Что такое din 472
Размеры стопорных колец DIN 471 (ГОСТ 13942) и DIN 472 (ГОСТ 13943)
Что такое стопорное кольцо
Из-за похожего названия и формы кольца многие путают стопорное кольцо со стопорной шайбой. Несмотря на схожесть названия и внешнего вида, у них принципиально разные функции. Стопорная шайба фиксирует резьбовое соединение, предотвращая вращательное движение гайки или головки болта. Стопорное кольцевое крепление препятствует осевому перемещению подшипника, вала, оси вращения или другого конструктивного элемента.
Стопорные кольца делают из высококачественной пружинной стали, оно имеет узкий сквозной разрез и две площадки по его краям, которые называют ушками. В площадках проделаны отверстия, взяв за которые, разрез можно уменьшать или увеличивать. При этом изменяется длина окружности изделия. На деталях механизма, которые необходимо зафиксировать от осевого перемещения, протачивают или фрезеруют узкий пал, чуть шире высоты кольца. Кольцо в сжатом или растянутом состоянии заводят в паз и отпускают. Деталь сжимается, охватывая вал, или разжимается, фиксируя подшипник в отверстии. Чтобы снять крепление, требуется также разжать или свести ушки.
Кольцевые стопорные крепления широко используются во всех отраслях машиностроения, от часового производства до горно-обогатительной техники, от бумагоделательных машин до велосипедов, от бытовой техники до космических кораблей.
Точеные стопорные кольца
Подробности Категория: Стопорные кольца Точеные стопорные кольца
Точеные кольца изготовляют из листовых или трубчатых заготовок. После термической обработки торцы и посадочные цилиндрические поверхности колец шлифуют.
Таким способом изготовляют преимущественно кольца большого диаметра (в среднем более 50 мм). Кольца обычно делают прямоугольного сечения с фасками [с или радиусами R на кромках (рис. 828, а, б)], постоянного по окружности (рис. 829, а). Применяя трубчатые заготовки с эксцентричной расточкой, можно придать кольцам более целесообразную форму равного сопротивления изгибу (вид б).
Конструктивные соотношения. На рис. 830, а, б представлены основные параметры внутренних (т. е. сажаемых в корпусе) колец.
При введении в канавку кольцо сжимают так, чтобы оно прошло через отверстие корпуса диаметром D. При этом в кольце возникают напряжения, имеющие максимум на участке, противоположном разрезу. Напряжения определяются отношением высоты h кольца к его среднему диаметру (
D) и степенью сжатия кольца при монтаже, т. е. отношением наружного диаметра D2 кольца в свободном состоянии к диаметру D отверстия. От толщины b кольца напряжения не зависят.
Предельно допустимая из условия прочности на изгиб высота h стальных колец при обычных значениях D2/D равна 0,15D. Практически принимают
где нижний предел относится к кольцам большого диаметра (D > 50 мм) верхний — малого (D Читайте также: Химический жидкий анкер. Что это, характеристики и применение
Для получения радиального натяга наружный диаметр D2 кольца (рис. 830, б) делают несколько большим диаметра канавки D1:
где нижний предел относится к кольцам малого, а верхний — большого диаметров. Если в это выражение подставить значение D1 из уравнения (373), то получим
Ширину l прорези в свободном состоянии выбирают с таким расчетом, чтобы при смыкании концов наружный диаметр D2 кольца уменьшился по крайней мере до диаметра D отверстия, т. е.
Так как в сомкнутом состоянии кольцо не имеет правильной цилиндрической формы, то принимают с запасом
Делать зазор больше 0,4D не рекомендуется. Неопытный сборщик может при монтаже сжать стопор до полного смыкания концов и сломать его.
После установки стопора в канавку зазор незначительно уменьшается (приблизительно в отношении D2/D1, т. е. в 1,03—1,05 раза).
Наружные (т. е. устанавливаемые на вал) кольца разжимают при монтаже так, чтобы кольцо могло пройти через диаметр d вала (рис. 830, в, г). Принимая h = (0,08—0,15)d и глубину канавки h1 = (0,25—0,3)h, получаем внутренний диаметр канавки
где нижний предел относится к кольцам малого диаметра, а верхний — большого.
