Что такое d dur в сольфеджио

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-durФа мажор — F-dur
Ре мажор — D-durСи бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-durМи бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-durЛя бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-durРе бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-durСоль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-durДо бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-mollсоль минор — g-moll
си минор — h-mollдо минор — c-moll
фа# минор — fis-mollфа минор — f-moll
до# минор — cis-mollси бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-mollми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-mollля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-mollми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Энгармонически равные минорные тональности:

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Смотрите другие статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор

05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:

23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:

Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!

17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:

Мне очень понравелось.

Источник

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджиоОднако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджиоКогда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

НотаДиезДубль-диезБемольДубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

Таблица обозначений тональностей

Таблица обозначений тональностей

до-бемоль мажорCes-durC-flat major7 ♭
ля-бемоль минорas-mollA-flat minor7 ♭
соль-бемоль мажорGes-durG-flat major6 ♭
ми-бемоль минорes-mollE-flat minor6 ♭
ре-бемоль мажорDes-durD-flat major5 ♭
си-бемоль минорb-mollB-flat minor5 ♭
ля-бемоль мажорAs-durA-flat major4 ♭
фа минорf-mollF minor4 ♭
ми-бемоль мажорEs-durE-flat major3 ♭
до минорc-mollC minor3 ♭
си-бемоль мажорB-durB-flat major2 ♭
соль минорg-mollG minor2 ♭
фа мажорF-durF major1 ♭
ре минорd-mollD minor1 ♭
до мажорC-durC majorнет
ля минорa-mollA minorнет
соль мажорG-durG major1 #
ми минорe-mollE minor1 #
ре мажорD-durD major2 #
си минорh-mollB minor2 #
ля мажорA-durA major3 #
фа-диез минорfis-mollF-sharp minor3 #
ми мажорE-durE major4 #
до-диез минорcis-mollC-sharp minor4 #
си мажорH-durB major5 #
соль-диез минорgis-mollG-sharp minor5 #
фа-диез мажорFis-durF-sharp major6 #
ре-диез минорdis-mollD-sharp minor6 #
до-диез мажорCis-durC-sharp major7 #
ля-диез минорais-mollA-sharp minor7 #

В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.

В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.

В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Источник

Как запомнить знаки в тональностях?

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях

В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.

РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть фото Что такое d dur в сольфеджио. Смотреть картинку Что такое d dur в сольфеджио. Картинка про Что такое d dur в сольфеджио. Фото Что такое d dur в сольфеджио

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минорG-dur // e-moll1 диезФаРе мажор // си минорD-dur // h-moll2 диезаФа, доЛя мажор // фа-диез минорA-dur // fis-moll3 диезаФа, до, сольМи мажор // до-диез минорE-dur // cis-moll4 диезаФа, до, соль, реСи мажор // соль-диез минорH-dur // gis-moll5 диезовФа, до, соль, ре, ляФа-диез мажор // ре-диез минорFis-dur // dis-moll6 диезовФа, до, соль, ре, ля, миДо-диез мажор // ля-диез минорCis-dur // ais-moll7 диезовФа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минорF-dur // d-moll1 бемольСиСи-бемоль мажор // соль минорB-dur // g-moll2 бемоляСи, миМи-бемоль мажор // до минорEs-dur // c-moll3 бемоляСи, ми, ляЛя-бемоль мажор // фа минорAs-dur // f-moll4 бемоляСи, ми, ля, реРе-бемоль мажор // си-бемоль минорDes-dur // b-moll5 бемолейСи, ми, ля, ре, сольСоль-бемоль мажор // ми-бемоль минорGes-dur // es-moll6 бемолейСи, ми, ля, ре, соль, доДо-бемоль мажор // ля-бемоль минорCes-dur // as-moll7 бемолейСи, ми, ля, ре, соль, до, фа

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *