Что такое lifelong learning

Подкаст «Списать не получится»: что ждет индустрию образования в будущем?

Что такое lifelong learning. Смотреть фото Что такое lifelong learning. Смотреть картинку Что такое lifelong learning. Картинка про Что такое lifelong learning. Фото Что такое lifelong learning

Пандемия ускорила процессы, существующие на рынке образования. Например, школы и университеты уже давно работали над переносом хотя бы части процессов в онлайн, но из-за коронавируса он пошел быстрее. Но где в этих изменениях lifelong learning, почему профессии постепенно уходят в прошлое и какие тренды повлияют на образование будущего?

Чтобы поразмышлять о том, что нас ждет в прекрасном чарующем будущем, ведущий Максим Буланов пригласил в студию CEO просветительского медиа «Теории и практики» и соосновательницу Московской школы продвинутых коммуникаций MACS Надежду Макову.

Таймлайн разговора

1:40 — Существует ли lifelong learning?

6:40 — Почему профессии постепенно уходят

10:20 — Как изменится коммуникация, если мы перейдем к скиллсетам

13:00 — Как выбрать подходящий набор навыков

15:00 — Почему проектирование своей траектории — самая важная часть lifelong learning

16:55 — Различия lifelong learning и стандартизированного обучения

21:56 — Кто такой дизайнер образовательного опыта

26:45 — Почему программа развития сотрудников в компании — необходимость

30:15 — О каком горизонте будущего в образовании мы говорим

Несколько хайлайтов разговора

Lifelong learning, обучение в течение всей жизни, активно существует в инфополе, но в головах людей оно еще в недостаточном фокусе. Тренд вовлекает других людей в процесс постоянного обучения, потому что мы стали об этом говорить.

В Москве и больших городах люди от 35 лет перестают бояться изменений, начинают смотреть по сторонам. В других городах этот тренд пока зарождается, но он есть и продолжает расти. Отмазки «я уже старый», «у меня нет денег», «мне некогда учиться или что-то менять» — пережитки советского времени, которые уже сдвигаются.

Профессии постепенно уходят, скоро их вообще не будет. У каждого из нас есть определенный набор компетенций, который придется постоянно обновлять в течение жизни. Это некая палитра с красками — какие-то высыхают, какие-то становятся востребованными, их нужно добавлять. Профессии — это названия наборов навыков, которыми должны обладать люди, поэтому очень важно переходить от парадигмы «где я хочу работать» к парадигме «какими навыками я хочу владеть».

Управление командой и взаимодействие внутри команды — одни из ключевых soft skills XXI века. Жесткие рамки должностных инструкций, «подписанных кровью», давно сместились. Они остаются на бумаге, но люди не выполняют заданный перечень задач.

Ключевой атрибут концепции lifelong learning — проектирование своей образовательной траектории. Для этого нужно поставить точку Б и подумать, как в нее попасть из точки А, какие краски добавить в свою палитру. Проектируя траекторию, разделить ее на небольшие задачи, чтобы маленькие шаги мотивировали на пути к большим целям.

На индустрию образования сильно повлияет микрообучение. Сейчас мы все живем в безумном информационном шуме, поэтому большая роскошь — выделять на обучение по три-четыре часа в день два раза в неделю. Формат десятиминутной истории в день намного выигрышнее. Ты разбиваешь изучаемый предмет на несколько поднавыков и каждый день узнаешь точечную информацию.

Святая обязанность руководителя — развитие каждого сотрудника. Это не зона ответственности HR-менеджера, это главная задача руководителя.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

В Telegram-канале «Списать не получится» еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Век учись. Что такое life-long learning

Рубен Варданян и выпускники бизнес-школы СКОЛКОВО рассуждают о том, что заставляет их учиться, учиться и еще раз учиться.

Это может показаться странным, но бизнесмены, уже стоящие во главе компании и многого добившиеся в жизни, продолжают учиться. И речь не только о формальном обучении в вузах: кто-то нанимает себе тьюторов по психологии или истории искусства, кто-то целенаправленно ездит по конференциям, посвященным какой-нибудь совершенно новой области знаний (например, искусственному интеллекту), кто-то слушает лекции онлайн или записывается на курсы в бизнес-школах.

