Что такое flat иллюстрация
Что такое flat design
Куда исчезли реалистичные иконки и кнопки на сайтах? Оказывается, всему виной мода на flat design.
Flat design: почему дизайн стал плоским
Flat design или плоский дизайн — это тенденция в дизайне, когда объекты изображаются без передачи объёма. Направление обрело популярность
в 2012–2014 годах и остаётся актуальным по сей день. В его основе — чистые, лаконичные, схематичные изображения без лишней детализации.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Почему появился flat design
Плоский дизайн — противоположность скевоморфизму. Плоским иконкам и кнопкам предшествовали изображения, показывающие объекты реалистично: с демонстрацией деталей, светотени и бликов.
На заре компьютерной эры дизайнеры стремились поразить людей красотой и техническими возможностями создания реалистичной графики, привлечь этим новых пользователей. Сейчас красивыми картинками уже никого не удивить, а цифровые сервисы мы используем для покупок, общения, поиска информации — удобство, простота и минимализм в дизайне стали важнее эстетики.
Принципы плоского дизайна
В отличие от скевоморфного дизайна, плоская графика имеет несколько особенностей:
Области применения
Чаще всего термин flat design используют в контексте дизайна интерфейсов. Именно развитие цифровых технологий создало предпосылки для появления тренда на плоскую графику. Пользователям гаджетов потребовались простые и понятные интерфейсы, которые быстро загружаются и легко адаптируются под разные экраны.
Однако с ростом популярности плоских интерфейсов этот тренд перешёл и в дизайн логотипов. Объёмные фирменные знаки сейчас используют гораздо реже, и многие из них кажутся старомодными — большинство крупных компаний перешли на плоский дизайн. Вспомним хотя бы редизайн Google в 2013 году.
Сейчас трудно вспомнить логотип известной компании, который оставался бы скевоморфным. Мы всё больше взаимодействуем с брендами через сайты и приложения, где логотипы становятся частью интерфейса. Они тоже должны быстро загружаться и хорошо смотреться в любом масштабе, поэтому flat design более актуален.
Термин flat также используется и для иллюстрации. Двухмерные картинки часто размещают на сайтах, чтобы оживить простой функциональный дизайн. Преимущества у них всё те же: быстрая загрузка и хорошая узнаваемость. А ещё 2D-графика сравнительно недорогая в отрисовке: такие иллюстрации для компаний выгоднее, чем профессиональная фотосъёмка или 3D-визуализация.
Тренд на flat design появился для улучшения юзабилити пользовательских интерфейсов. Но современный человек всё больше времени проводит с гаджетами. Поэтому логотипы и иллюстрации стали частью цифровой среды, и зачастую они тоже плоские. В современном веб-дизайне не так важны украшения, как скорость взаимодействия и удобство интерфейса.
Теперь дизайнеры интерфейсов занимаются не отрисовкой красивых картинок, а изучением поведения людей на сайтах, чтобы создавать удобные сервисы. Хотите заниматься улучшением пользовательского опыта? Записывайтесь на курс UX-дизайна.
Плоский дизайн: особенности и лучшие примеры для вдохновения
Что такое плоский дизайн
Плоский дизайн подразумевает минималистичные решения, простой пользовательский интерфейс. Часто используются геометрические формы, без наложения визуальных эффектов. Flat дизайн создает ощущение стильного и современного ресурса, делает контент понятным для восприятия. Рассмотрим основные принципы плоского дизайна и особенности их применения.
Главные принципы плоского дизайна
Принцип 1. Ничего лишнего
Плоским этот стиль называется потому, что все элементы не выглядят объемными. Такого эффекта добиваются отсутствием различных декоративных деталей: теней, текстур, бликов, градиента и так далее. В основе лежат простые формы с двумерными изображениями.
Контуры форм четкие и лаконичные. Акцент делается на простоте интерфейса, контенте, как текстовом, так и графическом. Благодаря таким приемам дизайн становится легким и невесомым.
Минимализм и простота способствовали тому, что плоский дизайн стал использоваться для улучшения юзабилити сайта. Понятные структуры, лаконичные формы делают интерфейс интуитивно понятным, позволяют клиенту быстро найти нужную информацию и совершить целевое действие.
Принцип 2. Двумерная графика
Иллюстрации подчеркивают простоту элементов, создают единый стиль для всего сайта и придают оригинальность ресурсу. Наравне с двумерной графикой также используются контурные и сплошные иконки.
Фотографии и другие картинки также применяют в плоском дизайне и оформляют их как отдельную область на сайте. Например:
Принцип 3. Читаемая типографика
Стиль flat убрал все лишнее из дизайна и вывел на первый план контент на сайте. Поэтому для пользователя стало особенно важно, какая типографика используется на ресурсе.
Отсутствие теней и других декоративных деталей привело к тому, что тексты стали восприниматься по-иному. В основном в плоском дизайне используются шрифты без засечек для лучшего восприятия пользователем. Так тексты стало удобно читать, больше внимание стало уделяться содержанию и расположению на сайте.
Иногда типографика играет роль навигационного элемента. Например, меню на сайте оформляют в минималистичном стиле и оставляют только названия разделов. В этом случае текст должен хорошо читаться и быть заметным для пользователя.
Принцип 4. Цветовые акценты
Иногда используются нестандартные цвета, которые выделяют ресурс среди других сайтов схожей тематики. Обычно в плоском дизайне используют чистые оттенки, что создает ощущение свежести и аккуратности.
Принцип 5. Белое пространство
Чтобы создать ощущение легкости, дизайнеры используют не только чистые цвета, но и правильно распределяют пространство на сайте. Для этого используют принципы, изложенные нами в этой статье.
Дизайнер располагает элементы с учетом пробелов и воздуха между ними, как в этом примере:
Также особое внимание уделяется композиции сайта. Как правило, дизайнеры стараются создавать макет, используя модульную сетку для облегчения верстки и улучшения восприятия макета пользователем.
Необходимо тщательно следить за использованием пространства на сайте и не переусердствовать. Иногда дизайнеры добавляют слишком много воздуха между элементами и пользователь теряется на странице, не понимает, как осуществляется навигация на сайте. Страница превращается в бесконечный набор элементов без визуальной мотивации скроллить дальше, и пользователь уходит с сайта.
Юзабилити для плоского дизайна
Однако, несмотря на все преимущества стиля flat есть несколько проблем, которые разработчик должен учитывать, создавая дизайн сайта.
Проблемы flat дизайна
Несмотря на все преимущества пользователи периодически сталкиваются с проблемами в использовании интерфейса, основанном на плоском дизайне. Некоторые дизайнеры зацикливаются на простоте и эстетически привлекательном виде и забывают о юзабилити. Разберем некоторые проблемы во взаимодействии с пользователем и способы их устранения.
1. Интерактивность элементов
Плоские элементы (кнопки, формы, иллюстрации и иконки) оформлены так, что с первого взгляда пользователь может не понять, какой из них является активным, а какой использован дизайнером для декоративной цели. Особенно это заметно на сайтах, где применяется блочная структура:
Непонятно, на какой из этих элементов можно кликнуть. В результате пользователь начинает проверять все элементы подряд.
2. Индивидуальность
С помощью плоского дизайна можно как выделить свой сайт среди конкурентов, так и наоборот, потерять индивидуальность. Простые геометрические фигуры, стандартное расположение блоков, типовые шрифты могут стать причиной схожести с другими сайтами с плоским дизайном. Такие элементы хоть и являются стильным решением, ограничивают дизайнера в его творческом самовыражении.
Решение: использовать яркие цвета, нестандартную композицию, уникальные иллюстрации и текстовый контент. Так совпадения с другими веб-страницами сведутся к минимуму и ресурс будет уникальным по сравнению с конкурирующими сайтами.
3. Шрифты
Решение: использовать читабельные шрифты, делать тексты интересными и полезными для пользователя.
4. Навигация
Некоторые дизайнеры до того упрощают элементы навигации, что пользователю становится непонятно, как перейти в следующий раздел, как найти нужную информацию и что делать дальше. Например, рисуют иконки настолько упрощенными, что непонятно, какой значок что обозначает. Такой подход мешает пользователю ориентироваться на сайте, снижает уровень юзабилити в целом.
Отдельно нужно сказать про ссылки на сайте. Дизайнеры часто пренебрегают их оформлением и клиенту становится непонятно, какой элемент ведет на следующую страницу. Например, блоки оформляют таким образом, что кликабельным становится только иконка, а не весь элемент в целом.
Решение: продумать оформление навигационных элементов и сделать их заметными для пользователя с помощью цветовых акцентов, придания глубины с помощью длинных теней. Осторожно использовать белое пространство.
Если пользователь не может определить, какие элементы на странице активные, не может прочитать текст и не знает, как совершить целевое действие, он уйдет с сайта несмотря на эстетически привлекательный «легкий» дизайн. Поэтому при разработке дизайна нужно в первую очередь учитывать удобство пользователя.
Кому подойдет плоский дизайн
В связи с особенностями плоского дизайна, такой стиль подойдет далеко не всем. Есть несколько параметров, с помощью которых можно определить, нужно ли делать сайт в данном стиле:
В остальных случаях необходим индивидуальный подход при выборе дизайна. Нужно учитывать сложность ресурса, качество и количество контента, целевую аудиторию сайта и множество других факторов.
Такой эффект глубины позволяет уйти от множества проблем с юзабилити и в то же время оставаться современным и модным решением в дизайне.
5 примеров плоского дизайна для вдохновения
1. Уникальные иллюстрации
Дизайнеры сами становятся иллюстраторами и создают целые произведения для главных экранов.
2. Цветовые решения
Другие любят работать с цветом и выбирают яркие и сочные оттенки для создания атмосферы на сайте.
Все оттенки синего используются для главного экрана и в дальнейшем при разработке форм и призывов к действию. С помощью малиновых оттенков автор расставляет цветовые акценты и привлекает внимание к кнопкам:
3. Функциональность
4. Фотографии
Некоторые дизайнеры больше любят фотографии. Они создают дизайн с помощью изображений, которые не отличишь от настоящих иллюстраций:
5. Структура
Студия дизайна IDBI использует в своих работах как принципы плоского дизайна, так и другие стили. Мы следим за тенденциями в веб-разработке и работаем как с классическими интерфейсами, так и применяя различные подходы других дизайн-систем. Больше о наших проектах можно узнать в разделе «Портфолио».
3 типичные ошибки в флэт-иллюстрации
И как их исправить.
Это вольная адаптация статьи Мэд Рэбита. Она о том, как сделать флэт-иллюстрации более выразительными. Мэд отличный иллюстратор с неоднозначным чувством юмора.
Мэд учит иллюстрации. В этой статье он рассказывает о самых частых косяках, которые видел у своих студентов.
Ошибка 1. Начинающие ломают форму
Сигарета справа приобрела гранёную форму, потому что художник не знал, как работать со светом и тенью. Хорошей базой для таких знаний была бы школа академического рисунка. Для тренировки нужно рисовать шары и другие простые геометрические формы.
Мотивы решения ясны: захотелось сделать форму сочнее и графичнее, но из-за лишнего перехода из тёмно-серого в белый образовалась ненужная грань.
Плоские тени — основной способ показать форму иллюстрации в флэте. Вот два объекта:
Оба варианта наложения тени имеют право на существование. От чего зависит, какой вариант выбрать?
В рисунке А нижняя поверхность плоская. В Б тень падает на цилиндр. Посмотри на реальный объект. Тень ведёт себя так же:
В плоской графике мы сознательно упрощаем детали, чтобы сделать их чище. При этом мы не хотим терять ощущение объёма. В этом ракурсе линия горизонта находится на на уровне глаз и у объекта видна только одна сторона. Если бы не падающая тень, цилиндр ничем бы не отличался от прямоугольника.
У объекта А него нет глубины, потому что нет этой зацепки. Его неинтересно разглядывать. В объекте Б появился объем, видно направление источника света.
Задача флэт-иллюстратора не игнорировать объем, а стилизовать его.
Упрощать так, чтобы подчеркнуть форму предмета, не меняя её.
Ссылки по теме
Ошибка 2. Начинающие выбирают невыразительный ракурс
Они работают только в анфас. Но большинство предметов в в этом ракурсе смотрятся скучно и не передают своей реальной формы.
На разборе одной из работ Мэд назвал ракурс в анфас в честь ученицы:
Флэт-иллюстрация совершенно не отменяет того что можно использовать интересную перспективу. Классический вариант — это изометрия.
