Что такое ipo и spo

IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия

Что такое IPO?

На заметку! Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев. Частью таких бумаг могут владеть венчурные фонды.

Первичное размещение, как правило, имеет несколько целей:

Выход на IPO включает ряд обязательных мероприятий:

Как правило, подготовительные мероприятия длятся около года.

Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для «новых» акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда даже акции известных компаний серьезно проседали или длительное время торговались по ценам размещений после старта продаж. Среди наиболее показательных случаев обвал цен ниже цены размещения более чем на 25% на IPO Facebook в 2012 году.

SPO и его основные отличия

Вторичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в значительной степени отличается от первичного:

Причинами для SPO могут стать:

Как правило, SPO также расценивается инвесторами как событие с потенциалом получения прибыли. Это обусловлено:

Однако и в том случае покупка активов в момент размещения не является гарантией получения прибыли. Так:

FPO и его особенности

Как правило, эмитент проводит FPO с целью:

Фактически допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение, попадает под действие регуляторов и требует определенных (порой значительных) затрат.

FPO с точки зрения держателя акций практически всегда явление нежелательное, поскольку размываются доли акционеров за счет выпуска дополнительных ценных бумаг.

В любом случае размещение компанией ценных бумаг на торговых площадках привлекает внимание инвесторов. Принятие решения о входе в актив в такие моменты требует проведения тщательного анализа эмитента, перспектив проектов, состояния рынка в целом.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

IPO, SPO и допэмиссия: в чем разница

Что такое ipo и spo. Смотреть фото Что такое ipo и spo. Смотреть картинку Что такое ipo и spo. Картинка про Что такое ipo и spo. Фото Что такое ipo и spoЧто такое ipo и spo. Смотреть фото Что такое ipo и spo. Смотреть картинку Что такое ipo и spo. Картинка про Что такое ipo и spo. Фото Что такое ipo и spo

МОСКВА, 22 фев – ПРАЙМ. При ведении крупного бизнеса у компании может быть две формы организации акционерного общества – публичная и непубличная. Публичной является компания, акции и ценные бумаги которой размещаются на бирже путем открытой подписки (для каждого желающего). Непубличные компании распределяют свои акциями между несколькими владельцами.

Размещение акций на бирже производится для привлечения инвестиций в компанию, сокращение стоимости обслуживания кредитов и повышения узнаваемости бренда.

Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), представляет собой продажу ценных бумаг определенной компании на бирже неограниченному кругу лиц. То есть помимо инвестиционных фондов и специализированных инвесторов, акционером компании может стать любой человек, открыв брокерский счет и купив через него ценные бумаги.

ГКО и не только. Каким бывает дефолт и что к нему приводит

С таким предложением на рынок выходят компании, заинтересованные в привлечении существенного притока средств, а также для получения доступа к более дешевым деньгам, нежели заимствования. Также IPO поднимает престиж организации и увеличивает узнаваемость бренда, что в дальнейшем ведет к удешевлению кредитов.

Однако у публичности, помимо достоинств, есть и риски. Чаще всего в первый раз размещается небольшая доля бумаг – от 5% до 20%.

Процесс IPO требует значительных затрат как времени – от полугода до года, так и денег. Компания должна найти андеррайтера – банк или другого профессионального участника рынка, который оценит справедливую стоимость актива и необходимый объем размещения, а также займется юридической подготовкой документов. За свои услуги организаторы IPO могут взять комиссию в размере 2-10% от объема размещения. Помимо этого, у каждой биржи есть свои требования по финансовому состоянию активов.

Для инвесторов участие в IPO также сопровождается более существенным риском, помимо возможности получить более высокую прибыль. Необходимо оценивать потенциал размещающейся компании, его вероятную долговую нагрузку, состояние отрасли, а также учитывать политическую и экономическую ситуацию в стране.

Вторичное публичное размещение акций, или SPO (Secondary Public Offering), происходит в случае, если совладельцы компании выходят с продажей оставшегося у них капитала. То есть, если акционеры (чаще всего это создатели компании, венчурные фонды или государство) готовы продать частично или полностью свой пакет акций. При вторичном размещении акций компания не должна проводить повторный андеррайтинг.

Уолл-стрит: все началось с платана

При проведении SPO растет количество акций в свободном обращении (free float), что способствует росту ликвидности компании и повышению интереса к ней со стороны крупных инвесторов. Важная особенность SPO заключается в том, что при его проведении, общее количество выпущенных изначально акций не меняется.

ДОПЭМИССИЯ

Дополнительная эмиссия, или FPO (Follow-on Public Offering), представляет собой выпуск дополнительных акций к изначальному количеству, который может быть как предложен по закрытой подписке ограниченному кругу инвесторов, так и неограниченному кругу лиц. Допэмиссия требует повторного проведения андеррайтинга. Чаще всего мера является вынужденной, которая означает, что компания испытывает финансовые трудности и критически нуждается в притоке новых средств. Мера является негативной для акционеров, так как при допэмиссии доля акций каждого владельца размывается. При объявлении допэмисии стоимость акций сразу падает.

В российской практике допэмиссию часто путают с SPO, что в корне неверно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Чтобы провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, совокупная стоимость обращающихся на рынке акций должна для локальных игроков равняться 40 млн долларов, для иностранцев – 100 млн долларов. Минимальная цена акции на момент первичного размещения должна составлять 4 доллара. При этом за последние три финансовых года компания должна генерить прибыль на уровне 10 млн долларов для местных игроков и на уровне 100 млн долларов для иностранцев.

Как стать счастливым обладателем «голубых фишек»

Если саудовская нефтяная компания Saudi Aramco проведет IPO, то ее рыночная капитализация, по оценкам экспертов, составит 2 трлн долларов.

Первой в мире компанией, капитализация которой превысила 1 трлн долларов, является не Apple или Amazon, как часто ошибочно принято считать, а китайская нефтегазовая PetroChina. Любопытно, что такая капитализация была у компании еще в ноябре 2007 года, тогда как американские технологические гиганты перешагнули этот рубеж только в 2018 году. Однако по состоянию на февраль 2019 года ни одна компания в мире не стоит больше 1 трлн долларов.

Престиж компании не всегда помогает при ее размещении. Например, акции создателя машины Джеймса Бонда, Aston Martin, который провел IPO в октябре 2018 года, упали сразу на 7% в первую торговую сессию – с 19 до 17,75 фунтов стерлингов.

Источник

Зачем компании проводят IPO/SPO в России, и как это сделать

В сети можно часто встретить истории о том, как основатели компании вывели ее на биржу, провели IPO и стали миллиардерами. Почти это про зарубежные биржи, в основном из США, но провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже? Об этом дальше.

Если компании нужно привлечь капитал, она размещает акции на бирже. Теперь купить ее акции может любой. Это и называется IPO (initial public offering).

Помимо “живых” денег, которые компания получает и может вкладывать в новые проекты, у процедуры IPO есть и другие плюсы. Например, возможность предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Кроме того, IPO обычно хорошо влияет на имидж компании: потенциальным инвесторам и партнерам становится очевидно, что она вышла на новый, весьма высокий уровень развития.

Если на бирже проводят размещение не только что выпущенных акций, а бумаг, которые уже принадлежат акционерам, это называется SPO (Secondary Public Offering). Повторное предложение рынку ценных бумаг. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким способом компании повышают ликвидность акций и стимулируют интерес инвесторов.

Если компании необходимо развиваться за границей и важно найти иностранных инвесторов или руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся, IPO проводят на зарубежных биржах.

Но если компания считает, что и в России сможет получить достаточный объем инвестиций и интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине вполне подойдет. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.

На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO, компании предлагают инвесторам свои акции и облигации. Вот несколько успешных примеров таких размещений:

Статус публичной компании дает не только преимущества, но и предполагает некоторые ограничения. Пожалуй, руководству компаний стоит помнить о них.

Один из главных «минусов» — необходимость разглашать информацию о компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций на бирже.

Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.

Публичность накладывает определенный отпечаток и на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, цены акций. Это может приводить к тому, что менеджмент начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.

Несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечь капитал, а значит и возможность для развития бизнеса.

Напишите нам, и мы поможем организовать IPO/SPO на российском фондовом рынке.

Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital

Источник

Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать?

IPO (Initial Public Offering) — процедура публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвесторов. Переход компании из частной в публичную дает ряд преимуществ, например:

Кроме того, существует и ряд недостатков:

Подготовка к IPO нередко занимает год и более, при тщательном планировании мероприятий и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние позитивных факторов легко затмевают затраты и неудобства, связанные расходами на проведение IPO и раскрытием информации.

Для инвесторов нельзя однозначно сказать, что участие в IPO — это хороший способ заработать. Есть как положительные примеры (Московская биржа, АЛРОСА, Магнит), так и отрицательные (ВТБ, ТМК, ДВМП). При принятии решения инвестор должен проанализировать качество эмитента, его кредитные метрики, состояние отрасли, состояния рынка IPO в целом, экономической, политической ситуации стране и др. факторы. Сделать это рядовому инвестору не представляется возможным, поэтому существует команда аналитиков (обычно со стороны организаторов торгов), которая проводит анализ и презентует его широкому кругу потенциальных инвесторов.

Первое за 10 лет IPO нефтяной компании — «Русснефть», — которое прошло в ноябре 2016 года, пока не приносит плодов инвесторам, цена акции за 2 месяца примерно равна цене размещения (550 рублей) и пока мы достаточно осторожны в своих прогнозах по этому эмитенту. Куда более интересным выглядит IPO «Детского мира», участие в котором мы рекомендовали своим клиентам. Компания является крупнейшей розничной сетью детских товаров с широкой географией и высокими темпами роста (выручка CAGR 2011-2015 137%, рост числа магазинов CAGR 2012-2016 25%). Мы рекомендуем покупать акции «Детский мир» с целью 95-100 рублей до конца 2017 года.

SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Благодаря данному размещению, количество акций в свободном обращении (free-float) растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов. Рассмотрим это с точки зрения инвестора и сделаем предположение, что SPO может являться триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.

Например, 15 ноября 2016 года компания ИнтерРАО была включена в расчет индекс MSCI Russia (фондовый индекс российского рынка, входящий в группу индексов развивающихся рынков MSCI Emerging Markets), а компания Мегафон была исключена из него. В итоге в последующие пять торговых дней акции первой компании выросли на 7,5%, а акции второй упали на 6,5%. Но для инвестора важнее предугадывать данные события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из инструментов, как раз является проведения SPO и его оценка в виде возможного дальнейшего влияния на изменения количества акций в свободном обращении.

Актуальной идеей с точки зрения SPO, увеличения акций в свободном обращении, последующем интересе со стороны иностранных инвесторов (ориентирующиеся на глобальные индексы, например MSCI) и как следствие рост котировок могут стать акции компании НЛМК. Основной акционер компании Владимир Лисин в декабре объявил о продаже 1,5% акций, это увеличит free-float до 16%, что дает шансы компании быть включенной в вышеназванный индекс, в соответствии с их методикой расчета. Так в 2017 году индекс MSCI будет пересматриваться 9 февраля, 15 мая, 10 августа и 13 ноября, обычно полугодовые пересмотры (май и ноябрь) носят более кардинальный характер, поэтому мы рекомендуем покупать акции компании НЛМК на срок до 15 мая 2017 года под идею возвращения бумаг в индекс MSCI Russia спустя 4 года.

Источник

SPO (secondary public offering)

SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании или венчурным фондам.

SPO, в отличие от IPO, не влияет на размер уставного капитала компании. Но в то же время такое размещение все равно делает компанию публичной, то есть такой, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Кроме того, возрастет число акционеров, что делает акции ликвидными.

SPO следует отличать от публичного размещения дополнительных выпусков акций, которое называется follow-on (доразмещение), или просто PO (публичное предложение). В нашей стране достаточно часто встречается ошибка, когда повторное публичное размещение акций компании называют SPO. Причина в неправильном понимании значения английского слова secondary. Имеется в виду не «повторное» размещение, а «вторичное». Иначе говоря, когда акции выпускаются акционерным обществом, происходит первичное размещение. А когда они уже обращаются на рынке – это вторичный рынок акций.

SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Как правило, через SPO продают свои ценные бумаги либо создатели компании, то есть изначальные акционеры, либо венчурные фонды, которые таким способом фиксируют свою прибыль.

Через процедуру SPO в те или иные времена прошли практически все компании из сферы высоких технологий в США, например «Майкрософт», основатели которой неоднократно продавали публично свои акции.

В России классический пример SPO – продажа госпакетов акций компаний. Действительно, государство является на сегодняшний день создателем многих компаний и их крупным акционером. Выведение акций этих предприятий на рынок и есть secondary public offering. Например, правительством РФ принята программа приватизации, согласно которой государство планирует до 2013 года продать 35% акций ВТБ из своей 85-процентной доли. При этом стоимость пакета в идеале должна быть выплачена государству, а не ВТБ, то есть на его акционерном капитале сделка не должна отразиться: изменится состав акционеров, но не количество денег в балансе.

Ознакомиться с актуальными котировками акций вы можете здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *