Что такое futureskills worldskills
Future Skills – новация России в мировом движении WorldSkills
Future Skills – новация России в мировом движении WorldSkills
26 августа в медиацентре WorldSkills Kazan 2019 состоялась пресс-конференция «Новация России Future Skills: соревнование, исследование, образование. Почему российская новация – это ответ на вызовы будущего?», на которой специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов обозначили важный рубеж в развитии движения WorldSkills: впервые за всю историю проведения международных состязаний по стандартам WorldSkills в программу мирового чемпионата вошли соревнования по перспективным профессиям, востребованным в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики – Future Skills.
Участники пресс-конференции напомнили собравшимся журналистам международного пула о том, что Future Skills – одна из российских новаций на WorldSkills Kazan 2019, включенная в повестку чемпионата мира для того, чтобы поделиться с другими странами наработками WorldSkills Russia на национальном уровне и предложить международному сообществу свежую перспективу развития мировых чемпионатов через ориентацию на профессии будущего. Соревнования Future Skills призваны демонстрировать изменения профессиональных навыков и рабочих функций современного специалиста в контексте технологических изменений, и развитие этой линейки компетенций позволит увидеть, какими будут чемпионаты WorldSkills, например, через 10 лет.
«Future Skills стали вкладом России в мировое движение WorldSkills, – отметил Дмитрий Песков. – Это направление, «навыки будущего», выросло из нескольких программ Агентства стратегических инициатив (АСИ), которые разрабатывались, начиная с 2011 года, а одним из итогов такой работы стал «Атлас новых профессий». Когда мы начинали эту работу, весь такой блок представлялся экзотикой. Но сегодня Россия открывает миру новые горизонты будущего, в том числе через палитру компетенций Future Skills».
По мнению Д. Пескова, это абсолютно востребованная, опережающая основные мировые тренды, системная инициатива. «Мы уверены в том, что в ближайшие несколько лет список специальностей по компетенциям Future Skills вырастет в десятки раз, – заявил Дмитрий Песков. – Ведь WorldSkills уже не просто чемпионат, это самая массовая в России система подготовки новых кадров. Академия WorldSkills Russia готовит тысячи менеджеров и мастеров производственного обучения по всей стране. Это гигантский сетевой распределенный университет, принципиально по-новому построенный и выполняющий функцию опережающей подготовки кадров будущего».
«Но не следует считать, что мы занимаемся только образованием, – предупредил Роберт Уразов журналистов, которые интересовались, каким образом технологии WorldSkills и, в частности, линейка компетенций Future Skills влияют на экономику. – В основу соревнований по компетенциям WorldSkills заложена именно экономика. В частности, все площадки соревнований, включая Future Skills, оборудованы партнерами, а это крупные производители оборудования и программ. Они все не случайно вкладываются в чемпионат и локальные соревнования. Для них это возможность не просто представить свою продукцию, но и впоследствии получить квалифицированные кадры, обученные работе на таком оборудовании, и, как следствие, – востребованность оборудования и новые рынки сбыта. В итоге мы получаем стандарты – по оборудованию, по технологии работы с ним и людей с соответствующими компетенциями. И все это в комплексе развивает производство. В целом мы – WorldSkills – предлагаем не просто обученный кадр, а человека с решением, в том числе и для бизнеса».
Отвечая на вопросы журналистов, спикеры выразили надежду на то, что опыт России будет внедрен другими странами, а состязания Future Skills станут постоянным спутником мировых чемпионатов WorldSkills. А пока на WorldSkills Kazan 2019 прошли соревнования по 25 компетенциям Future Skills вне зачета чемпионата мира. Из 169 конкурсантов 115 представляют Россию, остальные приехали из 16 стран. По регламенту участники состязались в индивидуальном зачете. Оценивали их работу 112 российских и зарубежных экспертов. Победители первых соревнований Future Skills в контексте мирового чемпионата будут объявлены на торжественной церемонии награждения вечером 26 августа.
Что такое futureskills worldskills
Конференция JuniorSkills в Казани
Конференция JuniorSkills в Казани
FutureSkills
#FutureSkills
FutureSkills – это одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), направленная на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке.
Проект FutureSkills ставит следующие задачи:
Основные треки FutureSkills нацелены на проектирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики; выявление трансформирующихся компетенций и проектирование путей их трансформации; работа с уходящими компетенциями: поиск «гавани» для «лишних» людей, которые рискуют в будущем быть вытесненными из профессии.
Каждый из треков делится на исследовательскую, практическую и образовательную части:
Исследовательское направление проекта – это поиск ответа на вопрос, как будет трансформироваться мир профессий в XXI веке. Стремительная автоматизация и роботизация всех сфер производства, появление новых технологий, перестройка социальных связей и растущая сложность – всё это оказывает серьёзное воздействие на то, как выглядит наша деятельность и наше рабочее место.
Одна из глобальных миссий исследовательского направления FutureSkills – выявление технологических и социальных трендов, которые больше всего повлияют на рынок труда в условиях цифровой экономики. Чтобы предотвратить ожидаемые негативные последствия, российские и международные эксперты из бизнеса, образования, государственного управления ведут обсуждения, какими навыками должны обладать специалисты.
Исследовательская часть проекта FutureSkills, как правило, проходит в формате форсайт-сессий. За 2016-2017 проведена серия сессий по новым и трансформирующимся компетенциям в аэрокосмической отрасли, металлургии, ИТ, результаты которых будут презентованы на мероприятиях Деловой программы Национального чемпионата в Краснодаре. Кроме того, в рамках чемпионата будет проведена форсайт-сессия по трансформирующимся компетенциям с участием российских и международных экспертов WorldSkills.
Практическая часть представляет собой апробацию результатов исследований на соревнованиях по стандартам WorldSkills. Впервые соревнования FutureSkills были представлены на чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2014 в Екатеринбурге. Список перспективных компетенций постепенно расширяется.
В рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проект FutureSkills представлен блоком соревнований по 9 малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы: прототипирование, инженерные космические системы, промышленная робототехника, реверсивный инжиниринг, технологии композитов, геномная инженерия, эксплуатация беспилотных авиационных систем, лазерные технологии, командная работа на производстве.
Образовательная часть предполагает использование разработанных компетенций, чтобы сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего.
О FutureSkills
FutureSkills – это одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), направленная на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке.
Проект FutureSkills ставит следующие задачи:
— проведение исследований и выработку согласованной повестки на подготовку кадров по новым профессиям;
— проектирование соревнований по новым профессиям в новых форматах;
— разработка образовательных программ на основе стандартов WorldSkills с возможностью последующего международного признания компетенций.
Основные треки FutureSkills нацелены на проектирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики; выявление трансформирующихся компетенций и проектирование путей их трансформации; работа с уходящими компетенциями: поиск «гавани» для «лишних» людей, которые рискуют в будущем быть вытесненными из профессии.
Каждый из треков делится на исследовательскую, практическую и образовательную части:
Исследовательское направление проекта – это поиск ответа на вопрос, как будет трансформироваться мир профессий в XXI веке. Стремительная автоматизация и роботизация всех сфер производства, появление новых технологий, перестройка социальных связей и растущая сложность – всё это оказывает серьёзное воздействие на то, как выглядит наша деятельность и наше рабочее место.
Одна из глобальных миссий исследовательского направления FutureSkills – выявление технологических и социальных трендов, которые больше всего повлияют на рынок труда в условиях цифровой экономики. Чтобы предотвратить ожидаемые негативные последствия, российские и международные эксперты из бизнеса, образования, государственного управления ведут обсуждения, какими навыками должны обладать специалисты.
Исследовательская часть проекта FutureSkills, как правило, проходит в формате форсайт-сессий. За 2016-2017 проведена серия сессий по новым и трансформирующимся компетенциям в аэрокосмической отрасли, металлургии, ИТ, результаты которых будут презентованы на мероприятиях Деловой программы Национального чемпионата в Краснодаре. Кроме того, в рамках чемпионата будет проведена форсайт-сессия по трансформирующимся компетенциям с участием российских и международных экспертов WorldSkills.
Практическая часть представляет собой апробацию результатов исследований на соревнованиях по стандартам WorldSkills. Впервые соревнования FutureSkills были представлены на чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2014 в Екатеринбурге. Список перспективных компетенций постепенно расширяется.
В рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проект FutureSkills представлен блоком соревнований по 9 малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы: прототипирование, инженерные космические системы, промышленная робототехника, реверсивный инжиниринг, технологии композитов, геномная инженерия, эксплуатация беспилотных авиационных систем, лазерные технологии, командная работа на производстве.
Образовательная часть предполагает использование разработанных компетенций, чтобы сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего.
Future Skills Team Challenge как новый подход к развитию навыков будущего
Future Skills Team Challenge как новый подход к развитию навыков будущего
На сессии «Future Skills Team Challenge – новый подход к постановке навыков будущего в системе высшего образования», которая прошла в рамках деловой программы Финала V Национального Межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», представители вузов и бизнеса обсудили возможности проекта Future Skills Team Challenge для индустрии и сферы образования. Новый формат соревнований для оценки и развития навыков будущего, разрабатываемый в рамках подготовки к чемпионату EuroSkills St Petersburg 2023, стартовал в 2021 году, хотя идея родилась раньше.
По словам Марии Правдиной, движению Ворлдскиллс Россия пора представлять свои практики на международном уровне: «Это драйвер, чтобы вытягивать национальные технологии и показывать их профессионалам разных стран, создавать экспорт образовательных услуг, а значит, обеспечивать свое технологическое присутствие. Для многих стран наше настоящее – это их будущее. FutureSkillsTeamChallenge – проект, который является катализатором, собирающим инновационные практики из бизнеса и науки и объединяющим их в формат, который модернизирует систему высшего образования».
Компетенции Future Skills необходимы вузам, считает проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна: «Компании — партнеры ведущих вузов нуждаются в людях, которые смогут решать проблемы будущего, и делать это качественно. Нам важно, чтобы ребята умели ставить перед собой задачи на перспективу. Мы моделируем компетенции, которые понадобятся бизнесу даже не завтра, а в дальней перспективе. Чемпионат FutureSkills позволяет указать конкретную дорогу — это хороший инструмент для достижения нашей цели. И для университетов FutureSkills наиболее интересны, мы должны быть трендсеттерами для отраслей».
«Ставка движения Ворлдскиллс на работу со стартапами интересна, но это условия неопределенной среды, быстро меняющиеся команды. FutureSkillsTeamChallenge должны быть предельно творческими, наименее заданными», — подчеркнула директор Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад” » Марина Липецкая.
«Самая простая задача — создать завтрашний день. Самая сложная — следующий век»
Промышленные дизайнеры — о новых консолях, творческом застое в Apple и кибертраке от Tesla.
Материал подготовлен при поддержке WorldSkills Russia
Всё, что мы видим вокруг себя, спроектировали промышленные дизайнеры. Люди этой профессии — одновременно дизайнеры, учёные, инженеры и маркетологи. Они придумывают, как сделать жизнь проще, и заодно — как убедить людей, что им это нужно.
Промышленный дизайн — одна из компетенций Future Skills. Это проект Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», направлен на ускоренную подготовку кадров для трансформирующейся экономики. Future Skills включают более 30 компетенций от машинного обучения и квантовых технологий до цифрового земледелия.
Три промышленных дизайнера, которые помогают участникам готовиться к соревнованиям, рассказали, как устроена работа людей, обычно находящихся в тени своих проектов.
Марика Таубе: Промышленным дизайном движут и учёные, и дизайнеры — 50 на 50. Наука даёт новые технологии и материалы, а дизайнеры облачают их в форму. С другой стороны, дизайнер может придумать нечто, опережающее своё время, а наука — вдохновиться концепцией и придумать, как это сделать. Мы как «инь» и «янь» — подпитываем и поддерживаем друг друга.
Самое яркое событие в промышленном дизайне в XXI веке — это создание смартфона. Джонатан Айв (бывший главный дизайнер Apple) и Apple порвали мир промышленного дизайна, когда создали продукт, у которого раньше не было формы. Совмещение сенсорных и интерактивных технологий — это отражение начала века, вход в эпоху цифровых технологий.
Андрей Казанцев: Главную роль играют не учёные и не дизайнеры, а потребители. Их желания и привычки диктуют условия, при которых товары будут продаваться.
Сильнее всего на промышленный дизайн в XXI веке повлияло развитие микроэлектроники и программного обеспечения в целом. В некоторых отраслях технологии и вовсе затмили промышленный дизайн, например, на рынке смартфонов. Взяв смартфон или планшет в руку, первое, что мы заметим, — это огромный экран, который заменил всё и вся. Дизайн тут уже в мелочах, а основной вектор развития кроется в программном обеспечении.
Марика Таубе: Если ты отучился на промышленного дизайнера в России, то будешь разрабатывать всё — от зубных щёток до космических аппаратов. Это уникальная особенность профессии в нашей стране. Мы постоянно развиваемся и нас ничего не пугает.
2020 год поставили перед дизайнерами новую глобальную задачу — изделия должны снижать тактильный голод людей, возникший из-за того, что все стали меньше общаться и куда-то ходить.
Андрей Казанцев: Промышленный дизайнер может работать почти с любыми объектами массового производства. На днях я принимал экзамен в Самарском колледже сервисных технологий и дизайна. Группа состояла из одних девчонок, и они должны были сделать корпус для дрели. Справились неплохо: разобрались, как она функционирует, представили себя во время работы с дрелью. У промышленных дизайнеров развито критическое мышление, которое помогает вникнуть в суть любого объекта и модернизировать его.
Андрей Ермаков:Тренды, конечно, присутствуют, но, какими бы они ни были, в промышленном дизайне всегда на первом месте стоит эргономика. А на втором — маркетинговая составляющая. И вот она уже следует трендовым направлениям, подчёркивает привлекательность изделия. При создании проекта дизайнер обязан задумываться, будет ли такое изделие пользоваться популярностью в обозримом будущем.
Марика Таубе: Моду придумали для того, чтобы управлять другими людьми и заставлять их покупать новые вещи.
Сейчас я наблюдаю две тенденции. Первая — кастомизация, то есть создание товаров под конкретную группу потребителей. Например, изделия для сибиряков могут сильно отличаться от той, что делают для жителей Центральной России.
Вторая тенденция — экологичность. Все больше людей приходят к осознанному потреблению. В то же время это один из способов манипуляции: можно ставить значок «эко» на что угодно и люди будут это покупать.
Андрей Казанцев: Мода воздействует на дизайн, но хороший дизайн всегда остаётся вне времени. Продукция всё-таки создаётся для рынка, а не для музеев, где выставляют арт-объекты.
При этом у сильных брендов есть свобода— они могут взять на себя смелость выпустить вещь вне тренда, если её пропустит на рынок маркетинг. Скажем, в сфере бытовой техники есть тренд на округлые формы. Компания Monitor Audio всегда делала круглые и гладкие колонки, а в этом году внезапно выпустила модель с острыми углами.
Андрей Казанцев: PlayStation 4 была совсем другой, и тут вдруг выходит такая космическая штука. Её уникальный стиль — одновременно и достоинство, и недостаток. С одной стороны, консоль, конечно, впечатляет, такую хочется купить. Но её сложно вписать в интерьер, особенно в паре с телевизором — вещью утилитарной и стандартизированной.
Xbox предыдущего поколения — образец отличного промышленного дизайна. Яркий, угловатый, классический корпус. Новый кубик продолжает традицию, но уже в другом цвете.
Там, где Sony поступила новаторски, Microsoft выбрала унификацию. И, как мне кажется, в данном случае новаторство оказалось минусом. Их решение больше похоже на арт-объект, чем на продукцию для массового производства.
Марика Таубе: У PlayStation 5 футуристичный стиль — дизайн, который отсылает в будущее. Самое интересное решение — конструкция контроллера. По-моему, его делали под правшей, у которых правая рука доминирует над левой. С правой стороны контролер держать удобнее.
У Xbox дизайн обезличенный, компания просто использовала самую рациональную форму. На самом деле, даже чёрный параллелепипед непросто сделать таким, чтобы он был эстетичным и вызывал эмоции.
Но у PlayStation эмоциональности в форме больше, и дизайн доставляет пользователям удовольствие. В Sony явно хотели дать понять, что будущее наступило. Самая простая задача для промышленного дизайнера — это спроектировать завтрашний день. Самая сложная — следующий век.
Андрей Ермаков: Apple пользуется своим красивым именем, чтобы каждый год продавать сотни тысяч устройств. Ничего сверхъестественного они уже давно не производят. Это относится и к новому iPhone. Apple просто допиливает дизайн, следуя современным трендам.
У дизайнеров есть такая концепция «100%+1». То есть к тому, что уже есть, добавляют 1% какой-то изюминки, который заставляет человека поверить в технологическое чудо. К iPhone 11 добавили один процент новой формы. Смартфон стал более лаконичным и чуть более фундаментальным с точки зрения подачи. В остальном ничего нового не появилось.
Андрей Казанцев: iPhone 12 выбивается из общей массы благодаря форме с прямыми нескошенными гранями. Apple таким образом пытается удивить пользователей, привыкших за последние годы к округлой форме смартфонов. Компания хоть и возвращается к эскизам моделей 5S и SE, но придаёт индивидуальность своим продуктам.
Ещё новые iPhone выделяет блок камер. Мимолетный взгляд — и сразу понятно, что это за аппарат. Apple очень чётко идентифицирует свои продукты.
Андрей Казанцев: Недавно я с командой работал над портативным подъёмным краном, который можно было бы разобрать и сложить в багажник. К нам обратился заказчик, у которого был только патент на модель, а нам нужно было проработать и инженерную, и технологическую стороны вопроса.
У нас не получилось вместить кран в багажник легковой машины, но в джип он складывался. Мы продумали конструкцию, все элементы взаимодействия. Даже немного поработали с внешним видом, хотя это был первым опытный образец, ушедший на испытания. Сейчас заказчик уже ищет партнёров для массового производства.
Андрей Казанцев: Могут, но не во всём. Допустим, используя технологии больших данных, можно проанализировать потребности людей и предсказать, какие решения будут пользоваться популярностью. Эту часть работы промышленного дизайнера действительно можно автоматизировать.
Но вот дальше идёт уже творческий процесс, на который роботы пока не способны. И, как мне кажется, в обозримом будущем всё так и будет. Машина синтезирует объекты, опираясь на данные из прошлого. В генерации принципиально новых идей лидером всегда будет человек.
Андрей Ермаков: Теоретически роботизация рано или поздно поглотит всё. Но в работе промышленного дизайнера есть один этап, который роботы не смогут освоить. По крайней мере, я не знаю, как у них это получится. Это визуализация собственной идеи.
Любые алгоритмы заложены человеком и только человек может быть создателем чего-то принципиально нового. Думаю, профессия промышленного дизайнера всегда будет востребована.
Самая большая проблема российских промышленных дизайнеров — разобщённость. Школы дизайна существуют по отдельности, между специалистами нет полноценной коммуникации.
Участвуя в соревнованиях по стандартам WorldSkills, дизайнеры сплачиваются, налаживают профессиональные связи. И эта коммуникация с годами только крепнет, что позволяет нашим дизайнерам достойно выступать на мировом уровне.
Международное некоммерческое движение WorldSkills зародилось в 1947 году в Испании. Оно было призвано привлечь внимание к рабочим профессиям и повысить их престиж.
Сегодня в движении участвуют 85 стран. По стандартам WorldSkills проходят региональные, национальные и мировые чемпионаты по профессиональному мастерству для людей разных возрастов.
Future Skills – одна из приоритетных инициатив WorldSkills Russia. Этот проект направлен на ускоренную подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей. Эксперты проводят исследования и выявляют тренды на рынке труда, проводят чемпионаты профессионального мастерства по новым компетенциям и формируют образовательные стандарты.
Андрей Казанцев: Есть такой промышленный дизайнер из Германии — Дитер Рамс. Он долгие годы работал с бытовой техникой в компании Braun. Отголоски его стиля можно увидеть в продукции самых разных компаний. Например, в том же Xbox One S. Отверстия в корпусе для вентиляции — это чистый Дитер. Он задал тренды, которые не устаревают.
Марика Таубе: Больше всего меня вдохновляют работы компаний Tesla и Apple. Это два самых важных инфлюенсера в мире промышленного дизайна прямо сейчас.
Apple работает в рамках рынка, то есть создаёт маркетинговый дизайн. А Илон Маск находится вне системы и смотрит в будущее. Кибертрак меня очень впечатлил — он совмещает в себя и научные концепции, и дизайнерские. То есть Apple и Маск находятся по разные стороны баррикад, но задают тренды нам всем.
Марика Таубе: Лучший фильм про промышленный дизайн за последние годы — «Техническая эстетика: Ленинград». Он вдохновляет и показывает тот этап развития промышленного дизайна, когда он так ещё не назывался.
Посмотрите мини-сериал «Территория дизайна. Голландия». Нидерланды — одна из тех стран, где очень высока концентрация качественного дизайна. И сериал хорошо объясняет, какую роль выполняют дизайнеры при разработке новых вещей.
И ещё могу посоветовать книгу Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей», последнее издание 2018 года. Она подтверждает, что мы движемся в правильном направлении и близки к истине основ промышленного дизайна.
Андрей Казанцев: Возвращаясь к Дитеру Рамсу, посоветую его работу «Правила хорошего дизайна Дитера Рамса». Книга написана простым языком, и прочитать её будет полезно не только профессиональным дизайнерам.
Придя в магазин, люди часто не могут решить, какой товар купить: цены могут быть практически равными, бренды — одинаково привлекательными. Рамс советует ориентироваться не только на набор функций, но и на дизайн изделия. Тогда вас будут окружать вещи, сделанные со вкусом. И ваш дом станет средой, где проще развиваться.