Что такое dolby surround
Dolby Surround
Dolby Surround — наиболее ранняя общедоступная версия формата Dolby Stereo, предназначенного для кодирования многоканального аналогового звука. Разработан компанией Dolby. На рынке появился в 1982 году вместе с появлением стерео- и HiFi-систем для домашнего использования.
Понятие Dolby Surround используется, чтобы отличить четырехканальные стереосистемы кинотеатров от домашних двухканальных. Также термин применяется для обозначения формата, в котором произведена запись.
При производстве саундтрека в формате Dolby Stereo/Dolby Surround, четырехканальный звук: левый, центральный, правый и моно-сурраунд — подвергаются матричному перекодированию на две аудиодорожки. После этого запись осуществляется на носитель (видеокассету, лазерный диск) или передается через телевизионную сеть. Сигнал декодируется конечным устройством обратно в четырехканальный звук. Без декодера сигнал воспроизводится как стандартный стереофонический или монофонический.
Поскольку технология Dolby Surround в отношении декодирования монофонического сурраунд-трека аналогична Dolby Stereo, саундтрек в формате Dolby Stereo почти без изменений преобразуется в стереофонический, что снижает стоимость перезаписи фильма в видеоформате. Многие декодеры L/R/S Dolby Surround имеют в своём составе модифицированный декодер Dolby B. В середине 1980-х годов формат Dolby Surround был переработан и в 1987 году переименован в Dolby Pro Logic.
Понятия Dolby Stereo, Dolby Surround и LtRt используются для обозначения звука, записанного с помощью матричного кодирования.
Матрица Dolby Surround | Левый | Правый | Центр | Сурраунд |
---|---|---|---|---|
Полный левый (Lt) | ||||
Полный правый (Rt) |
Примечание — j представляет сдвиг фазы 90° ( π ⁄2 радиан).
Dolby Surround
Из Википедии — свободной энциклопедии
Dolby Surround (англ. surround — объёмный) — наиболее ранняя общедоступная версия формата Dolby Stereo, предназначенного для кодирования многоканального аналогового звука. Разработан компанией Dolby. На рынке появился в 1982 году вместе с появлением стерео- и HiFi-систем для домашнего использования.
Понятие Dolby Surround используется, чтобы отличить четырёхканальные стереосистемы кинотеатров от домашних двухканальных. Также термин применяется для обозначения формата, в котором произведена запись.
При производстве саундтрека в формате Dolby Stereo/Dolby Surround четырёхканальный звук: левый, центральный, правый и моно-сурраунд — подвергаются матричному перекодированию на две аудиодорожки. После этого запись осуществляется на носитель (видеокассету, лазерный диск) или передаётся через телевизионную сеть. Сигнал декодируется конечным устройством обратно в четырёхканальный звук. Без декодера сигнал воспроизводится как стандартный стереофонический или монофонический.
Поскольку технология Dolby Surround в отношении декодирования монофонического сурраунд-трека аналогична Dolby Stereo, саундтрек в формате Dolby Stereo почти без изменений преобразуется в стереофонический, что снижает стоимость перезаписи фильма в видеоформате. Многие декодеры L/R/S Dolby Surround имеют в своём составе модифицированный декодер Dolby B. В середине 1980-х годов формат Dolby Surround был переработан и в 1987 году переименован в Dolby Pro Logic.
Понятия Dolby Stereo, Dolby Surround и LtRt используются для обозначения звука, записанного с помощью матричного кодирования.
Примечание — j представляет сдвиг фазы 90° ( π ⁄2 радиан).
Современные многоканальные системы
Dolby
Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.
На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.
Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.
Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.
Dolby vs DTS
Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.
DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.
Другие многоканальные системы
В принципе, любой пользователей, имея в своем арсенале звуковую карту с четырьмя и более выходами и профессиональную мультитрековую программу, может почувствовать себя на заре 70-80-х. Именно тогда велись основополагающие опыты с многоканальным звуком. Многим известна квадрофония, была даже октофония. При этом, например, октофония тогда не подразумевала современных «7.1». Тогда предполагалось наличие 8 независимых каналов с полным частотным диапазоном, расставленных вокруг слушателя по кругу на равных расстояниях между собой.
В варианте surround нам сообщается только пространственный эффект присутствия. То есть локализация звука закреплена за отдельным каналом. Другие работают как сопровождающие. То есть, мы получаем эмуляцию пространственных ощущений, для чего собственно surround-системы и разработаны.
