Что такое issue в jira
Issue types в Jira: что делать, чтобы команда не путалась в задачах и всегда доводила проект до конца
Речь пойдет о базовых принципах работы в Jira: проектах (epic), задачах (task) и подзадачах (sub-task). Разберем этапы планирования проектов на доступных примерах. Считаем, это полезно знать при работе не только с Jira, но и со всеми другими таск-трекерами, CRM и планировщиками. Увы, менеджеры часто забывают с чего начать постановку задачи, чтобы ее потом довели до конца.
Jira — мощный таск-менеджер. Для простых проектов часто слишком мощный. Зато в нем можно сделать все, что вам нужно. А если разберетесь в основах, поймете, что работать в нем просто. К сожалению, часто мы наблюдаем такую картину:
Менеджер видит огромный функционал.
Чтобы этого не допустить, достаточно на старте правильно описать работу компании. Разобраться, с какими типами задач вы сталкиваетесь. Создать и настроить 5-10 процессов, которые смогут закрыть все потребности бизнеса. Все станет прозрачно и понятно для руководителя, менеджера проектов и всех сотрудников.
В нашей компании мы подходим к планированию следующим образом: весь объем работ, с которыми приходится сталкиваться, мы делим на две большие группы: проекты и задачи.
Представим, что мы пишем код в рамках разработки сайта. Или рисуем дизайн упаковки. Или печем торты. Неважно. Давайте разберемся в терминологии на подобных простых примерах.
Задачей считаем конечный, понятный и предсказуемый объем работы. Она должна быть такой, чтобы мы легко могли спланировать сроки и все этапы реализации. Задачи могут быть простыми и сложными, большими и маленькими. Но они всегда понятные и конечные.
Испечь торт, разработать дизайн коробки или сверстать по шаблону продающую страницу — это задачи. Но только тогда, когда мы знаем, как выполнить эту задачу от первого и до последнего шага.
Проект — это путь к цели, который можно сформулировать и увидеть, но составить список конкретных задач и план достижения этой цели заранее невозможно. То есть проект — это неопределенный набор неопределенных задач.
Самая частая ошибка, с которой мы сталкиваемся — менеджеры пытаются работать с проектами, как с большими задачами. Иногда получается, но это скорее удача. Чаще на пути реализации проекта появляются такие сложности, о существовании которых мы раньше не знали.
Правильное определение горизонтов планирования — большая тема. Если нужно, сделаем по ней отдельную статью.
Главная основополагающая сущность Jira — Issue (в переводе «проблема»). Можно сказать, что Issue — это любая работа, которую нам предстоит сделать.
Чтобы упорядочить все «проблемы», в Jira предусмотрена многоуровневая настройка интерфейса. Выделим три базовых типа Issue Type:
Чтобы спланировать задачи проекта от начала до конца, нужно составить из «проблем» интуитивно понятный и технически грамотный алгоритм достижения поставленной цели. Тогда команда будет работать слаженно, а проекты перестанут растягиваться в вечность.
Пока мы сильно упрощаем терминологию, чтобы никого не запутать. При этом нужно понимать, что в Jira эпики, таски и сабтаски — это не просто названия. За каждой сущностью стоит определенный ограниченный набор функций.
Эпиками в Jira называют относительно большие объемы работ, которые состоят из нескольких задач.
Когда начинаем работать, мы представляем себе общую цель проекта (эпика). Но детально планируем только первое целевое состояние (первый видимый результат). Именно от этого отталкиваемся в дальнейшей работе. Если потребуется, можем корректировать последующие шаги. Такой способ планирования называется гибким подходом. Он позволяет достигать целей, не зная наперед все этапы проекта, своевременно реагировать на изменившиеся обстоятельства и избежать глобального краха проекта. Вернемся к примерам.
Таск — это простая задача — конкретная и конечная, время выполнения которой можно спланировать.
Протестировать форму, отрендерить изображение, испечь бисквит — это все таски.
Главная особенность тасков в том, что это независимые автономные сущности. Они могут быть созданы сами по себе, как отдельные задачи. Могут быть добавлены в любой эпик или удалены из него вне зависимости от связанных с ними других задач.
В тасках, как и в эпиках, можно использовать подход гибкого планирования. Можно, например, сразу создать несколько тасков. А можно поступить иначе — каждый следующий таск создавать только после завершения предыдущего. Это позволяет перестраховаться при работе с проектами высокой степени неопределенности.
Сабтаск (или подзадача) — это только часть задачи, которую предстоит выполнить. Сабтаск не может быть самостоятельной сущностью и создается всегда, как часть существующего таска.
Обычно так делают, когда одну задачу нужно разделить на несколько маленьких. По умолчанию сабтаски включены в Jira, но их можно выключить. Например, мы не используем подзадачи, так не видим в них необходимости.
Таск и эпик — это самые универсальные сущности. На простых проектах их достаточно. Но в Jira существуют и другие стандартные типы «проблем»:
Кроме этого можно делать сколько угодно собственных Issue. При этом учитывайте, что большое количество сущностей чаще создает сложности, чем помогает в работе. Особенно когда их создают неосознанно.
Чтобы описать в Jira все этапы работы компании, необходимые типы Issue выстраивают между собой в иерархическую древовидную структуру, которая состоит из проектов, задач и подзадач — максимум три ступени иерархии.
Обратите внимание, для детальной проработки даже сложного проекта обычно нужно не более пяти типов задач. Если их больше, скорее всего вы усложняете сами себе работу.
Имея такой набор функций, можно построить довольно ветвистое дерево задач, которое наглядно структурирует шаги на пути достижения главной цели.
Мы рассказали лишь о базовых принципах работы над проектами в Jira.
Процессы могут быть очень простыми:
Задача поступила в работу, ее сделали, отправили на проверку и окончательно завершили.
Бывают процессы сложнее:
Программист пишет код, отправляет на проверку, передает на тестирование и, если все хорошо, завершает задачу.
Или можно описывать все максимально подробно:
Дизайнер создает макет — согласовывает, подбирает шрифт — согласовывает, подбирает палитру — согласовывает и т.д.
Тщательность проработки зависит от того, с какой степенью деталировки бизнесу важно отслеживать то, что происходит в команде. Отслеживать то, над чем сейчас работает каждый сотрудник и за что ему платят деньги.
Тема выстраивания процессов большая, интересная и заслуживает отдельной статьи. Хотите узнать о чем-то подробнее, пишите вопросы в комментариях. На простые сразу ответим, а более сложные возьмем на заметку и раскроем в новой публикации.
Плюсану. Просто у товарищей свое видение, которое они проецируют на всех.
Если бы было:
Issue types в Jira: как мы с ними работаем, чтобы команда не путалась в задачах и всегда доводила проект до конца
То и вопросов не было.
Epic в джира это агрегатор для фич. Фичи включают в себя user story (отобразить таблицу, редактировать строку, удалить строку) и tasks (задеплоить, развернуть, закупить). каждая из story или task может включать sub-tasks (сделать фронт, чтобы отобразить грид, сделать запросы к БД для чтения данных на грид, сделать запросы к API чтобы вернуть данные из БД)
Типы задач в Jira — что такое Epic, Story, Task
В Jira существует 5 базовых типов задач:
Если вы хотите узнать подробнее о типах задач в Jira — вы в правильном месте.
В этой статье мы разберемся с определениями issue, эпик (epic), история (story), задача (task), под-задача (sub-task) и баг (bug), посмотрим зачем они нужны и как они связаны.
Что такое Issue в Jira?
Все задачи, созданные в Jira, называются issue (или “проблема”).
Она может представлять что угодно: баг в системе, задача по разработке, отзыв с формы контактов, на который нужно ответить. По сути это любая задача, на которую нужно отреагировать и что-то сделать.
Проблема соответствует определенной части работы, которую нужно сделать.
Каждой проблеме присваивается уникальный ID, по которому ее можно легко найти.
Для логического разделения, упрощения управления и возможности более гибкой настройки рабочих процессов, проблемы делят на типы.
Изначально в Jira есть 5 базовых типов проблем, но, при необходимости, их можно дополнять / изменять / удалять.
Что такое Эпик (Epic) в Jira?
Эпик (epic) — большая задача, на решение которой команде нужно несколько спринтов.
