Что такое camelot в музыке
Квинтовый круг тональностей
Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.
Как пользоваться квинтовым кругом
Квинтовый круг состоит из внешнего (мажорного) и внутреннего (минорного). Перемещаясь по тональностям определенным образом, мы получаем гармоничное звучание. Это используют для выбора тональности следующего трека в миксе или подбора следующего аккорда в гармонии трека.
Перемещением вверх или вниз, мы переходим в квинтовый круг мажорных тональностей, меняя гармонический лад.
Рассмотрим возможный переход из тональности С major. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности F major, G major и A minor наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в родственные тональности по отношению к C major.
Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.
С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.
Разбирайте аккорды
Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.
Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.
Колесо камелота
Колесо камелота и сведение в тональность неразрывно связаны. Эта техника используется диджеями по всему миру. Задача диджея осуществлять плавные переходы между треками в своих сетах. Когда треки находятся в одинаковом или смежных ключах, переход становится менее заметным.
Используйте плагины
Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые справляются с задачей поиска тональности.
В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.
Ищите устойчивые ступени
Именно они определяют тональность всей партии.
В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.
Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.
После нахождения тональности баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.
А напоследок, не помешает закрепить главные термины:
Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.
Техники гармонического сведения для диджеев.
Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля — это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник.
Как известно, хороший микс — это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий?
Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие.
Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:»Где мне это вообще пригодится по жизни?» Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею.
Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом.
Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто 🙂
В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы — неприятно звучащие сочетания тонов.
Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов.
Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями.
Базовое гармоническое сведение
2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.
В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности — с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B.
Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления?
Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу — это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше.
В тракторе используйте функцию сортировки по тональности
Переход между ладами
Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию.
Простым вариантом является такой — оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.
Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично.
Дополненное колесо камелота
Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:
Пример для тональности с кодом 2A
Ещё один метод
Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов.
Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его.
Сведение с эмоциональным подъёмом
Сведение на коротком лупе
Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов.
Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.
Подводя итог, скажем — вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии.
Техники гармонического сведения для диджеев.
Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля — это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник.
Как известно, хороший микс — это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий?
Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие.
Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:»Где мне это вообще пригодится по жизни?» Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею.
Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом.
Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто 🙂
В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы — неприятно звучащие сочетания тонов.
Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов.
Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями.
Базовое гармоническое сведение
2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.
В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности — с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B.
Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления?
Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу — это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше.
В тракторе используйте функцию сортировки по тональности
Переход между ладами
Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию.
Простым вариантом является такой — оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.
Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично.
Дополненное колесо камелота
Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:
Пример для тональности с кодом 2A
Ещё один метод
Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов.
Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его.
Сведение с эмоциональным подъёмом
Сведение на коротком лупе
Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов.
Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.
Подводя итог, скажем — вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии.
Гармоническое сведение
Это нужно, чтобы сделать микс лучше. Я считаю, что лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Для начала пример:
Нравится? Сомневаюсь 🙂 Еще один пример:
Как этого добиться?
Чтобы добиться эффекта и создать по-настоящему красивый и благозвучный переход между треками, нужно знать key этого трека (то есть его тональность), и каким образом стоит эти тональности чередовать.
Вообще говоря, все уже придумано и сделано за нас, нужно только пойти и взять.
Mixed In Key и Ко.
На сайте Mixed In Key можно купить (а где-нибудь в гугле найти бесплатно — вопрос религии) одноименную программу, которая сканирует музыкальную коллекцию и выдает на-гора список песен, которые можно свести красиво.
К слову, такую же функцию предоставляет MixMeister Studio и MixMeister Fusion (mixmeister.com), сохраняя полученное значение прямо в библиотеке (что гораздо удобнее, я считаю).
Traktor DJ Studio начиная со второй ветки тоже умеет запоминать (но не определять!) key в своей Track Collection. Может ли такое Ableton Live! — точно не помню, надеюсь на вашу подсказку 🙂
Гармонический круг и нотация Camelot
Некий Марк Дэвис (которому всем нам стоит сказать большое спасибо) придумал и записал нотацию Camelot, сгруппировав наиболее часто встречающиеся в европейской культуре тональности в своеобразные «часы»:
Для начала было бы неплохо попробовать просто свести треки, тональности у которых полностью совпадают.
Затем можно попробовать делать переходы на «час» вперед или назад. То есть, если исходный трек у нас D-flat Minor (12A), то следующим можно поставить A-Flat Minor (1A) или F-Sharp Minor (11A).
Еще один эксперимент — переходы из внутреннего круга во внешний в пределах одного и того же «часа», то есть из минор в мажор и наоборот. Тут нужно быть внимательным с настроением трека: посреди развеселого клаб-хауса не всегда можно влепить какой-нибудь дарк-электро 🙂
Объяснять на словах можно долго, но самый короткий путь — это непосредственно практика. Если медведь на ухо не наступил — то сразу станет понятно, что хорошо, а что плохо.
О чем следует помнить
На одном зарубежном форуме я наткнулся на пост, где говорилось о том, что продукты MixMeister распознают тональность с точностью до 70%, в частности, очень редко делают различие между мажорными и минорными. Тут уж пеняй на себя — уши никто не отменял, если «не звучит», надо брать дело в свои руки. На сайте той же Mixed In Key многие диджеи и продюсеры признались, что до этого пользовались фортепианной клавиатурой или синтезатором (что, кстати, способ гораздо более точный, хоть требует слуха и времени).
Еще одна тонкость — это зависимость «tempo-key». Надо знать, что если мы разгоняем или тормозим трек, то через каждые 6% скорости тональность будет меняться соответственно направлению. Если трек был исходно 140BPM и в тональности 12A, то затормозив его на 6% получим уже 11A.
Есть простое правило: если разность в скоростях меньше трех процентов, то тональность второго трека можно брать ту же самую. Если больше трех — на одну больше/меньше.
И помните, гармоническое сведение — не панацея для создания качественного микса, это всего лишь одна из составляющих. Творческую составляющую, а так же хороший вкус при выборе музыки для сета нельзя забывать ни в коем случае.
Секреты диджеинга от DJ JM
После того, как ты определил тональности треков своей музыкальной коллекции, начинается самое интересное. Чтобы твоей сет был построен по правилам гармонического сведения, необходимо, чтобы тональность каждой следующей композиции была совместима с тональностью предыдущей. Существуют определенные правила насчет того, какие тональности совместимы между собой, но, к счастью, тебе не нужно оканчивать консерваторию, чтобы их использовать.
Колесо Камелота (The Camelot Wheel, см. ниже – нажми на картинку, чтобы ее увеличить), изобретенное Марком Дэвисом с вебсайта Harmonic-Mixing.com, делает определение совместимых тональностей тривиальным. Предположим, что сейчас на танцпол играет уже набивший тебе оскомину Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix). Этот трек, как мы определили выше, находится в тональности Cm (до минор). Находим C minor на внутреннем круге колеса Камелота. C minor, номер 5A, соседствует с F minor, G minor и E-flat major (соседство по диагонали не считается!) – это и есть совместимые с Cm тональности. Естественно, что Cm также совместима и сама с собой.
Теперь твоя задача проще пареной репы: выбрать следующий за Get Down трек так, чтобы он находился в тональности Fm, Gm, E♭ или той же Cm. Это почти гарантирует то, что при сведении композиции будут хорошо сочетаться друг с другом.
На практике для маркировки треков на CD или обложках пластинок вместо тональностей лучше использовать нумерацию Камелота: 1A, 2A и так далее. Это позволит тебе определять совместимые тональности без самого колеса перед глазами. Правило проще всего продемонстрировать на примере: для 11 B совместимыми будут 10B, 12B (число на единицу больше или меньше, буква та же), 11A (то же число, другая буква) или же сама 11B.
После того, как ты несколько раз попробуешь свести треки с учетом тональностей, у тебя появится вполне законный вопрос. Как известно, в процессе битмэтчинга ты подбираешь питч нового трека так, чтобы его темп совпадал с темпом предыдущего. Но изменение питча естественным образом искажает тональность композиции, делая звук выше при увеличении питча и ниже – при его уменьшении. Выходит, если темпы треков разные, то информация об их тональностях бесполезна?
Не совсем. Во-первых, чтобы поднять или опустить тональность трека на один полутон, необходимо изменить питч на целых 6%. Это означает, что если положения питча сводимых треков отстоят друг от друга недалеко, на 1-2%, то композиции в совместимых тональностях все еще будут хорошо сочетаться гармонически.
Во-вторых, многие современные CD- и даже виниловые проигрыватели обладают функцией Master Tempo, которая, используя цифровую обработку звука, сохраняет исходную тональность трека независимо от положения питча. Эта функция полностью решает проблему влияния питча на тональность. Я даже подозреваю, что ее распространение непосредственно повлияло на растущую популярность самого метода гармонического сведения.
И на десерт: метод «накачки энергии»
Когда тональности сводимых треков совместимы друг с другом, ты можешь позволить себе делать очень длинные переходы, не переживая по поводу того, что мелодии композиций будут конфликтовать. В арсенале гармонического сведения есть и еще один трюк, который называется «накачкой энергии».
В этом методе сведения ты подбираешь следующий трек не по принципу совместимости тональностей, а так, чтобы его тональность была на один или два полутона выше тональности текущего трека, в том же ладу. Например, если на танцпол играет Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) в тональности E♭m, то следующий трек должен быть в тональности Em или Fm. Эффект такого метода – постоянно нарастающая энергия на танцполе; кажется, что сет набирает и набирает обороты.
Если ты пользуешься нумерацией Камелота, то для «накачки энергии» к номеру тональности текущего трека нужно прибавить 7 или 2. Для примера выше: номер E♭m (т.е. E-flat minor) – 2A, значит, следующий трек должен быть в тональности 9A или 4A, а это как раз E minor или F minor.
В отличие от классического гармонического сведения, «накачка энергии» не располагает к затяжным переходам, т.к. тональности сводимых треков несовместимы. Поэтому следи за тем, чтобы твои переходы при использовании этого метода были недлинными, или используй эквалайзер, чтобы вырезать конфликтующие элементы композиций.