Что такое lesson study
Что такое lesson study
Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. Понятие и практика Исследования урока/Lesson Study (Jugyou Kenkyuu на японском языке) берет свое начало в Японии и широко признана во всем мире.
Интерес к Исследованию урока/Lesson Study появился в англоязычном образовательном пространстве только в 1999 году, начиная с публикации Стиглера и Хиберта (Stigler&Hiebert) «Пробел в преподавании: лучшие идеи от учителей мира по улучшению образования в классе», где сравнивались уроки математики в США, Германии и Японии. Исследование урока с тех пор распространилось по всему миру, охватывая страны Азии, Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Как результат, в 2005 году была основана Всемирная Ассоциация Исследований Урока (WALS) с офисом в Гонконгском Институте Образования (www.walsnet.org).
Одним из основных объяснений Исследования урока/Lesson Study, появившихся в литературе, является утверждение, что это рефлексивный цикл совместной педагогической практики в области планирования, наблюдения и анализа, когда результат одного цикла выступает основой для рефлексивного обсуждения и дальнейшего планирования следующего урока (Lewis, 2002; Takahashi & Yoshido 2004; Nakano 2011).
Первым шагом для учителей, которые решили осуществить Исследование урока (Lesson Study), является определение фокуса или исследовательского вопроса (Lewis & Tsuchida, 1998; Dudley, 2011a). Как только учителя согласны с фокусом своих исследовательских уроков, прежде чем планировать урок, им необходимо провести предварительное исследование (Takahashi & Yoshido, 2004). Это исследование охватывает различные аспекты, связанные с темой урока, включая существующие учебные материалы, методы обучения, последние исследования (обзор литературы) а также информацию об учащихся (их предыдущие знания и способы обучения).
Следующая часть этого цикла — планирование урока. Уроки «тщательно планируются, как правило, в сотрудничестве с одним или несколькими коллегами» (Lewis & Tsuchida, 1998, p. 14). В модели Исследования урока, используемой в Великобритании (Dudley, 2011a), планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников — они могут быть теми, кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний).
Запланировав урок исследования, группа Исследования урока идентифицирует учителя в группе, который будет проводить урок, тогда как остальные должны наблюдать и записывать урок, уделяя особое внимание вопросам, указанным в плане исследования. В наши дни с развитием технологий, запись урока может быть выполнена более легко и точно. Однако, как заметил Такахаши и Йошидо (2004, стр.441), «уважение естественной атмосферы класса всегда является приоритетом во время исследовательского урока». Одним из наиболее ценных аспектов Исследования урока является то, что во время наблюдения преподаватели должны комментировать (записывать) обучение учеников, а не преподавание, что помогает перенести фокус с преподавания на обучение (Perry and Lewis, 2009; Ylonen & Norwich, 2013; Dudley, 2015). Более того, акцент на обучении в рамках Исследования урока можно рассматривать как основу его популярности среди учителей, поскольку учителя не боятся критики со стороны коллег, поскольку план урока подготовлен совместно (Dudley, 2015).
Анализ урока происходит на этапе обсуждения. Он проводится сразу же после исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и доказательств обучения учеников.
ТОП–15 лучших статей 2018 года
Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений. В Академии Директории мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие нет.
Об исследовании урока
Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и как бы исследует урок, но на самом деле скорее ищет изъяны.
Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:
Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает и какие нет. Ниже несколько типичных ответов.
Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?
Проблемы, которые решает исследование урока:
Одна из слушательниц курса так описала потенциальные результаты внедрения технологии:
А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?
На курсе были такие цитаты:
Готовность и мотивация самих учителей, как к сожалению часто слышно (даже сейчас немного экспериментируя) и видя ответы коллег, я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями.
Не все и сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе.
Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов.
Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах.
А как в вашей школе?
Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.
Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как способ повысить качестве преподавания в школе». Он начнется 19 марта 2018 года. Экспресс-курс длится всего 3 недели и позволяет примерить технологию lesson study к своей организации. Подробности и запись на курс по этой ссылке >>
Технология «Исследования урока» (lesson study): какие проблемы она решает, а какие — нет?
Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений.
На дистанционных курсах «Академии Директории» мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие — нет.
Об исследовании урока
Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и «как бы исследует урок», но на самом деле скорее ищет изъяны.
Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:
Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает, а какие — нет. Ниже несколько типичных ответов.
Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?
Проблемы, которые решает исследование урока:
Одна из слушательниц наших курсов так описала потенциальные результаты внедрения технологии:
А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?
На курсе были такие цитаты:
«Готовность и мотивация самих учителей. К сожалению, часто звучит: „Я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями“».
«Не все и не сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе».
«Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов».
«Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах».
А как в вашей школе?
Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.
Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как форма организации методической работы в школе». Курс стартует 25 ноября, продлится 3 недели и позволит примерить технологию lesson study к своей организации.
Подробности и запись на курс по этой ссылке >>
Коучинг для учителей «Что такое lesson study»
План конспект коучинг занятия
оказать содействие участникам коучинг- занятия в понимании подхода « Lesson Study » и в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;
организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;
познакомить с методикой проведения нового подхода в преподавании и обучении Lesson study
развивать мыслительные, коммуникативные навыки;
воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;
эффективно использовать ИКТ.
участники коучинг занятия узнают о педагогическом подходе « Lesson study » и поймут важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
Lesson study – исследование урока группой учителей с возможным привлечением коллег с других школ с целью повышения качества обучения и совершенствования собственной практики
Презентация « Lesson study »
Материалы и оборудование
Этапы проведения коучинг- занятия
Деятельность коуча и деятельность участников коучинг- занятия
Приветствие «Я- дрозд»:
-Я дрозд и ты дрозд (показывают пальцем), у тебя щёчки маленькие и у меня щёчки маленькие (трогают друг друга за щёчки), у тебя губки аленькие и у меня губки аленькие (показывают на губки), ты мой друг и я твой друг(обнимаются). Привет!
Установление благоприятного климата и доверительного настроя на ход коучинг- занятия
-Отгадайте загадку: Что можно приготовить, а съесть нельзя?
Для развития креативности и нестандартного мышления предлагаю написать ассоциации к слову «урок» в виде слов или изображения иллюстрации, а затем презентовать, чтобы увидеть, что в понятии учителей представляет собою урок.
-Какова была цель выполнения данного упражнения?
-Полезно ли было выполнение данного упражнения для выявления степени понимания какого-либо понятия и почему?
Упражнение «1000% открытие и усовершенствование?»
Для того, что бы увидеть компетентность и мастерство участников коучинг- занятия в планировании и проведении уроков, коуч предлагает путем обсуждения ответить на вопрос «Что вы можете делать в 10 раз быстрее и лучше других на уроке?» и презентовать свой ответ.
-Легко ли вам далось выполнение данного задания? Каким образом?
-Как вы считаете, развитию каких ваших качеств способствовало выполнение данного упражнения?
Р азминочное упражнение
Для переключения с одного вида деятельности на другой, выполняем небольшое разминочное упражнение под видеоклип « CuteFroggyDance »
Демонстрация презентации о подходе « Lesson study »
-Скажите, пожалуйста, о каком подходе вы сейчас узнали, и в чём его суть?
-Каково отличие данного подхода от наиболее известных вам подходов?
Заполнение таблицы вопросов
Для выяснения понимания темы коучинга, коуч предлагает заполнить лесенку вопросов по Lesson study (Приложение 2), а затем презентовать.
-Испытывали ли вы какие-либо трудности при выполнении данного задания?
Подведение итогов коучинг занятия
Для того, чтобы узнать, как прошло коучинг- занятие, и чему научились, даю следующее задание: обвести свою ладошку на листе А4и на каждом пальце написать следующее:
большой палец-над чем бы я ещё хотела бы поработать
указательный палец-что нового и интересного я узнала
средний палец-мне не хватило.
безымянный палец-психологическая атмосфера на коучинге
мизинец-что мне понравилось и мои пожелания.
Повышение самооценки учителей. Создание ситуации успеха
Упражнение «Аллея славы»:
Все участники занятия выстраиваются в две шеренги, становясь лицом друг к другу. После слов коуча о талантливости и одарённости учителей, под апплодисменты коллег, каждый учитель проходит по аллее славы.
Ключевыми характеристиками являются
Сбор данных об обучении ученика
Разработка новых подходов преподавания
каким образом возможно развивать
определенный пед. подход
для повышения качества обучения?
I этап – совместное детальное его планирование
II этап – проведение исследовательского урока, наблюдение
III этап – результаты систематизируются, планируются всеми членами группы после исследовательского урока
IV этап – совместная работа (3 учителя) для перепланирования с учетом результатов, полученных в процессе обучения
Для реализации подхода Lesson Study
необходимо следовать следующим правилам
Относиться друг к другу с уважением
Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?
Изучение исследовательской литературы.
Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.
Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.
Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.
Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.
Обсуждение исследовательского урока после его окончания
Наблюдение за обучением 3 «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений.
Обучение класса в целом
Постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного
Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson Study
После проведения серии последовательных уроков, группа согласует изменения в подходах обучения.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 81459042314
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития профессиональных компетенций педагогов»
Команда учителей МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»
МР «Хангаласский улус»
Артамонов Василий Васильевич, учитель технологии
Аркадьева Ия Евтропьевна, учитель математики
Едисеева Людмила Анатольевна, учитель истории обществознания
Потапова Людмила Афанасьевна, учитель математики
Черосова Анна Павловна, учитель родного языка и литературы
Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития
профессиональных компетенций педагогов
В настоящее время в системе российского образования происходит изменение содержания, форм,методов обучения и воспитания, осуществляется поиск современных управленческих моделей.
В этой ситуации ключевой фигурой реформирования образования является педагог. Именно на его и плечи ложится ответственность за проектирование и организацию учебного процесса, отвечающего требованиям современных стандартов К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Действительно, меняется мир, изменяются дети, что влечет за собой появление новых требований к квалификации педагога. Одним из решений в этом направлении является использование инновационной технологии Lesson-Study как средства развития профессиональных компетенций педагогов
Технология Lesson Study в нашей школе проводится второй год. Используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения качества знаний учащихся
Алгоритм проведения технологии Lesson Study:
3.Совместно спланировать урок с использованием технологии обучения
4.Провести спланированный урок и наблюдать в ходе него за деятельностью трёх «исследуемых учащихся» с фиксацией результатов наблюдения(организация видеосъемки урока) в течении всего урока, поэтому учителя-участники группы должны до начала урока
распределить между собой обязанности – кто будет проводить урок, а кто будет только наблюдать
5.Опрос учеников по уроку
6.Совместно проанализировать проведенный урок, обсудить, что удалось и что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых (слабого, среднего и сильного) учеников.
7.Совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ следующего урока также
с использованием данной технологии обучения, но учитывая
опыт проведенных двух уроков.
8.Представление учителями-участниками группы своих результатов с целью её внедрения в педагогическую практику.
-подтвердить, что групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках;
-формируется адекватная самооценка ученика;
— повышается мотивация в учении.
Вывод: данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий. обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении. Lesson-Study помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность, без
которой модернизация системы образования невозможна.
Организация LESSON STUDY в МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»
1.Тема: «Повышение качества преподавания: технология коллективного планирования и анализа уроков»
-внедрение технологии LESSON STUDY
-активизировать деятельность учащихся
-повысить мотивацию к учебе
-проведение уроков с применением игровой технологией и с технологией формирующего оценивания