Для примера можем рассмотреть эпик “Разработать блог для сайта N”.
Под “разработать” может подразумеваться:
Как мы видим, объем работ — большой. Количество людей, которые будут принимать участие в работе — большое. Время на реализацию — явно не 2 часа 🙂
Все характеристики эпика соблюдены)
Основное предназначение эпика — организация работ.
В нем может храниться: предварительное задание, общее видение проекта, дизайн, ссылки на документацию, любая дополнительная информация, которая необходима для решения проблемы.
Из-за своего объема и абстрактности эпики всегда разбиваются на части, которые описывают более конкретные “шаги” для решения проблемы.
Эти части называются история и задача.
Если вы хотите разобраться в эпиках более детально:
Что такое История (Story / User Story) в Jira?
История (story) — часть большой задачи (эпика), которую команда может решить за 1 спринт.
Она описывает реализуемую работу (или функционал) с точки зрения конечного пользователя и, обычно, имеет заголовок вида:
Как [тип клиента], [хочу/могу то-то], [чтобы делать что-то]
Если продолжить рассмотрение примера эпика Разработать блог для сайта “N”, можно выделить такие истории:
Теперь части работы стали меньше и они — более понятные. Их можно смело отдавать командам на оценку!
Истории оцениваются командой в story points.
Также в них обязательно должны быть критерии приемки (acceptance criteria), благодаря которым команда сможет понять, что работа сделана до конца.
Написание хороших историй — это целая наука!
Если вы хотите разобраться в историях более детально:
Задача (Task) в Jira
Задача (task) — техническая задача, которую делает один из членов команды.
Обычно, технические задачи не связанны с командной работой, но необходимы для успешного завершения эпиков.
Продолжаем пример с блогом)
Задачи, которые помогут в реализации:
Как вы видите, задачи — это очень конкретные технические моменты, которые нельзя “преобразовать” в истории, так как ими занимается один человек.
Но, без таких задач — блог не получится завершить 🙂
Некоторые компании / команды оценивают задачи в часах
Как показывает моя практика — это пустая трата времени, сил и ожиданий.
Практически всегда оценка не совпадет с реальным временем выполнения, причем не важно, оценку делает Junior или Senior разработчик (у Senior отклонение меньше, но оно все равно есть)
Так, задачу оцененную в “два часа от силы” могут делать неделю, а задачу оцененную в “5 часов” — 30 минут 🙂
Вместо оценки задачи в часах — лучше просить разбивать задачу на под-задачи (о них — ниже)
Большое количество проблем с типом “задача” в беклоге может указывать на присутствие микро-менеджмента ☠️
В такой ситуации команда не участвует в проработке лучших вариантов решения реальных проблем!
Анализ и подготовка задач происходит “наверху”, задачи опускаются “вниз”, и чаще всего (ввиду не понимания корня проблемы) впоследствии ничего не решают!
Под-задача (Sub-task) в Jira
Под-задача (sub-task) — часть истории / задачи, которая описывает минимальный объем работы члена команды.
Разбиение задач на под-задачи позволяет проводить более точное оценивание трудозатрат, потому что нам проще оценивать работу по частям 🙂
К тому же, под-задачи упрощают процесс контроля выполнения работы. По их статусам видно что уже сделано, что находится в работе и что еще не начинали делать.
Обычно, каждый член команды создает под-задачи для себя во время планирования работы на следующий спринт.
Например, для истории “Как клиент, я могу связаться с суппортом компании, отправив заявку на странице /contact-us, чтобы узнать больше о компании” под-задачи могут быть такими:
Баг (Bug) в Jira
Задачи типа Баг (Bug) 🐛 фиксируют ошибки, которые нужно проанализировать и может быть исправить️️️️ ❗️❗️.
Иногда, владельцу продукта сложно понять “суть” ошибки, приоритеты проставляются не правильно и баги “тонут” в беклоге. Это может приводить к постепенному ухудшению качества продукта.
Внедрение Zero Bug Policy помогает избавиться от этой проблемы раз и на всегда.
Создание отличных баг-репортов являеться ключевым навыком любого тестировщика.
У нас есть отдельная статья о багах и баг-репортах в которой есть пример баг-репорта в Jira и много чего интересного 🙂
Выводы
Приведенные типы задач лишь базовые!
Jira — очень гибкий инструмент! Она позволяет добавить новые типы задач, которые нужны именно Вам!
Существуют команды, которые собирают эпики в большие “мега” проекты. Или те, кто создают требования как тип задач, для более удобной связи требований — тестов — задач/багов.
Главное — не бояться разбираться в чем-то новом и постоянно экспериментировать! 🥼⚗️🧪
Удачи в Ваших проектах 🥳🤩
Что такое Epic в Jira?
Эпик (epic) — большая задача, на решение которой команде нужно несколько спринтов
Что такое Story в Jira?
История (story) — часть большой задачи (эпика), которую команда может решить за 1 спринт
Что такое Task в Jira?
Задача (task) — техническая задача, которую делает один из членов команды
Что такое Sub-task в Jira?
Под-задача (sub-task) — часть истории / задачи, которая описывает минимальный объем работы члена команды
Что такое Bug в Jira?
Баг (bug) — задача, которая описывает ошибку в системе
Add, edit, and delete an issue type
An issue represents an action that has to be done. That action can be a task, a bug, a feature request or any type of action your organization might need to work with. Issues are the core of the Jira applications since all the team collaboration happens around the work items and their organization.
As a Jira administrator, you can create new issue types to represent different pieces of work for your teams. Issue types live within an issue type scheme, which you can then associate with one or more projects. Learn more about issue types.
This page describes adding issue types to use in company-managed projects. If you’re looking for information about team-managed project issue types, check out how to set up issue types in team-managed software projects or set up request types in team-managed service projects.
You must be a Jira administrator with the Administer Jira permissions to add, edit, or delete issue types in company-managed projects. Learn more about global permissions.
Add a new issue type
Your new issue type will be added to the default issue type scheme. You can configure this and any other issue type schemes to group your issue types and associate them with one or more projects. Learn more about issue type schemes.
> Issues.
In the left column, go to Issue types > Add issue type.
Enter a name and description for your new issue type.
Choose between a standard or sub-task issue type.
Standard issue types are placed above the epic level (commonly Initiative and Legend) whereas Sub-task issue types are underneath the Story level alongside subtasks.
Select Add.
Edit an issue type
> Issues.
Click Issue types.
Find the relevant issue type and click Edit.
Edit the issue type name, description, or avatar, and click Update.
Translate an issue type
> Issues.
Click Issue types.
Find the relevant issue type and click Translate.
Select one of the installed language packs and click View.
Enter translations for each issue type name and description (which will override any existing translations, if any, in that language pack) and click Update.
Delete an issue type
Before deleting an issue type, we recommend searching for all issues of that type and bulk editing them to select another existing issue type. You can then delete the original issue type without affecting existing work.
> Issues.
Click Issue types.
Find the relevant issue type and click Delete.
Как работать в Jira
Рассказываем об одном из популярнейших инструментов для совместной работы. О том, как работать с Jira, зачем это нужно и какие есть альтернативы.
Что такое Jira?
Jira – это программный инструмент для управления проектами, разработанный компанией Atlassian. Jira часто используется в IT-компаниях для формирования списка задач, отслеживания общего прогресса команды и решения возникающих по ходу разработки продукта проблем.
Приложение Atlassian построено по принципам канбан- и скрам-досок, давней практики организации задач. Но эти принципы дополняются массой вспомогательных механизмов, которые добавлялись в приложение исключительно с целью упростить создание новых приложений, добавить в них функции, исправить ошибки и т.п. Также эта система управления проектами исповедует Agile-методику разработки.
Название, кстати, происходит от японского слова Gojira, что переводится как «Годзилла».
Что такое канбан/скрам-доска?
Канбан – это методика планирования задач, разработанная в сороковых годах. Суть канбан-доски заключается в наглядном расположении задач в соответствии с их статусом. Типичная доска делится на 3 колонки:
Задачи, которые необходимо выполнить (обычный to-do-лист).
Задачи, которые в текущий момент находятся в работе.
Задачи, которые уже выполнены и висят на доске исключительно для отслеживания прогресса.
Но доску можно дополнить и своими колонками. Например, в отдельный блок вынести реализованные функции, проходящие стадию проверки. Сценариев масса: можно приспособить канбан под что угодно, вплоть до семейного списка покупок на холодильнике.
Скрам-доска – это канбан-доска для разработчиков, исповедующих Agile. Ее обычно дополняют колонками с заданиями на проверке и с отложенными делами.
Что такое Agile-разработка?
Agile – это методика организации рабочего процесса, подразумевающая деление больших целей на мелкие, легко «перевариваемые» задачи и выполняющиеся в период спринтов (то есть недельных забегов активной работы).
Спринт создается на основе заранее сформированных целей. Цели же формируются исходя из пожеланий пользователей продукта. Лидер команды разработчиков организует спринт, добавляя туда те задачи, которые находятся у компании в приоритете и должны быть решены раньше остальных. Скрам-доски и продукты в духе Jira помогают организовывать спринты, следить за прогрессом команды и анализировать проведенную работу.
Перед тем как начать работу с Jira, стоит ознакомиться с основными принципами канбан и Agile подробнее.
Для чего используют Jira?
Как я уже сказал ранее, разного рода канбан-инструменты можно адаптировать под любые виды планирования и менеджмента – под персональные и командные. Но с Jira все складывается немного иначе.
Эту программу создавали для программистов. «Затачивали» каждый аспект под нужды разработчиков. Поэтому работает и выглядит она иначе. Не слишком универсально. В связи с этим вырос ряд конкретных сценариев, в которых применяется JIRA:
Наглядная организация списка задач.
Управление проектом и командой, занимающейся его развитием.
Разработка ПО с нуля или добавление новых функций.
Управление задачами, связанными с маркетинговой составляющей продукта.
Отслеживание ошибок в программе и их своевременное исправление.
Вариантов применения Jira больше, но это основные. Они дают понять, кому вообще нужен подобный программный инструмент.
Алгоритм работы с Jira
Процесс работы с Jira можно разложить на 6 простых шагов:
Для начала нужно загрузить Jira, создать профиль и запустить утилиту. Можно использовать аккаунты Apple и Google.
В окне приложения необходимо выбрать пункт Create Project.
Программа предложит список шаблонов для доски с задачами (для разработчиков, для маркетологов и т.п.). Выбираем ту, что лучше всего соответствует целям команды и стилю работы в вашей компании.
Затем Jira задаст пару вопросов по поводу того, пользовались ли вы ранее Agile и канбан. На основе ответов программой будет принято решение о целесообразности внедрения обучения в интерфейс.
Настраиваем колонки под своим нужды (если то, что было предложено в шаблоне, не на 100% удовлетворяет вашим требованиям).
Создаем задачу (пункт Create).
Приглашаем других пользователей (то есть членов команды) работать с созданной вами доской (пункт Invite).
Как устроена Jira?
Далее разберем основные компоненты Jira. Из чего состоит интерфейс, как создавать задачи, где и какую информацию искать.
Интерфейс
Интерфейс Jira делится на несколько ключевых вкладок. Во вкладке «Projects» хранятся все канбан/скрам-доски, которые вы можете просматривать или редактировать. Фактически это основное рабочее пространство. Здесь же можно перейти в режим отслеживания релизов продукта, взглянуть на все активные спринты, проанализировать отчеты о проделанной работе и т.п.
Также в списке вкладок есть окно с дашбордами – удобно скомпонованными аналитическими сводками. Отдельное окно со списком сотрудников, с которыми вы взаимодействуете, система планирования релизов на манер инструментов в духе OmniPlan и вкладка с приложениями от сторонних компаний, интегрированными в ваш профиль Jira.
Задачи
Задачи в оригинале называются Issues, что можно перевести как «проблемы». Issue – это единица информации. В нее закладывается либо какая-то функция, которую нужно реализовать, либо ошибка в программе, которую необходимо исправить.
Issues – это составные части проекта и спринта. Именно список задач формирует рабочий процесс. Поэтому он и состоит из создания задач, наблюдения за ними, выполнения, анализа, дополнения, изменения и т.п.
Типы задач
У задач в Jira есть типы. Для более удобной категоризации можно выбрать один из вариантов, например новую функцию, баг, подзадачу, эпики и т.п.
Выбор типа задач зависит от целей команды и компании. Можно создавать свои типы для удобного распределения, фильтрации и поиска задач. Соответствующий раздел настроек находится в Project settings.
Дорожная карта (расписание)
В этом разделе можно создавать цели и планировать работу команды наперед. Ключевой единицей информации тут является эпик. Это объединение большого количества issues, связанных друг с другом.
К примеру, если есть ряд новых функций для приложения, которые совместно формируют какую-то общую важную особенность ПО, то их объединяют в эпик как некую общую цель, к которой стремится команда в ходе спринта (или нескольких спринтов).
На дорожной карте хорошо видны далеко идущие планы компании, визуально оформленные в своего рода горизонтальный календарь.
Релизы
Каждый набор новых функций в приложении или пакет исправленных ошибок отправляется к пользователям в виде новой версии этого самого приложения. Версионность – самый удобный, часто используемый и фактически ставший индустриальным способ развития программных продуктов.
Поэтому в Jira такой акцент сделан на контроле новых версий. В соответствующем разделе можно создавать версии программ, указывать дату выпуска и закреплять за ними исправления багов, новые функции и issues, входящий в конкретный релиз.
Здесь сразу видно, какая версия продукта должна выйти в ближайшем будущем, какие уже вышли и т.п. В общем, это еще один удобный способ планирования и отслеживания выполняемой работы.
Код и деплой
Одно из преимуществ Jira – возможность тесно интегрировать ее с другими продуктами, например с платформами Bitbucket, Github и Gitlab.
Такое объединение добавляет дополнительный контекст в систему управления проектами. У лидеров команды появляется возможность наблюдать не только за прогрессом как за набором меняющихся активных задач, но и смотреть на реальные изменения в коде.
Интеграция позволяет разработчикам напрямую отправлять каждый коммит в Jira, чтобы другие члены команды могли видеть изменения из условного Github прямо в системе управления проектами.
Pages
Еще одна разработка Atlassian – проект Confluence. Это что-то в духе Google Docs, только работающее в рамках Jira и менее функциональное.
Это онлайн-текстовый редактор с базовыми инструментами для форматирования написанного. Суть Confluence в создании дополнительной удобной среды для общения лидеров команды и разработчиков. С помощью полноценного текстового редактора и неограниченного количества знаков гораздо проще изложить свои мысли и подробно рассказать о планах компании.
В Pages по умолчанию есть несколько шаблонов для текста:
Пустая страница с небольшим описанием функциональности Pages.
Страница для описания продукта. Сюда можно вписать, как продукт выглядит в глаза клиента и что он в итоге должен собой представлять.
Тестовая форма для указания глобальных целей компании с целью донести ее до команды и сподвигнуть к обсуждению дальнейших действий.
Форма для заполнения расписания встреч и создания заметок по ходу общения с коллегами.
Ретроспективная заметка с описанием проделанной работы. Здесь лидер команды указывает, что в ходе работы пошло хорошо, что пошло не очень и т.п.
Дашборды
В Jira дашборды выводят кучу полезной информации. Всяческие отчеты, статистика комментариев, список выполняемых задач, аналитические данные, графики, таблицы, схемы. Все, что может быть полезно для аналитиков компании и бизнеса в целом.
Дашборды позволяют собрать все необходимые данные в одно пространство без необходимости следить за процессом работы команды и фиксировать какие-то значимые аспекты, чтобы потом вручную делать аналитические сводки. В Jira можно формировать дашборды автоматически.
Они подходят не только для аналитики, но и для постоянного наблюдения за тем, как протекает рабочий процесс, и для принятия радикальных решений в случае упадка производительности или возникновения других проблем.
Плагины
Jira можно сделать еще функциональнее, если подключить к ней плагины сторонних компаний.
Некоторые из них продвигает сама Atlassian. В их числе интеграция с Git-системами, к примеру. Это один из наиболее распространенных и очевидных вариантов использования плагинов.
Также разработчики Jira активно развивают идею тесного взаимодействия между пользователями системы управления проектами и пользователями мессенджера Slack. Есть даже отдельный набор программных модулей для интеграции одного в другое.
