Что такое lean canvas
Lean Canvas: шаблон для бизнес-плана на одной странице
Этим инструментом пользуются все, кто создаёт и запускает успешные продукты. Рассказываем, что нужно знать о модели Lean Canvas и как ею пользоваться.
Суть Lean Canvas
Содержание шаблона Lean Canvas можно менять по ходу дела. Это удобно для гибких процессов — когда сначала непонятно, что получится в итоге. С его помощью легко собрать информацию о будущем продукте на одной странице, где все существующие гипотезы будут под рукой.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Product-менеджер принимает решения, от которых зависит не только содержание, но и успех продукта. Поэтому хорошо, когда он ответственно подходит к своему образованию: много читает, постоянно учится на своих и чужих ошибках и проходит профессиональные курсы. У Skillbox есть курс «Управление продуктом», который ведут топ-менеджеры и гуру отечественного бизнеса.
ЧТО ДАЕТ LEAN CANVAS:
Бережливая методология для создания нового продукта или бизнеса.
Как использовать модель
Lean Canvas — это таблица из девяти блоков, ее можно нарисовать самостоятельно или заполнить онлайн-шаблон.
Чтобы правильно заполнить таблицу, ответьте на вопросы о продукте.
Сегменты потребителей и ранние последователи
Кто клиент?
Определите, кто будет покупать продукт, а кто — пользоваться им. Например, если вы делаете приложение или сервис для компаний, за выбор и оплату обычно отвечает руководитель, а за использование продукта — его сотрудники.
Кто первые пользователи?
Соберите группу из нескольких представителей вашей целевой аудитории. Они будут участвовать в разработке и запуске продукта: помогать проверять гипотезы, первыми тестировать, что получилось, и давать обратную связь.
Проблема и существующие альтернативы
Определите проблему клиента и выявите конкурентов.
Какая проблема есть у клиента?
Посмотрите на все сегменты покупателей из первого блока и сформулируйте, какую их потребность закрывает продукт.
Например, вы придумали новую социальную сеть для нетворкинга. Её главная цель — познакомить специалистов из разных сфер для общих проектов. Такой продукт закрывает потребность клиента в общении и поиске профессиональных связей.
Кто уже решает эту проблему?
Выявите всех существующих конкурентов продукта. Любую проблему уже кто-то решает, но кто — не всегда очевидно. Если ваш продукт — сервис вызова такси, и вы закрываете потребность клиента в комфортном передвижении, то ваши конкуренты — не только аналогичные сервисы, но и компании, которые продают автомобили, велосипеды или самокаты.
Ответить на эти вопросы и ориентироваться на потребности пользователя помогает концепция Jobs To Be Done — «работа, которая должна быть выполнена».
Уникальная ценность
Пропишите ценности продукта для клиента.
Чем продукт лучше остальных?
Ответ на этот вопрос поможет сформулировать уникальное торговое предложение (УТП).
Подумайте, чем ваш продукт лучше и почему клиенты захотят за него заплатить. Проверьте свои гипотезы на сформированной группе пользователей.
Решение проблемы
Вы уже определили проблему и потребности пользователя, а в этом блоке опишите, как будете ее решать.
Как продукт решит проблему пользователя?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, не основывайтесь только на своем видении. Подключите исследования, проведите интервью с группой пользователей, которых вы собрали для тестирования продукта.
Не все ваши гипотезы пройдут проверку, и это нормально. Зато после нескольких ошибочных идей вы найдёте лучшее решение.
Каналы продвижения
Определите, как продавать и рекламировать ваш продукт. Опишите все каналы и методологию продаж.
Как и где лучше рассказать о продукте?
Ответ зависит не только от продукта, но и от его аудитории. Реклама в блогах, баннеры, анонсы на телевидении — не важно, главное — это рассказать о продукте тем способом, который лучше всего воспринимает целевая аудитория.
Допустим, вы создали приложение для ведения личного бюджета и решили продвигать его с помощью контент-маркетинга. У такого продукта разные пользователи: молодые семьи, студенты и фрилансеры. Если продвигать его только на одной площадке, например, на vc.ru, то вы охватите студентов, менеджеров и фрилансеров, а молодые семьи останутся в стороне. Вам важно учесть все сегменты целевой аудитории, поэтому подойдут ресурсы, которые читают сразу всё, например, «Лайфхакер».
Если ваш продукт подходит только для программистов или дизайнеров, то и рекламировать его лучше на специальных площадках.
Потоки прибыли
Здесь нужно подумать о прибыльности продукта.
Как продукт будет приносить деньги?
Если собираетесь распространять продукт бесплатно, подумайте, как будете на нём зарабатывать в дальнейшем. Платный же продукт должен иметь достаточную ценность, чтобы клиент захотел за него заплатить.
Учитывайте, что не все готовы покупать то, чем с удовольствием пользовались бы бесплатно. Например, клиент выбирает менеджер задач, чтобы планировать дела. Для личных целей ему подойдёт бесплатный продукт с базовыми функциями и простым интерфейсом. К программе для работы уже больше требований, поэтому за неё и больше согласятся платить.
Структура издержек
Сюда нужно включить всё, на что вы планируете потратить деньги.
Сколько денег нужно, чтобы запустить продукт?
Чтобы создать продукт, который захотят купить, придётся вложиться в исследования. Нужно будет определить целевую аудиторию, выявить проблему и найти решения, а готовому продукту понадобятся сайт и реклама, чтобы о нем узнали.
Ключевые метрики
Не важно, какой продукт вы создаёте. Для всего нужны критерии, по которым будете оценивать результат.
Как понять, что продукт успешен?
Определите ключевые метрики с помощью маркетинговой воронки AAARRR. В ней учитываются основные этапы, которые проходит клиент, взаимодействуя с продуктом.
Скрытое преимущество
Этот блок поможет отстроиться от конкурентов и выделить продукт ещё сильнее.
В чем особенность продукта?
Подумайте, что есть в вашем продукте, но нет в других. Это должно быть сильное преимущество, которое сложно скопировать. Например, как продвигать продукт лучше остальных, или ваш секрет — команда талантливых программистов, или же — особая функция.
История модели
Lean Canvas
Модель Lean Canvas придумал Эш Маурья (Ash Maurya): он взял за основу уже существующую Business Model Canvas Александра Остервальдера и адаптировал её к бережливому подходу.
Как и в бизнес-модели Остервальдера, в Lean Canvas девять блоков. Но модели отличаются, потому что Эш Маурья заменил четыре из них.
Business Model Canvas (Бизнес-модель «Канвас») | Lean Canvas (Бережливая модель «Канвас») |
---|---|
Customer Segments Сегменты потребителей | Customer Segments, Early Adopters Сегменты потребителей, ранние последователи |
Key Partners Ключевые партнеры | Problem, Existing Alternatives Проблема, существующие альтернативы |
Unique Value Proposition Уникальная ценность | Unique Value Proposition Уникальная ценность |
Key Activities Ключевые активности | Solution Решение |
Channels Каналы | Channels Каналы |
Revenue Streams Потоки прибыли | Revenue Streams Потоки прибыли |
Cost Structure Структура издержек | Cost Structure Структура издержек |
Key Resources Ключевые ресурсы | Key Metrics Ключевые метрики |
Customer Relationships Отношения потребителей | Unfair Advantage Скрытое преимущество |
Заключение
Модель Lean Canvas — это не окончательный бизнес-план. Её суть в том, чтобы изложить на бумаге первые идеи и начать их тестировать, постепенно улучшая. Только так можно создать продукт, который будет отвечать реальным потребностям пользователя.
Модель Canvas и Lean Canvas: сравнение и внедрение
Большинство стартапов и действующих компаний вкладывают веру в идею продукта и не уделяют должного внимания построению бизнес-модели. В результате чего предприниматели часто теряются в цифрах в попытке навести порядок в хаосе неопределенности. Только несколько ключевых действий и метрик имеют значение в измерении успеха и контроля бизнес-процессов. Ключевые показатели сосредотачиваются вокруг показателей ценности и последовательно смещаются в сторону ключевых двигателей роста. Неспособность определить правильный ключевой показатель может привести к катастрофическим последствиям: преждевременной оптимизации или исчерпанию ресурсов в погоне за неверной целью. Схемы Canvas — инструмент стратегического управления и предпринимательства, который позволяет описывать, проектировать, тестировать и масштабировать бизнес-модель. Повысьте вероятность успеха и уменьшите риск, используя один или несколько инструментов Canvas на любом этапе планирования деятельности компании: в процессе роста или зрелости.
Business Model Canvas (BMC)
Бизнес-модель Остервальдера (Business Model Canvas) — шаблон из девяти блоков, каждый из которых отражает ключевые элементы бизнеса в создании продукта или услуги. Категории представляют 4 основных аспекта бизнеса: клиенты, предложение, инфраструктура и финансовое состояние. Модель помогает найти проблемные места, выявить новые точки роста, отслеживать взаимосвязь бизнес-процессов и изменять отношения между ними для повышения эффективности бизнеса.
Блок 1. Потребительские сегменты
В данном блоке определяются прибыльные сегменты целевой аудитории. При неправильном выявлении ЦА выстроенная стратегия окажется неэффективной. Группы формируются на основе потребностей, моделей поведения и другим ключевым для бизнеса характеристикам. При планировании деятельности ориентируйтесь на следующие варианты охвата рынка:
Блок 2. Ценностные предложения
Ценностное предложение — совокупность преимуществ и дополнительной ценности предложения для сегмента ЦА. Ценность формируется в отношении продукта, коммуникации, точек контакта с ЦА. В некоторых случаях фокус деятельности смещается с интересов компании на интересы клиентов. Количественный подход подчеркивает цену или эффективность продукта или услуг, качественный — опыт использования. Ценность предложению придает ряд атрибутов: кастомизация, статус бренда, дизайн, новизна, цена, доступность приобретения и удобство использования и т.д. При формулировании уникального торгового предложения (УТП) необходимо выделить решаемую продуктом проблему, дополнительную выгоду от использования и уникальное конкурентное преимущество. Выделите ключевых конкурентов и проанализируйте их предложения. Вы получите представление об удовлетворении потребностей клиентов на вашем рынке и наличии необслуживаемых ниш.
Блок 3. Каналы взаимодействия
Блок описывает взаимодействие компании с потребительскими сегментами: донесение предложения через каналы коммуникации и сбыта (прямые и непрямые). Точки соприкосновения (контакта) — точки или места взаимодействия потребителей с компанией. Учитывайте каждый этап покупательского пути и оптимизируйте его, составив карту путешествия клиента (CJM). Оцените потенциал каждого канала и выберите часто используемые ЦА. Инструменты взаимодействия на каждом из этапов контакта потребителя с компанией:
Блок 4. Взаимоотношения с потребителями
Блок описывает типы встраиваемых отношений с отдельными потребительскими сегментами: способы привлечения, удержания и взаимодействия. Выделяют несколько типов взаимоотношений с клиентами:
Блок 5. Потоки прибыли
Выделяются все потоки доходов с разделением на типы. Каждая категория характеризуется, рассчитывается ее доля, определяются главные и побочные потоки прибыли.
Способы создания потоков доходов:
Блок 6. Ключевые ресурсы
В блоке описываются ресурсы, необходимые для функционирования бизнес-модели. Типы ресурсов: финансовые, материальные, интеллектуальные, персонал. Они позволяют организации создавать и доносить до потребителя предложение, выходить на рынок, поддерживать связь с сегментами и получать прибыль. Создайте список ключевых активов бизнеса, которые поддерживают его функционирование и предоставляют возможность масштабирования. Определите приоритетность для инвестирования. В результате получите представление о том, какие ресурсы являются необязательными, что приведет к экономии затрат и снижению рисков.