Зачем? Во-первых, стремительно меняющиеся технологии не позволяют расслабиться. Если ты имеешь отношение к IT-бизнесу (а может, и не только к нему) и не разбираешься в том, что такое блокчейн или machine learning, то есть шанс, что через пару лет тебя просто выкинут с рынка.

Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина, ретейл и искусственный интеллект. Мало быть специалистом в чем-то одном – нужно заставить себя погрузиться в другую область знаний.

Наконец, в-третьих, продуктивным оказывается сам процесс получения нового знания: он позволяет вытащить себя из текучки, завязать связи с новыми людьми, посмотреть на мир – или хотя бы на свой бизнес – со стороны.

Что такое lifelong learning. Смотреть фото Что такое lifelong learning. Смотреть картинку Что такое lifelong learning. Картинка про Что такое lifelong learning. Фото Что такое lifelong learningКонцепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) не нова – на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, и сейчас примерно 40% европейцев трудоспособного возраста регулярно проходят повышение квалификации. Кто-то продолжает обучение для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, кого-то вынуждают это делать работодатели. Над предпринимателем или топ-менеджером обычно не стоит никто – они сами бросаются в учебу, сами выбирают, чем заняться. Мы попросили нескольких человек рассказать, почему они продолжают учиться и как именно они предпочитают это делать.

Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft:
«Надо не просто потреблять информацию, а творчески ее перерабатывать».

Я для себя понял, что сила знаний – в их комбинации. Помню, как в четвертом классе приболел и остался дома на месяц. Одноклассники сообщали мне по телефону домашнее задание, на подготовку которого у меня было много времени. В результате я на месяц опередил школьную программу, а потом у меня заметно повысилась успеваемость – из хорошиста я стал отличником-медалистом. Тогда я не осознавал, как это вышло, но потом понял, что освоил навыки самообучения. Получилась хорошая комбинация: школа как арена, где знания можно обсудить и уточнить + режим проактивности и опережения при самостоятельном обучении. Мне кажется, таким и должен быть эффективный образовательный процесс: даже если ты поступаешь в престижную бизнес-школу, но не занимаешь активную позицию, результат будет хуже.

Сейчас много возможностей учиться – вопрос в том, как выстроить процесс. Долгое время мне казалось, что учиться лучше прямо на работе – в современной компании всегда будут возможности для повышения квалификации. Из-за этого я какое-то время скептически относился к MBA. Но с опытом я понял, что истина где-то посередине – при помощи специальных образовательных программ можно открыть совершенно новые горизонты. Мои одногруппники по Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», например, рассказывали о вещах, которые я и вообразить себе не мог, мои представления о бизнесе и мировоззрение в целом заметно расширились.

Чтобы действительно хорошо усваивать знания, надо не просто стать потребителем информации, но и самому ее творчески перерабатывать. Например, читая книгу или слушая лекции, рекомендую открывать какой-нибудь редактор на компьютере и выписывать туда основные тезисы. Я это делаю в PowerPoint. Таким образом, у меня накапливается колода слайдов на разные темы – так я и информацию лучше запоминаю, и у меня остаются заготовки, которые можно использовать для выступлений и обсуждений.

Алексей Губкин, соучредитель компании Ginza Project:
«Учусь у французского философа».

Я всю учебу делю на два направления – прикладное (новые навыки или технологии, которые можно будет использовать в работе) и «для широты кругозора». Я люблю получать знания, которые практического применения не имеют, но зато развивают мозг и в сочетании порой дают интересные инсайты. Например, я изучаю философию, историю, теорию игр. У меня есть список книг, которые надо прочесть, и я стараюсь читать каждый день. В том числе и художественную литературу – недавно вот перечитал «Войну и мир», впервые со школы. Тогда мне страшно не понравилось, но папа говорил: «Вырастешь – поймешь». И он оказался прав, это действительно потрясающее произведение.

Люблю Coursera, проходил курсы по маркетингу, стратегическому планированию, лидерству. Вообще-то я не очень усидчивый, но составлял себе план и смотрел лекции в спортзале на беговой дорожке – все равно там целый час деваться некуда, надо себя чем-то развлечь. Кстати, спорт тоже развивает не только тело, но и когнитивные навыки – например, настольный теннис или тактическая стрельба учат осознанности и концентрации. Еще я много занимаюсь с преподавателями по скайпу. Французский философ помогает мне развивать мышление, учит думать более структурированно, решать разные задачи. В конце каждого занятия мне нужно резюмировать полученные знания – так я учусь формулировать на английском языке. Раньше я еще в конце каждого дня записывал, какие уроки он мне преподнес. Это тоже полезно – начинаешь более осознанно относиться к своему опыту.

А еще я очень люблю общаться и легко заражаюсь интересами и хобби людей из своего окружения. Мне интереснее получать широкий спектр знаний из разных источников, чем сильно погружаться во что-то одно. Раньше я из-за этого чувствовал себя некомфортно – в советской системе образования ценились узкие специалисты, а это совсем не мое. А потом понял, что это классно и полезно для бизнеса. Узкого специалиста всегда можно нанять или взять в партнеры, а широкий кругозор помогает мыслить творчески. Единственная сложность – как расставить приоритеты: все такое интересное.

Рубен Варданян, предприниматель, филантроп, заместитель председателя международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково»:
«Учеба помогает мне посмотреть на себя со стороны».

Я думаю, что мы должны жить так, будто завтра умрем, а учиться так, как будто будем жить вечно. Надо периодически выдергивать себя из текучки – помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»: «Каждый разумный человек время от времени должен себя вытягивать за волосы из болота»? И обучение – это не столько получение знаний, сколько возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить то, чем ты занимаешься, с тем, что происходит в мире.

Наконец, просто важно позволять себе на какое-то время выходить из безумного ритма, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. Это очень полезное упражнение, которое можно делать разными способами – здесь каждый сам выбирает, как ему удобно. Я, например, стараюсь каждые два года ездить на короткие программы в международные вузы– Гарвард, Стэнфорд, Йель. Кроме того, у меня много менторов, но я считаю, что учиться можно не только у тех, кто старше тебя или добился известности и успеха. Можно узнать что-то новое от ребенка или от таксиста. Нужно только уметь общаться и не бояться быть открытым.

Егор Руди, сооснователь Eruditor Group:
«Сохранять “сознание начинающего”».

Мне кажется, что главный вопрос – не как эффективнее учиться, а как добавить страсти к развитию тем, у кого ее недостаточно. Но и в плане методов обучения у меня есть несколько своих лайфхаков.

Нужно, например, корректно выбирать источники знаний. Не быть всеядным. Ни в коем случае не брать книги «с полок». Я веду свой список источников, куда заношу книги, или статьи, или видео после того, как слышу про них от кого-то, кому доверяю. Обязательно сопровождаю источник комментарием – «кто порекомендовал и почему». Когда источник снова упоминается кем-то еще, поднимаю ранг. А когда есть время поучиться – беру текст или видео из топа. Сейчас в списке 135 позиций.

Сохранять «резонирующие» мысли из книг в Evernote, а потом пересказывать друзьям или сотрудникам. Это позволяет гораздо больше запомнить, понять и адаптировать новые знания под свои потребности.

Потреблять знание в контексте. Если готовлюсь к публичному выступлению – отложу все и буду читать про публичные выступления. Если занимаюсь больше продуктом – читаю источники на эту тему. Это точно добавляет усвояемости.

Я стараюсь не забывать регулярно задавать своим друзьям-предпринимателям вопрос «Назови лучшее, что ты прочитал за последнее время».

Еще нужно сохранять «сознание начинающего» (из одноименной книги Сюнрю Судзуки). Пробовать те вещи, про которые думаешь, что никогда не стал бы пробовать. Если я чувствую в себе отторжение к определенной теме – часто принимаю решение окунуться именно в нее. Такие штуки нередко развивают больше всего.

Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group:
«Хороший лектор может “зарядить” настолько, что сразу хочется сделать что-то свое».

Не учиться – скучно. Я 13 лет планировал, как выйду из бизнеса и начну отдыхать и жить полной жизнью. Но когда я вышел из оперативного управления, две недели было клево, через месяц я уже начал скучать, а через три месяца стало совсем плохо – мне никто не звонил, и казалось, что я совсем выпал из контекста.

У меня есть свой educational mix – набор образовательных форматов, которые для меня работают. На первом месте – глубокие модульные программы. Я их проходил в Стокгольмской школе экономики и в бизнес-школе «Сколково» (программа Executive MBA). На втором – профессиональные форумы, которые я сам довольно часто организовываю. В сжатое время ты можешь глубоко погрузиться в тему и пообщаться с интересными людьми. Ну и книги. Но я не умею учиться впрок: я начинаю погружаться в ту или иную тему, когда возникает необходимость.

В образовательных проектах лучше всего работает сочетание обучения и развлекательных форматов, тогда подключаются эмоции и возникает правильная динамика внутригрупповой работы. А вот онлайн-занятия мне не очень подходят, хотя я верю, что будущее за ними. Но мне пока непривычно сидеть и смотреть видео, больше нравится живое общение. Иногда выступление яркого лектора может зарядить настолько, что немедленно хочется сделать что-то свое – например, два года назад я услышал такую речь на форуме в Финляндии, вдохновился ею и сейчас организовал бизнес-форум «Атланты». Заряжаться энергией очень важно, и подобные мероприятия могут в этом помочь.

Андрей Грудин, генеральный директор группы компаний «Пионер»:
«Учусь по мере внутренней потребности».

Я получил три фундаментальных образования – инженерное, экономическое и Executive MBA в «Сколково». И все равно продолжаю периодически посещать курсы, семинары и лекции по важным для меня темам: стратегический менеджмент, лидерство, эффективные переговоры, тайм-менеджмент. Я не делаю это по расписанию – все зависит от внутренней потребности: иду учиться, если чувствую пробел в какой-то области или если накапливается желание систематизировать или пересмотреть уже накопленные знания. Например, мне показался очень полезным семинар Александра Фукса для владельцев бизнеса – он интересно рассказывает про управление бизнес-процессами именно с точки зрения собственника.

Мир не стоит на месте, и все время появляются новые поводы учиться. Из перспективных трендов я бы выделил социальное предпринимательство. Это хорошая альтернатива традиционному бизнесу – когда акцент смещается с простого получения прибыли на создание чего-то полезного для общества, например в области образования и здравоохранения.

Михаил Бройтман, генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнеры»:
«Мне важно получать обратную связь».

Работа тоже нас учит – это метод learning by doing. Но этого не всегда хватает – мир быстро меняется, появляются новые взгляды и подходы, и то, чему вы учились несколько лет назад, успевает устареть. Когда я учился в школе, калькулятор был большой редкостью, в институте я работал на ЭВМ, которая занимала целую комнату, а дискеты были диаметром сантиметров пятьдесят и шириной десять. А сейчас у всех ноутбуки и айпады. С появлением новых вызовов нужны и новые знания, но тут важно сохранять драйв, любопытство и открытость. Я закончил обучение в бизнес-школе «Сколково» в 2010 году, когда мне было уже 43 года. Не самый типичный возраст для таких занятий, но у меня появилась потребность в этом, так как у меня не было базового экономического образования, мне казалось, что даже после 15 лет работы будет нелишним проверить собственные знания. И я действительно не зря потратил время. Самым важным и интересным оказалось общение и интерактивные форматы – я начал общаться с людьми, с которыми по работе никогда бы не познакомился: предпринимателями из среднего и малого бизнеса, ретейла, медиабизнеса. Было интересно, как мыслят и чем живут другие люди – и преподаватели, и однокурсники.

Разбор кейсов – тоже очень важный момент в бизнес-обучении, да и в любом обучении. К сожалению, у нас высшее образование до сих пор что-то вроде спорта: соблюдай правила игры, и ты молодец. Например, надо выучить теорему и правильно воспроизвести ее на экзамене. В западных университетах подход другой: студент должен придумать осмысленный проект в какой-то области и доказать, что он имеет смысл. Поэтому нашим специалистам стоит больше тренироваться в разборе кейсов, обсуждении проектов и решении практических задач.

Источник

Концепция Lifelong Learning

Нет времени? Сохрани в

Это одна из самых важных статей в нашем блоге, хоть она даже не про английский. Lifelong Learning — это более широкая концепция. Она настолько глобальна, что заслуживает стать вашим кредо, вашим жизненным правилом, частью вас. Есть даже шанс, что после прочтения у вас отпадет лень, и появится острое желание к самосовершенствованию. Интересно?

Что такое lifelong learning. Смотреть фото Что такое lifelong learning. Смотреть картинку Что такое lifelong learning. Картинка про Что такое lifelong learning. Фото Что такое lifelong learning

Что такое Lifelong Learning

Lifelong Learning (далее мы для удобства будем называть это просто LLL) переводится с английского как «обучение длиною в жизнь». Идея не новая. Известные люди озвучивали эту мысль многократно в разное время.

Никто никогда по-настоящему не перестает учиться — Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).

Live as if you were to die tomorrow. Learn as if you were to live forever. — Mahatma Gandhi (1869-1948).
Живи так, как будто завтра умрешь. Учись так, как будто тебе суждено жить вечно — Махатма Ганди.

The illiterate of the 21st century will not be those who cannot read and write, but those who cannot learn, unlearn, and relearn — Alvin Toffler (1928-2016).
Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, отучиваться и переучиваться — Элвин Тоффлер.

Все эти цитаты — про то, что мы теперь называем LifeLong Learning. Это было актуально всегда, но сейчас становится еще актуальнее.

Что такое lifelong learning. Смотреть фото Что такое lifelong learning. Смотреть картинку Что такое lifelong learning. Картинка про Что такое lifelong learning. Фото Что такое lifelong learning

В чем разница между Bring, Carry, Bear и Take и их синонимами?

Почему Lifelong Learning так важен именно в 21 веке

К чему это все? К тому, что знания и навыки в 21 веке теряют актуальность быстрее, чем когда-либо ранее. Поэтому обучаемость выходит на первый план. Помните историю про двух лягушек в кувшине с молоком? Там лягушка взбивает молоко и выбирается. Но жизнь сложнее, чем красивая аналогия. Чтобы преуспеть, в 21 веке нужно взбивать молоко непрерывно, чтобы оставаться на плаву.

Возможно, это прозвучало жестко. Мы не хотели вас пугать. Просто хотели донести важность самообразования.

Чему учит Lifelong Learning

Под learning может подразумеваться:

Важно, что вы должны именно практиковаться в чем-то, а не просто изучать теорию. Вот пример. Представьте мужчину лет 35. Он работает стоматологом, но любит садоводство. Это навеевает стоматологу ностальгию по лету у бабушки в деревне. Он читает статьи, смотрит видео про выращивание помидоров на ютубе. Это такое увлечение, и это замечательно. Однако чтобы это считалось за самообразование, важно практиковаться. В нашем случае — обустроить себе небольшую грядку и начать выращивать в ней эти самые помидоры.

Что такое lifelong learning. Смотреть фото Что такое lifelong learning. Смотреть картинку Что такое lifelong learning. Картинка про Что такое lifelong learning. Фото Что такое lifelong learning

Как правильно выбрать материал для аудирования на английском

Английский как стартовая точка

Исследователи Высшей Школы Экономики подсчитали, что в Европе самообразованием занимаются от 18 до 84 процентов респондентов в возрасте от 25 до 64 лет. Самый большой процент в Словакии — это 84%. В Швеции — 76%, во Франции — 64%. В Румынии — 18%. В Украине исследование не проводилось.

В любом случае среди студентов наших школы этот процент — 100%. Логично. Если вы изучаете английский с преподавателем, это тоже самообразование. И нам хотелось бы, чтобы для как можно большего количества людей английский стал проводником в мир непрерывного обучения. Мы можем помочь вам выработать привычку. Научить вас учиться, чтобы в дальнейшем для вас это не было чем-то сложным, требующим особых усилий или сверхмотивации.

Далее вы сможете без моральных усилий учиться новому, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые навыки, находить новые хобби. Танцы, рисование, музыка, восточные языки, программирование, дизайн — мир обучения открыт для вас!

EnglishDom #вдохновляемвыучить

Источник

Концепция Lifelong learning: зачем нужно постоянно учиться

Если за последний год вы не прошли ни одного нового курса, у нас плохие новости — вы рискуете отстать от рынка труда. По оценкам экспертов, к 2022 году из-за развитиях технологий 75 млн человек останутся без работы. Сама тенденция не новая — машины начали заменять людей ещё в XVIII веке, но за последние 10 лет темпы автоматизации ускорились. Единственный шанс противостоять сокращениям — бесконечно учиться. Рассказываем, что такое Lifelong learning и какие навыки стоит освоить.

Концепция появилась в 1926-м году, но особенно актуальной стала сейчас, в эпоху Индустрии 4.0. Футурологи составляют разные прогнозы и называют разные цифры, но сходятся в одном — в ближайшие 10 лет каждая третья профессия изменится или исчезнет совсем. Уже сейчас руководители отмечают, что на рынке не хватает кадров с нужными навыками — это тормозит цифровую трансформацию компаний. Люди не успевают за технологиями. Что с этим делать?

Amazon ещё в 2019 году объявил, что планирует потратить 700 млн долларов на обучение 100 тысяч сотрудников, а Сбербанк, Газпром и МТС открыли свои корпоративные институты. Непрерывное обучение — один из ключевых трендов на рынке труда.

Какие навыки нужно развивать, чтобы оставаться востребованным? Вот несколько рекомендаций от «Атласа новых профессий»

И это только дополнительные компетенции, которыми следует дополнить свои профессиональные знания.

Эксперты из Business Higher-Education Forum (BHEF) выделили четыре группы навыков, которые нужны всем профессионалам будущего:

1. Цифровые-навыки — управление данными, разработка программного обеспечения, программирование, анализ данных, кибербезопасность.

2. Бизнес-навыки — управление бизнес-процессами и проектами, принятие решений, визуализация.

3. Рабочие навыки — аналитическое мышление, коммуникативные навыки, креативность, обучаемость.

4. Базовые знания в предметных областях — биология, социология, когнитивистика, экономика, физика.

Пробегитесь глазами по сайтам с вакансиями и посмотрите, какие требования предъявляют работодатели к специалистам из вашей сферы.

Затем четко определите, какой именно навык вы хотите освоить, и честно оцените, сколько времени вы готовы на это выделить. Лучше учиться каждый день по полчаса, чем беспощадно откладывать занятия на субботу и лишать себя целого выходного.

Если вы фрилансер, расписание придется согласовать с самим собой. А вот штатным сотрудникам рекомендуем напрямую обратиться к руководителю — возможно, он разрешит тратить часть рабочего дня на прохождение курса и согласится оплатить обучение.

«Развитие рабочей памяти — лучшая инвестиция. Тогда мы будем способны оптимизировать свою работу, делать за один присест сразу несколько вещей. Я всем советую упражнение n-back», — Иван, программист Access/SQL. Подробнее в нашей статье «Личный опыт: разработка базы данных на П4.0»

Согласно прошлогоднему докладу ВЭФ, даже те работники, которые сохранят свои рабочие места в эпоху массовой автоматизации, должны будут освоить до 40% новых навыков. А работодатели рассчитывают, что к 2025 году 70% сотрудников повысят свою квалификацию. На Профессионалах 4.0 бизнес чаще всего ищет аналитиков и консультантов, разработчиков, дизайнеров и архитекторов, маркетологов и проджект-менеджеров. В описании проекта лидеры указывают не только роли, которые требуется закрыть, но и конкретные навыки.

ТОП-10 самых востребованных навыков на П4.0

1. Анализ информации

2. Технические навыки (ИТ)

3. Деловая коммуникация

6. Графический дизайн

9. Оценка управленческих практик

10. Анализ бизнес-процессов

Чтобы быстро адаптироваться к изменениям, избавляться от неэффективных стратегий и выбирать самые лучшие, нужно научиться разучиваться, то есть отказываться от ментальных установок и стереотипов, разрушать устоявшиеся нейронные связи, пересматривать имеющиеся знания. Это сложнее, чем усваивать новую информацию, но все-таки реально.

1.Наблюдайте за собственным мышлением. Научитесь замечать, о чём вы думаете и на какие вещи обращаете внимание. Важно ставить свои мысли под сомнение, пытаться понять, почему вы выбрали именно эту позицию и искать другие.

2. Выходите за рамки ментальной модели. Ментальная модель — это наши представления об устройстве мира. Мы живем отталкиваясь от шаблонов, которые давно сидят в нашей голове. Попробуйте встать на сторону вашего антагониста, представьте, что отстаиваете его точку зрения и поищите аргументы.

3. Больше общайтесь. Чтобы эффективно разучиваться, нужно общаться с людьми, жизненный и профессиональный опыт которых отличается от вашего. Слушать, спорить, обсуждать. Главное — помнить о новой установке. Вы учитесь разучиваться, а значит открыты к неизвестному, готовы анализировать и принимать спорные идеи.

Встретиться с экспертами из разных областей и поработать в команде профессиональных фрилансеров и прокачать свои компетенции можно на Профессионалах 4.0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *