Что такое ipo простыми словами для чего оно нужно
Зачем компании проводят IPO: Плюсы и минусы
В последние несколько лет в интернете широко обсуждается тема IPO — выход компании на биржу часто рассматривается как подтверждение ее успешности. Несмотря на то, что часто так и бывает, выход на IPO имеет как свои очевидные преимущества, так и определенные минусы и сложности для компании — сегодня мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
Что такое IPO
IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций компании (эмиссия). Это значит, что компания в первый раз выпускает свои акции на рынок, чтобы их могли купить инвесторы, первоначально никак с ней не связанные. После выхода на биржу меняется статус компании — из частной (то есть, чьи акции не может купить любой желающий — для этого покупателю нужно лишь заключить договор с брокерской компанией, на Московской бирже можно работать через ITinvest), она становится публичной, а ее акции свободно торгуются на бирже и могут быть куплены кем угодно.
Зачем это нужно
Существует несколько основных причин, по которым компания может стремиться стать публичной. Среди них:
Проблемы открытости
Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.
Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.
Кроме того, ожидания общественности и акционеров, которые заинтересованы в росте стоимости акций, могут тяжким грузом ложиться на плечи менеджмента компании. Это может приводить к тому, что руководители начнут работать над достижением краткосрочных целей, а не над решением задач, способствующих долгосрочному росту.
Как готовится IPO
Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционного банка (или нескольких банков), которые будут заниматься подгтовкой. Такие банки называются андеррайтерами IPO.
После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.
По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России. В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.
Кому еще выгодно проведение IPO
Андеррайтеры не только готовят IPO, но и являются одними из первых игроков, которые получают от всего этого процесса выгоду. Они вкладывают в подготовку размещения собственные средства, взамен получая возможность «купить» акции компании еще до того момента, как они официально попадут в листинг биржи. При этом цена, по которой акции покупает андеррайтер по условиям соглашения с компанией обычно ниже, чем финальная цена, устанавливаемая для IPO — на этой разнице банк и зарабатывает. Поэтому в случае перспективной компании, конкуренция среди потенциальных андеррайтеров за право провести ее размещение, может быть крайне серьезной.
Чтобы максимизировать свою прибыль, банки-андеррайтеры также вкладываются в продвижение предстоящего размещения — для этого, в том числе, организуются специальные road show, в ходе которых информация о компаниях предоставляется крупным и перспективным инвесторам, иногда из разных стран. Им также предлагают купить акции еще до начала торгов (allocation). К примеру, вот такие города менеджменту российских компаний, стремящихся на IPO, советуют посетить с road show эксперты Московской биржи:
Выгодно проведение IPO и самим биржам — размещение крупных и перспективных компаний позволяет повысить общую ликвидность и объём торгов, а значит, больше заработать на комиссии. Поэтому среди биржевых площадок также идет серьезная конкуренция за перспективные IPO — представители площадок выступают перед менеджментом компаний, объясняя плюсы размещения акций именно у них.
Где проводят IPO российские компании
Крупнейшей российской биржей является Московская, и компании из нашей страны периодически проводят там собственные размещения. Размещения на Московской бирже проводят компании различных отраслей — например, финансовой, лизинговой, продавцы зерна и технологические компании (например, летом 2014 года дополнительное размещение акций там провел «Яндекс»).
При этом существует возможность проведения размещения с так называемым «международным компонентом» — в этом случае компания организовывает размещение не только на Московской бирже, но и предлагает акции на зарубежной площадке. Юридические аспекты проведения IPO на Московской бирже представлены в этом документе.
В 2012 году Московская биржа публиковала подготовленную аналитиками Sberbank CIB статистику, иллюстрирующую географический состав инвесторов в IPO российских компаний:
При этом большая часть размещений акций российских компаний все же происходит за рубежом. По данным аналитической компании PWC, в период с 2005 по 2014 год, российские компании провели 117 IPO, при этом только 37 из них пришлись на Московскую биржу. Больше всего первичных размещений (67) было осуществлено на Лондонской бирже (LSE), примерно одинаковый интерес российских компаний в этот период вызывали биржи Nasdaq, Deutsche Börse, NYSE и Hong Kong Stock Exchange:
Заключение
IPO — это работающий инструмент, который позволяет компаниям привлечь деньги для серьезного развития на более выгодных условиях, чем могли бы предложить частные инвесторы. Однако размещение акций на бирже несет в себе не только плюсы, но и минусы, дает не только положительный PR, но и может становиться причиной появления волн критики, если цена на акции в итоге падает ниже уровня старта торгов.
