Что такое fis moll в музыке
Фа-диез минор
Фа-диез минор — минорная тональность с тоникой фа-диез, то же, что fis-moll. Имеет три диеза при ключе.
Некоторые произведения в этой тональности
Соседние тональности
Знаки альтерации: | 6 ♭ +Ces | 5 ♭ +Ges | 4 ♭ +Des | 3 ♭ +As | 2 ♭ +Es | 1 ♭ B | 0 ♭ / ♯ | 1 ♯ +Fis | 2 ♯ +Cis | 3 ♯ +Gis | 4 ♯ +Dis | 5 ♯ +Ais | 6 ♯ +Eis |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорные тональности: | Ges-dur | Des-dur | As-dur | Es-dur | B-dur | F-dur | C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur |
Минорные тональности: | es-moll | b-moll | f-moll | c-moll | g-moll | d-moll | a-moll | e-moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll |
Полезное
Смотреть что такое «Фа-диез минор» в других словарях:
ре-диез минор — ре диез минор … Орфографический словарь-справочник
соль-диез минор — соль диез минор … Орфографический словарь-справочник
фа-диез минор — фа диез минор … Орфографический словарь-справочник
До-диез минор — Символ тонического аккорда: cis, Cism, C#m Параллельная тональность: E dur Тональность доминанты: gis moll / Gis dur Тональность субдоминанты: fis moll Натуральная минорная гамма: cis dis ^ e fis gis ^ a h cis Гармоническая минорная гамма … Википедия
Соль-диез минор — Символ тонического аккорда: gis, Gism, G#m Параллельная тональность: H dur Тональность доминанты: dis moll / Dis (Es) dur Тональность субдоминанты: cis moll Натуральная минорная гамма: gis ais ^ h cis dis ^ e fis gis Гармоническая минорная гамма … Википедия
Ре-диез минор — Символ тонического аккорда: dis, Dism, D#m Параллельная тональность: Fis dur Тональность доминанты: ais moll / Ais (B) dur Тональность субдоминанты: gis moll Натуральная минорная гамма: dis eis ^ fis gis ais ^ h cis dis Гармоническая минорная… … Википедия
до-диез минор — до диез минор, до диез минора … Орфографический словарь-справочник
до-диез-минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-диез минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
соль-диез минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Таблица обозначений тональностей
Таблица обозначений тональностей
до-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 ♭ |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 ♭ |
соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 ♭ |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 ♭ |
ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 ♭ |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 ♭ |
ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 ♭ |
фа минор | f-moll | F minor | 4 ♭ |
ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 ♭ |
до минор | c-moll | C minor | 3 ♭ |
си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 ♭ |
соль минор | g-moll | G minor | 2 ♭ |
фа мажор | F-dur | F major | 1 ♭ |
ре минор | d-moll | D minor | 1 ♭ |
до мажор | C-dur | C major | нет |
ля минор | a-moll | A minor | нет |
соль мажор | G-dur | G major | 1 # |
ми минор | e-moll | E minor | 1 # |
ре мажор | D-dur | D major | 2 # |
си минор | h-moll | B minor | 2 # |
ля мажор | A-dur | A major | 3 # |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 # |
ми мажор | E-dur | E major | 4 # |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 # |
си мажор | H-dur | B major | 5 # |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 # |
фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 # |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 # |
до-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 # |
ля-диез минор | ais-moll | A-sharp minor | 7 # |
В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.
В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
Многоликий фа-диез минор
Музыкальные ракурсы
Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.
Мудрость классиков
Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.
Разноцветная музыка
А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.
Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.
Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово «тон», являющееся корнем лексемы «тональность» используется также в изобразительном искусстве и фотографии.
Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как «духовные» тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и «земные, материальные», среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.
Цветотональность
Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с «цветом ада», фиолетовый и синий – обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей». В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере «Прометея» в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.
Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.
Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.
Немного теории
Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе – диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:
Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: «Соната для фортепиано № 1» Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием «Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20» Скрябина. Также широко известна «Прелюдия фа-диез минор № 1» Рахманинова.
На вкус и цвет…
Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл «цветом чистого сознания».
Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою «Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23» «Состояния души», где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.
Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.
Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.
Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.
В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика «взволнованный».
Логичным является следующий вывод: сколько композиторов – столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Про буквенное обозначение тональностей
музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей. За основу взяты буквы латинского алфавита, а также некоторые слова из того же языка.
Какой буквой обозначить тонику?
Про то, как обозвать тонику, вы можете почитать вот тут. Вкратце напомню, что тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её производный вариант (диез, бемоль). Для буквенной записи музыкальных звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита ( a b c d e f g h ) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль). Зарисуйте себе такую табличку-шпору:
Обратите внимания на исключения из правил (отмечены звёздочкой * ):
1) нота си-бемоль любит повыпендриваться, поэтому ей положена отдельная буква, и не какая-нибудь, а буковка b – вторая алфавитная;
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ. Если тональность мажорная – то название тоники пишут с заглавной (большой) буквы, если минорная – со строчной (малой).
Как обозначить лад?
Мажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis (мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории.
Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.
ЕНТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!
Расскажу я вам сказку…. Однажды к тетё Любе в гости пришли самые ленивые музыканты, чтобы угоститься фирменной тётиной Любиной шубой над селёдкой. Как назло ленивых музыкантов всех разом разморило, и едва усевшись за стол, они поникли головами и задремали. Когда они проснулись, их ждало горькое разочарование: какая-то ДУРНАЯ МОЛЬ скушала всю шубу над селёдкой. С тех пор музыканты порешили, что без дур и молей жить проще… Ой, дурацкая сказка получилась, простите)))
В общем, при буквенном обозначении тональностей можно слова dur и moll не писать, лишь бы выполнялось ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ (смотреть выше).
Мы тут со сказкой отвлеклись немножко от темы, я напомню: разбирали буквенное обозначение тональностей. Суть, надеюсь, уловили. Кстати, про буквенное обозначение звуков можно не только почитать подробнее вот здесь, но ещё и посмотреть прикольный видео-урок. Вот он: