Что такое fob и cif
Условия поставки
Описание значений терминов FOB , CIF , CFR и других.
Термины можно разделить 4 группы:
Группа E — Место отправки (Departure):
EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.
Группа F — Основная перевозка неоплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.
FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.
Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. Carriage Paid To (указан порт назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном порту
CIP. Carriage and Insurance Paid to (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном порту
Группа D — Доставка (Arrival):
DAF. Delivered At Frontier (указано место) — товар доставляется к границе без растаможивания
DES. Delivered Ex Ship (указан порт) — товар доставляется на судне без растаможивания
DEQ. Delivered Ex Quay (указан порт) — товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания
DDU. Delivered Duty Unpaid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике
DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков
FOB (ФОБ)
Сокращение от английского Ex Works, буквально » с места работы «. Также применяется русское «самовывоз».
Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д. Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, «самовывоз из Москвы».
От английского «Carriage Paid To» — » Фрахт/перевозка оплачены до «. Применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.
От английского «Delivered At Frontier» — » доставленно на границе «. Может применяться, при поставке железнодорожным или автомобильным транспортом. Продавец несёт обязанности по транспортировке товара до границы. Покупатель несёт обязанности и по таможенному оформлению товара, и по траспортировке с границы до своего местонахождения. Риски переходят в момент достижения груза границы.
Когда вы покупаете CIF, а когда – FOB?
Аббревиатура CIF означает «стоимость, страхование и фрахт», а FOB означает «франко-борт». Эти термины используются в международной торговле в отношении морских перевозок, когда товары должны быть доставлены из одного пункта назначения в другой посредством морского судоходства. Эти термины также используются для внутренних и воздушных перевозок.
CIF считается лучшим способом покупки товаров для новичков в международной торговле. Это также может быть лучшим вариантом для начинающих трейдеров, у которых есть небольшие грузы. В системе CIF продавец несет ответственность за транспортировку товара в ближайший порт, погрузку товара на судно и оплату фрахта за товар, который должен быть доставлен в порт, выбранный покупателем. Продавец также несет ответственность за оплату страховки товара.
Лучше покупать FOB тем, кто уже знаком с международной торговлей. У этих торговцев есть свои собственные экспедиторы и логистические агенты в порту, где покупатель загружает товары для импорта. При торговле на условиях ФОБ продавец несет ответственность только за доставку товара в ближайший порт со своей стороны. Это место указывается после FOB, и это важно для бухгалтеров, поскольку товары становятся активами для покупателя в день их прибытия в это место. Товар считается доставленным после перехода через поручни судна. Таким образом, покупатель несет ответственность за оплату фрахта и страховки судна. Преимущество покупки на условиях FOB заключается в том, что покупатель может получить более выгодные предложения по фрахтовым услугам, в отличие от CIF, где покупатель должен полагаться на фрахтовые услуги, выбранные продавцом. Это связано с тем, что продавец может стремиться получить прибыль от транспортных услуг. Таким образом, покупатель получает прибыль от покупки на условиях FOB.
Простое практическое правило международной торговли – покупать на условиях FOB и продавать на условиях CIF. Следование этому правилу может принести трейдеру некоторую прибыль.
CIF против FOB: в чем разница?
CIF против FOB: обзор
Ключевые выводы
CIF считается более дорогим вариантом при покупке товаров. Это связано с тем, что продавец использует экспедитора по своему выбору, который может взимать с покупателя больше, чтобы увеличить прибыль от сделки. Связь также может быть проблемой, потому что покупатель полагается исключительно на людей, которые действуют от имени продавца. Покупателю, возможно, придется оплатить дополнительные сборы в порту, такие как сборы за стыковку и таможенное оформление, до того, как товары будут очищены.
Контракты на условиях FOB освобождают продавца от ответственности после отгрузки товара.После того, как товары были загружены – технически «перевалили через поручни судна», – они считаются переданными под контроль покупателя.Когда рейс начинается, покупатель принимает на себя всю ответственность. Таким образом, покупатель может договориться о более низкой цене на фрахт и страховку с экспедитором по своему выбору. Фактически, некоторые международные трейдеры стремятся максимизировать свою прибыль, покупая FOB и продавая CIF.
Краткий обзор
По контрактам на условиях FOB, когда рейс начинается, покупатель принимает на себя всю ответственность за отгруженные товары.
Ключевые отличия
CIF и FOB в основном различаются тем, кто принимает на себя ответственность за товар во время транспортировки.В соглашениях CIF страхование и другие расходы берет на себя продавец, при этом ответственность и расходы, связанные с успешным транзитом, оплачиваются продавцом до момента получения товара покупателем.В обязанности продавца входит транспортировка товара в ближайший порт, погрузка его на судно, оплата страховки и фрахта.
В некоторых соглашениях товары не считаются доставленными до тех пор, пока они фактически не окажутся во владении покупателя; в других случаях товары считаются доставленными – и ответственность за них несет покупатель – после того, как они прибывают в порт назначения.
Каждое соглашение имеет свои преимущества и недостатки для обеих сторон. Хотя продавцы часто предпочитают FOB, а покупатели предпочитают CIF, в некоторых торговых соглашениях один метод более удобен для обеих сторон. Продавец, обладающий знаниями местных обычаев, которых нет у покупателя, скорее всего, возьмет на себя ответственность CIF, например, чтобы побудить покупателя принять сделку. Небольшие компании могут предпочесть, чтобы ответственность взяла на себя более крупная сторона, поскольку это может привести к снижению затрат. Некоторые компании также имеют специальный доступ через таможню, документируют транспортные расходы при расчете налогов и другие потребности, которые требуют заключения конкретного соглашения о доставке.
Транспортные условия поставки в международной торговле. Что такое базис поставки?
Контрактная цена и что такое базис поставки?
В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.
Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон
Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:
В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF.
Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.
FOB условия поставки
Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки.
Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.
CIF условия поставки
Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.
Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.
Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.
Транспортные условия и коммерческие риски
Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:
Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.
Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.
Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза
Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.
Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.
В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.
Термины Инкотермс (Incoterms) и их особенности
Incoterms или Инкотермс (International commerce terms) — международные правила, для однозначного толкования терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю (франко место). Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи.
Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.
EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.
Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения. Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.
FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.
FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.
Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна. Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.
CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.
CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.
CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.
Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.
CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.
DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.
DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.
DDP (от английского Delivery Duty Paid ) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.
Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.
Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).
CIF и FOB: особенности, различия
Обладать глубокими познаниями в перевозках заказчику совершенно необязательно. Но иногда полагаться только на мнение и совет логистической компании не хочется. В таком случае нужно изучить общие понятия поставки Инкотермс. В большинстве случаев предлагается лишь схематическое расположение складов, грузовиков, схем движения и перевозок. Письменные комментарии прикладываются не так часто, но даже с ними разобраться во всех базисах сложно. И это мы заявляем с позиции профессиональных логистов, которые за плечами имеют большой опыт работы. Как разобраться во всем многообразии терминов человеку, который делает только первые шаги в логистике, мы не представляем.
Различия между базисами кроются в мелочах, поэтому нужно точно понимать определение каждого термина. Мы попытаемся объяснить все очень без сложных терминологий. Разбираться в отличиях будем на примере транспортировки груза из Китая в Санкт-Петербург. В этом направлении обычно применяются базисы CIF и FOB. На первый взгляд, различия между ними покажутся несущественными, но от этого зависит стратегия всего бизнеса. Трудности с выбором связаны со сложными определениями в google, сухой язык не дает четкого понимания условия.
Теперь абстрагируемся от теории и перейдем к практике. Во время перевозки клиенту не приходится переживать из-за решения проблем с переходящей ответственностью. Все механизмы и последовательность действий очень четко отработаны, поэтому все этапы перевозки на себя возлагают логистические фирмы или судоходные компании.