Что такое ius civile и ius gentium
Ius Civile и Ius Gentium в правовой культуре Древнего Рима
Ius gentium – право, распространявшееся на жителей подконтрольных Риму земель и иностранцев на римской территории. Было основано на общих для большинства народов правовых принципах, рациональности и мере справедливости, отличалось меньшей степенью формализма.
Дела по ius gentium рассматривали преторы, которые давали защиту самым разнообразным правоотношениям, опираясь на нормы преторского цивильного права – то есть на рационализированное, с восполненными пробелами, очищенное от излишних формальностей, право – и на общие для всех народов обычаи торгового оборота (отсюда намечалась тенденция мышления в категориях естественного права как первоисточника всех правовых систем). На основе преторского законотворчества право народов развилось и в итоге стало более гибким, эффективным инструментом решения возникающих проблем. Поэтому постепенно его институты вытеснили старое, цивильное право.
Классификация вещей в классическом римском праве
4. Божественного права (принадлежат всем поколениям сразу) и человеческого права.
Божественного права : сакральные (по решению римского народа) и религиозные (по решению человека).
5. Телесные и бестелесные (фикция для упрощения передачи телесной вещи).
Институт владения в классическом римском праве
В классическом римском праве получил развитие институт владения. Владение не имело ничего общего с правом собственности. Оно понималось как фактическое господство лица над вещью (corpus possessionis), сопряженное с волей обладать вещью как своей, иметь над ней власть (animus possessionis).
Владение защищалось преторскими интердиктами, однако исковой защиты не имело, так как в большинстве случаев не имело юридического основания. Добросовестные владельцы могли приобрести право собственности на вещь в силу приобретательной давности.
Владение (possessio) необходимо отличать от держания (detentio) – оно не имело animus possessionis и состояло в простом физическом обладании вещью, не имеющим непосредственного юридического значения.
Понятия dominium и proprietas в классическом римском праве
Однозначного понятия права собственности не существовало. Dominium – полное господство над вещью, proprietas – право собственности с передачей некоторых правомочий третьим лицам.
Proprietas использовался только при сопоставлении прав собственника с правами третьих лиц на данную вещь. По сути, proprietas – сугубо юридическая конструкция, «голое право», так как фактическое владение и пользование вещью осуществлялось другим лицом.
Таким образом, dominium выражал абсолютное господство лица над вещью, подчеркивая функциональные особенности права собственности (а именно власть лица над вещью и проистекающие из этого неограниченные полномочия); proprietas же выражает защиту собственника перед третьими лицами, имеющими ограниченные права на эту вещь, подчеркивая тем самым структурные особенности права собственности (а именно возможность выделения из него полномочий для передачи третьим лицам; не как в современной конструкции «владеть, пользоваться и распоряжаться», где они – существенные признаки, а как у нормальных людей «власть владеть, пользоваться и распоряжаться», где это – всего лишь структурные части, которые можно отделить без потери смысла).
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 665 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Понятие римского права
Термином римское право обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).
В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Ульпиан писал: «Публичное право – это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц».
Для частного права характерен диспозитивный метод регулирования, а для публичного – императивный.
Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; исковую защиту прав.
В отличие от публичного римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права стран романо-германской правовой семьи.
Выделялись национальное право – ius civile и так называемое право народов – ius gentium.
Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).
Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов – не международное право, а римское – распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.
Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.
Законы civile и gentium в Римском праве
Римское право и его значение в истории развития человечества и современной юриспруденции. Порядок принятия законопроектов, особенности их исполнения. Цивильное и перегринское право Древнего Рима как основа современной системы гражданских правоотношений.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.06.2012 |
Размер файла | 27,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Источники и развитие римского права
Список используемой литературы
Римское право занимало в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, «унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
1. Источники и развитие римского права
В 367 году до н. э. законом Цивилия Цекса была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права.
Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н.э.). В 426 г. н.э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.
Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме. Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.
Развитие цивильного права совершается при этом следующими двумя путями: во-первых, путем практического толкования законов XII т. (interpretatio), a, во-вторых, путем дальнейшего законодательства.
