Что такое gate в музыке
Что такое gate в музыке
Содержание
Устройство [ править ]
Упрощённо говоря, гейт пропускает сигнал только тогда, когда его уровень выше установленного порога: гейт «открыт». Если сигнал ниже порогового значения, гейт его не пропустит (или значительно ослабит): гейт «закрыт». Гейт используется тогда, когда уровень «полезного сигнала» выше уровня «шума». Его порог устанавливается выше уровня «шума» и поэтому, когда нет «полезного сигнала» (выше порога) гейт закрыт. Гейт не очищает сигнал от шума. Когда гейт открыт оба сигнала проходят через него, будь то «полезный сигнал» или «шум».
Классический гейт с минимумом настроек посылает сигнал на компаратор, который сравнивает его с порогом (Threshold) и подает открывающий сигнал на блок управления громкостью, если сигнал выше порога. В результате гейт не пропускает весь лишний шум, идущий в паузах между полезным сигналом.
Параметры [ править ]
Использование [ править ]
Гейт широко используются в звукозаписывающих студиях. Рок-музыканты могут использовать небольшие портативные устройства для контроля нежелательных помех от усилителей. Для устранения фонового шума из аудио записей используются полосовые гейты, они устраняют определённые полосы частот, которые содержат только статические шумы.
Подавление шума [ править ]
В аудио пост-обработке, гейт уменьшает уровень постоянных шумов, таких как гул LP записей, шипение аудио кассет, постоянные шума радио или усилителя и силовых систем, без значительного затрагивания полезного сигнала. Звуковые сигнал, такие как музыка или речь разбиваются на множество частотных полос с помощью кроссовер фильтров, и если амплитуда сигнала в любой из частотных полос ниже чем установленный порог, то эта полоса исключается из звука на выходе гейта. Это значительно уменьшает уровень фоновых шумов, потому что удаляются только частотные составляющие шума, которые закрыты гейтом.
Метод был реализован в проигрывателях некоторых аудиофилов в начале 1980-х годов, и в настоящее время широко используются в пост-обработке аудио производства, где программное обеспечение (для преобразования Фурье) звукового сигнала может дать очень подробный спектр фонового шума. Этот метод реализован в большом количестве современных аудиоредакторов, где выбирается отрезок содержащий только шум (профиль шума), он анализируется, а затем полученные результаты применяются ко всей фонограмме. В результате происходит значительное подавление шума без заметных искажений.
Шумовой гейт хорошо работает тогда, когда шум постоянен, либо узко ограничен по частоте (например, шум электросети переменного тока) или когда его уровень находится ниже полезного сигнала (желательная минимальная разница 15 дБ). В случаях, когда полезный сигнал сливается с фоновым шумом, либо является слабым по сравнению с шумом, гейт может добавить артефакты отвлекающие больше чем оригинальный шум.
Гейт — еще один прибор динамической обработки
Гейт – прибор для динамической обработки, который пропускает сигнал выше установленного уровня и не пропускает сигнал ниже этого уровня.
Гейт, если можно так сказать, младший брат компрессора, действующий абсолютно противоположно. Этот прибор применяется для жесткого шумоподавления, используется для подавления ненужных звуков в паузах между словами, а также для вырезания не нужных частей лупов.
Давайте рассмотрим параметры гейта на примере плагина С1 gate из пакета Waves.
C1 gate – это плагин для динамической обработки звука, который совмещает в себе два инструмента – гейт и экспандер. Для выбора нужного прибора используется верхняя кнопка Gate/Expander.
Floor – характер обработки сигнала, насколько резким будет подавление (в классическом гейте этот параметр считается равным «минус бесконечности»);
Gate Open – верхний порог срабатывания (сигнал превышающий это значение не обрабатывается);
Gate Close – нижний порог срабатывания (сигнал не превышающий это значение подавляется);
Attack – атака гейта (время срабатывания);
Release – восстановление гейта (время выключения от момента исчезновения сигнала);
Hold – время удержания (время, на протяжении которого гейт должен оставаться открытым даже если произойдет несколько скачков сигнала);
Output – уровень сигнала на выходе.
В классическом гейте параметры Gate Open и Gate Close объединены в один – Threshold (порог срабатывания). Раздвоение параметра порога срабатывания было сделано для устранения побочных эффектов, возникающих в результате резкого подавления сигнала.
Помимо параметров для настройки С1 gate с левой стороны имеет область где отображается уровень входного сигнала и показания глубины обработки и с правой стороны – уровень выходного сигнала.
Зачем и как использовать нойз гейт?
Руководство для начинающих музыкантов по использованию нойз гейта.
Мэтт Ванакоро с Ask.Audio написал заметку для начинающих музыкантов о том, как пользоваться нойз гейтом. В материале Ванакоро сделал акцент на базовых принципах использования этого инструмента, показав, как применять нойз гейт для удаления фонового шума. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.
Правильное использование гейта помогает при звукозаписи и делает сведение и мастеринг проще. Возможности нойз гейта очень велики, а его применение не ограничивается устранением помех в сигнале. Правильно настроенный нойз гейт можно использовать для чисто музыкальных целей: например, чтобы более явно разделить барабаны между собой или добавить басу мощи.
Загружаем нойз гейт
Все DAW (см. Программы для записи музыки) поставляются вместе с нойз гейтом, который обычно располагается в категориях «Dynamics» или «Noise» (или подобных). Иногда вместо независимого плагина, разработчики внедряют нойз гейт в какой-нибудь компрессор.
Скачайте приложенную аудиозапись моего голоса. Для целей урока я сделал ее неаккуратно — вы можете услышать легкий фоновый шум, вызванный работой небольшого вентилятора, гоняющего воздух рядом с микрофоном.
Порог срабатывания
Главный инструмент в настройке нойз гейта — это порог срабатывания (англ. Threshold). Порог срабатывания позволяет настроить гейт так, чтобы он устранил любой сигнал до определенной отметки. В нашем случае, нам нужно удалить фоновый шум от вентилятора и оставить только человеческий голос.
Тонкая подстройка
Большинство нойз гейтов оснащается дополнительными параметрами — уровнем атаки и спада. Атака отвечает за скорость срабатывания гейта (как быстро он реагирует на шум), а спад отвечает за то, насколько быстро гейт возвращается к стандартному состоянию. Подстройка этих параметров может помочь в тех случаях, когда гейт обрубает хвосты нот или отрезает более тихие слова на концах фраз.
Использование в других ситуациях
Чем чаще вы пользуетесь гейтом, тем лучше у вас это получается. Попробуйте использовать гейт для разных задач. Например, устраните наводку перед записью гитары, чтобы получить более чистый звук в миксе. Или скорректируйте уровни проникновения сигнала от разных барабанов при работе с ударными.
Динамическая обработка звука. Гейт (Gate). Часть 1.
Гейт (Gate) — ещё один интересный прибор динамической обработки звука. Это устройство позволяет вам контролировать звуковой сигнал и добиваться не только реализации различных технических задач, но и художественных. В этой статье рассмотрим этот прибор и его разновидности.
Гейт с английского переводится как ворота. И как вы уже догадались, эти ворота пропускают или не пропускают сигнал в зависит от выбранного порогового значения (Treshhold). Когда сигнал выше порога, гейт «открыт» и пропускает сигнал. Если ниже порога, то гейт «закрыт» и он либо ослабит, либо полностью не пропустит сигнал.
Далее чтобы было легче понимать написанный материал, рекомендуется ознакомиться со следующей статьёй ( Параметры компрессора ). В ней написаны базовые знание, которые пригодятся для работы с любым устройством динамической обработки звука.
Примеры различных гейтов:
Параметры гейта:
Threshold (порог срабатывания) — это уровень в dB, с которого гейт начинает пропускать сигнал. Его устанавливают таким образом, чтобы он был выше уровня шума, но ниже полезного сигнала. (Эти параметры хорошо видно на Waves C1 : Gate Open, Gate Close)
Attack (время срабатывания) — время в миллисекундах, за которое гейт из закрытого состояния перейдет в открытое. Если оно очень маленькое, может получиться резкий неприятный звук. Поэтому нужно подбирать оптимальное значения, при котором будет плавный переход ( Fade — In ), но при этом не будут пропадать начальные атаки звуков.
Release (время восстановления) — время в миллисекундах, за которое гейт из открытого состояния перейдет в закрытое. Если установить очень маленькое значение, может получится очень резкий переход, который создаст неприятное звучание. Поэтому лучше добиваться плавного перехода, наподобие обычного затухания звука ( Fade — Out ).
Hold (время удержания) — этот параметр также в миллисекундах определяет сколько времени гейт будет оставаться открытым, после того как уровень сигнала упадет ниже порога срабатывания Threshold.
Величина ослабления сигнала (Floor, Depht). Обычно он установлен на резкое обрубание, но сигнал можно подавлять постепенно и мягко. Для этого и существует этот параметр.
Lookahead, (предвидение) — позволяет гейту заранее проанализировать сигнал и улучшить качество его обработки. Вносит задержку. В Gate Cubase 5 включается кнопкой live, без дополнительных регулировок.
Некоторые гейты имеют функцию Sidechain (боковая цепь) — это дополнительный вход, сигнал которого будет управлять открытием и закрытием гейта. Этот эффект часто используется в электронной музыке. Вот,например, интересные эффекты триггер гейтом:
В Gate Cubase 5, как вы заметили, есть два Sidechain: основной — и очень интересный дополнительный — (кнопка side chain).
Не будем останавливаться подробно на остальных параметрах этой секции, скажем лишь, что эта кнопка подаёт в канал управления плагина тот же самый сигнал, который поступает на основной вход плагина. (Если интересно про остальные параметры этой секции, то пишите в комментариях, обязательно расскажем).
Подписывайтесь на RSS блога и открывайте для себя интересную информацию по обработке звука.
Похожие записи
Таблица преобразования BPM в Delay
5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…
Distortion (Дисторшн, дистошн).
5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…
Phase meters (Фазометры)
5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Подписаться
Частоты, рекомендуемые для эквализации
5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…
Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕЙТОВ
Большинство вокальных звуков имеют достаточно быструю атаку и медленное затухание. Исключение составляют те слова, которые заканчиваются на жесткие согласные. Если гейт открывается очень быстро, возникает опасность, что на словах с мягкой атакой будет звучать щелчок. Лучше время атаки установить равным не более 1 миллисекунды. Это достаточно быстро, чтобы атака звука проходила без потери, и одновременно достаточно медленно, чтобы не было щелчка.
Время восстановления должно быть 0,5 с. Это сводит к нулю риск потери окончаний слов с мягким затуханием, и этого хватает, чтобы отрезать все ненужные шумы после тех слов, что кончаются внезапно. На длинной ноте, которая имеет неравномерный уровень, гейт может отпираться и запираться, производя «дребезжание»; чтобы устранить это, надо увеличить время удержания. «Дребезг» является проблемой только тогда, когда время восстановления мало; но нельзя исправить положения просто путем удлинения времени восстановления, так как тогда сигнал может кончиться прежде, чем закроется гейт, и шумы будут проходить.
Аналогичная проблема существует с точкой перегиба. Чем меньше ее высота, тем лучше результат; но если она установлена слишком низко, появляется вероятность того, что шумы и ненужные звуки будут переключать гейт. Поэтому лучше постараться, чтобы от источника шло мало шумов, чем ожидать, что гейт сотворит чудо.
Кстати, если компрессировать вокал одновременно с пропусканием его через гейт, то лучше гейт поставить перед компрессором; если он стоит вторым, то уменьшенный в результате действия компрессора динамический диапазон сигнала делает трудным правильную установку высоты точки перегиба.
Динамический шумоподавитель дает лучшие результаты, чем обычный гейт, так как он удаляет шумы из синтезированных звуков не только в паузах, но и во время затухания. Динамический шумоподавитель хорошо работает с целыми миксами, поэтому имеет смысл собрать в стереоподгруппу сигналы со всех синтезаторов и подать их на шумоподавитель через точку разрыва подгруппы.
Гейт используется для обработки барабанов не только для того, чтобы очистить звук от лишнего шума, но и затем, чтобы изменить его, создать быстрое, четкое затухание. Бас-барабаны и томы, в звуке которых имеется ненужный звон, при прохождении через гейт вызовут его запирание, звон будет отрезан, а звук станет более плотным. Для ударных инструментов всегда важно передать переходный процесс, поэтому время атаки должно быть очень быстрым, а время восстановления регулируется на слух. На практике получается, что время восстановления может быть настолько быстрым, что эффекты регуляторов времени восстановления и удержания совершенно идентичны.
ВНИМАНИЕ: если вы установили фильтр таким образом, что он вырезает большую часть высоких частот, это может замедлить открывание гейта и повлияет на атаку сигнала.
Другая проблема состоит в том, что в те моменты, когда гейт открыт, все сигналы, звучащие одновременно с полезным сигналом, проходят в линию. Например, каждый раз, когда одновременно играет хай-хэт и малый барабан, звук хай-хэта будет громче, как если бы его записывали при помощи двух микрофонов вместо одного. В большинстве случаев на это не обращают внимания, но некоторые инженеры все же пытаются исправить положение, используя другой канал гейта для подключения сигнала с микрофона, снимающего хай-хэт, устанавливают канал в режим «duck», и переключение идет от того же источника, что переключает гейт малого барабана. Если оба набора регуляторов установлены идентично и ручка «floor» того канала гейта, на который идет сигнала хай-хэта, установлена правильно, то уровень сигнала хай-хэта будет немного уменьшаться в те моменты, когда открывается гейт малого барабана.
Это не является наилучшим решением, но все же помогает предотвратить увеличение уровня сигнала хай-хэта в моменты совпадения с ударами малого барабана. Впечатление («образ») может быть нарушено, если малый барабан и хай-хэт панорамированы в противоположные части (хай-хэт будет звучать несколько странно).
Такая же проблема существует при записи тарелок «крэш» и «райд», но она решается проще: достаточно уговорить барабанщика подвесить тарелки на некотором расстоянии от томов, а не непосредственно над ними.
Описанный выше способ использования одного канала гейта для работы в режиме «ducker» может быть применен вместе с большим (длинным) временем атаки для создания автоматического панорамирования каждый раз, когда входной сигнал превышает высоту точки перегиба. В этом случае на оба канала гейта подается сигнал от одного и того же источника, а выходные сигналы панорамируются строго в противоположные стороны. Если ручка «floor» установлена на максимальное ослабление, то сигнал в одном канале будет делаться тише на ту же величину, на какую возрастает уровень сигнала в другом канале. То же самое относится к установке времени восстановления.
Такое подключение можно далее модифицировать: подать на гейт сигнал с внешнего низкочастотного осциллятора (от 5 до 50 Гц). Тогда входной сигнал будет переходить из канала в канал (менять положение в панораме) со скоростью, соответствующей частоте генератора. Время атаки и восстановления должно быть быстрым. Это звучит эффектно (если не перестараться), в особенности с вокалом и электрогитарами: сигнал «проглатывается» взрывами, приходящими с противоположных концов стереопанорамы.