Что такое goe в фигурном катании
Что ж, сразу к делу 🙂
Для начала, проясним разницу между исполнением разных, но внешне в какой-то степени похожих прыжков: лутца, флипа и тулупа. Все три данных прыжка относятся к одному виду: зубцовым.
Лутц. На изготовке фигурист скользит на наружном ребре опорной ноги по длинной дуге назад. Далее спортсмен приседает на опорной ноге, упирается зубцом маховой ноги в лёд и с внешнего ребра опорной ноги выполняет прыжок. Приземление осуществляется на маховую ногу, ход назад-наружу.
Именно от силы удара зубцов о лёд зависит высота прыжка и, соответственно, количество оборотов в воздухе, исходя из этого зубцовые прыжки считаются силовыми.
Заметим, что после удара зубцом конька о лёд вторая, опорная нога спортсмена ещё какое-то время прикасается ко льду. Это и есть преротейшн.
Но как же замерить его в градусах? Всё просто. Нужно сравнить положение тела фигуриста при ударе зубцом (в данном случае) и при полном отрыве обоих коньков ото льда. За начало отсчёта берётся линия, параллельная ребру опорной ноги.
Как видим, коньки уже не касаются льда, а тело фигуриста повёрнуто на 90° по отношению к началу отсчёта. Из этого следует очевидный вывод: преротейшн данного прыжка 90° или менее.
Заметим, что в момент, когда тело развёрнуто на 180 градусов, ноги уже сгруппированы и находятся высоко надо льдом:
Аналогичным путём не составит труда определить, что преротейшн на флипе равен тем же 90 градусам.
Так в чём же, собственно, вопрос?
Как раз-таки в том, что в фигурном катании существует правило под названием «Cheated take-off», в переводе «мухлёж на отрыве», описанное в методичке ISU.
Согласно этому правилу, прыжок с превышенным преротейшном «клеймится» значком
Аббревиатуры и термины в фигурном катании
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:
Прыжки
Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.
На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.
Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.
Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.
Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.
Тройной Флип в исполнении Мао Асады.
Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат — непреднамеренный флип, неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) — непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.
Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.
Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.
Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.
Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T — каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO — это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки.
«Это Вам не хухры-мухры». Правила судейства в фигурном катании
Любопытный и любознательный пост как проходит судейство в фигурном катании. Мы уже выучили все элементы и все турниры. Потерпите еще немного и мы пойдем уже смотреть и оценивать фигуристов. Чтобы быть совсем грамотными нам осталось освоить арбитраж. Поверьте свисток в футболе это детский лепет, по сравнению с судейским регламентов в фигурном катании.
Идея заменить старую шестибалльную систему оценок, существовавшую более 100 лет, возникла после скандала на зимних Олимпийских играх 2002 года, когда впервые в истории фигурного катания голос судьи был аннулирован и проведено повторное награждение (вручили второй комплект золотых медалей).
После Олимпиады состоялся конгресс ИСУ, на котором был вынесен этот вопрос, и президент ИСУ Оттавио Чинкванта выдвинул идею реформировать судейство. Система отрабатывалась на нескольких малозначимых соревнованиях сезона 2003—2004, а в сезоне 2004—05 стала единственной.
Вместо выставления двух «общих» оценок (за технику и артистизм) судьи оценивают все элементы в программе по отдельности.
Итак, Соревнования судят:
Главный судья, или «рефери» — заведует организационной стороной соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
Технический специалист и помощник технического специалиста— фиксируют элементы, недокруты, падения.
Технический контролёр — контролирует работу технической бригады. Если у специалиста с помощником случается разногласие, технический контролёр становится решающим голосом.
9 судей — оценивают качество исполнения.
Оценка за ТЕХНИКУ:
Для каждого элемента, выполненного фигуристом, оценка вычисляется по такому алгоритму. Технический специалист определяет название и уровень (базовый, 1, 2, 3 или 4).
По таблице определяется базовая стоимость элемента в баллах (SOV — Scale of Value).
Судьи определяют уровень исполнения (GOE — Grade of Execution) от −3 до +3, высший и низший GOE отбрасываются[7], остальные семь по таблице переводятся в бонус/штраф к баллам, усредняются и округляются до двух знаков. Оценка за элемент может дать отрицательное число — в таком случае элемент стоит ноль баллов.
Оценки за все элементы складываются — получаются общий баллы за технику (Total Element Score).
Чтобы в такой системе можно было сравнивать одного фигуриста с другим, предельное количество тех или иных элементов строго регламентируется. Существуют и другие требования, какие элементы исполнять обязательно, а какие — запрещено.
Оценка за КОМПОНЕНТЫ:
Судьи ставят оценки за пять составляющих («компонентов») программы от 0 до 10 с шагом в 0,25.
1) Владение коньком, уверенное исполнение элементов с разных позиций и в разных направлениях (Skating skills)
2) Связующие элементы — сложность, разнообразие и неожиданность (Transitions/linking footwork & movement)
3) Артистизм, красота исполнения, единство партнёров (Performance/execution)
4) Построение программы, хореография (Choreography/composition)
5) Передача музыки и образа движениями на льду (Interpretation)
6) * попадание движений в такт танца Interpretation/timing (только в танцах на льду).
Для каждого из пяти компонентов отбрасывается лучшая и худшая оценки, остальные семь усредняются и округляются до двух знаков. Усреднённые оценки умножаются на установленные для данного уровня соревнования коэффициенты и суммируются — получаются очки за общее впечатление (Total Component Score, или Presentation Score).
Штрафы (так называемый ДЕДАКШН):
Фигурист штрафуется за такие нарушения:
Падения, по −1 за каждое. В парном катании падение обоих партнёров даёт −2. Помимо этого штрафа, падение на связке чревато снижением оценки за связующие элементы, а падение на элементе даёт GOE −3.
Несоответствие формату соревнования: превышение по времени, неправильная музыка, посторонние предметы и т. д.
Нарушения, опасные для себя и других участников: запрещённые элементы, отваливающиеся с костюма украшения.
Перерыв в программе (до 3 минут) по вине фигуриста и его экипировки, сразу −5 баллов.
Протокол выступления фигуриста (ов) выглядит так:
В колонке Executed elements (1) записываются сокращённые названия элементов (например, 3S — тройной сальхов).
Base Value (3) — вычисленная по таблице стоимость «стандартно» исполненного элемента.
GOE (4) — прибавка в очках за выставленный судьями GOE (5), с учётом того, что часть судей отбрасывается.
The Judges Panel (in random order) (5) — выставленный судьями GOE, от −3 до 3. Результаты перемешиваются компьютером, и невозможно определить, кто из судей поставил незаслуженно низкую или высокую оценку.
Scores of Panel (6) — окончательная стоимость элемента, равняется сумме колонок 3 и 4.
Оценка за общее впечатление (7): указываются оценки судей, от 0 до 10.
Deductions (8): штрафы. На рисунке: два падения, по −1 каждое.
Общий счёт за программу (9):
Total Element Score — суммарная оценка за технику.
Total Component Score — суммарная оценка за компоненты (уже умноженная на соответствующие коэффициенты).
Total Segment Score — общая оценка, является суммой остальных трёх.
Короче, пацаны, в теперь более простым языком. Все топорно и утрировано, на примере футбола, выглядит так. У нас есть футболист Александр Глеб в своей программе он заявил угловой, штрафной и пенальти. Исполнил он её так: забил шикарный гол со штрафного, крайне неудачно выполнил угловой и еле забил пенальти.
После программы Александр Глеб садится в уголок слез и поцелуев (kiss&cry corner) и ждёт вердикта судей.
Как Глеб бегал между штрафными и угловыми и махал руками и вилял тазом это будут связующие шаги, а всё это называется оценка за компоненты, это субьективная оценка которую ставят судьи (графа 7). Техбригада влияния на нее не оказывает.
В графе 9 суммируется оценка за технику (15 баллов) и за компоненты.
Вот собственно и все. Завтра будем становиться на лед.
Поддержки в парном фигурном катании (видео примеры)
сейчас будем смотреть, в чем отличие поддержек третьей группы от четвертой и пятой, учиться отличать заднее Лассо от обратного (или «реверс»), Акселевскую поддержку от Тулуповской. Ну и попытаемся разобраться, за что технический специалист дает уровни, а судьи ставят положительные GOE.
Классификация поддержек в парном фигурном катании
Поддержки у спортивных пар делятся на пять групп. Принадлежность к той или иной группе определяется типом «хвата». Под «хватом» подразумевается, за какую часть тела партнёр держит партнёршу во время подъёма. И так, пять групп поддержек:
Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать невнятное описание. В силу того, что поддержки первых двух групп практически невозможно встретить на серьезных стартах, их рассматривать не будем. Поэтому переходим к видеопримерам, где будут продемонстрированы поддержки третьей, четвертой и пятой группы.
Парные поддержки третьей группы
Мы подготовили для вас различных примера исполнения поддержки третьей группы.
Поддержка третьей группы «Свечка» (3Li)
Следующий вариант поддержки третьей группы продемонстрирует Апполинария Панфилова и Дмитрий Рылов. Партнер обеими руками держит партнершу за спину в районе поясницы.