Первое (и еще довольно значительное) время после издания законов XII т. развитие права совершается почти исключительно путем interpretatio. Всякий, даже очень совершенный с редакционной стороны, закон при своем применении к конкретным случаям и к конкретным вопросам жизни нуждается в детальном истолковании своего истинного смысла. Далее, во всяком, даже современном, кодексе встречаются неясности и пробелы; в таком случае приходится решать по аналогии с другими нормами или на основании общего духа законов. Если роль толкования велика и в современной юридической жизни, то она еще больше в эпохи ранние, обладающие неполными, несовершенными и почти всегда казуистическими кодексами. А таким именно кодексом и были XII таблиц. Лицам, в руках которых находилось применение этих законов, приходилось сплошь и рядом производить очень сложную умственную работу, чтобы подвести тот или другой конкретный случай под то или иное постановление XII таблиц, выраженное по большей части неполно и казуистично. При этом жизнь не ждала; условия изменялись, изменялись и потребности и воззрения. Толкование права не могло оставаться глухим к этим изменениям, и под влиянием их оно нередко начинало цепляться за ту или другую букву закона, за то или другое умолчание его, чтобы провести в жизнь, под видом смысла закона, то, что являлось при изменившихся условиях желательным, хотя бы самый закон имел совершенно иной смысл. Этим и объясняются многие выводы древнеримской interpretatio, которые кажутся с точки зрения логики странными натяжками и даже крючкотворством и примеров которых мы найдем впоследствии немало в истории гражданского права.
Лицами, в руках которых сосредоточивалось в древнейшее время знание и толкование права, были понтифики. Их связь с различными отношениями гражданского права и с древнеримским гражданским процессом была очерчена выше. Благодаря этой разносторонней, но всегда влиятельной связи, в течение всей первой половины республики понтифики являлись исключительными творцами описанной interpretatio. Вышколенные долговременной традицией в казуистике сакрального права, они перенесли свою способность анализировать и расчленять и в область светских отношений и несомненно наложили свой логический отпечаток на весь характер древне-римской интерпретации. Не являясь в историческое время ни магистратами, ни судьями, от которых непосредственно зависело решение спорного дела, понтифики, тем не менее, сохранили все значение сведущей в вопросах права корпорации, от которой всегда могли получить компетентный совет и частные лица и судьи; говоря иначе, понтифики являлись первыми юристами и первыми комментаторами права. А строгий формализм древнего права и процесса, каравший малейшее упущение в форме или букве, делал их помощь почти во всех юридических положениях (при заключении сделки, постановке процесса и т. д.) необходимой.
Накоплявшаяся в течение многих поколений интерпретационная традиция отлагалась постепенно в понтификальных записях—commentarii ponfiticum, которые являлись т. обр. зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии, были закрыты для непосвященных («jus civile reconditum in penetralibus pontificum»). Заботясь о сохранении своего влияния (а, может быть, и связанных с ним материальных выгод), понтифики ревниво оберегали эту тайну. С другой стороны, особенно с большим развитием оборота и деловых сношений, эта постоянная зависимость от понтификов создавала серьезные неудобства для деловых людей. Все настойчивее и настойчивее ощущалась потребность эмансипироваться от этих последних остатков жреческого влияния, секуляризировать эту последнюю область, еще остававшуюся в их руках.
И действительно, предание рассказывает нам, что приблизительно за 300 лет до Р. X. (к тому же времени относится и допущение плебеев в коллегию понтификов—lex Ogulnia!) некий Кн. Флавий, сын вольноотпущенника и писец известного демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, похитил и обнародовал книгу об исках и исковых формулах (legis actiones), которая и получила от его имени название Jus Flavianum. Он же вслед затем обнародовал и календарь, т. е. расписание dies fasti и nefasti. За это благодарный народ избрал его в 304 г. в эдилы.
Несомненно, что в изложенном рассказе действительность изукрашена. Как бы то ни было, но опубликование наиболее практической части из понтификальных записей имело большое значение: оно, с одной стороны, уничтожило юридическую монополию жрецов, а, с другой стороны, дало толчок светскому изучению права и повело к появлению светской юриспруденции.
Рядом с развитием цивильного права путем interpretatio идет и прямая законодательная деятельность народа. Период республики есть вообще эпоха оживленного законодательства, хотя большинство изданных в это время законов касается публичного права и лишь сравнительно меньшая часть посвящена регулированию тех или иных отношений гражданского права. С отдельными законами этого рода мы познакомимся впоследствии (в истории гражданского права); здесь же рассмотрим лишь общие формы, республиканского законодательства.
Нормальным органом законодательной власти в этом периоде являются, как известно, народные собрания; поэтому и нормальной формой закона является lex, т. е. постановление комиций, а со времени lex Hortensia—и plebiscitum.
Инициатива закона может исходить только от магистрата, имеющего jus cum populo agendi. Проект закона должен быть его инициатором-магистратом выставлен на форуме для всеобщего ознакомления, по крайней мере, за trinundinum (т. е. за три недельных базарных дня, точнее—за 24 дня) до предполагаемого голосования. Это технически называется promulgare legem или rogationem. В течение этого времени проект уже не может быть изменен; в предупреждение тайных изменений (б. м. в последнюю минуту) lex Licinia Junia 62 г. предписала, чтобы одновременно с выставлением закона на форуме копия его представлялась в aerarium. В промежуток магистрат может созывать contiones для разъяснения законопроекта и для агитации в пользу его принятия. Убедившись в невозможности провести проект, магистрат может взять его обратно. В день собрания проект еще раз читается перед народом, причем магистрат обращается к народу с обычной формулой «velitis jubeatis Quirites ut. » По внесении rogatio без всяких дебатов приступают к голосованию, причем со времени lex Papiria tabellaria голосование производится посредством опускания табличек.
Ввиду того, что законопроекты могли быть приняты или отвергнуты без всяких поправок и только целиком, возможны были случаи вплетения в законопроект статей разнородного содержания—в расчете на то, что предложения безусловно желательные заставят принять и предложения сомнительные. Такие законы называются leges saturae (напр., leges Liciniae Sextiae, lex Aquilia). Этот порядок вещей, конечно, ненормальный, был отменен законом Саесіlіа Didia 98 г. («ne quid per saturam ferretur»).
Принятый таким порядком закон становился уже ео ipso jussus populi и тотчас же вступал в действие; какой-либо публикации закона не требовалось, но обыкновенно он записывался на деревянной или медной доске и выставлялся на форуме, что технически называлось legem figere; сверх того, копия закона сдавалась на хранение в архив.
В своей редакции закон имеет обыкновенно три существенные части: а) praescriptio—наименование магистрата, внесшего законопроект и дающего этим свое имя самому закону; дата принявшего закон народного собрания и название центурии или трибы, подававшей голос первою; b) rogatio—т. е. самый текст закона, и с) sanctio, указание тех последствий, которые повлечет за собой неисполнение закона.
По характеру этой sanctio законы обычно разделяются на следующие категории: а) если никаких последствий закон не устанавливает, если т. обр. sanctio отсутствует, то мы имеем lex imperfecta: b) если на случай нарушения предписания (напр., формы того или иного юридического акта) самый акт объявляется ничтожным, то мы будем иметь lex perfecta, и с) если акт сохраняет свою силу, но лишь назначается штраф за нарушение закона, то закон будет lex minus quam perfecta.
Кроме закона, как постановления народного собрания, мы встречаем еще в источниках ссылки и на некоторые senatusconsulta этого периода, как на нечто, установившее ту или другую норму. Ввиду того, что сенат в период республики законодательной власти не имел, эти senаtusconsulta понимают, как инструкции сената магистратам, обладавшим юрисдикцией, причем предписания инструкции приводились в действие властью этих последних. Как бы то ни было, но появление подобных senаtusconsulta является показателем растущего влияния сената и предвещает ту роль, которую он будет играть в следующий период.
От leges в настоящем смысле (leges rogatae) надо отличать т. н. leges datae. Под этим именем разумеются специальные права и привилегии, даваемые отдельным общинам римскими магистратами—полководцами при покорении известной территории. Но магистраты не имели законодательной власти, и такие постановления даются ими как бы по поручению народа и от имени последнего.
От всей обширной законодательной деятельности этого периода в подлинном виде дошло до нас только очень немногое, да и то лишь в отрывках—в виде случайно найденных обломков досок с текстом закона, надписей и т. п. Важнейшими из этих остатков являются следующие:
1) Т. н. tabula Bantina, куски бронзовой доски, найденные в 1790 г. на месте древнего городка Bantia в Лукании; они содержат отрывки закона из времени Гракхов о взятках (repetundae) на латинском (одна сторона) и оскском (другая сторона) языках.
2) 11 кусков медной доски, найденных еще в XVI ст. и содержащих отрывки двух законов: на одной стороне—leх repetundarum, вероятно—Іех Асiliа repetundarum, из эпохи Гракхов, а на другой стороне—lex agraria, вероятно—lex Thoria agraria того же времени.
3) Отрывок из lex Cornelia (Суллы) de XX quaestoribus, найденный также еще в XVI ст. в Риме под развалинами храма Сатурна.
Средством защиты исков в ius civile были только законные иски.
Как jus civile, так и jus honorarium простирались только на римских граждан, на cives Romani. Ho во второй половине республики, когда Рим делается центром всемирной торговли, туда стекаются массы неграждан, перегринов. Завязываются разнообразные деловые отношения с этими перегринами и между этими перегринами. Вместе с этим возникает потребность нормировать эти отношения. И вот римляне создают для них особую магистратуру—praetor peregrinus. Он так же, как и praetor urbanus, при вступлении в должность издает эдикт, в котором определяет правила своей юрисдикции, и этот эдикт делается основой особого гражданского правопорядка, действующего для отношений римлян с перегринами и перегринов между собой. Нормы этого правопорядка заимствуются из общих обычаев международного торгового оборота, т. е. из обычаев, слагающихся в торговле, в которой принимают участие деловые люди разных стран и национальностей. Т. обр. по своему материальному содержанию это есть право общенародное, почему римляне и называют его jus gentium.
римское право гражданский юриспруденция
Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев.
По сравнению с jus civile право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции.
В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).
В jus gentium появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от jus civile, где была важна форма сделки, в jus gentium на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы.
Когда впоследствии (после закона Каракаллы) все жители римской империи были наделены правами гражданства и вследствие этого перегрины, как таковые, исчезли, вместе с ними исчезла и надобность в особой системе jus gentium. Но к тому времени указанная задача была уже выполнена, ибо уже все материальное содержание этой системы было перенесено в чисто римское право. Jus gentium потеряло свое значение после принятия закона Каракаллы в 212 году. По этому закону все жители Римского государства наделялись гражданством. Но, кроме этого положительного значения, jus gentium имеет у римских юристов еще иной смысл. Уже самое происхождение jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, напр., родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия in concreto. Задаваясь, далее, вопросом о происхождении такой общности известных правил у различных народов, они полагали, что причиной ее является самая природа человека, а иногда даже природа всех животных. С этой точки зрения они называли такое право, диктуемое самой природой, естественным правом или jus naturale.
Само собою разумеется, что jus gentium в только что указанном втором значении и jus naturale являются не какой-либо новой положительной системой норм наравне с jus civile, jus honorarium и jus gentium в обороте перегринов, а лишь первыми попытками юридической мысли в области философии права.
В эпоху рецепции римского права в Европе «jus gentium» привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».
Проанализируя вышеизложенное, мы можем сказать, что термином «гражданское право» в современных системах права обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.
Ius civile в других случаях противопоставляется той системе права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистров) и именуется преторским правом.
Список используемой литературы
1. Дождев Д. В. «Римское частное право». М.:Нома, 2008.
2. Покровский И. А. «История римского права». М.: Сиатут, 2004.
3. Мосин О. В. «Римское право и его значение в истории развития человечества и современной юриспруденции». 2007.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и виды источников права. Понятие обычая и обычное право. Законы республиканского Рима. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права. Кодификация римского права.
реферат [31,6 K], добавлен 10.01.2008
Формирование и развитие римского права как целостной и единой правовой системы. Становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима. Восприятие (рецепция) другими народами античных традиций. Цивильное и естественное право.
реферат [23,2 K], добавлен 11.01.2012
контрольная работа [37,5 K], добавлен 25.04.2010
Величайшее достижение Античного мира — римское право. Право Древнего Рима. Римское право в период ранней республики. Закон XII таблиц. Структура классического римского права. Римское классическое частное право. Римское классическое публичное право.
реферат [44,4 K], добавлен 01.07.2008
Анализ особенностей построения и исследование параллельных систем римского частного права: цивильное право и право народов. Общая характеристика юридических фактов, обеспечивающих прекращение обязательств и отношений кредитора и заемщика в римском праве.
контрольная работа [17,2 K], добавлен 05.09.2011
Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной юриспруденции. Книги Варрона о божественных вещах, священных местах. Модель системы сакрального права Дионисия Галикарнасского. Трактат «идеальных» законов Цицерона.
реферат [54,1 K], добавлен 26.04.2014
Анализ системы права в римском частном праве. Пандектное и институционное право. Понятие и виды владения в римском праве. Способы прекращения обязательств в римском праве. Соответствие способа прекращения обязательства способу его возникновения.
контрольная работа [47,1 K], добавлен 27.01.2009