов 2019 года — индексация Mobile First в Google. Акцент на «мобильность» сайтов становится все сильнее, и в наступающем году состояние мобильной версии сайта станет важным фактором для продвижения в Гугле. Мы уже писали о том, какие подводные камни могут встретиться при внутренней перелинковке мобильных версий сайта, а теперь перевели большое руководство о Mobile First в целом.
В этом руководстве мы разберемся, на какие SEO-параметры все еще стоит обращать внимание, а также поговорим об адаптации рабочих процессов к Mobile First. Техническое SEO, внутренняя оптимизация, создание контента и его распространение по-прежнему актуальны, однако теперь нам следует анализировать эти факторы с помощью экрана смартфона, а не десктопа.
Прим. ред. Реальность давно уже становится «мобильной»: вот открытая статистика Liveinternet — последние три месяца 2018 года число посетителей с мобильных девайсов составляло больше 70% от общего в Рунете.
Система PromoPult — рекламный комплекс для продвижения бизнеса в интернете. Полная автоматизация, готовые чек-листы, точные настройки. Создана для тех, кто хочет высвободить время на действительно серьезную работу.
До марта 2018 года ранжирование Google основывалось на сканировании и индексации десктопного контента. Googlebot для десктопов сканировал страницы сайта и передавал URL системе индексирования Caffeine. Страницы анализировались по множеству критериев, начиная от дизайна и контента и заканчивая настройками каноникализации и внешними ссылками.
Теперь Google все активнее использует Googlebot (Smartphone), а система Caffeine ориентируется прежде всего на мобильные версии. Принципы сканирования и индексации в основном остаются теми же, но то, как ваш сайт выглядит и работает на мобильных девайсах, будет иметь значительно больший вес, чем десктопная версия.
Ранжирование вашего сайта будет зависеть (или уже зависит) исключительно от мобильного, а не десктопного SEO.
Десктопная индексация все еще имеет некоторый вес, однако в конечном итоге решающим станет мобайл. О переходе на мобильную индексацию Google сообщает администраторам сайта через Search Console:
Введение Mobile First — логичный шаг Google в череде действий по развитию мобайл-френдли интернета и прямой ответ на рост использования мобильных девайсов.
В 2016 году Google объявил приход «Мобайлгеддона» (Mobilegeddon). Этот довольно слабый апдейт со странным названием можно считать предшественником индексации Mobile First. Тогда Google анонсировал изменение алгоритма, при котором предпочтение отдавалось мобайл-френдли сайтам. В реальности мало что изменилось, по крайней мере, не сразу. Реальные изменения стали заметны лишь спустя несколько месяцев. А сейчас этот процесс завершается — переходом к Mobile First.
Итак, как должны измениться SEO-процессы, когда индексация Mobile First развернулась в полную силу? Вот несколько рекомендаций для начала.
После введения Mobile First Google выпустил руководство для веб-мастеров по улучшению мобильной индексации. Советую всем SEO-специалистам и интернет-маркетологам тщательно изучить этот гайд, прежде чем двигаться дальше.
Адаптивные сайты используют один и тот же HTML-код независимо от устройства. Макет и контент масштабируются, чтобы адаптироваться под размер экрана.
Такая конфигурация рекомендована Google, поэтому она должна быть в приоритете при выборе типа мобильного дизайна.
Поскольку вы используете один и тот же HTML-код, контент не будет дублироваться. Кроме того, это облегчает администрирование контента и сайта в целом, так как не придется иметь дело с каноникализацией. По сути, мобильная версия вашего сайта ничем не будет отличаться от десктопной.
При динамическом показе сайт использует разные HTML и СSS в зависимости от устройства, с которого вы заходите. Как и для адаптивных сайтов, URL не меняется, однако мобильный контент «спрятан», когда пользователи и юзер-агенты заходят на сайт с десктопа, и наоборот.
Чтобы указать Google, какой юзер-агент он должен применить (для десктопа или для смартфонов), следует использовать HTTP-заголовок Vary.
Несмотря на то, что под одним URL будет находиться один и тот же контент, с марта 2018 года Google отдает все больше предпочтения той его части, которая используется для мобильной конфигурации. Больше информации о сайтах с динамическом показом можно найти в гайде Гугла, а вот рекомендации по настройкам для Mobile First.
В этом случае для отображения сайта на мобильных устройствах используется другой URL, обычно с поддоменом «m.».
Использование разных URL (как и динамический показ) становится все более устаревшим методом, поскольку он значительно усложняет администрирование сайта. Возможно, вам придется работать и с такой конфигурацией — это может быть обусловлено особенностями ресурса.
Например, Facebook до сих пор адаптируется под мобильные девайсы именно так. Можно предположить, что переход к другой, более современной конфигурации связан с солидными затратами, поэтому отставание компенсируется за счет большого набора специализированных мобильных приложений.
В будущем Google будет анализировать в первую очередь мобильные URL. В любом случае интересно, как эта конфигурация будет работать в мире SEO, ориентированного на мобильные девайсы, особенно учитывая быстрые перемены, связанные с каноникализацией и PageRank.
Канонические AMP-страницы (Accelerated Mobile Pages) — инициатива, запущенная Google в феврале 2016 года.
AMP помогают улучшить мобильную экосистему как для владельцев сайтов, так и для пользователей за счет заметно возросшей скорости загрузки страниц. С помощью библиотек и фреймворков AMP вебмастера получают быстрое оптимизированное решение для отображения контента на мобильных девайсах.
Этой возможностью сразу воспользовались новостные агентства и другие СМИ, постепенно AMP появляются и в е-коммерсе.
Google отмечает важность скорости загрузки страниц среди потребительских трендов 2019 года.
Настройка передачи контента через AMP аналогична использованию разных URL. Как правило, мобильная версия доступна по URL в подкаталоге /amp/. Соответственно, рекомендации по настройке те же, что и для мобильных сайтов под другим URL.
Если вы используете AMP HTML в качестве мобильной конфигурации сайта, Google выберет эту версию при индексации Mobile First. Однако если вы сочетаете AMP и не-AMP, Google предпочтет мобильную версию не-АМР.
Здесь могут возникнуть те же проблемы, что и с разными URL. Как Mobile First влияет на сайты с AMP, особенно в тех случаях, когда доступна не-AMP альтернатива? В любом случае, ключевая задача AMP — отображение на мобильных устройствах облегченной версии контента, при этом часть внутренних ссылок и других элементов оптимизации могут пропасть.
Это сайты, которые предназначены для просмотра только на десктопе и не имеют мобильной версии.
По сути, применение индексации Mobile First к сайтам без мобильной версии можно считать не совсем корректным, потому что их конфигурация изначально не предполагает отображение на смартфонах. Дальнейшее использование такого формата, несомненно, будет иметь неприятные последствия и ухудшит видимость сайта в органической выдаче (если это уже не случилось). То, что вы не предоставляете пользователям возможности удобно пользоваться вашим сайтом с мобильных устройств, прямо противоречит общим рекомендациям для вебмастеров, не только для индексации Mobile First.
Google по-прежнему принимает такую конфигурацию для индексации Mobile First, но это явно не лучший вариант. Если к 2018 году ваш сайт все еще не мобайл-френдли, вам следует всерьез задуматься о запуске нового сайта, отвечающего требованиям под мобайл.
Если вы не уверены, является ли ваш сайт мобайл-френдли, рекомендуем использовать инструмент проверки оптимизации для мобильных от Google. Для более глубокого аудита адаптированности под мобильные подойдет расширение для Chrome Lighthouse.
В следующей части руководства: как изучить ваш сайт глазами Гуглобота для мобильных (с десктопа).
Стратегия Mobile First: что это и почему на него стоит обратить внимание?
Пользуясь мобильным интернетом, вы, возможно, замечали, что некоторые сайты выглядят лучше, чем другие, а какие-то и вовсе не работают. Может быть, вы даже обратили внимание на такой интересный момент — независимо от количества контента, одни страницы грузятся быстро, а какие-то, наоборот, очень медленно. Странно, правда?
Конечно, скорость интернета, как и хостинг, могут играть определенную роль, но чаще всего скорость загрузки страницы зависит от того, как она была построена.
Это значит, если она создавалась с учетом менее мощных мобильных устройств, сайт будет грузиться без каких-либо «подводных камней», которые обнаруживаются при попытках открыть его с помощью гаджета.
В статье будет рассмотрено создание оптимизированного сайта для различных мобильных устройств, так называемый подход Mobile first (сначала мобильные).
Есть два спорных вопроса, которые обсуждают в связи с Mobile First: философия дизайна и техническая реализация. Очень важно рассматривать эти два вопроса отдельно, чтобы не возникло путаницы при использовании таких терминов, как «адаптивный дизайн».
Философия дизайна
Исторически сложилось так, что веб-дизайнеры начинают разработку дизайна сайта для большого экрана, то есть первый и «главный» дизайн делается для рабочего стола компьютера, так как предполагает большую функциональность.
Недостатком такого подхода является то, что по существу приоритет отдается пользователям компьютеров и ноутбуков, хотя по данным последних исследований не менее 25% людей в США сегодня используют только мобильные устройства. В другой части света, например, в сельских районах Китая использование мобильного интернета достигает 45%, согласно данным отчета On Device Research 2013 года.
Многие элементы дизайна и функционала, которые отлично смотрятся и работают на рабочем столе компьютера, просто невозможно успешно перевести на мобильный опыт— часто такая попытка может сделать сайт непригодным или очень сложным в использовании и навигации.
Философия дизайна Mobile first переворачивает прежние представления с ног на голову. Хотя многие разработчики по-прежнему начинают проектирование не с мобильных устройств, но теперь они учитывают возможности и ограничения их экранов, создавая дизайн сайта.
В связи с тем, что экран мобильного устройства меньше, чем компьютера, данный подход использует другую версию сайта, что делает актуальную информацию легко доступной и позволяет скрыть или устранить все, что мешает процессу продаж.
Например, представьте, что вы получили письмо от Best Buy, в котором рекламируются акции выходного дня. Переходя по ссылке, указанной в письме, вы увидите две совершенно разные версии сайта в зависимости от того, с какого устройства осуществляется вход:
Слева – мобильная версия сайта, справа – обычная
Мобильная версия сильно отличается от обычной. Главная картинка небольшая, а вводный текст короткий, ссылки на категории товаров свернуты по умолчанию и не содержат изображения, навигационные элементы чрезвычайно упрощены и так далее.
Техническая сторона вопроса
С технической точки зрения Mobile first может быть достигнут с помощью различных тактик исполнения, включая определение на сервере агента пользователя и адаптивный веб-дизайн со стороны клиента (подробнее об этом позже).
Например, со стороны клиента ваш девайс обратится к HTML-разметке и обнаружит CSS-файл, который учтет технические требования, сообщаемые вашим устройством, и загрузит соответствующие стили и другую информацию, что в значительной степени повлияет на юзабилити и время загрузки в зависимости от скорости соединения (WiFi, LTE, 3G и т.д.).
