Что такое edi система
Отличия EDI и ЭДО
EDI: понятие, особенности, преимущества
Аббревиатура EDI расшифровывается как Electronic Data Interchange, что в переводе с английского означает «обмен данными в электронной форме». Так называют процесс передачи структурированной цифровой информации, который позволяет организациям передавать друг другу коммерческие данные — торговые, финансовые, транспортные и другие.
За рубежом первые стандарты EDI появились в 80-х годах прошлого века, в России — в 2004 году, когда они стали востребованы активно развивающимся продуктовым ритейлом.
Использование EDI сообщений даёт организациям и предпринимателям сразу несколько преимуществ:
Преимущества существенны, поэтому многие предприниматели, узнав о них, задают вопрос: как подключиться к системе EDI? Для этого нужно обратиться в специализированную компанию-провайдер, которая на платной основе выполнит все необходимые настройки и интерграции и позволит обмениваться электронными данными.
Стандарты передачи данных в EDI
Информация в рамках EDI передаётся не в произвольном порядке — для этого разработали и применяют ряд стандартов и правил, позволяющих отправителям и получателям данных «говорить на одном языке».
Из большого многообразия стандартных EDI сообщений (документов) можно выделить несколько самых распространённых.
Обратите внимание: приведённый выше перечень стандартных документов EDI — не исчерпывающий. В каждом конкретном случае стороны обмена информацией могут корректировать его, подстраивая под свои нужды.
ЭДО: понятие, сферы применения
Аббревиатура ЭДО расшифровывается как «электронный документооборот». Так называют способ обмена документами по телекоммуникационным каналам, при котором документация сохраняет полную юридическую силу. Закономерен вопрос: как она обеспечивается, если документы не имеют бумажных версий? Действительно, они представляют собой файлы и не имеют материального воплощения. Для решения этого вопроса используют не собственноручную, а электронную цифровую подпись.
В системе ЭДО цифровая подпись приобретает силу и приравнивается к собственноручной отнюдь не по умолчанию. Для этого она, во-первых, должна иметь так называемый сертификат ключа, причём действительный. Во-вторых, должны соблюдаться все требования, содержащиеся в этом сертификате.
Юридическая сила документов в системе ЭДО была бы поставлена под сомнение, если бы правильность использования электронных подписей контролировали сами участники информационного обмена, и только они. В наши дни и этот вопрос имеет решение. Контроль работы с цифровыми подписями осуществляют сторонние организации — операторы электронного документооборота. Каждая из таких компаний прошла аккредитацию в Федеральной налоговой службе, поэтому имеет право свидетельствовать правильность работы с электронными документами. Из сказанного логично вытекает, что юридически значимый электронный документооборот невозможен без привлечения аккредитованных операторов.
В наши дни ЭДО используется в самых разных сферах деятельности — в частности, в компаниях, поставляющих большие объёмы товаров. Им крайне важно следить за тем, чтобы на складах всегда была продукция, пользующаяся спросом у потребителей. При больших объёмах работы с традиционными бумажными документами делать это было бы сложно. Системы ЭДО, обеспечивая автоматизацию бизнес-процессов, устраняют эту проблему и делают работу поставщика максимально эффективной.
Преимущества внедрения системы ЭДО
Использование в компании системы ЭДО даёт сразу несколько достоинств, недостижимых без неё. В первую очередь нужно вспомнить о человеческом факторе —при ручной обработке бумажных документов сотрудники нередко допускают ошибки. Системы ЭДО с их богатыми возможностями автоматизации многих рутинных процессов позволяют минимизировать человеческий фактор.
Заслуживает внимания рост оборачиваемости капитала, который способен обеспечить ЭДО. Важную роль в этом играет высокая и стабильная скорость обмена финансовой информацией с компаниями – партнёрами и сокращение кассовых разрывов.
Информация на бумажных документах недостаточно хорошо защищена — недоброжелатели могут её скопировать, изменить, уничтожить. В силу того, что система ЭДО делает ненужным использование бумаги, решается и эта проблема — критически важная информация получает надёжную защиту.
Строение системы ЭДО
Современная система электронного документооборота в её классическом представлении состоит из нескольких модулей, тесно связанных друг с другом:
Вместе перечисленные блоки при их грамотном внедрении образуют стройный комплекс, который и открывает доступ к перечисленным выше преимуществам.
Проблемы внедрения ЭДО
Системы для организации электронного документооборота активно развиваются, но на этом пути ещё остаётся немало проблем. Одна из них — психологическая и профессиональная неготовность многих сотрудников к полному отказу от использования бумажных документов. Способы решения этой проблемы — проведение тренингов, повышение квалификации, наглядная демонстрация пользы системы ЭДО.
Во многих компаниях наблюдается большая ротация персонала, что также тормозит внедрение электронного документооборота. Не все руководители таких компаний соглашаются на регулярный выпуск новых электронных цифровых подписей, требуемых для участия в процессе ЭДО.
Государство относительно недавно начало активно участвовать в цифровизации процессов документооборота, поэтому и сейчас в нормативной базе сохраняются белые пятна, которые также не способствуют развитию ЭДО в бизнесе.
Отличия между EDI и ЭДО
Теперь мы располагаем всей полнотой информации, чтобы уверенно ответить: EDI и ЭДО — разные системы. Доступен и ответ на вопрос о том, в чём заключаются отличия между ними. Главное из них — в следующем:
Какую из двух систем выбрать? В каждом случае ответ зависит от существующих потребностей компании и особенностей её работы. Оцените эти факторы, и вы сделаете грамотный выбор, а наши специалисты при необходимости помогут вам в этом.
Роль компании «Логика Бизнеса»
Наша компания играет активную роль в цифровой трансформации деловых процессов. Эксперты, входящие в наш штат, оказывают клиентам профессиональную помощь во внедрении юридически значимого электронного документооборота. Для этого мы используем программный комплекс «Логика: ЮЗ ЭДО» собственной разработки.
В платформе, о которой идёт речь, реализована поддержка усиленной квалифицированной цифровой подписи. Благодаря этому документы, создаваемые и передаваемые с помощью «Логики: ЮЗ ЭДО», сохраняют полную юридическую силу. Это достоинство оценили на уровне государства — программный комплекс внесли в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Используя «Логику: ЮЗ ЭДО», вы значительно упростите и ускорите работу с документами, сведёте к минимуму вероятность ошибок. Платформа позволит создавать документацию как в ручном, так и в автоматическом режиме. У неё есть и другие достоинства, о которых вам охотно расскажут специалисты нашей компании. Свяжитесь с нами в любое удобное время!
Что такое электронный обмен данными (EDI)?
EDI — это стандартный формат электронного обмена бизнес-информацией между разными организациями, который призван заменить бумажные документы.
Что такое EDI?
EDI (электронный обмен данными) обеспечивает обмен бизнес-документами между компаниями в стандартном формате. Проще говоря, EDI — это стандартный электронный формат, пришедший на смену бумажным документам, таким как заказы на покупку и накладные. Автоматизация бумажных транзакций позволяет организациям экономить время и избавиться от обработки данных вручную, которая часто становится причиной дорогостоящих ошибок.
В транзакциях EDI информация передается непосредственно из приложения в одной организации в приложение в другой организации. Стандарты EDI устанавливают требования к размещению информации в документах. Автоматизированная среда помогает обеспечить высокую скорость обмена информацией: гораздо быстрее, чем обмен бумажными документами и другие способы обмена документами, на которые могут уходить часы, дни и недели.
Сегодня организации используют EDI для интеграции и пересылки разных видов документов: от заказов и счетов до коммерческих предложений, заявок на кредиты и многого другого. В большинстве случаев эти организации — партнеры, обменивающиеся товарами и услугами, зачастую в рамках своих цепочек поставки и бизнес-сетей.
Как работает EDI
Все транзакции EDI соответствуют стандартам обмена сообщениями EDI. Важно располагать хорошими процессами управления для обеспечения качества данных. Если информация будет отсутствовать или находиться не там, где она должна быть, документ EDI может быть обработан неправильно.
Стандарты лежат в основе диалогов EDI¹. Разработкой стандартов сообщений EDI занимаются несколько организаций, включая ODETTE, TRADACOMS, GS1, Peppol и Аккредитованный комитет по стандартам X12 (ASC X12).
В общем случае предусмотрено два вида передачи сообщений EDI:
Для передачи сообщений EDI через Интернет используются протоколы SFTP и AS2 (протокол на базе HTTP), SOAP и другие протоколы.