Блок 7. Ключевые виды деятельности.
Описание действий по реализации бизнес-модели:
Возможные виды деятельности:
Основные виды деятельности совпадают с потоками прибыли.
Блок 8. Ключевые партнеры
Ключевые партнерские отношения — сеть поставщиков и партнеров, дополняющих друг друга, тем самым обеспечивающих функционирование бизнес-модели и создание ценностного предложения. Основные причины создания партнерских отношений:
Блок 9. Структура затрат
Блок описывает стоимость ведения бизнеса в соответствии с выбранной моделью. При расчете учитывают ключевые ресурсы, виды деятельности и партнеров. По структуре издержек бизнес-модели разделяют на две категории:
В блоке указывают наиболее значимые расходы (постоянные и переменные) в рамках выбранной бизнес-модели. Минимизировать издержки следует в любой бизнес-модели, однако для некоторых моделей снижение издержек имеет большее значение, чем для других.
Lean Canvas
Модель Lean Canvas — бережливая методология, гибкая модель фиксирования возможностей на любом этапе развития бизнеса (стартап или действующая компания). По сравнению с бизнес-моделью Остервальдера, Lean Canvas описывает более проблемно-ориентированный подход и фокусируется на одной группе клиентов: для каждого сегмента создается отдельная схема. Блоки проблем, решений, ключевых метрик и скрытых преимуществ заменяют ключевых партнеров, виды деятельности, ресурсы и взаимоотношения с клиентами из BMC.
Блок 1. Сегменты потребителей и ранние последователи
Определение покупателя и пользователя продукта или услуги. Проведите глубокий анализ ЦА. Выделите 3-4 прибыльных сегмента и сформируйте персонажей (собирательный образ каждой категории). Ранние последователи необходимы для идентификации по нескольким причинам:
Блок 2. Проблема и существующие альтернативы
Хорошо сформулированная проблема — проблема наполовину решенная. Определите проблему клиента и выявите конкурентов. Так вы не только определите возможное решение, но и оцените эффективность вариантов, уже применяемых другими. Воспользуйтесь концепцией JTBD (Jobs To Be Done) — «работа, которая должна быть выполнена продуктом». Подход опирается не на характеристики потребителей, а на микромоменты. Постройте путь клиента (CJM) и опишите препятствия, с которыми он сталкивается на каждом этапе, мотивации и сомнения. Выделение проблем, преследуемых клиентом и возникающих в процессе решения основных, приведет к созданию рабочих бизнес-моделей. Проведение опросов определит приоритеты решений. Избегайте фиксирования проблем высокого уровня: масштабных и труднодостижимых. Сосредоточьтесь на конкретных проблемах, требующих измеримых решений. Только ЦА определяет используемые функции продукта, решаемые им проблемы и его ценность.
Блок 3. Уникальная ценность
Блок проблем предназначен для охвата основных проблем, с которыми сталкиваются клиенты в своей среде. Уникальная ценность (UVP) — уникальное торговое предложение, которое формируется из пересечения блоков проблем и решений.
Пропишите ценности продукта для клиента и на их основе сформулируйте уникальное торговое предложение. УТП — четкое и лаконичное описание уникальных конкурентных преимуществ продукта и дополнительный выгоды от его приобретения. Предложение переводит функции, характеристики продукта или услуги в преимущества для клиентов. Оно должно быть убедительным сообщением, отражающим суть продукта и решения.
Блок 4. Решение проблемы
На основе выявленных проблем разрабатывается решение каждой из них. Подключите исследования, аналитику, проведите интервью с группами ЦА, сформулируйте и протестируйте гипотезы.
Блок 5. Каналы продвижения
Определите, как выстраивать и через какие каналы выстраивать коммуникацию с ЦА, рекламировать и продавать продукт. Опишите все каналы и методологию продаж.
Блок 6. Структура затрат
Составьте план расходов, постарайтесь учесть все затраты на ведение бизнеса (привлечение клиентов, продвижение, сбыт и т. д.). Убедитесь, что стоимость жизненной ценности клиента (LTV) превышает стоимость его привлечения (CAC).
