Что такое glow эффект у монитора
Что такое Glow-эффект монитора
Glow-эффект – типичная «болезнь» IPS-мониторов, вызванная недостатком самой технологии. Проявляется в виде свечения матрицы по углам или краям экрана при взгляде на дисплей под непрямым углом. Визуально выглядит как неравномерно освещенные пятна, ухудшающие цветопередачу и качество изображения. Разберемся, почему проявляется этот дефект и можно ли с этим что-то сделать.
Когда IPS пришли на смену морально устаревающим матрицам TN, они продавались в премиум-сегменте, стоили немалых денег и отличались приличным качеством. В один прекрасный день маркетологи зашли в тупик: пользователь уже не хотел платить за старье, а новинку не получалось втиснуть в бюджетную нишу из-за высокой себестоимости технологии.
Был найден «изящный» выход: крупнейшие разработчики друг за другом начали «впаривать» потребителю мониторы без A-TW-поляризатора (снижает глоу-эффект) с ухудшенной (и удешевленной) версией IPS. При этом покупателю «забывали» сообщать, что ему продают совсем не ту матрицу, которую ставят в дорогие профессиональные модели.
Появилась куча подвидов IPS — e-IPS, s-IPS, h-IPS, p-IPS и другие, что только добавило путаницы. Чтобы окончательно добить пользователя, многие разработчики продолжили называть тип матрицы просто «IPS», хотя речь шла о более дешевом и технологически менее совершенном варианте
Пространное вступление понадобилось для иллюстрации следующих фактов:
Что делать
Если только собираетесь приобрести монитор, проверьте его еще в магазине. Попросите продавца-консультанта залить экран черным и посмотрите на дисплей под разными углами.
Если вы уже купили (нашли, вам подарили) дисплей с ярко выраженным глоу-эффектом, можете попытаться:
Эти действия могут снизить степень проявления глоу-эффекта до более-менее приемлемого уровня. Устранить его полностью, увы, не получится.
Что такое Glow-эффект монитора IPS
Glow-эффект монитора — это свечение IPS матрицы по краям или углам. Особенно это заметно при плохом освещении в помещении при просмотре «тёмного контента». Это ожидаемый недостаток технологии IPS. Данный эффект можно уменьшить. Об этом далее.
Glow-эффект IPS необходимо учитывать при выборе монитора. Является одной из вещей, которые могут сильно разочаровать после покупки монитора. Узнайте заранее о том, что он из себя представляет и можно ли от него избавиться.
Подробное описание Glow-эффекта монитора
В дословном переводе с английского языка glow означает свечение или сияние. Glow-эффект проявляется в том, что мониторе, чаще всего по периметру (в углах, сверху, внизу), появляются неравномерно освещённые пятна. Данная особенность особенно часто встречается на IPS матрицах, но встречается в других типах матриц. В результате страдает цветопередача, а работа может вызывать раздражение и усталость глаз.
ВАЖНО! Выбирая дисплей в магазине, не ориентируйтесь только на яркость и контрастность, очень часто их завышают при помощи специальных утилит и подбирают идеальные по разрешению изображения и видео, показывая их посетителям в торговом зале. Вам же следует попросить продавца выполнить заливку экрана чёрным цветом, после чего посмотреть на него под различными углами, убедившись в отсутствии glow-эффекта или перейдя к рассмотрению другой модели при его наличии.
Как убрать Glow-эффект
Если наличие glow-эффекта обнаружилось уже дома, то вариантов всего несколько.
Как уменьшить Glow-эффект:
Также следует понимать, что не существует программ и утилит, которые бы могли полностью убрать эффект свечения, если он уже присущ матрице. Не пытайтесь устанавливать на мониторе максимально высокие значения яркости контрастности, а также используйте хорошую видеокарту.
Glow-эффект способен снизить комфорт пользования монитором и о нем не любят говорить продавцы в магазинах компьютерной техники. Поэтому необходимо заранее знать о том, что данная проблема присуща матрицам и больше всего проявляется на IPS.
Как проверить наличие Glow-эффекта?
Проверить наличие эффекта или убедиться в его отсутствии, можно, попросив залить экран чёрным светом и посмотреть на него с разных сторон при ярком внешнем освещении.