Хотя с другой точки зрения, никогда не стоит останавливать эксперименты. У вас есть к этому все возможности. Если в середине 90-х для опытов с квадрофонией мне приходилось подключать в РС две стерео-платы, то теперь даже самый дешевый звуковой интерфейс имеет как минимум четыре линейных выхода. Dolby Surround не является идеальной системой и места для экспериментов очень много.
Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер
В варианте пассивного декодера сигнал S-канала можно получить простым вычитанием Lt-Rt. На рис.2 представлена схема работы простейшего декодера Dolby Surround, на выходе которого мы имеем L, R и S.
В таком варианте пассивного декодирования подразумевается, что центральный канал является виртуальным и соотвествует панорамному центру стереосистемы L и R. Данная система идеализирована, поскольку громкоговорители правого и левого каналов должны быть равноудалены от слушателя, что на практике практически недостижимо (в кинотеатре много слушателей).
Активные декодеры Dolby Surround. Pro Logic
Если персонажей несколько, их речь отличается от других звуков по мощности, и они локализованы в разных местах, то активный декодер Pro Logic работает в так называемом «быстром» режиме, переключая настройки с одного доминирующего образа на другой, время реакции декодирующей системы минимально. Если же звуки не имеют значительных расхождений по мощности, то декодер переходит в «медленный» режим.
На выходе адаптивной матрицы мы имеем блок анализа, который оперирует десятью сигналами, складывая и вычитая их в определенной весовой пропорции. В результате мы имеем четыре стандартных сигнала C, R, L и S.
Pro Logic II
Схема работы Pro Logic II также проста в понимании. Сигналы с обоих VCA поступают на модули амплитудных детекторов FWR (Full-Wave Rectifier). Дифференциальный усилитель сравнивает сигналы постоянного тока, которые пропорциональны амплитудам сигналов Lt и Rt. Его сигнал является управляющим для VCA. Сигнал центрального канала С получается путем сложения выровненных Lt и Rt.
Dolby Digital AC-3
Настройки многоканальной системы
С этим фрагментом данного материала вы могли столкнуться в статье «Домашняя студия на базе РС-2003. Hardware-рейтинг». Чтобы сохранить целостность раскрытия темы я позволю себе некоторое повторение. Причем оно позволит воспринять вам все наиболее полно.
На примере с Dolby Digital 5.1 мы можем рассмотреть основные вопросы по инсталляции акустических систем и аппаратного обеспечения для многоканальных систем.
Правильная расстановка акустических систем для Dolby 5.1
Dolby Surround 5.1 в развернутом виде для кинотеатров и больших помещений.
Рождение звука и инновации восприятия: история компании Dolby
Старший инженер Dolby в России и СНГ
Все началось в 1960-х с системы сжатия и экспандирования звука, уменьшающей уровень фонового шума в пленочных записях.
С тех пор Dolby Laboratories разработала множество инновационных технологий, которые вывели воспроизведение аудио- и видеоматериалов на качественно новый уровень.
В 2021 году российский офис компании отметил одиннадцатилетие. RB.ru рассказывает об истории Dolby и о том, как ей удалось изменить индустрию развлечений в мире и в России.
Содержание
Еще в начале своего пути компания Dolby решила производить только профессиональные устройства, а технологии для обычных пользователей — лицензировать.
Со временем многие инновационные разработки компании стали стандартом развлекательных технологий как среди профессионалов, так и на потребительском рынке.
Рождение звука: Dolby Stereo и Dolby Surround
Свой отсчет компания Dolby начинает в 1965 году, когда ученый Рей Долби принял решение полностью посвятить себя звуку и создать собственный бизнес.
Через год молодая компания представляет на рынке свой первый продукт – профессиональную систему шумоподавления A-Type.
Спустя три года была выпущена доработанная версия – B-Type – уже для потребительского рынка.
Система была поистине уникальной для того времени, и вскоре появились первые оснащенные ей кассетные магнитофоны.
А дебютным кинофильмом, в котором была использована профессиональная версия технологии, стал культовый «Заводной апельсин» Стенли Кубрика в 1971 году.
Следующим техническим прорывом стала система Dolby Stereo, которая представляла собой практичный формат записи 4-хканального звука на пленку 35 миллиметров.
Она достаточно быстро завоевала популярность и стала использоваться в кинопроизводстве.
В 1977 году на экраны выходят «Близкие контакты третьего рода» и «Звездные войны» – звук обоих фильмов был записан в формате Dolby Stereo.
