Что такое dcp формат
Формат DCP
Формат DCP
Формат DCP, и так, начнем, что же такое DCP, где он используется и для чего он нужен?!
Все кто работает в сфере кино, киноиндустрии, отправляет фильмы на кинофестивали или же хочет показать свою рекламу в кинотеатре перед показом фильма, сталкивается с проблемой, видео в формате avi, mp4, mpeg, mov, prores и т.д. не подходит для кинотеатра, чтобы показать свое видео в кинотеатре или кинофестивале его нужно подготовить в формате DCP.
DCP — Digital Cinema Package, что в переводе означает «Цифровой Кино Пакет» который должен соответствовать стандарту DCI ( Digital Cinema Initiatives).
Согласно этому стандарту, основные параметры формата DCP:
Все это упаковывается в пакет DCP с использованием контейнера MXF с шифрованием (используется для кинофильмов) и без шифрования (рекламные ролики, трейлеры и т.д.), и ограничением максимального потока в 250 мега бит в секунду.
Пакет DCP состоит из 6 файлов:
Так выглядит формат DCP на персональном компьютере под windows:
Так выглядит DCP на сервере кино Dolby DSS220:
Спросите вы почему такое странное имя файла у DCP? Давайте разберемся с его расшифровкой!
GOD_KULTURY_ADV_2D_F_RU_XX_16_51_2K_20190207_DCPCINEMA_IOP
Давайте разберемся что к чему:
GOD_KULTURY — название ролика
ADV — тип контента «реклама»
2D — идентификатор формата контента, 2D формат
F — разрешение изображения FLAT 1998×1080
RU_XX — первые 2 символа RU — русский обозначают язык звуковой дорожки, следующие 2 символа XX обозначают язык субтитров (если стоят символы XX – значит фильм без субтитров)
16 — возрастное ограничение
51 — шести канальный звук
2K — разрешение изображения
20190207 — дата изготовления DCP пакета
DCPCINEMA — производитель DCP контента
IOP — стандарт interop
Как мы видим из названия ролика можно получить много нужной и полезной информации для пользователя, а самое важное для киномеханика, но многие горе компании или любители которые пытаются сами изготовить DCP пренебрегают названием файлов и пишут что попало, в следствии чего у киномеханника возникает много вопросов.
Interop считается более старым форматом, но по состоянию на 2019 год, до сих пор является основным в кино, SMPTE более новый формат и только начинает активно использоваться и тестироваться в кинотеатрах.
Interop поддерживает только — 24, 48 FPS
SMPTE поддерживает — 24, 25, 30, 48, 50, 60 FPS
ВАЖНО: если кинотеатр использует старое оборудование или не обновленное программное обеспечение киносервера, видеоролик / фильм может не запуститься в стандарте SMPTE.
Виды категорий ролика / Content kind
feature (фильм), trailer (трейлер), test (тестовый ролик), teaser (тизер), rating, advertisement (реклама), short (короткометражный фильм), transitional (переход), psa, policy (социальный, политический ролик).
Формат разрешения изображения / Screen Aspect Ratio
Формат FLAT (кашетированный, соотношение сторон 1.85:1) должен иметь разрешение 1998×1080 пикселей и частоту 24 кадра в секунду (стандарт Interop) или 25 кадров в секунду (стандарт SMPTE)
Формат SCOPE (широкоэкранный, соотношение сторон 2.39:1) должен иметь разрешение 2048×858 пикселей и частоту 24 кадра в секунду (стандарт Interop) или 25 кадров в секунду (стандарт SMPTE)
Очень важный момент, что перед фильмами в формате FLAT, рекламный ролик также должен быть в формате FLAT, тоже самое касается и SCOPE — это особенности кинооборудования, которое настраивается перед каждый фильмом, под нужное разрешение фильма.
Поэтому мы «DCPCINEMA» делаем для Вас ролик сразу в двух форматах, чтобы не было проблем с показом в кинотеатре.