Блок 7. Потоки прибыли
Определите потоки доходов и цены для предложения. Ориентируйтесь на аналогичные продукты и особенности ЦА при определении модели ценообразования.
Блок 8. Ключевые метрики
Ключевые показатели позволяют отслеживать и оценивать успешность конкретного бизнес-процесса. Заполните раздел наиболее важными для решения проблем метриками.
Блок 9. Скрытое преимущество
Сформулируйте отличие вашего бизнеса или предложения от конкурентов, которое нелегко скопировать, чтобы отстроиться от конкурентов и выделить продукт. Подумайте, что есть в вашем продукте, но нет в других.
Lean Canvas направляет внимание на правильный набор функций (решение), показатели и потребительские сегменты, что выравнивает усилия по разработке, дизайну, маркетингу и продажам. BMC представляет целостный взгляд на бизнес-модель. Заполненная схема бизнес-модели служит практическим руководством, а не «лекарством от всех болезней».
Что такое Lean Canvas?
Продакт-менеджеры, планирующие запуск нового продукта, не всегда понимают его до конца и не могут грамотно презентовать другим. Тогда берутся за составление большой презентации с кучей графиков и текста в PowerPoint. Но нужно ли тратить на это время, если в первую очередь понять суть проекта надо самому?
Есть отличная альтернатива — сжатие большого плана на один лист, распределение основной информации на несколько блоков. Такой инструмент называется Lean Canvas.
Одна из главных особенностей — возможность оперативно менять составленный шаблон. Это хорошо помогает в проектах на стадии планирования, когда еще не до конца понятно, что будет в итоге.
Менеджеры продукта используют Lean Canvas для сбора основной информации в одном месте и в качестве шпаргалки для составления новых гипотез, которые можно проверять HADI-циклами, о которых мы недавно рассказывали.
Но важно помнить, что этот инструмент — не конечный бизнес-план продукта. Он используется в качестве вспомогательного материала, когда нужно найти важную информацию, а листать большой бизнес-план нет времени.
Модель разработали не с нуля. Эш Маурьей адаптировал ее с модели Bussiness Model Canvas, разработанной Александром Остервальдом. При адаптации Эш руководствовался бережливым подходом.
Если вы посмотрите на Bussiness Model Canvas, то увидите очевидные сходства. Но этот инструмент больше подходит для инвесторов, а не создателей новых проектов. Основная разница между ними заключается в четырех блоках.
Lean Canvas — таблица на 9 блоков. За каждым закреплено определенное значение. Ее можно нарисовать на бумаге или в какой-нибудь программе (например, https://miro.com/templates/lean-canvas/) на компьютере.
Вот один из примеров таблицы. Есть и другие варианты, но они отличаются только номерами блоков, но их суть всегда остается неизменной.
Инструмент позволяет посмотреть на продукт со всех сторон и понять его еще лучше. А когда про него что-то спросит потребитель, найти ответ на вопрос будет не сложно.
Давайте детально рассмотрим каждый блок. Это поможет вам при заполнении Lean Canvas для своего продукта. Но сначала важное уточнение: не торопитесь и не пытайтесь заполнить блоки за 15-20 минут. Лучше соберитесь всей командой (если она есть) и устройте мозговой штурм. Тогда заполнение займет несколько часов, но и результат получите соответствующий.
Сначала определите целевую аудиторию: кто будет пользоваться продуктом в будущем. Подробно опишите каждый сегмент: пол, возраст, интересы, образование и т.п. Универсальный ответ «он подойдет всем» не сработает. У каждого проекта есть определенные сегменты, которые заинтересуются в потреблении.
Также важно определить, кто покупает продукт, а кто им пользуется. Часто бывает, что покупатель — компания, а пользователи — ее сотрудники. Тогда рассматривайте продукт в двух плоскостях и все пункты заполняйте для каждой отдельным цветом. Это поможет в ориентировании по таблице в будущем.
Второй подпункт — первые пользователи: кто первым получит доступ к продукту. С ними определитесь заранее, так вы получите ценную обратную связь для доработок и улучшений проекта.
Первыми пользователями могут быть друзья, родственники, специальная тест-группа и т.д. Главное, чтобы они подходили под определенные ранее сегменты.
Начинающие product-менеджеры часто допускают ошибку на старте: они смотрят на «фичи» продукта и какие функции он способен выполнять. Но сначала надо рассматривать, какие проблемы есть у целевой аудитории и исходя из них планировать добавление новых возможностей.
Может возникнуть ситуация, что у разных сегментов разные проблемы. Тогда делайте несколько таблиц, заполняя блоки для каждого сегмента по отдельности. В результате может получиться, что лучше сделать несколько отдельных продуктов.
Далее рассмотрите, кто уже решает описанные проблемы. Поверьте, проблема не нова и кто-то уже предложил решение. Задача — определить основных конкурентов и записать их во втором блоке Lean Canvas. С ними вы будете бороться за долю на рынке.
Во втором блоке вы определили проблемы клиента. На основе этого опишите уникальные черты продукта, которых нет у конкурентов. Вокруг этих ценностей в будущем будете строить рекламные кампании и привлекать новых пользователей.
Заполнить этот блок поможет уникальное торговое предложение (УТП). Уникальная ценность продукта должна быть описана кратко и четко (до 140 символов).
Вы знаете потребности целевой аудитории и ее проблемы. Теперь продумайте о способах решения, которые можно внедрить в проект.
Ваше видение решений может быть неправильным, поэтому обратитесь к тест-группе ранних пользователей. Основываясь на их ответах, вы сможете составить список функций, которые необходимо добавить в продукт.
Создание проекта не имеет смысла, если о нем никто не узнает. Заранее продумайте способы и каналы продвижения продукта на рынок. При заполнении этого блока пользуйтесь составленной ранее сегментацией. Помните, что разные поколения людей используют разные каналы коммуникаций. Данные из этого блока помогут при создании маркетинговой стратегии.
Любой проект создается для получения прибыли, поэтому заранее продумайте источники получения доходов.
Если планируете внедрить систему «подписок», узнайте у ранних пользователей, готовы они платить за использование продукта или нет. Если будете распространять продукт бесплатно, подумайте об альтернативных методах получения доходов.
Для заполнения блока проанализируйте основных конкурентов. Посмотрите их каналы получения доходов. Подумайте, будут ли готовы ваши пользователи платить столько же, больше или меньше денег за использование продукта.
Любой проект включает в себя основные и дополнительные статьи затрат: техническая реализация, маркетинг, аренда серверов, разработка дизайна и т.п. В этом блоке разложите все по полкам, определите точные суммы планируемых расходов.
Вы должны четко понимать, по каким критериям оценивать успешность проекта. Они должны быть количественными. Сюда добавляют прибыль, долю рынка, трафик и т.п.
Кстати, советуем после сбора информации об источниках доходов и расходов и основных показателях проанализировать их в совокупности. Они должны коррелировать между собой. Если есть какие-то серьезные отклонения, следует пересмотреть собранные данные.
В рукаве всегда должен быть козырь, который поможет выиграть борьбу у конкурентов. Это должна быть уникальная особенность продукта, которая выделит его на фоне остальных. Желательно, чтобы она была трудно копируемой.
Этот блок очень важен, потому что мы живем в быстро меняющемся мире. После выхода на рынок ваш продукт могут быстро скопировать. Для таких случаев и нужно держать козырь, чтобы не потерять аудиторию и продолжать развиваться.
Как мы говорили в начале, Lean Canvas хорош гибкостью — в него в любой момент можно вносить правки. И это обязательно нужно делать, когда речь идет о новом продукте. Процессы в стартапах меняются очень быстро — а это напрямую влияет на каждый блок, поэтому постоянная актуализация документа необходима.