Грандиозный успех этих премьер во многом способствовал и закреплению технологий Dolby на рынке.
Позднее Джордж Лукас отмечал:
«Инновационные разработки Рея в области звука позволили «Звездным войнам» создать тот эффект погружения, о котором я мечтал».
А когда Лукас анонсировал, что и следующий фильм из киносаги будет снят в том же звуковом формате, технология Dolby Stereo начала активно инсталлироваться в кинотеатрах на всей территории США.
Звук в Dolby Stereo обладал несомненными преимуществами. Ключевой особенностью этой системы была ее обратная совместимость – одна и та же фонограмма могла воспроизводиться везде: от старого кинотеатра с монофоническим звуком до кинотеатра, оборудованного системой Dolby Stereo, что позволяло избавиться от дорогостоящей инвентаризации нескольких пленок.
Успех Dolby Stereo привел к окончательному отказу от магнитной фонограммы на 35-мм пленке. С тех пор магнитный звук использовался только на 70-мм копиях.
Уже в 1982 компания Dolby представила формат Dolby Surround, который представлял собой адаптированную версию Dolby Stereo для домашнего рынка.
В 1987-м году канал CBS впервые транслировал Суперкубок XXI в формате Dolby Surround.
Параллельно с технологическими открытиями Dolby развивает свое присутствие по всему миру: в 1987 году на «Мосфильме» открылась первая студия Dolby.
Новая эпоха: Dolby Digital
В 1989 году компания представила на рынке новую профессиональную цифровую систему записи звука Dolby AC-2 (усовершенствованная версия Dolby AC-1, представленная в 1984 году), позволившую удаленно мониторить и монтировать видео по ISDN каналам.
В 1992 году «Бэтмен возвращается» становится первым фильмом, выпущенным в формате Dolby Digital. Премьера проходит в 10 кинотеатрах США.
Уже в 1996 Dolby получает научную и инженерную награду от AMPAS за разработку звуковой системы Dolby Digital.
А в 1998 была проведена первая прямая трансляция в высоком разрешении со звуком в формате Dolby Digital 5.1, а также был проведен запуск первой видеоигры с интерактивным звуком в формате Dolby Digital 5.1.
В 2001 году технология Dolby Digital применялась более чем в 30 тысячах кинотеатров, опережая все прочие форматы как в Северной Америке, так и по всему миру.
Современность: Dolby Atmos и Dolby Vision
Технологический прогресс не стоит на месте и заставляет игроков рынка придумывать новые технологии и форматы, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя.
У аудитории появляется все больший запрос на качественный контент.
Людям нравится зрелищность, они хотят полностью погружаться в происходящее, будь то кино, спорт, видеоигры или музыка.
Ответом на этот вызов стала представленная в 2012 году технология Dolby Atmos, которая совершила революцию в мире звука и привела к появлению нового звукового измерения, изменившего киноиндустрию.
С помощью технологии звукорежиссеры могут внести в традиционный 6-канальный звук фильма до 128 дополнительных звуковых объектов, задав их положение в пространстве. Это больше, чем может различить человеческое ухо в реальной жизни.
То есть, простыми словами, получается объемный трехмерный звук, который окружает зрителя и может полностью погрузить в происходящее на экране. Такой опыт вызывает очень сильные эмоции у зрителей, особенно когда они переживают его впервые.
Первой картиной, созданной с использованием технологии Dolby Atmos, стал мультфильм «Храбрая сердцем».
В 2013 году был открыт первый кинозал с установленной аудиосистемой в России – Кинотеатр «Кронверк Синема» в Санкт-Петербурге (сейчас Объединенная сеть кинотеатров «Кино ОKKO» (Синема Парк и Формула Кино)).
В 2014 году был выпущен формат Dolby Atmos для дома, который перевернул представление о звуке дома.
Как работает звук Dolby Atmos
Dolby Atmos и домашний кинотеатр
Сейчас с использованием Dolby Atmos снимается подавляющее большинство голливудских блокбастеров.
Технологию поддержали не только мировые деятели киноиндустрии, но и многие отечественные режиссеры.
Среди них Федор Бондарчук («Притяжение», «Вторжение»), Николай Хомерики («Ледокол»), Константин Хабенский («Собибор»), Алексей Сидоров («Т-34») и другие. На данный момент выпущено уже более 30 отечественных фильмов в формате Dolby Atmos.