Важно понимать разницу между дизайном mobile first и адаптивным мобильным дизайном, так как последний берет имеющиеся элементы и масштабирует их под экран, но не уменьшает при этом размер файла.
Таким образом, хотя адаптивный мобильный дизайн может поддерживать эстетику своего обычного аналога, большой размер файлов может стать причиной медленной загрузки данных сайта (подробнее об адаптивном дизайне позже).
Почему вам стоит обратить внимание на Mobile first?
Ответ прост — это поможет вам получить больше прибыли. Благодаря Mobile first ваш сайт будет грузиться быстрее, а это дает множество преимуществ.
Во-первых, скорость загрузки повлияет на ваш рейтинг в Google. Данная поисковая система не только отдает приоритет сайтам, оптимизированным для мобильных устройств, но и учитывает время открытия страниц. Компания редко говорит о том, какие факторы влияют на позицию в выдаче, но в 2010 году публично признала, что время загрузки учитывается как один из факторов.
Кроме того, использование Mobile first будет окупать себя за счет денег, сэкономленных на стоимости пропускной способности. Все больше и больше покупок совершается с мобильных устройств. Данные по итогам продаж в Черную пятницу 2015 года показывают, что 36,6% продаж пришлось на мобильные устройства. В Киберпонедельник этот показатель составил 26%.
Добавим к этому статистические данные о глобальном доступе в интернет, согласно которым использование мобильного интернета значительно превосходит выход в сеть через домашние устройства. Теперь вы понимаете, почему Moble first может принести реально ощутимые выгоды для вашего онлайн бизнеса.
Увеличение доли онлайн-продаж в Черную пятницу с 2010 по 2015 год
Оптимизация для мобильных устройств сегодня настолько важна, что некоторые компании даже применяют скоростные ограничения для имитации медленных соединений при передаче данных. Например, Facebook устраивает «2G вторники», чтобы дать возможность своей UX команде оценить пользовательский опыт на мобильных устройствах многих людей по всему миру, которые либо не могу себе позволить высокоскоростной интернет, либо он просто не доступен.
Начините с мобильной версии сайта
Как отмечалось выше, подход Mobile first в простых терминах означает, что вместо того чтобы исходить из полноценного функционала для рабочего стола компьютера, который затем уменьшается с учетом масштабов других мобильных устройств, вы начинаете с красивого и функционального мобильного сайта.
Следовательно, вам придется переосмыслить пользовательский опыт с нуля, учитывая ограниченное пространство, размер файлов и т. д. В идеале, на вашем мобильном сайте не должно быть ничего лишнего.
Для этого начните с самых важных, основополагающих элементов и продолжайте свой путь вверх (процесс, называемый прогрессивное улучшение).
В то же время, прогрессивное улучшение (progressive enhancement) — это просто другое название адаптивного дизайна. Термин впервые ввел в 2011 году Аарон Густафсон (Aaron Gustafson) в книге «Adaptive Web Design: Crafting Rich Experiences with Progressive Enhancement». В книге есть полезные примеры разработки HTML-разметки, CSS и JavaScript, она рекомендуется к прочтению.
С прогрессивным улучшением такие вещи, как визуальная иерархия, приобретают совершенно новый смысл и значение:
Кнопки, макеты, размеры и меню— все выглядит иначе с этой точки зрения.
На рабочем столе компьютера вы можете получить идеальную точность до пикселя с помощью движений мышки. На мобильном устройстве именно пальцы («сосиски») отвечают за перемещение из точки А в точку Б. И очень раздражает, когда нажимаешь меню, а вместо этого блокируешь кнопки, или когда приходится прокручивать длинный текст на маленьком экране.
Несколько слов об адаптивном дизайне
Плюс дизайна Mobile first состоит в том, что он не конкурирует с адаптивным дизайном, можно даже сказать, что они созданы друг для друга.
Адаптивный дизайн строится на концепции медиа-запросов и конкретных устройств с определенным размером экрана. Создавая адаптивный дизайн, вы начинаете с большего (рабочий стол компьютера) и затем уменьшаете.
Дело в том, что адаптивный сайт изначально предполагает просмотр на большом экране. Затем, если вход осуществляется с мобильного устройства, браузер скрывает или удаляет часть информации. Проблемы начинаются тогда, когда значительная часть контента уже загружена независимо от того, поддерживает ли имеющаяся платформа определенные характеристики. Иными словами, вы предлагаете больше контента, чем необходимо для устройства, которое, как правило, имеет медленное соединение.
В то же время, это отличие от Mobile first, при котором сначала загружается основная версия, совместимая абсолютно со всеми платформами, а затем дополнительно подгружаются стили и функиционал, доступный для конкретного браузера и типа платформы, в итоге приводит к результатам, которые обычно выглядят лучше на всех устройствах, независимо от их размера.
Особые свойства мобильных устройств
Всякий раз, когда вы разрабатываете дизайн чего-нибудь, вы учитываете различные возможности и технологии, доступные вам. Проектируя дизайн сайта для компьютера, вы можете использовать сложные скрипты, для загрузки которых на мобильное устройство потребуется определенное время, но на компьютере они будут работать быстро.
То же самое справедливо и для мобильных устройств. Мобильные телефоны делают доступными особые функции, которых нет у других устройств. Воспользуйтесь ими!
Подумайте об определении местоположения, событиях при нажатиях, фотокамере и т.д.
Рассмотрим, например, доставку. В зависимости от того, где находится ваш склад, доставка товара может занимать от нескольких дней до недели. Используя точные данные о геопозиции покупателя, вы сможете предложить скидки, бесплатную доставку или даже возможность самовывоза, если человек находится рядом.
Возможности безграничны, нужно только мыслить шире и использовать все доступные в различных средах инструменты.
Выводы
Поначалу необходимость разработки специальных мобильных страниц будет отнимать время и усилия, но вы убедитесь, что пользователям станет проще достигать определенных целей, несмотря на множество ограничивающих факторов.
Другими словами, если вы поддерживаете мобильную версию сайта, вашим покупателям доступно намного больше, чем в противном случае. А это напрямую сказывается на вашей прибыли.
Mobile First Design при создании сайтов: что означает, и почему это так актуально
Наверняка многие помнят свой первый кнопочный мобильный телефон: после каждого выхода в браузер приходилось с волнением проверять остаток средств на счету. Изначально мобильный интернет был дорогим, неудобным в использовании и крайне ограниченным в возможностях. Сегодня более 50% всего интернет-трафика относится к сеансам со смартфонов. Кроме того, с помощью мобильных устройств совершается все больше покупок – по прогнозам, к концу 2021 года доля мобильной коммерции составит около 73% от всех розничных продаж в e-commerce.
Такие тенденции требуют все больше внимания уделять мобильной версии сайта – она должна производить максимально положительное впечатление на пользователя. Оптимизация сайта для различных типов устройств уже давно стала одним из обязательных пунктов в техническом задании на разработку. А сегодня все чаще можно услышать о подходе Mobile First. В этой статье мы расскажем, чем он отличается от привычного процесса создания сайтов, а также об основных принципах, преимуществах и подводных камнях метода.
Что такое Mobile First?
Стратегия Mobile First, как следует из названия, предполагает проектирование интерфейса сайта, в первую очередь ориентированного на мобильные устройства. Философия подхода заключается в том, что сначала создается прототип дизайна для самого маленького экрана, а затем разработчики переходят к дисплеям бо́льших размеров. В этом состоит главное отличие от классического подхода Desktop First, который используют веб-специалисты уже много лет.
Традиционно процесс создания сайтов начинается с разработки макета для компьютеров и ноутбуков, т. к. они имеют высокую производительность, а на большом экране можно разместить много контента. Далее уже готовая версия адаптируется под другие устройства с учетом их возможностей. Зачем же понадобилось придумывать концепцию, в которой все идет в обратном порядке?
Дело в том, что не все визуальные и функциональные элементы десктопных сайтов удается перенести в мобильную версию, при этом сохранив такую же простоту взаимодействия. Довольно часто оптимизация сайта для смартфонов сопровождается различными проблемами: долгой загрузкой страниц, сложной навигацией, неудобными кнопками CTA и т. д. Что уж говорить про UI, над которым так старался дизайнер! Для небольшого экрана смартфона приходится убирать значительную часть красивых, но не функциональных элементов.
При сравнении подходов “сначала десктоп” и “сначала мобильные” часто упоминается две методологии, которые помогают лучше понять их основную логику:
Изящная деградация – изначально интерфейс продумывается со всеми сложностями, наиболее полным набором функций и различных эффектов. Затем часть элементов отсекается для устройств с более слабыми характеристиками. Именно так работают адаптивные сайты, разработанные по принципу Desktop First.
Прогрессивное развитие – означает разработку продукта, рассчитанного, в первую очередь, на устройства с большим количеством ограничений. Такая версия обладает самым необходимым набором функций и может постепенно обрастать новыми опциями в зависимости от технических возможностей других устройств. Таким образом, создав базовый макет для мобильного телефона, мы получаем сайт, который будет гарантированно работать на планшетах, ноутбуках и ПК.
В чем разница между адаптивным, отзывчивым дизайном и Mobile First?
Каждый из этих подходов может обеспечить владельцам мобильных устройств комфортную работу с вашим сайтом. Чтобы не запутаться в терминах, давайте рассмотрим подробнее основные отличия.
Адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Design, AWD)
При проектировании сайта в адаптивном дизайне разрабатывается несколько статичных макетов для разных типов устройств. Шаблоны содержат структуру размещения элементов в зависимости от ширины дисплея. Обычно макеты создают для нескольких стандартных величин ширины, например: 320 px, 480 px, 768 px, 960 px, 1200 px, 1600px. Скрипты определяют размеры экрана пользователя и загружают соответствующий шаблон на основе этих контрольных точек.
В адаптивных макетах учитываются особенности различных устройств. Например, для десктопных экранов – только горизонтальная ориентация и большая область просмотра, а для планшетов и смартфонов – сенсорное управление и возможность поворота девайса для просмотра.
Отзывчивый дизайн (Responsive Web Design, RWD)
В этом случае создается один гибкий макет, который позволяет странице подстраиваться под абсолютно любую ширину экрана. Автоматическое изменение размеров контента работает на всех устройствах за счёт подвижной сетки, гибких изображений и медиазапросов.
Responsive Design хорош тем, что не нужно разрабатывать несколько версий сайта. В то же время необходимо тщательно проверять, правильно ли отображаются все элементы на экранах различных размеров.
Mobile First Design
При таком подходе вначале разрабатывается и загружается версия для мобильных устройств с небольшим экраном. Затем она масштабируется и, в зависимости от платформы или браузера, разработчики могут добавить дополнительные опции или другие стили. Таким образом, с какого бы устройства человек не просматривал сайт – он всегда получит корректно отображаемую версию.
Плюсы и минусы Mobile First
Утверждать, что веб-дизайн по принципу “сначала мобильные” подойдет для всех, однозначно нельзя. Эта концепция имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому каждая компания должна взвесить все “за” и “против” перед принятием решения о ее использовании.
Преимущества
Удобство для пользователя
Никаких мелких шрифтов, обрезанных картинок и неуместного масштабирования страниц. При разработке UX сайта, ориентированного на мобильные устройства, приоритет отдается удобству действий на небольшом экране. Путь пользователя продумывается с учетом всех ограничений, которые могут возникнуть в мобильной версии сайта.
Постоянное повышение конверсии и удержание клиентов – забота каждой компании. Положительный опыт взаимодействия с продуктом на всех устройствах способствует достижению этих целей наравне с высоким уровнем сервиса и качества услуг, а также грамотной коммуникационной стратегией. По статистике, если веб-сайт не оптимизирован для мобильного телефона, 50% пользователей будут меньше его посещать, даже если им нравится продукт или контент.
Быстрая загрузка страниц
Одна-две секунды – столько времени большинство людей готово ожидать так называемую «первую отрисовку контента» (First contentful paint, FCP). Даже если пользователя заинтересовало описание страницы в поисковой выдаче, есть риск, что он покинет сайт, который долго загружается.
Согласно нашему исследованию, если загрузка длится более 3 секунд, вероятность отказа повышается на 32%, а при ожидании более 5 секунд – на 90%, –
Дэниел Ан, глобальный менеджер по продуктам Google
Страницы, сразу оптимизированные под мобильные устройства, загружаются быстрее, чем адаптивные. Легкость сайта, спроектированного по принципу Mobile First, обеспечивают:
размещение только самого важного контента;
использование изображений без потери качества, но меньшего размера;
отсутствие громоздкого кода, который получается за счет изменения размеров элементов сайта при помощи CSS и множества медиазапросов;
исключение возможных “костылей”, которые могут применять программисты для адаптации.
Для большинства стран 5G является пока только темой для горячих споров и шуток в интернете. Даже сегодня на карте мира остается много мест, где иногда трудно поймать 4G или хотя бы 3G. Представьте, насколько можно увеличить охват аудитории, обеспечив быструю загрузку сайта даже при низкой скорости подключения.
Приоритет в ранжировании поисковыми системами
Google задал вектор проектирования веб-сайтов в сторону mobile-friendly еще в 2010 году. Тогда компания объявила, что будет подходить к своим продуктам с позиции «мобильные устройства прежде всего». А через шесть лет был запущен алгоритм Mobile First Index, который анализирует сайты на предмет удобства использования на мобильных устройствах. Ожидается, что вскоре этот поисковый принцип будет применен при ранжировании страниц всех сайтов.
Означает ли это, что только сайты, разработанные по принципу Mobile First, могут претендовать на топовые позиции в выдаче? Сам Google не настаивает на обязательном применении этого подхода. Правильно реализованный адаптивный или отзывчивый дизайн также удовлетворит индексирование с приоритетом мобильного контента. Однако “правильно” здесь – ключевое слово. Это значит, что необходимо проводить диагностику адаптивной версии сайта на соответствие алгоритму Mobile First Index. Для этого существует несколько способов. Одни из самых быстрых – сервисы от Google Mobile-Friendly Test и Search Console. Например, главную страницу нашего блога Mobile-Friendly Test определил как “оптимизированную для мобильных устройств”.
Cайты, созданные по принципу Mobile First, в подобных проверках не нуждаются и по умолчанию получают некий приоритет. А поскольку такие ресурсы отличаются высокой скоростью загрузки страниц, это добавляет им очков в seo-продвижении.
В то же время некоторые компании сегодня все меньше полагаются на выдачу в поисковых системах. Для продвижения они дополнительно используют инструменты контекстной рекламы, реферальных программ, ремаркетинга и т. д. Не исключено, что для них такие привилегии не станут важным аргументом при выборе концепции разработки сайта.
Недостатки
Длительность и стоимость разработки
Одна из основных причин, по которой подход пока не приобрел масштабную популярность – внушительный объем работ. Дизайнерам и разработчикам приходится готовить не одну версию макета каждой уникальной страницы, а несколько: для мобильных, планшетных и настольных устройств с различными параметрами экрана. При этом нужно помнить про старенькие девайсы с небольшим разрешением и нестандартными характеристиками. А при выходе новых моделей с ранее не используемой диагональю придется готовить еще один вариант макета.
В итоге проект по созданию сайта становится более дорогостоящим и длительным в реализации в сравнении с привычным методом Desktop First. Однако если не рассматривать затраты и прибыль в краткосрочной перспективе, через время можно ощутить реальную выгоду от такого вложения. Есть ли смысл делать сайт быстро и недорого, если пользователи потеряются на его страницах в море второстепенных элементов или будут раздражаться от неудобного интерфейса и медленной загрузки на мобильном? Очевидно, что нет.
Устранение проблемы на этапе верстки сайта стоит в 10 раз дороже, чем ее исправление при создании прототипа, и в 100 раз больше, если пытаться найти решение, когда продукт уже готов.
Ограниченность визуального оформления
Минимализм – в тренде. Надолго ли? Чтобы соответствовать всем принципам Mobile First, зачастую приходится отказываться от креативных анимаций, красивых, но тяжеловесных видео и прочих вау-эффектов. Если на мобильном простой интерфейс сайта позволяет пользователю сосредоточиться на целевом действии, то на десктопе такая версия может показаться несколько скромненькой и скучной.
