Что такое heavy metal
Хэви металл
Хэви металл
Хэви-метал | ||
---|---|---|
Направление: | Метал | |
Истоки: | Хард-рок, Прогрессив-рок | |
Место и время возникновения: | Начало 1970-х, | |
Годы расцвета: | 1980-е | |
Поджанры: | ||
Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья «Тяжёлый металл» перенаправляет сюда. См также Тяжёлый металл (значения)
Содержание
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Писатель Уильям Берроуз использовал слова Heavy metal в своих произведениях, описывая инопланетян. Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность. [1]
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. [2] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
История
Хард-н-хэви
Хард-рок зародился в Великобритании в конце 1960-х. Уже в работах таких классических рок-групп, как Rolling Stones, the Who и даже the Beatles начали появляться более скоростные и тяжёлые композиции. Но наибольшего развития хард-рок достиг в начале-середине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как Uriah Heep, Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хэви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок группы. До появления «новой волны» британского металла, термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хэви-метал, например, Led Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно хард-рок группами. Сами музыканты, например, участники Deep Purple и AC/DC, не любят, когда их называют «металлистами» или «Хэви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хэви» (хард-рок энд хэви-метал), для обозначения таких пограничных групп. [3]
Английский хард-н-хэви породил волну подражания в США, где появились группы Aerosmith, Guns’n’Roses. В Австралии сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хэви» прививала группа
Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка амерканских хард-н-хэви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хэви. Это направление, смешение хард-н-хэви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали Элис Купер, а такие группы, как Mötley Crüe и Twisted Sister, подняли глэм на вершину мэйнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хэви-метал и глэм-метал.
Новая волна британского хэви-метала
В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.
Эти группы отличались от хард-н-хэви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» рифф, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хэви-метал. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своем имидже кожаные куртки с заклёпками и цепями и выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.
Распространение
В Америке хэви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как Virgin Steele, Savatage, предпочитали издаваться на английских лэйблах, и выступать в Британии. Мода на хэви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метал. Manowar подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп.
Вслед Scorpions, в Германии появились свои группы, такие как Doro, и др. В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Андроповым и Черненко в 1982-85, настоящее развитие метал-сцены началось во второй половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы Ария, хэви-метал стал самым распространенным метал-жанром России на десятилетия. Во Франции хэви-метал был представлен группами Trust, Sortilège.
Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. [4] [5] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю. [6]
Хэви-метал в наши дни
Хэви-метал послужил основой для всех последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хэви, создали дум-метал и готик-метал.
С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хэви-метал стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хэви сохранились у некоторых пауэр-метал групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как Edguy, и др. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как Megadeth и Iced Earth, позднее начали склоняться к хэви-метал. Играющая хард-н-хэви группа Евровидение.
Консервативная русская сцена продолжает порождать группы с звучанием в духе 80-х, среди них Артерия, Натиск, Театр теней, Ольви. [7]
Хэви-метал. Музыка, отпугивающая даже нечистую силу.
История появления термина Heavy Metal.
Хэви-метал, он же «тяжёлый метал», один из самых распространённых и, если можно так выразиться, «глобальных» стилей современной музыки. Благодаря ему появились на свет десятки других стилей, и не только металлических. Но откуда взялось такое определение, как «тяжёлый метал»? Почему не «громкий шум», «жёсткий камень» или «небесный гром»? На протяжении многих столетий этот термин применялся в химической и металлургической промышленностях. В таблице Менделеева все элементы распределяются на тяжёлые и лёгкие, в том числе и металлы. Но вряд ли это всё можно отнести к музыкальному стилю.
По одним источникам за словосочетание heavy metal мы должны благодарить культового писателя У.С.Берроуза, творчество которого оказало огромное влияние на современную не только литературу, но и рок-музыку. В 1962 году вышел в свет его роман «Мягкая машина», в котором одного из героев зовут Uranian Willy, the Heavy Metal Kid. В следующей своей книге Берроуз новые сильные наркотики также назвал «тяжёлым металом». Данный термин так понравился рокерам, что благодаря группам Hapshash and the Coloured Coat и The Byrds начал приживаться в музыкальной терминологии. Ещё в 1968-м году альбом «A Long Time Comin’» группы Electric Flag критики охарактеризовали как смесь блюза и хэви-метала.
Отцы-основатели хэви-метала.
Сегодня уже никто не станет оспаривать тот факт, что колоссальное влияние на становление тяжёлого метала как самостоятельного жанра оказали такие корифеи рок-сцены, как Д.Хендрикс, Rolling Stones, Sir Lord Baltimore, The Kinks, Who, Cream, Jeff Beck и другие. Они первыми стали извлекать из гитар скрежещущие звуки, превратив их не просто в сопровождающий аккомпанемент для клавиш, а самостоятельный инструмент, на котором одну ноту можно тянуть бесконечно. Вспомните, что вытворял Хендрикс на сцене со своей гитарой! Она ведь жила собственной жизнью, не завися от других инструментов.
Однако хоть оспаривать сей факт никто из знающих людей и не станет, но родоначальниками жанра всё равно все считают Led Zeppelin и Black Sabbath. Первые превратили блюз в тяжёлый рок, вторые добавили необычное звучание благодаря травме гитариста Т.Айомми. Перед своим турне по стране он покалечил на заводе, где работал обычным станочником, подушечки пальцев. В результате чего вынужден был одевать на кончики пальцев специальные накладки из бутылочных пробок, а чтобы не плакать на сцене от боли при нажатии на туго натянутые струны ослабил их до безобразия. В итоге родилось специфическое звучание, которое один из критиков назвал даже не музыкой, не тяжёлым роком, а просто грохотом тяжёлого металла на стройке. Но песни «шабашников» так понравились публике, что термин «тяжёлый метал» прижился среди начинающих поднимать голову первых металлистов.
К слову сказать, словосочетание heavy metal поначалу жутко не нравилось музыкантам. Даже из «Black Sabbath». В те времена, в начале 70-х, не было особого разделения на хард-рок и хэви-метал. К хэви-металу относили даже Deep Purple, Uriah Heep, Genesis, Blue Oyster Cult и ряд других коллективов. Это вызывало возмущение у музыкантов — ну какие мы хэви-металлисты, вопрошали они? Так появилось на свет определение хард-н-хэви, обозначающее пограничное звучание между классическим хардом и новым хэви. В данном жанре играли Scorpions, AC/DC и другие.
Новая Волна Британского Хэви Метала.
Вслед за Judas Priest эстафету NWoBHM перехватили Iron Maiden, Motorhead, Saxon и другие. Тексты песен в основном были об апокалипсисе, конце света, мистике, войне, смерти и прочих «ужастиках». Отсюда и специфика шоу. Например, невозможно представить «Железную Деву» без её талисмана — зомби по имени Эдди, который присутствует на всех обложках группы в том или ином виде.
Глэм и хайер-метал.
Под воздействием NWoBHM в Соединённых Штатах начал приобретать популярность такой жанр как глэм-метал, у истоков которого стояли Kiss и Alice Cooper. Они одними из первых превратили концерт в сценическое шоу со спецэффектами — огнём, поеданием органов, взрывами, безумным макияжем и прочими. Те, кто видел хотя бы один концерт банды Кисс прекрасно понимает, что я имею в виду.
Развиться стилю помогли в 80-е. Брутальные металлисты отрастили патлы, сделали химию, покрасили губы помадой, нарядились в лосины и цветные трико и смешали попсу с тяжёлым роком. Данное новшество нашло отклик не только среди металлистов-парней, но и привлекло в ряды фанатов ещё и девушек. Ведь тематика песен с «ужасных» сменилась на романтические — про неразделённую любовь, несбывшиеся мечты и т.д. Эстафету подхватили Motley Crue, Cinderella, Guns’n’Roses, Bon Jovi, Twisted Sister и многие другие. Кстати, один из хитов Бон Джови в 2021 году вошёл в тройку лучших песен, написанных за всю историю рок-музыки!
Развитие жанра.
В 80-е хэви-метал не стоял на месте. Можно сказать, что наступил его расцвет. Один стиль стал прародителем десятков — дума, трэша, гранжа, спид-метала, пауэр-метала, дэта и многих других. К концу девяностых металлистов начал теснить рэп, но и здесь люди в клёпаной коже нашли выход, объединив свой стиль с речитативом (например, Limp Bizkit). Таким образом металлическая сцена пополнилась ещё одним жанром — ню-металом.
Если раньше хэви-метал был просто громкой музыкой, так как каждый инструмент в группе пытался быть услышанным на фоне других, то в 80-е стиль ждали эксперименты и изменения. Чуть ли не на второе место после гитары вылезли клавиши (вспомните хит всех времён и народов песню Final Countdown шведской банды Europe). Многие группы принялись использовать другие нестандартные для тяжёлого рока инструменты — валторны, виолончели (Apocalyptica), скрипки, волынки и прочее. Послушайте известную испанскую группу Mago de Oz, в которой скрипка играет не последнюю роль. Так родились фолк-метал, языческий метал, келтик-метал и прочие.
Хэви-метал в нашей стране.
Хеви-метал
конец 1960-х, начало 1970-х, Великобритания
«Я бы хотел поблагодарить хеви метал, за то, что он, чёрт возьми, существует!»
Хеви-метал — (англ. Heavy Metal — тяжёлый металл) — жанр музыки, изначальное направление метала. Обычно под этим словом подразумевают «классический» метал 1970-х годов, представленный британскими группами Black Sabbath, Iron Maiden и Judas Priest. Однако же на западе (например, США), термин хеви-метал используют для обобщения всех направлений метала.
Содержание
История жанра [ ]
Первое употребление термина [ ]
Впервые термин Heavy Metal появился в романе «Naked Lunch» (1959-й год) писателя Уильяма Берроуза. В своей работе Берроуз связал термин с жёсткой и агрессивной музыкой, напоминавшей артиллерийскую канонаду.
В современном значении [ ]
Первый раз термин Heavy Metal в его современном значении появился в одной из статей музыкального издания «Cream», написанной музыкальным критиком Майком Сандерсом, посвящённой альбому « Kingdom Come » американской хеви-метал группы « Sir Lord Baltimore ». Позже сам термин был популяризован обозревателем Лестером Бэнгсом (Leslie Conway Bangs), который писал статьи о группах Led Zeppelin и Black Sabbath. Бэнгс использовал это словосочетание для обозначения конкретного музыкального направления, которое отличалось от остальных громкостью, тяжестью, стремительностью и агрессивностью, от которого волосы по телу вставали дыбом.
В то время музыкальные критики и обозреватели не делали различий между хард-роком и хеви-металом, однако сейчас они считаются разнпитыми жанрами.
По сравнению с музыкой 1950-ых годов хеви-метал стал полной противоположностью мелодичному и гладкому элвисовскому звучанию. Вокал стал более хриплым и сильным, с элементами визга, а звук гитары перешёл на чистый фьюжн. Jimi Hendrix и Deep Purple представили классический рок-н-ролл совсем в новой манере, придав ему более тяжёлый звук. Британская группа Black Sabbath уже в 1970-м году демонстрирует мрачный и тяжёлый музыкальный колорит, который задал новый курс очень многим последователям. С течением времени на обеих континентах (Европа и США) музыка стала ускоряться, а звук гитар уплотняться. В США стали появляться новые группы, такие как Kiss, Элис Купер, T-Rex и многие другие, которые привнесли в метал театральность, грим, прически и мощные шоу. К середине 1970-х годов эти группы играли уже новое направление метала, которое критики окрестили как глэм-метал (смешение хард-н-хеви с глэм-роком).
Новая Волна Британского Хеви Метала [ ]
Черты жанра [ ]
Хэви-метал
Хэви-метал
Хэви-метал | ||
---|---|---|
Направление: | Метал | |
Истоки: | Хард-рок, Прогрессив-рок | |
Место и время возникновения: | Начало 1970-х, | |
Годы расцвета: | 1980-е | |
Поджанры: | ||
Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья «Тяжёлый металл» перенаправляет сюда. См также Тяжёлый металл (значения)
Содержание
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Писатель Уильям Берроуз использовал слова Heavy metal в своих произведениях, описывая инопланетян. Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность. [1]
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. [2] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
История
Хард-н-хэви
Хард-рок зародился в Великобритании в конце 1960-х. Уже в работах таких классических рок-групп, как Rolling Stones, the Who и даже the Beatles начали появляться более скоростные и тяжёлые композиции. Но наибольшего развития хард-рок достиг в начале-середине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как Uriah Heep, Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хэви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок группы. До появления «новой волны» британского металла, термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хэви-метал, например, Led Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно хард-рок группами. Сами музыканты, например, участники Deep Purple и AC/DC, не любят, когда их называют «металлистами» или «Хэви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хэви» (хард-рок энд хэви-метал), для обозначения таких пограничных групп. [3]
Английский хард-н-хэви породил волну подражания в США, где появились группы Aerosmith, Guns’n’Roses. В Австралии сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хэви» прививала группа
Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка амерканских хард-н-хэви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хэви. Это направление, смешение хард-н-хэви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали Элис Купер, а такие группы, как Mötley Crüe и Twisted Sister, подняли глэм на вершину мэйнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хэви-метал и глэм-метал.
Новая волна британского хэви-метала
В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.
Эти группы отличались от хард-н-хэви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» рифф, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хэви-метал. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своем имидже кожаные куртки с заклёпками и цепями и выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.
Распространение
В Америке хэви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как Virgin Steele, Savatage, предпочитали издаваться на английских лэйблах, и выступать в Британии. Мода на хэви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метал. Manowar подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп.
Вслед Scorpions, в Германии появились свои группы, такие как Doro, и др. В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Андроповым и Черненко в 1982-85, настоящее развитие метал-сцены началось во второй половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы Ария, хэви-метал стал самым распространенным метал-жанром России на десятилетия. Во Франции хэви-метал был представлен группами Trust, Sortilège.
Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. [4] [5] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю. [6]
Хэви-метал в наши дни
Хэви-метал послужил основой для всех последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хэви, создали дум-метал и готик-метал.
С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хэви-метал стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хэви сохранились у некоторых пауэр-метал групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как Edguy, и др. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как Megadeth и Iced Earth, позднее начали склоняться к хэви-метал. Играющая хард-н-хэви группа Евровидение.
Консервативная русская сцена продолжает порождать группы с звучанием в духе 80-х, среди них Артерия, Натиск, Театр теней, Ольви. [7]