По всему миру установлено больше 6100 кинозалов с поддержкой аудиосистемы, выпущено более 1900 фильмов для кинотеатров, более 790 фильмов для дома, а также более 1700 эпизодов сериалов для дома, доступных на стриминговых сервисах.
Эта же система установлена в голливудском Dolby Theatre – зале, где ежегодно проводится церемония награждения премии «Оскар».
Следующий шаг развития Dolby Laboratories в индустрии кино – это инновационная работа не только со звуком, но и изображением.
В 2015 году Dolby представила собственную HDR-технологию Dolby Vision, обеспечивающую сверхвысокое качество изображения на экране и позволяющую зрителям получать еще больше впечатлений от просмотра видеоконтента дома.
Dolby Vision создает четкое, яркое, детализированное и реалистичное изображение, которое вместе со звуком в формате Dolby Atmos буквально переносит зрителей в происходящее на экране.
На сегодняшний день технология Dolby Vision поддерживается ведущими OTT-сервисами, производителями телевизоров, ПК, планшетов и смартфонов. Среди партнеров Dolby такие компании, как: Netflix, Amazon, VUDU, Apple, Google, LG, Philips, Sony, TCL, LOWE, VIZIO и многие другие.
Новое поколение кинотеатров: Dolby Cinema
Такая синергия технологий приводит к тому, что в 2015 году Dolby запускает формат кинотеатра нового поколения Dolby Cinema, объединяющий Dolby Vision и Dolby Atmos для создания более ярких впечатлений от просмотра фильмов.
Это первый в истории формат HDR для кино, в основе которого лежит технология двойной лазерной проекции, доработанная Dolby. Впервые оба формата были использованы при производстве фильма «Земля будущего».
Кинозалы Dolby Cinema открываются по всему миру – уже действуют или готовятся к открытию свыше 450 кинотеатров этого формата.
Зал одного из кинотеатров Dolby Cinema
Ключевые технологии Dolby
Аудиосистема, в которой звуковые объекты можно точно размещать и перемещать в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя.
Она оживляет происходящее на экране и создает удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.
Цель разработки Dolby Atmos для дома — расширить звуковые возможности классической многоканальной системы домашнего кинотеатра.
Размещая источники звука в комнате не только в горизонтальной плоскости, но и на потолке, формируется трехмерная звуковая картина. Таким образом, звукорежиссеры получают дополнительные инструменты, позволяющие им максимально точно донести нужный звук в определенную точку комнаты.
HDR-технология, которая обеспечивает невероятную яркость, точную цветопередачу, контрастность и насыщенные цвета, а благодаря использованию динамических метаданных каждый кадр выглядит более реалистичным и детализированным.
Формат дает больше возможностей создателям контента для реализации задуманного и контроля над тем, как HDR-изображение будет выглядеть на экране телевизора или мобильного устройства.
Целое семейство технологий, объединенных одним брендом, в которое входят решения компании по доставке высококачественного звука до любых домашних и мобильных устройств.
Этот сегмент также включает аудиокодеки Dolby Digital (AC-3), Dolby Digital Plus (E-AC-3), Dolby True HD, Dolby AC-4 и другие)
К Dolby Audio также относятся решения для обработки звука на конечном устройстве с использованием алгоритмов виртуализации окружающего звука, регулировки громкости, частотной коррекции и повышения разборчивости речи.
Dolby Audio гарантирует, что возможности динамиков устройства буду использованы по максимуму.
Dolby Voice значительно улучшает качество аудио- и видеоконференций благодаря невероятно чистому и естественному звуку, обеспечивающему реалистичный и продуктивный опыт общения на расстоянии.
Dolby Voice повышает эффективность дистанционного общения, которое благодаря инновационным аудиотехнологиям становится все более реалистичным и приближенным к личным встречам.
Кинотеатр премиум-класса, который сочетает в себе самые инновационные технологии в области звука и изображения – систему лазерной проекции Dolby Vision и подвижный звук аудиосистемы Dolby Atmos – наряду с великолепными интерьерными решениями, вдохновленными новейшими технологиями.
Dolby Cinema превращает каждый поход в кино в абсолютно захватывающее событие.
Компания сейчас
Компания Dolby уже более 50 лет дарит совершенно новые впечатления от просмотра фильмов в кинотеатрах и дома.
Сегодня технологии Dolby используются в кинотеатрах, профессиональных студиях звукозаписи, устройствах потребительской электроники, аудио- и видеоресиверах, в индустрии видеоигр, в мобильном контенте, цифровом телевидении, а также в цифровых кабельных и спутниковых системах.
Куда бы вы ни приехали – от Мурманска до Сочи, от Калининграда до Владивостока, везде есть залы Dolby, у многих телефоны с поддержкой Dolby, люди смотрят кино и сериалы онлайн со звуком Dolby Atmos.
Существует суждение, что звук никто не замечает, пока с ним все нормально – но это уже давно не так.
Звук – очень важная составляющая любого контента, звук может заставить зрителей переживать, смеяться или плакать. А Dolby стремится дарить людям эти эмоции и выводить индустрию развлечений на новый технологический уровень.
Современные форматы многоканального звука
Чем отличаются друг от друга Dolby Atmos, DTS:X и Auro-3D?
Кино пытались «разговорить» с конца XIX века, но активно заменяться звуковым немой кинематограф начал менее ста лет назад. К середине прошлого века начинаются эксперименты со стереофоническими и многоканальными дорожками, форматов было разработано великое множество, однако самый популярный на сегодняшний день – это Dolby Digital, за последние четверть века с его использованием было снято порядка 20 тысяч фильмов. Лет 10 назад ему на смену пришел первый многоканальный формат со сжатием без потерь (Dolby TrueHD), а в июне 2012 года открылся первый кинотеатр с системой Dolby Atmos.
ELAC A4 – дополнительные акустические системы для Dolby Atmos
В отличие от предшествующих форматов тут звуковая дорожка содержит не каналы, а так называемые «объекты» (диалоги, шумы, выстрелы, взрывы и т. д.), которые распределяются по имеющимся в тракте колонкам не звукорежиссером при записи, а процессором при воспроизведении. Объектов может быть до 128, однако же базовая конфигурация содержит уже традиционные семь основных каналов, сабвуфер и две или четыре дополнительных колонки эффектов. Они необходимы для того, чтобы задавать местоположение источников не только на плоскости, но и по высоте, то есть, скажем, вертолёт теперь будет пролетать не сквозь зрителя, а над ним. В идеале эти колонки должны находиться на потолке, но если речь не идет об инсталляции на этапе строительства или ремонта, то сделать это весьма проблематично, оттого появились модели, работающие не с потолка, а на отражение от потолка, такие например, как ELAC Debut A4.
А что же основной конкурент Dolby, DTS? Удивительно, но со своим вариантом объектно-ориентированного формата, DTS:X, компания задержалась почти на три года, представив его лишь в апреле 2015-го. Отсюда и перекос по количеству контента – если в Atmos по состоянию на конец прошлого года было снято уже более 500 фильмов, то в DTS:X на тот же момент вышло от силы пара десятков картин. С технической точки зрения, для потребителя разница между двумя эти форматами исчезающе мала, но поскольку всегда хочется подстраховаться на будущее, то желательно, чтобы ресивер или процессор понимал оба формата. В принципе, часть продукции японских мейджоров уже предоставляет такую возможность, но нужно отдавать себе отчёт, что в аппарате за несколько сотен долларов элементная база такого уровня, что вряд ли позволит отличить даже Dolby Digital от Dolby TrueHD.
Процессор Arcam AV860 уверенно обрабатывает как Dolby Atmos, так и DTS:X, демонстрируя при этом звучание аудиофильского качества
Поэтому вдвойне приятно, что новые технологии осваивают и традиционные производители Hi-Fi – даже такие консервативные, как британцы. Скажем все ресиверы и процессор компании Arcam понимают и Dolby Atmos, и DTS:X, осуществляя декодирование по схеме 7.1.4 и вдобавок имея возможность коммутации по интерфейсу HDMI 2.0a с технологией защиты HDCP2.2, то есть полноценной поддержкой 4K.
Система многоканального звучания Auro 3D
Самое забавное в этой истории то, что хронологически первым среди форматов с трёхмерным звучанием (включая высоту) был не Atmos, а детище достаточно малоизвестной бельгийской компании Auro. Формат Auro-3D, представленный ещё в 2006 году, имел колоночную формулу 9.1 и 10.1, к 2010 году «разросся» до 13.1, а первый фильм с его использованием появился в январе 2012 года. На сегодняшний день с Auro-3D существует почти полторы сотни картин, однако на дисках выходил от силы десяток и не совсем понятна ситуация с его дальнейшим развитием, так что настоятельно рекомендовать искать ресивер или процессор обязательно с наличием подобного декодера я бы не стал.