Внутренний диаметр d2 кольца в свободном состоянии (рис. 830, г) для получения радиального натяга делают равным
где нижний предел относится к кольцам большого диаметра, а верхний — малого.
Подставляя в это выражение значение d1 из соотношения (375), получаем
Ширина l’ прорези в данном случае определяется лишь удобством демонтажа кольца. Для колец малого диаметра принимают l’ = 5—10 мм, большого — l’ = 10—20 мм. После установки стопора в канавку зазор увеличивается на 3—5%.
Форма канавок под внутренние и наружные кольца показана на рис. 831. Радиус R1 у основания канавки делают максимально возможным, но меньшим катета (с) фаски или радиуса R на кромках кольца (см. рис. 828, а, б) с таким расчетом, чтобы кольцо при крайних осевых положениях плотно прилегало к стенкам канавки и лежало своей цилиндрической поверхностью на днище канавки.
Ширину канавки В выбирают в зависимости от условий работы кольца. При необходимости точной осевой фиксации в двух направлениях (рис. 832, а) кольцо сажают в канавку, обычно по H9/h8. Для колец, нагруженных односторонними силами (вид б), ширина канавки не имеет значения, так как точность фиксации детали здесь определяется не зазором в канавке, а расстоянием С между торцами канавок, воспринимающими осевые нагрузки. В этом случае ширину канавки делают на 0,2—0,5 мм больше толщины кольца. Для облегчения изготовления и удобства контроля нерабочие грани канавок иногда делают скошенными (вид в).
Несущая способность. Несущую способность стопорных колец (сопротивление осевым нагрузкам) определяют по элементарной схеме, предполагая, что кольцо работает на срез (рис. 833, а).
Максимальная осевая сила, выдерживаемая кольцом,
где d — диаметр вала (или для внутренних колец — отверстия в корпусе), мм; b — ширина кольца, мм; τ — предел текучести материала кольца на срез, МПа (для обычных пружинных сталей τ = 800—1000 МПа).
При среднем значении b = 0,03d
Предельная осевая сила из условия прочности стенок канавки на смятие
где h1 — глубина канавки, мм; σсм — предел прочности на смятие, МПа (для улучшенных конструкционных сталей σсм ≈ 1000 МПа).
При средних значениях h1 = 0,3h и h = 0,1d
Из сопоставления формул (380) и (379) видно, что при τ ≈ σсм (стальные кольца в стальных валах) расчет на срез и смятие дает примерно одинаковые значения N.
Если канавка выполнена в мягком материале, то определяющим фактором становятся напряжения смятия на стенках канавки.
Из-за условности расчета на срез формулы (377) и (378) дают увеличенные значения N даже при введении больших коэффициентов запаса.
Опыт показывает, что решающее значение для прочности имеет перекос кольца (вначале в пределах осевого зазора в канавке), вызывающий сосредоточение нагрузки на кромке канавки (рис. 833, б). Так как сопротивление смятию закаленного кольца больше, чем материала самой детали, то кромка канавки детали сминается, и кольцо из нее выворачивается. Если даже кольцо остается в канавке, то соединение выходит из строя из-за нарушения точности фиксации.
Повреждение развивается ускоренно, если осевая нагрузка динамическая.
Для повышения прочности стопорных соединений целесообразно увеличивать твердость стенок канавки (например, цементацией или азотированием вала), уменьшать осевой зазор в канавке, увеличивать толщину кольца и глубину канавки. Однако увеличение глубины канавки ослабляет вал и повышает напряжение изгиба в кольце при монтаже.
Фаски на кромках канавки и детали, передающей осевую силу (рис. 833, в), уменьшают прочность соединения. Кромки рекомендуется делать острыми. Если кромка детали выполнена с фаской или галтелью (обоймы подшипников качения), то между деталью и стопорным кольцом целесообразно устанавливать промежуточную шайбу m (вид г) с острыми кромками.
Повышенной нагрузочной способностью обладают кольца Г-образного профиля (вид д), у которых изгибающий момент от действия осевой силы воспринимается упором цилиндрической части кольца в днище канавки.
Прочность стопорных соединений с внутренними кольцами можно увеличить, делая кольцо конусным (вид е). Под действием осевой силы кольцо раздается в радиальных направлениях и плотно прижимается к днищу и стенке канавки.