Правда, мифы и особенности игровых мониторов — часть №2
Продолжаем говорить про фишки игровых мониторов. Ознакомиться с первой частью можно перейдя по ссылке.
Многозонная подсветка — делаем черный цвет по-настоящему черным
Каков основной недостаток IPS, MVA или TN-матриц в сравнении с OLED? Правильно, не самая высокая контрастность, из-за которой черный цвет выглядит на таких мониторах скорее темно-серым. Вторая неприятная проблема — сделать 20-30″ мониторную панель без засветок практически нереально, что отнюдь не улучшает общее впечатление от монитора стоимостью зачастую в полсотни тысяч рублей. А если вспомнить еще и про glow-эффект, из-за которого края монитора отливают синим и оранжевым, становится совсем грустно:
Ярко выраженный glow-эффект. На деле он, конечно, слабее, но полностью избавиться от него можно лишь отсев подальше от монитора.
В общем, полностью решить эти проблемы могут только OLED-мониторы. В принципе, они уже есть, однако цены на них крайне далеки от гуманных, и на данный момент 50″ 4K OLED монитор с G-Sync обойдется вам как однокомнатная квартира в некоторых российских городах-миллионниках. Соответственно, товар этот пока что штучный, а, значит, проблемы с низкой контрастностью нужно решать как-то по-другому.
Решение было достаточно очевидным: черный цвет на IPS не кажется нам черным из-за того, что работает светодиодная подсветка. Полностью отключить ее мы не можем — да, темные части изображения тогда станут реалистичнее, а вот светлые наоборот, здорово потеряют в яркости. Но ведь можно добавить некоторое дополнительное количество светодиодов, которые будут независимо выключаться при выведении темных цветов и, наоборот, включаться при выведении светлых цветов. Это позволит увеличить контрастность, тем самым сделать «черный более черным».
Артефакты многозонной подсветки.
Обычно таких светодиодов добавляют несколько сотен, что создает аналогичное количество зон подсветки. Разумеется, количество дополнительных светодиодов на несколько порядков меньше числа пикселей, поэтому в некоторых случаях могут быть артефакты в виде ореолов (например, если вы выведите белую точку на черном фоне), но в среднем это действительно улучшает контрастность картинки.
Вставка черного кадра — убираем инерционность наших глаз
Вспомните пузатые ЭЛТ-мониторы. Принцип их работы заключался в том, что электронный луч «оббегал» все пиксели монитора, давая им энергию на свечение в течение 1-2 мс. Однако сам «оббег» зачастую занимал 5-7 мс, то есть большую часть времени вы в прямом смысле этого слова смотрели на темный экран, но при этом видели вполне себе нормальную картинку (лишь особо чувствительные люди реагировали на такое мерцание). Причина этого проста — у нашей сетчатки тоже есть свое «время отклика»: иными словами, засветки всего на пару миллисекунд хватает, чтобы она хранила информацию об этом в разы дольше.
И это именно та причина, по которой снижение задержки матрицы ниже 3-5 мс практически никак не сказывается на нашем восприятии картинки, ибо при таком времени отклика узким местом являются наши глаза. А можно как-то убрать влияние «времени отклика» наших глаз? Можно, вернув нас в эру ЭЛТ-мониторов. Идея тут проста: зачем выводить новые кадры, если из-за инертности сетчатки они все равно смажутся? Уж лучше между обычными кадрами через раз вставлять черные — в таком случае во время вывода такого кадра сетчатка будет «очищаться» от предыдущей информации, и каждый новый «нормальный» кадр наши глаза будут видеть четко. Плюсом вставок черных кадров является и то, что исчезнет задержка самой матрицы: в случае с хорошими мониторами она как раз сравнима со временем вывода одного кадра, а он в нашем случае будет черным.
Одна из реализаций вставки черного кадра и реальные фото монитора с и без этой опцией.
В итоге, активировав режим вставки черного кадра (BFI, ULMB), вы убираете максимум возможных задержек, которые вносят как глаза, так и монитор, поэтому картинка будет максимально четкой даже в динамических шутерах. Но, как это обычно бывает, не бесследно: все-таки некоторые люди будут замечать мерцание, и в среднем усталость глаз после долгих игровых баталий ощутимо повысится. Но, в любом случае, попробовать эту технологию стоит — вполне может быть, что она вам понравится.