Второй вариант поддержки третьей группы (3Li)
Третий вариант поддержки третьей группы. На льду Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Партнер поднимает партнершу хватом за бедра
Поддержка третьей группы. Вариант три (3Li)
Четвертая группа поддержек парного катания
Как делать поддержку четвертой группы на покажут Александра Бойкова и Дмитрий Козловский
Поддержка четвертой группы (4Li)
Поддержки пятой группы у спортивных пар
Общие особенности поддержек пятой группы в парном катании
Важно, чтобы во время подъёма одна рука партнёра была явно выше его плеча, в противном случае поддержка будет принадлежать четвертой группе.
Классификация типов поддержек пятой группы
Обратимся к “Руководству по работе технических бригад”, обслуживающих парное катание и выясним отличительные особенности каждого из пяти типов:
Сухой язык “Руководства…” дает слабое представление о том, как это все выглядит на самом деле, не правда ли? Поэтому переходим к видео-примерам с комментариями.
Поддержка парного катания “Степ”
Поддержка «Степ» (5SLi)
Поддержка парного катания “Тулуп”
Поддержка «Тулуп» (5TLi)
Поддержка парного катания “Заднее лассо”
Поддержка «Заднее лассо» (5BLi)
Поддержка парного катания “Аксель”
Партнёр едет лицом вперёд или в кораблике, партнеша находится сбоку. Хват одноименный. Отрыв ото льда происходит с хода вперёд.
Поддержка «Аксель» (5ALi)
Поддержка парного катания “Реверс лассо”
Поддержка «Реверс лассо» (5RLi)
Уровни сложности поддержек парного фигурного катания
Список черт уровней сложностей парных поддержек
Всего определено семь различных черт, за которые можно получать уровни в поддержках парного фигурного катания.
При каких условиях засчитывают черты сложности в поддержках
Остальные черты засчитываются только один раз за программу.
Для отрыва и приземления даётся дополнительно по пол-оборота, поэтому черту «вариация отрыва и приземления» засчитывают при исполнении в первые четыре с половиной оборота.
Надеемся, последний пассаж получился достаточно запутанным и сложным для понимания.
С уровнями на этом всё. Осталось узнать, что больше всего нравится судьям в поддержках спортивных пар по фигурному катанию на коньках и за что они готовы ставить отрицательные GOE.
Статья по теме
Более глубоко и въедливо эту тему разбираем в статье:
Как считаются уровни в поддержках спортивных пар
Надбавки и снижения GOE в поддержках парного катания
В коммюнике ISU за номером 2334 прописаны общие указания по определению положительных и отрицательных GOE. Наверное, специалисты, которые составляли данный документ, считают, что очень четко всё обозначили, но значение слов «хороший», «серьёзный», на наш взгляд, каждый трактует в меру своей испорченности на свой вкус и лад, поэтому, нам кажется, что это всё-таки общие рекомендации. Ну, да, судите сами, возможно, мы и ошибаемся.
Да, кстати. Положительные и отрицательные аспекты считаются отдельно, а их сумма становится итоговой оценкой.
Положительные аспекты поддержек в парном катании
В коммюнике указаны шесть аспектов, на которые нужно обратить внимание и при их выявлении поощрить плюсовыми GOE. За каждый увиденный аспект ставят +1.
При чём, если нет хотя бы одного из первых трёх пунктов, то общая оценка не может быть выше +3.
Определение GOE при ошибках в исполнении поддержек
Послесловие
Чтобы проще было представить, что такое уровни сложности в фигурном катании, давайте обратимся к кулинарии. В качестве наглядного примера возьмём пиццу.
С уровнями сложности элементов в фигурном катании всё обстоит точно также. Только вместо слова «ингредиент» используют «Черта сложности». Слово «черта» обычно приводит к недопониманию, но если обратиться к словарю С.И.Ожегова, картина проясняется:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Что же это за ингридиенты, за которые в фигурном катании дают уровни? Для вращений и для дорожки шагов они разные. Для дорожки их список ограничен всего четырьмя позициями, для вращений их больше десятка. Ниже мы опишем и прокомментируем каждый из них.
Уровни сложности вращений в фигурном катании
Описание черт сложности уровня вращений
Дополнительные черты для Заклона
Ограничения на использование черт сложности
Не смотря, а может быть из-за большого количества всевозможных черт сложности, есть определенные ограничения на их использование во вращениях
Уровни сложности дорожек в фигурном катании
Каждому уровню дорожки соответствует определённое количество сложных поворотов и шагов. Это количество является первой чертой сложности и является определяющей для итогового уровня. Например, исполнив количество сложных поворотов на второй уровень, невозможно получить третий, даже если в дорожке присутствуют остальные три черты сложности.
Сложные повороты
В фигурном катании существует пять сложных поворотов:
Требования к уровням
В соответствии с количеством сложных поворотов и шагов различают:
Для всех уровней действует правило: Ни один из типов шагов не может быть засчитан более двух раз