Что такое hid в автомобиле
Разница в HID лампе и ксеноновой лампе
Одной из самых горячих тенденций в автомобильном освещении в последние годы является использование ламп Xenon HID. Водители, как правило, любят эти лампы, потому что они производят гораздо больше света, чем стандартные галогенные лампы. У них также есть сильный белый свет, иногда с синим оттенком, который делает Ваш автомобиль выделяющемся из толпы.
Xenon HID.
Давайте поговорим о Xenon HID (также известном как High Intensity Discharge). Эти лампы являются новейшей технологией, и они медленно заменяют старые галогенные лампы, которые можете найти на большинстве автомобилей.
Ксеноновые лампы HID работают по другому по сравнению с галогеном. С галогеном есть вольфрамовая нить, которая нагревается, а окружающий ее галогеновый газ помогает сохранять горячее и горящее волокно. С другой стороны, ксенон HID не содержит нити вообще. Вместо этого они основаны на том, что ученые называют основным газовым разрядом. Это по сути означает, что между двумя электродами лампочки создается световая дуга, заполненная газом ксенона (между прочим).
Результатом этого является то, что лампочки Xenon HID в три раза ярче галогенных ламп. Они также имеют более высокую цветовую температуру, что означает, что они производят голубоватый или белый свет, который выглядит больше, чем естественный солнечный свет. Кроме того, ксеноновые лампы HID работают примерно в два раза дольше, чем старые галогенные лампы.
Лампы, наполненные ксеноновым газом.
Газонаполненные ксеноновые лампы представляют собой просто галогенную лампу, заполненную газом ксенона, а не галогеном. Это дает лампе более белый, немного более сильный свет, но будет больше похож на галогенную лампу, чем на HID.
Что искать в ксеноновой лампе?
Если Вы хотите лампу с ксеноновой лампой HID, а не только газовую лампу с ксеноновым покрытием, сначала вам нужно знать, использует ли ваша машина заводские ксеноновые HID. Галогенные лампы HID и Xenon HID не могут просто переключаться друг на друга из-за различных способов подключения к автомобилю. Если в автомобиле используются галогенные лампы, Вы можете купить комплект для HID, который преобразует галогенные фары в Xenon HID.
Если в автомобиле Вы используете лампы Xenon HID, и хотели бы приобрести некоторые новые лампы, есть несколько вещей, на которые должны обратить внимание. Во-первых, убедитесь, что лампочки, которые покупаете, указывают, что они HID, а не только наполненные газом Xenon. Во-вторых, настоящие ксеноновые HID почти всегда дороже, чем галогенные лампы, заполненные газом ксенона, из-за различных технологий, используемых при изготовлении ламп.
HID-Lamp. В светлый путь
Статистика гласит: не менее шестидесяти процентов дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохого головного освещения автомобиля
Статистика гласит: не менее шестидесяти процентов дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохого головного освещения автомобиля. Борьба с этим ведется различными средствами — устанавливаются более мощные лампы (в том числе галогеновые), дополнительные фары и, наконец, «тяжелая артиллерия» — ксенон.
Ксеноновая лампа (HID-Lamp) представляет собой колбу, содержащую смесь инертных газов (в том числе ксенон). Надежность такой конструкции существенно выше, чем у обычных лампочек, поскольку в ней отсутствует самый слабый элемент — нить накаливания. Вместо этого в среде инертных газов между двумя электродами возникает электрическая дуга.
Долгое время единственной проблемой, препятствующей установке HID-Lamp на легковые автомобили, оставалась необходимость генерировать для розжига дуги высоковольтные импульсы напряжения (до 25000 В). Несколько фирм решили эту задачу, разработав так называемый «балласт» — специальный блок, отвечающий за поджиг и поддержание горения ксеноновой лампы. С помощью оборудования Hella, Bosch, Valeo и т.д. ксеноновым светом оснащается большинство автомобилей представительского класса.