Изогнутые мониторы и соотношение сторон 21:9 — чистый маркетинг
Мы живем в трехмерном мире, однако пользуемся плоскими мониторами для вывода 3D-картинки. Непорядок? Еще какой, решили сразу несколько производителей и стали выпускать изогнутые мониторы с радиусом кривизны около 1500-1800 мм. В общем и целом, суть тут максимально проста: изогнутость должна дать лучшее погружение в игру, к тому же снижает glow-эффект. Однако на практике стоит понимать, что весь контент создается именно для плоских мониторов, поэтому на краях изогнутого монитора будет страдать геометрия объектов.
К тому же такой монитор абсолютно не подойдет тем, кто кроме игр занимается на ПК чертежами или другими задачами, требующими четко соблюдать форму объектов. На таких мониторах по понятным причинам прямая линия будет казаться слегка изогнутой. Так что, в общем и целом, изогнутость — это больше маркетинг: переплата зачастую внушительна, искажения геометрии временами бросаются в глаза, а эффект погружения в итоге минимален.
Маркетинговые картинки, конечно, очень красивые, однако они не показывают, что контент создается под плоские мониторы.
Второй тренд — это ультраширокие мониторы с диагональю 21:9 или еще уже. Идея тут проста: исторически у людей горизонтальные углы обзора существенно шире вертикальных. Поэтому куда логичнее выдавать нам по горизонтали больше контента, чем по вертикали, и на промо картинках это действительно выглядит круто:
Однако на деле вы столкнетесь с одной неприятной проблемой — если современные игры в основном еще поддерживают такое соотношение сторон, то более старые проекты будут упорно работать в 16:9. Да, конечно, для большинства игр есть «хаки», которые позволят добавить в игру ультраширокие разрешения, но на деле каждый раз плясать с бубном, чтобы запустить ту или иную игру на полный экран — то еще удовольствие.
Да, на деле действительно разница значительна. Однако готовьтесь к «допиливанию» игр под монитор.
Ну и последняя проблема 21:9 — большее количество пикселей в сравнении с аналогичным по высоте 16:9 монитором, что приведет к потере до 15-20% производительности. Особенно это касается 30+» матриц с разрешением 3440х1440 — очень немногие видеокарты способны выдать в нем на ультра-настройках графики 60 и больше fps.
Поэтому советовать к покупке ультраширокие мониторы сложно: если вы имеете топовую видеокарту, согласны временами настраивать игру под монитор, и часто выводите на одном экране два окна бок о бок, то есть смысл брать такие решения, играть и работать на них будет приятнее. В противном же случае остановитесь на старых добрых 16:9 — такое соотношение сторон поддерживает подавляющее большинство игр, вышедших за последнее десятилетие.
HDR — больше для видео, чем для игр
Многие знают HDR по опции в камерах, которая позволяет получить на одном снимке как настоящий цвет неба, так и нормальные (не черные) тени. Собственно, в мониторах идея схожа: HDR позволяет повысить яркость, контрастность и насыщенность цветов, позволяя получать более реальную картинку. Стандартов DisplayHDR на данный момент три — 400, 600 и 1000. Цифры указывают пиковую яркость в нит, также по спецификациям VESA эти мониторы должны уметь работать с 8- или 10-битным цветом и поддерживать локальное управление яркостью.
Красиво, но игр с HDR мало.
В общем и целом, это логичный шаг вперед по сравнению с SDR, позволяющий получать куда более реалистичное изображение. Есть лишь одна проблема — поддержка требуется как со стороны монитора, так и со стороны игры и системы. А вот с этим все не очень хорошо: пожалуй, есть лишь пара широко известных проектов с поддержкой HDR, это Metro Exodus и Resident Evil 7. В огромном количестве остальных игр толку от HDR не будет никакого. К тому же HDR в полной мере поддерживает лишь Windows 10.
Так что брать мониторы с поддержкой HDR для игр пока что точно нет смысла — их слишком мало. А вот фильмов с ним становится все больше, так что если и брать такой монитор, то с прицелом на последние.
Легальные читы — прицел и счетчик fps на экране
В некоторых хардкорных играх на экране просто не рисуется прицел — игрокам предлагается «палить» на глаз в центр монитора, или использовать прицел на оружии. Конечно, это повышает реалистичность, но и развязывает руки «читерам в реальной жизни»: ведь никто не мешает нарисовать фломастером по центру экрана точку и целиться по ней, что позволяет таким людям быть куда более эффективными в таких играх.
Легальный чит.
Создатели игровых мониторов пошли еще дальше — зачем пачкать дисплей, если встроенный в монитор чип может просто отрисовать поверх любого изображения крестик нужного вам вида? За чит это не считается, и вас за это не забанят, да и отключается эта функция в пару кликов в настройках монитора.
Еще одной фишкой большого количества игровых мониторов является встроенный счетчик fps. Не совсем понятна его ценность, если учесть, что он есть в Steam, Uplay и Origin, и есть множество сторонних программ для показа количества кадров в секунду. Но, с другой стороны, наличие лучше отсутствия — может быть, для кого-то вывод монитором fps удобнее, чем тем же FRAPS-ом.
Ну и под конец — самые популярные вопросы по игровым мониторам.
Вопрос: Так что лучше всего брать для видеокарт от Nvidia, монитор с G-Sync или FreeSync?
Ответ: Технологии на деле выдают очень схожую картинку: G-Sync несколько лучше при низком fps, так как умеет добавлять дубли кадров для повышения плавности, а FreeSync «съедает» чуть-чуть меньше производительности. Но на деле при реальном геймплее выступают обе технологии одинаково, поэтому стоит смотреть лишь на герцовку мониторов и диапазон работы FreeSync.
Вопрос: А консоли поддерживают FreeSync, ведь там видеокарты от AMD?
Ответ: Да, у Xbox One есть поддержка FreeSync.
Вопрос: Что лучше, монитор с разрешением 4K, но с 60 Гц, или же FHD-монитор, но с 120-240 Гц?
Ответ: Зависит от того, в какие игры вы играете. Если это киберспортивные шутеры — разумеется второй вариант будет предпочтительнее. А если вы планируете максимально насладиться красотами Tomb Raider — первый вариант лучше.
Вопрос: Купил 100+ Гц монитор, подключил его, однако в настройках не доступна частота обновления выше 60-75 Гц. Что делать?
Ответ: Не забывайте, что высокие разрешения и герцовки обычно требуют от кабелей и видеокарт поддержки последних стандартов DisplayPort и HDMI. Поэтому перед покупкой монитора проверьте на его сайте, через какой видеоинтерфейс можно получить максимальную отдачу, и удостоверьтесь, что этот же видеоинтерфейс есть на вашей видеокарте. И, разумеется, кабель также должен поддерживать нужную версию стандарта DP или HDMI, и не всегда комплектное решение на это способно.
Вопрос: Как узнать, поддерживает ли игра G-Sync или FreeSync?
Ответ: Работа этой технологии абсолютно прозрачна для игр, то есть работает во всех. Не забудьте отключить в настройках вертикальную синхронизацию.
Вопрос: Бывают ли ноутбуки с FreeSync и G-Sync?
Ответ: Да, конечно. Только следует понимать, что в таком случае интегрированная графика отключена, то есть картинку и рендерит, и выводит на монитор дискретная видеокарта, поэтому не ждите большой автономности от таких ноутбуков.
Вопрос: У меня компьютер с интегрированной видеокартой от Intel. Могу я подключить к нему монитор с FreeSync?
Ответ: Подключить, конечно, можно, только эта технология не заработает. Есть слухи, что Intel работает над поддержкой FreeSync в своих видеокартах, но пока что это только слухи.
Если у вас есть еще какие-либо вопросы по игровым мониторам — задавайте их в комментариях.
Что такое Glow-эффект монитора
Glow-эффект – типичная «болезнь» IPS-мониторов, вызванная недостатком самой технологии. Проявляется в виде свечения матрицы по углам или краям экрана при взгляде на дисплей под непрямым углом. Визуально выглядит как неравномерно освещенные пятна, ухудшающие цветопередачу и качество изображения. Разберемся, почему проявляется этот дефект и можно ли с этим что-то сделать.
Когда IPS пришли на смену морально устаревающим матрицам TN, они продавались в премиум-сегменте, стоили немалых денег и отличались приличным качеством. В один прекрасный день маркетологи зашли в тупик: пользователь уже не хотел платить за старье, а новинку не получалось втиснуть в бюджетную нишу из-за высокой себестоимости технологии.
Был найден «изящный» выход: крупнейшие разработчики друг за другом начали «впаривать» потребителю мониторы без A-TW-поляризатора (снижает глоу-эффект) с ухудшенной (и удешевленной) версией IPS. При этом покупателю «забывали» сообщать, что ему продают совсем не ту матрицу, которую ставят в дорогие профессиональные модели.
Появилась куча подвидов IPS — e-IPS, s-IPS, h-IPS, p-IPS и другие, что только добавило путаницы. Чтобы окончательно добить пользователя, многие разработчики продолжили называть тип матрицы просто «IPS», хотя речь шла о более дешевом и технологически менее совершенном варианте
Пространное вступление понадобилось для иллюстрации следующих фактов:
Что делать
Если только собираетесь приобрести монитор, проверьте его еще в магазине. Попросите продавца-консультанта залить экран черным и посмотрите на дисплей под разными углами.
Если вы уже купили (нашли, вам подарили) дисплей с ярко выраженным глоу-эффектом, можете попытаться:
Эти действия могут снизить степень проявления глоу-эффекта до более-менее приемлемого уровня. Устранить его полностью, увы, не получится.
Что такое glow-эффект монитора
Выбор монитора, учитывая то, насколько широк ассортимент современного рынка, является делом совсем непростым. Множество технических характеристик, плюс определённые «хитрости» производителей, которые искусственно завышают параметры – всё это следует учитывать. Одной из вещей, которые могут сильно разочаровать после покупки монитора, является так называемый glow эффект, узнайте заранее о том, что он из себя представляет и можно ли от него избавиться.
Что такое glow-эффект монитора
В дословном переводе с английского языка Glow означает свечение или сияние. Glow-эффект монитора проявляется в том, что под различными углами зрения матрица имеет подсветку различных оттенков. Данная особенность особенно часто встречается на IPS матрицах и на практике выглядит так, что когда вы смотрите на экран с левой стороны, то он выгляди серым, а справа, совершенно по-другому, с желтоватым отливом. Как результат цветопередача будет далека от правильной, а работа за таким монитором будет вызывать раздражение и усталость глаз.
ВАЖНО! Выбирая дисплей в магазине, не ориентируйтесь только на яркость и контрастность, очень часто их завышают при помощи специальных утилит и подбирают идеальные по разрешению изображения и видео, показывая их посетителям в торговом зале. Вам же следует попросить продавца выполнить заливку экрана чёрным цветом, после чего посмотреть на него под различными углами, убедившись в отсутствии glow-эффекта или перейдя к рассмотрению другой модели при его наличии.
Как убрать glow-эффект
Если наличие glow-эффекта обнаружилось уже дома, то вариантов всего несколько. Первый, это вернуть дисплей в магазин или же обменять его на другой – по действующему законодательству, такое право есть у каждого. Второй вариант — это выбор оптимального размещения монитора на рабочем месте и дополнительных источников света, таким образом, чтобы освещение максимально постоянным и однородным, чем более затемнённым оно будет, тем лучше.
Следует понимать, что не существует таких программ и утилит, которые бы могли полностью убрать эффект свечения, если он уже присущ матрице монитора, поэтому можно лишь попытаться свести его к минимуму. Не пытайтесь устанавливать на мониторе максимально высокие значения яркости контрастности, а также используйте хорошую видеокарту.
Glow-эффект способен значительно снизить комфорт пользования монитором и о нем не любят говорить продавцы в магазинах компьютерной техники. Поэтому необходимо заранее знать о том, что данная проблема наиболее присуща матрицам IPS типа, а проверить наличие эффекта или убедиться в его отсутствии, можно, попросив залить экран чёрным светом и посмотреть на него с разных сторон при ярком внешнем освещении.