Что такое bpm система

Разбираемся с понятием BPM. Что такое управление бизнес процессами

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

В современных условиях бизнес активно применяет процессный подход к организации работы. Но до сих пор существует проблема понимания – что такое управление бизнес-процессами и как правильно использовать BPM.

Определение по версии EABPM (Европейская ассоциация BPM) этого термина звучит следующим образом:

Управление бизнес-процессами (BPM) представляет собой системный подход для отражения, проектирования, выполнения, документирования, измерения, мониторинга и контроля как автоматизированных, так и неавтоматизированных процессов, для достижения целей и бизнес-стратегий компании. BPM охватывает осознанное, всеобъемлющее и все более технологичное определение, совершенствование, инновации и поддержание сквозных процессов. Благодаря этому системному и сознательному управлению процессами компании добиваются лучших результатов быстрее и гибче.

Я считаю, что это определение вносит больше путаницы, чем настоящего понимания BPM, особенно для людей, не изучавших глубоко эту тему.

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm системаВ своей работе я постоянно пользуюсь графическими нотациями управления бизнес-процессов и BPMN. Считаю этот инструмент очень удобным, он помогает мне не только в разработке решений для бизнеса, но и в их обосновании. Ведь, как я уже много раз повторял, одна картинка стоит тысячи слов. Человек мыслит образами, и представить какой-то вид деятельности при помощи картинки (схемы) ему намного проще.

Также напомню, что эту тему я поднимаю уже не первый раз. Я много говорил о бизнес-процессах в таких статьях, как «Что такое бизнес-процесс и описание бизнес процесса» или «Краткое описание BPMN с примером».

Но вопросы остаются, их часто задают мне и читатели статей, и мои клиенты. Кроме того, очень много путаницы в понимание сути вносят маркетинговые статьи и термины, связанные с этой сферой деятельности. Как разработчики программных систем, так и бизнес-консультанты, постоянно использующие в работе эти инструменты, успели внести в сферу управления бизнес-процессов очень много исключительно маркетинговых понятий. С одной стороны, этот процесс неизбежен в любой коммерческой сфере. С другой — BPM и без того не самая простая для неспециалиста методология. А маркетинг вносит дополнительную путаницу.

А потому я решил дать свое развернутое определение тому, что такое управление бизнес-процессами. И надеюсь, что сумею помочь разобраться в основных вопросах, связанных с применением BPM.

Как появилось BPM

Любой новый бизнес можно сравнить с ребенком. Каждая компания, создаваемая с нуля, проходит период становления и обучения. Необходимо организовать взаимодействие сотрудников и подразделений, создать механизмы передачи знаний и т.д. И не важно, насколько большой будет эта компания – в малом бизнесе все эти вопросы также важны, как и в крупной организации с большим числом филиалов.

При этом человечество не стоит на месте. И как в сфере обучения детей, так и в сфере организации бизнеса появляются новые инструменты, более гибкие, удобные, понятные интуитивно, что особенно важно для людей, делающих первые шаги в любой сфере.

Если мы обратимся к старым записям и попробуем изучить особенности организации труда что на советских предприятиях, что в западных компаниях, например, Форда, мы увидим преимущественно сухие, сложные для восприятия текстовые инструкции, относящиеся преимущественно к функциональному подходу:

А что делать, если появляется необходимость быстро изменить работу целой организации? А если еще при этом внедряется автоматизация? Ответом на эти запросы и стало появление BPM.

О том, что такое бизнес-процесс, я уже писал («Что такое бизнес-процесс и описание бизнес процесса»), а потому повторять основные положения и определение самого бизнес-процесса не буду. А на понятии управление бизнес процессами давайте остановимся подробнее.

Об управлении бизнес-процессами простыми словами

Управление бизнес-процессами заключается в том, что вы регламентируете, описываете и изменяете бизнес-процессы. Именно изменяете, а не улучшаете, ведь вы можете как улучшить так и ухудшить бизнес процесс. В отличие от станка или автомобиля, непосредственно управлять при помощи директив или нажатия кнопки коллективом невозможно. Но мы можем задать последовательность действий, которую будет выполнять коллектив при решении той или иной задачи. Именно это и называется BPM.

Определение от меня:

Управление бизнес-процессами (BPM) – это управление действиями (автоматизированными и неавтоматизирвоанными) в коллективе посредством бизнес-процессов.

Чтобы управлять любыми бизнес процессами необходимо:

При этом необходимо управлять крайне разнородной средой. Разные бизнес-процессы требуют различного подхода и действий сотрудников, различных инструментов автоматизации. И все это нужно уметь описывать по-отдельности, после чего объединять в общую систему.

Необходимо исходить из понимания: процессный подход — это управление целым через управление частями.

И чтобы исключить путаницу в терминологии, поясню:

Исполняемые и неисполняемые бизнес процессы

Я уже писал в прошлых статьях о том, что нотации бизнес-процессов могут быть исполняемые и неисполняемые. Первые предназначены для автоматизации, вторые – для изучения работы компании и повышения эффективности взаимодействия в коллективе.

Т.е. мы используем принципы и методы BPM для создания нотаций. При этом пользуемся правилами написания BPMS. Для того, чтобы создать нотацию неисполняемую, в принципе, можно воспользоваться даже листом ватмана и карандашом. Главное, четко соблюдать все правила.

Для исполняемой нотации требуется определенная IT-среда — BPMS. При этом даже неисполняемые я рекомендую выполнять в BPMN, так как здесь сама среда помогает выявлять возможные ошибки, противоречия, что повышает грамотность и точность описания бизнес-процесса.

Отличия процессного и функционального подходов

Еще один важный факт, который поможет понять, что же такое на самом деле «управление бизнес-процессом». Мы уже выяснили, что управление – это создание определенной последовательности действий сотрудников. Т.е. в результате каждая автоматизированная система работает определенным образом. А человек – обязан по инструкции также выполнять заданные по инструкции действия.

При этом также необходимо знать:

Для стратегического планирования и оценки работы компании “в целом” лучше использовать функциональное моделирование и нотации (например IDF0). Об этом я подробно писал в статье “Знакомство с нотацией IDEF0 и пример использования”. Здесь вы сможете исходить из желаемого результата и выстраивать последовательность функций “черных ящиков”, необходимых для его достижения.

Для управления последовательностью действий и оптимизации того. что происходит внутри каждого этапа работы, а также улучшению взаимодействия между разными “черными ящиками”, необходим процессный подход BPM. Здесь вы изучаете уже сами действия, отслеживаете скорость и трудоемкость достижения результатов, оптимизируете и стандартизируете их.

Если вы вносите какие-то изменения в бизнес-процесс, то вы всегда отталкиваетесь не от целого, а от части. Т.е. вы меняете алгоритм работы программы и/или корректируете должностную инструкцию сотруднику, выполняющую определенные функции. В результате меняется один из элементов бизнес-процесса, и, как следствие, бизнес-процесс в целом.

Создание описания бизнес процесса начинается «в целом», после чего каждый процесс делится на подпроцессы и детализируется до определенного предела.

Изменение бизнес-процесса наоборот, начинается с «нижних» уровней – максимальной детализации. И от частностей – к целому – вносятся все необходимые правки.

Если при функциональном подходе очень важны объекты на входе и выходе. В самой функции «черном ящике» происходит определенная обработка объектов для получения необходимого результата. И здесь основная ориентация идет на то, «что именно мы хотим получить», т.е. подход к управлению бизнесом, скорее стратегический.

При процессном подходе мы получаем ответ на вопрос «как это лучше выполнить», т.е. концентрируемся на тактическом, оперативном управлении. А потому здесь при изменении отдельных элементов между «входом и «выходом» меняется весь процесс.