Многие тюнинговые фирмы, взяв на вооружение эти технологии, предлагают установку ксенона на любые модели автомобилей. Однако здесь возникает проблема унификации. Дело в том, что в мире существует великое множество вариантов ламп головного света. Фирменные комплекты покрывают лишь часть этого спектра. Например, Hella предлагает только полный комплект, содержащий фару, и для моделей числом не более десятка. В свою очередь, в Корее производят лампы любых типов, но, чтобы «подружить» эту лампу с фирменным «балластом», требуется сложная процедура перенастройки.
Все это значительно увеличивает стоимость такого тюнинга. Поэтому доморощенные «прометеи» чаще всего при помощи напильника и эпоксидной смолы переделывают штатную фару под готовый комплект. Если учесть, что процедура делается «на глазок», а у самой обычной фары более тридцати параметров установки лампы, можно догадаться, что светить после этого она начинает куда угодно, только не в нужном направлении. Благое дело превращается в добровольное членовредительство — фару в итоге придется выкинуть.
Однако в начале 2001 года инженерам петербургской фирмы «Союз-96» удалось разработать первый отечественный «балласт» — электронный пускорегулирующий аппарат (ЭПРА) «Ксения 12-35» для розжига дуги ксеноновой лампы.
У различных методов усиления головного света есть один общий недостаток — высокое потребление энергии, отчего существенно увеличивается нагрузка на генератор, возрастают расход топлива и, как следствие, загрязнение окружающей среды.
Конструктивные особенности позволяют ЭПРА «Ксения 12-35» потреблять от бортовой сети меньший ток как в номинальных, так и в переходных режимах. Можно подключаться к штатной проводке автомобиля без риска перегрузки. Суммарное потребление тока ксеноновой системой составит 40-47 Вт, в то время как галогену потребуется 150 Вт.
При разработке блока учтено низкое качество, а порой и отсутствие в бортовой сети большинства отечественных и старых импортных автомобилей специальных устройств защиты. ЭПРА способен надежно функционировать при значительных перепадах питающего напряжения (от 7 до 24 В, с кратковременными выбросами до 60 В). В конструкции применен симметричный выход по высокому напряжению, что позволило в два раза снизить импульсную нагрузку на провода и соединители. Это обеспечивает дополнительную защиту от пробоев изоляции и высокую надежность системы в целом.
«Ксения» предлагается к продаже в виде установочных комплектов, содержащих лампы необходимого типа: Н1, Н4, Н7 — для большинства европейских моделей; 9004, 9005, 9006, 9007 — для американских машин; D2S, D2R — для штатно устанавливаемого ксенонового освещения. Процедура установки проста — взамен штатной лампы ставится ксеноновая, которая через «балласт» запитывается от бортовой сети. Еще один нюанс: свет теперь будет только в одном варианте. Обычно настраивают на «ближний», а для «дальнего» ставят дополнительные фары.
Напоследок — советы тем, кто решил обзавестись ксеноном. Лучше отказаться от покупки тайваньского комплекта с якобы фирменным блоком. Услышав в тюнинговой фирме «установим хелловский комплект по технологии напильник+эпоксидка», немедленно прерывайте разговор.
Обратите внимание на равномерность поджига ламп, равную яркость горения и одинаковый «белый» оттенок света. Все эти признаки говорят о качестве и согласованности дуэта «балласт — лампа». Красноватый или голубой оттенок свечения одной из ламп является признаком скорого выхода из строя лампы/блока.
Обычно гарантия составляет около 2000 часов. Уточните, каким образом определяется срок гарантии (пробег, календарный год или два и т.п.).
И, вооруженные пучком яркого белого света, отправляйтесь в светлый путь.
Обзор фар с LED и HID лампами
Теперь, когда дело доходит до фар, у вас также есть стандартные галогенные лампы. Они известны тем, что имеют желтоватую яркость и являются теми, которые имеют большинство автомобилей. Дело в том, что галогенные лампы, как известно, потребляют гораздо больше энергии, чем стандартные светодиодные и HID лампы. Они также имеют более короткий срок службы.
Светодиодные и ксеноновые лампы потребляют меньше электроэнергии, производят большую интенсивность света, занимают большую площадь, чем галогенные лампы, и служат дольше. Конечно, они могут быть дороже, но вложения стоят того.
Но между светодиодными и ксеноновыми фарами какой из них рекомендуется? Ну, они оба работают по-разному и имеют свои преимущества и недостатки. И мы поговорим о них, чтобы помочь вам решить, какой из них больше всего соответствует вашим потребностям.
HID лампы
На случай, если вы не знали, HID означает разряд высокой интенсивности. Лампочка этого типа работает с электрическим током, проходящим через трубку с электродами на обоих концах. Этот ток создает реакцию между несколькими соединениями, находящимися внутри колбы, и создается свет. Этот процесс поддерживается электричеством вашего автомобиля.
Если вы хотите вдаваться в подробности, проверьте этот сайт: высокоинтенсивная газоразрядная лампа
Весь этот процесс можно считать недостатком, поскольку для запуска ламп HID требуется некоторое время. Во время чрезвычайной ситуации, когда требуется немедленное освещение, HID-фара может оказаться не такой полезной, как светодиодная или галогенная. Следует также учитывать, что замена лампочек такого типа может быть немного дорогостоящей, но, поскольку они служат дольше и работают лучше, их производительность может перевесить это неудобство.
Внешний вид спрятанных фар несколько напоминает светодиодный, обеспечивая интенсивную голубоватую яркость. Этот тип ламп также хорошо известен благодаря тому, что их срок службы составляет не менее 2000 часов, в то время как обычная галогенная лампа может работать до 800 часов. Лучшие из них могут длиться до 8000 часов. Если вы похожи на моего отца, который проводил большую часть времени за рулем по ночам, то это особенно хороший выбор для вас. С другой стороны, если вы не едете ночью, они, вероятно, не стоят затрат.
Самая большая жалоба на этот тип фар может исходить не от вас, а от других водителей. Они могут быть слишком яркими и могут ослепить других водителей, когда вы путешествуете ночью. Кроме того, HID фары должны быть установлены профессиональным, а в некоторых местах комплекты для переоборудования являются незаконными из-за того, насколько они опасны.
LED лампы
Они известны тем, что они действительно яркие и имеют голубоватый или белый цвет. Они работают через процесс, известный как электролюминесценция, когда отрицательные электроны движутся к дырам в полупроводнике, создавая светодиод (LED), а затем испускают фотон.
Хорошая вещь в светодиодных лампах в том, что они требуют меньше электроэнергии, чем галогенные и газоразрядные, потребляя на 85% меньше электроэнергии. Кроме того, они могут работать дольше, чем ваша стандартная галогенная лампа. Великолепная светодиодная лампа может работать до 50000 часов. Это безумие, верно?
В отличие от HID-фар, эта функция работает в тот момент, когда вы решите включить их. Кроме того, по сравнению с ними, этот тип лампы не слишком жаркий. Тем не менее, могут нагреваться, поэтому некоторые модели имеют вентилятор для охлаждения.
Вам также не придется беспокоиться о том, чтобы нанять кого-то, чтобы установить его на ваш автомобиль. Вы можете найти комплекты для переоборудования, чтобы установить их самостоятельно. Если вы знаете, как установить фары, процесс установки, вероятно, будет легким для вас. Если вы этого не сделаете, вы всегда можете проверить руководство онлайн.
И еще нужно учитывать, что светодиодные фары часто выглядят лучше. Если вы приобретете пару светодиодных уличных фар, ваш автомобиль наверняка станет намного круче.
Короткий ответ, и мое личное мнение, это светодиодные фары.
Всё, что вы хотели знать про автолампы, но стеснялись спросить. Часть 2/3. Газоразрядные лампы (ксенон).