Не обязательно избегать прямого ракурса, но тогда нужно подсказывать объём, делая картинку многослойной и выделяя, что ближе к зрителю.
Вот два рисунка чашки:
Первое, что мы определяем — источник света. В данном случае он слева.
На рисунке А объем недостаточно проработан: высота кружки и положение рукоятки находятся на одном уровне и сливаются в одну форму. Однако, рукоятка должна быть дальше от зрителя, чем край кружки. Значит, на неё должна падать тень.
Исправляем ошибку на рисунке Б. Стало лучше, но пока всё-ещё скучно. Что если добавить блюдце?
Форма стала более узнаваемой, а иллюстрация глубже, её стало интереснее разглядывать.
Мэд активно применяет его в своих иллюстрациях:
Объекты могут не только лежать друг на друге, но и парить. Это классно смотрятся в изометрических иллюстрациях, о которых мы поговорим в другой раз:
Чтобы делать ракурс выразительным, нужно много практиковаться в работе с композицией. Нужно больше смотреть на чужие работы, замечать детали, копировать фишки и анализировать.
Ошибка 3. Начинающие не используют потенциал цвета
Для них покрасить объект — это неприятная необходимая процедура. Причина провала в том, что нет понимания, как смешивать цвета.
Cлева показано, как многие новички любят подбирать цвет тени: берут исходный цвет, смешивают его с его же оттенком потемнее. Это скучно. В реальном мире тени всегда имеют оттенок в зависимости от освещения. В мире флэт-иллюстрации этот оттенок можно дополнительно подчеркнуть.
Флэт дизайн: история, преимущества и применение на практике
Сегодня мы сосредоточим наше внимание на одном из самых популярных направлений современного графического дизайна, который называется флэт дизайн.
Известный художник Эдгар Дега однажды сказал: «Искусство — это не то, что вы видите, но то, что вы даете увидеть другим». Это касается и графического дизайна, который также можно определить как искусство, решающее конкретную задачу. Графический дизайн способен изменять настроение и сообщение через малейшие изменения форм и оттенков, букв и интервалов. Тенденции в этой сфере, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни, поскольку они влияют на процесс принятия решений и решения проблем представления современного продукта, а также формируют вкусы пользователей.
Определение флэт дизайна
Сегодня термин «флэт дизайн» применяется в графике для множества целей и задач, которые имеют общие стилистические особенности. Флэт дизайн — это направление, которое нашло множество проявлений в сфере диджитал продуктов, благодаря лаконичному использованию визуальных выразительных средств.
В настоящее время этот термин широко используется как противоположность «богатому дизайну» из-за гармоничной простоты, взятой за основу этого подхода. Наиболее заметной особенностью, которая дала название этому направлению, является применение плоских (flat) двумерных визуальных деталей, в противоположность высокореалистичным и детализированным скевоморфным изображениям. Плоский дизайн активно развивается в течение последних лет, охватывая все больше и больше областей графического дизайна, которые находят широкое и разнообразное применение в области цифрового дизайна для веб-и мобильных интерфейсов. Такой подход можно рассматривать как стиль, способствующий повышению удобства использования и визуальной гармонии пользовательских интерфейсов.
История флэт дизайна
Очевидно, что флэт дизайн не появился из воздуха. Его истоком обычно считают швейцарский стиль. Швейцарский стиль, также известный под названием International Typographic Style или более коротко — международный стиль, — это направление, которое зародилось в 1920-х годах, но было встречено очень критично, а затем получило яркое перерождение в графическом дизайне в Швейцарии 1940-50-х годов, ставшим прочной основой графического дизайна середины 20-го века во всем мире. Основоположниками этого творческого движения были Йозеф Мюллер-Брокманн и Армин Хофманн.
Согласно сайту Design Is History, краткое описание ключевых особенностей этого стиля заключается в следующем: «… стиль ориентировался на простоту, удобочитаемость и объективность. Наследие этого стиля — использование шрифтов без засечек, сеток и асимметричных макетов. Также выделяется сочетание типографики и фотографии как средства визуальной коммуникации. Основные влиятельные работы были разработаны как плакаты, которые считались наиболее эффективным средством предоставления информации».
Плакаты, представленные в качестве примеров, показывают, что приверженцам этого стиля нравились простые формы, смелые и строгие шрифты с высокой степенью удобочитаемости, геометрические комбинации деталей, плоские иллюстрации и четкая визуальная иерархия. Швейцарский дизайн быстро становился все более популярным в разных странах и получил новую жизнь в искусстве начала XXI века.
Хоть этот стиль получил множество выражений в области визуального дизайна для печати: плакаты, штампы, открытки, обложки книг, журналы и т. д., он значительно расширил свои горизонты в эпоху цифрового дизайна, особенно в области дизайна пользовательских интерфейсов.
Веб-сайты и мобильные приложения, открыли удивительную и плодотворную перспективу для этого минималистичного и функционального подхода к дизайнерским решениям. Стиль получил название «флэт дизайн», который стал сразу популярным и начал новое направление в графическом дизайне.
Первый шаг к повышению популярности плоского UI в цифровых продуктах был сделан Microsoft, это движение началось в начале 2000-х годов и широко развилось в продуктах 2010 года, в частности, в разработке мобильных интерфейсов для Windows Phone 7. Основные особенности плоского дизайна, такие как интуитивные простые формы, жирная четкая типография, яркие контрастные цвета, длинные тени, отсутствие сложных деталей и текстур, хорошо прижились. Следующий скачок популярности флэт дизайна произошел в 2013 году, когда Apple выпустила iOS 7 на основе принципов плоской графики в качестве основы для удобных интуитивно понятных интерфейсов. Можно также сказать, что некоторые ключевые принципы плоского дизайна нашли свое выражение в Material Design от Google.
Так основными особенностями плоского дизайна стали:
Преимущества плоского дизайна
Фдат дизайн имеет ряд преимуществ, определивших его популярность и разнообразие в цифровом дизайне. Среди из наиболее значительных:
Со всем вышесказанным, плоский дизайн обеспечивает широкое поле для творческого поиска и стилистических концепций.
Флэт дизайн — применение на практике
Разнообразие направлений дизайна, доступных и развивающихся в наши дни, хорошо подходят для применения флэт дизайна из-за его гибкости и художественной свободы.
Проектирование пользовательского интерфейса
Даже на начальном этапе планирования общей компоновки, логики и переходов могут применяться принципы плоского дизайна. Инструменты и программное обеспечение для цифрового дизайна, используемые на этом решающем этапе, позволяют дизайнерам представить клиентам и команде единую схему всех экранов приложений или веб-страниц, и даже эта базовая схема уже имеет ключевые черты визуализации, типичные для плоского дизайна. На этом этапе он идеально подходит для быстрого и эффективного отображения дизайнерских решений, приведенных в простой монохромной схеме.
Дизайн пользовательского интерфейса
Пользовательские интерфейсы определенно стали широким и благоприятным полем для плоского дизайна. Он нашел свое развитие как в абстрактных концепциях взаимодействия с пользователем, так и во множестве оригинальных интерфейсов, иконках, элементов интерфейса и иллюстрациях.
Тематические иллюстрации
Подобные иллюстрации обеспечивают дополнительную поддержку цифровых продуктов и, как правило, более сложны с точки зрения детализации и удовлетворения эстетических потребностей пользователей, в то же время мгновенно устанавливая связь с конкретной темой.
Печатные иллюстрации
Разнообразие целей современного флэт дизайна и его растущая популярность в цифровых продуктах также повлияли и на другие области дизайна, в частности на дизайн для печатных изделий, таких как плакаты и обложки книг, из которых, этот подход брал когда-то свое начало.
Брэндинг
В наши дни бренд-дизайн также успешно применяет принципы плоского дизайна благодаря его гибкости, поскольку многие продукты представлены на устройствах или получают цифровую поддержку в Интернете. Флэт дизайн в брендинге часто представлен в логотипах и иконках приложениях.
Все факты и преимущества, упомянутые о флэт дизайне, определенно, не означают, что этот стиль победил другие подходы к дизайну. Любой стиль и направление дизайна имеют свои преимущества и недостатки. Тем не менее, плоский дизайн открыл новые перспективы, особенно в области пользовательских решений, которые представляют гармоничный баланс красоты и функциональности.