Что такое hadi циклы
Как и зачем использовать HADI-циклы?
Одна из главных задач стартапа на начальном этапе — тестирование различных гипотез в условиях минимального количества времени и денег с целью поиска оптимального канала привлечения пользователей для дальнейшего роста. Но как определить, какие именно изменения оказывают положительное влияние? Подробно рассказываем в этой статье 🙂
Почти любые изменения так или иначе влияют на определенные показатели бизнеса. Если заранее определить, на что повлияет то или иное действие, можно отследить изменения конкретного показателя. Тогда вы сможете понимать, что именно привело к улучшению или ухудшению метрики, тестировать различные идеи и отказываться от использования нерабочих.
HADI-циклы используют на старте проекта. Но если этот момент уже упущен, ничего страшного. Ограничений по времени применения инструмента нет, это можно делать через год, два или пять лет после запуска бизнеса.
HADI применяют, когда планируется проверка гипотез. Например, вы хотите проверить, как улучшение текста продающих страниц сайта повлияет на объем продаж.
Сначала формируете предположение, что улучшение текста увеличит продажи компании. На основе этого выбираете показатель, который будете отслеживать. В данной ситуации — объем продаж. Определяете длительность цикла, то есть период времени отслеживания изменений. На последнем этапе интерпретируете полученные данные и принимаете решение по дальнейшим действиям.
С помощью этого инструмента можно проверять несколько гипотез одновременно. Но здесь важно одно условие: они не должны влиять на один и тот же показатель, иначе не получится сделать корректные выводы. Также циклы дают понять, как принятые решения повлияли на бизнес и упрощают отслеживание изменений.
Если представить цикл в виде схемы, то он будет выглядеть следующим образом:
Что такое HADI-цикл. Объясняем простыми словами
HADI-цикл (аббр. Hypothesis Action Data Insights) — это алгоритм, который позволяет проверить гипотезу о том, как определённое действие влияет на тот или иной показатель бизнес-проекта.
Цикл состоит из четырёх блоков:
Гипотеза — это предположение, которое может быть подтверждено или опровергнуто. Она формируется по схеме «если мы сделаем X, то получится Y». Например: «если добавим в скрипт продаж информацию о наших крупных партнёрах, то конверсия в сделку повысится на 20%» или «если изменим заголовок в письме рассылки, то увеличим открываемость писем на 50%».
Важно, чтобы результат (Y) заявленного действия (Х) можно было оценить количественно, в конкретных единицах измерения (в рублях, процентах, кликах, покупках и т. п.). Также важно в рамках проверки гипотезы совершать только заявленные действия, так как любые дополнительные изменения могут повлиять на результат.
Приоритетными будут гипотезы относительно тех показателей, изменение которых требуется в ближайшее время. Если гипотеза подтвердилась, эти изменения нужно доработать и масштабировать. Если нет, то можно не тратить деньги и время на неэффективные действия.
По результатам проверенных гипотез можно формировать следующие гипотезы.
Примеры употребления на «Секрете»
«HADI-циклы — штука, которая помогает делать две вещи: фокусироваться только на том, что нужно бизнесу, и окунать все идеи и предположения в реальность. Если проще, то это to-do-лист».
(СЕО #tceh Ренат Гарипов — о том, как проверять идеи и гипотезы.)
«После запуска оцените статистику использования MVP, сформируйте новые гипотезы, которые принесут деньги, и начинайте круг заново. Эта штука называется HADI-циклы».
(CEO и основатель диджитал-продакшена Creonit Антон Макаров — о том, как сделать «убийцу Amazon».)
Нюансы
За один HADI-цикл можно проверять параллельно несколько гипотез. Главное, чтобы эти гипотезы относились к разным показателям, иначе будет невозможно оценить, какое именно действие повлияло и какая из гипотез сработала. HADI-циклы актуальны для стартапов и других начинающих бизнесов — чтобы сэкономить время и деньги, когда нужны быстрый старт, рост и масштабирование. Но и любой действующий бизнес может использовать этот инструмент при запуске новых продуктов/проектов или при необходимости различных изменений.
HADI-циклы
HADI-цикл — простой алгоритм для проверки гипотез через действие, к получению данных и выводам. Это практика системного подхода, которой не хватает многим современным стартапам для быстрого и успешного развития.
Как с помощью HADI-циклов ускорить развитие проекта?
Суть Хади проста и гениальна одновременно. Каждое ваше действие влияет на тот или иной показатель. Правильно сформулировав и протестировав гипотезы, вы поймете, как ваши действия влияют на результаты и сможете оперативно проверять свои идеи.
