Что такое fpv дрон
Что такое FPV и какая разница между Wi-Fi и аналоговыми 5.8ГГц и 2.4ГГц
Введение
Если вы когда-нибудь интересовались дронами или квадрокоптерами, то встречали аббревиатуру FPV. FPV (First Person View) — вид от первого лица как в компьютерных играх. С каждым днем цены на квадрокоптеры снижаются и дроны с функцией FPV становятся доступны даже в бюджетном сегменте БПЛА.
Летая на дроне с FPV можно буквально почувствовать себя птицей. Именно поэтому этот тренд быстро набирает популярность. Видя это производители увеличили выпуск дронов именно с возможностью FPV полета. Вид от первого лица дал большой толчок популярности дронов. С каждым днем растет число людей, кто уже летает или только собирается.
Цены на FPV дроны начинаются в районе 100 долларов. Такие беспилотники в основном нужны для ознакомления с полетами по FPV и понимания — какой дрон будет следующим. Однако существуют две разные технологии передачи FPV сигнала: цифровая (по Wi-Fi) и аналоговая на частотах 5.8ГГц и 2.4ГГц. Давайте рассмотрим их подробно.
Что такое FPV?
FPV в сфере дронов или беспилотного хобби — это трансляция видео в режиме реального времени с камеры дрона на монитор, очки или шлем пилота. Другими словами эта технология позволяет видеть то, что «видит» дрон в момент полета. Для осуществления такого полёта на дрон устанавливается камера, видеопередатчик и антенна. Есть сборки 3 в 1 (AIO — All In One), которые в хобби зачастую использующиеся на микро дронах типа Tiny Whoop. В таком случае для реализации FPV полёта пилоту требуется либо пульт с монитором и приемником, либо очки со встроенным приемником.
*Пример FPV AIO камеры.
Какая от этого польза? Первое — ощутить в какой-то степени свободу полета. Второе — FPV позволяет управлять дроном на больших расстояниях.
С FPV вы точно видите, где в данный момент времени находится дрон и ориентируетесь по окружающей его местности. После того, как, мы выяснили, что такое FPV в беспилотном хобби, давайте разберемся с самыми популярными способами передачи видеопотока.
Типы FPV: цифра и аналог
Как уже упоминалось выше передача видеопотока по воздуху реализуется посредством передатчика и приёмника, которые в свою очередь могут работать в различных диапазонах радиочастот — 900 МГц, 1.2 ГГц, 1.3 ГГц, 2.4 ГГц, 5.8 ГГц. В любительской нише самыми часто используемыми диапазонами являются 2.4ГГц и 5.8ГГц. А используемое для передачи данных оборудование может быть двух типов цифровым и аналоговым. Каждый из типов имеет свои плюсы и минусы, но один из них явно лучше другого. Взглянем по очереди на каждый.
Аналоговое FPV на 2.4ГГц
Из описанных в этой статье вариантов аналоговый диапазон 2.4ГГц наименее популярный. Причина кроется в низком качестве частоты для осуществления приема FPV сигнала. Видео картинка на этой частоте более подвержена размытию и шумам. Все из-за большого количества приборов, окружающих нас и работающих на частоте 2.4ГГц. Начиная от мобильных устройств подключенных по Wi-Fi и заканчивая микроволновыми печами. Все они источники интерференции этой частоты. Соответственно в городе летать в режиме FPV на частоте 2.4ГГц будет проблематично.
FPV по Wi-Fi на 2.4ГГц (цифровое)
*Слева на право: Один из вариантов держателей смартфона (устанавливается на пульте управления бюджетных БЛА); Один из вариантов исполнения бюджетной FPV Wi-Fi камеры с встроенным видеопередатчиком и антенной.
Самая популярная технология посредством которой реализуется FPV полёт. Устанавливается в основном на бюджетные дроны. Почти каждый квадрокоптер ценой меньше ста долларов, будет именно с FPV по Wi-Fi. Первая причина популярности это дешевый Wi-Fi передатчик который подключен к камере дрона, вторая — в комплектации отсутствует монитор, его роль будет выполнять смартфон или планшет. В случае с аналоговым оборудованием, беспилотник укомплектовывается дополнительно пультом с монитором или очками.
Поэтому FPV по Wi-Fi самый простой и удобный способ полёта от первого лица на сегодняшний день. После включения дрона, вам нужно подключить гаджет к Wi-Fi точке и зайти в приложение. Минусы цифровой технологии это расстояние передачи сигнала, ограниченное возможностями Wi-Fi, большое количество источников интерференции в диапазоне 2.4ГГц и самый большой минус это задержка картинки, чем дальше дрон находится от пилота, тем больше значение задержки, которая в последствии сводит на нет весь дальнейший полёт от первого лица. Такой способ актуален исключительно для первого ознакомления с FPV и не более того.
Аналоговое FPV на 5.8ГГц
FPV на 5.8ГГц выбор профессионалов и любителей. Плюсы. Хороший баланс между пропускной способностью и дальностью. Задержка картинки настолько мала, что незаметна человеческому глазу. На данный момент является одним из лучших диапазонов для осуществления FPV полетов. По умолчанию устанавливается на гоночные дроны, так как задержка передаваемой картинки оптимальна для скоростных полетов.