Разрешение 2K и 4K.
В отличие разрешения от ТВ / TV отталкивающегося от количества строк и количества пикселей изображения по вертикали, в кино разрешающая способность DCP для фильма / видеоролика отсчитывается по длине стороне кадра, горизонтали.
2K, широкоэкранный (Scope 2.39:1) разрешение 2048×858 пикселей;
2K, кашетированный (Flat 1.85:1) разрешение 1998×1080 пикселей;
4K, широкоэкранный (Scope 2.39:1) разрешение 4096×1716 пикселей;
4K, кашетированный (Flat 1.85:1) разрешение 3996×2160 пикселей;
Разрешение 2k и 4k
SUPPLEMENTAL DCP — это пакет, который дополняет основной пакет DCP.
В нем могут содержаться например дополнительные варианты изменения звука (название на французском языке и / или субтитры на французском) или дополнительные трейлеры перед фильмом.
Есть лишь одно правило, для SUPPLEMENTAL должен обязательно содержаться основной DCP пакет.
Каким образом доставляются копии фильмов в кинотеатры?
МЫ DCPCINEMA можем записать Ваш фильм / видеоролик на подготовленный, отформатированный под нужный формат жесткий диск HDD и передать его Вам или загрузить Ваш фильм / видеоролик на Облако, FTP, Торрент и отправить его Вам или сразу в кинотеатр или на кинофестиваль.
Крупнейшие кинодистрибьюторы доставляют фильм в кинотеатры в специальных кейсах, в которых находятся инструкция, жесткий диск, кабель, описание фильма.
Так же существует отправка фильмов в кинотеатры с помощью каналов интернета и спутниковой связи, две крупнейшие фирмы предоставляют данную услугу, это Cinilab и DCP24, но как правило данной услугой пользуются только крупнейшие кинодистрибьюторы, так как стоимостью данных услуг очень высока.
Рекомендация для записи на носитель (HDD, FLASH) только одна, записывать Ваш фильм / видеоролик на чистый, отформатированный носитель, чтобы киносервер со 100% гарантией передался / загрузился корректно и без ошибок.
У нас можно заказать конвертацию в формат dcp для видео, короткометражного или полнометражного фильма.
Материалы
Вопрос техники: что такое DCP?
Как устроен цифровой формат кинопоказа
В материале «Откуда берутся фильмы: техническая сторона вопроса» мы выяснили, что фильмокопии попадают в кинотеатры с помощью цифровой доставки или на жестких дисках. После того, как фильм в формате DCP доставлен в кинотеатр, необходимо правильно его скопировать и запустить. Для этого разберемся, из чего состоит пакет DCP (материал подготовлен при содействии компании «Киноплан» и лаборатории DCP24).
Цифровое кино (цифровой кинематограф) – современная технология кинематографа, основанная на использовании цифровых форм производства и распространения кинофильмов без использования кинопленки. Фильмы демонстрируются при помощи цифрового кинопроектора вместо обычного пленочного.
Для демонстрации фильма требуются проектор, сервер воспроизведения (плейсервер) и звуковой процессор. Оборудование должно быть сертифицировано консорциумом DCI, организованным в марте 2002 года ведущими мировыми киностудиями. Также организацией DCI опубликован одноименный стандарт, регламентирующий основные параметры контента цифрового кинематографа.
Основными поставщиками цифровых проекторов являются компании Barco, Christie, NEC, SONY, Cinemeccanica, Kinoton. Плейсерверы поставляют компании Dolby, Doremi, GDC, Barco, Christie, Sony, MikroM, Qube.
Для воспроизведения фильмов на таком оборудовании используется специальный формат DCP – digital cinema package.
Каждый DCP-пакет включает файл ASSETMAP, VOLINDEX, CPL, PKL и MXF-контейнеры с аудио и видеоконтентом.
ASSETMAP – XML-файл без расширения. Обеспечивает привязку UUID к имени и местонахождению файлов на диске.
VOLINDEX – файл, который содержит только один параметр-идентификатор номера тома.
Paking List или PKL содержит информацию о содержимом пакета, включая CPL. Также в PKL содержится информация о HASH-суммах всех файлов, и во время копирования фильма плейсерверы осуществляют валидацию контента, то есть проверяют на наличие ошибок.
Composition Play List или CPL – содержит информацию о порядке воспроизведения файлов, длине и типе проигрывания MXF-файлов.
Каждый фильм может состоять из одного или нескольких DCP-пакетов. Как правило, есть один основной пакет и несколько дополнительных (Supplemental DCP). Дополнительные пакеты могут содержать вшитые ролики, субтитры, альтернативный дубляж и т.д. Для воспроизведения фильма потребуется загрузить как основной, так и дополнительные пакеты. Каждая цифровая копия фильма сопровождается специальным паспортом, в котором перечислен правильный набор DCP-пакетов. Средний размер одного фильма – 150–200 ГБ.
Также для показа фильма требуется KDM-ключ. Key Delivery Message – это специальный файл, дешифрующий DCP-пакет и запускающий воспроизведение фильма. KDM изготавливается для каждого плейсервера по серийному номеру с указанием сроков действия.
Основными стандартами разрешения цифрового кино считаются 2К и 4К. Эти обозначения отражают главным образом горизонтальное разрешение кадра, в отличие от вертикального (количество строк) в телевизионных стандартах. Цифра в обозначении стандарта цифрового кинематографа указывает количество пикселей по длинной стороне кадра. То есть разрешение в 4К соответствует 4096 пикселей (1K = 1024 пиксела). Основные стандарты разрешения для цифрового кинопоказа следующие:
В материале использованные данные из источников:
ФОРМАТ DCP
ФОРМАТ DCP
DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет.
Цифровой пакет DCP должен соответствовать стандарту DCI:
Пакет DCP минимально состоит из 5 файлов:
Два стандарта упаковки DCP — InterOp и SMPTE.
InterOp — старый и универсальный, поддерживает частоту 24 к/c и High Frame Rate 48 к/c. Формат InterOp гарантированно воспроизводится на всех серверах.
SMPTE — современный, поддерживает различную частоту кадров, в том числе 25 и 60 к/c. Формат SMPTE имеет ограниченное применение.
НАЗВАНИЕ
Название пакета DCP как привило несет в себе полезную информацию
BIRDS_3D_TRL-F_RU-20_2K_D65_XX_20160928.mxf
BIRDS – название фильма
3D — фильма в формате 3D
TLR — трейлер (варианты: FTR — фильм; TLR — трейлер; ADV — реклама)
F — формат кадра (F/Flat – кашетированный 1.85:1; S – Scope, широкоэкранный формат 2.39:1)
RU—20 — звуковые каналы (обычно 51 – 6 канальный звук 5.1; RU-20 — русский язык моно 2 канала
2K — горизонтальное разрешение кадра (2K — 2048; 4К — 4096)
XX – имя собственника
ФОРМАТЫ SCOPE и FLAT
Scope (широкоэкранный), разрешение 2048х858, соотношение сторон 2.39:1.
Flat (кашетированный), разрешение 1998х1080, соотношение сторон 1.85:1.
Примечание: буквой «C» обозначается использование Full Container (полный кадр) с разрешением 2048×1080 для 2k и 4096×2160 для 4k.
SUPPLEMENTAL DCP
Supplemental — дополнительный DCP пакет, использующий при демонстрации медиа данные от основного DCP. Supplemental DCP в паре с основным DCP позволяет заменять аудио дорожки, вставить субтитры или рекламные ролики.
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.
Всё, что вы не знали о DCP и боялись спросить
Наш технический отдел подготовил для вас список часто задаваемых вопросов, связанных с производством DCP-копий.
В: Что такое DCP и зачем это нужно?
О: DCP (Digital Cinema Package) — это формат, с которым работают цифровые кинотеатры. Представляет собой набор (пакет) файлов, необходимых для воспроизведения цифровой кинокопии в отдельной папке.
В: Каковы технические требования к фильму для создания пакета DCP?
Другие поддерживаемые контейнеры видео:
avi, mpg, mp4, mov, mxf, wmv.
Другие поддерживаемые кодеки видео:
DivX, DV, FFDshow, h264, MJpeg, MPEG2, MPEG4, ProRes, RAW, XVid.
В формате файла Avid DNxHD возможно шифрование, которое сделает создание DCP невозможным, проверьте, пожалуйста, это перед отправкой (повторная пересылка исправленного файла займет очень много драгоценного времени, которое могло бы быть потрачено на непосредственную работу над вашим фильмом).
Поддерживаемый формат звука:
В: У меня видео только в формате DV PAL (720×576), могу ли я сделать из него DCP?
О: DCP можно сделать из любого видео, но качество показа на большом экране будет соответствующим вашему исходному видео.
В кинотеатрах с небольшим экраном это может быть незаметно, но в современном мультиплексе вы, скорее всего, получите размытие кадра
и прочие «прелести» низкокачественного изображения.
В: У меня видео 4К и звук в формате 5.1, что с ними будет при создании DCP?
О: DCP поддерживает разрешение кадра 4К и звук 5.1.
В: Я слышал, что для создания DCP требуется очень много места на жёстком диске.
О: Да, это так. Но от вас требуется только выслать нам исходный файл и получить обратно папку с готовым DCP.
О: Лучше всего это сделать через систему torrent-файлов (инструкцию по их созданию можно изучить здесь)
Если по каким-либо причинам этот способ не подходит, можно передать файл через любой другой файлообменник, который поддерживает большие объёмы. Если вы находитесь в Москве, у нас есть возможность с Вами встретиться, чтобы забрать материалы в любом удобном месте в любое удобное Вам время.
В: Я слышал, что DCP бывает «старого» и «нового» формата?
О: Да, это так, имеются в виду форматы MXF Interop («старый») и SMPTE («новый»).
В: Как мне понять, какой формат мне подходит?
О: У любого кинотеатра есть спецификация поддерживаемых форматов. В 99% случаев подойдёт формат SMPTE.
В: Кинотеатр просит сделать DCP в формате MXF Interop при частоте кадров 25 к/с.
О: Это ошибка спецификации кинотеатра. «Старый» формат MXF Interop поддерживает только частоту кадров 24 к/с.
В: Кинотеатр просит сделать DCP в формате MXF Interop, а у меня видео в 25 к/с.
О: Вам нужно самостоятельно конвертировать видео в 24 к/с или отдельно оговорить это условие с нами.
В: Я буду показывать фильм во многих кинотеатрах, какой формат DCP мне выбрать?
О: Мы делаем унифицированное DCP согласно генеральной спецификации, которое будет работать во всех случаях.
Если в каком-то из кинотеатров установлено особое оборудование, об этом необходимо сообщить заранее, чтобы мы могли изготовить DCP согласно его уникальной спецификации.
В: Что такое FLAT и SCOPE?
В: У меня художественный фильм. Не станет ли проблемой, если он будет записан только в формате кадра FLAT?
О: Художественный фильм является главным в пакете показа, все остальные ролики (рекламные, информационные, трейлеры) должны подстраиваться под него.
В: Я заметил небольшое изменение цвета в моём фильме после его перевода в DCP.
В: У меня 3D-фильм, что делать?
О: DCP прекрасно поддерживает 3D-изображение (для этого он в общем-то и задумывался).
Вам надо предоставить нам видео в виде стереопары, т. е. отдельные файлы для левого и правого глаза.
В: Как быть с субтитрами?
О: DCP поддерживает субтитры в формате XML, но часто возникают проблемы с кириллическими шрифтами, поэтому мы рекомендуем «вшивать» субтитры в видео.
В: У меня есть внешние субтитры для моего фильма, как их «вшить»?
О: Пришлите их нам вместе с видео, мы их вошьём и сделаем DCP уже с ними.
В: Мне говорили про какой-то защитный ключ KDM, что это?
О: Это специальная опция шифрования пакета DCP. Чтобы ей воспользоваться в каждом кинотеатре, в котором запланирован показ, вам нужно запросить специальный код их оборудования для создания KDM. Мы рекомендуем пользоваться этой опцией только в исключительных случаях.
В: Надо ли мне добавлять на видео предупреждающий знак о минимальном возрасте зрителей?
О: Нет, это забота кинотеатра при показе.
В: Сколько времени занимает конвертация видео в формат DCP?
О: От 3 часов до суток. Не забудьте учесть время, необходимое на передачу файлов и скачивание уже готового DCP.
В: Могу ли я посмотреть пакет DCP у себя на домашнем компьютере?
Подробнее можно прочитать здесь.
В: Я получил от вас готовый DCP, что делать дальше?
О: DCP-пакет представляет собой папку с несколькими файлами. Нужно просто скопировать эту папку на жёсткий диск или флешку и отнести в кинотеатр.
В: Вроде бы всё понятно, но хочется почитать о DCP более подробно.
О: Советуем начать с этого.
Также рекомендуем ознакомиться со стандартом DCI.
Что такое DCP-формат и зачем он нужен?
Пожалуй, каждый, кто работает в индустрии кино или пытался заказать рекламу в кинотеатрах, сталкивался с таким понятием, как «формат DCP». Давайте разберемся, что это такое.
DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет, разработан консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (англ. Digital Cinema Initiatives). Очень важно, чтобы цифровой пакет DCP соответствовал стандартам DCI – это необходимо для безболезненного показа во всех цифровых кинозалах. Согласно этому стандарту, исходные изображения каждого кадра при сохранении сжимаются по стандарту JPEG 2000, используя цветовое пространство CIE XYZ с глубиной цвета 12 бит на канал. Звук (он может быть как стерео так и 5.1 или 7.1) сохраняется без сжатия в формате Broadcast Wave (WAV) с квантованием 24 бит на отсчет и частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Все это упаковывается в пакет DCP, который предполагает использование контейнера MXF с ограничением максимального потока в 250 мегабит в секунду и при необходимости шифруется. Для воспроизведения зашифрованного контента в кинотеатр по электронной почте высылают так называемый «ключ», в котором содержится информация: номер кино сервера и период времени в который этот кинотеатр сможет запустить данный пакет. Рекламные ролики, трейлеры и подобный контент обычно изготавливается без шифрования, так как в этом просто нет смысла.
Цифровой пакет DCP минимально состоит из 5 файлов: файла описания контрольных сумм, файла описания содержимого DCP, MXF-контейнера с изображением, MXF-контейнера со звуком и файла списка воспроизведения всех компонентов фильма.
Так выглядит DCP на компьютере:
А так на сервере кинопоказа Dolby DSS200:
Частота кадров в DCP может быть разной, но обычно принято изготавливать с частотой 24 кадра в секунду, так как не все сервера адаптированы для большего количества кадров, и могут быть проблемы с показом. Кстати единственный фильм, который вышел в 3D с частотой 48 кадров в секунду на каждый глаз это «Хоббит: Нежданное путешествие». Для того чтобы показывать в таком формате фильмы – необходим дорогостоящий апгрейд оборудования.
Также хотелось бы отметить, что современные кино сервера могут воспроизводить видео контент только в формате DCP, никакие avi, mpeg, mov и тд. не будут запускаться в цифровом кинотеатре.
НАЗВАНИЯ
Как вы, наверное, уже обратили внимание, пакет DCP имеет странное название и этому есть объяснение – в нем «зашифрована» некая информация, необходимая киномеханику, для комфортной работы. Разберем основные:
NEW-YEAR – название ролика
ADV – категория в которую относится ролик, в данном случае реклама (advertisement), также, бывают FTR (фильм), TLR (трейлер) и другие.
3D – собственно то, что ролик в 3д формате
S – Scope, широкоэкранный формат с соотношением сторон 2.39:1. Бывает еще Flat – кашетированный. Кстати на 2 рисунке видна и эта версия ролика. К ним мы еще вернемся.
51 – 6 канальный звук 5.1
GREK – псевдоним собственника
20121226 – дата изготовления пакета
Обычно в названии еще имеется информация о том, для какой страны предназначен ролик, на каком языке аудио дорожка, на каком языке субтитры, какая студия изготавливала ролик…
Как мы видим, в названии содержится много полезной информации, но очень часто вижу рекламные ролики, которые обзывают, как попало. Многие скажут, да и какая разница как называется ролик, главное чтобы запускался в кинотеатре, и тут я с вами не соглашусь. Ведь, к примеру, в названии прописывается с каким соотношением сторон ролик, а это очень важно и об этом далее пойдет на разговор.
ФОРМАТЫ SCOPE И FLAT
В кинотеатр цифровые копии фильмов приходят в двух разных форматах соотношения сторон: Scope (широкоэкранный), соотношение сторон 2.39:1, разрешение 2048х858 и Flat (кашетированный), соотношение сторон 1.85:1, разрешение 1998х1080. Это связано с технической особенностью съемки фильмов. Поэтому если ваш ролик находится на стадии производства, то для максимального качества придерживайтесь этих соотношений.
Ниже примеры кадров Scope и Flat.
Кадр формата Scope
Очень важно показывать правильные версии роликов перед соответствующим форматом фильма, иначе могут быть неприятные последствия.
Если показывать вариант, не соответствующий формату фильма, может «вылезти за экран» важная информационная часть вашего ролика, тем самым теряется весь смысл рекламной кампании! Именно поэтому мы всегда изготавливаем две версии одного ролика и правильно подписываем их.
В редких случаях также используется полный кадр (Full Container) с разрешением 2048×1080 для 2k и 4096×2160 для 4k, он обозначается в DCP пакетах буквой «C».
Также хотелось бы заметить, если вам предлагают конвертацию в DCP с разрешением 4K, это пустой развод на лишние деньги! Во-первых, врядли у вас найдется исходник с разрешением 4096×1716 или 3996×2160 пикселей, а соответственно разницы не будет абсолютно никакой. Во-вторых, если даже у вас есть ролик с таким высоким разрешением, то на экранах до 20 метров зрители не смогут заметить разницы, так как размер этих пикселей будет намного ниже разрешающей способности человеческого глаза. И в-третьих, в России на данный момент еще нигде не устанавливают проекторы, которые могут выдать разрешение 4K. Даже в огромных кинотеатрах IMAX используются привычные 2K-проекторы!
КАК ЖЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ФИЛЬМОВ И РОЛИКОВ?
Фильмы в формате DCP приходят в кинотеатры на жестких дисках в специальных противоударных кейсах.
Также сейчас активно продвигается цифровая доставка фильмов по спутниковым и Интернет-каналам. Рекламные ролики Вы можете принести в кинотеатр на обычной USB-флэшке, переносном жестком диске или DVD. Абсолютно все киносервера поддерживают стандартные файловые системы Windows: Fat32 и NTFS. Если ролик имеет объем больше 4 Гб, флэшку необходимо отформатировать в NTFS, так как файловая система Fat32 не поддерживает файлы объемом больше 4 Гб. Для жестких дисков этого делать не требуется, так как они обычно изначально идут с NTFS.
Еще один важный момент: мы рекомендуем использовать чистые флэшки и жесткие диски, так как чем больше лишних файлов на носителе, тем тяжелее серверу найти DCP-контент, а в некоторых случаях его вовсе не удается скачать.