Также важно при детализации определить оптимальный уровень: не слишком «в общем», но и не детализировать крупный процесс вплоть до действий каждого сотрудника. Я в свое время видел описание бизнес-процессов, размещенное на двухметровом ватмане. Но чем сложнее и детальнее будет прописан процесс, тем сложнее он будет восприниматься «в целом» и, как следствие, его будет сложнее понимать и совершенствовать.

По этим причинам при работе с бизнес-процессами используется многоуровневая декомпозиция, т.е. детализация каждого «черного ящика» выделяется в отдельный процесс. И по этой же причине процессный подход не используется для стратегического планирования, для этого, повторюсь, применяют функциональное моделирование.

Описание работы с BPM

Для лучшего понимания того, что такое BPM (управление бизнес-процессами), я приведу пример последовательности действий бизнес-аналитика в рамках этой методологии:

Опрос людей (сотрудников компании). Понимание того, каким образом производится работа в каждом конкретном случае.

Документирование бизнес-процесса на основе полученных данных. На этом этапе аналитик получает описание бизнес-процесса «как есть».

Изучение полученного бизнес-процесса с точки зрения слабых мест и возможности оптимизации:

На основе готовой оптимизированной (по мере необходимости) схемы создаются документы: должностные инструкции, руководства пользователя, а также при необходимости реализуются автоматизированные решения.

После внедрения на основе нотации осуществляется контроль бизнес-процесса, выявляются возможные несоответствия, изучаются их причины.

В случае необходимости в схему вносятся изменения на основании выявленных недочетов или изменений в работе компании, связанных с внешними факторами.

Далее – снова проработка изменений в инструкциях и программных системах. И новый этап внедрения в эксплуатацию.

Жизненный цикл процесса в BPM

Как видно из описанной выше последовательности, каждый бизнес-процесс проходит определенный цикл от создания до внедрения. Далее какой-то период времени он работает “как есть”. После чего практика показывает определенные недостатки и недочеты, аналитик изучает отчетность и со своей стороны находит какие-то “слабые места”. Процесс подвергается модернизации.

Этот цикл может повторяться бесконечное число раз. Любой бизнес, любая организация — не застывший монолит, а развивающийся организм в постоянно изменяющемся окружении. Меняются особенности законодательства, приходят и уходят с рынка конкуренты, появляются новые инструменты автоматизации и т.д.

Главное правило бизнес-аналитика: при оптимизации процесса нужно уметь вовремя остановиться. И здесь необходимо четко анализировать — трудоемкость (стоимость) изменений и повышение эффективности (выгоды) в результате.

Плюсы и минусы BPM

К числу преимуществ использования BPM относятся:

Минусы BPM, как это часто бывает, находятся там же, где и преимущества:

Каким компаниям подходит BPM

Процессный подход идеально подойдет государственным компаниям. Здесь важно повышать уровень сервиса и качество работы, при этом также важна стандартизация обслуживания. В государственной компании клиенты не ждут каких-то бонусов или особых инициатив. Но услуга должна быть выполнена от и до на соответствующем уровне.

В коммерческих компаниях процессный подход хорош для стандартизации работы, он позволит «подтянуть» уровень обслуживания до определенных стандартов. С одной стороны – это большой плюс. С другой – одновременно и минус, так как инициативные и талантливые сотрудники при всем желании никак не смогут себя проявить и принести больше пользы и прибыли. Процессный подход – это именно стабильность и определенная статичность. А потому при его использовании нужно четко понимать, где вас такой вариант работы устраивает, а где лучше предоставить людям больше свободы.

Для того чтобы бизнес процесс был на пользу а не во вред, рекомендуется собирать от участников бизнес процесса замечания и ошибки. Не нужно считать что BPM это истина в последней инстанции.