Понять, стоит ли гнаться за креативами, поможет анализ конкурентов и изучение вашей целевой аудитории. К примеру, сайт Instagram остался на уровне Mobile Only – его десктопная версия практически такая же, как и для мобильных телефонов. Устраивает ли это пользователей? Судя по популярности сервиса, вполне. Instagram старается не отставать от других популярных социальных сетей и добавляет новые функции, но в плане дизайна на десктопе остается неизменным уже много лет.
Особенности проектирования сайтов под мобильные устройства
Акцент на содержании
Небольшие размеры экранов смартфонов диктуют свои условия: если вы хотите добиться от пользователя целевого действия, прежде всего нужно показать элементы, которые приведут его к конверсии. Определить, что должно отображаться на странице сайта в первую очередь, помогает изучение user flow. Для разных типов бизнеса можно выявить некие стандарты поведения пользователей: зачем они приходят на сайт? что ищут? что упростит их поиск? какое действие они выполнят после того, как найдут необходимое?
Например, в действиях клиентов интернет-магазинов существуют следующие закономерности:
Мобильная версия сайта Puma обладает как раз таким классическим набором основных элементов, которые соответствуют ожиданиям пользователя:
Персонализированные товарные рекомендации
делают процесс покупки на сайте индивидуальным: клиент видит то, что соответствует его интересам, и что потенциально готов купить. В результате существенно повышаются показатели конверсии. Это подтверждает наш кейс магазина электронной техники.
Хочу персональные рекомендации для своих клиентов
Заказ демо бесплатно
Когда определите необходимый минимум элементов, которые помогут клиенту совершить целевое действие, переходите к добавлению дополнительного контента. Для магазина это может быть информация о доставке, отзывы, контакты и т. д. Puma так ненавязчиво интегрировала в область просмотра баннеры о действующих акциях, что они не прерывают сеанс взаимодействия, а лишь уведомляют пользователя, как сделать покупки более выгодными.
Интерфейс новостных, развлекательных и обучающих ресурсов должен включать свои обязательные триггеры. Например, для блога такими элементами могут быть кнопки регистрации, подписки, оценки статьи, форма отправки комментариев, рекомендованные по теме материалы… Удачный пример такой реализации – сайт AdMe.ru. В верхней части страницы здесь расположена строка с иконками меню, авторизации и подписки (которая исчезает при скролле), а ниже – кнопки основных действий со статьей: оценка, комментарий, сохранение в избранное, шэринг. Кроме того, под каждой фотографией и в конце статьи есть кнопки соцсетей, которые позволяют моментально поделиться контентом. Ну и напоследок – в конце страницы посетителям предлагают к прочтению другие увлекательные материалы, которые наверняка задержат их на сайте.
Визуальная иерархия контента
Улучшить взаимодействие пользователя с сайтом можно в том случае, если вы будете знать не только что показывать, но и как показывать. Визуальная иерархия контента предполагает выделение его наиболее важных составляющих и расположение их в особых зонах внимания пользователей смартфонов. При этом дизайнеры могут воспользоваться психологическими приемами, чтобы сфокусировать внимание посетителя сайта на нужных элементах.
На практике в большинстве случаев это выглядит следующим образом:
Такое расположение элементов можно было заметить на примерах сайтов Puma и Adme в предыдущем пункте.
Существуют и более детальные схемы эргономики мобильных устройств, основанные на “правиле большого пальца”. Этот подход строится на исследованиях о том, как пользователи держат смартфон в руке и каким способом управляют ими. Оказалось, что 75% людей касаются дисплея только одним большим пальцем. Так исследователи сегментировали зоны экрана мобильных телефонов по простоте взаимодействия с ним пальцами. Изначально в статье 2016 года была предложена следующая карта удобства управления:
Сегодня, когда диагональ большинства смартфонов увеличилась, модернизированная схема доступности экрана выглядит так:
Такие изменения уже нашли свое отражение в тенденциях веб-дизайна. Наглядный пример рассмотрим в следующем пункте.
Простота навигации
Хорошая навигация по мобильной версии сайта – штука требовательная. Она должна и обеспечивать идеальное путешествие пользователя по ресурсу, и в то же время помещаться в компактные элементы интерфейса, чтобы не отвлекать от основного контента.
Многие пользователи уже привыкли к стандартному оформлению большинства сайтов и интуитивно ищут в верхней строке кнопку с тремя параллельными горизонтальными линиями. При нажатии на иконку раскрывается список доступных разделов сайта. Классическое меню-гамбургер, как правило, легкодоступно, хорошо заметно и занимает мало места на экране. Однако некоторые UX-дизайнеры придерживаются мнения, что пользователи обычно редко взаимодействуют с тем, чего не видят. Исследования показали: при скрытой навигации сложность поиска контента увеличивается на 21% по сравнению с состоянием видимой навигации.
Альтернативой гамбургерного меню часто становятся панели вкладок (как правило, они постоянно отображаются на странице) и панели навигации (обычно исчезают при скролле). Минусом этих вариантов может быть сложность отображения всех опций, если их много. Поэтому зачастую дизайнеры выносят в авангард панелей самые необходимые для пользователя элементы, а остальные скрывают в других видах меню.
Что касается расположения панелей навигации, то сегодня все чаще можно встретить меню с основными пунктами внизу страницы. Такой подход становится популярней по двум причинам:
Отдать предпочтение какому-либо шаблону мобильной навигации можно хорошо изучив свою аудиторию и проведя серию тестов. Вполне вероятно, что наилучшим вариантом станет комбинация нескольких видов меню. Пример грамотно реализованной навигации можно найти на Airbnb. Компания прекрасно понимает, что основная цель большинства посетителей сайта – найти жилье. Поэтому для пользователей предусмотрена и строка поиска, и разделение вариантов по категориям (вид отдыха, популярные места, особенности жилья), и панель с основными действиями – поиск, добавление в понравившееся, авторизация.
User-friendly-интерфейс
Забота об удобстве пользователя во время серфинга по сайту – еще один обязательный атрибут концепции Mobile First. Обеспечив хорошо проработанный UX, вы можете рассчитывать на повторные посещения клиента в будущем. В статье мы уже привели немало статистических данных, и вот еще один немаловажный факт: 48% респондентов считают простоту использования мобильного сайта его самым важным качеством.
При проектировании интерфейса, ориентированного на мобильные, необходимо учитывать не только ограниченное пространство дисплея, но и другие особенности использования смартфона, например, управление через touch-скрин. Далее приведем основные принципы, обеспечивающие успешный опыт взаимодействия с мобильной версией сайта.
Адаптация контента к ширине области просмотра
На десктопе есть широкое горизонтальное поле для визуализации контента: можно использовать несколько столбцов, оформлять эффектные витрины и раскладки. На мобильных устройствах, где экран существенно уже, основное действие при просмотре страниц – прокрутка вверх-вниз. Оптимальный вариант для отображения контента – 1-2 колонки, а если необходимо расположить элементы горизонтально – обеспечьте их просмотр простым свайпом одним пальцем.
Правильная типографика
Чтобы пользователь не напрягал зрение при просмотре страницы, текст должен быть достаточно крупным и в то же время не занимать пол-экрана. Для мобильных версий сайтов рекомендуется применять шрифт не менее 12 px, а основным выбрать 14-16 px. Кроме того, использование более 3 шрифтов на странице способно замедлять ее загрузку, а это уже противоречит основам Mobile-First.
Ориентация на сенсорное управление
При использовании настольного ПК или ноутбука у юзера есть мышь с точным указателем, а у пользователей смартфонов – только их пальцы (за редким исключением применения стилуса). Это означает, что необходимо исключить возможность нажатия неправильной ссылки или кнопки. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций: минимальный размер кликабельных элементов – 26 px, оптимальный – 40-44 px, а отступы вокруг них – не менее 10 px.
Исключение невоспроизводимого контента
При классической адаптации сайта часто приходится отказываться от некоторых функций и визуальных решений десктопной версии. Например, ранее, в эпоху flash-плеера, пользователи многих девайсов видели вместо эффектной анимации сообщение об ошибке при просмотре мобильного сайта. Сегодня юзеры смартфонов не могут оценить популярный эффект ролловера на своих устройствах. С подходом Mobile-First вам не придется с грустью “резать” столь впечатляющую версию десктопного сайта – все возможности современных мобильных телефонов будут учтены изначально на этапе проектирования.
Оптимизация виджетов
Функциональные блоки, призванные увеличивать конверсию, могут, наоборот, оттолкнуть человека от дальнейшей работы с ресурсом, если будут работать неправильно. Наверняка каждый сталкивался с различными запросами, формами, поп-апами, которые трудно заполнить или закрыть. Часто такие элементы выходят за пределы области просмотра или просто перекрывают весь экран. Отказываться от них в мобильной версии сайта совсем не обязательно, главное – обеспечить их корректную работу, уместное появление или гармоничное расположение на странице.
Удачный пример – виджет для мгновенной связи с поддержкой на сайте Comfy. При оформлении заказа он появляется только, когда пользователь долго задерживается на каком-либо шаге. Предполагается, что у клиента могли возникнуть какие-то трудности, и компания тут же предлагает оперативно их решить. При этом виджет компактно располагается на странице, а на его элементы легко нажимать.
Минимум действий пользователя
То, что в интерфейсе сайта, ориентированного на мобильные, не должно быть лишних отвлекающих элементов, уже было сказано выше. Но у пользователей десктопа под рукой множество помощников, которые дополнительно упрощают взаимодействие с ресурсом: контекстные меню, горячие клавиши, простое перетаскивание файлов для загрузки, различные плагины для браузера…
Смартфоны имеют несколько урезанные возможности по сравнению с настольными устройствами, но в тоже время обладают своими уникальными функциями, способными улучшить UX. При разработке сайта в концепции Mobile-First могут быть предусмотрены следующие опции, призванные сделать легким путь к конверсии:
Найти дополнительные идеи, как сделать взаимодействие с сайтом наиболее легким и приятным для его посетителей, можно с помощью разных веб-ресурсов. Это могут быть не только сайты конкурентов, но и любые другие площадки. Гуляя по сторонним ресурсам, поставьте себя на место пользователя: выделите удобные фишки и недостатки, а затем перенесите лучшие практики на свой сайт.
Как настроить отображение писем на мобильных устройствах в eSputnik
Для верстки email пока не разработан подход Mobile First. Но сервис eSputnik заботится о том, чтобы письма от имени вашего бренда имели и хороший визуал, и в тоже время были легкими для взаимодействия как с мобильного, так и с десктопа.
Создать эффектную рассылку
Чтобы настроить корректное отображение письма на мобильном, в редакторе доступны три варианта решения.
Выбранные настройки будут срабатывать в мобильной версии емейла во всех почтовых клиентах, которые поддерживают медиазапросы.
Меню “Адаптивность” во вкладке “Оформление”
Отвечает за общие настройки стиля всего письма на смартфоне. Здесь можно установить следующие параметры:
Меню “Структуры” и “Блоки” во вкладке “Контент”
Позволяет задавать гибкие настройки отображения для отдельных элементов письма. Набор опций зависит от типа модуля и контента в блоке. Для всех полос, структур и контейнеров доступна функция скрытия на различных устройствах – как на мобильном, так и на десктопе. Особенно актуальным это становится в случаях, когда нужно убрать лишние элементы, чтобы не перегружать пользователя смартфона ненужным контентом. Кроме того, иногда приходится готовить различные варианты блоков для разных устройств. Это помогает совместить понравившийся дизайн и корректное отображение элементов. Скрываемые модули помечены в редакторе специальными значками.
Структуры имеют следующие вариации настроек показа на телефонах:
В контейнерах с текстом, кнопкой и изображениями вы можете устанавливать выравнивание на мобильном, отличающееся от десктопного варианта. Для картинок также доступна опция включения адаптивности, которая подстраивает ее под ширину экрана устройства.
Во всех структурах и контейнерах с любым типом контента можно задавать отступы для мобильной версии.
Детальное описание опций адаптивности мы приводим в отдельной инструкции.
Редактор кода
Подходит для опытных специалистов, знакомых с HTML. Если встроенных в редактор писем функций вам недостаточно, воспользуйтесь собственными медиазапросами для создания адаптивного макета. Для этого нажмите на панели инструментов на иконку “Редактор кода” и перейдите во вкладку CSS. Отрывок кода, отвечающий за адаптивность, начинается с @media only screen and (max-width: 600px) <. Пропишите здесь необходимые стили оформления, чтобы настроить внешний вид или скрытие элементов для мобильной версии письма.
Предварительно проверить отображение письма на разных устройствах можно с помощью функции “Просмотр сообщения” в строке инструментов. В окне предпросмотра вы увидите версию для настольных и мобильных девайсов.
Данная функция не может учесть ширину экрана всех устройств. Если превью мобильной версии вас не устраивает, попробуйте провести дополнительное тестирование. Проверять отправленное письмо на десятках реальных устройств при этом необязательно. Воспользуйтесь специальными сервисами для тестирования верстки email, чтобы убедиться в корректности результата.
Зачем уделять столько внимания адаптации для мобильных устройств?
Многие владельцы бизнеса уже приспособились к новым реалиям, которые принесла пандемия COVID-19. Локдауны, изменение потребностей и привычного поведения покупателей привели к тому, что значительная часть ритейлеров перевела свои услуги в онлайн. Тем не менее, не все из них беспокоятся о разработке мобильной версии сайта, полагая, что альтернативных вариантов достаточно. В тоже время аргументы таких компаний могут оказаться заблуждением.
Несмотря на то, что многие имеют компьютер или ноутбук и дома, и на рабочем месте, значительная часть запросов все же поступает с мобильного телефона. На работе многие люди не станут искать товары для личных нужд на глазах у коллег и начальства, а дома устройство могут занять другие члены семьи.
Смартфон – это персональный помощник, который всегда находится под рукой. Мобильный интернет позволяет легко найти нужную информацию или совершить покупку в сочетании с другими занятиями – во время поездки в транспорте, просмотра фильма, приема пищи, ожидания своей очереди в любом учреждении и т. д.
В идеальном мире, наверно, у всех были бы современные смартфоны с безлимитным объемом памяти, а спрос на услуги был бы постоянным. Но в реальной жизни существуют люди, которые пользуются старенькими телефонами, и их операционная система или объем оставшейся памяти не позволяют загружать новые версии приложений.
Кроме этого, даже если клиент является постоянным, достаточно часто у него нет острой необходимости устанавливать приложение компании. Например, человеку нравится некий магазин одежды, и он периодически делает в нем покупки. В то же время у него десяток других любимых магазинов, где он также покупает вещи. При необходимости он заходит на сайт каждого из них и просматривает ассортимент товаров, но не устанавливает множество приложений на смартфон.
В данном случае разработка сайта – это работа на перспективу. На окупаемость вложений уйдет некоторое время, однако в каждом бизнесе необходимо предусматривать возможности роста и быть готовым сначала приложить некоторые усилия (и финансы).
Хотя популярность соцсетей растет с каждым днем, в то же время существуют их убежденные противники, не имеющие аккаунта ни в одной из них. Кроме того, социальные площадки ограничивают вас в возможностях отображения товаров, отзывов, рекомендаций и т. д. Не стоит также забывать, что по-прежнему есть категория людей, которые не любят излишнее общение и предпочли бы самостоятельно оформить покупку без обращения в директ.
Как видим, не учитывать процент аудитории, которая может просматривать сайт со смартфона, может означать большие потери прибыли. Не упускайте возможности увеличить показатели конверсии и лояльности клиентов – тщательно проработайте мобильную версию сайта. А остановиться на классическом варианте “от десктопа к смартфону” или выбрать Mobile First – каждая компания решает для себя сама в зависимости от своих целей и возможностей.
А как вы считаете: “сперва мобильный” – это недолговечный тренд или большая перспектива на будущее, к которой стоит присмотреться уже сейчас? Вытеснят ли мобильные телефоны десктоп в ближайшее время? Ждем вашего мнения в комментариях!