Что такое ipo простыми словами
Что такое IPO и зачем это нужно
В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.
Что такое IPO
Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).
У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.
Подробнее об организации IPO на Московской бирже читайте здесь.
Зачем компании проводят IPO
Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.
Первые шаги при подготовке к IPO
Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.
После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.
После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.
В чем интерес андеррайтеров
Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.
Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.
Цена акций, биржа
При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.
Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.
Покупка акций при IPO
Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.
Почему российские компании проводят IPO за границей
В последнее время российские компании стали проявлять определенную активность и на Московской бирже («Яндекс» провел дополнительное размещение акций, а «Дождь», «Большой город» и Slon.ru планируют объединиться в холдинг и осуществить IPO). Тем не менее, большая часть биржевой активности российских компаний происходит за рубежом.
Вот что на этот счет думает главный экономист ITinvest Сергей Егишянц:
Всё очевидно: капиталы на Западе — поэтому там и размещают свои ценные бумаги компании со всего мира, в том числе российские. В последнее время набирают популярность IPO в КНР — потому что местный рынок капитала тоже раздулся до изрядных масштабов, поэтому привлечь китайские деньги стремятся многие.
На российские площадки западные и восточные инвесторы не спешат — по многим причинам (защита прав собственности не вызывает энтузиазма, ёмкость рынка на порядки меньше и т.п.). Теоретически, конечно, и в России капиталов немало, но это только если смотреть формально: ясно же, что большая часть свободных (!) активов, которыми владеют крупные бизнесмены и некоторые политики, размещена отнюдь не на счетах в Сбербанке, а в западных офшорах, фондах и банках. В подобных условиях поведение российских фирм, ищущих размещения на Западе, вполне естественно.
IPO российсих компаний в 2005-2013 гг. Источник данных: PWC
Плюсы и минусы проведения IPO
Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.
Среди недостатков IPO можно отметить усиливающее после выхода на биржу внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
Что такое IPO: как компания выходит на биржу
Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — компании сложно привлечь банковский кредит или найти «доброго ангела», готового вложиться в ее развитие. И тогда фирма выпускает акции, которые предлагаются инвесторам. Каждый, кто купит акцию стартапа, становится его совладельцем.
Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Процесс этот затратный, однако если размещение акций пройдет успешно, компания сумеет привлечь сотни тысяч, миллионы, а то и миллиарды долларов.
После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO.
По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO.
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу.
Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).
В инвестиционном меморандуме содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO.
И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам. Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.
Во время Road Show происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, кстати, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения.
Стоит ли покупать акции в первые дни IPO
Покупать акции в первые дни IPO очень рискованно. Частные инвесторы не владеют исчерпывающей информацией о компании. Каковы ее финансовые показатели, широкой аудитории неизвестно — ведь только после выхода на биржу эмитент обязан предоставлять свою финансовую отчетность. В этом смысле покупка акций при IPO больше похожа на лотерею.
Кроме того, в первые дни размещения котировки акций обычно подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время после их размещения — когда цена бумаг стабилизируется.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Что такое IPO
Если ты хочешь бросить проклятую работу 8 на 5, если ты хочешь тачки, яхты, горы кокоса и вот ЭТО ВОТ ВСЕ! ХОЧЕШЬ ЖИТЬ И БЫТЬ, А НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ? ХОЧЕШЬ?! ДА ИЛИ НЕТ?
Так могло бы начинаться любое инфоцыганское вступление различных пабликов, рекламирующих невероятные доходности на первичных публичных размещениях акций на американской бирже, или коротко IPO (Initial Public Offering).
В данной серии статей мы все-таки попытаемся разобраться, что же такое IPO и с чем его едят, как принять участие в этом невиданном аттракционе щедрости, что такое «паучье чутье», и какие подводные камни подстерегают нас на этом непростом пути.
IPO относится к процессу предложения акций частной корпорации населению путем выхода на биржу. Такая эмиссия акций позволяет компании привлекать капитал от публичных и государственных инвесторов, а также получить профит ранним частным инвесторам.
Компания, планирующая IPO, обычно выбирает андеррайтера и биржу, на которой будет происходить размещение акций – это долгий и тернистый процесс, который требует высоких финансовых и временных затрат, наличия команды профессионалов.
Термин IPO издревле был модным словечком среди инвесторов и на Уолл-стрит. Голландцам приписывают проведение первого современного IPO – вспоминаем предложение акции голландской Ост-Индской компании широкой публике.
До IPO компания считается частной. Как частная компания, бизнес растет с небольшим числом акционеров, включая ранних инвесторов, таких как основатели, семья и друзья (кумы, браты, сваты). Помимо этого, в число акционеров также могут входить профессиональные инвесторы, венчурные капиталисты и бизнес-ангелы. Когда компания достигает определенной зрелости и уверенности, она может принять волевое решение и пройти все круги ада комиссии по ценным бумагам и биржам США — The United States Securities and Exchange Commission или коротко SEC (привет Паше Дурову ).
Как уже говорилось ранее, обычно это компании — единороги с частной оценкой примерно в 1 миллиард долларов. Тем не менее, частные компании с сильными фундаментальными показателями и доказанным потенциалом прибыльности также могут претендовать на IPO, в зависимости от рыночной конкуренции и их способности отвечать требованиям листинга.
Преимущества IPO для компании заключаются в следующем:
Но компании могут столкнуться с рядом недостатков, связанных с выходом на рынок, и потенциально могут выбрать альтернативные стратегии. Некоторые из основных недостатков включают в себя следующее:
Поэтому, несмотря на все плюсы, у конторы всегда есть вариант остаться частной и нередко более крупные корпорации выкупают мелкие прямо перед самым размещением, к этому также надо быть готовым.Кроме того, компания может решить выйти на биржу путем прямого листинга, как это было, например, в 2019 году с компанией Slack, но из личного опыта, такие истории последние годы заканчивались достаточно печально.
Коротко все основные этапы первичного размещения компании на бирже представлены на иллюстрации:
Первый этап – Нанять банкиров
Компании на первом этапе необходимо найти андеррайтера. Сам термин андеррайтер (underwriter) применительно к IPO – это некое юридическое лицо, например, коммерческий банк, или инвестиционная компания, которая получила лицензию на проведение операций андеррайтинга. Т.е. руководство процессом выпуска ценных бумаг, их распределения и продажи. При этом андеррайтер гарантирует компании – эмитенту, что выкупит эти акции по оценочной стоимости, даже если не найдется других инвесторов, готовых выкупить все или часть данных ценных бумаг. Первоначально цена IPO обычно устанавливается андеррайтерами в ходе предпродажного процесса. По своей сути цена IPO основана на оценке компании с использованием ф̶а̶н̶т̶а̶з̶и̶и фундаментальных методов. Наиболее распространенный метод – дисконтированный денежный поток, который представляет собой чистую приведенную стоимость ожидаемых будущих денежных потоков компании. Другие методы, которые могут использоваться для установления цены, включают стоимость собственного капитала, стоимость предприятия, сопоставимые корректировки фирмы и многое другое.
Второй этап – Узнать все, что скрыто
Конфиденциальное предоставление специальной формы S-1 компанией в SEC, которое содержит деловую и финансовую информацию о компании. С 2017 года любая фирма имеет возможность подать форму S-1 конфиденциально. В этом есть ряд преимуществ:
Третий этап – «Отлив покажет, кто плавал голым». (с) Уоррен Буфет
Основным источником информации для нас, как для инвесторов, должен быть публичный проспект, который будет доступен, как только компания подаст заявку на регистрацию S-1 и она будет одобрена и опубликована. Проспект предоставляет много полезной информации: инвесторы должны обратить особое внимание на команду менеджеров и их комментарии, а также на качество андеррайтеров и специфику сделки. Успешные IPO, как правило, будут поддерживаться крупными инвестиционными банками.
Четвертый этап – FuryRoadshow
После успешной публикации проспекта S-1, компания вместе с юристами и андеррайтерами проводят так называемое «роуд-шоу» (Roadshow), которое по сути является маркетинговым мероприятием, проводимым по всей стране для крупных институционалов, инвесторов, фондов и других организаций.
Пятый этап – С бюрократией покончено
SEC объявляет о вступлении S-1 в силу и компания завершает регистрацию S-1, объявляется количество акций и их стоимость. В прочем, нередко ценовой диапазон акции или их количество может быть увеличено перед размещением, если наблюдается хороший ажиотаж и спрос на порядок больше предложения, что говорит о высокой переподписке книги заявок (об этом явлении более подробно в следующих статьях).
Шестой этап – Да начнется вакханалия
SEC объявляет о вступлении S-1 в силу и в день начала торгов представители компании по старой традиции звонят в колокол на NYSE, знаменуя начало торгов на публичной бирже. Как правило, размещения на Американской бирже проходят по вторникам и четвергам и котировки можно наблюдать в стакане брокера примерно с 19:00 по московскому времени.
Есть несколько факторов, которые могут повлиять на доход от IPO. Некоторые IPO могут быть чрезмерно раскручены инвестиционными банками, что может привести к первоначальным убыткам (посмотрите, что стало с Softbank из-за неудавшегося размещения WeWork в 2019 году). Тем не менее, большинство IPO, как известно, выигрывают на короткой дистанции (привет, ВТБ). Есть несколько ключевых факторов, влияющих на цену после первичного размещения, один их них это Lock-up.
Если Вы посмотрите на графики цены многих IPO, Вы заметите, что, как правило, через несколько месяцев после начала торгов котировка резко падает. Часто это связано с истечением срока блокировки акции на счетах клиентов-инвесторов, принявших участие в размещении. Когда компания становится публичной, андеррайтеры заставляют инсайдеров компании, таких как чиновники и внутренние сотрудники, подписывать соглашение о блокировке (Lock-up период). Соглашения о блокировке являются юридически обязывающими договорами между андеррайтерами и инсайдерами компании, запрещающими им продавать любые акции в течение определенного периода времени.
Период может варьироваться от 3 до 24 месяцев. 90 дней – это минимальный период, установленный в соответствии с правилом №144 (закон SEC), но отсрочка, указанная страховщиками, может длиться гораздо дольше. Российские брокеры, как правило, устанавливают Lock-up период в 93 дня. Проблема в том, что по истечении срока блокировки все инсайдеры имеют право продавать свои акции. Результатом является прилив людей, пытающихся продать свои акции, чтобы реализовать свою прибыль. Это избыточное предложение может оказать серьезное давление на курс акций. Пример окончания периода блокировки акций Facebook ниже:
Известно, что IPO имеют высокую волатильность в день открытия. В долгосрочной перспективе цена IPO чаще всего стабилизируется и в полной мере появляются возможности для использования технического и фундаментального анализа. Инвесторы, которым нравится возможность участия в IPO, но они хотят получить диверсифицированный портфель, могут обратиться к индексным фондам IPO или ETF, например, First Trust U.S. Equity Opportunities ETF (FPX).
В целом, путь к IPO очень длинный, и в зависимости от прозрачности бизнес-модели, качества подготовки документов и отчетности, скорость выхода компании на фондовую биржу может сильно отличаться. Необходимо рассматривать каждый случай в отдельности.
Инвесторы, заинтересованные в развитии конкретной компании, могут следить за проспектом S-1, СМИ, профильными сайтами, спросом со стороны крупных частных аккредитованных инвесторов и институциональных инвесторов, которые сильно влияют на торги IPO в день его открытия.
Наиболее распространенный способ получения акций на IPO для физлиц – иметь учетную запись на брокерской платформе, которая сама получила распределение и желает поделиться им со своими клиентами.
В следующей статье мы рассмотрим, как же все-таки принять участие в IPO через российских брокеров, какими критериями пользоваться при выборе размещений, как найти наконец-то свой Грааль и уехать в закат в Монако.
Что такое IPO и как в нём участвовать?
Когда крупная и известная компания проводит IPO – это событие может доминировать в финансовых и деловых новостях несколько недель или даже месяцев. У человека, который впервые стакивается с данным понятием, может возникнуть много вопросов. Чем примечательно данное событие? Как это может повлиять на рыночную динамику? Можно ли принять участие в IPO?
IPO – это процесс, во время которого компания, которая ранее была частной, публично продаёт свои акции сторонним инвесторам на фондовой бирже. После IPO инвесторы могут покупать и продавать эти акции по своему желанию, и компания утрачивает контроль над тем, кому она принадлежит.
Хотя IPO представляют собой привлекательные возможности для покупки акций популярных компаний, нужно иметь в виду, что акции многих «модных» IPO теряют в стоимости уже в первый день торгов, поэтому такие инвестиции относятся к категории высоко рискованных. Для самой компании IPO также представляет собой некоторые изменения в рабочих процессах. Поскольку компания больше не является частной, она обязана публиковать квартальные и годовые финансовые отчёты, чтобы инвесторы могли тщательно изучить, что именно они покупают. Кроме того, компания также должна предоставить акционерам право голоса при принятии некоторых решений, например о том, кто входит в совет директоров.
Процесс подготовки к IPO может занять от полугода до года.
Перед компанией, которая хочет пройти через процесс IPO, встаёт много вопросов. Во сколько оценить свой бизнес? Какое количество бумаг предложить инвесторам? Когда будет лучше разместиться на бирже? Задача андеррайтера – помочь компании с ними разобраться. Как это почти всегда и бывает, самый важный вопрос – цена. По какой цене предложить компанию широкой публике? Андеррайтеры определяют такую цену акций перед IPO, которая обеспечит равновесие спроса и предложения в книге заявок, основываясь на предварительно собранных данных о цене, которую готовы были бы заплатить крупные институциональные инвесторы за акции компании.
Каждый раз, когда компания планирует IPO, процесс делится на несколько этапов. Занимается этими этапами андеррайтер, которого выбрала компания. Он обеспечивает проведение следующих этапов:
После того, как регуляторы одобрят заявку и установят дату IPO, компания и её андеррайтер устраивают «роуд-шоу», представляя IPO различным заинтересованным сторонам по всей стране, а в некоторых случаях и по всему миру. По крайней мере, так было до того, как пандемия Covid-19 внесла свои изменения в привычный ход вещей. В 2020-ом году большинство роуд-шоу стало проводиться в онлайн-формате, с возможностью ознакомления для любого желающего. На роуд-шоу потенциальным покупателям предоставляется финансовая и другая информация о компании и озвучивается запрашиваемая цену, а инвесторы подают заявки с указанием того, сколько акций хотят приобрести.
Хотя встречи с инвесторами носят конфиденциальный характер, крупные компании редко держат в секрете свои планы об IPO. Крупные компании не могут просто в один прекрасный день внезапно появиться на бирже. Напротив, обычно в их интересах привлечь как можно больше внимания к процессу, чтобы поднять свою цену на IPO. Помимо этого, цена, которую заплатят инвесторы, зависит от множества факторов, таких как общее состояние рынка и «аппетит» к риску на IPO в рамках конкретного сектора.
После того, как проходит IPO, как правило, наступает период стабилизации. Компания не хочет, чтобы её акции упали ниже цены IPO, потому что это будет выглядеть плохо в глазах инвесторов, поэтому чтобы предотвратить это, компания может предоставить андеррайтеру возможность приобретения избыточного количества акций, чтобы у него была возможность продать до 15% больше акций, чем было запланировано изначально. Если спрос будет слабым, андеррайтер может выкупить часть акций по более низкой цене. Цель данного действия – сократить предложение, увеличив спрос. Примерно через месяц после дня IPO андеррайтер отправляет компании оценку её прибыли от размещения, а через шесть месяцев инвесторам, которые приобрели акции по цене IPO, даётся разрешение свободно торговать своими акциями на публичном рынке.
Не существует универсальной метрики, определяющей, когда компания может подать заявку на IPO. Некоторые компании существуют десятилетиями до подачи заявки, а некоторые стараются подать документы как можно скорее. Обычно компания подаёт заявку, когда достигает размера, при котором дальнейшее получения финансирования от венчурных или частных инвесторов становится уже затруднительно. В такой ситуации IPO может дать им приток финансирования для дальнейшего роста. Однако чтобы достичь этого нужно время. Компании необходимо занять прочную позицию на рынке, чтобы привлечь инвесторов и начать соответствовать требованиям регуляторов. Регулирующие органы хотят, чтобы компании становились публичными, для стимулирования инвестиций, но они не хотят, чтобы выход на IPO нестабильных компаний приводил к тому, что обычные инвесторы теряют деньги.
Обычно компания подаёт заявку на IPO, когда достигает размера, при котором дальнейшее получения финансирования от венчурных или частных инвесторов становится уже затруднительно.
IPO также дают возможность предыдущим инвесторам, которые инвестировали в те времена, когда компания была частной, зафиксировать свою прибыль и получить наличные денежные средства. Через какое-то время после того, как компания становится публичной, они получают возможность продать свои акции на открытом рынке. Как правило, после IPO эти акции стоят уже гораздо больше, чем за них было заплачено на более ранних стадиях инвестирования, поэтому такие инвесторы могут оказывать серьёзное давление на компанию с целью приближения момента её выхода на биржу.
Существует несколько признаков, говорящих о том, что частная компания уже в большой степени готова к тому, чтобы подать заявку на IPO:
Для того, чтобы обычному частному инвестору купить акции компании, которая выходит на IPO, существует четыре способа:
1. Работа с брокером, получающим акции.
Некоторым брокерам инвестиционные банки выделяют часть акций для продажи своим клиентам. Однако то, что у брокера есть акции, не означает, что он продаст их клиенту в необходимом объёме. Он может продать все или большую часть этих акций своим наиболее крупным клиентам. Если клиента интересует конкретная акция IPO, то наилучшим выбором будет обратиться с уточняющими вопросами напрямую к брокеру.
2. Работа с инвестиционным банком.
Если интерес в покупке акций IPO является очень высоким, а капитал большим, то разумным решением будет наладить отношения с одним из инвестиционных банков, которые распределяют большинство приобретённых акций непосредственно своим клиентам. Не обязательно даже работать напрямую с первоначальным инвестиционным банком-андеррайтером, ведь все крупные клиенты получат свою долю от участия в IPO. Однако зачастую за это придётся заплатить более высокие сборы и комиссии.
3. Найти паевой инвестиционный фонд, покупающий акции на IPO.
Некоторые паевые инвестиционные фонды покупают акции компаний, выходящих на IPO. В данном случае проблема заключается в том, что инвестируя в фонд, клиент покупает не только акции конкретной компании, в которую хочет проинвестировать, но и всё остальное, чем владеет фонд.
4. Подождать и купить акции IPO с открытого рынка, также как и любые другие.
Не обязательно покупать акции во время самого размещения. На самом деле, часто бывает разумнее подождать, пока ажиотаж уляжется, и цена акций не стабилизируется. Когда в прошлом году компания Uber стала публичной, её акции упали на 7% от цены размещения в первый же день торгов. И инвесторы бы сразу потеряли деньги, если бы купили акции на IPO. Поэтому порой бывает разумнее дать акциям время, чтобы они стабилизировались, не переплачивая за очередное «шумное» размещение.