Подробнее о том, как именно управлять бизнесом при помощи бизнес-процессов я рассказывал уже в прошлых статьях, и буду говорить еще не один раз. Здесь я постарался максимально просто пояснить различия между терминами BPM, BPMS, BPMN и описать само понятие «управление бизнес-процессами». Без этих базовых знаний разобраться в процессном подходе невозможно.

Вопросы и ответы

В чем отличие функционального моделирования от процессного?

При функциональном подходе мы рассматриваем действия людей и автоматизированных систем как “черный ящик”. И подходим к моделированию с точки зрения — этапов достижения поставленной цели, а также необходимых для этого ресурсов. При процессном моделировании мы изучаем последовательность действий сотрудников и систем на каждом этапе для их оптимизации и повышении эффективности.

Какие понятия входят в BPMN?

В первую очередь, это непосредственно система BPMN, а также описание нотаций BPMS. О них я писал в этой статье, и подробно — в предыдущих статьях (см. рекомендуемые ссылки в конце публикации). Кроме того, не так давно появились новые понятия — DMN и CMMN. На них я сейчас подробно останавливаться не буду. Постараюсь описать новые понятия и их особенности в будущих публикациях.

Зачем нужно в построении нотаций столько сложностей и разные подходы?

Управление бизнес-процессами и сама методология BPM необходимы в том числе для директивного управления большими коллективами. Именно для этого необходимы нотации, описания бизнес-процессов и широкий перечень инструментов.

С чего начать работу с BPM?

Изучите язык нотаций BPMN и попробуйте использовать его в своей работе. Главное, не бойтесь начинать. Вы поймете, что простые нотации на практике строить намного проще, чем кажется. И шаг за шагом сможете изучить методологию, опираясь на простые и понятные графические инструменты BPM.

Можно ли использовать BPM для неавтоматизированных систем?

Можно. Это подход предназначен, в первую очередь, не для автоматизации (в IT сфере есть свои инструменты), а для организации работы компании или любого коллектива. Здесь могут учитываться участки работы с применением автоматизированных систем. А могут рассматриваться исключительно процессы в коллективе, причем, любом — от строительных бригад или производства до творческих коллективов в театре или филармонии. Главное, четко описать — как происходит интересующий вас процесс, а также, как вы его хотите изменить.

Для лучшего понимания тематики рекомендую статьи:

Источник

Бизнес-процессы компании: ECM, CRM, BPM – какая разница?

Сегодня много говорят о решениях для автоматизации бизнеса. Но, если по-честному, многие ли из менеджеров (топ или пониже – неважно) действительно разбираются в том, чем различаются СЭД, ECM, CRM, BPM и другие аббревиатурные ИТ-системы? Если вы с уверенностью ответили да, объясните – для кого все эти обзоры, ролики, вебинары о том, что это за решения, как и для чего с ними работать?

Здесь нет ничего предосудительного на самом деле. Как ни крути продукты сложные. Разобраться в сути и предназначении ИТ-систем, а уже тем более подобрать и внедрить продукт у себя всегда было непросто. Однако с развитием классических систем, функционал которых теперь во многом дублирует возможности другого класса решений, сделать это стало еще сложнее, и вот почему.

НО, для построения и автоматизации бизнес-процессов всегда служили классические BPMS. Как теперь разграничить эти решения? В чем их принципиальная разница, и есть ли она?

Пара примеров, чтобы не быть голословным (взял лидеров рейтинга TAdviser и информацию на сайтах этих продуктов):

На самом деле нет, нельзя. Несмотря на внедренные процессы, ни ECM, ни CRM не заменяют BPM-системы. Подход к автоматизации, а значит и предназначение всех этих решений остаются различными. В чем разница, с точки зрения внедряющего продукт предприятия?

Продукты с внедренными процессами и BPM

По большому счету СЭД – это хранилища электронных документов, с возможностью их регистрации и организации простейшего движения (визирования, ознакомления). Процесс обработки документа, встроенный в СЭД, представляет собой не что иное как логическую последовательность смены статусов документа в системе. Иными словами, статус документа является атрибутом отслеживания текущей стадии его обработки.

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

То есть СЭД автоматизируют процесс обработки документов в компании, этапы которого соответствуют смене статусов документа. Работа в системах электронного документооборота нацелена на быструю и безошибочную обработку документа. Результат процесса – документ, прошедший все стадии обработки (зарегистрирован, завизирован, отправлен и т.п.), который всегда можно быстро найти.

BPMS автоматизируют те же этапы документооборота, что и современные СЭД, но не отдельно, а в рамках других бизнес-процессов компании. Так, например, процесс заключения договора рассматривается как один из участков более широкого бизнес-процесса поставки груза клиенту. Кроме работы с договором, он также включает запрос менеджера на склад, работу снабженцев, логистов и много чего еще. Документ появляется только в том месте процесса, в котором он нужен. Результат такого процесса – не договор, а оперативно доставленный груз. В итоге компания имеет не только верно и быстро оформленный договор, она может контролировать факт выполнения дальнейших действий, связанных с документом.

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

Аналогично СЭД устроена архитектура CRM. Классические CRM представляют собой удобную базу клиентов и статусы работы с ними (история взаимоотношений) – лид, знакомство, коммерческое предложение, сделка и т.п.

Процессы, встроенные в CRM, позволяют автоматизировать бизнес-процесс продажи товара или услуги. Этап захвата клиентов/заявок с сайта, формирование очереди на прозвон, задача отправить коммерческое предложение, автоматическая отправка напоминаний менеджерам о необходимости связаться с клиентом, история сделок. Кроме этого современные CRM могут включать работу с документами, необходимыми для совершения сделки, могут интегрироваться с ERP (управление отгрузками) и т.п. Таким образом, использование CRM помогает продавцу вести сделку на пути от лида к клиенту. Результат такого процесса – продажа товаров или услуг.

Что касается функционала BPMS, эти системы выводят процесс работы с клиентом за рамки отдела продаж, подключая к нему другие отделы компании. По аналогии со схемой, в которой мы рассматривали документооборот, продажа – не финал процесса работы с клиентом. Результатом будет оперативно доставленный клиенту товар. Процесс изначально выстраивается как слаженная работа производства, отдела закупок, склада, отдела продаж, бухгалтерии, службы доставки и т.п.

Кроме этого, использование BPM-системы позволяет учесть, что эффективность процесса работы с клиентом зависит от ряда других, внутренних бизнес-процессов компании, которые также должны сработать без проволочек – например, чтобы на производстве было сырье, на складе вовремя пополнялся запас. Без этого, риски того, что заявленное качество и сроки обслуживания клиентов окажутся под угрозой срыва, всегда остаются.

Различия в объектах автоматизации, свойственные ECM, CRM и BPM, можно связать с различиями в архитектуре этих решений.

Организация работы бизнес-процессов в ECM и CRM отталкивается от базы данных (хранилище документов / база клиентов) и статусов работы с ними (статус документа / статус сделки). Внедренный в эти решения процесс всегда обращается к данным из двух верхних ярусов. Работа же BPMS изначально выстраивается как процесс – концентрируется не на объекте (документе, клиенте), а на конечной цели процесса (оказанная услуга, полученный клиентом товар).

В случае если компании понадобится изменить автоматизированный процесс, ситуация также складывается по-разному. В ECM и CRM для этого потребуется вносить изменения и на двух верхних ярусах. Такая доработка – вещь затратная, постоянно ее делать не будешь. Поэтому ECM и CRM как правило настраиваются один раз и надолго, фиксируя нужный порядок действий в информационной системе.

Чтобы изменить процесс в BPM дорабатывать и изменять архитектуру решения не потребуется. Этим объясняется так называемая «гибкость» BPM, которая часто упоминается в числе преимуществ этих решений. Изменения вносятся сразу в модель процесса, и он уже готов к работе. При этом запущенные до внесения изменений процессы продолжают работать по старой схеме.