Газоразрядные лампы. Более известны в автомобильной тематике как «ксеноновые», хотя это абсолютно безграмотное их название: собственно газа ксенона там меньше 1%. Настоящая ксеноновая лампа имеет спектр максимально приближенный к солнечному, мощности от двух киловатт и применяется в основном для научных исследований и освещения больших территорий, например, буровых вышек и стартовых площадок на космодромах.
Конструкция автомобильных газоразрядных ламп довольно проста: Во внутреннюю колбу из тугоплавкого кварцевого стекла впаяны с двух концов электроды. Внутреннее пространство колбы заполнено смесью инертных газов при относительно низком давлении с добавлением паров ртути (лампы D1,D2). Т.е. по сути, это ртутно-дуговая лампа. Но пары ртути дают жесткий ультрафиолетовый спектр, и для того, чтобы его сместить в видимую область в колбу добавлены соли редкоземельных металлов в определенной пропорции, каждый из которых досвечивает свою область спектра таким образом, чтобы на выходе получить более менее равномерный белый спектр.
В дешёвых лампах с созданием глубокого вакуума между колбами не заморачиваются, поэтому однажды сэкономив на покупке нормальных ламп вы попадёте на дорогостоящий ремонт фар, исчисляемый десятками тысяч рублей.
Это ровно в сто раз выше (на два порядка) чем в домашней электросети. И таки да, оно опасно для жизни! Помните об этом, когда решите залезть в проводку колхозного ксенона!
После искрового пробоя возникает дуговой разряд, как при сварке, напряжение между электродов лампы падает до 45-80В и лампа начинает прогреваться. При этом за счет нагрева содержащиеся в лампе присадки начинают испаряться и участвовать в поддержании процесса горения дуги.
Автомобильные ксеноновые лампы обозначаются латинской буквой D и цифру от 1 до 8, отражающую ее тип. После цифры стоит еще одна буква: S для линзованной (прожекторной) оптики и R для рефлекторной.
Отличаются они только нанесенным на колбу непрозрачным экраном для более четкой светотеневой границы в фарах с обычным отражателем. Появились такие фары в середине нулевых и довольно быстро были вытеснены более эффективными линзованными фарами.
Ксеноновые фары с ртутными лампами D1 и D2 появились как опция на дорогих автомобилях в начале 2000-х годов, и по сей день имеют непревзойденные световые характеристики, из-за чего их быстренько задвинули на свалку истории, постепенно вытеснив безртутными D4 и D3. Затем большинство производителей начали менять прошивки блоков розжига таким образом, чтобы лампа после разогрева светила чуть менее ярко, чем при старте (особенно сильно этим грешит корейский Mobis). В свою очередь безртутные ксеноновые лампы сейчас активно вытесняются светодиодными источниками света: сейчас у любого автопроизводителя вы встретите галогеновые фары в простых комплектации и сразу светодиодные фары в более дорогих комплектациях.
В чем отличие газорязрядных ламп D1 от D2, D3 от D4?
Лампу D8S мощностью всего 25Вт вместо привычных 35Вт придумали для обхода требований в большинстве стран по установке омывателя и автоматического корректора угла наклона фар, тем самым удешевив конструкцию авто и подложив жирную свинью тем, кто такую машину купит.
Дело в том, что такая лампа света даёт как галогенка, а спектр имеет «ксеноновый», отчего в дождь с такими фарами решительно ничего не видно. Этим страдают Kia, зато их владельцы могут невозбранно заапгрейдить свои 25Вт до 35Вт простой заменой блоков и ламп. Отличить их в потоке, а тем более что то им предъявить со стороны гибдд будет практически нереально.
Лампа D5S является вообще экзотикой: в зад этой лампы запихали не часть, а целиком весь блок розжига, сделав ее самой дорогой и бесполезной игрушкой. Потому что полностью исправный блок вам придется выбросить вместе с вышедшей из строя лампой. Хотя есть способ припаять вместо спиленной колбы высоковольтный разъём и поставить обычную лампу D4S.
Еще замечена странная особенность блоков розжига безртутных ламп поздних годов выпуска: после выхода лампы на рабочий режим (секунд через 20 после включения) ее яркость скачкообразно уменьшается на 15-20% от первоначальной.
Чем отличаются обычные лампы от X-treme Vision, NightBreaker и прочих +150% Ultra и Super модификаций? Стоит ли за них переплачивать?
Дело в том, что абсолютно все параметры разряда в лампе контролируются блоком розжига, установленном внутри фары. И со стороны лампы решительно ничего нельзя сделать, чтобы ощутимо увеличить световой поток. Если параметры лампы будут сильно отличаться от стандартных, блок розжига её просто выключит как неисправную.
Во всех наших ремкомплектах мы настраиваем индивидуально каждый модуль по максимуму света под шторкой. И делается это по стандартным лампам. Если в наш модуль поставить такую «плюсовую» лампу, то горячее пятно окажется гораздо ближе расчётного, т.е. вы получите ослепляющее пятно перед авто, а вдаль вам придётся напряжённо вглядываться, где света будет значительно меньше. Поэтому нет смысла переплачивать за кривые лампы, если вы покупаете наш ремкомплект. Он прекрасно светит со стандартными лампами, которые значительно доступнее по цене.
Какой цвет ламп лучше выбрать?
Огромным преимуществом газоразрядных автоламп является их энергоэффективность: потребляя всего 38-40вт от электросети автомобиля вместо 55Вт у галогенок они дают в два с половиной раза больше света. Их спектр более приближен к дневному в солнечный день, а срока службы хватает на 3-4 года довольно интенсивной эксплуатации.
Однако, есть у них и существенный недостаток: зависимость дугового разряда от магнитного поля Земли и положения в пространстве, из-за чего свет таких фар ощутимо мерцает при езде по неровностям дороги.
Когда ваш авто трясет на кочках, лампа довольно резко меняет свое положение в пространстве, а сгусток плазмы какое то время остается на старом месте, подобно пламени свечи, которую рывками перемещают в пространстве. Поэтому во всех без исключения газоразрядных лампах на неровностях дороги свет мерцает, и это не является неисправностью: такова физика процесса получения света в этих приборах!
Соответственно, покупая неоригинальные лампы вы значительно сокращаете срок службы своих фар. Причем зачастую это уже вопрос доступности на рынке, а не выгоды для покупателя по цене: продавцы умудряются впаривать китайский хлам MTF, Lynx по цене нормальных европейских брендов. К примеру, оригинальная лампа Neolux производства Германии стоит всего 1560р за лампу. Очень странно пытаться сэкономить сумму, которую едва хватит на один поход в продуктовый, чтобы потом попасть на дорогостоящий ремонт фар, исчисляемый десятками тысяч рублей.
Так называемый блок розжига в slim корпусе
Несмотря на его плоский форм-фактор, внутри всё равно половина корпуса пустая! А дело в том, что у него нет инвертора на выходе, который преобразует постоянное напряжение в переменное для питания лампы. Поэтому один из электродов перегревается и изнашивается гораздо быстрее, чем другой.
Поэтому даже если вы купите хорошие оригинальные лампы, этот выпердыш китайской подпольной мануфактуры её просто угробит!
Оригинальный блок розжига постоянно контролирует электрические параметры подключенной лампы, и при ее старении в какой то момент лампа начинает выключаться почти сразу после старта. Это однозначно указывает на необходимость ее замены. Блок при этом совершенно исправен!
Типичная ситуация, от которой уже начинает дергаться глаз: обыватель приезжает в привычный сервис, где ему обслуживают подвеску, меняют масло и т.д. с просьбой посмотреть фары. Автохтоны слыхом не слыхивали про различие ламп, потому у них в наличии самое дешевое говно, которое только можно найти, ибо тема непрофильная и вкладываться в нее не с руки.
Ставит слесарь «новую» говнолампу, блок естественно и ее выключает, и тут уже приговаривают к замене дорогущий оригинальный блок розжига, меняя его на имеющееся говно, чаще всего как на фото выше. Причем ставят их варварским способом с распилом крышки и корпуса, чтобы блок оставить снаружи, а сопли от него затащить внутрь фары.
Тест светодиодных фар (LED) против биксенона (HID): есть ли смысл доплачивать?
Многие автовладельцы наверняка видели новости о том, что очередная новая модель отныне будет штатно или в качестве опции оснащаться светодиодными фарами. Покупателям современных иномарок в автосалоне обязательно предложат комплектацию с альтернативой обычным «галогенкам» — либо LED-оптику, либо биксенон. То, что такие фары светят лучше и выглядят круче, излучая приятный белый свет, знают все. А что в реальности: стоит ли продвинутый свет своих денег и, главное, насколько светодиоды лучше биксенона? Сравниваем две модели Skoda с разной оптикой.
Итак, в нашем распоряжении оказалось два новых автомобиля Skoda в топовых исполнениях: популярная Octavia со светодиодными фарами и флагман модельного ряда Superb, оснащенный биксеноновым светом.
Почему мы не взяли две одинаковые модели? Все просто: более современная Octavia, представленная весной 2017 года, имеет в арсенале в качестве дополнения только LED-оптику. А ожидающий обновления Superb, несмотря на то что выше классом, пока оснащается только биксеноном. В целом же, учитывая одного и того же производителя, а также сопоставимые технические нюансы и габариты автомобилей, можно с большой долей объективности судить о качестве освещения.
И в том и в другом случае за улучшенный свет придется доплачивать, но вполне разумные деньги. Для Skoda Superb адаптивный биксенон обойдется в 56 000 рублей, светодиодные фары для Octavia дешевле — 49 900 рублей.
Кстати, посмотрели мы и цены на оптику в качестве запасных частей, в том случае если ее придется менять: одна ксеноновая блок-фара на «Суперб» обойдется в 44 855 рублей, светодиодная на «Октавию» снова дешевле — чуть менее 41 000 рублей
Немного о конструкции
HID (High Intensity Discharge), то есть газоразрядные или, проще говоря, ксеноновые фары на автомобилях впервые серийно появились в далеком 1991 году на флагмане BMW 7 Series (E32) и произвели настоящую революцию в освещении.
Светили такие фары в несколько раз лучше галогеновых (3200 К), особенно в сложных условиях (например, в дождь), а по температуре спектра (4300 К) приближались к дневному свету (6500 К), более привычному человеческому глазу. Кроме того, такие фары потребляли заметно меньше энергии, а служили при этом многократно дольше.
В основу таких фар положен принцип световой дуги. В колбе с газом (собственно, ксеноном) находятся два электрода, между которыми проходит высоковольтный разряд. Именно он и вызывает яркое свечение газовой смеси.
Технически конструкция очень надежная, но довольно сложная и дорогая, поскольку требует высокого напряжения и поддержки переменного тока, для чего используется преобразователь энергии.
Управлять направлением сверхъяркого света научились не сразу, а потому дальний свет, чтобы не слепить встречных водителей, делали обычным, галогеновым.
Чуть позже в фаре стали предусматривать специальную шторку, отсекающую «лишний» свет, или использовать две колбы под разный режим освещения. А затем с помочью электромагнита колбу в фаре научились двигать, изменяя дальность свечения. Так появились различные варианты устройства биксеноновых фар.
Последним этапом развития стало появление технологии AFS (позже AFL), то есть Adaptive Front Lighting System, или адаптивного головного освещения, которое в народе называют «поворотными фарами».
LED (Light—emitting diode), светоизлучающий диод, или светодиодные фары
Светодиоды в быту человек использует довольно давно, однако из-за не самого яркого света в автомобиль их устанавливать не решались. Однако собранные в пучок светодиоды оказались вполне пригодны для освещения дороги. Сначала их использовали в задних фонарях и стоп-сигналах. А в 2008 году появился первый серийный автомобиль, головная оптика которого была полностью светодиодной, — Lexus LS.
Такие фары стали новой ступенью развития автомобильного света, поскольку серьезно превосходили параметры ксенона, не говоря о галогеновом свете. Так, светодиоды с температурой 5000 К практически вплотную приблизились к натуральному дневному свету, а энергии они потребляют в разы меньше ксеноновых фар и на полтора-два порядка меньше галогеновых. Причем по своему устройству фары проще и еще надежнее ксеноновых, а возможность их адаптации под условия движения авто почти не знает границ. Главный недостаток — обильное выделение тепла, для компенсации которого светодиодной фаре требуется дорогое автономное охлаждение.
Светодиодная фара состоит из платы светодиодов, каждый из которых отвечает за освещение своего участка дороги, фокусирующей линзы, собирающей свет в один луч, и отражателей или распределяющей линзы, которые выводят свет в нужном направлении.
В зависимости от условий движения управляющая электроника зажигает определенное количество светодиодов, свет от которых, преломляясь через линзу, освещает только тот участок, который необходим в данный момент движения.
Последним уровнем развития светодиодной оптики являются матричные фары, принцип работы которых такой же, как и обычных, с поправкой на то, что светодиоды объединены в соты, а их в одной фаре может быть несколько десятков! Причем каждый из диодов можно не только включать и выключать, но и менять его яркость. С помощью таких фар можно создать практически любой рисунок освещения.
И ксеноновые, и светодиодные фары «Шкоде» поставляет немецкая компания Hella, один из мировых лидеров автомобильного света
Испытания
Для замеров мы отправились на автодром «Санкт-Петербург», где в качестве полигона использовали главную разгонную прямую.
Длина отмеренного участка — 100 метров с контрольными конусами на 25 и 50 метрах. Кроме того, в качестве ориентиров дальности освещения на расстоянии 300 метров находилась еще одна группа конусов и два дорожных знака с отражающей поверхностью.
Подсвечивающиеся штрихи в фарах обоих «Шкод» — не более чем дизайнерская «фишка», никакой практической нагрузки они не несут. Кроме того, раздвоенная оптика «Октавии» тоже фикция: фара на самом деле одна, разделенная тонкой перегородкой бампера
Все, кто покупает ксенон ради эстетического удовольствия, в надежде на белый или голубовато-белый свет, могут быть удивлены: свет у стандартных ксеноновых фар на самом деле светло-желтый. В потоке автомобилей с галогеновыми фарами он резко выделяется своим белесым оттенком, а вот в «лабораторных» условиях при наглядном сравнении со светодиодными фарами все становится на свои места. Разница, как говорилось выше, в световой температуре, которая у светодиодов номинально выше, чем у ксенона, хотя и последний можно нагреть до более высоких значений.
Обе модели оснащены светодиодными ходовыми огнями. Сделаны они исключительно для идентификации самого автомобиля и на дорогу почти не светят. Кроме того, с большого расстояния лучше видны все-таки единые ленты «Суперба», чем разделенные черточки «Октавии»
Итак, Skoda Superb с биксеноном. Функцию адаптации в нем выполняют поворотная платформа системы AFS и «шторка», которая имеет сразу три режима отсечения «лишнего» света в зависимости от условий движения. Кроме того, при повороте руля включается в помощь соответствующая противотуманная фара, подсвечивая ближайшую к машине обочину.
У светодиодной Skoda Octavia фары фиксированные, а функция боковой подсветки осуществляется путем направления пучка в боковой отражатель. «Противотуманки», так же, как и у Superb, включаются с разных сторон вслед за поворотом руля.
И ксеноновые, и светодиодные фары в обязательном порядке штатно оснащаются автокорректором и омывателем фар. Без этих двух опций эксплуатация автомобиля с таким светом считается незаконной
Ближний свет
Площадь освещения территории ближним светом показывает, что ксеноновые фары очень эффективны: основное полотно дороги подсвечено идеально на расстоянии порядка 30 метров, а хорошая видимость наблюдается вплоть до второго конуса (50 метров). При этом светотеневая граница проходит немногим дальше.
Освещение по сторонам умеренное по площади и яркости. От основного коридора вправо и влево свет распространяется метра на три-четыре, не дотягивая до забора справа и лишь маленьким пятнышком попадая на встречную дорогу, уходящую влево и целиком находящуюся в тени. Оба конуса по правой стороне находятся в тени, хотя и видны благодаря светоотражателям.
На том же самом участке ближний свет Skoda Octavia даже визуально сильно ярче, а площадь освещения чуть ни вдвое больше. Дальность четкой видимости уходит на 60 метров, причем правая обочина почти целиком находится в свете на указанном расстоянии. Левая сторона также полностью освещена в пределах 25 метров в длину, да так что свет попадает на всю ближайшую полосу уходящей влево дороги.
Видимость с места водителя идущего по правой обочине человека, одетого во все темное, в Skoda Superb с ксеноном средняя. Понятно, что с 25 метров его видно отчетливо, а вот на расстоянии 50 метров, где человек попадает ровно на светотеневую границу, понадобится хорошее зрение шофера. На 100 метрах от машины человек исчезает из виду.
В Skoda Octavia со светодиодными фарами на расстоянии 25 метров можно даже определить цвет одежды пешехода, на 50 метрах — отчетливо различить его контуры, а самое интересное, если у водителя хорошее зрение, разглядеть его даже на расстоянии 100 метров.
Дальний свет
Включение дальнего света ситуацию, конечно, заметно исправляет, учитывая, что оба автомобиля оснащены автоматической регулировкой светового потока и режимом переключения, и не слепят встречных водителей.
Ксеноновый Superb способен полностью подсветить пешехода на расстоянии 25 метров, так что человека можно узнать в лицо. На расстоянии 50 метров — определить, какая рука находится в кармане, а на100 метрах легко определить пешехода по контурам.
Включение дальнего света тут же определяется высвечиванием и самых дальних конусов и знаков, находящихся на расстоянии 300 метров. Определить можно не только их наличие и положение, но даже и то, что конусов три. Правда, все это только благодаря светоотражающим секторам.
Светодиодные фары Skoda Octavia дальним светом высвечивают область чуть не до видимого горизонта. Если хорошо всмотреться, то увидеть, что пешеход в синих джинсах, можно даже на 100-метровой отметке, не говоря уже про засечки на 25 и 50 метрах. Само собой, отчетливо видны и все дальние знаки, причем можно определить не только количество конусов, но даже и то, какой из них находится ближе, а какой дальше.
Каков итог?
Конечно, было бы здорово проверить на ходу еще и функцию адаптивности светового пучка, но и текущих замеров достаточно, чтобы прийти к однозначному выводу: светодиодные фары реально на уровень лучше биксеноновых. Последние, хотя и прекрасно справляются со своими обязанностями, а во время эксплуатации у нас не возникло — что в городе, что на трассе — ни одной претензии к освещению, не смогли превзойти по своим характеристикам светодиодный свет ни в одном из замеров.
Если учесть, что как опция и те и другие стоят сопоставимых денег, мы однозначно советуем при наличии выбора отдавать предпочтение светодиодам. Да и в любом другом случае при покупке нового автомобиля не жалеть денег на продвинутую оптику, которая на порядок улучшает не только безопасность, но и комфорт передвижения.
Редакция журнала «Движок» выражает благодарность компании «Пулково Авто», официальному дилеру Skoda в Санкт-Петербурге, и российскому представительству Skoda Auto за предоставленные автомобили, а также автодрому «Санкт-Петербург» за помощь в подготовке материала.