Именно последний пункт часто называют причиной того, что в США технологические компании стали реже выходить на IPO (число таких размещений сейчас на нижнем уровне с 2008 года) — руководство таких организаций отпугивает опыт предшественников, которые с большой помпой провели IPO, а потом их акции в ходе торгов не показали хороших результатов.
В итоге, руководители многих компаний предпочитают оставаться в частном формате и не становиться публичными, пишет издание The Wall Street Journal. В таких условиях и первоначальным инвесторам компаний может быть выгоднее найти покупателя самостоятельно, а не открывать продажу для любого желающего.
Что такое IPO и зачем это нужно
В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.
Что такое IPO
Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).
У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.
Подробнее об организации IPO на Московской бирже читайте здесь.
Зачем компании проводят IPO
Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.
Первые шаги при подготовке к IPO
Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.
После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.
После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.
В чем интерес андеррайтеров
Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.
Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.
Цена акций, биржа
При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.
Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.
Покупка акций при IPO
Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.
Почему российские компании проводят IPO за границей
В последнее время российские компании стали проявлять определенную активность и на Московской бирже («Яндекс» провел дополнительное размещение акций, а «Дождь», «Большой город» и Slon.ru планируют объединиться в холдинг и осуществить IPO). Тем не менее, большая часть биржевой активности российских компаний происходит за рубежом.
Вот что на этот счет думает главный экономист ITinvest Сергей Егишянц:
Всё очевидно: капиталы на Западе — поэтому там и размещают свои ценные бумаги компании со всего мира, в том числе российские. В последнее время набирают популярность IPO в КНР — потому что местный рынок капитала тоже раздулся до изрядных масштабов, поэтому привлечь китайские деньги стремятся многие.
На российские площадки западные и восточные инвесторы не спешат — по многим причинам (защита прав собственности не вызывает энтузиазма, ёмкость рынка на порядки меньше и т.п.). Теоретически, конечно, и в России капиталов немало, но это только если смотреть формально: ясно же, что большая часть свободных (!) активов, которыми владеют крупные бизнесмены и некоторые политики, размещена отнюдь не на счетах в Сбербанке, а в западных офшорах, фондах и банках. В подобных условиях поведение российских фирм, ищущих размещения на Западе, вполне естественно.
IPO российсих компаний в 2005-2013 гг. Источник данных: PWC
Плюсы и минусы проведения IPO
Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.
Среди недостатков IPO можно отметить усиливающее после выхода на биржу внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
Что такое IPO и как на нем заработать
Опытные инвесторы стараются не упустить возможность купить акции перед их первым размещением на бирже. «Предварительное» предложение ценных бумаг, до того, как компания становится публичной, может оказаться очень выгодным по сравнению с ситуацией, когда они начнут открыто торговаться. Интерес частных инвесторов подогревают вдохновляющие примеры вроде Facebook: акции социальной сети с момента IPO в 2012 года подорожали почти в 6 раз.
Понятие и выгодность IPO
Компании-эмитенты, организующие первичное предложение акций, бывают двух типов:
В России действуют два стандарта отчетности – МСФО и РСБУ. Информация, собранная в таких отчетах, позволяет инвесторам судить о текущем положении дел в компании.
Кроме полной финансовой прозрачности и легальности IPO гарантирует компании и инвесторам ряд дополнительных преимуществ:
В большинстве случаев стоимость организации до IPO значительно меньше. Публичное размещение способствует повышению авторитета фирмы на рынке, бренд набирает популярность. За счет этого становится проще вести деятельность и набирать производственные объемы. Кредиторы охотно предоставляют ссуды на развитие таких компаний.
Участие физлица на первичном публичном размещении
IPO состоит из 3 этапов:
Выбор момента подключения зависит от цели инвестирования, потребностей и финансовых ресурсов.
Для понимания принципа инвестирования в IPO и выявления удачного для себя этапа следует ознакомиться со всем циклом этой процедуры:
По истечении Lock Up’а ценные активы свободно покупаются и продаются. Цена на бумагу формируется под воздействием спроса и предложения. Крупные пакеты акций чаще всего реализуют без участия биржи и по предварительному договору. Цена их также отличается от биржевой. Рассмотрим подробнее два ключевых этапа.
Покупка акций до IPO
Приобретение активов до IPO подразумевает большие расходы: оплату комиссий брокера, депозитария и налоговых взносов. Порой все они достигают 6-7 % от договора. Но сумма предоставляемого дисконта способна покрыть эти затраты.
Покупка акций в первый торговый день
Риски и недостатки участия в IPO
IPO привлекает бизнесменов возможностью купить прибыльные акции и быстро заработать, но предложение также имеет определенные риски и недостатки:
Отдельно выделяют два биржевых фонда, работающих с венчурными инвестициями и разбирающихся в заработке на IPO:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое IPO простыми словами? Для чего оно нужно?
IPO компании (читается как «ай-пи-о») – это аббревиатура от английского Initial Public Offering, что в переводе значит «Первое публичное размещение». Речь идет о размещении эмитентом ценных бумаг для открытой продажи. Организация, которая реализует IPO, в России именуется публичным акционерным обществом, на Западе – публичной компанией. Это означает, что данные акции может приобрести любой человек. При этом в нашей стране к IPO могут отнести и вторичное размещение, и дополнительную эмиссию.
Сущность IPO
Простыми словами, IPO – это выход эмитента на биржу. Грубо говоря, компания печатает акции, которые впоследствии могут приобрести любые желающие. Размещение их производится на одной из крупнейших площадок – например, отечественные Европлан, РуссНефть, Алроса, Русагро, вышедшие на IPO в 2017-2018 годах, размещались на Мосбирже.
Но чаще всего IPO компании проводится в виде размещения в публичную продажу именно акций.
Для чего нужно IPO?
Во-вторых, это престиж. Компания из закрытой становится публичной. К ней приходит известность. Теперь ей становится легче привлечь и клиентов, и инвесторов, и получить финансирование.
Выход на IPO показывает, что компания вышла из статуса старта-апа и фактически стала полноценным участником рыночных отношений. Можно сказать, она стала «совершеннолетней».
Также компания сможет оказывать влияние на свою капитализацию, искусственно поддерживая стоимость акции, например, начав обратный выкуп бумаг (buyback). Или выплачивая крупные дивиденды.
Этапы IPO
IPO компании можно разделить на следующие этапы:
Удачным или неудачным будет IPO компании – зависит от желания участников рынка купить бумаги эмитента. Обычно в первый день приобретаются крупные пакеты акций, поэтому цена закрытия может быть значительно выше или ниже от границ начального коридора цен.
Почему компании любят IPO?
К достоинствам привлечения капитала через IPO относятся:
Простыми словами, IPO компании полезно – и для престижа, и для работы. Компания фактически переходит на качественно иной уровень. Если выложить свои акции на зарубежные рынки, то фирма может смело именоваться международной.
Недостатки IPO
Но в то же время стоит учесть минусы публичного размещения акций:
Но все эти минусы с лихвой перекрываются плюсами. Так что если компания может выходить на IPO – она стремится это сделать.
Известные IPO в истории
Первое в истории официально зарегистрированное публичное размещение акций состоялось в 1288 году – финансирование получила добывающая медь компания из Швеции под названием Stora Kopparberg (сейчас – Stora Enso).
Самым крупным IPO стало размещение бумаг компанией General Motors в 2010 году на NYSE. GM привлекла 23,1 млрд долларов. На втором месте идет IPO ABC, которой на этом в 2010 году удалось заработать 22,1 млрд долларов. Среди IT-компаний рекорд принадлежит Facebook. В 2012 году соцсеть привлекла через IPO 18,4 млрд долларов.
Итальянский концерн ENEL SpA долгое время был лидером IPO по объему привлеченных средств (в 1999 году ему удалось привлечь 16,5 млрд долларов), но вскоре из-за небольших объемов он был выведен с NASDAQ.
Первое российское IPO компании, прозванное «народным», стало главным разочарованием инвесторов. Прогнозировалось, что акции компании ВТБ подрастут за год на 20-40%. Однако вместо этого за 22 месяца цена акций упала на 88% с рекорда в 17,5 копеек (такая цена была только в первый день) до минимума в 1,9 копейки.
Наиболее успешным российским IPO стало размещений акций Мосбирже на самой Мосбирже. Ей удалось продать свои акции на 15 млрд рублей, а котировки за год повысились на 20%.
Одной из наиболее растущих бумаг стали акции Алибабы. В день размещения они подорожали на 192%.
ICO и IPO
Механизм ICO в целом схож с IPO компании, но гораздо менее прозрачен. Поэтому часто появление мошеннических схем, когда разработчики привлекают финансирование, но не выпускают продукт.
Поэтому инвесторам, которые не любят большие риски, лучше уделить внимание классическим IPO. Приобретение акций по стартовой цене может стать хорошим вложением, если компания оправдает ожидания инвесторов и будет демонстрировать хорошие финансовые показатели.
Pre-IPO вместо IPO
IPO очень популярны, но из-за этого их участникам просто не хватает акций.
Что такое IPO и как это работает (PRO.IPO часть первая)
Любая компания хочет быть узнаваемой и привлекать больше денежных средств для дальнейшего развития своего бизнеса. Для решения этой задачи компания может выпустить акции для обращения на фондовой бирже.
Компания выпускает акции, размещает их на фондовой бирже и любой инвестор может приобрести ценные бумаги этой компании. В случае, если размещение акций пройдет успешно, компания сможет привлечь большое количество инвесторов и, соответственно, большое количество денежных средств.
С помощью IPO компания не только становится узнаваемой и увеличивает объем собственных средств. К преимуществам IPO также относятся: улучшение репутации компании, возможность привлечения средств и приобретения других компаний, привлекательность для сотрудников компании, мотивируя их путем участия в акционерном капитале. Кроме того, участие в IPO дает возможность компании получать кредиты под залог своих акций.
Однако, после того как компания становится публичной, она обязана раскрывать финансовую и внутреннюю корпоративную информацию, что может сделать ее более уязвимой для конкурентов.
Чтобы выйти на IPO компания проходит длительный процесс подготовки, который может занимать от нескольких месяцев до года. Связано это с тем, что к публичным компаниям предъявляются более строгие требования, чем к частным.
Далее компания проводит Road Show, во время которого оповещает возможных инвесторов о выходе на IPO, проводит рекламную кампанию, привлекая для этого СМИ.
За несколько недель до IPO наступает период, называемый премаркет, когда компания достигает договоренности с инвесторами о выкупе акции, как правило, со скидкой, и по предварительной стоимости.
Обычно до IPO компании публикуют примерный диапазон цен, который может измениться к началу продаж. Поэтому инвесторы при подаче заявки через брокера на участие в IPO указывают не количество желаемых акций, а сумму, которую они готовы вложить. Однако заявка может быть одобрена не полностью, это зависит от того, есть ли у брокера лимит на количество приобретенных акций, а также это может произойти, если спрос превысит предложение.
В первый день торгов обычно проводится больше всего сделок и цена акций растет. В первые несколько дней заключается самое большое количество сделок. И на этом можно заработать дополнительно, если приобрести бумаги «с рынка» после начала первых торгов.
В течение lock-up периода можно зафиксировать текущую цену на акции на часть или полный объем приобретенных ценных бумаг. После окончания периода lock-up акции будут автоматически проданы, а деньги зачислены на счет.
Как правило, форвардный контракт заключается вне биржи и сам по себе он не является ценной бумагой. Такой договор не является стандартным, поэтому стороны могут внести в него любые договоренности.
Продажа «форварда» осуществляется со скидкой от текущей стоимости акций. Размер скидки зависит от стоимости опционов на акции и обычно она равна 10-15%. Точный размер скидки указывается перед подачей поручения.
Начать зарабатывать на IPO можно на нашем сайте, при этом, наличие статуса квалифицированного инвестора не обязательно.