Скажем прямо, предназначением, например, СЭД-систем, всегда была фиксация регламентов обработки тех или иных документов. Эти решения не предполагают того, что маршруты движения документов будут меняться. Ни компании, внедрившие СЭД, ни функции систем электронного документооборота соответственно, просто не имеют такой задачи. Поэтому и процессы, внедренные в системы документооборота, остаются неизменными. Вы один раз выстраиваете процесс обработки документа, и он работает в течение нескольких лет. Если существует потребность в изменениях и улучшениях – вам нужно другое решение.

Итак, вот несколько принципиальных, на мой взгляд, различий между автоматизацией процессов в ECM, CRM и BPM:

ECMCRMBPMОбъект автоматизацииПроцессы, связанные с обработкой документовПроцессы взаимоотношений с клиентами (участок продаж)Все бизнес-процессы компанииРезультат процесса предоставления товаров или услугДоговорПродажаДоставленный клиенту товар

Результат автоматизацииЗафиксированный порядок выполнения задачЗафиксированный порядок выполнения задачЗафиксированный порядок выполнения задач, который можно изменять

Подчеркну, и классические продукты, и решения с возможностями автоматизации процессов, и системы класса BPMS имеют свои преимущества. Однако смешивание понятий, и приписывание одним решениям возможностей, которыми они по сути не обладают, это уже маркетинг.

Инвестировав в такую автоматизацию, руководители не получают такого эффекта, на который рассчитывали, либо просто теряют время, рассматривая продукт, который изначально не отвечает потребностям бизнеса.

Для каждой компании согласно ее потребностям подбирается то или иное решение. Например, мы много говорили об универсальности BPM, но универсальность определяет и широкий функционал системы. Он априори шире, чем в узкоспециализированных продуктах, и для небольшой компании может оказаться излишним, сама система может показаться сложной. И наоборот, для более крупной компании именно такой функционал будет необходим, а инвестирование в доработку, например, CRM-системы, под все задачи, которые ставит перед продуктом компания, будет не оправдано.

Мне лично известен случай, когда крупная финансовая организация приобрела известную на рынке CRM для автоматизации комплекса процессов оказания определенных видов услуг клиентам. В итоге CRM не взлетела, а руководство, потратив несколько месяцев впустую, было вынуждено искать другое решение, которым в итоге стала BPM. Я намеренно не упоминаю названия этих систем, так как пиар или антипиар не является моей целью. Да и сама ситуация эта произошла не потому, что CRM была плохая, или BPM хорошая. Просто каждое решение предназначено для выполнения определенных задач. И если бы заказчик изначально разобрался в функционале системы, да и сам вендор честно признал, что продукт не предназначен для решения поставленных задач, этого бы не произошло. Изрядно потрудившись, разработчики конечно могут допилить функционал любой системы до того, который требуется заказчику, но совершенно не ясно для чего, и кто готов тратить на это столько времени и средств.

Внимательно изучайте ИТ-системы и демоверсии, допрашивайте и пытайте менеджеров-консультантов. Хорошей вам автоматизации и обдуманных внедрений.

Источник

BPM в компании: пусть решают процессы

В вашей компании стоит CRM, ERP, BI, ECM, 1С, PM, BPM? Наверняка, хотя бы с одной из этих систем вы сталкивались как пользователь, администратор, менеджер или даже как разработчик. Особо «везучие» имели дело со всем «зоопарком» корпоративного ПО сразу. Кто работал, тот знает: проблем с этими системами немерено: от интеграции до построения новых модулей и адаптации под требования бизнеса. В лучшем случае выходит дорого и долго, в худшем — дорогостоящая система простаивает, не принося никакой пользы и тем более прибыли компании. И, кажется, нет выхода из этого порочного круга. Вот бы одну систему, да чтобы минимум программирования и максимум гибкости, и чтобы процессы в ней строить не по сложным нотациям, и чтобы работать в ней было просто приятно!

