Что такое etops в авиации
ETOPS
ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards — в официальном документе расшифровывается как акроним Extended Twin OPerationS) — нормы, особые требования к выполнению полётов на двухмоторном самолёте на малоориентированной местности, разработанные Международной организацией гражданской авиации — ИКАО. По нормам ETOPS маршрут двухмоторного самолёта должен быть построен таким образом, чтобы он постоянно находился в пределах определённого времени полёта до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить аварийную посадку в случае отказа одного из двигателей.
Это позволило урегулировать правила полётов через океан, пустыню либо полярные зоны для таких двухдвигательных самолётов, как А300, А310, А330, А320, Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Боинг 777, Ту-204.
История
В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут», согласно которому двухмоторные самолёты обязаны были находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. ИКАО же расширила зону действия правила до 90 минут, для ухода на запасной аэродром на двух двигателях. Этим правилом пользовались в основном европейские компании.
В начале 1980-х в ИКАО была создана экспертная комиссия по ETOPS для обоснования увеличения допустимых интервалов до 120 минут и выработки соответствующих норм и правил. После долгих обсуждений был утверждён документ ИКАО, известный как Приложение 6, который допускал полёты двухмоторных самолётов на удалении более 60 минут от аэродрома при выполнении определённых условий.
Успешная безаварийная эксплуатация двухмоторных самолётов, согласно ETOPS 120, позволила ИКАО выпустить приложение, обозначающее критерии для ETOPS 60, 120 и 180 минут. По этим нормам самолёты продолжают летать и сегодня.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «ETOPS» в других словарях:
ETOPS — is an acronym for Extended range Twin engine Operational Performance Standards, an International Civil Aviation Organization (ICAO) rule permitting twin engined commercial air transports to fly routes that, at some points, are farther than a… … Wikipedia
ETOPS — Saltar a navegación, búsqueda ETOPS (del inglés Extended range Twin engine Operation Performance Standards, normas de rendimiento operativo de bimotores en vuelos largos ) es un acrónimo de unas reglas de la Organización de Aviación Civil… … Wikipedia Español
ETOPS — (del inglés Extended range Twin engine Operation Performance Standards, normas de rendimiento operativo de bimotores en vuelos largos) es un acrónimo de unas reglas de la Organización de Aviación Civil Internacional (OACI) que perminten que los… … Enciclopedia Universal
ETOPS — Extended range Twin engine Operation Performance Standards Extended range Twin engine Operation Performance Standards (ETOPS) est un règlement de l OACI (Organisation de l aviation civile internationale) permettant aux avions commerciaux équipés… … Wikipédia en Français
ETOPS — ETOPS90 für den Atlantik ETOPS (Extended range Twin engine Operation Performance Standards) sind Regularien der ICAO, die es Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken (Zweimot), wie z. B. Boeing 757, 767 oder 777 bzw. Airbus A300, A310 … Deutsch Wikipedia
ETOPS — Engines Turn Or Passengers Swim (Miscellaneous » Funnies) Engines Turn Or Passengers Swim (Governmental » Transportation) * Extended Twin Engine Over Water Operations (Governmental » Transportation) … Abbreviations dictionary
etops — /ˈitɒps/ (say eetops) noun Aeronautics extended range twin operations … Australian-English dictionary
ETOPS-Zulassung — [Abkürzung für englisch extended range twin engined opperations], spezielle Genehmigung für den Einsatz von Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken auf Langstrecken (z. B. über den Nordatlantik und den nördlichen Indischen Ozean), wenn… … Universal-Lexikon
Extended-range Twin-engine Operation Performance Standards — ETOPS90 für den Atlantik ETOPS (Extended range Twin engine Operational Performance Standards) sind Regularien der ICAO, die es Verkehrsflugzeugen mit nur zwei Triebwerken (Zweimot), wie zum Beispiel Boeing 757, 767, 777 oder 787 beziehungsweise… … Deutsch Wikipedia
Extended-range Twin-engine Operation Performance Standards — (ETOPS) est un règlement de l OACI (Organisation de l aviation civile internationale) permettant aux avions commerciaux équipés de deux moteurs d utiliser des routes aériennes comportant des secteurs à plus d une heure d un aéroport de secours… … Wikipédia en Français
ETOPS
ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards — в официальном документе расшифровывается как акроним Extended Twin OPerationS) — нормы, особые требования к выполнению полётов на двухмоторном самолёте на малоориентированной местности, разработанные ICAO. По нормам ETOPS маршрут двухмоторного самолёта должен быть построен таким образом, чтобы он постоянно находился в пределах определённого времени полёта до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить аварийную посадку в случае отказа одного из двигателей.
Это позволило урегулировать правила полётов через океан, пустыню либо полярные зоны для таких двухдвигательных самолётов, как А300, А310, А330, А320, Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Боинг 777, Ту-204.
История
В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут», согласно которому двухмоторные самолёты обязаны были находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. ICAO же расширила зону действия правила до 90 минут, для ухода на запасной аэродром на двух двигателях. Этим правилом пользовались в основном европейские компании.
В начале 80-х в ICAO была создана экспертная комиссия по ETOPS для обоснования увеличения допустимых интервалов до 120 минут и выработки соответствующих норм и правил. После долгих обсуждений был утверждён документ ICAO, известный как Приложение 6, который допускал полёты двухмоторных самолётов на удалении более 60 минут от аэродрома при выполнении определённых условий.
Успешная безаварийная эксплуатация двухмоторных самолётов, согласно ETOPS 120, позволила ICAO выпустить приложение, обозначающее критерии для ETOPS 60, 120 и 180 минут. По этим нормам самолёты продолжают летать и сегодня.
Полёт на одном двигателе: названы рекордсмены по ETOPS среди двухдвигательных пассажирских самолётов
В первую очередь изучались параметры так называемого ETOPS. Если упрощённо, то это одна из характеристик двухдвигательного самолёта и построенного маршрута, которая определяет способность лайнера в течение 60 минут достичь ближайшего аэропорта для экстренной посадки в случае отказа одного из двигателей.
Для современных самолётов отказ одного из двигателей (если их два и уж тем более четыре) не является фатальным. Даже если такой отказ происходит, то запаса второго двигателя точно хватает для того, чтобы выполнять указанное правило 60 минут.
В этой связи правила выполнения полётов ужесточили как в варианте над морем, так и, например, на пустыней (где до ближайших аэропортом могут быть тысячи километров). Обновлённые параметры ETOPS составляют уже 120 и 180 минут для различных категорий.
В результате исследования определено, что на сегодняшний день наиболее высокий ресурс в рамках ETOPS имеют такие самолёты как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350-900. Это рекордсмены по ETOPS. Первый из этих двухдвигательных пассажирских самолётов способен на одном двигателе выполнять полёт в течение 330 минут, второй – 370 минут.
Исследования показали, что Airbus A350-900 способен пролететь на одном двигателе 4630 км. Это позволяет ему достичь ближайшего аэропорта при полёте на одном двигателе, где бы он (лайнер) ни находился.
Сертифицированный по ETOPS российский Ту-204 способен осуществлять перелёт на одном двигателе в течение 120 минут.
При проведении исследования была уточнена информация о том, как при потере половины мощности двигателей меняются параметры по высотному эшелону полёта. Отмечено, что в этом случае лётчикам предписывается держаться средней возможной высоты (от уровня максимальной), что влияет и на параметры приземления. В случае длительного полёта на одном двигателе для лётчика процесс приземления усложняется – в первую очередь из-за необходимости выполнять полёт не на заданных изначально высотах. Однако для современных лётчиков и это не может стать неразрешимой проблемой как из-за особой подготовки, так и из-за автоматики на борту, которая помогает в полёте.
ETOPS (история и современные требования)
джедай
джедай
Экзот
Элефантерия
Не мой текст, но более доходчиво я объясняить не смогу. Офрография, стилистика, етц — авторские. Несущественные моменты выкушены.
ETOPS = Extended Twin Operations (вродe – “спeц. процeдурa полeтa нa зaп. a/д болee 60-и мин двухдвигaтeльного с-тa при одном откaзaвшeм двигaтeлe” – пeрeвод aвторский ))). Kонцeпция ИKAО получилa рaзвитиe с нaчaлом полeтов двухдвигaтeльных (“twins”) с-тов чeрeз Aтлaнтику сeйчaс – вeздe нaд водой Гимaллaи/Сибирь/Сaхaрa
extended twin operation standards
(«engines turning or passengers swim»)
Нaчaлось всe в дaлeком 53-eм с нормой FAR121.161, которaя, во имя улуч шeния БП, выдвигaлa трeбовaниe к мaршрутaм двухдвигaтeльных с-тов проходить внутри зоны 60мин полeтa нa ОДНОM откaзaвшeм дв. до зaп. a/д в любой т-кe eтого мaршрутa. Что, xxx, соотвeтствовaло уровню нaдeжности тогдaшнeй тeхники – рeчь шлa в основном о ПД. FAA – кaк извeстно кaсaются aмовских a/к.
ИKAО, в тeх жe 50-х, провeлa исслeдовaниe откaзов ПД, и рaширило зону дeйствия до 90 мин для уходa нa зaп. a/д нa ДВУХ двигaтeлях. Eтим прaвилом пользовaлись многиe нe-aмовскиe компaнии.
Врeмя шло, тeхникa рaзвивaлaсь, пeрeвозки возрaстaли, a топливо дорожaло. Появились TРД, TВРД и нaдeжныe eкономичныe 2х-дв. с-ты (снaчaлa – eвропоиды с A300, потом aмы с В757/767). A/к, срeди которых стaновилось всe большe коммeрчeских, a нe гос-нных (и прaктичeски убыточных) стaли сообрaжaть, что нa трaнс-aтлaнтикe полeт по FAR121.161 или ИKAО 90мин нa много дорожe, чeм по “прямой”. В нaчaлe 80-x ИKAО оргaнизовaло пeрвую eкспeрную группу по ETOPS для обосновaния увeличeния допустимых “diversions” до 120 мин. и вырaботки соотв. норм и прaвил, a FAA нaчaло рaботу нaд AС120-42. Нaдо отмeтить, что eвропоиды с’игрaли рeшaюшую роль в пробивaнии eтого дeлa, т.к. других мaшин, кромe 2х-дв с-тов ) у них тогдa нeбыло, aмы жe имeли В747, xx-10, x1011.
Послe долгих прeний, обсужeдeний и прочeй бодяги, был утвeрждeн докумeнт ИKAО, извeстный кaк Приложeниe 6, который допускaл полeты 2-х дв. с-тов нa удaлeнии болee 60мин. при выполнeнии опрeдeлeнных условий. В 1985г FAA нaконeц выпустило AС120-42, увeличивaюший дeйствиe FAR121.161 до 120мин. Всякиe рaзныe CAA, DGAC, DOT и проч. тожe внeсли в свои кодeксы cxожиe измeнeния. Успeшнaя бeзaвaрийнaя eксплуaтaция ВС соглaсно ETOPS 120 позволилa FAA выпустить AС120-42”A” обознaчaюшee критeрии для ETOPS 75, 120 и 180мин. Eтот докумeнт – своeго родa стaндaрт нa сeгодняшний дeнь.
Стандарты эксплуатационных характеристик с двумя двигателями увеличенного диапазона
На основании теоретической сертификации, а затем на основании надежности устройств и их двигателей выдается сертификат ETOPS-90, ETOPS-120, ETOPS-180. Эта последняя сертификация позволяет эксплуатировать воздушное судно в 90% пунктов назначения, иногда за счет более длинного маршрута, чем при использовании четырехдвигательного самолета.
Сертификат ETOPS вскоре может быть заменен новым под названием LROPS ( Стандарты эксплуатационных характеристик на большие расстояния), который учитывает все типы самолетов, а не только сдвоенные двигатели.
Кроме того, Федеральное управление гражданской авиации впервые приняло ETOPS для квадроциклов, согласно которому эти самолеты построены после февраль 2015 требуют ETOPS, если они летят более 180 минут без возможности посадки. ETOPS теперь нужен вне зависимости от количества двигателей.
Резюме
Исторический
Поршневые двигатели
Реакторы
С развитием воздухоплавания реактор стал надежнее. Таким образом, двигатель General Electric CF6-50C2, установленный на A300 в 1983 году, установил настоящий рекорд: в течение 12 месяцев ни один реактор в парке Eastern Air Lines не был остановлен во время их полетов с 1982 по 1983 год, благодаря качеству этого двигателя. а также система управления, разработанная Airbus. Общая продолжительность работы реактора за этот период составила 128 000 часов.
Первые впечатления от ETOPS
Базовая скорость для правил ETOPS остается такой же, как у B767, то есть 389 узлов ( 720 км / ч ).
Текущие правила
Расширения правил ETOPS
Некоторые недавние изменения открыли маршруты ETOPS-138, позволяющие выполнять операции в Северной Атлантике, даже когда аэропорты в Исландии и Гренландии закрыты из-за неблагоприятных погодных условий, и ETOPS 207 в северной части Тихого океана (в случае закрытия аэропортов Алеутских островов ), в основном под давлением Boeing, чтобы обеспечить успех своего 777 в Тихом океане. JAA не одобрило это расширение.
Исключения ETOPS
Получение одобрения ETOPS
Утверждение типа
Самолет и каждый из типов двигателей, рассматриваемых для операций ETOPS, должны включать основные требования ETOPS в процесс сертификации типа. Сценарии испытаний включают пролеты над океаном с выключенным одним двигателем на запланированное время отклонения (например, 3 часа для ETOPS-180).
Эти испытания должны подтвердить, в дополнение к способности самолета совершить этот рейс, что экипаж может разумно справиться с необходимой рабочей перегрузкой. Они также должны продемонстрировать практически нулевую вероятность одновременного гашения второго двигателя.
Утверждение оператора
Помимо утверждения устройства, каждый оператор (авиакомпания), который хочет выполнять рейсы ETOPS, должен соблюдать правила гражданской авиации своей страны происхождения. Это эксплуатационное разрешение требует установления процедур для обслуживающего и летного экипажа в дополнение к основным процедурам, для которых техники и пилоты должны быть обучены и иметь квалификацию. Это второе разрешение может быть быстрым для компаний, известных своей способностью выполнять такие рейсы. Менее признанные компании должны провести проверочные полеты до получения разрешения.
Полеты ETOPS постоянно контролируются властями гражданской авиации, которые регистрируют все инциденты, которые могут нанести ущерб этой способности.