Минус только один — цена. Из-за дополнительного монитора или очков, цена заметно выше. За мощный передатчик тоже придется доплачивать.
Новичкам советуем начинать с бюджетных FPV очков с аналоговой технологией 5.8 ГГц.
FPV по Wi-Fi на 5ГГц (цифровое)
Трансляция по Wi-Fi на частоте 5ГГц пришла в бюджетную нишу не так давно, что позволило значительно улучшить качество видеопотока и расстояние удаления. Поэтому при выборе бюджетного дрона с FPV будет лучшим, если Wi-Fi видеопередатчик модели работает на частоте 5ГГц.
К сведению: Для привлечения внимания пользователя разработчики часто используют вместо обозначения ГГц/GHz, просто «G» (например 5G или 2.4G). На деле это не имеет ничего общего с пятым поколением мобильной связи, а просто указывает, что контроль дрона/передача видеопотока осуществляется на частоте 5ГГц (или 2.4ГГц соответственно).
Вывод
В итоге получается:
К сведению
Как известно технологии не стоят на месте и в профессиональное беспилотное хобби постепенно входит полёт от первого лица построенный на цифровой более мощной начинке, которая далека от Wi-Fi технологии, и на порядок обходит по качеству трансляции (HD качество при сверхнизкой задержке) аналоговое FPV. Первыми, кто предложил в хобби такое цифровое FPV, способное поспорить с аналоговым, стали DJI Innovations со своим FPV комплектом DJI Digital FPV system. Минус такой технологии, как всегда только один — цена.
От земли к FPV Квадрокоптеру: Введение
Всем привет! Сегодня мы продолжаем нырять в реальность, в железо, а точней сказать — взлетать. Но не так быстро! 🙂 До первого полета необходимо немного повозиться и даже налетать несколько часов на симуляторе.
Это не первая моя игрушка, если вам интересно радиоуправление, то зацените радиоуправляемые машинки:
Квадрокоптер, зачем?
Наверняка вам уже знакомо, что такое квадрокоптер и возможно он даже у вас есть. Но сегодня я постараюсь рассказать про квадрокоптеры которые люди собирают самостоятельно. Зачем они это делают, спросите вы? Например для меня это отдушина от сдвиганья кнопки на пиксель влево, на пиксель вправо, пока дизайнера не отпустит.
«Обычные», потребительские квадрокоптеры, лишены веселья. Сейчас конечно уже появляются разные конфигурации, но если взять самые популярные, например — DJI Mavic, то вопросов к качеству и выполняемым им задачам нет. Но это не то. У себя между ног, пролелеть не получится, cделать мертвую петлю или хотя бы бочку не выйдет, лететь со скоростью 120км+, не знаю, может? Думаю нет. Я уже не говорю про дальность и FPV.
В общем, ограничений много и хочется собрать квадрокоптер который будет доставлять вам удовольствие. Возможно вы хотите учавствовать в гонках, снимать более динамические кадры или просто нанюхаться флюса пока припаиваете моторы. В любом случае, чувство полета птицы и веселья гарантированно только со своим, собранным своими руками квадрокоптером.
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаю вашему вниманию ряд видео, разного жанра:
MinChan FPV готовится к гонке (это не ускоренное видео)
Cinematic FPV съемка
Что такое FPV?
First-person view — вид от первого лица.
First Person View (сокр. FPV) — вид от первого лица. Такой аббревиатурой называют одно из направлений радиоуправляемого авиамоделизма. В данном случае осуществляется не только управление авиамоделью по радиоканалу системы радиоуправления, но и приём с модели видео изображения по дополнительному видео-радиоканалу в режиме реального времени. Пилот, управляющий авиамоделью, видит изображение, получаемое с видеокамеры при помощи устройств отображения: мониторов, телевизоров, видео-очков, видео-шлемов.
Разделяют две подгруппы направления: Low Range FPV и Long Range FPV. В первом случае используют стандартный набор для FPV, включающий маломощный передатчик видеосигнала, позволяющий летать в зоне действия стандартного передатчика радиоуправления. Для дальних полетов используют усилители мощности или более мощные передатчики как для управления моделью, так и для передачи с неё видеосигнала.
На носу у квадрокоптера камера, которая снимает все происходящее и передает изображение на очки пилота. Вы как будто в воздухе и летаете.
Существует множество разных очков и две основных технологии передачи видео. Аналоговая и цифровая технология.
Первое видео, в котором пилот тренируется на гоночном квадрокоптере, видно, что такое аналоговая система FPV. Картинка похожа на ту, что мы видели в детстве на аналоговом ТВ. Она может быть с кучей помех, но при этом у нее минимальный латенси (нет лагов), с дальностью картинка постепенно шумит все больше и больше.
Цифровое FPV пока еще сырая технология, но у меня никаких нареканий нет. Из минусов которые могут быть, можно очевидно выделить — лаги или даже фризы (зависания картинки). Но такие системы как DJI FPV, местами даже более пробивные через стены и на расстояние чем аналоговые. Поэтому, все это очень спорно и субъективно по ощущениям. Для гонок принято использовать аналоговые системы, быть может это скоро изменится.
(DJI FPV)
Более подробно рассмотрим комплектующие для FPV в следующих статьях этого цикла.
С чего начать?
Я в этом деле новичок и наверное часа в воздухе не пробыл. Но у меня есть квадрокоптер и он летает. Я расскажу как лучше начать исходя из своего опыта и того как советуют это сделать буквально все. Где-то может быть я не буду мега технически детальным и правым, но это и не надо. Думаю информация в любом случае актуальней быть не может. Ведь я новичок, который смог и пишу для новичков 🙂
Вы можете начать со сборки квадрокоптера, но я последовал советам и начал с покупки аппаратуры. Причины как минимум две.
Причина номер раз
Так как режим полета ACRO или 3D отличается от режима в котором летают такие потребительские квадрокоптеры как DJI Mavic, следует начать с обучения полету. Сделать это можно в симуляторе. Без этого шага вы гарантированно влетите во что-то или в худшем случае в кого-то. Падений будет много и это больно. Пускай первая сотня аварий произойдет в контролируемых условиях и без затрат на ремонт.
Существует несколько симуляторов. На слуху два — Liftoff и VelociDrone, они не бесплатные, но и не дорогие. Возможно можно найти где скачать… Но я купил Liftoff в стиме, что поделать, все равно пользуюсь и учусь новым трюкам там. Какой выбрать, мне сказать сложно, думаю особой разницы нет. Liftoff разработан при поддержке RotorRiot, команды которая уже нормально так поставило FPV на рельсы бизнеса. Но звезда фристайла Mr Steele советует VelociDrone. В общем — на ваш вкус.
Аппаратура подключается как джойстик по USB:
Полет на квадрокоптере сложно описать словами. Несмотря на то, что общая механика управления на первый взгляд простая:
Присутствуют все те же оси, что и у самолета, но полет отличается. Например если вы даете больше газу, то самолет летит быстрей, в ту сторону в которую тычет его нос. Надеюсь вы понимаете, это не супер точное описание, но плюс-минус так и есть. В случае же с квадрокоптером, газ влияет на скорость вращения моторов, но в зависимости от его положения относительно осей, это может означать высоту, скорость с которой вы летите вперед, скорость трюков, торможение. Иногда кажется, что «воздушный дрифт» может отлично описать ощущения.
По началу было много слез, банально не понимаешь как повернуть, но со временем привыкаешь. Буквально на 3тий день я смог пролететь трассу в симуляторе. Звучит как куча времени, но я летал не больше часа в день. Местами начал ловить себя на мысли — блин как я это сделал? Мозг каким-то магическим образом привыкает ко всем этим осям и вы даже не задумываетесь как пройти то или иное препятствие. Практика и еще раз практика. Словно вы учитесь ходить.
Причина номер два
После того как вы полетаете на симуляторе, может оказаться, что вам не нравится. Но вы влипли только на аппаратуру и симулятор. По возможности можно продать или вернуть.
Квадрокоптеры собираются с очень разными бюджетами, но все равно полный набор всего необходимого, включая такие вещи как зарядка и может быть даже паяльник, складываются в хорошую сумму.
Так же от аппаратуры, в некотором роде зависит, то, что вы будете собирать, а точнее какие комплектующие покупать. В этот список входит приемник и long-range системы.
Какую аппаратуру выбрать?
(Taranis Q X7S)
Честно сказать, так как я не эксперт, а аппаратуры очень много, всевозможное обилие разных фишек и различия протоколов передачи данных, могут завести в дикий тупик. Не говоря уже о маркетинговых ходах и конкуренция между производителями. Поэтому я исходил из базовых вещей, которые смог понять, плюс рекомендаций сообщества.
Буквально все, кого я читал и смотрел, рекомендуют Taranis Q X7. Это отличная аппаратура, которая относительно не дорогая и обладает всем, что может понадобиться новичку. А самое главное, она хорошо известна радиолюбителям. Про нее много информации в интернете и вам наверняка кто-то поможет, если будут какие-то проблемы.
Составляющие аппаратуры на которые стоит обратить внимание
Выбор аппаратуры это дело вкуса, может быть вам не нравится Taranis. Поэтому для себя я выделил несколько критериев, которые помогут вам определиться.
Первое это прошивка. Существует open source проект, который называется OpenTX.
OpenTX — это своего рода Android для аппаратуры. Проект развивается и пожалуй самый популярный. Так как я новичок, я еще не осознал насколько это мощный инструмент, но знаю, что есть поддержка LUA скриптов, а значит возможности практически безграничны.
(один из экранов OpenTX)
Стоит обратить внимание на переключатели и стики. Количество переключателей — дело сугубо индивидуальное, так как переключателей для квадрокоптера много не нужно. В моем случае я использую всего два. Один для арминга (аля включение двигателей) и включение FPV модуля. Но так как аппаратура может использоваться для управления других моделей, стоит задуматься о покупке «на вырост», вдруг соберете, что-то еще. Самолет например.
Стики, вещь более деликатная. Основное отличие которое может быть, это внутреннее устройство.
«Простые» стики используют потенциометры для определения положения стика. Более продвинутые стики используют датчики на основе эффекта Холла. Такие стики более точные и плавные в ходе. В случае с Taranis Q X7, стики можно купить отдельно и заменить. Но есть версия Q X7, в которой уже стоят такие стики.
И как по мне самое главное, это возможность установки радио модуля. В каждой аппаратуре есть свой радио модуль, но как правило брендированный и работает только с приемниками того же бренда. Так же такие модуля не отличаются мощностью, а следовательно дальностью. Поэтому обращайте внимание на протоколы с которыми умеет работать аппаратура и возможность вставки своего модуля.
Это не означает, что без внешнего радио модуля не обойтись, то, что предоставляет аппаратура вполне, хватает для полетать в поле. Но если вы хотите летать в «космосе», на какой-то заброшенной стройке, или на дальние расстояния, то без этого никуда. Впрочем, многие гонщики ставят внешний модуль, только ради стабильности связи.
(Taranis с TBS Crossfire модулем)
Как держать стики
Это холиварная тема, масштабов пробелы vs табы. Для того, что, бы понять как лучше, стоит пробовать.
Так как я провожу не мало времени перед телеком с PS4, я сразу же схватился за стики так:
Но со временем понял, что они немного отличаются, ход более жесткий (он кстати настраивается подкручиванием пружинок) и мне гораздо удобней использовать такую хватку:
Заключение
Надеюсь вы узнали, что-то новое. FPV еще только развивается и самое время попробовать это хобби. В следующих статьях мы детально рассмотрим строение квадрокоптера, где покупать (не в целях рекламы, просто это может быть квестом), где летать и прочие важные вопросы.
Полезные ссылки
Классные каналы
Joshua Bardwell — от того как паять, до как летать и настраивать коптер. Много технической инфы.
Rotor Riot — канал команды Rotor Riot.
Mr Steele — фристаил
Johnny FPV — FPV сьемка
Русскоязычные каналы:
Mustfly — FPV фристайл и гонки, в том числе и на маленьких «комнатных» микро квадрокоптерах. Канал ведет команда FPV энтузиастов из Москвы.
Сергей Белаш — настоящие FPV приключения, множество интересных мест в России и мире, природа и заброшки с необычного ракурса.
AnikFPV — тесты, обзоры и сравнения различных RC моделей, электроники для них, на русском языке.
RCSchoolModels
Спасибо поправил ошибки Oz_Alex
Спасибо поправил ошибки User2Qwer
FPV дрон: с чего начать новичку?
Введение
В дрон-парк продвинутого пользователя обычно входят несколько беспилотников, которые в свою очередь разделяются на GPS и FPV дроны. GPS дроны в хобби зачастую используются для реализации стабилизированной аэросъёмки. Такие модели доходят до потребителя в полной, готовой к полёту из коробки комплектации (Дрон + Пульт + АКБ + ЗУ) для реализации которого достаточно прочитать инструкцию и зарядить аккумуляторы посредством идущего в комплекте зарядного устройства. Благодаря автоматическим функциям эксплуатация GPS дронов максимально проста и не требует от пользователя особых навыков пилотирования. Потенциал GPS дронов всегда ограничен электроникой, как в мощности, так и в управлении, что в целом предопределяет их узкое предназначение (аэросъёмка/картография/мониторинг/поиск и спасение).
Стремительно набирающие популярность FPV дроны/квады/квадрики — полная противоположность GPS дронам. Именно эта ниша зародила зрелищные дрон-рейсинг и дрон-фристайлинг. В хобби такие БЛА используются для реализации свободного динамичного полёта в режиме от первого лица, что позволяет дарить пользователю непередаваемые ощущения — полёта птицы. Упомянутая свобода полёта становится доступна благодаря отсутствию у FPV дронов каких либо электронных ограничений, как в мощности, так и в управлении. В идеале такие дроны собираются и настраиваются пользователем с нуля с учётом личных предпочтений.
Серийные модели, как правило доступны для потребителя в BNF или PNP комплектациях в которых по факту присутствует только дрон, а такие элементы как батарея (доступна только для BNF комплекта), пульт управления, FPV очки/шлем (реже FPV монитор) и зарядное устройство докупаются отдельно. Управление FPV дроном возможно только в одном — Acro режиме (исключает электронных помощников отвечающих за авто стабилизацию и удержание позиции дрона), что требует от пользователя особых навыков пилотирования, которые развиваются исключительно в процессе продолжительных тренировок. Иначе говоря, с первого раза пилотировать таким дроном у новичка не получится.
Отметим, что некоторые продавцы укладывают АКБ и в PNP комплектацию, поэтому не стоит удивляться, если встретите такой комплект.
В этой статье мы поэтапно расскажем начинающему пользователю о том, с чего следует начинать, чтобы быстро войти и развиться в нише FPV дронов.
Основные компоненты FPV дрона
Чтобы правильно подойти к развитию темы, будет лучшим начать с общего представления основных компонентов FPV дрона, благодаря которым дрон может летать, а пилот осуществлять им управления в режиме от первого лица:
К сведению: Такие компоненты как ESC могут исполняться в формфакторе 4-в-1/4-in-1 (в виде одной платы), что позволяет располагать их в центральной части дрона над контроллером полёта.
Размеры FPV дрона
В беспилотном хобби FPV дроны разделяются на две основные размерные группы это Micro (Микро) и Mini (Мини). К какой конкретно группе относится дрон предопределяет его рама — основной каркас на котором монтируются все компоненты дрона. Размер рамы это диагональное расстояние между двумя моторами квада. Микро FPV дроны — размер рамы которых находятся в диапазоне до 150 мм. Мини FPV дроны — размер рамы которых находятся в диапазоне от 150-305 мм. Дроны из мини группы не игрушка, они мощные и могут развивать скорость полёта до 160 км/ч и даже более, и это то, к чему вы будете стремиться в процессе роста. Начинать вхождение в нишу гоночных дронов рекомендуется с микро квадриков, так как они выступают своего рода в роли «картинга» перед переходом к высокоскоростным «болидам».
К сведению! Помимо группы, размер рамы также предопределяет размер пропеллера, которые можно будет на неё установить. То есть, каждая рама рассчитана на определённый размер пропеллера, поэтому в хобби на раму ссылаются и в зависимости от размера пропеллера. Таким образом, когда вы слышите людей, упомянающих «пятидюймовую раму», это означает, что они имеют ввиду раму рассчитанную на 5-дюймовые пропы.
Размерная таблица
Шаг 1. Доп. принадлежности
Как мы уже отмечали выше, что лучшие серийные модели FPV дронов зачастую приходят в двух возможных комплектациях это BNF (включает: дрон, АКБ, приёмник, Зарядное устройство) и PNP (включает: дрон, приёмник). Для того чтобы поднять такой дрон в небо вам понадобится докупить недостающие принадлежности, без которых реализовать полёт в том числе в режиме от первого лица будет невозможно. Соответственно для BNF комплектации этими недостающими принадлежностями являются: пульт и FPV очки (шлем/монитор), а для PNP комплектации: пульт, FPV очки/шлем (реже FPV монитор), АКБ и зарядное устройство. Ниже мы расскажем о самых актуальных на сегодня сопутствующих устройствах, которые лучше всего подходят для продвижения в хобби.
Есть также комплектация ARF в которой дрон приходит в полностью разобранном состоянии (конструктор). Такая комплектация потребует от вас навыков владения паяльником и не только, что в целом удел уже продвинутых пользователей. Реже, но всё же имеет место быть, встречается RTF комплектация, в которой есть всё, что необходимо для FPV полёта (дрон, пульт, FPV очки/шлем/монитор), АКБ, ЗУ), достаточно только зарядить АКБ и можно взлетать.
Пульт управления
Как правило пульт GPS дронов адаптирован для работы только с одной моделью БЛА. Пульт FPV дрона позволяет осуществлять сопряжение с различными FPV моделями, главное чтобы протокол передачи сигнала пульта (TX протокол) совпадал с протоколом приёмника/receiver дрона (RX протокол). Если не углубляться в подробности, то для любителей многомоторных БЛА будут интересны три компании, которые занимаются разработкой пультов и соответственно разработкой под них соответствующих приёмников:
Отметим, что на рынке существуют мультипротокольные аппаратуры управления, которые позволяют осуществлять сопряжение с различными приёмниками, в том числе и с выше упомянутыми.
Рекомендуемые пульты
Представленные ниже пульты прошли проверку временем и являются оптимальным решением для вхождения и продвижения в хобби на сегодняшний день. Лучшими являются продукты от компании Frsky, именно им отдаёт своё предпочтение большая часть почитателей беспилотного увлечения от любителей до профессионалов:
Frsky
Taranis X9D Plus
Taranis X9D Plus Special Edition
Taranis QX7S
Taranis QX7
Spectrum
Spectrum DX6
Spectrum DX8
Flysky
Flysky I6
Flysky I6S
Turnigy Evolution Pro
Универсальная аппаратура управления
Недорогая мультипротокольная аппаратура управления положительно зарекомендовавшая себя в беспилотном хобби. Поддерживает около 40 известных протоколов в том числе и упомянутых выше.
Jumper T8SG v2.0 Plus
Пульт управления в гоночной нише БЛА относится к той группе устройств, которые при правильном выборе могут пройти путь от новичка до продвинутого пилота без замены.
FPV очки/шлем
FPV очки/шлем являются следующим дополнительным аксессуаром, который вам необходимо будет докупить, так как без них полёт в режиме от первого лица (FPV) будет невозможен. По сравнению с пультами, ассортимент выпускаемых FPV очков значительно шире. Мы постарались собрать самые удачные модели от разных производителей, доступные на сегодняшний день для покупки как на первичном, так и на вторичном рынках, которые успели положительно зарекомендовать себя на практике, и расположили их в порядке возрастания по цене и технологичности. Мы также рекомендуем вам обратить своё внимание на наш специально подготовленный и своевременно обновляемый рейтинг лучших FPV очков/шлемов.
Рекомендуемые FPV очки/шлемы
Со своей стороны хотим отметить, что несмотря на положительные отзывы о ниже представленных FPV очках/шлемах, со временем их неизбежно заменят более технологичные модели. Соответственно, если на текущий момент времени вы не смогли найти в продаже FPV очки/шлем указанный в этом списке, рекомендуем перейти на официальный сайт разработчика понравившейся вам гарнитуры и ознакомиться там с новым предлагаемым ассортиментом. Либо следите за обновлениями нашего рейтинга лучших FPV гарнитур.
Eachine VR006
Eachine VR-007 Pro
Eachine EV100
SJ RG01
Eachine EV800
Eachine EV800D
Eachine Goggles Two
Skyzone SKY02C
Eachine EV200D
Fatshark Attitude V5
Aomway Commander
Aomway Commander V2
Skyzone SKY03O
Fatshark HDO2
Orqa FPV.ONE
DJI FPV Goggles (V2)
Для справки! Чтобы воспользоваться преимуществами обеих версий FPV гарнитур (DJI FPV Goggles/DJI FPV Goggles V2), необходимо дооснащение FPV дрона цифровой системой «DJI Digital FPV system».
Также, полёт в режиме от первого лица можно реализовать посредством FPV монитора, но из-за меньшего эффекта погружения он реже используются пилотами FPV дронов.
Сопряжение устройств
Пульт + приёмник
Как мы уже сказали выше, что каждый из представленных пультов взаимодействует непосредственно с приёмником конкретного разработчика. Для того чтобы они начали взаимодействовать их необходимо будет связать (забиндить/привязать). Процесс этот простой и единовременный, но для каждого пульта и приёмника он реализуется по своему. Пошаговые наглядные инструкции можно найти в инструкции к FPV дрону или на YouTube.
FPV очки + видеопередатчик
Сопряжение FPV очков с видеопередатчиком (VTX) аналогично поиску телеканалов на телевизоре. Достаточно после включения дрона запустить посредством интерфейса очков автопоиск транслируемого видеоканала (при наличии такой функции у FPV очков/шлема), либо осуществить поиск в ручную и можно взлетать. Питание очков/шлема может осуществляться как от встроенного, так и от внешнего АКБ. Встроенный аккумулятор обычно заряжается от идущего в комплекте с очками/шлемом зарядного устройства, а внешний посредством ЗУ, которое вы обязательно докупите для зарядки батарей дрона.
Если в комплектацию выбранной модели FPV дрона не включена аккумуляторная батарея (PNP комплектация), то для выбора аккумулятора нужно либо перейти на сайт разработчика и выбрать батарею из доступного списка, либо используя характеристики рекомендуемой АКБ (обычно доступно в спецификации дрона; например: 11.1V 350mAh 30C LiPo) подобрать батарею из числа сторонних известных разработчиков. В таком случае помимо рекомендуемых характеристик пользователю нужно обратить своё внимание на соединительный коннектор питающего кабеля дрона, который как правило бывает следующих типов: JST/JST-PH 2.0/BT2.0/XT30/XT60. Для тех кто будет подбирать АКБ из числа сторонних разработчиков мы собрали самые популярные батареи положительно зарекомендовавшие себя на практике, и расположили их в порядке возрастания по энергоэффективности для каждого типа батарей 1S/2S/3S (HV) LiPo, актуальных для питания микро FPV дронов.
Рекомендуемые АКБ для микро FPV дрона:
1S (3.7V/3.8V) LiPo батареи
Luminier 1S 3.7v 205mAh 25C
New Bee Drone Nitro Nectar 1S 3.7v 250mAh 30C
Tattu 1S 3.7v 220mAh 45C
GNB 1S 3.8v 300mAh HV 30C
BetaFPV 1S 3.8v 300mAh HV 30C
GNB 1S 3.7v 350mAh 80C
Eachine 1S 3.8v 460mAh HV 50С
Emax 1S 3.8v 450mah HV 80C
GNB 1S 3.8v 520mAh HV 80С
2S (7.4V/7.6V) LiPo батареи
BetaFPV 2S 300mAh 45C
Tattu 2S 300mAh 45C
URUAV 2S 300mAh HV 80C
GNB 2S 300mAh HV 80C
Acehe 2S 450mAh 75C
GNB 2S 650mAh 60C
XF Power 2S 450mAh 75C
GNB 2S 450mAh HV 80C
3S (11.1/11.4V) LiPo батареи
GNB 3S 300mAh 80C HV
BetaFPV 3S 450mAh 75С
CNHL Ministar 3S 450mAh 70C
Infinity 3S 550mAh 70C
RDQ series 3S 450mAh 80C
GNB 3S 550mAh 80C
Tattu 3S 450mAh 75C
GNB 3S 450mAh 80C HV
GNB 3S 520mAh 80C HV
GNB 3S 650mAh 60C HV
Acehe 3S 650mAh 75С
При выборе LiPo всегда придерживайтесь известных брендов, чтобы обеспечить достойное качество и производительность. Помните, однажды сэкономив на LiPo, можно очень дорого за это поплатиться! Более подробно о литий-полимерных АКБ, о том, как правильно их подбирать, безопасно эксплуатировать, заряжать, осуществлять хранение и утилизацию можно узнать из нашего обзора.
Зарядное устройство
Это следующее дополнительное устройство, которое необходимо будет приобрести, так как любой аккумулятор после работы требует зарядки. На прилавках глобального рынка (Amazon, Ebay, AliExpress, GearBest, Banggood и т.д.) существует великое множество зарядных устройств, но как и в случае с АКБ/Аппаратурой управления, не все они одинаково полезны. Правильно выбранное зарядное устройство сможет не только исправно служить долгое время, но и поддерживать максимальную энергоэффективность АКБ на протяжении всего срока службы. Ниже, мы подобрали для вас ряд самых удачных зарядный устройств, которые успели положительно зарекомендовать себя в нашем любом хобби.
Рекомендуемые ЗУ
Указанные в списке АКБ являются универсальными устройствами и могут заряжать батареи различных типов и ёмкостей используемых в хобби как для питания БЛА, так и других радио моделей и не только. Также отметим, что в комплектах ЗУ не всегда есть все необходимые переходники для зарядки АКБ, но их всегда можно докупить отдельно.
Со своей стороны хотим отметить, что несмотря на положительные отзывы о ниже представленных ЗУ, со временем их неизбежно заменят более технологичные модели. Соответственно, если на текущий момент времени вы не смогли найти в продаже ЗУ из этого списка, рекомендуем перейти на официальный сайт разработчика понравившегося вам зарядного устройства и ознакомиться там с новым предлагаемым ассортиментом.
SKYRC B6 AC V2
Важно! Представленная модель пользуется большим спросом в хобби, в связи с чем на рынке существует большое количество подделок, которые в свою очередь славятся коротким сроком службы и неудовлетворительным качеством заряда! Перед покупкой всегда уточняйте у продавца информацию о оригинальности продукта. К сведению! На задней части фирменного зарядного устройства, всегда присутствует защитный код, посредством которого на официальном сайте разработчика можно проверить оригинальность ЗУ.
SKYRC IMAX B6 mini
Важно! Представленная модель пользуется большим спросом в хобби, в связи с чем на рынке существует большое количество подделок, которые в свою очередь славятся коротким сроком службы и неудовлетворительным качеством заряда! Перед покупкой всегда уточняйте у продавца информацию о оригинальности продукта. К сведению! На задней части фирменного зарядного устройства, всегда присутствует защитный код, посредством которого на официальном сайте разработчика можно проверить оригинальность ЗУ. Также стоит учитывать, что в комплекте нет блока питания. Докупается отдельно. На рынке предлагается великое множество вариантов от сторонних производителей, однако, если вы не знаете как правильно подбирается БП, то будет лучшим купить оригинальный от SKYRC!
ProLead RC B6 80AC
Tenergy TB6AC+80W
SKYRC Q200
EV-PEAK C1-XR
ToolkitRC M8
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
HOBBYMATE D6 DUO PRO
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
ISDT D2 Dual
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
ISDT Q6 Pro
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
ISDT 608AC
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
ISDT T8
ЗУ доходит до покупателя без комплекта переходников (докупаются отдельно).
Шаг 2. Обучение
Сегодня обучение пилотированию FPV дроном отчасти схоже с обучением пилотов гражданской и военной авиации, а именно, для каждого всё начинается с симулятора, так как это безопасно, недорого и практично. Как мы уже упомянули выше, управление FPV дроном осуществляется в Acro режиме, который требует от начинающего пилота особых навыков, приобретаемых исключительно посредством практики. А так как первые шаги в большинстве случаев сопряжены с многочисленными крашами (падениями, столкновениями с препятствиями и т.д.), — что по понятным причинам приводит к всевозможным разрушениям дрона, будет лучшим начать обучение именно с FPV дрон-симулятора.
Отметим, что потенциал FPV дрон-симулятора актуален не только для новичков беспилотного хобби, но и для профессионалов, — например, в период подготовки к соревнованиям (позволяет создавать виртуальные FPV треки будущего мероприятия и отрабатывать маршрут полёта до автоматизма; либо для отработки новых фигур пилотажа).
Симуляторы
Ассортимент предлагаемых FPV дрон-симуляторов достаточно широк и постепенно этот список будет только пополняться. Исходя из личного опыта мы рекомендуем новичку обратить своё внимание на профессиональный симулятор от известной в мировом спорте DRL лиги по дрон-рейсингу — DRL Simulator, который в большей степени заточен под профессионалов и продвинутых пользователей хобби, но при этом имеет достаточную виртуальную обучающую базу для новичков. Более подробно о всех доступных FPV дрон-симуляторах рекомендуем нашу специально подготовленную статью.
Шаг 3. Практика
Какими бы уникальными ни были симуляторы, заменить реальную практику они никогда не смогут. И поэтому, когда полученный виртуальный опыт позволит перейти к реальным полётам, у новичка возникнет вполне обоснованный вопрос — с чего лучше начинать? Как мы уже говорили в начале этой статьи, — начинать надо с микро FPV дронов. Практиковать можно как дома, так и на улице, главное правильно выбрать для этого квадрики. Мы собрали для вас несколько самых популярных в хобби микро моделей, которые получили самую высокую оценку как новичков, так и продвинутых пользователей, и разделили их на модели для безопасной эксплуатации дома, и модели для адреналиновых полётов на улице.
Почему для дома и улицы? Во первых из соображений безопасности, — когда мы говорим о домашних полётах. Во вторых, когда вы пилотируете в стеснённых условиях, прежде всего отрабатывается точность/техника управления. А когда полёт осуществляется на улице, помимо всего прочего отрабатываются различные фигуры пилотажа, происходит адаптация к скорости и в целом к полёту в режиме от первого лица в условиях свободного пространства, ну и несомненно у дрона без защиты пропеллеров лётные характеристики на порядок лучше.
К сведению! На практике не редкость, когда пилотирование в FPV очках у некоторых людей вызывало головокружение. В таком случае рекомендуется на время перейти от FPV очков к FPV шлему, либо вовсе задействовать FPV монитор. Данный факт ещё раз указывает на существенную разницу погружения в полёт при использовании различных FPV устройств вывода изображения.
Рекомендуемые микро FPV дроны
Со своей стороны хотим отметить, что несмотря на положительные отзывы о ниже представленных FPV квадриках, со временем их неизбежно заменят более технологичные модели. Соответственно, если на текущий момент времени вы не смогли найти в продаже FPV дрон из этого списка, рекомендуем перейти на официальный сайт разработчика понравившейся вам модели и ознакомиться там с новым предлагаемым ассортиментом.
Для дома
Eachine US65 UK65
URUAV UR65
Betafpv Beta65 Pro
Happymodel Mobula6
Eachine TRASHCAN
Happymodel Mobula7 HD
Emax Tinyhawk (RTF комплект)
EMAX Tinyhawk II (RTF комплект)
KINGKONG/LDARC TINY GT7
KINGKONG/LDARC TINY GT8
Emax Tinyhawk S
iFlight TurboBee 99R
iFlight CineBee 75HD
Eachine Cinecan 4K
SPC Maker Mini Whale HD
Happymodel Larva X HD (квадрик 2 в 1; со съёмной защитой для дома и улицы)
iFlight Cinebee Hybrid 4K
iFlight Titan DC2 HD
Доступен в двух RTF и BNF комплектациях. На борту самая современная начинка, которую дополняет уникальная FPV система от DJI Innovations.
Для улицы
Eachine Tyro69 (ARF версия или конструктор)
Eachine Novice-III (RTF версия)
Eachine RedDevil V2
Happymodel Sailfly-X
HGLRC Parrot120
SKYSTARS TALON X110
Diatone GTB229
EMAX Tinyhawk Freestyle
FullSpeed Toothpick
SPC Maker S125
SPC Maker X90
Emax Babyhawk-R RACE Edition
Emax Tinyhawk II Race
GEPRC PHANTOM
iFlight TurboBee 120RS
BetaFPV Twig XL 3″
Happymodel Larva X HD (квадрик 2 в 1; со съёмной защитой)
Подытожим
Итак, кратко подытожим всё выше сказанное. Чтобы быстро войти в нишу гоночных FPV дронов, начинать надо с малого. Для тех, кто не может себе позволить покупку аппаратуры управления, FPV очков/шлема, АКБ, и ЗУ, лучшим будет выбор RTF комплекта, в котором дрон доходит до потребителя со всеми необходимыми для эксплуатации компонентами. Для всех остальных, первоочередным делом будет выбор и покупка всех указанных выше необходимых доп. компонентов.
Затем нужно обзавестись FPV дрон-симулятором и начать знакомиться с физикой пилотирования в Acro режиме (не менее 100 часов практики). После того как вы уверенно сможете пилотировать виртуальным дроном, можно переходить к реальным полётам.
Для этого желательно приобрести сразу два дрона, один для полётов дома (с кольцевой защитой моторов), другой для полётов на улице (без защиты). Безусловно и те и другие могут летать в помещении и на улице, но для новичка в целях безопасности будет лучшим, чтобы квадрик для дома был с защитой пропеллеров. Если покупку двух дронов ваш бюджет не покрывает, выбор должен пасть на модель с кольцевой защитой соответственно. Далее совмещаете полёты посредством симулятора и купленных микро квадов.
Помните, чем больше вы практикуете, тем быстрее перейдёте к скоростным мини дронам. По мере прогресса в пилотировании, что вы обязательно рано или поздно поймёте в процессе обучения, можно будет переходить к мини дронам с рамами от 150 мм и выше.
Важно! Для полётов на улице выбирайте территории свободные от людей, животных, автомобилей и т.п. (поле в любом его проявлении будет лучшим местом). Помните! Как бы быстро вы не продвигались в хобби, вы всё время учитесь, поэтому не задавайтесь, исключайте беспечность и уважайте тех, кто вас окружает. На этом всё, спасибо за внимание, надеемся наш опыт будет вам полезен. Летайте аккуратно и безопасно!
Видео
FPV прогресс за один год.