В коллекции плагинов можно найти инструменты для создания диаграмм, более удобной визуальной презентации рабочего расписания, отправки задач по почте и т.п.
Коллекция плагинов в Atlassian Marketplace насчитывает сотни дополнений. Как платных, так и бесплатных. Есть из чего выбирать.
Как создать задачу в Jira?
Научиться создавать Issues – понять, как работать с Jira в целом. Создать новую задачу в Jira можно двумя путями:
Кликнув по кнопке Create в верхней панели управления.
Кликнув по кнопке Create issue в нужной колонке канбан-доски.
В первом случае нужно будет выбрать проект, в котором необходимо создать задачу.
Во втором – указать название задачи и прописать дополнительные атрибуты.
Уже после этого можно кликать по кнопке Create, и новая issue автоматически появится в списке и на выбранной доске. А если поставить галочку напротив Create another, то тут же появится окно для добавления еще одной задачи.
Список issues также можно импортировать из другого приложения. Для этого нужно загрузить в Jira CSV-файл с соответствующим содержанием.
Атрибуты задач
Создавая issue, можно указать для нее ряд атрибутов:
Summary. Краткое описание текущей задачи. Буквально в одно предложение.
Description. Полноценное описание, если таковое требуется.
Assignee. Член команды, которому нужно делегировать создаваемую задачу.
Labels. Что-то вроде тегов для более удобной сортировки задач по другим признакам, не входящим в список типов.
Fix version. К какой версии относится создаваемая issue.
Story point estimate. Потенциальные трудозатраты, требующиеся на добавление новой функции или исправление бага.
Reporter. Пользователь, который будет отчитываться за выполнение задачи.
Attachment. Файл, прикрепленный к задаче. Это может быть что угодно: аудио, картинка, документ docx и т.п.
Linked issues. То, с чем связаны создаваемые задачи (другие задачи/проекты).
Настройка отчетов
В графе Reports можно взглянуть на автоматически сгенерированные отчеты о проделанной работе. Пользователям Jira доступны 4 вида отчетов.
Burnup report
График, показывающий результаты работы по конкретному спринту в сравнении с общей производительностью команды разработчиков. Его используют для оценки эффективности текущего спринта.
Sprint burndown chart
График, показывающий, какой еще объем работы необходимо выполнить команде, чтобы продвинуться к завершению текущего спринта. Используется для оценки индивидуальной и общей производительности, а также для приблизительной оценки сроков реализации установленных планов.
Velocity report
Используется для отображения потенциальной производительности команды в будущем. То есть на основе уже завершенных спринтов Jira пытается предугадать, как много задач удастся выполнить разработчикам в ходе следующего «забега».
Cumulative flow diagram
Показывает, как менялся статус активных задач с течением времени. В каких колонках созданные issues задерживаются дольше всего. Используется для поиска так называемых бутылочных горлышек – проблемных этапов работы, на которых резко падает производительность всей команды.
Основные принципы повышения производительности в Jira
Есть как минимум 5 способов сделать работу с Jira эффективнее.
Делите большие задачи на мелкие
Это главная заповедь канбан и скрам, но люди все равно об этом забывают и продолжают лепить карточки с очень массивными задачами. Необходимо всегда создавать максимально компактные задачи. Такие, которые легко понять, выполнить, зафиксировать, объяснить и так далее.
Каждая issue должна быть понятной единицей информации, представляющей собой компонент более глобальной цели.
Делите даже небольшие цели на еще более маленькие составные части. Так всем будет проще. Легче будет выполнять работы, легче будет отслеживать прогресс. Не будет зависаний на выполнении какой-то одной задачи. Интерфейс Jira позволяет без проблем ориентироваться даже в большом списке задач.
Комментируйте задачи
Не стесняйтесь оставлять комментарии под каждой карточкой в каждой колонке. Освобождайте свою голову сразу по ходу создания issues и работы с ними. Нужно помнить о какой-то особенности исправляемой ошибки? Напишите об этом в комментариях. Есть какая-то идея по более прагматичной реализации запланированной функции? И это тоже зафиксируйте в комментариях.
Сохранив все записи в едином пространстве, вы сохраните кучу времени себе в будущем, когда будете вспоминать или искать что-то связанное с конкретной задачей.
Записывайте все выполненные действия
Комментарии отражают процесс выполнения задачи и помогают с решением поставленных целей. Но есть еще логи. Они отражают результаты выполненной работы в течение определенного времени.
Логи работают по тому же принципу, что и коммиты. Коммит – это фактически выгрузка любого изменения приложения в git-систему. Поменяли цвет иконки? Сделайте коммит и отправьте его в git-систему. Добавили новую функцию в код? Сделайте еще один коммит. И так на любой чих.
Лог – это способ фиксировать коммиты в Jira. По сути, те же текстовые комментарии. Просто лидеру команды будет легче отслеживать ваш прогресс с помощью логов. Это показывает, что вы действительно работаете и постоянно выполняете какие-то задачи.
Планируйте спринты
Спринт – удобная схема оптимизации рабочего процесса, но к ней тоже нужно готовиться. Важно заранее спланировать список задач, оценить адекватность поставленных целей, приблизительно оценить сроки выполнения работы, расставить приоритет по задачам. Заранее понять, что, скорее всего, будет отложено на следующий «забег», а что можно сделать быстро и в первую очередь.
Планирование даст возможность быстрее влиться в спринт и без переработок выполнить все поставленные задачи. Четко и без аврала.
Делайте записи на регулярной основе
Вышеописанные процедуры нужно выполнять раз в час-два. Постоянно что-то коммитить, комментировать, записывать и т.п. Все, что не записано, то утеряно. Ваша задача – выработать полезную привычку фиксировать каждое выполненное действие, постоянно делать полезные заметки и всячески демонстрировать свою полезность и эффективность в команде. Большое количество записей действительно облегчает работу коллегам, так как канбан-доска постепенно обрастает всей необходимой информацией. Не приходится все искать самостоятельно.
Стоимость Jira
В бесплатной версии Jira есть ограничение на количество участников в команде и на количество сохраняемых файлов. Чтобы их снять, нужно оплатить подписку. Она стоит около 500 рублей на пользователя. То есть команда из 20 человек заплатит за месячную подписку 10 000 рублей.
Аналоги Jira
Jira – популярный и удобный инструмент. Но многим он кажется чересчур сложным, а иногда недостаточно функциональным. Претензий к продукту Atlassian хватает. Но есть и альтернативные приложения для организации командной работы и управления проектами.
Trello
Trello появился раньше, чем Jira. Это тоже продукт Atlassian, но более универсальный. Trello не заточен исключительно под нужды разработчиков и может использоваться для решения любых задач. Его используют маркетологи, бизнесмены, HR, копирайтеры и т.п.
Подойдет для небольшой команды, не нуждающейся в сложных аналитических инструментах из Jira.
Basecamp
Мощная система для организации командной работы. Она не так сильно похожа на Jira, но тоже пользуется спросом среди команд разработчиков. Здесь есть удобное совместное хранилище файлов, простой механизм для создания задач и отслеживания прогресса, а также собственная платформа для общения между коллегами.
YouTrack
Система управления проектами от знаменитой компании JetBrains, создавшей популярные IDE для разных языков программирования. У YouTrack много преимуществ: встроенная база знаний, принадлежащая конкретной команде, умный поиск по задачам, комментариям и другим единицам информации, удобные методы организации карточек на досках.
Подойдет тем, кому нужна альтернатива для Jira с базой знаний и другими дополнительными опциями.
ClickUp
ClickUp – это своего рода прокаченная версия Jira. Здесь есть возможность делегировать комментарии, создавать упрощенные списки задач, работать с полноценным текстовым редактором, устанавливать рабочие статусы пользователям и так далее. Много мелочей, которые будут полезны для разработчиков.
Вместо заключения
На этом все. Базовое знакомство окончено. Теперь вы знаете, как работать с Jira. Освоиться с функциональностью платформы нетрудно. Куда сложнее влиться в Agile и канбан. Нужно научиться исповедовать эти практики в работе. Тогда интерфейс и возможности Jira покажутся до предела понятными и практичными.