HADI-цикл состоит из четырех этапов:
Давайте по порядку разберем каждый из них.
Что такое гипотеза и как ее поставить?
Простыми словами для тех, кто планирует использовать hadi-циклы, гипотезы — это предположения, которые еще не подтвердились.
Например, вы предполагаете, что изменив цвет кнопки с зеленого на красный, подтолкнете людей кликать на нее чаще. Или, что изменив заголовок лендинга, повысите конверсию на 5%.
Есть шесть золотых принципов, которые заставят гипотезу работать:
Какие действия совершать?
Итак, у нас есть гипотеза и на втором этапе мы начинаем воплощать ее в жизнь. Например, в начале цикла меняем цвет нашей кнопки или переписываем скрипт продаж. Главное, делать все быстро и четко, без лишних движений. Даже небольшие и, казалось бы, незначительные изменения могут повлиять на аналитику на этом этапе.
После того, как изменения внесены, а гипотеза запущена в работу — больше ничего не трогаем и наблюдаем. Начинается третий этап.
Как анализировать?
Третий этап в Хади — это сбор, проверка и анализ данных. Мы собираем все данные о показателях, на которые рассчитана наша гипотеза. Например, сколько клиентов перешло на сайт, сколько было продаж, насколько выросла или упала конверсия, сколько было регистраций и так далее.
На каждом этапе, где человек взаимодействует с продуктом, должен присутствовать триггер или определенное событие, которое можно зафиксировать, подсчитать и проанализировать.
Например, сколько людей нажало на красную кнопку или заполнило форму для регистрации.
Как делать выводы?
На четвертом этапе HADI-цикла мы проверяем, сработала ли наша гипотеза. Теперь мы точно можем сказать, повлияет ли она на ускорение развития проекта или от нее лучше отказаться.
Если гипотеза подтвердилась, можно запускать ее улучшение и масштабировать. Если нет, отказаться от нее, чтобы не тратить время на инструмент, который не влияет на развитие бизнеса.
Примеры HADI-циклов
Гипотеза | Действие | Аналитика | Выводы |
Если добавить в заголовок призыв к действию, это повысит интерес к странице | Написать заголовок с призывом к действию | Отследить количество переходов | Время просмотра увеличилось на 30%, но количество нажатий не изменилось |
Если запустить рекламу в Facebook, это повысит конверсию сайта | Запустить рекламу в Facebook | Отследить количество переходов | Конверсия увеличилась на 10% |
Если упростить контактную форму, это увеличит количество зарегистрированных пользователей | Упростить контактную форму для регистрации на сайте | Отследить количество регистраций | Количество регистраций увеличилось на 7% |
Область применения и использования циклов Хади в маркетинге
На практике HADI-цикл применяют в любой области маркетинга, где нужно найти лучшее решение среди множества вариантов.
Методология используется в онлайн и офлайн бизнесе, на любом этапе развития: от выявления потребителя до работы с мобильными приложениями, сервисами и посадочными страницами.
Hadi-цикл не просто влияет на ускорение развития проекта. Его задача — помогать любому предпринимателю, у которого есть перспективная идея и который хочет быстро развить ее в прибыльный бизнес. Ведь чем быстрее будут тестироваться гипотезы, тем больше шансов найти и внедрить нужные решения.
Что такое HADI-циклы и как их использовать с максимальной выгодой для бизнеса?
HADI-циклы используют в бизнесе, чтобы выстроить и проверить гипотезу. Это позволяет лучше адаптировать продукт под требования рынка и таким образом быстро раскрутить стартап или новый товар.
Разберем, как использовать HADI-циклы в работе, чтобы собрать максимум полезной информации и увеличить продажи.
Что такое HADI-циклы
HADI-цикл — это инструмент Agile, который позволяет проверить какую-либо гипотезу, отслеживая ее влияние на тот или иной показатель. HADI — аббревиатура, которая описывает все этапы работы и включает в себя цикл :
Если проверка гипотезы прошла успешно, руководитель может задуматься о том, как масштабировать изменения (распространить улучшения на другие рабочие процессы). Удобство тестирования с помощью HADI-цикла заключается в том, что вы можете легко оценить, как та или иная гипотеза влияет на конкретную метрику.
Юнит-экономика. Перспективность бизнеса на этапе идеи
Как заранее рассчитать прибыльность нового продукта, масштабировать бизнес и оценить эффективность его работы
Вывод продукта на рынок. Стратегия и интересные кейсы
Поиск идей для новых продуктов, способы анализа рынка, продаж, конкурентов и советы при выборе стратегии маркетинга
Кому и для чего стоит использовать HADI-цикл
Использовать HADI-цикл выгоднее всего стартапам. Этот метод исследования позволяет быстро протестировать гипотезу и своевременно внести изменения в работу, а для стартапов фактор скорости имеет решающее значение на рынке. Крупные компании же с помощью HADI-циклов могут протестировать новый продукт перед тем, как выводить его в массы.
Таким образом, HADI-цикл позволяет ответить на любой вопрос о потребителях: насколько актуален для них тот или иной товар, как наиболее эффективно организовать маркетинговую кампанию, какие показатели стоит подкорректировать и т.д. Главное — сформулировать гипотезу так, чтобы ответить на нее можно было только «да» или «нет».
Чаще всего с помощью HADI-цикла проверяют гипотезу в интернет-маркетинге. Обычно тестируют эффективность email-маркетинга, настройки SEO-оптимизации страниц, контекстной рекламы и прочее. В этих случаях в качестве показателей эффективности используют данные аналитики или те же показатели, что в интернет-маркетинге. Например, конверсию (процент пользователей, совершивших целевое действие, от общего числа посетителей ресурса).
Как проверить гипотезу с помощью HADI-цикла
Пример HADI-цикла. Формулировка гипотезы. Компания тестирует новый сегмент целевой аудитории. Цель теста: узнать, насколько клиентам будет интересен продукт компании. Для этого сотрудники компании проводят 25 встреч и делают 25 звонков клиентам из новой ЦА. Успехом будет считаться не менее чем пять покупок на определенную сумму.
Пример HADI-цикла. Оптимальный размер выборки. Создателю сайта нужно проверить, влияет ли новый заголовок на количество посетителей сайта. Цель эксперимента — привлечь три тысячи новых посетителей. Цифра выбрана так, чтобы погрешность измерений составила 1%.
Как увеличить доход своего бизнеса. Лучшие подходы к ценообразованию
Hadi-циклы. Примеры гипотез
В связи с тем, что реализация любого стартапа связана с некоторыми рисками, авторам идеи важно проанализировать множество факторов. Только в таком случае возможно развитие нового способа применения направления бизнеса или новаторской мысли. Одним из вариантов ускорения эволюции стартапа считается использование Hadi-циклов. Справедливо заметить, что лишь не многие начинающие бизнесмены применяют его. В свою очередь Hadi-циклы помогают быстрее развиваться, открывать новые возможности и снижать риски.
Что такое Hadi-циклы
Hadi-цикл – это процесс в ходе, которого проверяется предположение путем совершения какой-либо операции. Реализация процедуры дает возможность получить полезную информацию, на основании чего аналитик делает соответствующие выводы.
Чтобы более подробно раскрыть понятие Hadi, необходимо расшифровать термин. Все дело в том, что его образование произошло от четырех английских слов:
Таким образом, Hadi-цикл представляет собой последовательный анализ, в ходе которого выдвигается гипотеза и проверяется при помощи совершения определенных действий. В конце концов, исследование показывает результат, на основании которого аналитик делает вывод.
Hadi-циклы и их назначение
Hadi-циклы необходимы для развития стратапов, начинающего или действующего бизнеса. При помощи анализа можно найти оптимальные методы, которые приведут к значительному росту. Надо отметить, что реализация процесса заключается в проверке не одной гипотезы, а целого комплекса предположений. Их выстраивают в последовательном порядке, в зависимости от процента веры в эффект.
Идеи с самой высокой конверсией проверяются в первую очередь, а гипотезы с наименьшей вероятностью исполнения можно вообще опустить и не тратить время на их проверку.
Важно! Hadi-циклы можно использовать практически в любой области маркетинга, на разных этапах развития предприятия.
Hadi-циклы для стартапов
Анализ по принципу Hadi-циклов часто проводят для успешной реализации стартапов. Надо сразу отметить, что статап имеет значительные отличия от просто нового бизнеса. Все дело в том, что под первым понятием подразумевают новаторскую идею или иное, не стандартное применение старой концепции, а новый бизнес – это любая недавно зарегистрированная деятельность, которая ведется с целью получения прибыли.
Однако это не означает того, что Hadi-циклы не могут быть применены для развития бизнеса. Их можно, и даже нужно использовать с целью разработки идеальной стратегии роста.
Что такое гипотеза и принципы ее постановки
В широком смысле слова, гипотезой называют более вероятное предположение, которое принято считать за истину. Она выдвигается с целью объяснения какого-либо явления.
Как правило, гипотезу невозможно доказать, но можно проверить. Именно на этом правиле строится анализ с использованием Hadi-циклов.
В маркетинге существует несколько принципов, которых рекомендуется придерживаться, оценивая стартап, при постановке гипотезы
Принцип постановки гипотезы | Применение принципа | Пример постановки гипотезы с учетом принципа | Расшифровка |
Конкретность | Важно поставить четкое предположение, описывающее реальную ситуацию. | Если исключить необходимость прохождения регистрации при помощи номера телефона, число пользователей увеличится. | В данном примере поставлена конкретное предположение в виде исключения обязательного подтверждения номера телефона. |
Измеряемость | Каждую гипотезу можно не только проверить, но и выразить в числах. | Если исключить необходимость прохождения регистрации при помощи номера телефона, число пользователей увеличится на 30%. | Реализация принципа заключается в определении значения роста пользователей в 30%. |
Достижимость цели | Любое предположение, которое маркетолог ставит в процессе анализа, должно поддаваться проверке. | Если на главной странице сайта поместить отзывы клиентов, произойдет рост продаж на 10%. | То есть, если компания имеет возможность скорректировать разделы сайта, то цель считается достижимой, если нет – то гипотеза не может быть проверена. |
Временные ограничения | Проверка каждого предположения не может занимать более двух дней, в противном случае эффективность метода снизится. | ||
Последовательная проверка | Каждая идея должна тестироваться отдельно от другой. Все дело в том, что если проводилась проверка сразу нескольких предположений, что дало положительный результат, невозможно понять, какая из гипотез действительно сработала. |
То есть, в ходе анализа с применением Hadi-циклов, необходимо ставить конкретную, измеряемую, достижимую цель. А сама проверка должна происходить определенный промежуток времени в последовательном порядке.
Порядок применения Hadi-циклов
Порядок применения Hadi-циклов заключается в последовательном выполнении всех этапов: постановки гипотезы, совершения действия, получения информации и выведения итога.
Важно! В процессе применения Hadi-циклов, необходимо проверять самые вероятные предположения, а гипотезы, процент подтверждения которых низкий, можно исключить или протестировать в самом конце.
Примеры гипотез
Чтобы лучше понять процесс применения Hadi-циклов, разберем образцы гипотез и их проверку на примере продвижения сайта интернет-магазина.
Гипотеза | Совершаемые действия для проверки гипотезы | Сбор информации и ее оценка | Формирование заключения (выводов) |
Если размещать на сайте отзывы покупателей, продажи увеличится на 10%. | Разработать блок с отзывами и дать возможность пользователям размещать комментарии. | Оцениваем число продаж. | Количество заключенных сделок выросло на 12%. Гипотеза подтвердилась. |
Если запустить рекламу в социальных сетях, посещаемость сайта увеличится на 30%. | Запустить рекламу в Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм | Анализируем количество переходов. | Посещаемость сайта увеличилась на 25%. Гипотеза подтвердилась, но требует доработки |
Если убрать обязательное подтверждение номера телефона, количество регистраций на сайте увеличится на 20% | Разработать другую форму регистрации, без обязательного подтверждения номера телефонов. | Исследуем число регистраций. | Количество регистраций увеличилось на 5%. Гипотеза не подтвердилась. |
Если мы добавим описание к каждому товару, это приведен к росту продаж на 10%. | Добивать описание к каждому виду продукции. | Оцениваем количество пользователей, просматривающих товар, среднее время провождения на странице и соотносим данные показатели с количеством продаж. | Произошел рост продаж на 10%. Гипотеза верна. |
Важно! В ходе проверки гипотез, большинство из них, как правило, подтверждаются. Поэтому нужно быть готовым к тому, что потребуется дальнейшее развитие протестированных идей.
Правила применения Hadi-циклов для тестирования гипотез
Маркетинг – это целая наука, которая требуется тщательного изучения. А Hadi-циклы – это небольшая часть теории, которая применяется на практике. В процессе их реализации рекомендуется придерживаться нескольких не сложных правил. Это поможет получить более эффективные результаты.
После постановки гипотезы, важно ее проанализировать в самое короткое время. В противном случае может случиться так, что анализ покажет не корректные результаты.
Также, в процессе исследования необходимо не только задать предположения и определить действия к ним, но и выявить ожидаемый успех, процент вероятности осуществления гипотезы, а также сложность реализации тестирования.