Что такое honky tonk
Что такое honky tonk
Причудливым словом «хонки-тонк» в Америке назывались дешёвые бары. Однако от обычных пивных «barrel-house» хонки-тонк отличала игравшая в них музыка. Исполнительская манера хонки-тонк оказала большое влияние на развитие стилей рэгтайма, блюза, кантри, буги-вуги, рок-н-ролла и других.
Происхождение названия «хонки-тонк» доподлинно неизвестно. Самым ранним его упоминанием считается заметка в газете «Fort Worth Daily Gazette» от 24 января 1889 года: «осуществляется сбор подписей под петицией в городской совет о возобновлении работы театра Хонки Тонк на Мэйн Стрит». Любопытно, что слово хонки-тонк здесь выступает в качестве названия и написано с большой буквы. Но что было раньше — театр с таким именем или же музыкальные заведения, давшие имя театру, за давностью лет установить уже невозможно.
Знаменитый Оксфордский словарь ссылается на заметку издания «Daily Ardmoreite» от 1894 года, в которой заведение названо «honk-a-tonk». Видимо, поначалу единого правила не было, и это слово везде писали как придётся: «honkatonk», «honkey-tonk», «honky tonky», просто «tonk» и даже «tunk»!
По другой версии, слово родилось как звукоподражание громкой музыке и шуму, который стоял в музыкальных барах.
В 1900-м году издание New York Sun опубликовало городскую утку о том, как группа ковбоев, ищущих развлечений, приняла звуки «honk-a-tonk-a-tonk-a», которые издавало стадо гусей, за контрабас, в результате чего, якобы, и родилось это название.
В отличие от джук-джойнтов, хонки-тонки были «белыми» заведениями. Более того, на негритянском сленге слова «honky», «honky-tonk», «honky-tonk asshole»- синонимы для обозначения белых людей (аналогично слову «nigger» для чернокожих).
С началом XX века слово хонки-тонк всё чаще употребляется в негативном ключе. В песне Криса Смита и Чарльза МакКэррона «Down in Honky Tonk Town» 1916 года есть фраза: «это под землёй, где найдётся любое развлечение». Вероятно, здесь был намёк на то, что хонки-тонки часто становились центрами проституции. В Оклахоме и Техасе хонки-тонками назывались похабные варьете, часто совмещавшие под одной крышей театр, игорный дом и бордель.
С выходом из моды музыкальных театров и варьете, в некоторых штатах хонки-тонками стали называться дешёвые сельские пивные. На юге хонки-тонки вытеснили джук джойнты, где играли блюз и джаз.
Те, кто хоть раз имели дело с синтезатором, наверняка замечали в нём инструмент «honky-tonk piano», входящий в типовой набор MIDI-палитры. Чем же необычен этот инструмент и в чём отличие пианино хонки-тонк от обычного?
Музыканты в хонки-тонках играли на гавайских гитарах, скрипках фиддл, колёсной лире «hurdy-gurdy» и многих других инструментах, но самым распространённым было, конечно же, пианино.
Простой и ритмичный рэгтайм отлично подходил как для танцев, так и для озвучки первых немых фильмов, которые, за неимением звуковой дорожки, сопровождались игрой тапёра. Позднее эта техника игры оказала существенное влияние на стиль буги-вуги, рок-н-ролл и другие направления. Так, из расстроенных пианино хонки-тонков родилась концепция, получившая дальнейшее развитие в танцевальной музыке!
Ещё до войны музыка в стиле хонки-тонки стала считаться деревенской, её презрительно называли «hillbilly». Певцы в хонки-тонках пели грубо и гнусаво, а сами песни часто бывали депрессивными, наполненными жалости к себе. В них поднимались вечные темы несчастной любви и измены, одиночества, алкоголизма, проблем рабочего класса.
В 1941-м году в прокат вышел фильм «Honky Tonk» с Кларком Гэйблом (знаменитый Ретт Баттлер из «Унесённых ветром») и Ланой Тёрнер («Четверо это банда», «Почтальон всегда звонит дважды») в главных ролях. В российском прокате он был известен как «Забегаловка», «Притон» и «Салун». По сюжету Гэйбл играет шулера Кэнди Джонсона, который приезжает в провинциальный городишко, где влюбляется в молодую красотку Элизабет Коттон. Выиграв деньги в казино, Кэнди решает открыть бар.
В конце 50-х — начале 60-х хонки-тонк практически слился с музыкальными течениями кантри, вестерн и фолк-рок. В него добавилось звучание электрогитары и других популярных рок-инструментов. Появление стиля рокабилли ещё больше размыло границы между хонки-тонк, кантри и ритм-энд-блюзом.
В 1960-м году молодая певица Лоретта Линн выпустила дебютный сингл «I’m a Honky Tonk Girl», занявший 14-ю строчку в чарте «US Country». Успех сингла позволил Лоретте заключить выгодный контракт с лейблом Decca. К теме хонки-тонков певица будет ещё не раз возвращаться в своём творчестве. В 1983-м году у неё выйдет альбом под названием «Lyin’, Cheatin’, Woman Chasin’, Honky Tonkin’, Whiskey Drinkin’ You», а десять лет спустя, совместно с двумя другими легендами кантри Долли Партон и Тэмми Уайнет, она запишет альбом «Honky Tonk Angels». В 1994-м году будет выпущен студийный альбом Лоретты Линн «Honky Tonk Girl: The Loretta Lynn Collection».
В 1969-м году группа The Rolling Stones записала песню «Honky Tonk Woman», подражавшую звучанию хонки-тонк 40-х. В песне в который раз поднимается тема дурной репутации музыкальных баров.
В 70-е эту музыку представляли Gary Stewart, Waylon Jennings, Willie Nelson, David Allan Coe, и Billy Joe Shaver.
В начале 80-х случился очередной всплеск популярности кантри благодаря фильму режиссёра Джеймса Бриджеса «Городской ковбой» с Джоном Траволтой в главной роли. Рекламный слоган картины был: «Дни в каске и ночи в стиле хонки-тонк». Фильм получил прозвище «Лихорадка Субботнего Вечера в стиле кантри». Действительно, актёр, который ещё совсем недавно принёс бешеную популярность стилю диско, теперь танцевал ковбойские танцы. Впрочем, кассовые сборы «Городского ковбоя» были в два раза ниже.
Саундтрек к фильму был выпущен отдельной двойной пластинкой и содержал 18 треков отменного кантри и фолк-рока! Он занял ожидаемое первое место в хит-параде U.S. Billboard Top Country Albums, а также 3-е место в U.S. Billboard 200.
Также из поколения 80-х стоит отметить: Dwight Yoakam с его кавером на песню Джони Хортона «Honky Tonk Man» и, конечно, George Strait.
В 90-е звучание хонки-тонк сильно испытало на себе влияние попсового мэйнстрима, что хорошо заметно в музыке Garth Brooks, Alan Jackson и Clint Black.
Подытоживая всё вышесказанное, хочется ещё раз отметить две вещи. Во-первых, задолго до появления дискотек, хонки-тонк бары выполняли функцию музыкальных клубов своего времени. Во-вторых, ритмичное звучание хонки-тонк стало основой для многих более поздних стилей, неким фундаментом, на котором росла и развивалась танцевальная музыка XX века. А значит, важность этого звена в эволюции современной музыки трудно переоценить!