Данные EDI состоят из элементов, таких как ИД отправителя и ИД получателя. Сегментом данных называется группа из нескольких взаимосвязанных элементов, имеющая самостоятельный смысл. Например, элементы FNAME (имя) и LNAME (фамилия) могут образовывать группу CUSTOMERNAME (полное имя клиента). Конверты применяются для структурирования разных типов данных и содержат информацию об адресах отправителя и получателя. Поток документов или поток сообщений EDI описывает перемещение сообщений EDI между разными входящими и исходящими адресами и подразделениями для реализации определенного бизнес-процесса или транзакции².
Метаязыки, например XML или JSON, дополняют, а не заменяют EDI. Компании должны быть готовы к обработке постоянно увеличивающегося количества форматов документов и вариантов их передачи. Один глобальный производитель постоянно обменивается документами 55 типов с почти 2000 партнеров.
«До того как мы внедрили IBM Supply Chain Business Network, не менее 20% наших транзакций B2B требовали исправления ошибок. Теперь число ошибок значительно сократилось — например, мы часто сталкивались с проблемами в ходе обработки платежных поручений, когда клиенты указывали неверный код, что затрудняло работу наших специалистов по обслуживанию клиентов. Теперь это случается на 80% реже, поскольку раньше все эти задачи выполнялись вручную». Узнайте, что другие менеджеры EDI рассказали IDC о том, как они повышают стратегическую ценность с помощью IBM Sterling Supply Chain Business Network.
Преимущества EDI
Транзакции EDI играют важную роль в процессах B2B и остаются предпочитаемым средством обмена документами и транзакциями между малыми и большими компаниями.
Технология EDI предлагает пять ключевых бизнес-преимуществ за счет автоматизации и интеграции B2B:
Крупным организациям EDI помогает установить стандарты для партнеров, помогающие систематически получать преимущества. Небольшим организациям соблюдение стандартов EDI помогает в интеграции с крупными компаниями, обладающими большими бюджетами и серьезным влиянием.
Внедрение EDI
Для некоторых организаций реализация EDI может вызывать сложности. Одна из причин этого связана с необходимостью соблюдения меняющихся норм законодательства, стандартов и правил. Технология сама по себе также сопряжена с определенными сложностями, поскольку она применяется для удовлетворения сложных глобальных потребностей бизнеса. Например, каждый партнер в коммерческой сети может предъявлять собственные требования. Даже если два партнера согласуют типы применяемых документов EID, у каждого из них могут быть свои требования к форматированию документов, которые необходимо реализовать. Эти и другие факторы стали причиной аутсорсинга решений EDI во многих организациях.
Независимо от того, реализована ли технология EID самой организацией или передана в аутсорсинг, для эффективной реализации должны быть выполнены определенные базовые условия и присутствовать определенные возможности и ресурсы. Помимо очевидных факторов, таких как согласование типов документов, способов их безопасной передачи и необходимого аппаратного и программного обеспечения, для эффективной реализации EDI необходимо принять во внимание следующие факторы:
Программное обеспечение для преобразования или сопоставления данных
Программное обеспечение этого типа отвечает за импорт полей данных, таких как имена, адреса, суммы, коды продуктов и количества, из форматов бизнес-приложений в стандартные документы и наоборот.
Автоматизированная упаковка документов в конверты и их извлечение из конвертов
Эти функции поддерживают крупные пакеты сообщений EDI, предоставляя отправителям и получателям возможность упаковки и распаковки транзакций. Транзакции можно группировать и разделять в соответствии со структурой подразделений и направлений бизнеса партнера.
Механизмы маршрутизации сообщений
После извлечения сообщений из конвертов механизмы маршрутизации группируют сообщения и доставляют их получателям. Также может требоваться преобразование сообщений в формат, поддерживаемый получателем.
Соглашения с партнерами (TPA)
TPA уточняют условия и положения, а также устанавливают стандарты бизнес-документов, средства и протоколы связи между партнерами.
Будущее EDI
Рассмотрим следующий пример: для возврата уплаченных средств за поврежденные товары применяется документ EDI 214 — сообщение перевозчика о статусе отправления. Содержимое отправления непригодно к использованию или не подлежит продаже. Операции возврата средств часто служат источником разногласий.
В будущих цепочках поставок возможность обмена документами EDI ляжет в основу инноваций, включая Интернет вещей (IoT), блокчейн и искусственный интеллект (ИИ)³. В будущем в EDI будут использоваться:
Примеры внедрения EDI
Coastal Pacific
Компания Coastal Pacific осуществила незаметную миграцию 3,5 миллионов транзакций EDI в IBM B2B Integrator, что позволило сократить требования к администрированию и избежать четырехкратного увеличения количества сотрудников, отвечающих за EDI.
Greenworks Tools
Внедрение EDI в службе поддержки позволило компании Greenworks Tools сократить затраты на ИТ на 40% за счет предоставления бизнес-пользователям и персоналу быстрого доступа к информации о состоянии заказов.
MISUMI USA
Компания MISUMI ускорила процесс приема заказов от клиентов, которые не используют EDI, путем преобразования информации из факсов, телефонных звонков и сообщений электронной почты в файлы в формате EDI.
Saint-Gobain
Saint-Gobain экономит 92% на каждом заказе и теперь может принимать документы в круглосуточном режиме с помощью решения EDI, которое пришло на смену выполняемым вручную процессам.
Ресурсы EDI
Будущее EDI: точка зрения IBM
Современный мир полагается на технологию EDI, однако мир не стоит на месте и вместе с ним меняется и будущее EDI. Узнайте, как модернизировать сеть B2B.
Семь ключевых факторов, стимулирующих модернизацию архитектуры B2B
Интеграция B2B играет важнейшую роль в успешной работе компаний в любых отраслях. Узнайте, почему интеграция B2B играет важную роль.
Простой способ автоматизации бумажных транзакций
Многие предприятия продолжают принимать заказы, тендеры и накладные в виде факсов, сообщений электронной почты и файлов PDF. Узнайте о последствиях ведения бизнеса с партнерами, которые еще не внедрили комплексные средства автоматизации.
Пять направлений развития цепочек поставок
Цепочки поставок меняются. Пять инновационных технологий, внедряемых ведущими организациями с целью трансформации своих цепочек поставок.
Электронный обмен данными (EDI)
Сфера применения
В современных условиях даже небольшая коммерческая фирма «пропускает» через себя огромное количество коммерческих и финансовых документов.
Использование традиционных схем бумажной или даже электронной (посредством e-mail) работы с документами существенно ограничивает потенциал развития бизнеса из-за присущих этим схемам недостатков.
Типовая схема оформления торговых сделок предполагает следующие действия:
На основе информации из документов генерируются новые бумажные документы и передаются в иные ведомства.
Что плохо
Можно сформулировать основные негативные стороны такой схемы работы:
Также применение традиционных схем работы с документами существенно ограничивает (или делает практически невозможным) внедрение новых активно развивающихся бизнес-процессов и новейших технологий, таких как VMI (Vendor Managed Inventory – запас, управляемый поставщиком) и CPFR (Collaborative Planning, Forecasting & Replenishment – совместное планирование, прогнозирование и пополнение), которые позволяют существенно увеличить оборот между партнерами и повысить их конкурентноспособность на рынке.
Где же выход?
Существует решение, которое позволяет преодолеть все названные ограничения и предоставить новые возможности. Это система электронного обмена данными – EDI (Electronic Data Interchange).
Что это такое?
EDI – это технология автоматизированного обмена электронными сообщениями в стандартизированных форматах между бизнес-партнерами.
При этом документы, имеющие в изначальном («человеческом») виде удобную и специфическую для каждой фирмы форму, прозрачно передаются между различными партнерами в стандартном «электронном» формате (при помощи конвертора (на входе) и деконвертора (на выходе соответственно)).
Технология гарантирует как правильность конвертации данных, так и саму доставку сообщений адресатам и последовательность доставки сообщений. При этом обеспечиваются достоверность и конфиденциальность передаваемой информации.
В классическом виде EDI предполагает полностью автоматизированное взаимодействие между информационными системами партнеров, исключая участие человека. Каждая сторона может выступать как отправитель, так и получатель сообщений. Такой вариант интеграции дает максимальный эффект при внедрении данной технологии.
На современном этапе развития технологии EDI позволяют не просто экономить деньги, но и упростить и оптимизировать процессы управления и принятия решений, а в целом оптимизировать и повысить эффективность бизнеса.
Как устроен EDI?
Базовые принципы:
Практика электронной коммерции, основанной на системах EDI насчитывает уже более 30 лет и обобщается в стандартах выполнения торговых операций и представлении структурированных деловых документов.
При разработке стандартов электронного документооборота было проанализировано использование данных “бумажных” документов, применяемых в экономической деятельности.
Было предложено выделить наиболее повторяющиеся данные, и в них выделить соответствующие поля данных. В последствии для их заполнения была разработана система таблиц – глобальные справочники данных и технология их синхронизации.
Стандарты
EDI базируется на следующих основных стандартах:
В основе архитектуры системы GS1 лежат ключевые идентификаторы, основными из которых являются:
Ключевые идентификаторы системы GS1 являются:
Зачем нужен GLN?
Номер GLN – это глобальный уникальный цифровой код, идентифицирующий участника в цепи поставок (контрагента или его структурное подразделение или объект).
Присвоение идентификационных номеров GLN регулируется стандартами системы GS1 для того, чтобы гарантировать уникальность каждого отдельного номера во всем мире. Для получения GLN-номера предприятие должно стать членом национальной ассоциации GS1( в РФ такой организацией является GS1 Russia – ГС1 РУС.).
Идентификационные номера GLN ежедневно широко используются более чем 200.000 компаний, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности
Преимущества идентификационных номеров GLN
Использование идентификационных номеров GLN обеспечивает компаниям универсальный метод идентификации объекта как внутри, так и за пределами компании.
При полном соблюдении стандартов GS1 по номеру GLN становится возможным извлечение из глобального регистра участников системы GS1 (GEPIR) следующей информации:
Основные виды сообщений
Основными считаются следующие сообщения EDI :
Технология работы
Технология EDI предполагает использование единого способа идентификации товаров и контрагентов на базе стандартов GS1: идентификация товарных позиций ведется с использованием кодов GTIN (штриховых кодов), идентификация контрагентов ведется с использованием GLN-номеров. Присвоение кодов GTIN и GLN номеров осуществляет национальная ассоциация GS1 (в РФ – Ассоциация Автоматической Идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС).
Для перехода к использованию технологии EDI необходимо подключение партнеров к специализированной платформе обмена коммерческими сообщениями (платформа электронной коммерции), использование средств преобразования сообщений к стандартному формату и передачи «стандартизированных» сообщений адресату. Такая схема взаимодействия позволяет один раз подключиться к EDI и единообразно обмениваться сообщениями со всеми партнерами, а не создавать и настраивать способ обмена документами с каждым контрагентом.
Интеграцию систем, преобразование и передачу сообщений между партнерами осуществляют специализированные компании – авторизованные провайдеры EDI. Провайдер предоставляет своим клиентам надежный канал передачи сообщений всем контрагентам (доступ к своей платформе обмена коммерческими сообщениями) и поддерживает оговоренный уровень сервиса. Важно участие именно авторизованного провайдера, т.к. это гарантирует как высокий технический уровень предоставляемых услуг и уровень сервиса, так и соответствие услуг стандартам GS1, что в свою очередь дает возможность осуществлять роуминг с другими провайдерами (в т.числе и с международными).
Первоначально сообщения передавались по специализированным (частным) сетям и каналам связи, что могли позволить себе лишь крупные компании. Появление Интернет и возможность использования его в качестве канала передачи EDI-сообщений произвело революцию и EDI стал доступен малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям.
Типичная цепочка взаимодействия контрагентов при использовании EDI выражается следующей схемой:
При этом все сообщения передаются максимально оперативно и с уведомлениями о гарантированной доставке.
В настоящее время доступны два варианта подключения (интеграции) к EDI:
Гарантии достоверности и конфиденциальности
Провайдер обеспечивает достоверность, конфиденциальность, оперативность и гарантированность передачи сообщений.
Безопасность и конфиденциальность обеспечиваются шифрованием сообщений и использованием алгоритмов защиты информации и протоколов и каналов передачи конфиденциальной информации (содержимое EDI-сообщений не доступно никому, кроме отправителя и получателя (даже администраторам платформы)).
Достоверность – использованием технологий передачи сообщений, исключающих возможность коррекции документа в процессе передачи (проверка контрольных сумм сообщений на каждом участке и т.д.).
Гарантированность доставки – механизмом оповещений о местонахождении сообщений и автоматическим оповещением отправителя о доставке сообщения.
Удобство и выгоды
Основные преимущества технологии:
Преимущества появляются за счет:
Использование справочников данных и ключевых идентификаторов существенно снижает объем передаваемых сообщений, что также повышает эффективность технологии.
Наиболее восприимчивые области применения:
Практические рекомендации по внедрению
Чтобы начать обмениваться документами по EDI необходимо:
Для более детального знакомства с технологией EDI и практикой ее применения приглашаем посетить наш семинар «Электронный обмен данными (EDI)»