У нас для вас две новости: хорошая и так себе. Хорошая: BPM уже существует. Так себе: мало кто знает, что с этим делать.Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система
Источник

Наша команда работает с BPM несколько лет, конкретно с Pega. За это время мы реализовали несколько крупных проектов, связанных с Pega BPM, в финансовом секторе и наработали уникальную экспертизу. Будучи погружёнными в технологию, мы видим, насколько Pega популярна в мире и, увы, пока почти неизвестна в России. В общем, кто, если не мы? В своём блоге на Хабре мы открываем серию статей, в которой расскажем о Pega со всех сторон и развеем некоторые мифы, которые уже успели появиться. Мы поставили себе цель писать о технологии «человеческим» языком. Эта статья — вводная, а дальше будем погружаться в детали.

Зачем BPM бизнесу?

BPM — это концепция управления бизнесом через бизнес-процессы. Мы расскажем, как это делаем на Pega.

В любой компании есть процессы. Более того, всё происходящее является процессом: от закупки канцелярских товаров до управления строительством или организации полёта в космос. И чем рутиннее процесс, то есть чем чаще он повторяется, тем больше он нуждается в автоматизации. Автоматизация процессов влечёт за собой ряд позитивных изменений в компании:

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

Источник
Частая ошибка компаний — использовать мощный инструмент лишь частично или вообще не для того, для чего он предназначен, а потом жаловаться на низкую окупаемость. Работая с Pega, стоит доверить ей автоматизацию всех процессов — результат вы ощутите быстро.

Эти три позитивных изменения обусловлены особенностями Pega как технологической платформы. По сути Pega — даже не BPM, а новая эволюционная ветвь — iBPM, интеллектуальная система управления бизнес-процессами. В России она не так известна, а между тем за рубежом Pega стоит на вооружении крупных банков и транспортных узлов и, кстати, не покидает лидерские позиции в рейтингах Forrester и квадрантах Gartner. BPM от Pegasystems — это ещё и базовая среда разработки и моделирования, в которой можно создавать приложения, ориентированные на бизнес-процессы. Так чем определяется интеллект этой BPM-системы?

Первым ярким достижением Pega, доказавшим перспективность выбранного подхода к автоматизации банковских процессов, стал масштабный проект в ФРС США в начале 2000-х гг. В результате успешной реализации этого проекта Pega стала первой промышленной IT-системой, внедренной во всех 12 банках ФРС. Впервые по всей стране был стандартизирован один из ключевых бизнес-процессов ФРС, а количество операционных центров удалось сократить в три раза. Кроме того, заменив единственной IT-системой множество существовавших, ФРС сократила затраты на IT на миллионы долларов в год.

Среди использующих Pega компаний — лондонский аэропорт Хитроу, MasterCard, City Bank, Morgan Chase и многие другие.

Сегодня масштабные решения на базе платформы Pega успешно внедрены в десяти крупнейших глобальных банках, а также во многих лидирующих компаниях других отраслей, в том числе в лондонском аэропорте Хитроу. Благодаря этому системы управления кейсами стали широко известны и активно применяются в большинстве стран мира, в том числе и в России.

По состоянию на 2017 год, решения Pega внедрены в Сбербанке, Альфа-Банке и компании МТС.

Самое интересное внедрение платформы Pega BPM было сделано командой ЛАНИТ в Сбербанке. Были автоматизированы процессы в Операционном блоке, отвечающем за работу нескольких десятков тысяч отделений по всей стране. Удалось централизовать и упорядочить совершение клиентских операций. Большой проект был реализован в Правовом департаменте Центрального аппарата Сбербанка — работа департамента стала прозрачной, видна эффективность каждого отдельного сотрудника.

Кстати, именно кейс Сбербанка демонстрирует скорость и гибкость Pega. Только представьте: первый процесс в такой гигантской структуре был запущен уже через 3,5 месяца, а далее довольно безболезненно проводилось масштабирование по всей структуре.