Для наружных колец этот способ применим только в том случае, если кольцо заключено в чашечную деталь (вид ж).
Как установлено опытами, стопорные кольца прямоугольного сечения работают в стальных валах вполне надежно, без признаков выворачивания (даже при больших зазорах в канавке), если условное напряжение среза по схеме (рис. 833, а) не превышает 20 МПа.
Подставляя эту величину в формулу (377), получаем допустимую нагрузку
При обычном значении b = 0,03d
Если нагрузка динамическая, то величину N нужно снизить примерно в 2 раза. При установке стопоров в корпуса из легких сплавов надо, учитывая пониженную прочность этих сплавов на смятие, уменьшать величину N в 3—4 раза.
Монтаж и демонтаж. Внутренние стопорные кольца при монтаже сжимают, сводя концы, и вводят в отверстие с перекосом по отношению к оси. Если канавка расположена близко от торца отверстия, то кольцо опирают в канавку в точке, противоположной разрезу (рис. 834, а), и поворачивая кольцо вокруг этой точки, как вокруг оси, вводят кольцо в канавку.
Аналогично монтируют наружные кольца (вид в).
Для облегчения монтажа кромки отверстий и валов заправляют пологими фасками, обычно под углом α = 30° (виды а, в). Лучше всего, если входной диаметр фаски в отверстиях равен наружному диаметру D2 кольца (вид б), а на валах — внутреннему диаметру d2 кольца в свободном состоянии (вид г).
Длина фаски равна для внутренних колец
Пользуясь соотношениями (374), (376) и принимая α = 30°, получаем соответственно s = 0,1D и s’ = 0,1d. По габаритным условиям такие большие фаски иногда выполнить затруднительно.
Для монтажа колец используют приспособления типа изображенных на рис. 835. Внутренние кольца 2 (вид а) устанавливают в оправку 1 с пологим коническим отверстием, центрируемую по детали, и движением штока 3 вводят в канавку. Наружные кольца 5 (вид б) устанавливают на коническую оправку 4, центрируемую по расточке (или центровому гнезду) вала, и движением втулки 6 заводят кольцо на вал.
Приспособления получаются довольно громоздкими (из-за необходимости выдерживать соотношение l1 ≥ l, где l — расстояние от канавки до кольца в исходном положении; l1 — длина заходной части штока или втулки.
Для облегчения демонтажа внутренних колец в деталях проделывают радиальные отверстия m (рис. 836, а), выфрезеровки n (вид б) или торцовые пазы q (вид в), через которые сжимают кольцо перед снятием. Для демонтажа наружных колец на валу фрезеруют канавки t (вид г), через которые разводят кольцо с помощью отвертки.
Число съемных элементов (отверстий, пазов) должно быть не менее трех.
Описанные способы усложняют конструкцию и не всегда применимы по конфигурации деталей.
Для устранения специальных приспособлений и облегчения сборки в эксплуатационных условиях и при ремонте целесообразно выполнять съемные элементы на стопорных кольцах.
На внутренних кольцах делают прямые (рис. 837, а) или косые (вид б) срезы. Вводя в промежутки между срезами и стенками отверстия ручной инструмент (отвертку), отгибают концы стопоров внутрь и поворотом инструмента в осевом направлении выводят стопор из канавки.
Целесообразнее конструкции с вырезами (вид в) или отверстиями (вид г) под губки щипцов, облегчающие не только демонтаж, но и монтаж. С помощью щипцов концы стопоров сводят, после чего стопоры легко выходят из канавки (при демонтаже) или входят в нее (при монтаже).
Конструкцию с расширенным вырезом (вид б) применяют для колец большой толщины и малого диаметра, введение которых в отверстие затруднительно.
На наружных кольцах делают скосы под разводной инструмент под углом 60° для колец диаметром менее 40 мм (вид е) и 90° для колец диаметром ≥ 40 мм (вид ж). Целесообразнее конструкции с полукруглыми выборками (вид з) или отверстиями (виды и, к) под разводные щипцы, облегчающими демонтаж и монтаж.
Виды стопорных колец
Существует два основных вида стопорных кольцевых соединений:
Стопорные кольца различаются также по размеру, толщине, усилию деформации, металлу, из которых они изготовлены.
В технике иногда применяются стопорные кольца без отверстий и ушек. Они представляют собой просто неполный виток пружинной проволоки, размещенный в пазе вала или отверстия.
Такие конструкции применяются в малонагруженных узлах с небольшими осевыми нагрузками, таких, как приводы стартера или крепление стекла манометра.
Функции стопорных колец
Многие технологические карты и чертежи указывают на необходимость применения подобного изделия. Основными функциями можно назвать:
Часто надевается кольцо стопорное на вал, который обладает требующимися канавками. За счет этого фиксация отдельных элементов вдоль оси, к примеру, подшипников и шестерен существенно повышается. Именно поэтому подобное изделие получило весьма широкое распространение в сфере машиностроения.
Виды съемников стопорных колец
Для того, чтобы монтировать и демонтировать стопорные кольцевые крепления, инженеры разработали много моделей съемников разного типа. Всех их объединяют общие элементы конструкции:
Читать также: Мастер класс по выжиганию по дереву
Конструктивно различаются два основных вида кольцесъемников:
Существуют и универсальные съемники, режим работы которых можно выбирать рычажком-селектором. Некоторые устройства оснащаются дополнительными функциями: винтовым ходом, фиксатором в растянутом или сжатом состоянии, редукторными рычажными механизмами и т.п.
Характеристики съемников стопорных колец
Для того, чтобы ориентироваться во всем многообразии моделей кольцесъемников, предлагаемых отечественными и зарубежными производителями, полезно знать основные параметры, характеризующие эти устройства. К ним относится:
Эти характеристики съемников для стопорных колец важны для традиционных конструкций. На рынке предлагаются универсальные съемники. У них наконечники губок выполнены съемными, их можно оперативно снять и заменить на другую, более подходящую к данному случаю пару. Селектором переключаются режимы разжатие/сжатие, дополнительный шарнир позволяет менять угол наклона губок от 0 до 90°.
Некоторые модели снабжены ограничителем усилия. Это позволяет регулировать максимальное усилие разжатия или сжатия, не давая повредить тонкие кольца.
При использовании универсальных съемников следует быть внимательным при выборе наконечников. Допустимо использовать лишь те наконечники, которые произведены тем же изготовителем либо указаны им в качестве совместимых.
Категорически неприемлемо совместное использование наконечников из разных пар, отличающихся по длине, углу наклона или обратному изгибу. Это может привести к повреждению устройства. Другое неприятно последствие- крепежная деталь может сорваться с губок и отправиться в непредсказуемый полет. Поскольку металл при сжатии или разжатии запасает большое количество энергии, возможно повреждение оборудования мастерской или нанесение серьезные травмы людям.
При работе с кольцевыми креплениями и съемниками обязательно использование средств индивидуальной защиты — небьющихся рабочих очков (лицевого щитка) и защитных перчаток.
Производство стопорных колец для промышленности
Наша компания занимается изготовлением любых деталей для промышленности, в том числе и стопорных колец. Большой ассортимент размеров и моделей, но, если вы среди них не найдете нужных именно вам, мы можем изготовить кольца по вашему чертежу.
Для производства колец используется легированная или высокоуглеродистая сталь. Мы используем, в основном, легированную таких марок: 65Г, 60С2А ГОСТ 14959-79. Кольца из такого материала имеют значительный ресурс и устойчивы к агрессивным воздействиям большинства сред.
Снятие стопорных колец
Снятие стопорных разрезных шайб проводится двумя основными методами:
И в том, и в другом случае снять стопорную деталь лучше с использованием специальных съемников, соответствующих типу и размеру стопорного крепления.
Читать также: Что можно сделать из моторчика от шуруповерта
Если же их по каким- либо причинам нет под рукой, умельцы приспосабливают тот или иной универсальный инструмент или дорабатывают его, изготавливая съемник своими руками. Такой подход может быть оправдан, если требуется срочно снять одно или два кольца. При больших объемах работ съемники заводского производства демонстрируют свое превосходство по целому ряду признаков:
Опытные мастера сформулировали ряд рекомендаций, как снять стопорную шайбу со ступичного подшипника передней подвески:
Рекомендации, как снять задний ступичный подшипник, и его стопорное кольцо, выглядят следующим образом:
После смазки или замены подшипника собрать узел в обратном порядке.
Монтаж стопорных колец
Как ранее было отмечено, кольцо стопорное изготавливается в соответствии с установленными стандартами в ГОСТ и DIN. Однако, неправильный монтаж может стать причиной существенного снижения срока эксплуатации. Деталь имеет специальные пазы, за счет которых упрощается процесс монтажа и эксплуатации. К особенностям монтажа отнесем следующее:
Именно тот момент, что с монтажом изделия не возникает трудностей определяет его широкое распространение. Установка, как и замена, достаточно проста, однако не стоит забывать о том, что подобное изделие выступает в качестве промежуточного элемента. Поэтому чтобы до него добраться в некоторых случаях приходится проводить разбор практически всего механизма. Плоское внутреннее кольцо часто устанавливается в специальной канавке, поэтому при извлечении могут возникнуть серьезные трудности.
Основные способы снятия стопорных колец
Механики выделяют три основных метода установки стопорных креплений:
Среди умельцев распространено множество способов, как снять стопорные кольца без инструмента, специально для этого предназначенного. В ход идут шила, гвозди, тонкие крестовые отвертки и другие подручные средства.
Чтобы снять стопорные кольца без съемника, можно модифицировать обычные острогубцы.
Их концы обтачивают под цилиндр, с диаметром, чуть меньше отверстия в ушках.
Модифицируют и пассатижи, в боковых поверхностях губок, у самого конца сверят отверстия, в которые вставляют отрезки закаленного прутка подходящего диаметра. Таким способом разрезную стопорную шайбу можно как снять, так и поставить обратно.
Часто возникает вопрос: как снять стопорные кольца без ушек? Для этого понадобится две отвертки. Одной следует разжимать стопор в его разрезе так, чтобы его диаметр немного увеличился, и оно частично вышло из паза. Второй отверткой нужно подхватить один из концов кольца и вытащить его на поверхность вала. Первой отверткой нужно подхватить этот конец, не давая ему соскользнуть обратно в паз. Второй отверткой нужно провести по пазу, чтобы вытащить из него оставшуюся часть стопорной шайбы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кольцо стопорное внутреннее DIN 472, пружинная сталь
Пружинное стопорное кольцо DIN 472 – эксцентрическое внутреннее кольцо, предназначенное для фиксации деталей в отверстии механического узла. Изделие имеет прямоугольное сечение переменной ширины по периметру. Наличие «ушек» обеспечивает легкий монтаж/демонтаж. Изготовлено из пружинной стали.
Соответствует российскому стандарту ГОСТ 13943-86.
Характеристики
Отдел оптовых и розничных продаж: +7(812)748-26-26
Сотрудничество: zakaz@krepcom.ru
Пр-т Энгельса, 37 (вход с ул. Манчестерской)
Режим работы: ПН-ПТ: 09:00-20:00
СБ-ВС: 10:00-19:00
Дунайский проспект, 21
Режим работы: ПН-СБ: 09:00-20:00
ВС: 09:00-19:00
Пр-т Энгельса, 139/21
Ст. метро: «Проспект Просвещения»
Режим работы: ПН-ПТ: 09:00-20:00
СБ-ВС: 10:00-20:00
6-я Радиальная улица, 7А, с2
Режим работы: ПН-ПТ: 09:00-18:00
Режим работы: ПН-ВС: 08:00-19:00
ул. Промышленная, 16
Режим работы: ПН-ВС: 08:00-19:00
Свердловский район, ул. Героев Хасана, д.56
Режим работы: ПН-СБ: 10:00-21:00
Курьерская доставка по Санкт-Петербургу и Москве
Стоимость — 600 руб.
При заказе от 6 000 руб, доставка бесплатная. Подробную информацию вы можете получить у наших менеджеров.
Самовывоз из магазинов
Доставка по Северо-Западу и России
Транспортной компанией Деловые Линии, либо нашим транспортом по расчету логиста.
От 890 руб. в пределах КАД «Специальный курьер выезжает немедленно».
Доставка по России
Транспортными компаниями Деловые Линии, Автотрейдинг и ПЭК. Доставка до терминала в нашем городе бесплатно!