Что такое cruise в машине
Что такое круиз контроль в автомобиле, для чего он нужен?
Круиз-контроль часто пугает водителей, которые никогда не использовали его, так как когда убираешь ногу с педали газа, а машина не замедляется, возникает чувство, что ты не контролируешь её. Как только вы узнаете, как работает круиз-контроль, и привыкнете к нему, вы сможете найти реальную пользу от его использования.
Функция круиз-контроля в машине может сделать продолжительные поездки более удобными и может даже помочь сэкономить деньги на топливе. Кроме того, функция круиз-контроля позволит вам поддерживать лимит скорости и избегать штрафов за превышение скорости. Круиз-контроль в первую очередь подходит тем, кто будет ехать с постоянной скоростью и без постоянных остановок – к примеру, на автомагистрали или шоссе.
Что такое круиз-контроль?
Цель системы круиз-контроля состоит в том, чтобы точно поддерживать скорость, установленную водителем, без какого-либо вмешательства. То есть, не нажимая на педаль акселератора.
На самом деле, самые ранние варианты круиз-контроля использовались еще до создания автомобилей. Изобретатель и инженер-механик Джеймс Уотт разработал одну из версий уже в 17 веке, что позволило паровым двигателям поддерживать одинаковую скорость поднимаясь вверх и опускаясь вниз по склонам. Круиз-контроль, как мы его знаем сегодня, был изобретен в конце 1940-х годов, когда возникла идея использовать электрически управляемое устройство, которое могло бы управлять скоростью на дороге и регулировать дроссель.
Как он работает?
Система круиз-контроля контролирует скорость вашего автомобиля так же, как и вы – регулирует нажатие на педаль газа. Однако круиз-контроль зажимает дроссельный клапан с помощью кабеля, подключенного к приводу, а не при нажатии на педаль. Дроссельный клапан управляет мощностью и скоростью двигателя, ограничивая количество воздуха, которое он потребляет (поскольку это двигатель внутреннего сгорания).
Водитель может установить круиз-контроль с помощью круиз-переключателей, которые обычно содержат:
Они обычно расположены на руле или рычаге указателя поворота. Регулятор SET устанавливает скорость автомобиля. Одно нажатие ускорит его на 1 км/ч, два на 2 км/ч и так далее. Нажатие на ручку в противоположном направлении приведет уменьшению скорости. Как функция безопасности, система круиз-контроля отключается при нажатии на педаль тормоза.
Однако с увеличением числа автомобилей на дорогах, функциональность обычного круиз-контроля становится устаревшей. Адаптивный круиз-контроль быстро набирает популярность и не без оснований!
Как работает адаптивный круиз-контроль?
Водитель устанавливает максимальную скорость, подобно тому, как это можно сделать с обычным круиз-контролем. Радиолокационный датчик, расположенный в передней части автомобиля, обнаруживает движение впереди него и следит за автомобилем спереди. Этот датчик затем контролирует скорость вашего автомобиля, так что всегда остается 2-3 секунды до автомобиля впереди.
Используя вход с радиолокационных датчиков, компьютерный блок измеряет расстояние до автомобиля, который едет спереди, и вычисляет скорость в зависимости от этого. Если одновременно есть несколько машин в поле покрытия датчика, он автоматически выбирает, какой из автомобилей должна отслеживать система.
В частности, если вы приближаетесь к более медленному или неподвижному автомобилю, адаптивный круиз-контроль притормозит автомобиль, запуская корректирующие элементы в системе управления двигателем, и при необходимости, в тормозной системе.
АКК очень добросовестен, когда дело касается безопасности. Если вы едете слишком близко к машине впереди, он предупредит вас в два этапа. Во-первых, он будет предупреждать вас визуальными и акустическими сигналами, а затем коротким торможением. При необходимости система полностью остановит ваш автомобиль.
Независимо от технологии, AКК работает день или ночь, но его возможностям препятствуют экстремальные условия, такие как сильный дождь, туман или снег.
Будущее применение AКК
Несколько лет назад лет Google запустил свой беспилотный автомобиль, который полностью полагается на технологию автономного круиз-контроля.
Беспилотный автомобиль от google
Этот автомобиль имеет в общей сложности восемь датчиков. Наиболее заметным является вращающаяся крыша Lidar — камера, которая использует массив из 32 или 64 лазеров для измерения расстояния до объектов, чтобы создать 3D-карту на расстоянии 200 м, что позволяет автомобилю анализировать потенциальные опасности.
После тщательного тестирования Google объявил, что его беспилотные автомобили проехали более 700 000 миль (1,12 миллиона километров) без зарегистрированного несчастного случая, вызванного одним из беспилотных. Это впечатляющая цифра, учитывая, сколько несчастных случаев происходит каждый день из-за человеческой ошибки.
Некоторые преимущества использования функции круиз-контроля
Вы можете с комфортом совершать длительные поездки, не напрягая ноги, чтобы удерживать их в одном положении долгое время. При включенном круиз-контроле вы можете сидеть, расслабив правую ногу и управлять своим автомобилем.
Если вы любите ускоряться — функция круиз-контроля может быть вашим лучшим другом. Активируйте эту функцию для поддержания максимальной скорости и избегайте штрафов за превышение скорости.
Поддержание постоянной скорости может помочь вам сэкономить топливо. Большинство водителей довольно непоследовательны в поддержании заданной скорости, постоянно замедляясь и ускоряясь вы тратите больше топлива, чем когда едете с постоянной скоростью.
Почему автомобиль может ускоряться, спускаясь с горы?
Поскольку круиз-контроль обычно просто управляет дроссельной заслонкой, а не тормозами, есть очень мало способов предотвратить ускорение машины. Таким образом, если двигатель недостаточно силен, чтобы удерживать автомобиль на заданной скорости, он будет ускоряться (из-за отсутствия торможения двигателем — круиз-контроль ведь не может понизить передачу) при движении вниз по склону, даже если круиз-контроль полностью отпустил педаль газа.
Большинство современных АКПП имеют логическое управление которое позволяет им синхронизироваться с круиз-контролем. Если скорость превышает заданную, система переключит передачу на пониженную, чтобы обеспечить торможение двигателем и попытаться удержать заданную скорость.
Напоследок представляем вам видео, в котором тестируется система адаптивного круиз-контроля в реальных условиях:
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Что такое круиз контроль в автомобиле: зачем нужен, принцип работы, виды, плюсы и минусы, видео
Многие автомобилисты спрашивают, что такое круиз-контроль в автомобиле. К сожалению, не всё могут разобраться с принципом этого устройства и либо вообще не включают его, либо пытаются настроить систему, но у них ничего не выходит. На самом деле его настраивать не так уж сложно, о чём подробно расскажу в этой статье.
Круиз-контроль – это такая система, в которую входят мини-компьютер, датчики, радары и другие детали, которые автоматически управляют выставленной скоростью движения машины без нажатия на педаль газа, то есть без участия водителя. Могу сказать, что некоторые считают эту функцию роскошью. Но те, кто хотя бы раз попробовали её в деле, уже не представляет езду на большие расстояния без этого режима.
Преимущество автодрайва в том, что даже очень длительная поездка будет не так утомительна. Особенно это актуально для тех, у кого болит колено из-за постоянного нажатия на педаль газа и тормоза.
Также будет экономиться топливо, потому что работа двигателя будет поддерживаться в оптимальном режиме. Эта система очень популярна в США, потому что там длинные и широкие дороги. Автомобилисты при включении круиз-контроля только следят за дорогой. Включается система кнопками на самом руле, либо при помощи переключателя рулевой колонки.
Отмечу, что Cruise Control может вызвать панику у водителей, которые ни разу не включали его. Представьте, что вы убираете ногу с педали акселератора, а автомобиль продолжает движение без замедления. Может возникнуть чувство, что ты уже не контролируешь машину. Но если вы привыкнете к такому вождения, то по достоинству оцените комфорт и пользу.
Далее вы узнаете, что такое круиз-контроль, насколько он надёжен и безопасен, как он работает, как им пользоваться и настроить, плюсы и минусы, рассмотрим виды систем, на каких автомобилях он уже установлен, полезные практические советы.
Что это такое
По-другому круиз-контроль называется так: САПС, speedostat, tempomat, КК, автоспид, Cruise Control или автодрайв. В переводе он значит – устройство автомобиля, поддерживающее постоянную скорость без участия человека.
Изобрели это устройство в 1940-50-х годах в США, но оно применялось редко из-за различных технических проблем. А с 1965 года американская компания AMC (American Motors) выпустили на авторынок сравнительно дешёвый блок управления скоростью для больших авто с автоматической коробкой (АКПП). Это произвело фурор, поскольку из-за финансового кризиса бензин стал дорогой и автомобилисты всеми возможными способами пытались сэкономить на нём. В дальнейшем эта система распространилась по всему миру.
При включении системы САПС водитель сам задаёт скорость движения, а устройство сохраняет это значение, прибавляя и убавляя газ без участия водителя. Это как будто машиной управляет робот. Ею проще пользоваться на трассе, потому что в городе ездить с одинаковой скоростью долгое время вряд ли получится.
Приведу простой пример. Вы настроили автоспид на скорость 105 км/ч (она может плавать в диапазоне +/- 5 км/ч). Это позволит ехать по дороге с разрешённой скоростью и вас никак не оштрафуют за превышение. Водителю остаётся просто крутить баранкой. На спуске или приближении к медленному авто, tempomat самостоятельно снижает скорость. Когда препятствие пропадает, КК сам увеличивает скорость. Отмечу, когда происходит нажатие на педаль тормоза (даже слегка), speedostat отключается. Также автодрайв не будет включаться при скорости движения авто меньше 40 км/ч.
В состав Cruise Control входят такие компоненты:
В автомобиль эту систему ставят уже на заводе, либо её можно установить самостоятельно на любую машину с абсолютно любой коробкой передач и двигателем. Как правило, их устанавливают самостоятельно владельцы российских автомобилей среднего класса не люксовых комплектаций.
Подробнее о принципе работы читайте ниже в статье.
Принцип работы
Электронный мозг в автоспиде представляет собой мини-компьютер, который устанавливается под капотом или за приборной панелью.
Принцип работы КК заключается в том, что когда транспортное средство движется с какой-либо скоростью, то водитель жмёт педаль газа под определённым углом. Когда водитель включает круиз-контроль, то speedostat запоминает угол наклона педали акселератора и фиксирует скорость, которую он будет удерживать в дальнейшем. Отмечу, что угол наклона зависит от сигнала рассогласования (именно он приводит истинное значение к заданному). Система САПС ориентируется на датчики и условия дороги, чтобы обеспечить поддержку нужной скорости автомобиля.
Электронный мозг системы подключается к дроссельной заслонке и датчикам. Дроссельная заслонка – это специальный клапан, который регулирует скорость и мощность работы двигателя за счёт контроля подачи кислорода к его цилиндрам мотора. Работу дросселя система регулирует не при помощи нажатия на педаль газа и тормоза (как это делает водитель), а благодаря проводу (или тросу), который подключён к сервоприводу (это система с отрицательной обратной связью, она может поддерживать определённую скорость вращения).
В дальнейшем, если скорость авто увеличится (например, при спуске с горки), то бортовой компьютер передаст сигнал на сервопривод, чтобы произошло уменьшение подачи топлива. Это может происходить до того времени, пока сектор газа (крепление кабеля КК к дроссельной заслонке) не упрётся в ограничительный упор. Это вызовет торможение двигателем. Тут ситуация может пойти по-разному, смотря какой тип КК установлен на автомобиле.
Если автодрайв установлен на «механике», то сектор газа упрётся в упор. Здесь водителю следует переключить скорость передачи на другую (притормаживать). Если же автоспид установлен на автомобиль с автоматической коробкой передач (АКПП), то переключение скорости передачи произойдёт без участия водителя. Когда скорость выровняется и достигнет нужного значения, то привод прекратит свою работу. А при наличии адаптивного круиз-контроля все процессы будут автоматизированы полностью.
Как правило, автодрайв устанавливают только на АКПП, на механику её ставят реже. Во многих случаях в автомобиле уже есть выделенное место под эту систему. Рекомендовано устанавливать Cruise Control производства Германии из-за высокого уровня качества. Если установить более слабую КК или низкого качества, то она может просто не выдержать нагрузку.
Теперь перечислю преимущества и недостатки круиз-контроля, исходя из практики.
Плюсы
Минусы
Система САПС отлично подходит тем, кто часто ездит из одного населённого пункта другой на расстояние не менее 200 км.
Пользоваться круиз-контролем очень просто. Сейчас расскажу как именно.
Как правильно пользоваться?
Как правильно управлять системой? Расскажу обобщённую инструкцию, которая подходит большинству КК. Сама система состоит из следующих кнопок, которые чаще всего находятся в области рулевого колеса:
«ON» — отвечает за включение КК. Также такая кнопка может содержать рисунок тахометра.
«OFF» — отключение работы автодрайва.
В некоторых системах САПС вышеуказанные кнопки «On» и «Off» могут вообще отсутствовать. Как же тогда её включить? Поищите кнопку «Set/Accel», она тоже отвечает за активизацию КК.
«Set/Accel» — Введение автодрайва в действие/увеличение скорости автомобиля. При однократном нажатии КК удерживает выбранную скорость автомобиля (с расхождением +/- 5 км/ч). Если нажать повторно на эту кнопку, то скорость увеличится на 1-2 км/ч или более.
«Coast» — уменьшение скоростного режима. Действует аналогично кнопке «Set/Accel», но тут скорость уменьшается на 1-2 км/ч.
«Resume» — возвратиться к прежней заданной скорости движения. Её нажимают после того, как кратковременно выключают круиз-контроль. Автоспид быстро вернётся к тому режиму, который был установлен ранее. Это будет срабатывать не всегда, а лишь при недолгом отключении круиз-контроля.
«+/-» — нажатие клавиши «плюс» поднимет скорость авто на определённое значение, а нажатие клавиши «минус» — снизит скорость.
Как отключить автоспид во время движения? Поставьте ногу на педаль газа, тормоза или педаль сцепления (для авто с «механикой») и выполните нажатие. Даже быстрое и слабое нажатие на одну из вышеуказанных педалей в автоматическом режиме отключит КК и автомобиль перейдёт полностью в ручное управление, скорость уже поддерживаться не будет.
Важно понимать, что при подъёме в горку, автомобиль может затормаживаться. А если авто спускается с крутого пригорка, то водителю, возможно, придётся нажимать на педаль тормоза из-за нехватки силы торможения. Это может разочаровать многих водителей.
Не рекомендуется включать систему во время дождливой погоды, при густом тумане, в сумерках и ночью, при езде на обледенелом и мокром асфальте. Иначе это чревато серьёзными последствиями.
Примерный алгоритм работы, который может отличаться на разных моделях:
КК может самостоятельно отключиться при следующих факторах:
Более точную информацию о конкретной модели автодрайва можно взять из прилагаемой к нему инструкции.
Нижний уровень скорости, когда автоспид может быть активирован – в пределах 30-60 км/ч. А верхний уровень скорости – от 200 до 220 км/ч.
Иногда круиз-контроль может работать со сбоями. Перечислю основные проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы и как их исправить.
Как проверить неактивную систему
Если автодрайв не заработал или при работе возникают неполадки, то можно проверить его на ошибки. Такая самодиагностика уже установлена на КК, который имеется в автомобилях марки Mazda, Nissan, Honda CR-V и другие.
При диагностике кодов ошибок руководствуйтесь следующими правилами:
Например: код 12 обозначается однократным длительным свечением индикатора, после которой идёт сначала небольшая пауза, а затем пара коротких мигания; код 15 – длинное свечение индикатора, потом небольшая пауза, далее — 5 коротких вспышек. Код 2 – две короткие вспышки.
Также можно подключить к системе ноутбук с нужной программой. Она быстро покажет выявленные коды ошибок.
Что делать при том или ином коде ошибок?
Если возникают проблемы с механическими компонентами круиз-контроля, то проверьте:
На практике, частые поломки автоспида – механический износ изоляции кабелей, разгерметизация трубки.
Можно не гадать, а обратиться в сервис, занимающийся электроникой автомобиля. Там проверят систему и проделают работу по устранению неисправностей.
Теперь рассмотрим все существующие виды круиз-контроля.
Пассивный (классический)
Этот тип КК применяется уже много десятков лет на МКПП и АКПП. Работает очень просто – надо при наборе скорости выше 40 км/ч переключить рычажок (нажать кнопку) и система будет держать выбранную скорость движения.
Пассивный автоспид очень простой, в который входит сам блок управления с клавишами или рычажками, некоторые датчики, сервопривод (привод дроссельной заслонки). Если при движении будет встречаться подъёмы в горку, крутые спуски, то датчик должен передать сигнал к приводу.
Запомните! Более медленные автомобили перед вашим авто или другие крупные препятствия этот тип системы определить не сможет. Водитель должен сохранять концентрацию внимания во избежание аварии.
При нажатии на педаль тормоза пассивная система отключится автоматически. В некоторых системах КК может включаться самостоятельно, как только водитель перестанет давить на педаль тормоза (газа). Также эту настройку можно сменить, о чём можно прочитать в инструкции к конкретной модели.
Существует также динамический тип, который является подвидом пассивного автодрайва. Этот КК следит за работой мотора, чтобы максимально снизить потребление горючего и уменьшить износ двигателя. Например, при подъёме авто в горку или при поворотах скорость падает, чтобы уменьшить износ мотора.
Адаптивный
Adaptive cruise control — это более мощная система с компьютером. Он, в отличие от пассивного атоспида, регулирует скорость движения, ориентируясь на впереди идущий автомобиль на одной полосе движения. Он его как бы помечает его и следует за ним. Для этого в КК есть специальный радар, лазеры, камера или датчики, которые устанавливаются в область радиатора автомобиля и постоянно сканируют пространство впереди. Это даёт возможность системе определять, когда надо ускоряться или замедляться.
Например, если впереди идущее транспортное средство замедляется, то датчики и радары посылают сигналы в бортовой компьютер, чтобы ваша машина тоже начала притормаживать. Если дорога свободна, то датчик посылает сигнал, что впереди нет никаких препятствий, и автомобиль разгоняется до выставленной скорости. Адаптивный автодрайв держит приблизительное расстояние не более 200 метров до ближайшего препятствия.
Адаптивный (активный) круиз-контроль (ACC) распространён в европейских городах, он постоянно модернизируется. Система своевременно предупреждает водителя при помощи сигналов, что необходимо уклонение или торможение, чтобы не допустить аварийной ситуации. В некоторых моделях применяется не только управление педалью газа, но и тормоза. При полном торможении КК способен автоматически активировать движение транспортного средства в течение 3 секунд, когда дорога станет свободнее. Некоторые модели предупреждают другого водителя при помощи световых и звуковых сигналов, чтобы избежать аварийной ситуации.
Важно при применении адаптивного автодрайва – не убирать руки с рулевого колеса, иначе система перестанет работать.
Есть такие варианты систем, когда авто как бы привязывается не за впереди идущей машиной, а к дорожной разметке. По характеристикам такой тип КК приближается к упрощённой версии автопилота. Плюс к этому система отлично работает вместе с Brake assist (функция экстренного торможения), ESP (контроль курсовой устойчивости) и ABS (антиблокировочная система). Отмечу, что если одна из таких вышеуказанных систем выключена или не работает, то адаптивный автоспид деактивируется.
На практике обычному автомобилисту с лихвой хватит более простого, пассивного круиз-контроля, хотя адаптивный является более технологичным, но и более дорогим. Отмечу, что при сильном дожде или снеге ACC может оказаться бесполезным.
Адаптивный КК бывает 2 видов:
А как система работает на «механике» и «автомате»?
Особенности работы системы на МКПП
Существуют особенности применения автодрайва на автомобилях с МКПП. При использовании круиз-контроля в какой-то период времени может возникнуть упор в ограничитель. В этом случае придётся самостоятельно переключиться на пониженную или повышенную передачу. В дальнейшем надо внимательно следить за дорогой и, в случае чего, нажимать на педаль тормоза.
На машинах с МКПП при подъёме на пригорок с работающим КК придётся включить более низкую передачу. Иначе автомобиль просто не сможет вообще заехать, особенно на крутую горку. А если машина спускается с горки, то надо перейти на повышенную передачу, чтобы скорость не стала чересчур высокой.
Особенности работы системы на АКПП
Здесь управление более простое. При работающем КК не надо переключаться на другую передачу, коробка передач самостоятельно всё сделает. А если на авто поставить современный адаптивный автодрайв, то и торможение будет срабатывать без участия водителя.
На каких автомобилях есть круиз контроль
Полезный совет
Ещё раз напишу очень важный практический совет при использовании автодрайва:
Запрещено включать систему во время дождя, снега, тумана, в тёмное время суток, на скользкой дороге, при плохой видимости, сильной усталости водителя. При этих условиях водитель должен самостоятельно управлять своим автомобилем и не полагаться на электронику, которая в плохих условиях может себя неадекватно повести.
Полностью полагаться на систему САПС не стоит, поскольку она не сможет обеспечить полноценное управление всеми функциями автомобиля (как некоторые машины с авто-пилотом).
По статистике уже много дальнобойщиков освоили КК и ездят в основном только с ним.
Видео: что такое адаптивный круиз контроль и как это работает
Американское устройство под названием круиз-контроль помогает значительно облегчить жизнь миллионам водителям во всём мире. Самая важная функция – это отсутствие необходимости нажатия на педаль газа во время движения. А более продвинутые системы с разнообразными датчиками могут сами выполнить уклонение автомобиля от препятствия и объезжать более медленные машины, а также сами нажимать на тормоз вплоть до полной остановки.
Это всё звучит неплохо, но полностью надеяться на КК, особенно пассивного типа, где скорость движения автомобиля не снижается при приближении к более медленным машинам на одной полосе движения. Адаптивный КК устраняет этот недостаток и сам берёт работу по управлению скоростью движения транспортного средства в соответствии с ситуацией на дороге.
Если у вас нет автодрайва и вы часто ездите на большие расстояния по загородным трассам, то эта система вам очень поможет. Можете поставить более дешёвую пассивную систему, этого будет вполне достаточно. Если вы ездите только в городских условиях, то эта система будет бесполезна. Главное – всегда сохраняйте концентрацию внимания и не расслабляйтесь за рулём.
Выбор за вами. Обязательно напишите комментарий, опыт вождения с круиз-контролем, что вам понравилось, что нет, подводил ли он вас?
Круиз-контроль
Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.
Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.
Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.
Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.
Как работает круиз-контроль
Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.
Схема работы электронного круиз-контроля
Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.
Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.
Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.
Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.
Типы круиз-контролей
Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.
Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).
По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).
Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.
Ошибка системы PCS
Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее
Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.
Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).
Название автомобильной марки | Название АСС |
---|---|
Toyota | Radar Cruise Control |
Mitsubishi | Preview Distance Control |
Mercedes-Benz | Distronic (Distronic Plus) |
BMW | Active Cruise Control |
VAG (Volkswagen, Audi) | Adaptive Cruise Control |
Honda | Adaptive Cruise Control |
Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.
Как пользоваться круиз-контролем
Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.
Варианты расположения органов управления круиз-контролем
Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:
Значок КК на приборной панели
В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.
Как пользоваться круиз-контролем
Управление круиз-контролем на Тойота Королла
Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.
Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).
Марка | Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение) |
---|---|
Киа | Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул |
Форд | Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт |
Хендай | Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната |
Тойота | Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер |
Рено | Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу |
Лада | Веста, Гранта, Х Рей, Калина |
Опель | Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка |
Ниссан | Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена |
Пежо | 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207 |
Мазда | 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ |
Шкода | Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти |
Как проверить круиз-контроль
Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.
Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:
Тросы управления КК
В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:
Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.
Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:
В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.
Итоги
Система КК в продаже
Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.
После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.