Технологические преимущества

Кроме бизнес-профитов, у Pega BPM есть и технологические преимущества, которые выгодно выделяют её из гомогенного ряда корпоративных систем. Более того, нередко при внедрении Pega руководители и технари, привыкшие к паттернам взаимодействия с 1С, SAP, Oracle и проч. технологий, ощущают новую систему, как революционную и прорывную. И это происходит именно за счёт технических особенностей.

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

Источник
Pega по-настоящему многофункциональна, и вы удивитесь, насколько легко она адаптирует бизнес-процессы к любым требованиям: от потребностей банка до требований крупнейшего международного аэропорта Хитроу.

Как видите, Pega BPM полезна и понятна бизнесу. За счёт отчётности, высоких норм безопасности, возможностей интеграции, прогностической и адаптивной аналитики она абсолютно комфортна для работы компании любого типа. В общем, если вы запутались в процессах или вообще не можете назвать процессами то, что происходит в компании, внедрение подобной системы может поправить дело.

Зачем Pega сотрудникам компаний?

Сотрудники абсолютно всех компаний — от микробизнеса до транснациональных холдингов — недолюбливают внедрение корпоративных систем. И это неудивительно: они опасаются лишней ненужной работы, дополнительного контроля, формализации отношений и даже сокращений. Между тем, сотрудникам стоит транслировать все выгоды, которые они получат от внедрения системы.

Есть ли у Pega будущее и стоит ли с ней работать?

На самом деле, Pega сама по себе — будущее автоматизированных систем управления (АСУ) и корпоративных информационных систем (КИС).

Разработка под Pega, действительно, отличается от того, к чему привыкли программисты в энтерпрайзе. Pega / PRPC имеет определённые сходства с языками ООП: классы, наследование, свойства, методы, условия, деревья и т. д. Некоторые вещи, разумеется, связаны с реляционными базами данных (внутренняя база данных PRPC и внешние Oracle / SQL Server и любые другие), дебагингом, сервис-ориентированными архитектурами (SOA) и Java SDK для расширения функциональности Pega / PRPC. Также в Pega можно проектировать пользовательские интерфейсы, работать с web-компонентами. Если уж совсем обобщить, то в Pega есть разработка на любой вкус: можно создавать конфигурации, работая мышью в визуальном редакторе, а можно разрабатывать и дорабатывать компоненты на Java и Javascript, используя HTML и CSS.

Работа с Pega BPM — это перспективное направление для развития как в бизнес-аналитике, так и в разработке. При этом не стоит опасаться того, что после работы с конкретной системой вы окажетесь связанными с 2-3 компаниями на рынке — сегмент использования Pega BPM растёт и будет активно расти в будущем. Поэтому, если у вас есть опыт работы с Pega или относительно подходящий стек знаний, срочно присылайте резюме — ЛАНИТ Би Пи Эм ищет самых-самых.

Работая в действительно нетривиальных и сложных проектах, разработчики могут использовать и прокачивать свои навыки:

Что такое bpm система. Смотреть фото Что такое bpm система. Смотреть картинку Что такое bpm система. Картинка про Что такое bpm система. Фото Что такое bpm система

Источник
Главное, использовать навыки так, чтобы Pega максимально эффективно работала на заказчика. Если есть опыт работы с Pega, приходите — мы вас научим её готовить и будем вместе делать крутые бизнес-проекты.

28-летний опыт ЛАНИТ показал, что во многих технологиях мы оказались первопроходцами и визионерами. Нередко мы создаём реальность раньше рынка. Уверены, так будет и с Pega: она уже готова прийти на смену тяжеловесным сложным ERP-системам в бизнесе разного уровня. А значит, самое время присоединиться к проектам Pega — и как сотруднику, и как клиенту.

Кстати, мы нашли продакт плейсмент Pega в советском кино.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *